Научная статья на тему 'Взаимодействие интернет-издания "Другой город" с аудиторией'

Взаимодействие интернет-издания "Другой город" с аудиторией Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
266
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ / "ДРУГОЙ ГОРОД" / РЕДАКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ВЕБ-ДИЗАЙН / ДИЗАЙНЕРСКОЕ РЕШЕНИЕ / КОНТЕНТ / ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА САЙТА / ПОПУЛЯРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / INTERNET MAGAZINE / "DRUGOY GOROD" / EDITORIAL POLICY / WEB DESIGN / DESIGN SOLUTION / CONTENT / USER INVOLVEMENT / SITE SPACE ORGANIZATION / POPULAR MATERIALS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Частова Ксения Олеговна

В статье анализируются механизмы взаимодействия интернет-изданий с их потенциальной или уже имеющейся аудиторией. Рассматриваются особенности визуальной и текстовой составляющих регионального интернет-журнала «Другой город», их непосредственное влияние на реципиентов, а следовательно, на посещаемость ресурса и успешность его функционирования. Показывается, что теоретическое положение о том, что визуализация материалов посредством использования фотографий эффективный ход, не подтвердилось на практике: потенциальные читатели восприняли такое дизайнерское решение негативно, посчитав, что информация располагается хаотично. В статье анализируется, насколько тематическое наполнение интернет-журнала соответствует заявленной редакционной политике, привлекательность редакционной политики для посетителей сайта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of the internet-magazine "Drugoy Gorod" with its audience

The mechanisms of interaction of Internet publications with their potential and opportunity to excite audience are analyzed in this article. Features of the visual and text component of the regional Internet magazine “Drugoy gorodˮ, their direct impact on recipients, and, consequently, the attendance of the resource and the its success are considered. The author gives the results of his own research, during which he learns how random users react to the web design of the publication. It is conducted using a focused interview method (focus group). Analysis of the data obtained gave several interesting conclusions. The author of the article concentrates on one of them, which deals with the organization of the site space. The reaction of the audience to it was unexpected. Based on the theoretical basis of existing studies on this topic, it can be concluded that visualization of materials through the use of photographs is a right decision. However, potential readers perceived this design decision negatively, considering that the information is located chaotically. In addition, the article presents some of the results of qualitative and quantitative analysis of the content “Drugoy gorodˮ. The conclusion is made about the relevance of the thematic content of the Internet magazine to the announced editorial policy and how attractive it is to the visitors of its website.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие интернет-издания "Другой город" с аудиторией»

УДК 070.050.0

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЯ «ДРУГОЙ ГОРОД»

С АУДИТОРИЕЙ

INTERACTION OF THE INTERNET MAGAZINE «DRUGOY GOROD»

WITH ITS AUDIENCE

© 2018

К.О. Частова К.О. Chastova

В статье анализируются механизмы взаимодействия интернет-изданий с их потенциальной или уже имеющейся аудиторией. Рассматриваются особенности визуальной и текстовой составляющих регионального интернет-журнала «Другой город», их непосредственное влияние на реципиентов, а следовательно, на посещаемость ресурса и успешность его функционирования. Показывается, что теоретическое положение о том, что визуализация материалов посредством использования фотографий - эффективный ход, не подтвердилось на практике: потенциальные читатели восприняли такое дизайнерское решение негативно, посчитав, что информация располагается хаотично. В статье анализируется, насколько тематическое наполнение интернет-журнала соответствует заявленной редакционной политике, привлекательность редакционной политики для посетителей сайта.

Ключевые слова: интернет-журнал; «Другой город»; редакционная политика; веб-дизайн; дизайнерское решение; контент; привлечение пользователей; организация пространства сайта; популярные материалы.

The mechanisms of interaction of Internet publications with their potential and opportunity to excite audience are analyzed in this article. Features of the visual and text component of the regional Internet magazine "Drugoy go-rod", their direct impact on recipients, and, consequently, the attendance of the resource and the its success are considered. The author gives the results of his own research, during which he learns how random users react to the web design of the publication. It is conducted using a focused interview method (focus group). Analysis of the data obtained gave several interesting conclusions. The author of the article concentrates on one of them, which deals with the organization of the site space. The reaction of the audience to it was unexpected. Based on the theoretical basis of existing studies on this topic, it can be concluded that visualization of materials through the use of photographs is a right decision. However, potential readers perceived this design decision negatively, considering that the information is located chaotically.

In addition, the article presents some of the results of qualitative and quantitative analysis of the content "Drugoy gorod". The conclusion is made about the relevance of the thematic content of the Internet magazine to the announced editorial policy and how attractive it is to the visitors of its website.

Keywords: Internet magazine; «Drugoy gorod»; editorial policy; web design; design solution; content; user involvement; site space organization; popular materials.

Немаловажной целью любого СМИ, как правило, является привлечение и удержание аудитории. Читатели, зрители и слушатели - это те, ради кого существует пресса.

С развитием интернет-технологий появилось огромное количество каналов передачи информации. Теперь человек может выбрать не только что читать, смотреть или слушать, но и когда и как это делать. Постепенно он стал более избирательным, а значит - более искушенным. Борьба за аудиторию вынудила СМИ сконцентрироваться на физических свойствах носителя материала и качестве его содержания. По

мнению Я. Уайта, автора бестселлера «Редактируем дизайном», физические свойства носителя материала могут быть использованы для влияния на психологию читающего [1, с. 7]. Если рассматривать интернет-издания, то их значимым помощником в этом деле по праву считается веб-дизайн. Он является эффективным средством коммуникации с пользователями. Качественный контент отличает способность не только донести до читателей нужные данные как можно проще и точнее, но и заинтересовать его, настроить на дальнейшее сотрудничество [1, с. 8].

Взаимодействие интернет-издания «Другой город» с аудиторией

С целью доказательства или опровержения влияния веб-дизайна на поведение пользователей мы провели исследование аудитории регионального интернет-журнала «Другой город» («ДГ»). Созданный в 2013 г. на основе группы «Интересная Самара» в социальной сети «Вконтак-те», он рассказывает о значимых для горожан событиях, публикует исторические заметки и социальные очерки [2].

В качестве метода исследования дизайна «ДГ» мы выбрали фокусированное интервью (фокус-группу), позволяющее получить качественные социологические данные. Нами был написан оригинальный гайд на установление эмоциональных и поведенческих реакций на определенные решения веб-дизайна в интернет-журнале. Участники исследования не были экспертами в сфере массовых коммуникаций и веб-дизайна, что явилось условием получения точных данных.

Анализ результатов исследования позволил сделать несколько интересных выводов. Сконцентрируемся на одном из них. Первым, на что обратило внимание большинство участников фокусированного интервью, стал именно дизайн сайта, а конкретно - организация пространства. Четверо из десяти сказали, что закрыли бы сайт сразу же, так как его оформление им не понравилось. Под оформлением они понимают композиционную структуру издания. У «ДГ» она представляет собой определенным образом организованные геометрические фигуры - фотографии с расположенными на них заголовками, содержащие активные ссылки. Под шапкой страницы располагается самое большое фото, отсылающее к главной новости. Остальные фотографии сгруппированы в 4 ряда по 3 штуки. В последнем ряду две крайних заменяются одной большой - для того, чтобы организация пространства не выглядела однообразно. Далее идут текстовые новости на оранжевой и серой подложке. Первая - в правой части страницы - содержит топ событий за текущую неделю. Она привлекает внимание первой. Отметим отсутствие здесь фотографий и

текстовыделения. Вторая содержит новости текущего и вчерашнего дня. На серой подложке тонкой белой рамкой выделены квадраты, внутри которых расположены заголовки и подзаголовки новостей, а также сведения о дате и тематическом подразделении.

На основании исследований по этой теме можно сделать вывод, что визуализация материалов посредством использования фотографий - эффективный ход. В частности, в концепции известного веб-дизайнера С. Круга сказано, что, сканируя страницу, пользователь первым делом замечает картинки [3, с. 11]. Более того, редакцией «ДГ» подобраны содержательно емкие, качественные фотографии, которые дают возможность предположить, что сообщения, скрывающиеся за ними, также должны быть качественными. Частично скрытые заголовками материалов, иллюстрации побуждают читателя узнать больше, щелкнуть по ссылке, чтобы увидеть полный формат изображения.

Однако у большинства респондентов, как выяснилось, такая организация интерфейса вызвала отторжение:

- Как-то все разбросано, непонятно. Скучно. Сначала интересно, картинки, а потом листаешь дальше, и становится неуютно.

- Мне не нравится, как все расположено, как будто соты какие-то. Вообще не читаемо, на мой взгляд.

- Не гармонично. Все просто набросали в кучу. Была бы лучше какая-нибудь тема, и по ним можно было бы зайти и посмотреть.

- Информация расположена неправильно. Лентой все это сделано. Некрасиво и неудобно.

- Мне не нравится здесь это что-то серо-оранжевое.

Отсюда вывод о том, что осталось незамеченным самое главное: шапка сайта, содержащая его логотип и рубрикацию. Участники не смогли увидеть «ядра» сайта, что ввело их в растерянность. Об этом можно судить по словосочетаниям «что-то серо-оранжевое», «соты какие-то», «набросали в кучу» и др. Большое количество «ярких картинок» отвлекло внимание аудитории и показалось хаосом.

К.О. Частова

Исследование контента интернет-журнала «Другой город» было осуществлено при помощи методов качественного и количественного контент-анализа. Выборкой стали все материалы, опубликованные в течение ноября 2015 г.

В этот период в издании наиболее часто фигурировали тексты на темы искусства, культуры и общества - практически в равной степени (22,47%; 21,91%; 21,35%). Особого внимания заслуживают публикации исторических фактов о Самаре - их доля составила 12,35%. Размещение подобной информации является одной из целей редакционной политики: в разделе «О нас» авторы сайта объясняют, что они хотят рассказать о людях, важных для Самары, причем о тех, кто остается «за кадром» [2]. Реже других появлялись тексты, посвященные окружающей среде и спорту (2,25% и 1,12%). Однако рейтинги количества просмотров показали, что в ноябре 2015 г. первое место по числу просмотров заняла публикация «Как выглядит забастовка дальнобойщиков на главной самарской магистрали в соцсетях» - об акции против внедрения системы «Платон» и введения в эксплуатацию платных участков магистрали. На втором месте в рейтинге оказалась заметка о законодательной деятельности правительства Самарской области, в данном случае - по острому социальному вопросу: «Самаре разрешат покупать пиво воскресными вечерами». Единственная публикация в рейтинге, не затрагивающая социальную тематику, - «Самарский художник Soba4ki

* *

выпустил «кошерный календарь» на 2016 год». Таким образом, прослеживается явный интерес читателей к социальным, злободневным вопросам. Примечательно, что среди наименее популярных материалов нет ни одного на общественную тематику. Но социальным вопросам «Другой город» уделяет всего 21,91% контента. В данном случае можно с уверенностью заявить, что, выстраивая свою политику, редакция практически не основывается на предпочтениях целевой аудитории (ЦА). Согласно объяснениям самих авторов проекта, которые мы получили в ходе глубинного интервью с ними, они хотят рассказать о людях, важных для Самары, взглянуть на малую родину как на особенный город, с «собственным лицом и духом». Логично сделать вывод, что «Другой город» ставит задачу «просветить» читателя. Однако, как видим, подобная политика не имеет успеха

у ЦА.

В настоящий момент «Другой город» несколько изменил редакционную политику. Как стало известно в мае 2017 г., ушел главный редактор и основатель проекта Андрей Кочетков, а вместе с ним и часть команды. Причиной, по утверждениям региональных СМИ, стали разногласия с инвестором [4]. Поверхностный анализ интернет-журнала позволяет сделать выводы о том, что в настоящее время изменился его дизайн - в частности, редакция убрала пресловутые «соты», а контент стал больше «заточен» под социальную тематику.

1. Уайт Я.В. Редактируем дизайном. М. : Университетская книга, 2009. 251 с.

2. Другой город : Интернет-журнал. URL: http://drugoigorod.ru (дата обращения 01.01.2018).

3. Круг С. Веб-дизайн, или Не заставляйте меня думать! СПб. : Символ-Плюс, 2008. 224 с.

4. Волга-ньюс : Информационный портал. URL: http://volga.news/article/438917.html_(дата обращения 01.01.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.