Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ВЛАСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ВЛАСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Магомедова П. М.

В статье дается краткое описание деятельности граждан России и их организации, как доказательство формирования в это время элементов гражданского общества. Показана роль структур гражданского общества в создании условий для их взаимодействия с властями.The article gives a brief description of the activities of Russian citizens and their organizations as proof of the formation at this time, elements of civil society. The role of civil society in creating the conditions for their interaction with the authorities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Магомедова П. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ВЛАСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

значительно позже—лишь в середине XIX в. Поэтому ее экономическое развитие носило догоняющий характер, проявлявшийся как в высоких темпах, так и определенной деформации его фаз и стадий. Одной из значительных особенностей была ведущая роль государства и государственного регулирования в экономической жизни страны.

Стране предстояло решить в кратчайший срок комплекс проблем, касавшихся всех основных сфер общественной жизни: в политической сфере — использовать достижения демократии, на основе конституции, законов открыть доступ к управлению общественными дела-ми всем слоям населения, в сфере экономики — осуществить индустриализацию всех отраслей, превратить деревню в источник капиталов, продовольствия и сырья, необходимых для индустриализации и урбанизации страны, в сфере национальных отношений — не допустить раскола империи по национальному признаку, удовлетворив интересы народов в области самоопределения, способствуя подъему национальной культуры и самосознания, в сфере внешних экономических связей — из поставщика сырья и продовольствия превратиться в равноправного партнера в индустриальном производстве, в сфере религии и церкви — покончить с отношениями зависимости между самодержавным государством и церковью, обогатить философию, трудовую этику православия с учетом установления в стране буржуазных отношений, в сфере обороны — модернизировать армию, обеспечить ее боеспособность использованием передовых средств и теорий ведения войны.

Использованные источники:

1. Делягин М.Н. Портфельные инвестиции в России: региональные и отраслевые предпочтения. «Рынок ценных бумаг», 2010 г., № 8.

2. Корчагин Ю.А., Маличенко И.П. Инвестиции: теория и практика. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.

3. Кривов В.Д. Инновационное развитие России: стратегия, ресурсы, законодательные решения, Кривов В.Д. Вестник Аппарат Совета Федерации Федерального собрания России, 2011.

4. История Отечества - 20 век, 11 класс, автор - В. П. Дмитренко, В. Д. Есаков: Издательский дом «Дрофа» 2009 г.

Магомедова П.М. магистрант 1 курса Дагестанский Государственный Университет

Россия, г. Махачкала

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ВЛАСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В статье дается краткое описание деятельности граждан России и их организации, как доказательство формирования в это время элементов гражданского общества. Показана роль структур гражданского общества в

создании условий для их взаимодействия с властями.

Ключевые слова: гражданское общество, некоммерческие организации, институты гражданского общества.

The article gives a brief description of the activities of Russian citizens and their organizations as proof of the formation at this time, elements of civil society. The role of civil society in creating the conditions for their interaction with the authorities.

Key words: civil society, nonprofit organizations, institutions of civil society.

Инициация процесса становления гражданского общества, как государственными структурами, так и общественными организациями «обрекает» их на совместную деятельность. И те, и другие должны прилагать энергичные усилия, способствующие их единению в деле созидания гражданского общества. В своем выступлении на Гражданском форуме Президент РФ В.В. Путин вполне обоснованно подчеркнул: «Без действительно партнерских отношений между государством и обществом не может быть ни сильного государства, ни процветающего благополучного общества: здесь нужен диалог «на равных».

Развитие гражданского общества предусматривает партнерство между институтами гражданского общества и государственной властью. [1]

В идеальном гражданском обществе, органы государственной власти должны быть открыты перед обществом и находить формы конструктивного взаимодействия с общественными организациями.

Сегодня одной из важнейших задач органов государственной власти и управления является совершенствование механизмов государственного управления общественными процессами, основанных на принципах правового государства, и качества их взаимоотношений с обществом. И такому государству должна принадлежать только часть власти, называемой «государственная». В ее рамках государство наделяется большими правами. Это право на конституционное устройство общества, ведение внешней политики, обеспечение обороноспособности страны, охрану и защиту прав и здоровья нации, разработку основных направлений внутренней социально-экономической политики и определение курса денежно-валютного обращения. В пределах этой власти государство имеет и часть собственности. Остальная же часть власти и собственности в нем должны по праву принадлежать социальным силам, проявляющим гражданскую активность как избиратели и непрерывно совершающим разные по масштабу общественно полезные дела в сферах бытового обслуживания, общепита, сфере услуг, торговли и т.д. И первая властная государственная функция -организовывать и поддерживать деятельность этих сил через децентрализацию власти и государственных функций, т.е. через передачу им и местным органам управления солидной части функций и прав. Результат такой государственности: государство + негосударственное самоуправление

граждан.

В Дагестане основные принципы и формы взаимодействия органов государственной власти с политическими партиями и общественными организациями определены законодательно. Взаимодействие обеих сторон осуществляется на основе Конституции Республики Дагестан [2] , закона Республики Дагестан «О взаимодействии органов государственной власти Республики Дагестан с негосударственными некоммерческими организациями» и в соответствии с федеральными законами «О некоммерческих организациях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об общественных объединениях», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».

Особая сфера взаимодействия власти и общества - реализация на территории Республики Дагестан административной реформы. Разработка проектов административных регламентов и стандартов оказания государственных услуг должна вестись не келейно, а с широким привлечением общественности и бизнес-сообщества.

Профессор ДГУ М.И. Билалов высказал интересную точку зрения на взаимодействие государства с институтами гражданского общества в интервью журналу «Народы Дагестана». Ему, в частности, был задан вопрос: «На современном этапе развития нашей страны государство является неотъемлемым элементом гражданского общества. Как должны соотноситься государство и гражданское общество, каковы формы их взаимодействия и какого рая мы ждем от гражданского общества?», на который он ответил: «Исследователи отмечают три варианта взаимодействия органов власти и гражданских структур (сотрудничество, отсутствие сотрудничества (игнорирование) и конфронтацию), выделяя при этом конкретные исторические модели: 1. Модель поддержки развития некоммерческих организаций (НКО), или «модель садовника». 2. Партнерская модель. 3. Модель архитектора. 4. Патерналистская модель. 5. Модель приводных ремней. 6. Модель игнорирования. 7. Модель борьбы с противником. 8. Модель гражданского неповиновения.

Рабочая группа по разработке Концепции Республиканской целевой программы «Формирование и развитие гражданского общества в Республике Дагестан на 2013-2017 годы» наиболее приемлемой для наших российских условий считает «модель садовника», хотя у всех моделей есть свои достоинства». [3]

Значительное внимание уделяется вопросам государственной финансовой поддержки институтов гражданского общества. Так, в рамках финансовой поддержки институтов гражданского общества и в соответствии с Указом Президента РД от 7 октября 2007 г. № 138 «О грантах Президента Республики Дагестан» в целях усиления государственной поддержки общественных объединений, в интересах увеличения их вклада в

становление гражданского общества учреждены ежегодно выделяемые гранты Президента РД (11 грантов в области общественной деятельности на общую сумму в 1250 тыс. руб.)

Гранты выделялись в целях усиления государственной поддержки образования, науки, культуры, искусства, физической культуры и спорта, а также молодежи, общественных объединений, средств массовой информации, малого предпринимательства в интересах увеличения их вклада в становление гражданского общества, в развитие экономической и духовной жизни республики. [4]

Взаимодействию с общественными объединениями республики уделяет внимание и Уполномоченный по правам человека в Республике Дагестан, который обеспечивал гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения и уважения органами государственной власти в Республике Дагестан, органами местного самоуправления и должностными лицами. [5]

В ходе подготовки к III Съезду народов Дагестана (декабрь 2010 г.) работа многих некоммерческих организаций, отдельных групп дагестанцев заметно активизировалась. Подтверждением тому - и конкретные выступления по телевидению и радио, и статьи в республиканских, городских и районных газетах, и выступления на собраниях трудовых коллективов, конференциях, на самом Съезде с предложениями о том, как изменить общественно-политическую ситуацию в Дагестане. По словам руководителей Общественной палаты РД, десятки некоммерческих организаций выступили с инициативой решения ряда социальных республиканских проектов. «Взаимодействие с общественными организациями, гражданским обществом - ключевая по значению тема. Только вчера прошло первое заседание общественного совета СКФО. От Дагестана на нем было весьма солидное представительство. Мы договорились о нескольких принципиально важных вещах, в том числе о том, что Совет станет прямым каналом информации напрямую от граждан к федеральной власти. Но главное, мы создали структуру, способную вырабатывать решения, отражающие интересы общественности всех регионов, всех населяющих их народов».

Таким образом, хочется отметить, что государство оказывает влияние на гражданское общество, его структуры, но в тоже время испытывает и обратное влияние. Структуры гражданского общества способны оказать воздействие, прежде всего на правотворческую деятельность государства, критикуя законопроекты, предлагая внести в них дополнения, изменения или предлагая новые.

Республика идет к формированию гражданского общества, и одних законов для этого недостаточно. Они начнут действовать только тогда, когда власть установит по-настоящему партнерские отношения с институтами гражданского общества и будет в них видеть соратников и советников.

Использованные источники:

1. Магомедова М.А. Особенности формирования гражданского общества в многонациональном регионе. М., 2005. С. 199.

2. Конституция РД, 2003.

3. URL: http: //www.narodidagestana.ru/vipusk/24/stat/graj danskoe_obshestvo

4. Указ Президента РД от 7 октября 2007 г. № 138 «О грантах Президента Республики Дагестан»

5. Закон об «Уполномоченном по правам человека в Республике Дагестан» от 6 марта 2006 года // URL: http://euro-ombudsman.org/reference/laws_and_other_documents/zakon-ob-upolnomochennom-po-pravam-cheloveka-v-respublike-dagestan

Магомедова З.О., к. э.н.

доцент

кафедра «Аудит и экономический анализ» Дагестанский Государственный Университет

Гаджиалиев Р.А. студент 3 курса факультет «Управления» Россия, г. Махачкала РАЗВИТИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РФ Банковская система — это совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает народный банк, сеть частных банков и других кредитно-расчетных центров. Национальный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Частные банки осуществляют все виды банковских операций.

На ход развития банковской системы влияет ряд макроэкономических и политических факторов.

Среди них можно выделить такие, как:

• степень зрелости товарно-денежных отношений;

• общественный и экономический порядок, его целевое назначение и социальная направленность;

• законодательные основы и акты;

• общее представление о сущности и роли банка в экономике.

Банки выполняют операции, носящие в основном денежный характер. Они принимают денежные вклады, выдают денежные кредиты, совершают денежные расчеты в наличной и безналичной формах. Поэтому степень развитости товарно-денежных отношений, развитости торговли, денежного обращения предопределяет и масштабы, и содержание банковской

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.