Научная статья на тему 'Взаимодействие государственных органов и общественных организаций по предупреждению преступлений, связанных с незаконным оборотом алкогольной продукции'

Взаимодействие государственных органов и общественных организаций по предупреждению преступлений, связанных с незаконным оборотом алкогольной продукции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
184
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / АЛКОГОЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / EXECUTIVE AUTHORITIES / PUBLIC ORGANIZATIONS / ALCOHOLIC PRODUCTS / ILLEGAL TRAFFICKING / CRIME / PREVENTION / INTERNAL AFFAIRS AGENCIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мамедов Ш. С.

Рассматриваются проблемные вопросы взаимодействия государственных органов и общественных организаций в сфере предупреждения незаконного оборота алкогольной продукции, а также обосновывается необходимость разрешения комплексных программ ослабления алкогольной преступной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мамедов Ш. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION BETWEEN STATE AGENCIES AND PUBLIC ORGANIZATIONS FOR PREVENTION OF CRIMES RELATED TO ILLEGAL TRAFFICKING OF ALCOHOLIC PRODUCTS

The article discusses problematic issues of interaction between state agencies and public organizations in preventing the illegal trafficking of alcoholic products as well as substantiates the necessity to resolve comprehensive programmes for weakening the criminal situation related to alcohol.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие государственных органов и общественных организаций по предупреждению преступлений, связанных с незаконным оборотом алкогольной продукции»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

Ш.С. МАМЕДОВ,

специалист по учебно-методической работе специального факультета Санкт-Петербургского университета МВД России Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

E-mail: shamil.mamedoff@yandex.ru

Аннотация. Рассматриваются проблемные вопросы взаимодействия государственных органов и общественных организаций в сфере предупреждения незаконного оборота алкогольной продукции, а также обосновывается необходимость разрешения комплексных программ ослабления алкогольной преступной ситуации.

Ключевые слова: органы исполнительной власти, общественные организации, алкогольная продукция, незаконный оборот, преступление, предупреждение, органы внутренних дел.

INTERACTION BETWEEN STATE AGENCIES AND PUBLIC ORGANIZATIONS FOR PREVENTION OF CRIMES RELATED TO ILLEGAL TRAFFICKING OF ALCOHOLIC PRODUCTS

SH.S. MAMEDOV,

expert in educational and methodical work of special faculty of the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. The article discusses problematic issues of interaction between state agencies and public organizations in preventing the illegal trafficking of alcoholic products as well as substantiates the necessity to resolve comprehensive programmes for weakening the criminal situation related to alcohol.

Key words: executive authorities, public organizations, alcoholic products, illegal trafficking, crime, prevention, internal affairs agencies.

Одним из приоритетных направлений деятельности государственных органов и общественных организаций по предупреждению преступлений, связанных с незаконным оборотом алкогольной продукции, является осуществление мер, направленных на профилактику пьянства среди населения, так как оно в значительной степени стимулирует нелегальное производство и оборот алкогольной продукции.

Обострение проблем пьянства и алкоголизма в стране во многом связано с разрушением ранее действовавшей социальной системы антиалкогольной профилактики и социального механизма предупреждения и пресечения пьянства. Дезорганизация системы социальной профилактики привела к тому, что вокруг проблемы пьянства и алкоголизма постепенно сформировалась морально-психологическая атмосфера равнодушия и пассивности1. Это, в свою очередь, существенно снижает эффективность любых антиалкогольных усилий государственных органов.

Угроза массовой алкоголизации и ее негативные последствия диктуют необходимость: воссоздания системы антиалкогольной профилактики; разработки; и практической реализации комплексных программ стабилизации и ослабления остроты алкогольной ситуации. В частности, для достижения указанных целей необходимо осуществить следующие меры.

1. Принять федеральные законы «Об оказании специальной помощи лицам, находящимся в состоянии опьянения», «О социальных основах государственной алкогольной политики Российской Федерации», в которых были бы четко определены: цели и задачи данного вида деятельности, этапы, средства и методы их осуществления; функции различных государственных органов и социальных институтов в реализации стратегии и тактики противоалкогольной деятельности; меры, закрепляющие организационное, научно-информационное, материально-финансовое обеспечение работы по профилактике и преодолению пьянства и алкоголизма.

Вестник Московского университета МВД России № 12

2010

117

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

2. Создать на всех уровнях государственной власти по аналогии с прежними комиссиями по борьбе с пьянством органы, осуществляющие координацию и контроль за усилиями государственных органов и Общественных организаций по профилактике и противодействию пьянству и алкоголизму.

3. Разработать научную концепцию государственной алкогольной политики — необходимой основы подготовки реальной программы практических действий по стабилизации алкогольно-криминальной обстановки в стране.

4. Законодательно закрепить необходимость выделения из федерального и местных бюджетов суммы, соответствующей не менее 5% налогов, получаемых от производства и реализации алкогольной продукции, для финансирования антиалкогольных программ и осуществления социальной профилактики пьянства и алкоголизма.

5. Разработать меры по усилению контроля за лицами, злоупотребляющими алкоголем.

6. Принять дополнительные меры по оказанию правоохранительным органам материально-финансовой помощи в работе по усилению борьбы с: правонарушителями на почве злоупотребления алкоголем; преступлениями и правонарушениями, связанными с незаконным оборотом алкогольной продукции.

Необходимо отметить, что в настоящее время государство осуществляет различные меры в рамках антиалкогольной политики. В частности, разработан федеральный закон (проект № 189205-3) «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) в общественных местах пива и напитков, изготавливаемых на его основе». Данный проект был принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и должен был вступить в силу с 1 января 2005 г., но этого, к сожалению, не произошло. Причиной тому послужило, на наш взгляд, наличие сомнений в продуктивности ограничений потребления (распития) в общественных местах пива и напитков, изготавливаемых на его основе. Нами ранее уже отмечалось о социальной опасности (криминогенности) введения ограничительных, запретных мер, если они принимаются в условиях кризиса правовой системы, не подкреплены иными социально-экономическими преобразованиями, одобряемыми населением. Кроме того, положения этого закона направлены, главным образом, на молодежь, которой в настоящее время свойственна низкая солидарность с устанавливаемыми запретами. В свою очередь, это привело бы к провалу законодательной инициативы, а также к формированию криминогенных последствий (рост фактов правонарушений, замена субъектами одного дурмана — алкоголя, другим — наркотическими средствами, тем более в условиях «либеральности» уголовно-правовых средств борьбы с незаконным оборотом наркотиков и т. п.). Но вышеуказанное не свидетельствует о том, что надо ограничиваться мерами только социальной профилактики, так как правовая культура в обществе формируется под воздействием, в первую очередь, императивных мер. Поэтому данный федеральный закон требует дальнейшей доработки в части, касаю-

щейся установления ограничений розничной продажи в общественных местах пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

По мнению опрошенных граждан, ограничению пьянства в стране могли бы способствовать3:

• организация продуманной системы антиалкогольного воспитания подрастающего поколения;

• принятие более жестких законов, регулирующих производство и реализацию алкогольной продукции, устанавливающих повышенную ответственность за правонарушения в этой сфере;

• значительное повышение административной и иной ответственности за правонарушения на почве злоупотребления алкоголем;

• формирование в обществе психологической атмосферы нетерпимости и осуждения вокруг правонарушителей и проявлений пьянства;

• создание системы профилактики пьянства с широким участием в ней трудовых коллективов, общественности по месту жительства.

Были отмечены также такие меры, как обеспечение занятости населения, повышение его жизненного уровня, расширение сети кафе для молодежи с продажей безалкогольных напитков, улучшение досуга, повышение культуры граждан и др.

Таким образом, среди мер борьбы с пьянством наиболее приемлемыми и эффективными граждане считают профилактические мероприятия. В то же время, значительная часть граждан возлагает надежды на карательные меры, усиление уголовной и административной ответственности.

Кроме того, населением в качестве необходимых мер, направленных на искоренение самогоноварения, были названы следующие: снижение розничных цен на алкогольные напитки; расширение торговых точек, реализующих спиртные напитки в розлив, без ограничения времени их работы; расширение продажи пива и сухих вин; активизация деятельности ОВД по выявлению и пресечению данного правонарушения; ужесточение наказания за самогоноварение; дальнейшее расширение сети магазинов, торгующих спиртным.

Таким образом, эффективность борьбы с преступлениями, связанными с незаконным оборотом алкогольной продукции, в значительной степени зависит от взаимодействия всех государственных органов, обеспечивающих экономическую безопасность России.

1 См.: Заиграев Г.Г. Алкоголь — обусловленная преступность и административные меры, предпринимаемые государством в России // Алкоголь и здоровье населения России, 1900—2000 гг.: Материалы Всероссийского форума по политике в области общественного здоровья / Под ред. А. К. Демина. С. 229.

2 Долгов A.B., Иванченко Р.Б., Милюков А.Ф. Криминаль-

ная ситуация в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и меры борьбы с ней. Монография / Науч. ред. докт. юрид. наук, проф. С.Ф. Милюков. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005. С. 162.

118 Вестник Московского университета МВД России № 12 • 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.