Научная статья на тему 'Взаимодействие элементов системы ВАДСУ при столкновении транспортных средств'

Взаимодействие элементов системы ВАДСУ при столкновении транспортных средств Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
373
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОЛКНОВЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ / ВАДС / COLLISION OF VEHICLES / DCREP

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Семенов Юрий Николаевич, Семенова Ольга Сергеевна

Описана модель системы "Водитель Автомобиль Дорога Среда другие Участники движения" (ВАДСУ). Рассмотрено взаимодействие элементов системы ВАДСУ друг с другом при столкновении транспортных средств. Исследовано влияние значений параметров на вероятность перехода системы ВАДСУ в то или иное в то или иное состояние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Семенов Юрий Николаевич, Семенова Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of "Driver Car Road Environment other Participants of movement" system elements at vehicles collision

Model "Driver Car Road Environment other Participants of movement" (DCREP) system is described. Interaction of DCREP system elements with each other at vehicles collision is considered. Parameters values influence on transition probability DCREP system in this or that condition is investigated.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие элементов системы ВАДСУ при столкновении транспортных средств»

УДК 656.13.08.001.57

Ю.Н.Семенов, О.С.Семенова

ВЗАИМОДЕИСТВИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ ВАДСУ ПРИ СТОЛКНОВЕНИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Ниже описана модель системы “Водитель -Автомобиль - Дорога - Среда - другие Участники движения” (ВАДСУ); рассмотрено взаимодействие элементов системы ВАДСУ друг с другом при столкновении транспортных средств; исследовано влияние значений параметров на вероятность перехода системы ВАДСУ в то или иное состояние.

Введение

Рассмотрим модель системы “Водитель-Автомобиль-Дорога-Среда-другие Участники

движения”. Отличие предлагаемой модели от ВАДС состоит в том, что “другие участники движения” выделяются в отдельную подсистему. Это позволяет учесть влияние элементов, входящих в данную подсистему, на уровень безопасности дорожного движения, а также используя системный подход рассмотреть взаимодействие элементов всех подсистем ВАДСУ.

Рассмотрим взаимодействие двух транспортных средств (/-го и /-го), движущихся по участку улично-дорожной сети. Для водителя /-го транспортного средства В/ “другим участником движения” будет являться водитель/-го транспортно-

го средства

В,

а для водителя /-го транспортного

средства

В, -

водитель /-го транспортного средства В/. Состояние системы ВАДСУ стабильно,

если водители /-го и /-го транспортного средства адекватно реагируют на дорожную обстановку и действия друг друга.

Стабильное состояние системы характеризуются следующими выражениями:

[/„,(а,Д,с, В/)ег^л,,Д,С,В/) 1

Л/ (, Д, С, В,) Гв(л1, Д, С, В,) )

где

ДА,Д,С, в,) -

реакция водителя /-го

транспортного средства на состояние элементов системы ВАДСУ, ¥В (Л,, Д, С, В/ ) - множество возможных верных реакций водителя /-го транспортного средства, /в (Л/, Д, С, Вi) - реакция водителя /-го транспортного средства на состояние элементов системы ВАДСУ, //, Д, С, Вг) - множество возможных верных реакций водителя -го транспортного средства.

Возникновение опасной дорожно-транспортной обстановки предполагает, что хотя бы один из водителей транспортных средств неадекватно реагирует на состояние остальных элементов систе-

мы ВАДСУ, однако систему еще можно перевести в стабильное состояние, то есть

д(л, Д, С, В/ )г ¥в(Аг, Д, С, В/)

/в1 (, Д, С, В/) ) (л , Д, С, В/) (2)

*рв, < *'рв,

или

/, (а,, Д,С, В,) Г„ (а,, Д,С, В,)

/в(а1 , д,с, в,/) , Д,С, в/) (3)

г < г'

РВ/ РВ/

где г - время, имеющееся у водителя /-го

р Ві

транспортного средства для перевода системы в стабильное состояние, г - время, имеющееся у

Рв,

водителя для перевода системы в стабильное состояние, г' - время, необходимое водителю

рВ/ 1

для перевода системы в стабильное состояние, гР^ - время, необходимое водителю /-го транспортного средства для перевода системы в стабильное состояние.

Система ВАДСУ также будет находиться в опасном состоянии, если водители и /-го и -го транспортного средства неадекватно реагируют на дорожно-транспортную обстановку и/или действия друг друга, и они имеют время для изменения своего поведения:

дА,д,С, В/ )е^(д,Д,С, В/) 4

Д (а, , Д, С, Вг) ) (а, , Д, С, Вг)(4)

при выполнении хотя бы одного условия из груп-

г < г'

Рв/ Рв,

и < г'

(5)

Переход системы из опасного состояния в аварийное зависит от соотношения значений времени, требуемого для перевода системы в стабильное состояние, и времени, имеющегося для этого у водителей /-го или /-го транспортного средства, то есть:

г > г'

РВі 1 РВг

В

пы

132

Ю.Н.Семенов, О.С.Семенова

Рис.1. Влияние скорости движения ведущего автомобиля на безопасную дистанцию

Основные параметры системы ВАДСУ

К основным параметрам, значения которых должны быть оценены при столкновении транспортных средств следует отнести: координаты месторасположения и характеристики препятствий, ограничивающих обзорность; характеристики дорожной разметки; режим и характер работы светофорных объектов; координаты расположения транспортных средств и место их столкновения; характер движения транспортных средств до и

лирования.

Взаимодействие элементов системы ВАДСУ друг с другом при попутном столкновении ведущего и ведомого транспортного средства

В качестве примера взаимодействия элементов системы ВАДСУ друг с другом рассмотрим попутное столкновение ведущего и ведомого транспортного средства. Пусть система ВАДСУ имеет следующие значения параметров: скорость

30

25

з;

=Г і 20

и

сі

з;

лз

і

и

лз

і_

О

т

а)

ш

15

10

5

5,0

Аварийное состояние системы

Опасное состояние системы

10,0

15,0

20,0

25,0

30,0

35,0

Скорость движении ведущего автомобиля, км/ч Рис. 2. Состояния системы ВАДСУ, в зависимости от скорости движения ведомого автомобиля и

безопасной дистанции

после столкновения; техническое состояние и загруженность транспортного средства; расстояние перемещения транспортных средств в заторможенном состоянии до и после столкновения; места контакта транспортных средств при столкновении; расположение транспортных

средств и их частей после столкновения относительно границ проезжей части и друг друга; дальность видимости препятствия.

Влияние значения параметров элементов системы ВАДСУ на вероятность ее перехода в то или иное состояние можно оценить с помощью моде-

ведущего транспортного средства V =16,6 м/с; установившееся замедление ведущего автомобиля / =6 м/с2, ведомого автомобиля / ' ? =5 м/с2; время реакции водителя ведомого автомобиля ¿1' =0,8 с; время запаздывания тормозного привода ведущего автомобиля 12 =0,2 с, ведомого - 12 ' =0,3 с; время нарастания замедления ведущего автомобиля ¿3 =0,25 с, ведомого - 1'3'=0,35 с; фактическая дистанция S=20 м.

При исправной тормозной системе ведомого автомобиля существуют две причины столкновения: либо запаздывание водителя ведомого автомобиля, либо неправильно выбранная им дистанция.

Согласно [1] и (2-5) система ВАДСУ находит-

где Яб -

безопасная дистанция между автомобилями,

гаї 2 /

ся в опасном состоянии, если Sф > S6,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(V' Т

S6 = v: '(t'i'+1'2+0,5/3-)+j - v: (/2 + 0,5/3) +

(7)

В противном случае (Sф < Sб)

система

’Ф ^ -

ВАДСУ находится в аварийном состоянии и столкновение транспортных средств неизбежно.

С увеличением скорости движения транспорт-

ных средств безопасная дистанция увеличивается. Определяя безопасную дистанцию при различных скоростях движения ведущего и ведомого автомобиля, получаем область допустимых значений безопасной дистанции (рис. 1, 2).

При заданных значениях параметров система ВАДСУ переходит в опасное состояние в том случае, когда безопасная дистанция выше фактической (рис. 2).

Таким образом, помимо значений самих параметров элементов системы ВАДСУ большое значение имеет их влияние друг на друга. То есть, при одной и той же скорости движения транспортных средств система ВАДСУ может находиться в различных состояниях, в зависимости от дистанции между автомобилями, времени реакции водителя и т. д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Иларионов, В.Л Экспертиза дорожно-транспортных происшествий. - М.: Транспорт, 1989. - 225 с.

2. Клебельсберг, Д. Транспортная психология: Пер. с нем./Под ред. В.Б. Мазуркевича. - М.: Транспорт, 1989. - 366 с.

3. Лукошявичене, О.В. Моделирование ДТП. - М.: Транспорт, 1998. - 96 с.

□ Авторы статьи:

Семенов Юрий Николаевич

- ст. преп/ь каф/ автомобильных перевозок КузГТУ Email: semenov63@mail.ru

Семенова Ольга Сергеевна

- ст. преп/ь каф/ автомобильных перевозок КузГТУ Тел.83842-72-18-25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.