Научная статья на тему 'Взаимодействие государственного управления и механизмов саморегулирования как современное направление модернизации грузового автотранспортного комплекса'

Взаимодействие государственного управления и механизмов саморегулирования как современное направление модернизации грузового автотранспортного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУЗОВОЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / SHIPPING TRANSPORT COMPLEX / GOVERMENT REGULATION / SELF-REGULATING / SELF-REGULATING ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демиденко Анастасия Анатольевна

Посвящена изучению и разработке совокупности экономических отношений, складывающихся в процессе управления грузовым автотранспортным комплексом РФ посредством взаимодействия государственного управления и механизмов саморегулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHIPPING TRANSPORT UPGRADED THROUGH COOPERATION OF GOVERNMENTAND SELF-REGULATION ELEMENTS

The article deals with the nature of economic relationships emerged within managing shipping vehicle system by collaborating governmentand self-regulation elements.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие государственного управления и механизмов саморегулирования как современное направление модернизации грузового автотранспортного комплекса»

УДК 656.078

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМОВ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ КАК СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ГРУЗОВОГО АВТОТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА

SHIPPING TRANSPORT UPGRADED THROUGH COOPERATION OF GOVERNMENT- AND SELF-REGULATION ELEMENTS

А.А. Демиденко A.A. Demidenko

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)

Посвящена изучению и разработке совокупности экономических отношений, складывающихся в процессе управления грузовым автотранспортным комплексом РФ посредством взаимодействия государственного управления и механизмов саморегулирования.

The article deals with the nature of economic relationships emerged within managing shipping vehicle system by collaborating government- and self-regulation elements.

Ключевые слова: грузовой автотранспортный комплекс, государственное управление, саморегулирование, саморегулируемые организации.

Key words: shipping transport complex, goverment regulation, self-regulating, self-regulating organizations.

В настоящее время грузовой автотранспортный комплекс (ГАТК) испытывает ряд проблем, которые препятствуют дальнейшему продвижению по пути повышения качества услуг, снижению транспортных затрат и созданию цивилизованного рынка грузовых транспортных перевозок. К таким проблемам относятся: широкое распространение форм недобросовестной конкуренции, несоответствие законодательной и нормативно-правовой базы условиям существующего рынка, несбалансированность структуры управления и регулирования ГАТК.

С учетом вышеперечисленных проблем одной из первостепенных задач становится последовательное создание действенного механизма управления данной отраслью хозяйствования, поскольку его отсутствие сдерживает не только развитие самого комплекса, но и рост валового регионального продукта, ухудшает показатели производственного сектора, снижает уровень экономических связей с другими регионами.

В современных условиях функционирования ГАТК возрастает актуальность создания и внедрения новой формы управления, отвечающей современным требованиям и тенденциям. Такой формой при соответствующей организационно-правовой подготовке может стать

© А. А. Демиденко, 2011

взаимодействие государственного управления и институт саморегулирования в лице саморе-гулируемых организаций. Успешная модернизация ГАТК должна предполагать выстраивание эффективных механизмов, объединяющих в себе государственное и общественное начала и построенных на принципе гармонизации интересов перевозчиков, потребителей транспортных услуг и государства. Как справедливо отметил В.А. Гневко [4], формирование и развитие партнерских отношений между государством и предпринимательскими организациями, ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования, в сочетании с развитием системы само-регулируемых организаций в области экономики являются важнейшими направлениями движения к модернизации хозяйственной системы в России и повышению эффективности национальной экономики.

Идея взаимодействия государственного управления и механизмов соморегулирования находит подтверждение в одном из принципов, положенных в основу Стратегии развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 г. [1]. Согласно данной Стратегии транспортную политику государства целесообразно осуществлять в рамках федеральных и ведомственных целевых программ, направ-

ленных на повышение результативности государственного управления в сфере транспорта путем отработки в рамках административной реформы форм и методов взаимодействия Министерства транспорта Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти с саморегулируемыми организациями, в том числе по поводу передачи им части государственных функций. «Участие государства в транспортной деятельности является в настоящее время в целом избыточным как в сфере транспортного предпринимательства, так и в отдельных вопросах регулирования транспортной деятельности. Поэтому оно должно прекратить участие в качестве предпринимателя на конкурентных рынках перевозочных транспортных услуг. Органы государственного управления транспортом должны осуществлять делегирование отдельных функций, связанных с регулированием транспортной деятельности, ассоциациям, союзам, другим саморегулируе-мым организациям. Это делегирование должно быть адекватно развитию рынка транспортных услуг и саморегулируемых организаций транспорта и происходить по мере совершенствования системы управления», - отмечается в Стратегии [1].

Посыл к совмещению частноправовых и публично-правовых элементов в системе управления автотранспортной деятельностью наблюдается и в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г. [2]. В данной Стратегии указывается, что оптимальное регулирование рыночных отношений, сочетающее в себе государственное регулирование и саморегулирование, призвано обеспечивать безопасность транспортных услуг, предоставлять большую свободу предпринимательству, одновременно увеличивая его ответственность за недобросовестное поведение.

«В условиях рыночных отношений без объединения в единую организацию, при острой транспортной конкуренции на рынке перевозок не то что работать, а просто существовать отдельным автотранспортным предприятиям, даже крупным, но замкнутым в своей деятельности, весьма трудно. В первую очередь это относится к вопросам материальнотехнического обеспечения, которыми не занимается Министерство транспорта РФ», - подчеркивает Л.Б. Миротин [3].

При закреплении направлений взаимодействия саморегулируемых организаций перевозчиков и государственных органов власти, безусловно, необходимо учитывать, что основная цель введения саморегулирования в ГАТК со-

стоит, с одной стороны, в построении правильной коммуникации в системе «Власть» -«Бизнес» - «Общество», которая способна обеспечивать условия для принятия сбалансированных управленческих решений и придавать всем участникам этого триумвирата дополнительные возможности в реализации своих интересов, а с другой - в проведении разграничения между государственным управлением и управлением со стороны профессиональных и предпринимательских объединений ГАТК (саморегулируемых организаций) [6]. С этой целью необходимо рассмотреть вопрос о частичной передаче функций по осуществлению управления за деятельностью перевозчиков ГАТК саморегулируемым организациям (СРО) перевозчиков.

Стоит принимать во внимание, что ряд полномочий, закрепленных за исполнительными органами власти, не могут быть делегированы СРО в связи с тем, что они относятся исключительно к государственной компетенции и ответственности. С такими полномочиями связаны функции по:

- поддержанию в работоспособном состоянии опорной транспортной инфраструктуры, воспроизводству, реконструкции и строительству объектов транспортной инфраструктуры, обеспечивающих безопасное функционирование транспортной системы;

- совершенствованию финансовой политики в сфере упорядочивания налоговых и кредитных инструментов (планификация кредитной политики, реализация контроля за использованием кредитов и т. п.);

- проведению фундаментальных научных исследований и реализации инновационных научно-технических проектов, выявлению и поддержанию технологий, освоение которых способно обеспечить российским АТП конкурентные преимущества на мировом рынке;

- обеспечению комплексной безопасности (транспортной, экологической, антитеррористи-ческой, безопасности дорожного движения) и решению задач обороноспособности страны.

Некоторые отношения, связанные с мониторингом автотранспортного рынка и ведением статистических баз данных, допуском к автотранспортной деятельности и выработкой на основе федерального законодательства профессиональных правил и стандартов оперирования на грузовом автотранспортном рынке, перевозчики, объединенные в СРО, вполне могут осуществлять и самостоятельно.

Взаимодействия же деятельности органов государственной власти и перевозчиков целе-

сообразно применять в решении вопросов по данию информационного пространства, разра-

развитию современных информационных, ло- ботке законодательных нормативно-правовых

гистических и управленческих технологий, соз- актов (рис.).

Направления деятельности, относящиеся к государственному регулированию Направления деятельности, осуществляемые государством совместно с СРО Направления деятельности, закрепляемые за СРО перевозчиков

Государственное регулирование Саморегулиро- вание

Финансовая политика (налоговые и кредитные инструменты) Разработка законодательных нормативных правовых актов и методических рекомендаций Разработка и внедрение механизма допуска на рынок автотранспортных услуг

Строительство и реконструкция

объектов транспортной инфраструктуры Обеспечение цивилизованной и добросовестной конкуренции на рынке ГАТК Мониторинг деятельности грузоперевозчиков, а также проведение маркетинговых исследований АТ рынка

Обеспечение комплексной

безопасности (транспортной, Создание информационного про-

экологической, антитеррори-стической, безопасности дорожного движения) странства посредством обсуждения в СМИ, проведения круглых столов, конференций и т. д. Разработка, применение и контроль стандартов и правил профессиональной (перевозочной) деятельности

Проведение и реализация Развитие современных инфор-

НИОКР мационных логистических, Защита прав и законных

Регулирование тарифов управленческих технологий интересов перевозчиков (преференции) и их клиентов (материальная) ответственность)

Антимонопольная политика Инвестиции в объекты транспортной инфраструктуры

Контроль за соблюдением федеральных законов Содействие в кадровом обеспечении, повышении квали-

Иные отношения

и нормативно-правовых актов фикации, переподготовке

Иные отношения Иные отношения

Распределение направлений деятельности по управлению ГАТКмежду государством и СРО перевозчиков

Реализация мер по взаимодействию органов государственной власти и СРО, объединяющих грузовых автоперевозчиков, выработка единых подходов к принципам саморегулирования, оказание организационно-технической и методической помощи в процессе формирования и практической деятельности СРО в ГАТК требуют нормативного определения процедур взаимодействия. Тщательная проработка на теоретическом и практическом уровнях юридических условий и процедур такого взаимодействия является необходимым условием формирования и развития общественных отношений в сфере саморегулирования профессиональной и предпринимательской деятельности перевозчиков.

В связи с этим в соответствии с базовым Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» целесообразна реализация отраслевого закона, непосредственно регламентирующего функционирование ГАТК на принципах взаимодействия саморегулирования и

государственных органов власти. Закрепление права перевозчиков на объединения в СРО и введение общих требований к таким организациям на уровне федерального законодательства является крайне необходимым, так как, с одной стороны, предполагает возможность частичного замещения государственного управления саморегулированием, а с другой - учитывает, что участники автотранспортного рынка должны, находясь в СРО, руководствоваться стандартами её деятельности и подчиняться контрольным мерам по их соблюдению, предпринимаемым со стороны СРО.

Передавая и закрепляя за саморегулируе-мыми организациями отдельные полномочия, государство наделяет их всей полнотой ответственности за деятельность перевозчиков, входящих в их состав. Для обеспечения этой ответственности СРО перевозчиков должны обладать всеми необходимыми инструментами, которые прописываются в отраслевом законодательстве. Инструментами, обеспечивающи-

ми ответственность СРО, являются: по отношению к членам СРО - право контроля, а по отношению к государству - обязанность контроля деятельности своих членов в части соблюдения ими стандартов и правил перевозочной деятельности.

При этом в случае недобросовестного исполнения перевозчиками принятых стандартов и правил деятельности, появления жалоб (обращений) на действия (бездействия) членов СРО и несвоевременного реагирования на них у СРО существует право и обязанность применять меры дисциплинарного воздействия по отношению к своим членам.

В рамках совместной деятельности само-регулируемым организациям целесообразно предоставить последним право направлять представителям государственных органов власти и органам местного самоуправления тексты предлагаемых законопроектов и поправок к федеральным и локальным нормативно-правовым актам, касающихся перевозочной деятельности и функционирования участников перевозочного процесса на грузовом автотранспортном рынке, вместе с соответствующими обоснованиями и методическими материалами, отражающими позицию по ним транспортного бизнес-сообщества. Совместная законотворческая деятельность СРО с Министерством транспорта России, Правительством РФ и местными органами власти в области совершенствования законодательной нормативно-правовой базы, регламентирующей основные направления автотранспортной деятельности, позволит участникам транспортного рынка лоббировать в органах государственной власти интересы грузового автотранспортного сообщества.

С этой же целью должны быть организованы системы связи с различными учреждениями и организациями, а также между членами СРО в целях координации профессиональной деятельности последних, обмена информацией и использования передового опыта посредством организации и проведения семинаров, конференций, специализированных выставок, рекламных мероприятиях, презентаций, деловых встреч, консультаций, тренингов и стажировок.

Вообще информационно-аналитические и консультационные вопросы являются исключительно важными в условиях перехода автотранспортной отрасли на новые формы деловых отношений. Объединяясь, перевозчики способны оказывать консультационные услуги по доведению и разъяснению новшеств в области управленческих, логистических, информационных и иных технологий, используемых в

автотранспортной отрасли, обеспечивать своевременной и полной информацией своих членов об изменениях в нормативно-правовой и законодательной сфере.

Введение практики взаимодействия государственных органов управления с саморегу-лируемыми организациями перевозчиков возможно не только путем передачи части регулирующих функций на уровень СРО, но и с помощью законодательного закрепления за Министерством транспорта и другими органами исполнительной власти определенных обязанностей по отношению к таким объединениям, а именно:

- ведение государственного реестра само-регулируемых организаций ГАТК;

- привлечение СРО к решению вопросов социально-экономического развития регионов, в том числе к разработке отраслевых программ;

- контроль за соблюдением федерального законодательства и нормативных правовых актов, регулирующих отношения не только в области автотранспортной деятельности, но и в смежных областях, связанных с предпринимательской и профессиональной деятельностью перевозчиков;

- антимонопольный контроль за деятельностью СРО с целью предотвращения случаев необоснованного ограничения конкуренции со стороны СРО.

Государство также способно оказывать стимулирующее воздействие на автоперевозчиков, которое может выражаться в повышении интереса рынка к использованию механизмов саморегулирования за счет проведения инфраструктурного, информационного, а при необходимости финансового обеспечения процессов переговоров всех заинтересованных сторон.

Помимо общей просветительской работы должно осуществляться и продвижение института саморегулирования, которое возможно путем использования маркетинговых бизнес-технологий и социального маркетинга. В зависимости от целевой аудитории акцент может делаться как на преимуществе членства в само-регулируемых организациях для конкретных компаний, так и на общем положительном воздействии саморегулирования на ГАТК.

Таким образом, саморегулируемые организации способны занять место посредника между органами власти и перевозчиками, поскольку саморегулируемые организации могут выступать и представителем интересов профессиональных участников автотранспортного рынка перед государством, и квалифицированным агентом государства как выразителя

общих интересов в среде профессиональных участников ГАТК.

В итоге стоит сказать, что вопросы совершенствования системы управления на основе объединения участников ГАТК в саморегули-руемые организации, находятся в нашей стране в числе приоритетных не только в практическом, но и в научно-исследовательском аспекте. Рассмотрение природы саморегулирования с точки зрения выработки наиболее обоснованных рекомендаций по её формированию и реформированию с учетом национальных особенностей на базе новейших достижений, прежде всего институциональной экономической теории, является одной из наиболее важных задач, стоящих перед российской экономической наукой. В связи с этим представляется целесообразным дальнейшее рассмотрение процесса интеграции в сфере грузовых автотранспортных перевозок как современного и цивилизованного инструмента управления и регулирования, основанного на механизмах государственно-общественного партнерства.

1. Стратегия развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года: приказ Минтранса РФ от 31 июля 2006 г. № 94.

- иКЬ: http://www.mintrans.ru/pressa/ Strategiya/ Strategiya_VV.htm

2. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р. - иКЬ: http://www.mintrans.ru/pressa/ TransStrateg_VV.htm

3. Пассажирские автомобильные перевозки : учеб. для вузов / В. А. Гудков, Л. Б. Ми-ротин, А. В. Вельможин; ред. В. А. Гудкова. -М. : Горячая линия - Телеком, 2004. - 448 с.

4. Гневко В. А. Предпринимательство как стратегический ресурс развития хозяйственной системы / ред. В. А. Гневко. - СПб. : СПб. академия управления и экономики, 2009. - 262 с.

5. Крючкова П. В. Саморегулирование хозяйственной деятельности: институциональный анализ. - М. : ТЕИС, 2005. - 346 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.