Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ДОСУГ / ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ / ПЕДАГОГИ / РОДИТЕЛИ / ДЕТИ / FAMILY / LEISURE / LEISURE ACTIVITIES / INTERACTION BETWEEN THE PRESCHOOL INSTITUTION AND THE FAMILY / TEACHERS / PARENTS / CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Батманова Майя Сергеевна

В статье описана актуальность исследования взаимодействия детского сада и семьи в организации досуговой деятельности. Раскрыты основные подходы с позиции взглядов разных авторов на данный феномен. Раскрыты и охарактеризованы основные понятия: семья, досуг, досуговая деятельность, взаимодействие. Перечислены основные характеристики досуговой деятельности. Отмечена общая положительная роль взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в гармоничном, всестороннем развитии детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Батманова Майя Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF KINDERGARTEN AND FAMILY IN ORGANIZATION OF LEISURE ACTIVITIES AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

The article describes the relevance of the study of the interaction of kindergarten and family in the organization of leisure activities. The main approaches are revealed from the point of view of the views of different authors on this phenomenon. The basic concepts are revealed and characterized: family, leisure, leisure activities, interaction. The main characteristics of leisure activities are listed. The general positive role of the interaction of the preschool institution and the family in the harmonious, comprehensive development of preschool children is noted.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

INTERACTION OF KINDERGARTEN AND FAMILY IN ORGANIZATION OF LEISURE ACTIVITIES AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM Zotova I.V.1, Batmanova M.S.2 (Russian Federation) Email: Zotova337@scientifictext.ru

1Zotova Irina Vasilievna - PhD in Pedagogy, Associate Professor; 2Batmanova Maya Sergeevna - Student, DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION AND PEDAGOGY, CRIMEAN ENGINEERING-PEDAGOGICAL UNIVERSITY FEVZIYAKUBOV, SIMFEROPOL, REPUBLIC OF CRIMEA

Abstract: the article describes the relevance of the study of the interaction of kindergarten and family in the organization of leisure activities. The main approaches are revealed from the point of view of the views of different authors on this phenomenon. The basic concepts are revealed and characterized: family, leisure, leisure activities, interaction. The main characteristics of leisure activities are listed. The general positive role of the interaction of the preschool institution and the family in the harmonious, comprehensive development of preschool children is noted. Keywords: family, leisure, leisure activities, interaction between the preschool institution and the family, teachers, parents, children.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО-

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Зотова И.В.1, Батманова М.С.2 (Российская Федерация)

1Зотова Ирина Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент; 2Батманова Майя Сергеевна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова, г. Симферополь Республика Крым

Аннотация: в статье описана актуальность исследования взаимодействия детского сада и семьи в организации досуговой деятельности. Раскрыты основные подходы с позиции взглядов разных авторов на данный феномен. Раскрыты и охарактеризованы основные понятия: семья, досуг, досуговая деятельность, взаимодействие. Перечислены основные характеристики досуговой деятельности. Отмечена общая положительная роль взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в гармоничном, всестороннем развитии детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: семья, досуг, досуговая деятельность, взаимодействие дошкольного учреждения и семьи, педагоги, родители, дети.

В современном мире о времени, свободном от основной деятельности, говорят все. О нём пишут во всех печатных изданиях, поднимают вопрос на телевидении, проводят социологические опросы. Такое внимание к теме вызывает споры о том, что такое свободное время и как его целесообразно проводить.

Культура детского досуга формируется под действием социума, благодаря влиянию взрослых, что требует взаимодействия детского сада и семьи как важнейших институтов первичной социализации ребенка.

Семья - один из самых древних социальных институтов, который возник ещё в условиях формирования общества. Семья - это ценная ячейка общества, которая выполняет репродуктивную функцию.

Г.А. Аванесова считает, что семья обеспечивает стабильность общества и развивается вместе с ним, а также выступает как пространство, в котором происходит личностное становление человека. Совершенствовать процесс семейного воспитания помогают традиций, которые способствуют полноценной организации жизнедеятельности семьи, увеличивают взаимопонимание между её членами, особенно между родителями и детьми [1].

В трудах Л.А. Акимовой говорится о том, что досуговые формы содействуют родителям в передаче детям полученных знаний, культурных и нравственных ценностей, важнейших норм и образцов поведения, семейных традиций [2].

Известны основные характеристики досуговой деятельности:

- наличие яркой цели и доступных задач для реализации их детьми в свободной деятельности;

- наличие свободы выбора рода занятий;

- побуждение к самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;

- обеспечение раскрытия природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков;

- содействие объективной самооценке детей;

- обеспечение получения радости и удовольствия.

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей.

В современной дошкольной педагогике различные аспекты работы детского сада с семьей освещены в исследованиях ряда ученых (Н.А. Андреева, Е.П. Арнаутова, Т.Н. Бабаева, Т.А. Березина, П.Ф. Виноградова, Л.В. Загик, О.Л Зверева, В.М. Иванова, В.К. Котырло, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова, О.В. Огороднова, М.М. Рамазанова, З.И. Теплова и др.).

Т.Н. Доронова понятие «взаимодействие детского сада и семьи» рассматривает как общую работу воспитателей и родителей по воспитанию ребенка, как общение взрослых, обмен их мыслями и эмоциями. В ее исследованиях раскрываются формы взаимодействия воспитателей с родителями [3].

В словаре русского языка С. Ожегова понятие «взаимодействие» раскрывается как взаимная связь двух явлений, взаимная их поддержка [6].

Известно, что родители и педагоги выступают с позиции партнеров при условии, если между ними установлен контакт. И.С. Кон считает, установление контакта между родителями и педагогами по вопросам воспитания и развития детей - это повторение одних и тех же требований к ребенку изо дня в день, единство воспитательных воздействий и их очередность со стороны воспитателей и родителей. В случае если это нарушается, то у ребенка наступает дискомфорт, он плохо усваивает критерии поведения, начинает приспосабливаться к взрослым, ловить их настроение, лукавить [4].

М.И. Лисина считает, что при установлении взаимодействия детского сада и семьи следует помнить, что успех этого взаимодействия зависит от умения взрослых:

- предоставить ребенку самостоятельность и свободу в действиях;

- участвовать в делах дошкольников;

- демонстрировать заинтересованность в развитии ребенка [5].

Значимо, что в процессе взаимодействия детского сада и семьи, приоритетность отдается дошкольной образовательной организации. Дошкольная образовательная организация играет весомую роль в развитии ребенка. Именно в детском саду дошкольник овладевает способами общения со сверстниками, приобретает умение общаться с другими взрослыми, обучается организовывать собственную деятельность. Дети овладевают данными умениями и навыками в детском саду и семье, качество их проявления зависит от взаимодействия родителей и педагогов.

Поэтому, педагоги должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Ведь именно во взаимодействии и сотрудничестве с родителями можно добиться полноценного развития ребенка.

Взаимодействие необходимо строить на принципах совместной деятельности педагога, родителей и детей. При этом целью воспитания должно быть гармоничное развитие личности ребенка. Совместные требования родителей и воспитателей приведут к нужной цели - здоровый ребенок, умеющий творчески мыслить, соблюдающий общепринятые нормы поведения, а это один из параметров подготовленности к школе.

Взаимодействие детского сада и семьи в организации досуговой детей рассматриваем как процесс взаимосвязи в триаде «педагог - ребенок - родители». Задача воспитателей детского сада: привлечь внимание родителей к организации досуговой деятельности детей, объяснить ее значимость для развития детей.

Таким образом, детский досуг представляет собой комплексный феномен, сочетающий в себе отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество. При условии взаимодействия педагогов и родителей детский досуг становится одним из важнейших средств социализации и индивидуализации личности дошкольника, позволяющих ребенку по собственному усмотрению использовать свое свободное время для самообогащения, развития имеющихся способностей и склонностей в условиях детского сада и семьи.

Список литературы /References

1. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов / Г.А. Аванесова. М.: Аспект Пресс, 2006. 236 с.

2. Акимова Л.А. Социология досуга: Учебное пособие / Л.А. Акимова. М.: МГУКИ, 2003. 124 с.

3. Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т.Н. Доронова. М.: Школьная Пресса, 2009. 174 с.

4. Кон И.С. Психология детской дружбы / И.С. Кон. М.: Знание, 2014. 91 с.

5. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. М.: Педагогика, 2009. 320 с.

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов ; под редакцией Н.Ю. Шведовой. М.: Освита, 1990. 844 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.