Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ И ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ И ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журбенко В.Н., Гредасова Е.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ И ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС»

УДК 37

Журбенко В.Н.

Воспитатель, г. Белгород, РФ МБОУ СОШ №29 Гредасова Е.М.

Воспитатель, г. Белгород, РФ МБОУ СОШ №29

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ И ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

На основании основных нормативных документов в дошкольном образовании, (Федерального закона «Об образовании в РФ» № 27Э-ФЗ (ст.44); Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (п.1.4; п.1.7.6; п.1.6. 9; п.2.11.2); методического письма Минобразования России от 31.01.2001г. № 90/30-16 «Об использовании в практической деятельности образовательных учреждений методических рекомендаций, программ, технологий, моделей педагогического взаимодействия с семьей»; Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы») по-прежнему, актуальной остается тема сотрудничества семьи и дошкольного образовательного учреждения.

Поскольку, одной из приоритетных задач программы развития дошкольного учреждения является взаимодействие с родителями (законными представителями), как с полноценными участниками образовательных отношений, положительные результаты в воспитании и образовании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

Определяя содержание и формы сотрудничества, педагогическому коллективу необходимо исходить из уровня подготовленности родителей к воспитательной деятельности и конкретных потребностей в повышении педагогической культуры той или иной семьи. Педагогам, чтобы удовлетворить возникшую потребность родителей, необходимо представлять себе их уровень образования, педагогической культуры, отношение к воспитательной деятельности и многое другое. Другими словами, результативность педагогического просвещения родителей зависит от знания педагогами конкретной семьи, а так же адекватного подбора содержания и форм работы с родителями.

Сотрудничество с родителями, как с равноправными участниками образовательных отношений заключается в оперативной обратной связи. Педагог имеет возможность вовлечь родителей в диалог, выявить степень педагогических знаний, по необходимости скорректировать отдельные представления, в чем-то убедить и т.д. В ходе такого диалога возникает возможность побудить родителя к педагогической рефлексии, к позитивным изменениям педагогической позиции в целом. Такие «диалоги» помогают построить информационно-аналитические формы такие как «ежедневные записки», адресованные каждому родителю, сообщающие о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, информирующие о новых достижениях, освоенном навыке, о его любимых занятиях и другую интересную информацию.

Такая форма взаимодействия как «телеграмма «Умники и умницы», адресованная родителям, в которой педагоги, выражают благодарность за оказанную помощь в организации образовательного процесса. Например, за участие в групповом проекте или в украшении группы перед новогодними праздниками и т.п. В ответ семьи могут посылать аналогичные телеграммы, выражающие благодарность.

«Личные блокноты», курсирующие между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о семейных событиях, таких, как дни рождения, поездки в различные места, приглашение гостей и др. В свою очередь, педагог рассказывает о жизни группы, произошедших событиях, интересных встречах, экскурсиях и т.п.

Лидирующую роль среди форм общения и взаимодействия занимают познавательные формы, так

как они способствуют повышению компетентности, психолого-педагогической культуры родителей, тем самым нацеливают на более грамотные решения в воспитании ребенка. Так, например, формирование практических навыков проходит через «родительские конференции», то есть поучительные мероприятия, на которых участвуют не только родители, дети, педагоги, но и медицинские работники и другая общественность. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. Родительское выступление дается, чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию.

Во время проведения «деловых игр», несколько команд родителей решают поставленную перед ними проблему и делятся эффективными путями ее решения. Эффективнее всего выбирать злободневные темы для данной группы, например: «Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитать у детей интерес к книге», «Телевизор - друг или враг в воспитании детей?» и др.

На увлекательных мероприятиях под названием «Гость группы», на которых родители, играя с детьми, осуществляют образовательную деятельность, в соответствии с календарно-тематическим планированием. Знакомятся с профессиями родителей, изготавливают совместные коллективные работы, знакомятся с творчеством детских поэтов и писателей, устраивают итоговые мероприятия, закрепляющие знания детей пройденной темы.

Участвуя в «мастерских» - родители совместно с детьми и педагогами производят ремонт игрушек, участвуют в изготовлении игрушек, игр, атрибутов, пособий для непосредственно образовательной деятельности. В результате проведения данной формы взаимодействия с семьей получаются «продукты» для дальнейшего использования в образовательной деятельности детей.

«Мастер-классы» - это показательные мероприятия педагога, на которых участники повышают свою квалификацию, приобретают новые знания и часто открывают что-то новое, неизвестное для себя. Родители всегда, с большими удовольствием, учатся вместе с детьми правильно выполнять разнообразные элементы здоровьесберегающих технологий, учатся нетрадиционным техникам рисования, учатся изготавливать своими руками игры и пособия для применения в различных видах детской деятельности.

Одна из активных форм взаимодействия, позволяющая углубить и укрепить объективную позицию родителя, для обсуждения острых сложных тем на текущий момент внутри группы являются «Круглые столы». А приглашенные специалисты дают подробные консультации и советы.

Очень интересной формой взаимодействия являются «Вечера вопросов и ответов». Они чаще всего проводятся как итоговые мероприятия тематических недель или проекта. На таких мероприятиях все участники дружно применяют свои знания на заданную тему.

Практикуются и такие формы повышения педагогической культуры родителей, в которых, кроме них, принимают участие дети, педагоги и сотрудники дошкольного учреждения - «педагогические капустники». Это мероприятия, объединяющие детей, родителей и педагогов, потому что могут проходить в форме веселого совместного концерта.

Сплоченностью и отзывчивостью родителей, отличается такая форма взаимодействия как создание коллажей как групповых, так и общесадовских. Оказалось, что современный родитель с удовольствием и старанием собирает и приносит материал для его помещения в коллективную работу детского сада.

Такая форма как «семейные вернисажи» набирает свои обороты, так как она является показателем взаимоотношений ребенка и родителей, где демонстрируются продукты совместной деятельности внутри семьи. Совместные работы выставляются на конкурсы различных уровней и приносят свои результаты.

Ценность вышеперечисленных форм повышения педагогической культуры заключается в том, что они оказывают непосредственное влияние на содержание досуга семьи, систему взаимоотношений дома, помогают родителям глубже понять образовательную работу педагогов дошкольного учреждения с детьми, перенять некоторые методы, приемы этой работы, увидеть собственного ребенка внедомашней среды. Хотелось бы подчеркнуть необходимость одновременно привлекать к различным формам педагогического просвещения не отдельных представителей от семей воспитанников дошкольного учреждения, а обоих родителей (желательно и других взрослых, занимающихся воспитанием ребенка).

В качестве оперативной обратной связи, в современном образовании, большим помощником является официальный сайт дошкольного учреждения, на котором размещены разделы такие как: «Виртуальная приемная», «^еЬ-анкетирование», «Вопрос-ответ», «Наши группы» и др.

В зоне особого внимания педагогического коллектива дошкольного учреждения должно быть руководство самообразованием родителей. Поэтому было бы ценным создать электронную библиотеку ДОУ с перечнем литературы по разным вопросам семейного воспитания.

К комплектованию библиотечного фонда целесообразно привлечь и самих родителей, которые охотно передают в общественное пользование прочитанные электронные книги, журналы. Важным остается обсуждение отдельных публикаций в ходе заседаний «дискуссионного клуба», выставки новой литературы с краткой аннотацией, обзор новинок на родительском собрании и т.д. Задача педагогов -пробудить у родителей интерес к педагогической литературе и помочь выбрать в потоке современных изданий надежные в теоретическом отношении источники.

Во многих дошкольных учреждениях осуществляется «Онлайн-консультирование» специалистами ДОО с целью просвещения родителей по разным направлениям педагогической образовательной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сотрудничество детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма и видеть конечный результат. Ориентированность дошкольного учреждения на повышение педагогической культуры конкретной семьи усиливает требования к уровню психолого-педагогических знаний об особенностях возрастного развития ребенка, закономерностях и принципах воспитания и обучения. Педагог помогает родителям использовать эти знания как руководство к действию, а не как абстракцию, оторванную от жизни. Задача педагога -придать теоретическим знаниям прикладной характер. Поэтому немаловажное значение имеет привлечение родителей к самоанализу своей воспитательной деятельности, к обмену опытом с другими семьями, изучению литературы, что, в свою очередь, требует поиска эффективных форм взаимодействия с семьей. Список использованной литературы:

1. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М., 1994.

2. Дуброва В.П. Теоретико-методические основы взаимодействий детского сада с семьей: Учебное пособие. - Минск, 1997.

3. Медведева И.Я., Шишова Т.А. Книга для трудных родителей. - М., 1994.

4. Методическое письмо Минобразования России от 31.01.2001г. № 90/30-16 «Об использовании в практической деятельности образовательных учреждений методических рекомендаций, программ, технологий, моделей педагогического взаимодействия с семьей».

5. Стратегия развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы».

© Журбенко В.Н., Гредасова Е.М., 2021

УДК37

Журбенко В.Н.

Воспитатель, г. Белгород, РФ МБОУ СОШ №29

Гредасова Е.М.

Воспитатель, г. Белгород, РФ МБОУ СОШ №29

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА «ЗАЯ МОРКОВКИН И ЕГО ДРУЗЬЯ»

(декорации леса: дерево, ёлочки, пеньки, шишки на полянке, «мусор»...) Звучит фонограмма песни «Как прекрасен этот мир»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.