Научная статья на тему 'Взаимодействие и противостояние европейских и китайских глобальных компаний'

Взаимодействие и противостояние европейских и китайских глобальных компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ МЕЖДУ ГЛОБАЛЬНЫМИ КОМПАНИЯМИ / ГЛОБАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СЕТИ / КРИТЕРИЙ СТОИМОСТЬ/ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ШКОЛА БИЗНЕСА / МАСТЕРСТВО КИТАЙСКИХ МЕНЕДЖЕРОВ / COST/EFFICIENCY RATIO / COMPETITION BETWEEN GLOBAL COMPANIES / GLOBAL INNOVATION NETWORKS / BUSINESS SCHOOL / POLICY OF DETERRENCE / SKILLS OF CHINESE MANAGERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Субботин Алексей Андреевич

Условия деятельности европейских компаний в Китае становятся более сложными, чем в предыдущие десятилетия. Рост конкуренции с китайскими компаниями, повышение мастерства китайских менеджеров, необходимость развертывания в Китае глобальных инновационных сетей заставляют европейские компании повышать свою конкурентоспособность. Деятельность китайских компаний в Европе встречает определенное сопротивление и способствует политике сдерживания со стороны ведущих стран Европы, особенно в области инвестиций. На корпоративном уровне соотношение сил можно считать сбалансированным, в то время как на государственном имеет место очевидная потеря глобальных позиций со стороны Европы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction and countervailing of European and Chinese global companies

Conditions of European companies' activities in China become more complicated in comparison with previous decades. Increasing of competition with Chinese companies, higher level of Chinese managers' skills, imperatives of global innovation networks launching in China all these make European global companies to improve its competitiveness. Activities of Chinese companies in Europe meets certain resistance and promotes European policies aiming at deterrence, especially in the field of investments. On the corporative level the correlation of forces may be estimated as balanced while on the state level the evident loss by Europe in its global positions takes place.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие и противостояние европейских и китайских глобальных компаний»

А.А. Субботин

Взаимодействие и противостояние европейских и китайских глобальных компаний

Аннотация. Условия деятельности европейских компаний в Китае становятся более сложными, чем в предыдущие десятилетия. Рост конкуренции с китайскими компаниями, повышение мастерства китайских менеджеров, необходимость развертывания в Китае глобальных инновационных сетей заставляют европейские компании повышать свою конкурентоспособность. Деятельность китайских компаний в Европе встречает определенное сопротивление и способствует политике сдерживания со стороны ведущих стран Европы, особенно в области инвестиций. На корпоративном уровне соотношение сил можно считать сбалансированным, в то время как на государственном имеет место очевидная потеря глобальных позиций со стороны Европы.

Abstract. Conditions of European companies' activities in China become more complicated in comparison with previous decades. Increasing of competition with Chinese companies, higher level of Chinese managers' skills, imperatives of global innovation networks launching in China - all these make European global companies to improve its competitiveness. Activities of Chinese companies in Europe meets certain resistance and promotes European policies aiming at deterrence, especially in the field of investments. On the corporative level the correlation of forces may be estimated as balanced while on the state level the evident loss by Europe in its global positions takes place.

Ключевые слова: конкуренция между глобальными компаниями, глобальные инновационные сети, критерий стоимость/эффективность, школа бизнеса, мастерство китайских менеджеров.

Keywords: competition between global companies, global innovation networks, cost/efficiency ratio, business school, policy of deterrence, skills of Chinese managers.

В середине прошлого десятилетия отношения Китая и Европы, как отметил Дэвид Шабо, старший научный сотрудник Центра политических исследований Северо-Восточной Азии Брукингского института, перешли из стадии медового месяца в стадию зрелого брака, т.е. обе стороны начали осознавать всю сложность этих отношений. В октябре 2006 г. Европейская комиссия выпустила официальное сообщение, ратифицированное в декабре того же года, содержащее 17 требований к Китаю, включая внутриполитические, военно-политические и международные экономические. К удивлению международных наблюдателей, этот официальный документ вызвал более чем мягкую реакцию со стороны Пекина, что объясняется до некоторой степени автономной, отличной от американской, стратегией Европы по отношению к Китаю. При этом речь идет об американской реакции прежде всего на внешние проявления роста могущества Китая, в то время как Европа делает упор на внутренние условия такого роста, в частности, предлагая помощь в проведении реформ, связанных с совершенствованием структуры китайской экономики [Shambaugh, 2011].

Делая попытки разобраться в текущих особенностях и перспективах отношений Европы и Китая, нельзя пройти мимо основного инструмента обеих сторон - наиболее активных и могущественных транснациональных корпораций, действующих и в Китае, и в Европе. Сравнительный анализ крупнейших европейских и китайских компаний в списке из двух сотен мировых глобальных компаний показывает, что в эту группу входят 73 европейские и только 7 китайских компаний. По странам соотношение выглядит следующим образом: Германия - 19 компаний, Франция - 15, Великобритания - 14, Нидерланды и Швейцария - по 7 компаний, Италия и Испания - по 4, Бельгия, Дания, Люксембург и Норвегия -по 1 [List of companies.., 2011; Haddock, Koehler, 2007].

Сравнение представленных глобальных компаний по отраслям показывает, что крупнейшими из них и в Европе, и в Китае являются нефтяные компании. Из дальнейшего перечня выделяются финансовые, автомобильные и телекоммуникационные. Особенность списка китайских компаний еще и в том, что он завершается кораблестроительной компанией, и это не случайно - Китай выходит на второе место в мире по тоннажу спускаемых на воду судов, за этим показателем следуют и другие, например способность строить авианосцы и ядерные подводные лодки-ракетоносцы. Правда, компании, производящие специальное оборудование, как и в США, могут не входить в список крупнейших. Еще одна, быть может, более важная особенность европейских компаний по сравнению с китайскими состоит в существенном опережении своих конкурентов по такому показателю, как объем годовой прибыли, приведенный в таблице. Только три из 24 анализируемых китайских компаний имеют этот показатель свыше 100 млрд. долл., в то время как таких европейских копаний - 15, остальные приведенные в таблице китайские компании проигрывают своим европейским конкурентам по этому показателю приблизительно в четыре раза [List of the largest.., 2011]. Правда, этот недостаток пока не мешает китайской экономике уже три десятилетия развиваться в три с лишним раза быстрее европейской.

Таблица

Сопоставление доходов ведущих глобальных компаний Европы и Китая*

Европа Китай

№ компания отрасль доход, млрд. долл. страна компания отрасль доход, млрд. долл. город

1 2 3 4 5 6 7 8 9

1 «Ройал Датч шелл» Нефть и газ 278,2 Нидерл., Великобр. «Синопек» Нефть 131,6 Пекин

2 «Бритиш петролеум» Нефть и газ 246,1 Великобр. «Чайна нэшнл петролеум» Нефть 110,5 Пекин

3 «Тоталь» Нефть и газ 189,2 Франция «Стейт Грид корпорейшн» Коммун. услуги 107,2 Пекин

1 2 3 4 5 6 7 8 9

4 «ИНГ груп» Фи-нанс. услуги 164,4 Нидерланды «Инда-стриэл коммер-шиэл» Банк. дело 36,8 Пекин

«Фолькс Автомобили «Чайна

5 ваген 151,5 Германия мобиль Телеком 35,9 Пекин

груп» Лтд.»

«Чайна

6 «Витоль» Сырье 143,3 Нидерланды Лайф иншу-эренс» Страхование 33,7 Пекин

7 «Альянс» Финанс. услуги 140,3 Германия «Бэнк оф Чайна» Банк. дело 30,8 Пекин

«Чайна

8 «Акса» Финанс. услуги 129,8 Франция конс-тракшн бэнк» Банк. дело 28.5 Пекин

«Чайна

9 «Эни» Нефть и газ 121,5 Италия саузэрн пауэ грид» Коммун. услуги 28,0 Гуанчжоу

100 «Еон» Электр. и газ 117,9 Германия «Чайна телеком» Телеком 24,8 Пекин

11 «ГДФ Суэц» Госуд. коммун. услуги 115,1 Франция «Агри-калт. бэнк оф Чайна» Банк. дело 24.5 Пекин

12 «Даймлер АГ» Автомобили 113,7 Германия «Хатчи- сон Вэмпоа» Разные сектора 23,7 Гонконг

13 «Гленкор интерн.» Сырье 106,4 Швейцария «Сино- Кем корпор.» Разные сектора 23,1 Пекин

14 «Нестле» Пищевые продук. 104,5 Швейцария «Бао-стил» Сталь 22,7 Шанхай

15 «Сименс АГ» Конгломерат 103,7 Германия «Чайна рэйлвэй инжи-ниэр» Железные дороги 20,5 Пекин

1 2 3 4 5 6 7 8 9

16 «Элек-трисите де Франс» Электричество 95,6 Франция «Чайна рэйлвэй конст-ракш» Железные дороги 18,7 Пекин

17 «Метро АГ» Роз-ничн. продажа 94,4 Германия «Фёрст отэмо- бил Уоркс» Автомобили 18,7 Чаньчунь

18 «Энель» Элек-три-чество 94,2 Италия «Чайна стейт конст-ракш» Строительство 18,2 Пекин

19 «Дойче телеком» Телеком 93,1 Германия «Шанхай отэмо-тив» Автомобили 18,0 Шанхай

20 «Дек-сиа» Банк. дело 88,8 Бельгия «Коф- кот Лтд.» Разные сектора 18,0 Пекин

21 «Теско» Розничная продажа 88,1 Великобритания «Чайна минме-талз» Торговл металлом 16,9 Пекин

22 «Сосьяте жене-раль» Финансовые услуги 85,9 Франция «Жарден Мате-сон» Разные сектора 16,3 Гон-конг/Гами льтон

23 «Телефоника» Телеком 84,1 Испания «Чайна нэшнл офшор ойл» Нефть 16,0 Пекин

24 «Стат-ойл» Нефть и газ 80,8 Норвегия «Чайна оушэн шип-пинг» Кораблестроение 15,4 Пекин

* Данные приведены в основном за 2010 г., некоторые за 2009 г.

Источники: 1. List of companies by revenue // Wikipedia, the free encyclopedia. - 2011. - Mode of access: http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_ companies_by_revenue 2. List of the largest companies of China // Wikipedia, the free encyclopedia. - 2011. - Mode of access: http: / / en.wikipedia. org/wiki/List_of_the_largest_companies_of_China

Стратегия китайских глобальных компаний по отношению к Европе является неотъемлемой частью и отражением общей стратегии Китая, без понимания сущности которой трудно делать какие-либо выводы о социально-экономическом развитии страны. Почти полтора десятилетия назад Министерство обороны США в докладе Конгрессу сформулировало свое представление об этой стратегии следующим образом. Главная национальная цель Китая состоит в том, чтобы стать сильной, единой, богатой нацией, которую уважают в мире как великую и превосходящую всех остальных в Азии державу. Китай стремится к паритету в политике, экономике и военной силе с ведущими державами к середине XXI столетия. Эта стратегия предусматривает также защиту национального суверенитета, территориальной целостности, безопасный доступ к глобальным ресурсам, обеспечение Китаю роли одного из пяти или шести полюсов многополярного мира [Annual Report.., 2010]. Повторяя слова китайских лидеров, авторы документа утверждают, что Китай не стремится к гегемонии в Азии или где-либо, но надеется добиться позиций, при которых страны Азии и другие страны, имеющие интересы в Азии, не предпринимали бы каких-либо действий против интересов Китая [European Firms.., 2011]. Противоречивый характер приведенных формулировок стратегии, принятой более десяти лет назад, позволяет наглядно представить себе глобальные масштабы современной и тем более будущей стратегии Китая во всех сферах деятельности.

В области экономики по-прежнему идут два встречных процесса: иностранные компании устремляются в Китай, китайские компании - за границу. Важным показателем первого из них служит то, что для многих инвесторов Китай играет интегральную роль в их глобальной стратегии, т.е. работает принцип - если у тебя нет бизнеса в Китае, то говорить не о чем. С другой стороны, китайские компании устремляются за рубеж, и за этим стремлением есть определенная и довольно сильная мотивация: рост конкуренции на собственном национальном рынке, потребность многих стран в дешевых и достаточно качественных товарах, желание обрести новые технологии и методы их освоения, сильно выраженное стремление превратить китайский брэнд в международный [The Strategy.., 2005].

Конечно, пока китайские глобальные компании и ТНК значительно уступают европейским по основным показателям, но их число не может не производить впечатления. В 2008 г. число китайских глобальных компаний, входящих в 500 мировых лидеров по данным «Форбса», составляло 29 [Forbes Global 500, 2008], в 2010 г. оно возросло до 30 [The World's Leading..,2010], еще три тысячи китайских ТНК «осваивают глобальные позиции».

В современном европейском направлении глобальной стратегии Китая можно выделить три приоритета: автомобилестроение, создание и продвижение брэндов, торговля и инвестиции. В 2007 г. производители китайских автомобилей выразили свое намерение присутствовать на мировом рынке [Haddock, Koehler, 2007]. Такие компании, как Шанхайская автомобильная промышленная корпорация, «Моторы Великой стены», «Лифан», «Гили», «Бриллианс», «Черри», среди прочих объявили о планах начать экспорт автомобилей с именами своих брэндов, т.е. организовать производство вне Китая. Западные эксперты озабочены, во-первых, тем, что глобальная автомобильная индустрия сможет «поддерживать ограниченное число игроков в течение длительного времени» [Rein, 2009]. Это следует понимать, что лишних с рынка попросят удалиться, во-вторых, китайские автомобили производятся на западных технологиях. О качестве ставить вопрос никто не пытается: космическая программа Китая убедила всех, что при желании они могут все. Для Китая при реализации их той или иной стратегии в любом регионе мира характерно полное игнорирование реакции конкурентов. В частности, в Европе для входа в рынок они выбрали Италию, откуда китайские компании пойдут и в другие страны континента. Французская «Карадисьяк» назвала эту акцию «троянским конем в Италии» [Chinese companies.., 2009].

Качество китайской стратегии глобальной экспансии ярче всего проявляется в стратегии брэндов, которая имеет несколько измерений, в том числе региональное, охватывает практически все отрасли промышленности и является по своей сути сложным сочетанием заимствованных подходов с оригинальными решениями, преследующими одну цель: победить конкурентов по критерию цена/качество. Еще в середине прошлого десятилетия китайское руководство выделило 15 млрд. долл. на решение задачи «становись глобальным» в качестве содействия лидирующим компаниям 150

и становлению брэндов. Британский экономист Дэвид Уолл из Чэ-тэм Хауса (Королевский институт международных отношений) в 2005 г. выразил уверенность в том, что к 2025 г. китайские инвесторы будут владеть двумя дюжинами компаний, входящих в 500 компаний Форбса [The Strategy.., 2005]. Д. Уолл как европеец явно недооценил своего китайского конкурента: на пятнадцать лет раньше, в 2010 г., как указывалось выше, в списке 500 Форбса было уже 30 китайских компаний. Стратегия китайских брэндов имеет две составляющие, она агрессивна и одновременно оптимистична: органично взращивая брэнды, отражающие позитивные изменения в Китае, она одновременно несет в себе талант, надежность и беспристрастность уже завоевавших себе имя брэндов. Одним из методов совершенствования, который используют китайцы, является непрерывный критический анализ систем их оценки, постоянные попытки заглянуть в завтрашний день, стремление идти почти впереди рынка. Например, перечень требований к брэндам на одном из этапов такой работы включал в себя: сегментацию, концепцию признания, понятие содержания, уникальность, требования менеджмента, инвестиции и оценка качества брэнда и т.д. - все это обязательные требования, но отражающие особенности всего лишь одного этапа работы над брэндами [Swystun, 2011].

Еще одно направление экономической активности Китая в Европе - это торговля. В 2009 г. положительное сальдо в торговле Китая с Европейским союзом составило 167,9 млрд. долл., а в торговле Китая с США - 201,2 млрд. долл. Естественно, значительный отрицательный баланс в торговле с Китаем не может не раздражать атлантических партнеров, однако гораздо большее беспокойство вызывает деятельность китайских структур, обеспечивающих инвестиции в западные страны. Например, Государственная администрация по обмену валют1 управляет 2,85 трлн. китайской национальной валюты резерва и вершит все дела за закрытыми дверями, Китайская инвестиционная корпорация2, принадлежащая государству, управляет 200 млрд. долл. Обе организации выступают в роли посредника в Лондоне, Гонгконге и на Карибах, маскируя таким образом свои активы. Европейские страны обеспокоены торговой и

1 State Administration of Foreign Exchange (SAFE).

2 Œinese Investment Corporation (ŒQ.

инвестиционной экспансией Китая, в частности тем, как Италия раскрывает двери перед Китаем: в 2010 г. достигнута договоренность об увеличении объема торговли к 2015 г. до 100 млрд. долл. и подписано 10 инвестиционых соглашений на общую сумму 2,5 млрд. долл. [Spears, 2011]. Профессор Мохан Малик из Азиатско-Тихоокеанского центра исследований геополитики и безопасности в Гонолулу считает, что Китай взял на себя миссию интегрирования Азии и всего мира, но геополитически это приводит не к объединению Азии, а к ее разделению [Malik, 2008]. Такая перспектива явно не устраивает Европу, поэтому, когда в августе 2009 г. премьер-министр Китая Виен Джибао объявил об использовании резерва валюты для поддержки зарубежной экспансии китайских компаний, выделив на это 2 млрд. долл., европейские лидеры, выразив благодарность, сочли необходимым сопоставить предлагаемые блага с потерями с точки зрения национальных интересов стран ЕС. В конечном итоге императивом стала постановка вопроса о защите Европы от инвестиций со стороны Китая [Malik, 2008].

Попытка системного, глобального взгляда на деятельность европейских транснациональных компаний в Китае - а их там насчитывается около трех сотен - показывает, что их текущие интересы далеки от интересов европейских стран в стратегическом плане. Как показано выше, в результате роста экономического и военного могущества Китая европейские страны теряют свои позиции в Африке и ряде других регионов, уступая их дальневосточному сопернику. Однако сами европейские компании видят свое будущее именно в дальнейшем росте экономики Китая. Неся определенные потери в Европе, вызванные кризисом, они частично компенсируют их благодаря присутствию на китайском рынке. Постепенно раскрываются и мотивы пребывания европейских компаний на китайском рынке, тем более что они меняются во времени. Так, два десятилетия назад главной причиной прихода европейских ТНК на китайский рынок были низкая стоимость рабочей силы и весь комплекс выгод, даваемый аутсорсингом, т.е передачей за рубеж ряда функций, которые там обходятся дешевле. Сегодня, как показывают данные Европейской торговой палаты, для компаний наиболее важным фактором стало наличие китайского рынка. За этой весьма общей формулировкой скрываются еще и инвестиции в НИОКР, проводимые европейскими компаниями с использовани-152

ем уже китайских разработчиков, т.е. как раз то, что стоит за западной формулировкой инноваций, - создание и использование «глобальных инновационных сетей». Это уже высшая форма современного неоколониализма - использовать в стране пребывания дешевый труд не неквалифицированных людей, а, напротив, людей самой высокой квалификации, получивших образование за счет ресурсов страны пребывания.

Следует отметить тесную связь деятельности европейских ТНК с консультационными компаниями и центрами, расположенными в США. В этом смысле можно утверждать, что при наличии собственных усилий по улучшению качества менеджмента европейские компании совсем не пренебрегают школой, над совершенствованием которой работают американские глобальные компании. Речь идет не о бизнесе вообще, а об управлении глобальным бизнесом на микроуровне применительно к китайскому рынку рабочей силы и условиям производства и сбыта. Можно говорить об американской школе бизнеса, которую осваивают китайцы, но одновременно нельзя не видеть то новое в американских методах управления, которое появилось именно благодаря работе их компаний в Китае. Это и есть интеграция в сфере менеджмента глобального бизнеса. На уровне компаний происходит взаимное обогащение опытом, на страновом уровне Китай явно выигрывает и у Соединенных Штатов, и у Европы. Чтобы до конца осознать эту тенденцию, необходимо анализировать специфику баланса доходов компаний и государства, что явно выходит за рамки этой статьи. Но тенденция углубленного освоения западной технологии бизнеса китайцами и одновременно изучение закономерностей бизнеса в условиях Китая западными компаниями наглядно проявляется в практике совместной объединенной программы трех наиболее известных в мире бизнес-школ - Китайско-Европейской международной школы бизнеса, Гарвардской школы бизнеса и Барселонской школы бизнеса IESE [Peng, Friedman, 2011]. Стоимость программы оценивается в 420 тыс. евро, так что можно быть уверенным в том, что там действительно аккумулировано самое лучшее и воспользоваться этим могут самые талантливые и самые богатые клиенты.

Производственные расходы в Европе растут, доля собственного производства неуклонно падает, Китай становится все более

необходимой производственной базой. В связи с этим отмеченное выше взаимное совершенствование качества бизнеса, казалось бы, должно нести в себе решение многих проблем европейских транснациональных компаний. Однако события развиваются часто быстрее, чем хотелось бы их участникам. Китай все больше начинает испытывать дефицит ресурсов, в частности редкоземельных элементов, без которых невозможно производство наукоемких продуктов. Европейская торговая палата в Китае отмечает несоблюдение им условий пребывания в числе членов ВТО. С 2001 г. немалый перечень претензий Европы к Китаю включает в себя ограничения по инвестициям, дискриминацию европейских компаний по сравнению с китайскими, когда речь заходит об охране окружающей среды, трудовом законодательстве, требованиям к сертификации продукции, недостаточно преференциальный режим по отношению к инновационной продукции и т.д. [Во]'апоУ8ку, 2011]. Европейские компании, требуя «свободы рынка», одновременно делают вид, что это якобы не имеет отношения к появившейся на китайском внутреннем рынке жесткой конкуренции со стороны местных компаний, демонстрируя новые условия, которые нельзя сравнивать с прошлым десятилетием и тем более с 90-ми годами.

Если на корпоративном уровне пока еще можно говорить о каком-то балансе сил между европейскими и китайскими компаниями, то на межгосударственном уровне Европейский союз явно проигрывает Китаю. Очевидной неудачей закончилась попытка привлечь Китай к материальной ответственности за изменение климата. На уровне «Саммита-20» 40 млрд. долл., которые Китай выделил МВФ, никто серьезно не воспринимает. По мнению европейских экспертов, Китай проводит искусную прагматическую политику управления Европейским союзом, избрав тактику игры на противоречиях системы открытого рынка европейских стран и централизованной экономики Китая, несущей в себе ряд ограничений. Процессуально все это имеет форму официальных диалогов, превращаемых в разговоры без выводов. Кроме того, широко используются противоречия, связанные с тем, что при наличии самой высокой степени интеграции Европа остается разделенной на суверенные государства с их национальными интересами. Европейские эксперты трактуют отношения Китая с Европейским союзом как шахматную доску, на которой Европа представлена 27 иг-154

роками, толпящимися на одной стороне доски и спорящими о том, какой фигурой ходить. При этом неоавторитарный академический ученый из Китая Пан Вэй утверждает, что «ЕС слаб, политически разделен и в военном отношении не оказывает влияния. Экономически это гигант, но мы больше не боимся его, потому что ЕС нуждается в Китае больше, чем Китай в нем» [Fox Jodement, 2011].

Оценивая состояние и тенденции развития отношений Европейского союза с Китаем, неизбежно приходишь к выводу о необходимости разработки новой долгосрочной стратегии Европы по отношению к Китаю, включающей стратегию глобальных компаний, что невозможно без глобального подхода к пересмотру таких отношений Европейского союза и с Соединенными Штатами, и с Россией.

Литература

Annual report to Congress: Military power of the People's Republic of China / US Department of defence. - December 8, 2005. -Mode pf access: http://www.dod.mit/pubs/china.html

Bojanovsky A. EU plans measures to tackle resources crunch / / Spiegel online. - February 22, 2011. - P. 1-3. - Mode of access: http:// www. spiegel.de/international/europe/0,1518,730137,00.html

Chinese companies coming trough Atlanta // Global Atlanta. -July 28, 2009. - P. 1. - Mode of access: http://www.globalatlanta.com/ article/17482/

Chinese companies enter Europe through Italy // China Herald. -January 21, 2009. - Mode of access: http://www.chinaherald.net/2009/ 01/chinese-companoes-enter-europe-through-.html

European companies «doing well» in China // People's Daily online. - November 23, 2007. - P. 1. - Mode of access: http://english. people.comcn/90001 / 90776/6307804.html

European firms unhappy with China's discrimination business environment // 2point6billion.com: News and commentary from emerging Asia. - Sept. 8, 2010. - Mode of access: http://www.2point6 billion.com/ news / 2010/ 09/02/ european-firms-unhappy-with-china% E2 % 80% 99s-discriminatory-b

Fox J., Godement F. The EU needs a new China strategy // European council on foreign relations. - February 22, 2011. - P. 1. - Mode оf access: http://ecfr.eu/content/entrycommentary_fox_godement_china_ power_audy_eu/

Forbes Global 500 2008 // CNN Money. - Business, Financial... -Forbes, June 21, 2008. - Mode of access: http://money.cnn/ magazines/fortune/global500/2008/ full_list /

Haddock R., Koehler C., Tse E. A New era for Chinese vehicle manufacturers. Opportunities and challenges for Chinese automakers as they expand overseas. - Beijing: Booz, Allen, Hamilton, 2007. - Strategy -Business. - January 30, 2007. - Mode of access: http://www.strategy-business.com/article/li00011?gko=3374a

List of companies by revenue // Wikipedia, the free encyclopedia. - 2011. - Mode of access: http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_ companies_by_revenue

List of the largest companies of China / / Wikipedia, the free encyclopedia. - 2011. - Mode of access: http://en.wikipedia.org/wiki/ List_of_the_largest_companies_of_China

Malik M. The strategies and objectives of China's foreign affairs and Asian reactions to China's rise // USCC.Gov. Hearings on China expanding global influence: foreign policy goals: practices and tools: Testimony before the US-China economic and security review commission, March 18, 2008. - P. 5. - Mode of access: http://www.uscc.gov/ hearings /2008hearings / written_testimonies/08__03_18-wrts /08-03_18 malik_statement.php

Okano-Heijmans M., Putten F.-P. Europe needs to screen Chinese investment // East Asia forum.- August 18, 2009. - P. 1. - Mode of access: http://www.eastasiaforum.org/2009/08/18/europe-needs-to-screen-chinese-investment/

Peng D., Friedman V. CEIBS - Harvard Business School - IESE bUSINESS school joint global CEO program for China // ceibs.edu. -March 27, 2011. - P. 1-4. - Mode of access: http://www.ceibs. edu/ execed/ index /34623.shtml

Rein S. Chinese companies enter Europe through Italy // China Herald.- January 21, 2009. - P. 1. - Mode of access: http://www. china herald.net/2009/01/ chinese-companies-enter-europe-through.html

Shambaugh D. China - Europe relations get complicated // Brookings Northeast Asia commentary. - February 22, 2011. - N 9. -Mode of access: http://www.brookings.edu/opinions/2007/05china_ shambaugh.aspx

Spears C.A. Jasmin Revolutioninterrupted, hoax, or trap // The world affairs blog network. - February 21, 2011. - P. 2. - Mode of access: http: //chinatrade.foreignpolicyblogs.com/

Swystun J. Branding in China: Strategies and responses // Brandchannel. - February 22, 2011. - P. 1-5. - Mode of access: http: //www.brandchannel.com/papers_review.asp?sp-id=1255

The strategy for Chinese brands. - New York: Interbrand, October 2005. - Part 1: The perception challenge.- P. 2. - BNET twitter face-book Mobile Apps Manage Newsletters. - Mode of access: http: //www.jobfunction.bnet.com/abstract.aspx?docid=153670

The World's leading companies // Forbes.com. - April 21, 2010. -Mode of access: http://www.forbes.com/2010/04/21/global-2000-leading-world...

Yao G., Hoffman S. Business confidence survey 2009: European business remain confident about China, but call for more action to maintain growth // China newswire. - February 22, 2011. - P. 1-2. - Mode of access: http://www.chinanewswire.com/pr/200906301232451010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.