Научная статья на тему 'Взаимодействие и взаимосвязь социальных институтов высшего профессиональ ного образования и рынка труда'

Взаимодействие и взаимосвязь социальных институтов высшего профессиональ ного образования и рынка труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
738
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / РЫНОК ТРУДА / СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / БАКАЛАВР / МАГИСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ананьева Т. Н., Савельева Б. А.

Статья посвящена проблеме возникновения и нарастания в России противоречий между уровнем подготовки выпускников высшей школы и требованиями современного рынка труда. Рассматривается ряд путей выхода из кризисной социальной ситуации с учетом международной и российской практики. Определена точка зрения авторов на направление гармонизации взаимодействия и взаимосвязи социальных институтов высшего профессионального образования и рынка труда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher Professional Education and Labor Market as Social Institutions and Their Interdependence

There is a growing level of inconsistency between the quality of training provided by universities and colleges and the demands of modern labor market in the Russian Federation. The article offers solutions for overcoming the critical social situation, based on international and Russian practice. The authors formulate an approach for balancing the quality of higher professional education and labor market demands.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие и взаимосвязь социальных институтов высшего профессиональ ного образования и рынка труда»

УДК 316.74:378,046

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНКА ТРУДА

Т.Н. Ананьева, доктор социологических наук, профессор, проректор 5.А. Савельев, доктор технических наук, профессор,

ФГОУВПО "Российский государственный университет туризма и сервиса", г. Москва

There is a growing level of inconsistency between the quality of training provided by universities and colleges and the demands of modem labor market in the Russian Federation. The article offers solutions for overcoming the critical social situation, based on international and Russian practice. The authors formulate an approach for balancing the quality of higher professional education and labor market demands.

Статья посвящена проблеме возникновения и нарастания в России противоречий между уровнем подготовки выпускников высшей школы и требованиями современного рынка труда. Рассматривается ряд путей выхода из кризисной социальной ситуации с учетом международной и российской практики. Определена точка зрения авторов на направление гармонизации взаимодействия и взаимосвязи социальных институтов высшего профессионального образования и рынка труда.

Ключевые слова: социальный институт , рынок труда, система профессионального образования, бакалавр, магистр.

В новых экономических и социально-политических условиях в России обострились противоречия между системой профессионального образования и рынком труда.

В течение многих лет сначала в СССР, а затем в России Эффективно функционировала уникальная система высшего профессионального образования, в которой в основную образовательную программу органически встроены две практически равнозначные составляющие: образовательная и профессиональная. Анализ действовавших в советской системе типовых учебных планов по специальности высшего профессионального образования показал, что объемы теоретических и практических занятий профессиональной составляющей, в том числе учебной и производственной практики, были соизмеримы с объемами дисциплин образовательной составляющей. Кроме того, Положением о молодых специалистах фактически вводилась начальная ступень квалификации выпускника вуза — «молодой специалист», который в течение трех лет после окончания вуза имел право на ряд льгот по месту распределения на работу, в т.ч. на выделение для его формирования как специалиста наставника из чис-

ла наиболее квалифицированных сотрудников предприятия. После окончания срока пребывания в качестве молодого специалиста такому работнику по представлению его наставника администрацией присваивалась определенная квалификация по профилю осваиваемой профессии.

Введение с 1995 года государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) первого и второго поколений (специалитета и бакалавриата) проходило в условиях становления в России рыночных отношений и практического отсутствия влияния государства не только на трудоустройство выпускников вузов, но даже и на привлечение баз производственной практики для студентов. Из-за существенного ограничения объема практической подготовки в вузе сегодня профессиональная составляющая выполняет для студентов в большей степени функцию стимулятора освоения образовательной составляющей, чем профессиональной подготовки.

При государственной итоговой аттестации от Государственной аттестационной комиссии (ГАК) не требуется определять ква-

лификационную степень выпускника по узконаправленной профессиональной шкале (как следует из основного словарного значения термина «квалификация»); считается достаточной 4-балльная образовательная шкала, в т.ч. и для претендентов на диплом с отличием. Соответственно в дипломе о высшем профессиональном образовании графа «квалификация» заполняется как наименование уровня профессионального образования (бакалавр, магистр, специалист), а не степень владения профессией.

Однако диплом вуза по-прежнему дает право на занятие должностей, по которым лица, их занимающие, должны иметь не только образование, но и некоторую узконаправленную профессиональную квалификацию по соответствующему профилю высшего профессионального образования, т.е, уже быть готовыми к выполнению квалификационных требований. Возникшее противоречие между правом на работу и отсутствием в государственном документе о высшем профессиональном образовании сведений об уровне профессиональной квалификации создает социальную конфликтную ситуацию между выпускниками вузов и работодателями.

Фактически речь идет не просто об изменении порядка заполнения документа об образовании, но прежде всего о противоречии между потребностью рынка труда в квалифицированных специалистах и возможностью удовлетворения такой потребности за счет выпускников вузов (прежде всего бакалавров). К сожалению, потребности рынка труда: еще в меньшей степени оформлены документально. Разработка профессиональных стандартов, по сведениям Национального агентства по квалификациям, только начинается, что существенно затрудняет практическое разрешение этого острейшего социального противоречия.

Вместе с тем можно представить возможные пути разрешения в той или иной степени указанного противоречия: обеспечить целевую узкопрофильную профессиональную подготовку выпускника вуза с сохранением фундаментального высшего образования широкого профиля бакалавра.

Можно выделить формы, устанавливаемые государством и реализуемые за счет государства: 1) ГОС ВПО третьего поколения; 2) система послевузовской профессиональной

образования (аналог профессиональной подготовки врачей).

Формы, устанавливаемые по инициативе и реализуемые за счет бизнес-сообщества:

• корпоративные факультеты в государственных вузах;

• корпоративные университеты;

* через систему ДПО;

* через специализированные кадровые фирмы.

К перечисленным можно добавить формы, реализуемые за счет личной инициативы студента в периодобучения в вузе.

Однако этот путь ограничен реальными условиями жизни вуза: отсутствием государственного распределения выпускников с правами молодого специалиста. Договорным порядком привлечения отраслевых баз практики студентов, финансовыми ограничениями затрат на наставничество и другими специфическими для этого периода факторами, в т.ч. главным требованием — не увеличивать срок вузовского обучения. В то же время выполнение профессиональных требований к узкопрофильной подготовке (установленных профессиональным стандартом, профессиональной ассоциацией или выраженных в иной форме) связано с определенным кадровым потенциалом, наличием учебно-профессионального оборудования и мест его размещения, учебным программно-методическим обеспечением и главное — временем. Возникает самостоятельная задача — организация узкопрофильной подготовки выпускников вуза (бакалавров), решение которой становится существенным фактором успешного социального и экономического развития России.

Однако достаточно широкий профиль бакалавриата позволяет выпускнику вуза в дальнейшем осваивать не только узконаправленную профессиональную квалификацию, но после некоторой дополнительной профессиональной подготовки, повышения квалификации или профессиональной переподготовки переходить на другие профессиональные профили деятельности. При этом не исключается возможность углубления основной профессиональной направленности.

Проблема состоит в том. где и за чей счет выпускник вуза может овладеть первой узконаправленной профессиональной квалификацией.

Более подробно рассмотрим профессиональные возможности выпускника вуза в рыночных условиях трудоустройства.

Заинтересованность работодателей в работниках с высшим образованием является предметом широкой рекламы. Однако не секрет, что требуются, в основном, лица, имеющие стаж работы по профилю не менее двух лет, т.е. обычный выпускник вуза рынком труда не принимается. Для его трудоустройства в настоящее время требуются некоторые дополнительные условия. В каждом частном случае эти условия реализуются по-своему, поэтому эту область взаимоотношений выпускников вузов и рынка труда следует рассматривать скорее с социологических, чем образовательных позиций.

В стране идет поиск путей усиления профессиональной составляющей подготовки выпускников. С этой целью отдельными вузами создаются специальные подразделения в организациях и учреждениях, где в результате совместно проводимого учебного процесса выпускники «доводятся» до уровня реальной квалификационной категории, принятой на данном производстве товаров или услуг. При этом помимо итоговой государственной аттестации к оценке квалификации выпускников привлекаются различного вида частные системы оценки с наборами дополнительных показателей.

В качестве примера системы подготовки специалистов, востребованных рынком труда, может быть приведена подготовка в России врачебных кадров, предполагающая продолженное обучение выпускников медицинских вузов в интернатуре и клинической ординатуре является основным направлением подготовки врачей-специалистов. Обучение в интернатуре подготавливает выпускника медицинского вуза к самостоятельной практической деятельности в рамках квалификационных требований к основной специальности. Основой для оценки готовности выпускника интернатуры к самостоятельной деятельности является экзамен, который должен учитывать квалификационную характеристику специальности в соответствии с приказом Минздрава России от 21 июля 1988 г. № 579 «Об утверждении квалификационных характеристик врачей-специалистов». При условии сдачи экзамена врач-интерн получает удостоверение об окончании интернатуры и сертификат с указанием соответствующей специальности.

В этой системе диплом о высшем профессиональном образовании является документом, свидетельствующим об уровне образования, а сертификат — это документ единого образца, подтверждающий соответствие профессиональной подготовки специалиста государственным образовательным стандартам, позволяющий заниматься профессиональной Деятельностью. Введение обязательного обучения в интернатуре является позитивным фактором, поскольку позволяет повысить уровень именно практической подготовки, что невозможно обеспечить в полной мере в учебном заведении высшего профессионального образования.

Основная цель, которая достигается при обучении в интернатуре, являющейся по сути первичной специализацией, заключается в подготовке выпускников медицинских вузов к самостоятельному осуществлению первичной квалифицированной неспециализированной врачебной помощи, преимущественно в амбулаторно-поликлинических условиях.

В процессе подготовки предусматриваются такие виды обучения, как курация больных и ведение медицинской документации под контролем руководителя, дежурства с отчетом на утренней врачебной конференции, работа в диагностических подразделениях лечебного учреждения, приемном отделении и блоке интенсивной терапии, лекции и семинары, которые в течение года могут занимать до 120 часов, выполнение определенного минимума диагностических и лечебных процедур, самостоятельное изучение литературы, посещение научных обществ, участие во врачебных конференциях (демонстрация больных, обзорные доклады), участие в патологоанатомических исследованиях умерших больных и др. Однако в основном интерны должны заниматься практической Деятельностью под контролем преподавателя либо старшего коллеги, осваивая основы диагностики наиболее часто встречающихся заболеваний, необходимые практические навыки.

Еще одной формой обеспечения продолженной профессиональной подготовки является система дополнительного профессионального образования (ЦПО). В настоящее время в России сформировалась самостоятельная система ДПО, насчитывающая около тысячи учебных заведений. Потенциал этой системы позволяет наряду с повышением профес-

атональной квалификации уже работающих специалистов осуществлять узкопрофильную подготовку выпускников вуза (бакалавров) в соответствии с потребностью рынка труда. Нерешенным вопросом в этом случае является определение источника оплаты такой подготовки.

Вхождение системы ВПО РФ в общеевропейское пространство высшего образования в полном объеме с необходимостью ведет к специальному изучению вопросов организации и уровня реализации системы профессиональной подготовки в общеевропейском пространстве высшего профессионального образования.

Анализ систем образования ряда зарубежных стран позволяет сделать вывод о наличии в этих странах специального Сектора профессиональной подготовки лиц, получивших образовательную компетенцию различной степени (школьную, послешкольную). В этот сектор входят учебные заведения различных видов: от подразделений университетов до корпоративных центров подготовки. Данный сектор является потребителем выпускников общеобразовательных школ и университетов (в разных странах в различных масштабах). Указанный сектор не является предметом Болонского процесса, но на него есть ссылки в ряде документов, сопровождающих Болонский процесс.

Кстати, Болонские соглашения изначально были направлены на решение задачи унификации университетского образования с целью расширения возможности приема выпускников с высшим образованием в центры профессиональной подготовки, расположенные в странах-участницах Болонского процесса, для последующей узкопрофильной подготовки и получения сертификата на право работы.

Для России унификация содержания вузовской образовательной составляющей не является проблемой, поскольку обучение ведется в соответствии с государственными образовательными стандартами по направлениям подготовки (специальностям), что обеспечивает возможность мобильности студентов и выпускников в пределах страны.

На зарубежный рынок труда попадают, как правило, лица, имеющие степень академического образования широкого профиля и практическую подготовку по существенно более узкой профессии, но с определенным уровнем ее владения, подтвержденным соответствующим дипломом, сертификатом, лицензией.

Как говорилось выше, в России аналогом такого вида подготовки в некоторой степени является высшее медицинское образование, хотя оно имеет первую академическую ступень в виде специальности (а не бакалавра). Определенный вклад в профессиональное дообучение выпускников вузов вкладывают корпорации.

Таким образом, одной из основных проблем перехода Системы ВПО РФ на принципы Болонского процесса является создание подсистемы профессиональной подготовки по перечню специальностей высшего профессионального образования, востребованных рынком труда, из числа бакалавров, магистров, а в ряде направлений и специалистов. Есть основания ожидать, что инициатором создания такой системы возьмет на себя система ДПО России, имеющая в настоящее время значительный потенциал.

В качестве примера зарубежной национальной практики дополнительного двух летнего образования для сферы гостеприимства можно привести деятельность 13 учебных центров в 8 европейских странах Европейского университета (Монтре, Швейцария). В университете установлены достаточно сложные условия приема: наличие профессионального образования и Диплома бакалавра; знание английского языка, сертифицированного международным тестом (TOEFT)i не менее пяти лет управленческой работы по избранной специальности; удовлетворительный результат по тесту (GMAT Graduate Management Admission Test); два рекомендательных письма от работодателей. Обучение дневное — учебный курс из трех семестров по 10 недель занятий в каждом семестре. Стоимость обучения за год составляет порядка 20 тыс. долл. США. Результаты подготовки удовлетворяют требования работодателей, например, гостиничных предприятий, входящих в международную сеть отелей Марриотт.

Разработка и решение проблемы профессиональной практической подготовки позволит приступить к реализации программы перехода системы ВПО РФ на принципы построения академического высшего образования, принятые в общеевропейском пространстве высшего образования. В противном случае переход на систему академического образования без соответствующих завершающих стадий профессиональной подготовки с выдачей определенных профессиональных сертификатов приведет к

отторжению европейским рынком труда вы- стратуры и даже специалитета. пускников российского бакалавриата, маги-

Литература

1. Сенашенко В., Халин В., Кузнецова В. О перечне направлений ВПО как составной части ГОС третьего поколения // Высшее образование в России. 2007. № 3.

2. ГребневЛ. Федеральный образовательный стандарт: от перечня направлений (специальностей) — к класси-

фикатору образовательных программ // Высшее образование в России. 2007. № 3.

3. Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее — доклад Общественной палаты РФ. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.

4. Российское образование—2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях [Текст]: к IX Международной научной конференции «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1—3 апреля 2008 г. /Под ред. Я.Кузьминова, И.Фрумкина; Гос. университет — Высшая школа экономики. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008.

УДК 378

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ТУРИНДУСТРИИ

А.А. Клейман, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой социально-культурного сервиса и туризма,

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург

The article analyzes the transition of universities, which offer training for service and tourism, to the two-level system of education. The author examines both international and Russian experience and proposes ways to improve the training quality of the bachelor’s degree program in service and tourism.

В статье анализируются проблемы, возникающие в связи с переходом вузов, осуществляющих подготовку кадров для сферы сервиса и туризма, на двухуровневую систему обучения. Автор анализирует зарубежный и отечественный опыт и предлагает возможные пути улучшения качества подготовки бакалавров сервиса и туризма.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование в сфере туризма и сервиса; образовательные стандарты; Болонский процесс; трансформационная парадигма высшего образования; квалификационные требования к преподавателям;учебно-методическое обеспечение занятий; социальное партнерство с предприятиями туриндустрии; производственная и преддипломная практика.

В системе высшего профессионального образования в сфере туризма и сервиса в России в настоящее время господствует парадигма адаптационного образования, основанная на образовательных стандартах, унифицированных, единых по содержанию комплектах учеб-

ной и методической литературы. При оценке того или иного вуза контролирующие органы исходят из уровня остаточных знаний студентов по дисциплинам, определенным государственными стандартами образования. Однако мировой опыт показывает, что процессы де-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.