Научная статья на тему 'Взаимодействие бюджетной системы с субъектами малого бизнеса'

Взаимодействие бюджетной системы с субъектами малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
425
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА / БИЗНЕС-ИНКУБАТОР / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / SMALL BUSINESS / BUDGET SYSTEM / TAX SYSTEM / GOVERNMENT FINANCIAL SUPPORT FOR SMALL BUSINESS / BUSINESS INCUBATOR / STATE ORDER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Асанова Н. Г., Крастелев Р. Н.

Рассмотрены вопросы взаимодействия бюджета и малого бизнеса и выявлены проблемы инфраструктурной поддержки малых предприятий. Обоснована возрастающая роль государственной поддержки бизнес-инкубаторов и изучена проблема участия малого бизнеса в системе государственного заказа. Оценена результативность государственной финансовой поддержки малого бизнеса за последние годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Асанова Н. Г., Крастелев Р. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper focuses on current interaction of budget and small businesses and problems of infrastructure support of small businesses. The problem of small business participation in the state order is examined; the growing role of state support for business incubators is substantiated.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие бюджетной системы с субъектами малого бизнеса»

© Асанова Н.Г., Крастелев Р.Н., 2011

УДК 336.5:334.7 ББК 65.261.51

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ С СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО БИЗНЕСА

Н.Г. Асанова, Р.Н. Крастелев

Рассмотрены вопросы взаимодействия бюджета и малого бизнеса и выявлены проблемы инфраструктурной поддержки малых предприятий. Обоснована возрастающая роль государственной поддержки бизнес-инкубаторов и изучена проблема участия малого бизнеса в системе государственного заказа. Оценена результативность государственной финансовой поддержки малого бизнеса за последние годы.

Ключевые слова: малый бизнес, бюджетная система, системы налогообложения, государственная финансовая поддержка малого бизнеса, бизнес-инкубатор, государственный заказ.

Развитие малого бизнеса в Российской Федерации - одно из приоритетных направлений государственного регулирования. С ним связывают большие надежды в решении современных проблем российской экономики: повышение эффективности производства и торговли, обеспечение занятости населения, увеличение бюджетных доходов путем расширения налоговой базы за счет роста предпринимательской активности в этом секторе экономики.

Взаимодействие бюджетной системы с малыми предприятиями (МП) осуществляется в двух направлениях. Первое направление: от малого бизнеса в бюджетную систему (поступление налогов, сборов и других обязательных платежей в различные бюджеты бюджетной системы РФ). Второе направление: из бюджетов малому бизнесу (государственная финансовая поддержка, а также оплата из бюджета предоставленных МП услуг бюджетным учреждениям). Рассмотрим первое и второе направления более подробно.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не содержит специальных положений, непосредственно регулирующих налогообложение субъектов малого

предпринимательства. Но наличие льготных специальных налоговых режимов позволяет отдельным категориям МП иметь благоприятные условия налогообложения.

По действующему законодательству МП могут функционировать в условиях одной из четырех систем налогообложения [7]:

- общепринятой (налог на прибыль организаций, НДС, налог на имущество организаций и др. в зависимости от вида финансово-хозяйственной деятельности);

- упрощенной (У СН);

- системы единого налога на вмененный доход (ЕНВД);

-системы единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН).

Упрощенная система налогообложения, применяемая МП, имеет ряд преимуществ по сравнению с общим режимом налогообложения: значительная экономия на налогах [МП платит только один налог (единый) вместо нескольких (НДС, налог на прибыль и др.)]; заполнение и сдача в инспекцию только одной декларации по единому налогу; право вести упрощенный бухгалтерский учет (за исключением основных средств и нематериальных активов).

Кроме того, с 2008 г. налогоплательщики могут исключать из налогооблагаемой базы расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств при определе-

нии налоговой базы по единому налогу. Разрешается списание указанных расходов с момента ввода основного средства, подвергшегося изменениям, в эксплуатацию, независимо от того, приобретено ли само модернизированное основное средство до перехода на специальный налоговый режим или после. Списание данных расходов осуществляется по факту оплаты соответствующих работ.

Такое «послабление» налоговой нагрузки на предприятия малого бизнеса приводит к тому, что налогоплательщик, получив убыток по итогам налогового периода, может списать его в последующих налоговых периодах.

Применение общепринятой и упрощенной системы налогообложения ограничивается действием ЕНВД. Система единого налога предусмотрена для применения в тех сферах предпринимательской деятельности, где не представляется возможным осуществление контрольных и учетных функций предпринимательских операций, либо проведение учетных мероприятий затруднено и малоэ ф фективно.

Следует отметить, что здесь есть отличие от упрощенной системы налогообложения. Переход на систему единого налога является обязательным для хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, на территории субъекта Российской Федерации, в котором введен единый налог.

При этом налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с общим режимом налогообложения.

Применение единого сельскохозяйственного налога распространяется на сельскохозяйственных товаропроизводителей, крестьянские (фермерские) хозяйства, кроме организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих подакцизные товары, и организаций, имеющих филиалы или представительства.

Поступление налоговых платежей в бюджетную систему РФ от субъектов малого бизнеса, находящихся на специальных налоговых

режимах (УСН, ЕНВД, ЕСХН) в 2007 г. составило 158 566,2 млрд руб.; в 2008 г. -208 439,6 млрд руб.; в 2009 г. - 193 685,5 млрд руб. [10].

Далее рассмотрим обратную связь: бюджет - малый бизнес. Государство оказывает малому бизнесу финансовую поддержку в различных формах: прямую (инвестиции, субсидии, кредиты); косвенную (разделение рисков с рыночными финансовыми институтами -гарантии, частичная компенсация процентных ставок). В этих целях средства выделяются из бюджетов всех уровней. Из федерального бюджета на реализацию программы поддержки малого и среднего бизнеса в 2010 г. были направлены 24 млрд руб. [9]. Из областного бюджета Волгоградской области в 2010 г. было выделено на различные мероприятия, направленные на развитие и поддержку малого предпринимательства, - 36,3 млн руб. [6].

Из числа мер государственной финансовой поддержки в долгосрочном аспекте более предпочтительными являются косвенные меры, поскольку они меньше искажают конкурентную среду, нарушают равную доступность ресурсов для хозяйствующих субъектов и больше стимулируют МП к использованию заемных ресурсов частных финансовых институтов.

В части стимулирования развития частных финансовых институтов активность государства должна концентрироваться на создании благоприятных условий для развития мик-рофинансовых организаций.

Одним из основных факторов реализации экономического потенциала МП является стабильная возможность получения кредитных ресурсов для финансирования текущей деятельности и инвестиционных проектов. Для вновь создаваемых предприятий малого бизнеса перспективно широкое применение лизинга и франчайзинга. Дальнейшему развитию этих форм деятельности в предприятиях малого бизнеса должно содействовать формирование производственной, социальной, финансовой, информационной инфраструктуры, поскольку многое зависит от качества и эффективности деятельности организаций инфраструктурной поддержки МП.

Инфраструктурные организации могут быть разделены на три группы:

1) государственные - специализированные комитеты областных и муниципальных администраций, городские центры занятости, городские и областные фонды поддержки предпринимательства и пр.;

2) некоммерческие - партнерства, ассоциации, союзы предпринимателей, специализированные фонды поддержки, организованные донорскими международными организациями, региональные торгово-промышленные палаты, технопарки, бизнес-инкубаторы и пр.;

3) коммерческие - лизинговые, консалтинговые, маркетинговые компании, информационно-аналитические центры, банки.

Соответственно, услуги, предоставляемые этими организациями, в зависимости от условий их предоставления, могут быть бесплатными; платными с льготными условиями для субъектов малого предпринимательства; платными на общих основаниях (то есть условия получения услуги одинаковые как для субъектов МП, так и для прочих хозяйствующих субъектов).

Значительная часть организаций инфраструктуры оказывает предпринимателям бесплатные услуги. Подавляющее большинство бесплатных услуг - это различного рода информационная и консультационная помощь. Поддержку на льготных условиях оказывает небольшое количество организаций. Это консультационная поддержка в области налогообложения, услуги в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, содействия малому бизнесу в организации выставочной деятельности, а также небольшой пласт финансовой поддержки, оказываемый фондами и специальными структурами кредитования малого бизнеса. Примерно 34,5 % организаций оказывают свои услуги субъектам малого предпринимательства платно, на общих основаниях [1, с. 24]. По такому принципу осуществляется в основном различного рода финансовая поддержка. Так, например, в случае кредитования в коммерческом банке субъект малого предпринимательства часто получает кредит по такой же ставке, что и любой иной хозяйствующий субъект.

В настоящее время для российской экономики одним из актуальных направлений является создание системы организаций бизнес-

инкубирования. Основное назначение бизнес-инкубаторов - стать основой региональной инфраструктуры развития и поддержки малого бизнеса. Для достижения этих целей Национальным содружеством бизнес-инкубаторов разработана «Концепция развития сети бизнес-инкубаторов в Российской Федерации до 2010 года», в которой определена основная цель - создать условия для становления малого предпринимательства через развитие сети бизнес-инкубаторов.

Бизнес-инкубатор - организация, которая предоставляет начинающим МП на льготных условиях помещения, средства связи, оргтехнику, необходимое оборудование. Кроме того, бизнес-инкубатор оказывает предприятиям целый спектр услуг - секретарских, бухгалтерских, юридических, помогает получению финансовых средств на развитие дела и для выхода на местный рынок. С 2005 по 2008 г. из федерального бюджета было выделено около 1 млрд 211 млн руб. на строительство бизнес-инкубаторов по всей стране [1, с. 27].

Следует подчеркнуть значимость создания бизнес-инкубаторов для развития малого бизнеса, что подтверждает положительный опыт отдельных регионов России. Бизнес-инкубаторы уже успешно работают в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Сыктывкаре и других российских городах. Так, например, в бизнес-инкубаторе города Санкт-Петербург на начало 2009 г. действовало 37 компаний. В среднем обороты компаний выросли на 134 %, прибыль возросла на 65 %, среднестатистическая численность сотрудников увеличилась на 80 % [11]. В целом опыт регионов показывает, что после выхода из инкубатора в рыночных условиях выживают 85 из 100 предприятий, в то время как без инкубатора - лишь 15 из 100 [2]. Общественная экономическая ценность программ бизнес-инкубирования для регионов определяется: ростом сбыта и притоком средств в регион; сохраненными и вновь созданными рабочими местами; ростом стоимости новых и существующих МП; увеличением налоговых сборов за счет устойчивой работы; повышением уровня коммерциализации научных исследований; нематериальными выгодами, связанными со снижением социальной напряженности [8].

В стране действуют две федеральные программы по развитию малого бизнеса. Во-первых, создание бизнес-инкубаторов, технопарков, региональных фондов гарантирования; во-вторых, создание целевых региональных фондов недвижимости для сдачи нежилых помещений в аренду предпринимателям. Предполагается, что в эти фонды будет передаваться неиспользуемое государственное имущество. Так правительство планирует решить проблему нехватки производственных площадей для предпринимателей.

Отметим, что на практике в процессе создания своего малого бизнеса предприниматель сталкивается с проблемой доступа к инфраструктуре (поиск, приобретение и аренда помещений, подключение к электросетям и проч.). Поэтому, несмотря на перечисленные ранее мероприятия, необходимы более значительные меры по развитию инфраструктуры малого бизнеса, различных фондов его поддержки. МП должны иметь возможность получить консультацию и бесплатную помощь по вопросам открытия и функционирования, по проблемам маркетинговой стратегии, защиты своих интересов.

Субъекты малого бизнеса могут оказывать различные виды услуг, за выполнение которых из бюджетов также выделяются определенные средства. Например, услуги по поставке продуктов питания в муниципальные детские сады и проч.

Участие МП в качестве поставщиков в государственных закупках на условиях, предусмотренных в нормативных актах, затруднено рядом причин. Для предприятий малого бизнеса это, во-первых, несоблюдение установленных для МП квот участия в государственных закупках. Главным критерием конкурсного отбора является минимальная цена предложения, а ценовой конкуренции предприятия малого бизнеса выдержать не могут. Во-вторых, МП не по силам принять риск несвоевременной оплаты поставленной по контрактам продукции, что при слабой финансовой дисциплине государственных заказчиков случается нередко.

Интересы государственных заказчиков не совпадают со стратегией создания благоприятных условий для малого бизнеса. В ус-

ловиях дефицита финансовых ресурсов у органов исполнительной власти всех уровней возникает дилемма: либо оказывать поддержку МП, либо экономить бюджетные средства (на основе организации тендеров). На региональном уровне бывают случаи игнорирования МП, зарегистрированных в других субъектах РФ.

Участие в выполнении государственных заказов не является определяющим в деятельности российских МП. Среди опрошенных МП лишь 24 % принимали участие в конкурсах на получение государственных и муниципальных заказов. При этом лишь 17,3 % из этого числа участвует в таких конкурсах на постоянной основе. Это составляет всего 4 % от общего числа опрошенных субъектов малого предпринимательства [1, с. 25].

Результативность государственной финансовой поддержки малого бизнеса в 2009 г. оказалась довольно низкой и выражается главным образом в росте числа предприятий, что отражают показатели развития сектора малого бизнеса, представленные в таблице. Состояние стагнации сектора малого бизнеса по итогам 2009 г. было вызвано кризисными явлениями в экономике. Попытки государства нивелировать воздействие финансово-экономического кризиса принесли весьма ограниченные результаты. Так, за исключением численности предприятий, основные показатели развития сектора малого бизнеса характеризовались негативной динамикой. При этом если численность занятых на МП снизилась сравнительно несущественно (на

1,1 %), то объемы оборота без учета микропредприятий (с 10 093 млрд руб. до 8 806 млрд руб. [4]) и инвестиций в основной капитал без учета микропредприятий (с 317, 3 млрд руб. до 252,8 млрд руб. [там же]) уменьшились весьма заметно. Динамика качественного развития малого бизнеса за последние годы отражается и в росте вклада МП в основные агрегированные экономические показатели. Так, их доля в ВВП составила в 2007 г. от 13 до 15 % [3], в 2008 г. - 21 %, а в 2009 г. - 22,5 % [5]. В то же время вклад малого бизнеса в ВВП в России пока остается на значительно более низком уровне, чем в странах Европейского союза, США, Японии.

Таблица

Основные показатели развития сектора малого бизнеса в 2001-2009 гг. *

Год Показатель

Число малых предприятий (включая микропредприятия), тыс. ед. Численность занятых на малых предприятиях (без учета совместителей и работников, выполнявших работы по договорам), тыс. чел. Доля занятых на малых предприятиях в общей численности занятых (без учета совместителей и работников, выполнявших работы по договорам), % Прирост инвестиций в основной капитал, %

2001 843,0 6 483,5 12,9 121,8

2002 882,3 7 220,3 14,4 100,4

2003 890,9 7 433,1 15,1 107,3

2004 953,1 7 815,1 16,1 140,8

2005 979,3 8 045,2 16,7 115,6

2006 1 032,8 8 582,8 17,8 130,5

2007 1 137,4 9 239,2 19,0 135,1

2008 1 335,0 10 366,4 21,0 160,9

2009 1 602,4 10 254,0 21,7 67,4

* Составлено автором по: [5].

Реализация финансовых взаимоотношений бюджетной системы с субъектами малого бизнеса при их правильной организации должна быть взаимовыгодной: федеральные и региональные органы государственного управления и местные (муниципальные) органы власти получают в свое распоряжение посредством бюджетно-налоговых отношений часть созданного в обществе национального дохода (добавленной стоимости). Эти средства направляются на строго определенные цели в зависимости от тех социально-экономических задач, которые призваны решать те или иные уровни властных структур. Малый бизнес, в свою очередь, получает финансовую помощь (прямую или косвенную) от государства, выделяемую из бюджетов бюджетной системы РФ, которая в конечном счете направлена на повышение эффективности предпринимательской деятельности в этом секторе экономики. Для того чтобы предприятия малого бизнеса могли существенно увеличить свою долю в ВВП страны, необходима консолидация усилий по поддержке его развития органов государственной власти и местного самоуправления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Власов, И. П. Государственная финансовая поддержка малого и среднего бизнеса / И. П. Власов // Финансы и кредит. - 2009. - N° 9. - С. 22-28.

2. В Волжском открылся первый региональный бизнес-инкубатор. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.volgograd-trv.ru/ news.aspx?id=3373. - Загл. с экрана.

3. Д. Медведев: Доля малого бизнеса в ВВП РФ составила 13-15 %. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://top.rbc.ru/economics/18/02/ 2008/142463.shtml. - Загл. с экрана.

4. Малые предприятия (без микропредприятий). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/inst-preob/mp_bd.htm. - Загл. с экрана.

5. Малый бизнес и государственная поддержка сектора: информационно-аналитический доклад. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// www.nisse.ru/business/article/article_ 1560.html. -Загл. с экрана.

6. Мероприятия по реализации областной целевой программы «Развитие и поддержка малого предпринимательства в Волгоградской области» на 2007-2010 годы (в ред. Закона Волгоградской области от08.07.2008 N° 1731-ОД). - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.volganet.ru/irj/go/km/docs/ /wpccontent/Sites/КБФПиКЮсущ%20деят-ть/ ПРРФ%20на%02008-2009%20гт/Индикаторы%20для-%20оценки%20уровня%20управления%20финанса-ми%20Волгоградской%20области/Site%20Content/5/ 1393-ОД.pdf. - Загл. с экрана.

7. Налоговый кодекс Российской Федерации. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// www. consultant. ru/popular/nalog1/.

8. Оценка эффективности деятельности бизнес-инкубатора. - Электрон. текстовые дан. -

Режим доступа: http://rair-info.ru/publication/ риЬИсайоп2/. - Загл. с экрана.

9. Поддержка малого бизнеса из бюджета РФ за 5 лет выросла в 16 раз. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.allmedia.ru/newsitem. asp?id=876754. - Загл. с экрана.

10. Поступление налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации по основным

видам экономической деятельности. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.nalog.ru/ document_light.php?id=27443& topic=stat_otch. -Загл. с экрана.

11. Санкт-Петербург: бизнес-инкубатор как способ помочь начинающим. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.businesspress. ru/newspaper/. - Загл. с экрана.

ON RELATION OF THE BUDGET SYSTEM TO SMALL BUSINESSES

N.G. Asanova, R.N. Krastelev

The paper focuses on current interaction of budget and small businesses and problems of infrastructure support of small businesses. The problem of small business participation in the state order is examined; the growing role of state support for business incubators is substantiated.

Key words: small business, budget system, tax system, government financial support for small business, business incubator, state order.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.