Научная статья на тему 'Взаимодействие ирригантов, применяемых в эндодонтии'

Взаимодействие ирригантов, применяемых в эндодонтии Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
6577
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие ирригантов, применяемых в эндодонтии»

ВЗАИМОДЕЙСТВМ ИРРИГАНТОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ЭНДОДОНТИИ

Сероваткина И.В., Дадова А.Т., Даурова Ф.Ю., Хабадзе З.С., Майсигов М.Н.

Российский университет дружбы народов, кафедра терапевтической стоматологии, г. Москва

Цель исследования: в настоящем исследовании мы поставили перед собой цель исследовать совместимость химических препаратов для выявления максимально эффективного их применения для обработки корневых каналов зубов.

Материалы и методика исследования.

Исследование проводили в химической лаборатории с современными препаратами для медикаментозной обработки и промывания корневых каналов и гелем-эндолубрикантом для химического расширения корневых каналов на основе 17% ЭДТА. В качестве препаратов для медикаментозной обработки и промывания использовали сильные антисептики (3,3% раствор гипохлорита натрия, 20% раствор лимонной кислоты, 0,05% и 2% растворы хлоргексидина, 3% раствор перекиси водорода), а в качестве эндолубриканта был выбран RC-prep. Данные препараты комбинировали друг с другом в различных сочетаниях. И на основе реакций их взаимодействия сделали выводы о наиболее эффективном их применении в стоматологической практике для обработки корневых каналов зубов.

Результаты исследования.

Вне зависимости от совмещаемых препаратов, оценку эффективности их взаимодействия проводили на основании учета полученных в ходе реакций веществ, их растворимости, полезности, бактерицидности, а также безвредности для организма.

При взаимодействии RC-prep с 20% лимонной кислотой, 0,05% и 2% хлоргексидином, 3% перекисью водорода образовались белые хлопья разного размера, растворы при размешивании легко становились мутными. В реакции RC-prep с 3% гипохлоритом натрия образовались белые хлопья и газ. 3% гипохлорит натрия с 20% лимонной кислотой бурно взаимодействуют с образованием углекислого газа, хлора и ацетона, который ядовит. Очень красивая реакция взаимодействия 3% гипохлорита натрия с 3% перекисью водорода, в которой образуется кислород, хлорид натрия и вода. Раствор темно-оранжевого цвета появился при смешивании гипохлорита натрия с хлоргексидином. При смешивании 20% лимонной кислоты с хлоргексидином и отдельно с перекисью водорода, а также хлоргексидина с перекисью водорода реакции взаимодействия нет.

Выводы: В настоящем исследовании были выявлены наиболее эффективные сочетания медикаментозных препаратов для обработки корневых каналов зубов, на основании их взаимодействия и изначальных антисептических свойств каждого в отдельности.

Наиболее эффективно сочетание RC-prep с 3% гипохлоритом натрия; 3% гипохлорита натрия с 3% перекисью водорода, так идет активное выделение безвредных газов, которые способствуют более легкому очищению корневых каналов от смазанного слоя. При сочетании RC-prep с 20% лимонной кислотой, 0,05% и 2% хлоргексидином, 3% перекисью водорода образуются только белые хлопья, которые обязательно необходимо дополнительно вымывать из корневого канала. А вот применять 3% гипохлорит натрия с лимонной кислотой нежелательно, так как образуется вредный для организма ацетон. Можно сочетать 20% лимонную кислоту с 2% и 0,05% хлоргекисдином, 3% перекисью водорода, а также 0,05% и 2% хлоргексидин с 3% перекисью водорода, так как они не взаимодействуют между собой, но каждое из этих веществ в отдельности обладает сильными антисептическими свойствами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 1999. Т. 2. № 4.

11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.

12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.

13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.

Материалыг XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010

Стр. [538]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.