Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи как средство повышения ответственности у детей старшего дошкольного возраста
Лонэвская Наталья Анатольевна
МАДОУ города Нижневартовска ДС №14 "Солнышко"
Ключевые слова:
детский дошкольный возраст, ответственность, взаимодействие, взаимодействие ДОО и семьи
Детский дошкольный возраст - считается одним из важнейших этапов развития ребенка. Именно в эти годы закладываются основы нравственности, формируются привычки, чувства, отношения определяющие дальнейшее нравственное развитие личности. В отечественных исследованиях сензитивным периодом появления ответственности у детей, по данным З.Н. Борисовой, В.А. Горбачевой, В.С. Мухиной и др., является старший дошкольный возраст, поэтому, основываясь на позиции перечисленных авторов, применительно к детям 5-6 лет считаем возможным говорить об основах или начальных формах нравственно-волевых качествах, а именно ответственности [4].
В Концепции дошкольного воспитания особо подчеркивается необходимость воспитания волевой культуры детей. Уже в дошкольные годы ребенок учится преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты, совершать усилия воли [5]. Недостаточный уровень волевого развития дошкольников и наличие резервов и возможностей для данного развития в дошкольном детстве определяет актуальность проблемы воспитания волевых качеств личности дошкольников. По мнению исследователей, недостаточность волевого развития может привести к инфантильности на следующих этапах онтогенеза, стремлению вернуться назад, тормозит формирование личности в целом.
Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования обосновать влияние целенаправленного взаимодействия ДОО и семьи по вопросу формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста.
Изучение проблемы сформированности ответственности у детей дошкольного возраста занимались в разное время многие известные классики зарубежной, русской и отечественной педагогики: С.А. Макаренко, С.А. Козлова, В.Г. Нечаева и другие
В энциклопедии по этике под редакцией И.Кона под ответственностью понимается (нравственная) - категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, предъявляемых обществом; выражающая степень участия личности и социальных групп, как в их собственном нравственном совершенствовании, так и в совершенствовании общественных отношений [3].
Ответственность в психологической литературе - волевое качество, связанное с морально-ценностной ориентацией личности (А.И. Голубева, Л.С. Славина, Р.С. Немов) [2].
По мнению О.Ю. Гроголевой ответственность - это интегральное понятие, которое включает в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. . В основу были положены следующие критерии ответственности.
1. Когнитивный компонент: планирование деятельности, осознание необходимости ответа, осознанность выбора отказа от выполнения поручения и прогнозирование результатов своих действий.
2. Эмоциональный компонент: готовность преодолевать трудности, эмоциональное переживание за результат, положительное отношение к обязанностям и переживание за других.
3. Поведенческий компонент: самостоятельность выполнения деятельности, самоконтроль, дисциплинированность, систематическое выполнение обещаний, добровольность, временное обеспечение деятельности, качество выполнения работы и завершенность выполнения задания
[3].
Проблеме формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста обусловлена тем, что, несмотря на множество работ, посвященных изучению становления ответственности (Л.И. Божович, В.С. Мухина, Д.Д. Бакиева, Н.А. Стародубова, В.М. Иванова) вопрос о становлении данных качеств личности в дошкольном возрасте остается достаточно не решенным в педагогической науке [4].
Воспитание родителей призвано передать им знания о семье и воспитании детей. При этом речь идет о тех знаниях, которые необходимы родителям в роли воспитателей, членов семьи и хранителей семейного очага.
Исследования (В. Бьерл, М. Каплан, В.А. Петровский) доказывают тот факт, что новая информация порождает изменения в сознании родителей, а это, в свою очередь, ведет к изменению их поведения по отношению к детям, к другим членам семьи.
Таким образом, исследования ученых подтверждают необходимость связи семейного и общественного воспитания как двух взаимодополняющих социальных институтов. Без активного взаимодействия в системе «педагог — ребенок — родитель» невозможно эффективное развитие ребенка.[1].
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения[6]. Под взаимодействием ДОО и семьи понимается процесс взаимного влияния на личность ребенка в целом. Поэтому взаимодействие педагогов ДОО и родителей воспитанников можно рассматривать как один из необходимых компонентов образовательной среды дошкольного учреждения, который оказывает прямое и косвенное влияние на разностороннее развитие ребенка, на состояние его физического и психического здоровья и успешность его дальнейшего образования и воспитания
Исследование было организовано на базе МАДОУ города Нижневартовска ДС №14 «Солнышко». В нем приняли участие 50 воспитанников. В результате проведенного исследования были выделены уровни сформированности ответственности у детей старшего дошкольного возраста.
К первому (инициативно-ответственный уровень ) уровню мы отнесли детей, проявляющих инициативу во всех начинаниях; они способны доводить начатое дело до конца, инициативны в выборе видов и содержания труда, осознают его значимость, демонстрируют высокое качество работы.
Ко второму (исполнительно-ответственный уровень) уровню были отнесены дети, на первый взгляд очень активные, однако их инициативы, как правило, некачественные, трудовыми навыками владеют не в совершенстве, интерес к занятиям быстро падает, часто отвлекаются.
И к третьему (формально-ответственный уровень) уровню мы отнесли: детей, которые в игре соглашаются на любые роли, подчиняются лидерам, трудовые навыки освоены слабо, действуют только по указанию других, при контроле взрослых, пассивны на занятиях.
На основании результатов констатирующего эксперимента можно сделать вывод о том, что у детей старшего дошкольного возраста ответственность сформирована не в полной мере. Возможными причинами этого является то, что родители не придают особого внимания формирования ответственности, недостаточное внимание к данному вопросу со стороны педагогов.
Необходимо больше акцентировать внимание, как родителей, так и педагогов на проблеме формирования нравственно-волевых качеств личности дошкольников. Выводы: полученные результаты свидетельствуют о необходимости разработки и внедрения модели взаимодействия ДОО и семьи по повышению уровня ответственности у детей старшего дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Андреева Н.А. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста: Дисс.... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2006
2. Гневашева И.А. Проблема воспитания ответственности в дошкольной педагогике // проблемы дошкольного детства в исследованиях молодых ученых: Сборник научных статей по материалам международного форума молодых ученых, 22-24 апреля. - СПб, 2009
3. Гроголева О.Ю. Типологические особенности и детерминанты ответственности в младшем школьном возрасте: Дисс.... канд. психол. наук. - Омск, 2005
4. Данькова Е.Н. Педагогическая технология формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста: Дисс.... канд. психол. наук . - Челябинск, 2008
5. Ким М.Г. Воспитание волевых черт характера у детей дошкольного возраста // Развитие научных идей педагогики детства в современном образовательном пространстве: Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции, 4-6 апреля 2007г. - СПб, 2007
6. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: изд.центр «Академия», 2000.