Научная статья на тему 'Взаимодействие Китая и России в рамках брикс'

Взаимодействие Китая и России в рамках брикс Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4840
602
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ПАРТНЁРСТВО / ПУЛ ВАЛЮТНЫХ РЕЗЕРВОВ / ИНВЕСТИЦИИ / ФОРУМ / БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марцева Татьяна Геннадьевна, Небылова Ядвига Геннадьевна

В статье рассматривается актуальное состояние политико-экономических отношений стран участниц брикс. Особое внимание уделено деловому партнерству двух наиболее сильных участниц России и Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие Китая и России в рамках брикс»

тат статистики инфляции в России показал, что процент инфляции не так уж велик. Это является благоприятным условием для развития российской экономики. Но для сохранения таких показателей необходимо принятие мер, поддерживающих экономику в целом.

Примечания:

1. Антипина О.Н. "Новая макроэкономика" информационной эпохи // Вестн. Моск. ун-та. Сер.б. Экономика. - 2010. - С. 176.

2. Гурнович Т.Г., Латышева Л.А. Проблема управления финансовыми рисками в аграрном предпринимательстве //Теоретические и прикладные аспекты современной науки : сборник научных статей по материалам Междунар. науч.-практ. конф. 31 октября 2014 года. - Ставрополь, 2014. -С. 180-185.

3. Гурнович Т.Г. Институциональное развитие российской банковской системы в условиях гло-

бализации экономики // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия "Экономика". - Майкоп, 2014. - Вып. 1.

4. Гурнович Т. Г. Конкурентные стратегии субъектов банковского предпринимательства на розничном рынке банковских услуг // Экономика и предпринимательство. Международный научный журнал. - 2014. - № 9. - С. 503-506.

5. Егоров Э.М., Воронин М.А., Скляров И.Ю., Склярова Ю.М. Проблема совершенствования кредитно-финансовой сферы // Финансово-экономические проблемы региональной экономики : сб. трудов Международной научно-практической конференции "Взаимодействие финансового и реального секторов экономики" по материалам научного семинара преподавателей и магистрантов. - 2013. - С. 102-107.

6. Центральный банк Российской Федерации -режим доступа http://cbr.ru/

7. Федеральная служба государственной статистики - режим доступа http://www.gks.ru/

INTERACTION BETWEEN CHINA AND RUSSIA AS PART OF THE BRICS Martseva Tatiana Cennadievna, PhD of Economics, Senior Professor E-mail: kaiipso-dream@mail.ru

Nebylova Jadwiga Gennadievna, PhD of Economics, Senior Professor E-mail: nebyiova@mail.ru

Chair of Computer Science and Mathematics, Kuban State University (branch), Novorossiysk

The article discusses the current state of political and economic relations between the BRiCS member countries. Particular attention is paid to the business partnership between the two most powerful member states - Russia and China.

Keywords: finance; cooperation; partnership; pool of foreign exchange reserves; investment forum; business.

УДК 339.5

© Марцева Т.Г., 2015 © Небылова Я.Г., 2015

МАРЦЕВА Татьяна Геннадьевна, кандидат экономических наук, доцент

kaiipso-dream@maii. ru

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КИТАЯ И РОССИИ В РАМКАХ БРИКС

В статье рассматривается актуальное состояние политико-экономических отношений стран участниц БРИКС. Особое внимание уделено деловому партнерству двух наиболее сильных участниц - России и Китая. Ключевые слова: финансы; сотрудничество; партнёрство; пул валютных резервов; инвестиции; форум; бизнес.

I

БРИКС является аббревиатурой ассоциации пяти основных развивающихся национальных экономик: Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. Группа была первоначально известна как "БРИК" перед включением Южной Африки в 2010 году. По состоянию на 2013 год, пять стран БРИКС представляют почти 3 миллиарда человек, общий номинальный ВВП стран составляет 16,039 трлн долл., а величина комбинированных валютных резервов - 4 трлн долл. В настоящее время ЮАР председательствует в группе БРИКС и провела пятый саммит группы в 2013 году. Страны БРИКС получают как похвалу, так и критику от многочисленных экспертов [1].

Форум БРИКС, независимая международная организация поощрения коммерческого, политического и культурного сотрудничества между народами стран БРИКС, был сформирован в 2011 году. В июне 2012 года страны БРИКС пообещали выделить 75 млрд долл., чтобы повысить кредитный потенциал Международного валютного фонда (МВФ). Тем не менее, выделение этих денег было обусловлено

реформой структуры МВФ. В конце марта 2013 года во время пятого саммита БРИКС в Дурбане, ЮАР, страны-участницы договорились о создании глобального финансового института, который бы конкурировал с доминирующими западными институтами МВФ и Всемирным банком. После саммита БРИКС заявили, что они планируют завершить приготовления к созданию нового банка развития к 2014 году.

В ходе саммитов БРИКС были подписаны совместное заявление стран БРИКС по глобальной продовольственной безопасности, ряд межгосударственных договоров. Поднимались важнейшие вопросы: преодоление последствий кризиса, и создание нового финансового порядка в частности, права на большее влияние в таких международных организациях, как Всемирный банк и МВФ. По итогам III саммита была подписана совместная декларация, в которой были сформированы основные направления мировой политики и план действий на ближайший год. Страны договорились об экономическом взаимодействии с использованием национальных валют. IV саммит БРИКС был посвящен проблемам глобальной экономики, антикризисным мерам, а также проблеме урегулирования ситуации вокруг Сирии и Ирана. Также стороны обсудили возможности создания совместного банка развития и механизмы сближения своих фондовых площадок. Президент РФ Д. Медведев (ныне Премьер-министр Правительства РФ) на саммите рассказал о своем видении стратегической цели БРИКС. Это, по его словам, "постепенная трансформация БРИКС в полноформатный механизм взаимодействия по важнейшим вопросам мировой экономики и политики". Идея создания нового всемирного банка развития означает, прежде всего, постепенный отказ от евро и доллара в расчетах между странами и предусматривает процесс укрепления национальных валют. Президенты стран БРИКС дали поручение своим министрам финансов изучить реализуемость и жизнеспособность этой инициативы.

По итогам V саммита БРИКС, прошедшего в Дурбане (ЮАР) в марте 2013 года, обнародована Этеквинская декларация и Этеквинский план действий. В декларации дана оценка текущей мировой политической и экономической ситуации, отражены общие подходы стран БРИКС по актуальным вопросам многостороннего сотрудничества. План действий конкретизирует работу БРИКС на предстоящий год, а также включает новые перспективные направления взаимодействия [6].

В июле 2014 года состоялся Саммит БРИКС - деловой форум в бразильской Форталезе. Страны-участницы группы подписали соглашение о создании банка развития, который должен стать альтернативой Всемирному банку и Международному валютному фонду. Создание банка БРИКС станет важным шагом на пути изменения глобальной финансовой архитектуры. Банк будет иметь первоначальный разрешенный капитал в 100 млрд долларов и подписной капитал в размере 50 млрд долларов, который в равной степени распределяется между учредителями. Банк будет специализироваться на инфраструктурных проектах на территориях стран-участниц БРИКС. При этом банк открыт к принятию новых членов из числа стран, состоящих в ООН.

Кроме того, на саммите был подписан меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между экспортно-кредитными агентствами стран БРИКС. Меморандум позволит бизнесу пяти стран снизить риски при выборе проектов и партнеров. Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) выступил с инициативой создания специально-

НЕБЫЛОВА Ядвига Геннадьевна, кандидат экономических наук, доцент

п еЬу/о уа@таИ. г и

кафедра Информатики и математики, Кубанский государственный университет (филиал), Новороссийск

го фонда, который бы вкладывался в инфраструктурные проекты стран БРИКС. Инфраструктурный фонд стран БРИКС, как предполагается, будет официально сформирован через год, когда саммит БРИКС будет принимать Россия. Место проведения саммита - Уфа в 2015 году. Общий объем средств фонда может составить от $2-3 млрд с перспективной увеличения.

На Россию, Бразилию, Индию, Китай и Южно-Африканскую Республику уже приходится 11% накопленных капиталовложений и почти 20% мировой торговли [2]. Растет товарооборот и между странами БРИКС - за последние пять лет этот показатель практически удвоился. По данным МВФ (2014 г.), на долю этих пяти стран приходится 26,7% земной суши, 42% населения планеты, 28,3% мирового ВВП, 22% добычи нефти, 60,4% производства стали, 39% с/х производства в денежном выражении, 39% лесов Земли, 23% численности всех регулярных армий мира.

Таблица 1 - Динамика ВВП развитых стран и стран БРИКС, % [б]

2010 2011 2012 2013 2014(оценка) [31

Весь мир 5,3 3,9 3,5 3,9 4,04

США 3,0 1,7 2,6 2,3 1,07

Еврозона 1,9 1,5 -0,3 0,7 1,28

Япония 4,4 -0,7 2,4 1,5 1,41

БРИКС

Россия 4,3 4,3 4,0 3,9 3,78

Китай 10,4 9,2 8,0 8,5 8,24

Индия 10,8 7,1 6,1 6,5 6,23

Бразилия 7,5 2,7 2,5 4,6 4,04

ЮАР 2,9 3,1 2,6 3,3 3,35

В среднем 7,2 5,4 4,6 5,4 5,1

Наиболее крупными представителями в пятерке стран выступают Россия, Бразилия и Китай. Потенциал взаимодействия России и Китая в БРИКС способен решать стратегические задачи глобального масштаба.

Таблица 2 - Экономические показатели стран БРИКС по состоянию на 18 августа 2014 г.

Страна ВВП, млрд USD изменение ВВП, год, % изменение ВВП, квартал, Процентная ставка, % Уровень инфляции, % Уровень безработицы, % Долг в % к ВВП Население, млн чел.

Китай 9 240 7,5 2 6 2,3 4,1 22,4 1 354,04

Бразилия 2 246 1,9 0,2 11 6,5 4,9 56,8 193,94

Россия 2 097 0,8 -0,3 8 7,5 4,9 13,41 143,35

Индия 1 877 4,6 2,1 8 7,96 5,2 67,72 1 233

ЮАР 351 1,6 -0,6 5,75 6,6 25,5 46,1 52,2

Совокупный объём ВВП стран БРИКС составляет 15 трлн 811 млрд долларов. На первом месте с показателем 9 трлн 240 млрд долларов находится Китай, на втором Бразилия -2 трлн 246 млрд долларов, Россия занимает третью строчку с показателем 2 трлн 97 млрд

долларов, на четвертом месте находится Индия с показателем 1 трлн 877 млрд долларов и замыкает пятёрку Южно-Африканская Республика с показателем 351 млрд долларов.

Быстрое политическое сближение двух стран началось в 1980-х годах после восстановления дружественных и добрососедских отношений. Особое значение это приобрело во время кризиса России образца 1990-х годов, давшего старт приграничному сотрудничеству. А заключенный в 2001 г. российско-китайский договор "О добрососедстве, дружбе и сотрудничестве" создал стабильную правовую базу углубления и развития отношений стратегического партнерства и сотрудничества между двумя странами. Несомненно, объединяющим фактором в данном случае можно назвать взаимодополняемость национальныххо-зяйств и географическая близость стран, которые и определили будущие, наиболее перспективные направления экономического диалога двух стран.

Вопросы координации Россией политики в сфере международных отношений со своим крупнейшим стратегическим партнером - Китаем -становятся все более актуальными. Неслучайно в сентябре 2010 года в Пекине Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев и Председатель Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао впервые в истории выдвинули совместную инициативу по укреплению безопасности и сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), получившую значительный международный резонанс. Не осталось в стороне, начатое в 1990-х годах, приграничное сотрудничество двух стран. Оно не только играет важную роль в продвижении социально-экономического развития сопредельных регионов, но и гармонизирует развитие экономик, способствует добрососедскому сотрудничеству.

За последние годы на приграничный рынок, вместе со средними и малыми предприятиями, вышли крупные российские и китайские компании, в отношениях между которыми возникла правовая, контрактная и договорная основа. В результате приграничная торговля приобрела тенденцию к росту. Улучшается ее

товарная структура, а вместе с ней инвестиционное и технико-экономическое сотрудничество между приграничными регионами.

Поддерживаемое властями двух стран, такое сотрудничество лишь увеличивает номенклатуру и качество взаимовыгодных услуг и сотрудничества. Так, в июле 2014 г. Игорь Слю-няев, министр регионального развития России, встретился с Баинь Чаолу, губернатором китайской провинции Цзилинь (Гирин), расположенной на границе с РФ, Ли Хуэем, послом КНР и группой китайских бизнесменов. Стороны отметили важность совместного строительства порта Зарубино в Приморском крае, через который грузы из Цзилиня будут поступать в южные провинции КНР. Также российский министр пригласил китайских партнеров к созданию совместных предприятий по производству стройматериалов, в частности, цемента, очень востребованных в России в связи с массовым строительством жилья и дорог. В свою очередь, китайский губернатор предложил создать совместную туристическую зону России, КНР и КНДР. Эти планы были поддержаны российской стороной [7]. Перспективным будет сотрудничество в сфере сельского хозяйства, поскольку провинция Цзилинь является ведущей в Китае по производству зерна. В качестве приоритетных сфер сотрудничества Баинь Чаолу также назвал логистику, транспорт, производство стройматериалов.

У сотрудничества между регионами России и Китая также огромные перспективы. Можно выделить несколько важных направлений, по которым планируется расширять сотрудничество с КНР. В производственном секторе это химия, машиностроение, а также строительство транспортного коридора "Западный Китай-Европа". Планируется сотрудничество в области нефтедобычи, геологоразведки, науки, обмене технологиями и продукцией.

Значимой составной частью взаимовыгодного сотрудничества являются обмены культурными и научными делегациями с китайской и российской стороны. В свою очередь китайская сторона также прилагает определенные усилия по активизации взаимодействия двух стран. В этой связи стоит обозначить одну из ключевых отраслей экономики - сельское хозяйство.

Россию и Китай объединяют множество факторов. Это, как и прямое сотрудничество в русле взаимодействия непосредственно двух стран, так и участие в общих политических и экономических площадках, таких как ШОС и

БРИКС. Только Россия и Китай (из состава БРИКС) являются одновременно государствами-членами и геоэкономического союза БРИКС и геополитического блока ШОС. Тем самым между двумя державами переплетается большое количество интересов. Совместные цели лежат в области увеличения товарооборота двух стран, укреплении безопасности на континенте, а также в вопросах формирования независимости от стран Запада.

В данный момент экономика в развивающихся странах (не только в странах БРИКС) растет достаточно быстро, что позволяет решать свои проблемы России - как экономические, так и внешнеполитические, - с участием этих государств. В мировом ВВП и Китай, и Индия, и Бразилия, и Россия входят в первую десятку стран мира, и процесс их ускоренного развития будет нарастать. США и Западная Европа теряют свое влияние в мире, в том числе экономическое - их доля ВВП в мировом производстве в процентном отношении сокращается.

Кроме того, присутствует и субъективный фактор, связанный с целым рядом санкций, ка-саемых должностных лиц, которым запрещают въезд в страны Евросоюза, что способствует развитию взаимодействия с Китаем, Индией и прочими странами БРИКС, которые также испытывают некоторое давление и ограничения с позиции Евросоюза и США. Поэтому происходящая интеграция - объективный процесс, и в значительной степени он спровоцирован недальновидной политикой Запада, который "изолирует" себя от остального мира.

По объемам экономического сотрудничества с КН Р Россия не может сра вн и ваться с американской стороной или с ЕС. Но с точки зрения представлений о мире, у Москвы и Пекина много точек соприкосновения. И это одна из характерных черт современного этапа развития: где-то у США с Китаем существуют близкие отношения - отношения экономической взаимозависимости, нона политическом уровне позиция КНР гораздо ближе к России.

Эксперты часто отмечают, что КНР придерживается во внешней политике принципов прагматизма, поэтому предпочитает избегать союзов, альянсов и т.д. Россия, в свою очередь, на фоне украинских событий, была фактически устранена из С8, обострились отношения с НАТО и ЕС. В этих условиях БРИКС может стать весомой альтернативой вышеупомянутым блокам - в первую очередь, в экономической сфере. Жесткие структуры, подобные НАТО, в силу своих организационных принципов, не

Ю

гН

О си

ь-

О-<

=7^

Ё

33

могут гибко реагировать на внешние вызовы: они требуют делегирования в части суверенитета от входящих в них государств. В результате высокая бюрократическая инерция не позволяет успевать за быстро меняющейся ситуацией. БРИКС, в этом отношении, представляет собой площадку конструктивных деловых отношений между крупными государствами, которые принадлежат к различным цивилизациям и являются лидерами в своих регионах. Со временем БРИКС может стать параллельной ОП структурой - этому есть экономический, политический потенциал, существуют привлекательные перспективы для реализации совместных проектов.

Обе страны принадлежат к большому евразийскому пространству и история развития России и Китая на протяжении столетий подталкивает и демонстрирует успех политики конструктивных договоров по сравнению с политикой принуждения и ограничения, применяемой США по отношению к своим партнерам. Несмотря на то, что Россия сейчас слабее, чем был Советский Союз на международной арене, сохранились традиции использования не военных, а экономических сил в качестве инструмента. Это принципиальное отличие не только России и Китая, но и в целом евразийского мышления от западного. Это можно подтвердить десятками примеров, например подписание соглашения о поставках газа. Переговоры шли годами и подписанный договор - довольно серьезный компромисс как для нашей страны, так и для Китая.

Хотя существует точка зрения, что последний масштабный газовый проект между Россией и Китаем является неоднозначным и может привести к китайской экспансии на Дальнем Востоке. Но, с другой стороны, есть ряд специалистов, которые считаюттакой сценарий развития маловероятным. В Китае растет уровень жизни, уже несколько лет назад средняя зарплата в городах сравнялась, а затем и превысила российские показатели. А поскольку трудовая миграция происходит, как известно, по экономическим причинам, то не имеет смысла ехать в Россию, если здесь платят меньше.

Также опасения китайской экспансии связаны с представлениями о перенаселенности Китая. Но в результате политики ограничения рождаемости, которая проводится в Китае уже более 30 лет, уже через 10 лет КНР будет испытывать острый дефицит трудовых ресурсов. В связи с этим два года назад произошло значительное смягчение политики ограничения рож-

даемости. В Китае основной проблемой является дефицит природных ресурсов, но в будущем КНР может найти решение путем использования экономических методов.

Также российско-китайские отношения могут способствовать становлению юаня как мировой резервной валюты. Китай обладает крупнейшими вмирезолотовалютными резервами, но в силу сложившейся мировой финансовой системы, они эмитированы в американских долларах, американских ценных бумагах и т.д. И чтобы Китай мог на международной арене реализовывать свой экономический и финансовый потенциал, ему необходимо, чтобы юань стал конвертируемой валютой. Но это сложный и длительный технический процесс, и сейчас Китай стремится к тому, чтобы юань стал региональной валютой - поэтому очень много операций в КНР переводится на расчеты в национальной валюте.

Китай, как и Россия, считаются одними из основных игроков, способных повлиять на ситуацию на Корейском полуострове. Для КНДР одна из главных проблем - экономическая, и ее трудно решить, в том числе из-за международной изоляции. Несколько лет назад Китай стал активно восстанавливать традиционные связи с КНДР, позднее к этому процессу присоединилась и Россия. Достаточно сказать, что недавно при участии РЖД завершилась модернизация северокорейского участка железной дороги, которая связывает с Транссибом северокорейский порт Раджин. Помимо этого, существуют проекты поставок газа и электроэнергии в Южную Корею через территорию Северной, что автоматически подключит КНДР к экономической деятельности в регионе и будет способствовать решению экономических проблем страны. То есть, речь идет именно о вовлечении Северной Кореи в нормальную международную экономическую жизнь.

Помимо выполнения соглашения по строительству газопровода и по поставкам газа можно выделить и другие перспективы в российско-китайских отношениях. Это, прежде всего, те высокотехнологичные области, где сильные позиции занимают США и страны Западной Европы и в которых они не готовы идти на сотрудничество (например, создание даль-немагистрального самолета). В любой области, в которой у России существует солидный научно-технический задел, есть перспективы для сотрудничества, например, атомная энергетика, космические технологии и т.д.. Хорошие перспективы имеет также сотрудничество в новейших для всего мира областях знания -

нано-, био-, инфо-технологии. Эти направления будут развиваться, поскольку существующая модель торговых отношений, при которой российские ресурсы идут в обмен на китайскую готовую продукцию, не вполне устраивает Россию и, вероятно, не будет соответствовать мировым тенденциям будущего.

Китай и Россия - крупнейшие соседи, двусторонние отношения которых вступают в новую стадию развития. Укрепление всестороннего стратегического взаимодействия между Китаем и Россией и использование преимуществ политического и экономического союза стран в рамках БРИКС являются основной целью взаимодействия двух держав.

В Китае в настоящее время проходит всестороннее углубление реформ и продвижение индустриализации нового типа, информатизация, урбанизация и модернизация сельского хозяйства. В свою очередь в России существенно улучшается инвестиционная среда, всесторонне реализуется стратегия модернизации экономики с целью повышения ее конкурентоспособности. Это способствует повышению уровня открытости, расширению доступа иностранных капиталов к китайскому рынку и предоставления отечественным предприятиям больше самостоятельности в ведении за рубежом инвестиционной деятельности. Следствием этого в будущем может стать расширение диапазона совпадающих интересов, углубления взаимодействия в различных областях и установления между собой самых тесных экономических связей.

Блестящим моментом в китайско-российском взаимодействии стало инновационное сотрудничество. Перед странами стоят актуальные задачи изменения структуры экономики и трансформации модели развития, и в этой связи необходимо выработать новую модель взаимодействия и расширить сферы сотрудничества.

Таким образом, БРИКС является площадкой не только для многостороннего сотрудничества, но и большого количества двусторонних соглашений, в том числе в формате Китай-Россия. БРИКС заслужили внимание во время прошлого саммита в Бразилии в середине июля, когда заявили о создании экономического альянса, представляющим вызов мировому экономическому сообществу. Тогда они ввели в действие две новаторских организации с намерением соперничать с Международным Валютным Фондом, где доминируют США и европейцы - соглашение о резервном фонде с первоначальным капиталом $100 миллиардов,

который будет доступен для членов БРИКС в случае нужды в финансировании, и новый Банк Развития с полностью легализованным капиталом $100 миллиардов, открытый для всех членов ООН. Обе организации нацелены на слом глобальной хватки Севера над финансами и развитием. Но хотя страны БРИКС пояснили свое желание ослабить контроль над глобальной экономикой со стороны США и Европы, им придётся столкнуться с некоторыми серьёзными проблемами в рамках национальных экономик.

Эксперты отмечают, что в последнее время центр экономической жизни постепенно смещается из развитого севера к развивающемуся югу. То есть, из США и Евросоюза в сторону Азии, Африки и Южной Америки Из года в год наращивая ВВП, именно развивающиеся страны становятся источником мировой экономической стабильности.

Сейчас у стран БРИКС есть то, чего катастрофические не хватает Европе и США, - деньги. В то время как развитые страны утопают в долгах, государства альянса имеют в своих запасниках внушительные финансовые ресурсы. Китай обладает крупнейшими в мире золотовалютными резервами, которые оцениваются в 3,86 триллиона долларов (декабрь 2013 года). У России - 494,6 миллиардов долларов (6-е место, март 2014 г.), у Бразилии - 362,691 миллиардов (8-е место, февраль 2014 г.), у Индии -291,07 миллиардов (11 место, январь 2014). Таким образом, совместный резервный запас БРИКС составляет более 5 триллионов долларов. В условиях острой необходимости денежных вливаний США и Евросоюз стараются привлечь на односторонне выгодных условиях кредиты и инвестиции стран БРИКС. В обмен на денежные вливания участницы молодого альянса стремятся усилить свое влияние в мировых финансовых структурах, которые определяют развитие мировой экономики[10].

На сегодняшний день таких организаций две: Всемирный банки Международный валютный фонд. Первый - негласно подконтролен США, второй - объединённой Европе. Выходцы из этих стран традиционно занимают там ключевые посты. Однако в последнее время страны БРИКС стали всё решительнее претендовать на эти места. В ближайшее время может увеличиться число квот для стран БРИКС и в Международном валютном фонде.

Квота в Международном валютном фонде - это величина взноса страны в общий капитал Фонда и одновременно ее доля в общем количестве голосов, которые учитываются при

Ю

гН

О си

ь-

О-<

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

=7^

Ё

35

принятии различных решений. Размер квоты определяет возможные объемы кредитов, на которые может рассчитывать страна. Естественно, что квота определяет возможность страны реально влиять на политику этой международной финансовой организации. Пока наибольшая квота в Фонде в размере 17,08% принадлежит Соединенным Штатам. Это дает им возможность блокировать неугодные решения, так как для принятия любого решения необходимо не менее 85% голосов. Далее по величине квот страны располагаются следующим образом (в процентах): Япония - 6,13; Германия - 5,99; Великобритания - 4,95; Франция - 4,95; Саудовская Аравия - 3,22; Китай - 2,94; Россия - 2,74. 15 стран-членов Европейского союза в совокупности обладают квотами в 30,3%. Все страны "золотого миллиарда" (29 государств, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития) - 60,35%. Остальные страны, составляющие 85% общего числа стран-членов, располагают квотами в 39,65%. Очевидно, что такая раскладка квот делает Фонд институтом, действующим в интересах "золотого миллиарда" [4].

Пересмотр квот все еще базируется на традиционной формуле расчета долей стран. Доля страны определяется на основе учета таких показателей, как: 1) ВВП, 2) "открытость" экономики, 3) "экономическая изменчивость", 4) международные резервы. При этом показатели "взвешиваются", их доли при расчете равняются, соответственно, 50%, 30%, 15% и 5%.

Очевидным стало несоответствие нынешнего расклада сил в мировой экономике сложившемуся уже давно принципу распределения квот в Фонде. Наиболее динамично развивающиеся страны - группа БРИКС, куда входит Россия. БРИКС является главным инициатором пересмотра формулы расчета квот- рассчитывать квоты на основе одного показателя - ВВП. Менее всего заинтересованы в таком пересмотре страны Европы и Япония. Особенно учитывая нынешнее тяжелейшее положение (долговой кризис) Европы, когда она ищет деньги по всему миру, в том числе в МВФ, для того, чтобы рефинансировать растущие государственные долги. Ей и так стало крайне сложно выбивать новые кредиты в Фонде, поскольку на протяжении 2010-2013 гг. он выдавал непропорционально большое количество кредитов именно странам Европы.

По итогам последних решений по реформе МВФ (саммит "двадцатки" в Сеуле, ноябрь 2010 года) ожидается существенное увеличение доли квот (14-й общий пересмотр квот) стран с

формирующимся рынком, прежде всего стран БРИКС, совокупный вес которых должен увеличиться на 3,46% и составить в итоге 14,18% (порог в 15% позволяет блокировать в МВФ практически все важные решения). Таким образом, все государства БРИКС, включая Россию, войдут в десятку крупнейших акционеров МВФ.

Тем не менее, несмотря на радужные перспективы для альянса, многие аналитики относятся к БРИКС скептически. Они считают, что этот союз по большому счёту объединяеттоль-ко одно - противостояние мировому господству США. В остальном же интересы у государств, входящих в БРИКС, полярно расходятся, поэтому скоро альянс даст трещину. Среди основных противоречий выступают полярные интересы в области путей экономического развития стран участниц группировки.

Так, например, Россия как экспортёр нефти заинтересована в том, чтобы цены на неё были высокими. Остальным странам, особенно про-мышленно развитому Китаю, более выгодно дешевое топливо.

В то же самое время Китай сейчас - явный лидер на товарных и финансовых рынках, и у него нет особых причин, чтобы вытягивать менее успешных соседей. Этот промышленный гигант благополучно сотрудничает с Европой и США, экспортируя туда свои товары, и гораздо более заинтересован в том, чтобы покупательская способность в этих странах не падала, чем в развитии экономики БРИКС.

При этом велика зависимость альянса от западного финансирования.. Китай сейчас занимает первое место по объемам приобретения госзаймов США. Поэтому это государство абсолютно не заинтересовано в окончательном падении американской экономики. Кроме того, хотя официально Китай и не скупает долговые обязательства Европы, в золотовалютных резервах страны доля евро растёт. Это означает, что негласно Китай всё-таки приобретает европейские активы и, соответственно, так же вынужден будет поддерживать евро, чтобы не потерять свои вложения.

Российский резервный фонд также вложен в облигации США и некоторых стран Европы, поэтому и мы зависим от благополучия этих стран. Так что удар по доллару, который вроде как готовят страны БРИКС, может на самом деле оказаться чисто символическим.

Именно создание собственного Банка развития станет проверкой на прочность альянса. Их единодушие может будет утеряно практически сразу, кактолько встанет вопрос, кому

возглавить новую структуру. Очевидно, что масштабные резервы Китая позволят ему претендовать на место главы Банка, с которым Россия и Индия вряд ли согласятся.

Новая мировая кредитная организация скорее всего не сможет сразу создать серьёзную конкуренцию Всемирному банку, поскольку не имеет опыта в предоставлении подобных услуг, к тому же пока развивающиеся страны поддерживаются Всемирным банком. Так, Индия например, получила от него различные займы на общую сумму 42 миллиарда долларов.

Кроме того, внутри БРИКС существуют и определенные политические противоречия, в первую очередь связанные с настороженным отношением стран к Китаю как самому сильному участнику. Для России это главный конкурент за влияние в Азии, на те же ведущие позиции претендует и Индия. Одновременно Бразилия и Индия являются антагонистическими соперниками в борьбе за получение места в Совете Безопасности ООН, где, как известно, главную роль играют Соединённые Штаты Америки. Так что полного единства среди стран-участниц БРИКС не наблюдается.

Впрочем, как бы то ни было, растущее влияние этого блока явно тревожит Запад. В решении некоторых вопросов экономико-политического толка страны БРИКС явно не лоббируют интересы Запада и тем самым создает угрозу гегемонии отдельных стран. После саммита в Дели даже зазвучали предложения сделать Россию полноправным партнёром ЕС и провести отдельно переговоры с Бразилией - то есть расколоть блок. Уже есть случаи конфронтации с Западом - совместными усилия страны БРИКС не дали развернуться военной компании против Сирии и не стали накладывать эмбарго на иранскую нефть. Так что

если страны альянса, несмотря на все противоречия, научатся искать компромиссы, этот блок может стать вполне серьезным игроком как в мировой политике, так и в экономике.

Примечания:

1. БРИКС. Страны БРИКС - Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР// Информационный портал РИА новости. - Режим доступа: http://www.ereport.ru/ articles/ecunions/brics.htm

2. БРИКС ответил Обаме// Информационный портал gazeta.ru. - Режим доступа: http://www.gazeta. ru/business/2014/07/16/6115573.shtml

3. ВВП стран мира на 2014 год (прогноз-оценка) / / Информационный портал Все рейтинги. - Режим доступа: http://total-rating.ru/209-vvp-stran-mira-na-2014-god-prognoz-ocenka.html

4. Как поделить МВФ? // Информационный портал Свободная пресса. - Режим доступа: http:// svpressa.ru/society/article/73427/

5. Марцева Т.Г. Особенности интеграционного взаимодействия стран БРИКС в современных условиях//Аспирант. - 2014. - №3. - С. 88-92.

6. Об организации// Информационный портал Офис-группа I1IOC, БРИКС. - Режим доступа: http:/ /ufa2015.ru/brics/

7. Россия-Китай: О перспективах силы и прочности // Информационный портал aftershock.su. -Режим доступа: http://aftershock.su/?q=node/ 250658

8. Самохина Г.В. Потенциал и перспективы становления финансовой среды в России // Вестник Института дружбы народов Кавказа Теория экономики и управления народным хозяйством. -2014,-№1 (29).-С. 24.

9. Спирина С.Г. Финансовая устойчивость экономики региона в призме мировых финансовых кризисов // Вестник Института дружбы народов Кавказа. Теория экономики и управления народным хозяйством. - 2014. - № 1 (29).- С. 19. Ю.Страны БРИКС бросают вызов нынешнему мировому порядку // Информационный портал По-солькский приказ. - Режим доступа: http:// www.posprikaz.ru/2012/04/strany-briks-brosayut-vyzov-nyneshnemu-mirovomu-poryadku/

LO

i-H

О cu

hQ-

<

=7^

E

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.