Страны и регионы мира: динамика развития и модели взаимодействия
УДК 327.7
DOI: 10.28995/2073-6339-2019-1-58-74
Взаимодействие ФРГ с Австрией и Швейцарией в политико-военной области на современном этапе
Филипп О. Трунов Институт всеобщей истории РАН, Институт научной информации по общественным наукам РАН, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В XXI в. Германия последовательно стремится к увеличению своей роли в сфере международной безопасности. Отличительной чертой ее движения по данному пути является не только активное использование возможностей профильных международных структур (в первую очередь, НАТО, ЕС, ООН), но и развитие дву- и трехсторонних связей с государствами-партнерами.
В статье рассматриваются взаимоотношения Германии с Австрией и Швейцарией в политико-военной области на современном этапе. Эта тема не нашла еще должного освещения в работах зарубежных и отечественных авторов. Основными методами исследования выступают сравнительный анализ и ивент-анализ, а методологической основой - теория строительства вооруженных сил.
Отмечается, что объемы сотрудничества ФРГ с каждым из этих государств по всем ключевым направлениям резко возросли в 2016-2017 гг. Особое внимание уделяется формату D-A-CH (Германия - Австрия -Швейцария), запущенному в 2017 г. на уровнях министров обороны, генерал-инспекторов и руководителей военно-экспортных структур. Показываются внутриполитические причины временного спада в германо-австрийских отношениях в первой половине 2018 г. Исследуется характер и перспективы практического сотрудничества вооруженных стран немецкоязычного «треугольника», в том числе под эгидой ООН. Изучаются возможности трехстороннего взаимодействия в области строительства вооруженных сил и борьбы с киберугрозами. Швейцария и особенно Австрия заинтересованы в развитии военного сотрудничества с ФРГ как старшим партнером в условиях роста численности своих армий. В свою очередь, Германия стремится играть роль «рамочной нации» в деле комплектования группировок под эгидой ЕС, НАТО и ООН, в том числе с участием двух нейтральных стран с немецкоязычным населением.
© Трунов В.О., 2019
Ключевые слова: Германия, Австрия, Швейцария, многосторонние форматы, строительство вооруженных сил, урегулирование, нестабильность
Для цитирования: Трунов Ф.О. Взаимодействие ФРГ с Австрией и Швейцарией в политико-военной области на современном этапе // Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения». 2019. № 1. C. 58-74. DOI: 10.28995/2073-6339-2019-1-58-74
German Cooperation with Austria and Switzerland in Political-Military Sphere in the Modern Period
Philipp O. Trunov
Institute of World History, Russian Academy of Sciences,
Institute of Scientific Information on Social Sciences, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. In the XXI century Germany consistently tries to enlarge its role in the sphere of international security. The distinctive characteristic of this German policy is not only the usage of international structures4 (the UN organization, NATO, the EU) potential, but also the development of two- and trilateral links with partner states. In this regard, the article considers the German relations with Austria and Switzerland in political-military sphere at the present stage.
The paper notes that the scope of cooperation between Germany and these states has increasingly grown since 2016-2017. Concerning this, the author pays special attention to the D-A-CH format (Germany - Austria - Switzerland). Russian and Western researchers have taken little notice of this issue. The key research methods are an event-analysis and a comparative analysis. The methodology of the article is the theory of armed forces development. It was launched at the levels of defense ministers, general inspectors and the managers of structures responsible for military exports. The article also analyzes the character and the internal reasons of the temporary decline in the German-Austrian relations during the first half of 2018. The paper explores the character and the perspectives of practical cooperation between the armed forces of the German-speaking states triangle, including the cases of coordination under the UN organization. The article also considers the trilateral cooperation opportunities in the struggle with cyber challenges and in the sphere of armed forces building. Given their rapidly expanding armies, Switzerland and especially Austria are interested in the development of military, including military-technical, cooperation with Germany as a senior partner. Germany tries to play the part of the "frame nation" in the process of creating military groups under the aegis of the EU, NATO, the UN, with the participation of the two neutral German-speaking states.
Keywords: Germany, Austria, Switzerland, multilateral formats, armed forces building, resolution, instability
For citation: Trunov PhO. German Cooperation with Austria and Switzerland in Political-Military Sphere in the Modern Period. RSUH/RGGU Bulletin. "Political Science. History. International Relations" Series. 2019;1:58-74. DOI: 10.28995/2073-6339-2019-1-58-74
Введение
В XXI в. ФРГ последовательно движется к статусу глобальной державы, стремясь увеличить свою роль в решении широкого круга проблем международной безопасности. Если в годы «классической» холодной войны военный потенциал ФРГ задействовался исключительно для обеспечения территориальной обороны (то есть в пределах Центральной Европы), то с начала 1990-х гг. значительная часть усилий перенаправляется вовне зоны ответственности НАТО. Отличительной особенностью использования бундесвера за границами ФРГ (особенно за пределами Европы) стало его применение не под национальным командованием, а исключительно под эгидой международных структур (НАТО, ООН, ОБСЕ и, с середины 2000-х гг., ЕС). При этом Германия уделяет повышенное внимание кооперации с фокусными государствами-партнерами, углубляя дву- и трехсторонние связи.
Традиционно особую роль в такой кооперации для ФРГ играли Франция и США, хотя рост числа и продолжительности кризисов в отношениях с последними (2002-2003 гг., 2011 г. и с 2016 г.) вели к существенному снижению ее качества и объемов. На этом фоне все более значимую, хотя и не столь заметную на первый взгляд роль во внешней политике ФРГ играет развитие практического сотрудничества с малыми и средними государствами - членами НАТО и ЕС. В первую очередь к ним относятся страны, близкие к Германии в социокультурном и экономическом отношении, в частности Нидерланды и Швеция. В Косово, Афганистане и Мали совпадали географические районы (на уровне провинций) использования миротворческих контингентов бундесвера и вооруженных сил этих двух королевств. А 1-й германо-нидерландский корпус представляет пример постоянно функционирующего совместного военного механизма двух стран, используемого под эгидой как НАТО (в частности, при комплектовании сил быстрого реагирования, СБР), так и ЕС1.
1 Headquarters 1 (German/Netherlands) Corps - 1 GNC (Introduction) [Электронный ресурс]. URL: https://1gnc.org/introduction/ (дата обращения
1 фев. 2019).
Данная статья посвящена состоянию и перспективам сотрудничества Германии с немецкоязычными странами - Австрией и Швейцарией - в политико-военной области. Задача статьи - исследовать динамику, промежуточные результаты и перспективы кооперации этих трех стран применительно к 2010-м гг. Ключевыми методами исследования выступают сравнительный анализ и ивент-анализ, а методологической основой - теория строительства вооруженных сил. В отличие от исторического опыта современный период развития отношений ФРГ с Австрией и Швейцарией в области безопасности не нашел еще должного освещения в работах зарубежных [1] и отечественных исследователей.
Формальным препятствием на пути углубления сотрудничества для ФРГ выступает нейтральный (в случае Швейцарии) и условно нейтральный (применительно к Австрии) статус этих государств. Однако наблюдаемый рост взаимной заинтересованности в развитии взаимодействия обусловлен не только социокультурными и экономическими предпосылками, но и увеличением общих угроз в области международной безопасности. К ним, во-первых, относятся тесно связанные проблемы массовой нелегальной миграции из нестабильных стран Ближнего Востока и Африки и рост террористической активности в странах ЕС. Значительные потоки беженцев из стран Леванта, следующие по «балканской тропе», движутся в Австрию. Одна их часть стремится осесть на ее территории, другая - активно перемещается в ФРГ. Во-вторых, необходимо отметить возникновение с 2014 г. масштабной конфронтации в отношениях Запада и России, приведшей к наращиванию военных потенциалов в Европе. Эти процессы оказывают опосредованное влияние и на Швейцарию. Предметом ее общей с двумя другими немецкоязычными странами обеспокоенности выступает и рост киберпреступности.
Новый формат Б-Л-СИ: перспективы и проблемы
15 марта 2017 г. министр обороны ФРГ У. фон дер Ляйен совместно со своими швейцарским и австрийским коллегами Г. Пар-мелин и Х.-Р. Доскожилем впервые провели встречу в формате Б-А-СЫ - «треугольника» стран с немецкоязычным населением2.
2 Bundesministerin der Verteidigung Ursula von der Leyen empfängt den Verteidigungsminister der Schweizerischen Eidgenossenschaft Guy Parmelin und den Verteidigungsminister der Republik Österreich Hans Peter Doskozil zu gemeinsamen Gesprächen im D-A-CH-Format auf Ministerebene [Электронный ресурс]. URL: https://www.bmvg.de/resource/blob/10786/
Традиционно подобные форматы создавались ФРГ и функционировали при ведущем участии либо главы правительства, либо руководителя МИД Германии. При этом канцлеры курировали работу форматов с участием как партнеров по НАТО (Франция), так и государств, не входящих в альянс (РФ, КНР, Бразилия), а министры иностранных дел отвечали за переговоры с малыми и средними государствами (В3+1 и N3+1, то есть страны Балтии и Скандинавии соответственно и ФРГ). Создание переговорной площадки Германия - Австрия - Швейцария главами оборонных ведомств указывало на особую взаимную заинтересованность сторон в развитии именно военно-политического сотрудничества. Встречи в формате «треугольника» должны были проводиться не только на министерском уровне, но и на уровне высших должностных лиц из числа кадровых военных (в случае бундесвера - генерал-инспектор), руководителей штабов по планированию (внутри министерств обороны) и структур, ответственных за экспорт военной продукции3.
В ходе встречи 15 марта 2017 г. были определены основные направления сотрудничества. Во-первых, речь шла об интенсификации регулярного обмена информацией, в том числе разведданными, по всему спектру вопросов обеспечения безопасности в Европе.
Во-вторых, стороны признали необходимость наращивания кооперации в области миротворчества и поддержания мира на базе ООН, что не противоречило упрочению нейтрального статуса Австрии и Швейцарии. Для них кооперация с ФРГ существенно расширяет возможности по обеспечению своего точечного присутствия в зонах вооруженных конфликтов. Следует подчеркнуть, что по сравнению с периодом «классической» холодной войны удельный вклад нейтральных европейских стран (в основном малых) в дело обеспечения мира существенно уменьшился. Прежде всего это обусловлено резкой активизацией на данном направлении
43025704a5a7f379a09c38c5098123ef/13-03-17-ursula-von-der-leyen-emp-faengt-die-verteidigungsminister-aus-der-schweiz-und-oesterreich-data.pdf (дата обращения 1 фев. 2019).
3 Bundesministerin der Verteidigung Ursula von der Leyen empfängt den Verteidigungsminister der Schweizerischen Eidgenossenschaft Guy Parmelin und den Verteidigungsminister der Republik Österreich Hans Peter Doskozil zu gemeinsamen Gesprächen im D-A-CH-Format auf Ministerebene [Электронный ресурс]. URL: https://www.bmvg.de/resource/blob/107 86/43025704a5a7f379a09c38c5098123ef/13-03-17-ursula-von-der-leyen-empfaengt-die-verteidigungsminister-aus-der-schweiz-und-oesterreich-data.pdf (дата обращения 1 фев. 2019).
более крупных государств (включая саму Германию), чьи ресурсы до 1990-х гг. в основном использовались с целью блокового сдерживания.
В середине 2010-х гг. наблюдался очередной виток повышения интереса ФРГ к участию в деятельности ООН. Одна из причин этого - рост числа нестабильных государств в северной части Африки (Ливия и Мали с 2011-2012 гг., Чад, Сомали), с территории которых могут проецироваться на Европу масштабные террористические и миграционные угрозы. Однако НАТО не демонстрировала готовности активно включаться в решение проблем безопасности в Африке. ЕС ограничивался проведением на этом континенте небольших и краткосрочных миротворческих операций или развертыванием миссий с узким спектром задач (в первую очередь военно-тренировочных). Соответственно, лишь ООН обладала возможностями по организации многопрофильных масштабных миротворческих миссий, каковой и стала MINUSMA (Мали, с 2013 г.). В ее составе был развернут один из двух самых крупных (второй - в Афганистане под эгидой НАТО) воинских контингентов бундесвера, оперирующих за пределами Европы в настоящий момент (до 1 тыс. военнослужащих)4.
В-третьих, на встрече 15 марта 2017 г. было принято решение о налаживании сотрудничества в деле борьбы с киберпреступно-стью. Обе нейтральные страны проявляют интерес к изучению и использованию опыта бундесвера, в составе которого в 2017 г. было создано киберкомандование как отдельный межвидовой компонент вооруженных сил ФРГ. Примечательно, что на фоне в целом весьма ограниченного участия Австрии и особенно Швейцарии в военно-тренировочной деятельности НАТО обе эти страны уже с 2013 г., то есть еще до украинских событий 2014-2015 гг., вносят активный вклад в проведение ежегодных учений "Cyber Coalition" на базе Тартуского университета (Эстония)5.
Наконец, в-четвертых, ФРГ, Австрия и Швейцария договорились о тесной координации усилий в деле подготовки личного
4Antrag der Bundesregierung. Fortsetzung der Beteiligung bewaffneter deutscher Streitkräfte an Multidimensional Integrierten Stabilisierungsmission der Vereinten Nationen in Mali (MINUSMA). Deutscher Bundestag, 19. Wahlperiode. Drucksache 19/1098, 07.03.2018. s. 1-4.
5Cyber coalition helps prepare NATO for today4s threats [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/news_160898.htm? selectedLocale=en (дата обращения 1 фев. 2019); NATO holds annual cyber defence exercise [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/cps/ en/natolive/news_105205.htm (дата обращения 1 фев. 2019).
состава вооруженных сил, и в особенности инструкторов и командного состава6. По мнению автора, у этого направления существует значительный потенциал для развития. Швейцарские вооруженные силы состоят из формирований с преобладанием резервистов, привлекаемых на ежегодные краткосрочные военные сборы. «Ядро» войск составляют три механизированные бригады (1-я, 4-я и 11-я) и несколько разведывательных подраз-делений7. Ключевой проблемой вооруженных сил Швейцарии и Австрии является недостаток современного опыта боевых действий и проведения несиловых операций (в частности, по миротворчеству и поддержанию мира). В этой связи бундесвер видится для двух государств с немецкоязычным населением ценным партнером. Во-первых, германские военные накопили богатый практический опыт участия в широком спектре мероприятий по миротворчеству в различных природно-климатических зонах за пределами Европы: гористой местности (Афганистан, Ливан), полупустынях (Афганистан, Мали) и саваннах (Мали). При этом «острием» группировок бундесвера являлись подразделения армейской разведки и сил специальных операций, активно использующие беспилотные летательные аппараты (БПЛА)8. При имеющейся структуре вооруженных сил Австрия и особенно Швейцария в перспективе способны использовать за пределами Европы в основном лишь разведывательные подразделения, а потому участие германских офицеров в их подготовке представляет особый интерес. Во-вторых, бундесвер активно участвовал в военно-тренировочных мероприятиях НАТО в Европе, в том числе в составе группировок, эквивалентных дивизии, корпусу и межвидовой армии (в последнем случае - в период проведения учения "Anakonda 2016" на территории Польши и "Trident Juncture 2018" в Норвегии). Войска ФРГ (в первую очередь из состава 1-го германо-нидерландского корпуса) неоднократно выполняли
6NATO holds annual cyber defence exercise [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/cps/en/natolive/news_105205.htm (дата обращения 1 фев. 2019).
'Anpassung der Armeeorganisation [Электронный ресурс]. URL: https:// www.vtg.admin.ch/de/organisation/anpassung-der-armeeorganisation.html (дата обращения 1 фев. 2019).
8Die Heeresaufklärer in Mali - Augen und Ohren von MINUSMA Multidimensionale Integrierte Stabilisierungsmission der Vereinten Nationen in Mali [Электронный ресурс]. URL: https://www.bmvg.de/de/aktuelles/ die-heeresaufklaerer-in-mali-augen-und-ohren-von-minusma-11474 (дата обращения 1 фев. 2019).
функции сил быстрого реагирования НАТО9. Отличительной чертой проводимых учений являлось использование больших масс наземной, воздушной и морской техники, в том числе дро-нов, а с 2014 г. - резервистов. Такая модель особенно актуальна для Швейцарии и Австрии, в том числе с учетом тенденции увеличения численности их вооруженных сил после длительных сокращений с 1990-х гг.
В Австрии эта тенденция проявилась уже в 2016-2017 гг. Так, в дополнение к 4-й мотопехотной и 7-й егерской бригадам были вновь развернуты 3-я егерская (предназначена для выполнения функций сил быстрого реагирования - СБР) и 6-я горнострелковая бригады, не считая сохраненных территориальных войск10.
«Военная машина» Германии оказалась более инертной. По численности личного состава, единиц вооружений и военной техники бундесвер к середине 2010-х гг. достиг «дна. Рост этих показателей начался существенно (на 3-4 года) позже, чем в Австрии - лишь к концу 2010-х гг. Однако методом проб и ошибок ФРГ сумела создать «платформу» перспективных двуединых вооруженных сил, способных одновременно действовать как вдоль границы зоны ответственности НАТО в Европе, так и за ее пределами. В октябре 2018 г. генерал-инспектор бундесвера утвердил концепцию строительства вооруженных сил ФРГ до середины 2020-х гг. Их соединения должны стать межвидовыми за счет увеличения доли непрофильных войск11, что существенно повысит боеспособность одной отдельной взятой части. Количество соединений должно возрасти, особенно в составе сухопутных войск: так, число дивизий в них к 2025 г. планируется увеличить
9Headquarters 1 (German/Netherlands) Corps - 1 GNC (Introduction) [Электронный ресурс]. URL: https://1gnc.org/introduction/ (дата обращения 1 фев. 2019).
10 Gliederung der Bundesheer [Электронный ресурс]. URL: http://www. bundesheer.at/organisation/gliederung/gliederung.shtml (дата обращения 1 фев. 2019).
11 Neues Fähigkeitsprofil komplettiert Konzept zur Modernisierung der Bundeswehr Veröffentlichungs [Электронный ресурс]. URL: https://www. bmvg.de/de/aktuelles/neues-faehigkeitsprofil-der-bundeswehr-27550 (дата обращения 1 фев. 2019). Так, в составе мотопехотной бригады увеличивается численность подразделений разведки, сил специальных операций и армейской авиации; создаются подразделения по обеспечению кибербезо-пасности; бригадам, действующим в прибрежной зоне, придается морская компонента.
с 3 до 6, а бригад - с 7 до 15-1712. Стратегической задачей является превращение Германии в «рамочную нацию»13 (т. е. «ядро») при формировании многонациональных постоянных и временных группировок под эгидой НАТО и ЕС14, а фактически и ООН. В таком качестве ФРГ неоднократно выступала при комплектовании СБР НАТО, а также Международных сил содействия безопасности (ISAF) в Афганистане в 2003-2014 гг. и миссии MINUSMA в Мали15. Стремление к закреплению за бундесвером роли ведущих вооруженных сил среди европейских стран - участниц НАТО и ЕС является значимым шагом на пути утверждения ФРГ в качестве глобально оперирующей державы.
В этой связи особое внимание следует уделить потенциальной роли ФРГ в качестве «рамочной нации» в деле сотрудничества вооруженных сил трех немецкоязычных стран Европы с использованием формата D-A-CH. По мере увеличения возможностей бундесвера уже в начале 2020-х гг. вероятно образование совместной военной группировки Германии, Австрии и Швейцарии корпусного уровня, которая могла бы стать одним из военных «стержней» безопасности в Центральной Европе. Согласно расчетам автора, бундесвер может передать в состав группировки часть сил 10-й танковой дивизии (в первую очередь 23-ю горнопехотную бригаду), на базе управления которой может быть создано «ядро» штаба объединенной группировки; австрийский бундесхеер -6-ю горнострелковую бригаду, а швейцарские вооруженные силы -11-ю механизированную бригаду.
12 Neues Fähigkeitsprofil komplettiert Konzept zur Modernisierung der Bundeswehr Veröffentlichungs [Электронный ресурс]. URL: https://www. bmvg.de/de/aktuelles/neues-faehigkeitsprofil-der-bundeswehr-27550 (дата обращения 1 фев. 2019).
13 Под «рамочной нацией» понимается государство, играющее ведущую роль в управлении группировкой войск. Его вооруженные силы составляют не менее 40% от общей численности военнослужащих и единиц техники в группировке.
14 Neues Fähigkeitsprofil komplettiert Konzept zur Modernisierung der Bundeswehr Veröffentlichungs [Электронный ресурс]. URL: https://www. bmvg.de/de/aktuelles/neues-faehigkeitsprofil-der-bundeswehr-27550 (дата обращения 1 фев. 2019).
15 Die Heeresaufklärer in Mali - Augen und Ohren von MINUSMA Multidimensionale Integrierte Stabilisierungsmission der Vereinten Nationen in Mali [Электронный ресурс]. URL: https://www.bmvg.de/de/aktuelles/ die-heeresaufklaerer-in-mali-augen-und-ohren-von-minusma-11474 (дата обращения 1 фев. 2019).
Встречи в формате D-A-CH должны были стать ежегодными, однако в 2018 г. переговоры на уровне глав военных ведомств не проводились. Это связано прежде всего с итогами парламентских выборов в Австрии (15 октября 2017 г.). В результате них было образовано коалиционное правительство из представителей «Австрийской народной партии» (ее председатель С. Курц стал канцлером) и праворадикальной «Австрийской партии свободы», которая получила 15 декабря 2017 г. ключевые портфели министров обороны, иностранных и внутренних дел. Официальная Вена взяла курс на укрепление национального суверенитета, что, в частности, выражалось в жестком порицании принципа «открытых дверей», отстаиваемого канцлером А. Меркель в миграционном вопросе. Не менее значимым стало и снижение интереса Австрии к участию в наращивании политико-военного потенциала ЕС. Показательно ее отношение к запуску по инициативе Германии и Франции платформы PESCO (Permanent Structured Cooperation) (ноябрь 2017 г.) с целью углубления военного сотрудничества между странами ЕС. Формально Австрия присоединилась к PESCO, но на практике не учредила на начальной стадии существования платформы ни одного проектного комитета16.
Кроме того, препятствием на пути налаживания регулярных встреч на высоком уровне в формате D-A-CH стало развитие обстановки в самой ФРГ после выборов в Бундестаг (24 сентября 2017 г.). В состав парламента впервые вошла крайне правая «Альтернатива для Германии». Параллельно возник кризис с формированием нового правительства. Переговоры о создании правительства «большой коалиции» (блок ХДС/ХСС и СДПГ) успешно завершились лишь в марте 2018 г. А уже 29 октября 2018 г. А. Меркель заявила о решении не баллотироваться на пост канцлера в 2021 г. Одной из причин этого стал рост разногласий между руководителями ХДС и ХСС. В таких условиях внимание германского истеблишмента было сосредоточено в первую очередь на решении внутренних проблем. Вместе с тем уже с осени 2018 г. наметилась тенденция к полному восстановлению и дальнейшему наращиванию объемов сотрудничества между Австрией и Германией на высшем уровне.
16 Permanent Structured Cooperation (PESCO) first collaborative PESCO projects [Электронный ресурс]. URL: https://www.consilium. europa.eu/media/32079/pesco-overview-of-first-collaborative-of-projects-for-press.pdf (дата обращения 1 фев. 2019).
Германия - Австрия: через разночтения к укреплению сотрудничества
Активное развитие политических контактов двух стран осуществляется на всех уровнях, начиная с федеральных земель. По традиции несколько раз в год проводятся встречи канцлеров, прежде всего рабочие17. Эта традиция не была прервана после формирования в Австрии коалиционного правительства С. Курца. Так, за год с декабря 2017 г. он четыре раза проводил переговоры с А. Меркель. В первую очередь, они организовывались в преддверии саммитов ЕС для согласования позиций18. Ключевым «раздражителем» двусторонних отношений выступала проблема массовой нелегальной миграции в ЕС. С. Курц предлагал широкий спектр мер по борьбе с ней: от восстановления контроля на внутренних границах между странами-участницами до увеличения финансирования и численности личного состава пограничной миссии ЕС FRONTEX19. В сентябре 2018 г. А. Меркель согласилась со вторым предложени-ем20, что способствовало его принятию на уровне ЕС.
Позиции Германии и Австрии в целом совпадали по Брекзиту -обе стороны поддержали «жесткий вариант», исключающий серьезные уступки объединения в пользу Великобритании (особенно в вопросах пограничного контроля и компенсационных выплат)21.
17 Beziehungen zu Deutschland (von Österreich) [Электронный ресурс]. URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de/aussenpolitik/laender/ oesterreich-node/bilateral/210196 (дата обращения 1 фев. 2019).
18 Pressestatements von Bundeskanzlerin Merkel und dem österreichischen Bundeskanzler Sebastian Kurz. Sonntag, 16. September 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.bundesregierung.de/breg-de/suche/ pressestatements-von-bundeskanzlerin-merkel-und-dem-oesterreichischen-bundeskanzler-sebastian-kurz-1525740 (дата обращения 1 фев. 2019).
19 Pressestatements von Bundeskanzlerin Merkel und dem österreichischen Bundeskanzler Sebastian Kurz. Mittwoch, 13. Juni 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.bundesregierung.de/breg-de/suche/ pressekonferenz-von-bundeskanzlerin-merkel-und-dem-oesterreichischen-bundeskanzler-kurz-1141878 (дата обращения 1 фев. 2019).
20 Pressestatements von Bundeskanzlerin Merkel und dem österreichischen Bundeskanzler Sebastian Kurz. Sonntag, 16. September 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.bundesregierung.de/breg-de/suche/ pressestatements-von-bundeskanzlerin-merkel-und-dem-oesterreichischen-bundeskanzler-sebastian-kurz-1525740 (дата обращения 1 фев. 2019).
21 Pressestatements von Bundeskanzlerin Merkel und dem österreichischen Bundeskanzler Sebastian Kurz. Mittwoch, 13. Juni 2018 [Электрон-
На встрече 16 сентября 2018 г. А. Меркель и С. Курц подчеркнули необходимость координировать усилия по всем трекам (общеполитическому, экономическому и военному) на африканском направлении, в частности интенсифицировав совместные контакты с руководством Африканского союза (АС)22. Это стало выражением поддержки Австрией линии ФРГ на углубление кооперации ЕС и АС, в том числе по вопросам миротворчества.
С высокой долей вероятности австрийские миротворческие подразделения будут развернуты в зоне оперирования германского контингента в составе миссии MINUSMA в Мали. Следует отметить, что к середине 2010-х гг. основным направлением практического сотрудничества бундесвера ФРГ и бундесхеера Австрии являлось поддержание мира в Косово. Так, в мае 2017 г. из подразделений вооруженных сил двух стран была создана батальонная тактическая группа (БТГ) оперативного резерва KFOR ("Kosovo Force", «Силы для Косово») НАТО численностью 820 военнослужащих (650 австрийских и 170 германских)23. Причина развертывания БТГ состояла в очередном обострении обстановки в Косово на фоне признания его в качестве независимого субъекта большинством стран Запада (в т. ч. Германией и Австрией) в 2008-2011 гг. Комплектованием совместной группировки два немецкоязычных государства продемонстрировали на практике полную солидарность в «косовском вопросе».
При этом до середины 2010-х гг. импорт военной продукции в Австрию из ФРГ находился на достаточно скромном уровне (кроме 2013 г.) (см. табл. 1).
ный ресурс]. URL: https://www.bundesregierung.de/breg-de/suche/ pressekonferenz-von-bundeskanzlerin-merkel-und-dem-oesterreichischen-bundeskanzler-kurz-1141878 (дата обращения 1 фев. 2019).
22 Pressestatements von Bundeskanzlerin Merkel und dem österreichischen Bundeskanzler Sebastian Kurz. Sonntag, 16. September 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.bundesregierung.de/breg-de/suche/ pressestatements-von-bundeskanzlerin-merkel-und-dem-oesterreichischen-bundeskanzler-sebastian-kurz-1525740 (дата обращения 1 фев. 2019).
23 820 Soldatinnen und Soldaten als NATO-Reserve [Электронный ресурс]. URL: http://www.bundesheer.at/cms/artikel.php?ID=8880 (дата обращения 1 фев. 2019).
Таблица 1
Объемы военного экспорта ФРГ в Австрию в 2010-е гг.
Год 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Объем (млн евро) 27,2 25,1 87,1 26,7 27,3 86,4 137,1
Источник: построено автором на основе ежегодных отчетов Министерства экономического сотрудничества и развития ФРГ о военном экспорте: Bericht der Bundesregierung über ihre Exportpolitik für konventionelle Rüstungsguter im Jahre 2011-2017.
В условиях роста численности австрийского бундесхеера (с 2016 г.) объем поставок техники из ФРГ - в первую очередь бронированных машин и грузовиков - значительно увеличился24. В результате Австрия прочно утвердилась в топ-20 (в 2016 г. -11-е место, в 2017 г. - 17-е) импортеров военной продукции из ФРГ.
Германия - Швейцария: расширение горизонтов сотрудничества
В целом политические контакты двух стран отличает высокая степень развитости и интенсивности практически на всех уровнях. Традицией стало посещение Швейцарии с официальными визитами каждым из федеральных президентов Германии25. Ежегодными с начала XXI в. являются встречи глав внешнеполитических ведомств двух стран. Последняя из этих встреч (28 ноября 2018 г.) была посвящена оценке рисков безопасности для Европы26. Однако Германия и Швейцария (в отличие, например, от взаимоотношений ФРГ с Францией и Нидерландами) не проводят межправи-
24 Bericht der Bundesregierung über ihre Exportpolitik für konventionelle Rüstungsguter im Jahre 2017. Berlin: Bundesministerium für Wirtschaft und Energie, 2018. s. 75.
25 Cyber coalition helps prepare NATO for today4s threats [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/news_160898.htm? selectedLocale=en (дата обращения 1 фев. 2019).
26 Beziehungen zu Deutschland (von Schweiz) [Электронный ресурс]. URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de/aussenpolitik/laender/schweiz-node/bilateral/206200 (дата обращения 1 фев. 2019).
тельственных консультаций. Последний раз А. Меркель посещала Швейцарию с официальным визитом в 2015 г.27 Это связано с тем, что, как уже отмечалось, ключевую роль в развитии двусторонних контактов ФРГ с малыми и средними государствами играет глава МИД, а не канцлер. Кроме того, А. Меркель регулярно (в том числе и в 2019 г.) участвует в ежегодных заседаниях Всемирного экономического форума в Давосе (Швейцария), на полях которого осуществляются неофициальные контакты с принимающей стороной.
В сфере координации усилий вооруженных сил двух стран наблюдается рост объемов практического сотрудничества в Мали. С 2016 г. ФРГ существенно расширила свое участие в урегулировании вооруженного конфликта в этой стране. Так, в провинции Гао была развернута разведывательная компания (рота) бундесвера (160 военнослужащих), в оперативное подчинение которой были переданы профильные подразделения вооруженных сил еще пяти стран НАТО и ЕС и нейтральной Швейцарии28. Эта многонациональная часть отслеживает передвижения остатков сил «Ансар Ад-Дина» и «Аль-Каиды в Магрибе» на севере Мали и в случае обнаружения сколько-нибудь крупных сил боевиков направляет по ним удары БТГ МШИБМА в Гао, «рамочную основу» которого образуют подразделения бундесвера. Это сотрудничество позволяет Швейцарии обеспечивать точечное миротворческое присутствие в Африке, приобретая современный опыт в данной сфере.
В свою очередь, Швейцария оказывает помощь ФРГ в деле подготовки инспекторов, ответственных за верификацию мер по контролю над вооружениями - особенно их категориями, определенными в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) от 19 ноября 1990 г., несмотря на «провисание» реализации договора на современном этапе. Центр бундесвера по подготовке инспекторов с 1991 г. функционирует в г. Глайленкирхене29. Ежегодно германские
27 Beziehungen zu Deutschland (von Schweiz) [Электронный ресурс]. URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de/aussenpolitik/laender/schweiz-node/bilateral/206200 (дата обращения 1 фев. 2019).
28 Die Heeresaufklärer in Mali - Augen und Ohren von MINUSMA Multidimensionale Integrierte Stabilisierungsmission der Vereinten Nationen in Mali [Электронный ресурс]. URL: https://www.bmvg.de/de/aktuelles/ die-heeresaufklaerer-in-mali-augen-und-ohren-von-minusma-11474 (дата обращения 1 фев. 2019).
29 Multinationale Rüstungskontrolle fordert multinationale Ausbildung [Электронный ресурс]. URL: https://www.bmvg.de/de/aktuelles/ multinationale-ruestungskontrolle-fordert-multinationale-ausbildung-20866 (дата обращения 1 фев. 2019).
инспекторы проходят практическую подготовку на военной базе швейцарских вооруженных сил вблизи г. Шамблон, тренируясь в определении марок, тактико-технических характеристик наземной и воздушной военной техники, в том числе маскируемой30.
Динамично развивается военно-техническое сотрудничество двух стран (см. табл. 2).
Таблица 2
Динамика военного экспорта Германии в Швейцарию в 2010-е гг.
Год Объем Место в списке Основные статьи
(млн евро) топ-20 импортеров военной продукции ФРГ германского экспорта
2011 120,1 14 Бронированные машины, в т. ч. амфибийные и стрелковое вооружение
2012 149,8 7 Средства связи, запчасти для боевой и транспортной техники
2013 105,2 16 БТР, стрелковое оружие, запчасти и боеприпасы к нему
2014 75,1 17 Бронированные машины и боеприпасы
2015 70,4 20 Медицинские машины, БТР и бронированные машины, запчасти, боеприпасы
2016 149,2 10 Средства связи и коммуникационное оборудование, танки (демонстрационный вариант) и БТР
2017 134, 0 12 Специальная (в т. ч. строительная) техника, боеприпасы и запчасти для техники
Источник: построено автором на основе ежегодных отчетов Министерства экономического сотрудничества и развития ФРГ о военном экспорте: Bericht der Bundesregierung über ihre Exportpolitik für konventionelle Rüstungsguter im Jahre 2011-2017.
30 Multinationale Rüstungskontrolle fordert multinationale Ausbildung [Электронный ресурс]. URL: https://www.bmvg.de/de/aktuelles/ multinationale-ruestungskontrolle-fordert-multinationale-ausbildung-20866 (дата обращения 1 фев. 2019).
ФРГ играет заметную роль в переоснащении вооруженных Швейцарии, в первую очередь в деле поставок бронированной техники, стрелкового вооружения, боеприпасов и различных запасных частей. После спада с 2016-2017 гг. начался новый подъем военно-технического сотрудничества, связанный с общим увеличением численности швейцарского парка вооружений и военной техники. С высокой долей вероятности именно ФРГ станет основным поставщиком танков (новейших модификаций "Leopard 2"), а в перспективе - и беспилотных летательных аппаратов для армейской разведывательной авиации.
Выводы
С 2016-2017 гг. наблюдается резкое повышение качества и увеличение объемов сотрудничества Германии со Швейцарией и Австрией в политико-военной области. Причины этого кроются в переосмыслении всеми тремя немецкоязычными странами существующих и потенциальных угроз безопасности, в том числе исходящих от нестабильных стран Африки. Двумя ключевыми последствиями данной тенденции стал рост армий рассматриваемых стран и взаимная заинтересованность в углублении кооперации в «треугольнике» D-A-CH с перспективой выполнения бундесвером роли «рамочных» вооруженных сил.
Несмотря на определенный спад в германо-австрийском сотрудничестве на общеполитическом треке (вызванный в основном внутриполитическими причинами) во второй половине 2017 г. -первой половине 2018 г., вероятность длительной «заморозки» и тем более отказа сторон от сотрудничества в формате D-A-CH невелика. В долгосрочной перспективе он может стать площадкой для синхронизации процессов строительства вооруженных сил трех немецкоязычных государств. Это обусловлено большим запасом прочности германо-швейцарских и германо-австрийских отношений, в том числе вследствие заинтересованности сторон в том, чтобы ФРГ выполняла роль ведущего партнера при решении проблем безопасности в Европе и особенно за ее пределами.
Литература
1. Dieter H. Deutschlands zweischneidige Außenwirtschaftspolitik. Berlin: SWP-Studie, 2018. 38 s.
References
1. Dieter H. Deutschlands zweischneidige Außenwirtschaftspolitik. Berlin: SWP-
Studie; 2018. 38 S.
Информация об авторе
Филипп О. Трунов, кандидат политических наук, Институт всеобщей истории РАН, 119334, Россия, Москва, Ленинский проспект, 32А; Институт научной информации по общественным наукам РАН, Россия, Москва, 117218, Нахимовский проспект, 51/21; [email protected]
Information about the author
Philipp O. Trunov, Cand. of Sci. (Political Sciences), Institute of World History, Russian Academy of Sciences, bld. 32А, Leninskyi ave., Moscow, Russia, 119334; Institute of Scientific Information on Social Sciences, Russian Academy of Sciences, bld. 51/21, Nachimovskyi ave., Moscow, Russia, 117218; [email protected]