Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 2 (2), с. 160-163
УДК 001.895
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ И БИЗНЕСА КАК ПРЕДПОСЫЛКА ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО УКЛАДА ЭКОНОМИКИ
© 2012 г. И.Г. Куфтырёв
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
Поступила в редакцию 15.05.2012
Рассмотрены вопросы развития инновационного потенциала и инфраструктуры исследовательского университета как системообразующего элемента инновационной экономики. Определены предпосылки для трансфера технологий исследовательским университетом в реальный сектор экономики. Дана оценка преимуществ и проблем взаимодействия вузов и бизнеса.
Ключевые слова: трансфер и коммерциализация технологий, исследовательский университет, инно-
вационная инфраструктура вуза.
Потенциал современного исследовательского университета способен обеспечить эффективный трансфер технологий. Однако это возможно только в том случае, если, во-первых, сам университет рассматривать как открытую систему взаимодействия с внешними партнерами, в первую очередь с промышленными предприятиями, и, во-вторых, если вуз обладает инфраструктурой поддержки трансфера технологий и инновационной деятельности.
Мировая практика коммерциализации результатов научных фундаментальных исследований свидетельствует, что классические университеты имеют значительный потенциал для реализации себя как системообразующих элементов инновационной экономики. Данная реализация возможна через процесс трансфера технологий. Трансфер технологий следует понимать как компонент процесса трансфера знаний, обеспечивающий перенос новых технологий от создателей к пользователям. В целом, деятельность вуза в процессе трансфера технологий, на наш взгляд, следует рассматривать как реализацию потенциала, заложенного в так называемом треугольнике знаний, объединяющем образование, научные исследования и инновации.
Если отличительной чертой современного классического университета является предоставление образовательных услуг по широкому спектру направлений профессиональной подготовки, то своеобразной «визитной карточкой» исследовательского университета является именно способность к эффективной коммерциализации научно-исследовательских разработок и технико-технологических решений. Как это
ни странно, но данная функция - проведение исследований и их последующая коммерциализация - является совершенно новым вызовом для университетов России.
Экономика, основанная на знаниях, нуждается в наличии многоотраслевых сетей организаций, участвующих в самых разных аспектах хозяйственного процесса. Так, например, в развитых странах Европы и в США подобным структурам оказывается мощная финансовая поддержка. Это обусловливает необходимость тщательного мониторинга направления и использования государственных инвестиций, а также определение наиболее перспективных сфер взаимодействия бизнес-структур и учреждений высшего образования. Сотрудничество бизнеса и институтов высшего образования является залогом результативности технологических инноваций, помогая бизнесу развивать свои динамические возможности с учётом новых форм конкурентных преимуществ.
Основными выгодами подобного сотрудничества можно назвать:
1) усиление роли в развитии региональной и национальной экономики;
2) финансирование с относительной свободой использования средств;
3) возможность реального применения разрабатываемых идей;
4) доступ к высокотехнологичному оборудованию;
5) возможность поощрения и стимулирования собственных сотрудников путём премирования и назначения стипендий.
В России на текущий момент не сформирован системный подход к выводу технологий,
Т ехвологнчес кий коридор идея - рынок Шея НИР НИОКР Прототип Малая серия Серии вое производство Рынок
Проведение исследовании X X X X X
Кадровое обеспечение X X X X X X X
Экспертиза коммерческого потенциала проектов X X X X X
Маркетинг X X X X X X
Защита интеллектуаль- ной собственности X X X X X X
Трансфер технологий X X X X X X
Бкгаес- кнкубирование X X X
Прямой менеджмент малых инновационных предприятий X X X
Привлечение инвестиций X X X X X
Коучинг X X X
Консалтинг X X X X X X X
Норм ат иен о-иетодичеспм обеспечение X X X X X X
Те та о логическая поддержка X X X
Рис. Инфраструктурная поддержка трансфера технологий Источник: Инновационно-технологический центр ННГУ, 2011 г.
созданных на базе вузов, на рынок; вузы не обладают практическим опытом коммерциализации технологий. Законодательная основа данного процесса еще только формируется, в частности с вступлением в силу в 2009 г. Федерального закона № 217-ФЗ, по которому вузы получили право самостоятельно создавать хозяйственные общества, применяющие результаты интеллектуальной деятельности университетов. Именно успешная реализация функции трансфера технологий исследовательским университетом является критическим фактором формирования инновационной системы региона.
Благоприятными «фундаментальными» предпосылками для трансфера технологий исследовательским университетом могут выступать:
— широкий и актуальный диапазон технологий, научных исследований;
— высокий уровень получаемых фундаментальных результатов;
— наличие учебно-научных циклов мирового уровня;
— большое число публикаций в отечественных и зарубежных журналах (весомый индекс цитирования).
С другой стороны, один из самых серьезных барьеров для технологического трансфера - это так называемый «технологический разрыв», когда уровень «зрелости» университетских разработок недостаточен для немедленного использования промышленными предприятиями.
Если рассматривать этот разрыв на примере классической «линейной» модели инновационного процесса «от идеи к продажам», то он приходится на стадию опытно-конструкторских разработок, создания прототипа и малосерийного производства. Как видно на рисунке, именно эти три стадии являются самыми насыщенными в плане той поддержки, которая должна существовать в процессе технологического трансфера.
Поэтому для ликвидации «технологического разрыва» необходимо на качественно новый уровень вывести проведение опытно-конструкторских и технологических работ, в частности проводить их на базе специализированных малых инновационных предприятий при вузе; создать условия для изготовления прототипов, опытных образцов и малых серий инновационной продукции; установить эффективное взаимодействие между участниками инновационного процесса, а также обеспечить все этапы жизненного цикла инновационной продукции комплексной инфраструктурной поддержкой.
Внедрение и коммерциализуемость результатов исследований наталкивается также и на ряд проблем, связанных со стереотипом мышления профессорско-преподавательского состава:
— отсутствие осознания необходимости внедрения результатов разработок на благо экономического развития, а также отсутствие опы-
та большинства преподавателей и научных работников во внедрении научных результатов в реальный сектор экономики;
— иногда завышенное мнение о своих результатах, связанное со слабой информированностью о ситуации на рынках страны и мира;
— неумение адекватно оценить коммерциа-лизуемость своего продукта;
— нацеленность на публикацию, а не на патентование своих результатов;
— недостаточная связь с промышленностью, что затрудняет внедрение результатов в производство;
— слабость реальной кооперации внутри университета, что обусловлено недостаточным обменом информацией в ряде подразделений вуза;
— недостаточное количество молодых ученых среди руководителей проектов.
Одним из механизмов реализации института трансфера технологий на базе вуза является бизнес-инкубирование, которое, в свою очередь, способно обеспечить организационную и инфраструктурную поддержку малым инновационным компаниям, создаваемым при вузе.
Во-первых, бизнес-инкубатор представляет собой по сути неотъемлемую часть университета, при этом имея собственную инфраструктуру, и поэтому способен эффективно содействовать развитию собственных инновационных решений, представляющих результат научной деятельности ученых вуза. Во-вторых, инкубатор проводит активную работу по привлечению внешних компаний, которые стремятся развивать свою инновационную деятельность именно на его территории и взаимодействуя со специалистами вуза, специализирующимися в соответствующей сфере, что, в свою очередь, создает синергетический эффект от их взаимодействия и снижает риски, характерные для вывода инноваций на рынок.
Другим важным механизмом трансфера знаний и технологий может выступать создание различных маркетинговых моделей взаимодействия университета с внешними стейкхолдерами, в частности с компаниями реального сектора экономики. Причем эти модели являются интерактивными, т.е. подразумевают инициирование сотрудничества по трансферу технологий с обеих сторон. Обширный международный опыт, например в Великобритании и США, свидетельствует об эффективности такого взаимодействия. Конкретные его формы могут осуществляться по следующим направлениям:
• заказчиками исследований выступают непосредственно частные компании;
• компании совместно с вузом участвуют в исследованиях, финансируемых государством;
• совместная практическая деятельность предприятий и вуза в области использования патентов и авторских прав;
• трансфер знаний и технологий посредством обмена аспирантскими и преподавательскими кадрами между университетами и предприятиями;
• создание дочерних подразделений корпораций, а также образование новых фирм как своеобразных инкубаторов новых научных разработок и бизнес-моделей.
Так, например, многие британские коммерческие фирмы зачастую осуществляют финансирование научных исследований. Американские бизнес-структуры также являются постоянным заказчиком научных и образовательных услуг, что, помимо практического обучения студентов, обеспечивает учреждения высшего образования финансированием: на долю частных корпораций приходится почти 60% финансовых поступлений в науку. Американское законодательство предусматривает многочисленные льготы для корпораций, финансирующих НИОКР, - это возможность работы в лабораториях, принадлежащих государству, снижение налогов на прибыль; безвозмездная аренда государственной земли; льготы на приобретение сырья и материалов.
Третьим важным, на наш взгляд, механизмом реализации технологического трансфера на базе вуза является диверсификация источников финансирования и расширение исследовательского поля. Две данные миссии дополняют друг друга, обеспечивая большую адаптивность университетов к инновационным процессам.
Однако в случае формирования взаимодействия бизнеса и университетов по схеме «поставщик-потребитель» все усилия могут оказаться тщетными. Вопросы рыночного характера, такие как ценообразование, экономия средств на обучение, качественная информация коммерческой направленности, - все это безусловно важно, однако само по себе не может привести к максимальному результату совместной работы.
Все это обусловливает насущную необходимость создания разветвленной сети «сотрудничающих организаций», являющейся площадкой для открытого сотрудничества университетов и бизнес-структур. Для максимальной плодотворности подобной деятельности всем участникам взаимодействия нужно четко определить «пра-
вила игры» и наладить отношения, основанные на взаимном влиянии и обучении, в которых обе заинтересованные стороны своевременно адаптируются под запросы и специфику работы своих партнеров.
В то же время не следует чрезмерно концентрироваться лишь на совершенствовании «двусторонних связей», забывая о необходимости активного привлечения в процесс взаимодействия как можно большего числа участников. Экономика, основанная на знаниях и инновациях, требует усилий не только коммерческих фирм и университетов, но и финансовокредитных учреждений, правительственных структур, различных организаций некоммерческого характера, а также СМИ. Сетевой характер взаимоотношений в данной ситуации является наиболее оптимальным.
Список литературы
1. Гурбатов С.Н., Орлов И.Я. и др. Коммерческий потенциал научных разработок ННГУ. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2011. 61 с.
2. Марков К.А. Организационные формы инновационной деятельности в университетах США.
Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2011. 14 с.
3. Куфтырёв И.Г., Рыхтик М.И. Партнерство университетов и бизнеса: опыт США. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2011. 21 с.
4. Thorp H., Goldstein B. Engines of Innovation: The Entrepreneurial University in the Twenty-First Century. UNC-Press, 2010. 181 p.
5. Christensen C., Eyring H. The Innovative University: Changing the DNA of Higher Education from the Inside Out. Jossey-Bass a Wiley Imprint, 2011. 513 p.
6. Dasgupta M., Gupta R., Sahay A. Linking Technological Innovation, Technology Strategy and Organizational Factors // Global Business Review. 2011. № 12. P. 261.
7. Lambert Review of Business-University Collfboration. July, 2003. [Электронный ресурс] URL: http://www.hmtreasury.gov.uk/d7lambertemergingissues _173.pdf (дата обращения: 29.08.11).
8. Ryan L. Corporate Universities: An Overview from Academic and Professional Journals // Corporate Education Advisers. [Электронный ресурс] URL: http://www.corpedadvisers.com.au/resources/research (дата обращения: 29.08.11).
INTERACTION OF RESEARCH UNIVERSITIES AND BUSINESS AS THE PREMISES FOR FORMING THE INNOVATION PATTERN OF THE ECONOMY
I.G. Kuftyrev
The article focuses on the development of innovation potential and infrastructure of a research university regarded as a system-forming element of the innovation economy. The premises for technology transfer by the research university to the real sector of the economy are envisaged. Specific forms of university-businesses interaction are revealed, advantages and challenges within such a partnership are evaluated.
Keywords: innovation economy, technology transfer and commercialization, research university, university innovation infrastructure.