УДК 316.4
Волобуев Сергей Сергеевич
аспирант кафедры социологии, Северо-Кавказский федеральный университет [email protected]
Sergei S. Volobuev
Post-graduate Student, Department of Sociology, North Caucasian Federal University [email protected]
Взаимодействие
бизнес-сообществ в виртуальных социальных сетях
The interaction
of the business community in the virtual social networks
Аннотация. Целью исследования выступает рассмотрение характеристик виртуальных социальных сетей и их влияния на формирование новых взаимосвязей в бизнес-сообществах. Объектом исследования являются бизнес-сообщества. Предметом исследования является процесс взаимодействия бизнес-сообществ в виртуальных социальных сетях. Описаны возможности улучшения взаимодействия представителей бизнеса в виртуальных социальных сетях.
Ключевые слова: социальные сети, виртуальные социальные сети, бизнес-сообщество, со-циограмма, виджет, приложение.
Annotation. The aim of the study is to consider the characteristics of virtual social networks and their impact on the formation of new relationships in business communities. The object of the study is the business community. The subject of the research is the process of interaction of business communities in virtual social networks. The article describes the possibilities of improving the interaction of business representatives in virtual social networks.
Keywords: social networks, virtual social networks, business community, sociogram, widget, application.
Бизнес является одним из наиболее важных атрибутов современной экономики. Однако на сегодняшний день экономика в нашей стране находится в состоянии кризиса под влиянием различных факторов. Это, в свою очередь, ведет к дополнительным барьерам для ведения бизнеса, что подтверждается ростом объема вывезенного в 2018 году частного капитала из России в несколько раз, по сравнению с предыдущим 2017 годом.
Данное обстоятельство актуализирует изучение бизнес-сообществ как структурных единиц экономики, в целом. Важно обратить внимание именно на их взаимодействие, ведь отдельные представители бизнеса во взаимодействии могут решать достаточно сложные проблемы бизнеса.
Бизнес-сообщество - это консолидация предприятий бизнеса, вступающих друг с другом в долгосрочные отношения, которые объединены общим интересом в сохранении прибыли, в ее увеличении за счет снижения издержек, экспансии на другие территории и организации бизнеса и, прежде всего, удовлетворения и развития потребностей своего потребителя [1, с. 60].
Бизнес-сообщества, в зависимости от их целей, могут иметь различную организационную структуру и могут существовать в организационно-правовых формах трестов, холдингов, синдикатов, союзов, картелей и пр.
В социологии под «социальной сетью» понимают социальную структуру, состоящую из множества агентов (индивидуальных или коллективных) и определяемого ими множества отношений (совокупности связей между агентами) [2, с. 228]. Считается, что в научный оборот термин «социальная сеть» был введен в 1954 году социологом Д. Барнсом в работе «Классы и собрания в норвежском островном приходе». Однако и до этого данному явлению уделялось немалое внимание в работах различных ученых. Так, например, нельзя переоценить вклад в изучение социальных сетей, сделанный Я.Л. Морено, который разработал концепцию социометрии. И по сей день, его наработки являются ключевыми для изучения социальных сетей. Особое внимание стоит уделить социограмме, построение которой позволяет визуализировать групповые взаимоотношения посредствам графической обработки полученных математическими методами результатов.
В современном мире понятие «социальные сети» приобрело и новое значение: онлайн-сервисы и платформы в Интернете, предназначенные для построения виртуальных социальных сетей, которые позволяют обмениваться информацией в различном виде. Наиболее известны из них: Facebook,Whatsapp, Twitter. В нашей стране наибольшую популярность имеют региональные социальные сети, такие, как «Вконтакте» и «Одноклассники». Разнообразные
виджеты и приложения позволяют людям организовывать различные сообщества по интересам, создавать группы для достижения общих задач. Ключевым моментом здесь является то, что в виртуальных социальных сетях становится возможным образование таких социальных связей, которые с малой вероятностью могли бы существовать в реальной жизни.
К функциям виртуальной социальной сети относятся следующие [3, с. 193].
1. Коммуникационная. В рамках коммуникационной функции люди устанавливают контакты, обмениваются новостями, информацией (фото, видео, аудиоматериалами, мнениями в комментариях, сообщениями), находят и устанавливают связи с другими участниками виртуальной социальной сети для достижения общих целей.
2. Информационная. Благодаря системе репо-стов и интеграции стандартных массовых средств информации (телевидение, радио, газеты) с интернет-ресурсами, участник виртуальных социальных сетей может всегда находиться в курсе всех необходимых ему новостей, выбрав тематику или регион.
3. Социализирующая. Этому способствует система «групп», «друзей». Участник чувствует свою причастность и следует определенным гласными и негласным нормам, принятым в его виртуальном окружении.
4. Самоактуализирующая. Люди презентуют события в их жизни, их достижения и самих себя, для получения общественной оценки.
5. Идентификационная (при создании индивидуального профиля пользователь наполняет его информацией о себе - имя, дата рождения, семейный статус, школа, вуз, интересы и прочее, что позволяет осуществлять поиск анкет по заданным признакам).
6. Функция формирования идентичности. Человек склонен сравнивать себя с другими людьми и определять тех, с кем он схож. Это позволяет человеку идентифицировать себя как часть каких-либо сообществ и групп, проводить их оценку и формировать свою позицию по отношению к различным событиям и факторам.
7. Развлекательная. Социальные сети позволяют обмениваться не только текстовыми сообщениями, но и мультимедийными файлами, кроме того, следует отметить значение виджетов -мини-программ развлекательного характера, создаваемых сторонними производителями для расширения возможностей пользователя (игры, медиа-приложения и т. д.).
Так, развитие и выстраивание новых социальных сетей между представителями бизнес-сообществ может вести к развитию и стабильности сектора, в целом. Виртуальные социальные сети способствуют формированию неформальных социальных сетей: личностных, доверительных отношений, установленных между ограниченным количеством индивидов, связанных родством,
общностью интересов и т.д. У таких сетей наблюдается тенденция к расширению и укреплению связей [4, с. 335].
В век ускоренного развития технологий происходит постоянная модификация и развитие виртуальных социальных сетей в соответствии с потребностями и нуждами пользователей. Большое внимание со стороны разработчиков уделяется именно бизнес-сообществам, ведь каждому разработчику необходима окупаемость его работы. Все большее вовлечение представителей бизнес-сообществ в виртуальные сети способствует развитию не только деловых взаимосвязей, но и неформальных взаимосвязей между самими представителями бизнеса, а также между представителями бизнеса и потребителями. Это придает гибкость данным организациям в ведении деятельности, благодаря простоте получения отзывов от их клиентов и заключению партнерских соглашений, что, в свою очередь, является одним из наиболее важных факторов ведения деятельности в современных реалиях. Виртуальные сети играют большую роль для бизнес-сообществ в непосредственной реализации их товаров и услуг, но и не меньшую для осуществления взаимодействия бизнес-сообществ между собой.
Развитие и модернизация виртуальных социальных сетей ведет к росту числа их участников с невероятной скоростью. Все аспекты реальной жизни находят отражение в виртуальных социальных сетях, которые играют все большую роль в общественных отношениях, поэтому исследование данной сферы является все более актуальным, однако, виртуальному миру присуща высокая скорость масштабных изменений, что может вести к быстрому устареванию полученных данных. Но, с другой стороны, происходит и развитие различных механизмов внутри виртуальных социальных сетей для получения статистики и иной необходимой для исследования информации.
Так, например, в российской виртуальной социальной сети «Вконтакте» можно найти более десятка приложений и виджетов, позволяющих получать информативную статистику, а также автоматически строить графы социальных взаимосвязей несколькими кликами мыши. Кроме того, автоматизация процесса построения социо-граммы может привести к повышению точности полученных данных, а также позволит сократить временные затраты, необходимые для проведения исследования. К тому же, все они являются легальными и не нарушают личных прав пользователей, так как используют для анализа данные, которые находятся в открытом доступе. Но, тем не менее, традиционные методы не теряют своей значимости при сборе информации о качественных показателях.
К барьерам на пути исследования взаимодействия бизнес-сообществ в виртуальных социальных сетях можно отнести следующие.
1. Указание пользователями недостоверной информации при заполнении личного профиля.
Это может быть вызвано повышенным интересом мошенников к виртуальным социальным сетям и, соответственно, желанием пользователей обезопасить себя.
2. Существование различных, так называемых, «ботов», создаваемых для «накрутки» числа участников сообществ и групп для большей привлекательности по отношению к реальным пользователям. Проблема заключается в том, что профили «ботов», порой, достаточно тяжело отличить от реальных пользователей, так как они заполнены информацией достаточно правдоподобно. В группах же, созданных бизнес-сообществами, процент фальшивых страниц может быть достаточно высок, что в результате отражается на достоверности всего исследования.
3. Закрытый профиль. Большинство социальных сетей предоставляет возможность закрыть информацию о себе и личные файлы для всех, кто не был добавлен пользователем в друзья. Соответственно, получить какие-либо данные для исследования легальным путем не представляется возможным.
Таким образом, данные барьеры автоматизированного исследования социальных сетей должны быть учтены. Также необходимо разработать методологию для преодоления данных барьеров.
Для бизнеса виртуальные социальные сети играют все большую и большую роль. Так, помимо стандартной коммуникации между представителями бизнес-сообществ и их коллегами или потребителями, некоторые организации интегрируют систему управления и ведения организации в социальные сети, выстраивая управленческую структуру посредством сервисов виртуальных социальных сетей, что подтверждает рациональность проведения исследования в данной среде, даже ряда исследований, которые позволят выявить динамику социальных процессов, присущих бизнес-сообществам.
Необходимо провести исследование стандартных социальных сетей, присущих представителям бизнес-сообществ, которые будут выбраны для исследования в виртуальных социальных сетях. По результатам, которые будут получены в ходе этих исследований, нам предоставится возможность провести сравнительный анализ социальных графов в реальности и в виртуаль-
Литература:
1. Елкина В.Н. Становление территориальных бизнес-сообществ как фактор повышения конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2012. № 2. С. 59-64.
2. Губанов Д.А. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства / Д. А. Губанов, Д. А. Новиков, А. Г. Чхар-тишвили. М. : Физматлит, 2010. 228 с.
ном мире для одних и тех же респондентов. Это позволит нам выявить сходства и различия в структурах этих социальнх сетей, а также выявить закономерности.
Кроме этого, если обратить внимание на отдельные составные части бизнес-сообществ, например, на социальных предпринимателей и провести сравнительный анализ социограмм, присущих им и традиционным представителям бизнеса, то можно будет выявить характеристики, которые позволяют развиваться или, наоборот, препятствуют развитию социальных сетей в зависимости от их позиционирования себя в обществе.
Для развития бизнес-сообществ эта работа важна тем, что при понимании закономерностей построения виртуальных связей представители бизнеса смогут выстраивать свою стратегию взаимодействия с партнерами более эффективно, это позволит избежать неверных коммуникативных моделей поведения. Для тех представителей бизнеса, которые уже стали интегрировать свои структуры управления в социальные сети, будут наглядно видны взаимоотношения между отдельными элементами системы, ведь современные технологии способны автоматически отобразить участников на социальном графе в соответствии с частотой отправляемых сообщений. Одним из наиболее важных для представителей бизнес-сообщества будет являться граф распространения информации, ведь если выявить ключевых распространителей информации в сообществе, то не будет необходимости тратить лишние временные и денежные ресурсы для распространения необходимой информации. Достаточно будет направить информацию именно ключевым пользователям сообщества, которые смогут оказать влияние на остальных пользователей.
Таким образом, взаимодействие бизнес-сообществ в виртуальных социальных сетях может принимать несколько новые формы, ввиду особенностей формирования социальных сетей в связи с развитием технологий. Развитие технологий открывает и новые возможности для масштабных и оригинальных исследований при помощи автоматизации сбора и визуализации информации. Несмотря на существующие барьеры, исследование благотворно скажется на развитии сектора и приращении нового научного знания.
Literature:
1. Elkina V.N. Formation of territorial business communities as a factor in improving the competitiveness of small and medium-sized businesses // Science of Man: Humanitarian Studies. 2012. № 2. P. 59-64.
2. Gubanov D.A. Social networks: models of information influence, management and confrontation / D.A. Gubanov, D.A. Novikov, A.G. Chkhar-tishvili. M. : Fizmatlit, 2010. 228 p.
3. Садыгова Т. С. Социально-психологические функции социальных сетей // Вектор науки ТГУ. 2012. № 3. С. 192-194.
4. Вдовенко Т.В. Трансакционные издержки и социальные сети в современной России // Бизнес в законе. 2008. № 4. С. 335-337.
3. Sadigova TS. Socio-psychological functions of social networks // Vector of science of TSU. 2012. № 3. P. 192-194.
4. Vdovenko T.V. Transaction costs and social networks in modern Russia // Business in Law. 2008. № 4. P. 335-337.