УДК 027.7:378.4 М.Д. Байтемирова
Омский государственный технический университет, г. Омск
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИБЛИОТЕКИ С ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИМ СОСТАВОМ ВУЗА: ИНФОРМАЦИОННЫЙ АСПЕКТ
В инфраструктуре информационной деятельности технических университетов научные библиотеки занимают доминирующее положение как основные держатели документных и электронных ресурсов, как универсальные информационные подразделения вуза, ориентированные на своевременное удовлетворение информационных потребностей студентов, аспирантов, докторантов, преподавателей и специалистов.
Миссия научной библиотеки Омского государственного технического университета (НБ ОмГТУ) - поддержка учебных, исследовательских и общественных программ университета, обеспечение стабильного и качественного доступа пользователей к мировым знаниям и информации путем организации документного фонда, обучения использованию информационных ресурсов, внедрения современных технологий на высоком уровне. НБ
192
ОмГТУ считает своей приоритетной задачей создание единого информационного пространства в университете, улучшение качества обслуживания, расширение спектра сервисных услуг за счет внедрения цифровых технологий. В ОмГТУ организована электронная книговыдача, осуществляется поддержка электронной доставки документов и виртуальной справочной службы через web-сайт библиотеки; развивается электронно -библиотечная система (ЭБС) «АРБУЗ» - информационный ресурс для образования и науки.
Профессорско-преподавательский состав (1111С) вуза - наиболее значимая группа пользователей, способная влиять на информационные потребности студенческой аудитории и формирование у обучающихся навыков работы с информацией. Основным звеном в процессе взаимодействия библиотеки и 11С университета является информационно-библиографическое обеспечение, которое осуществляется в традиционном и автоматизированном режимах.
Одной из форм информационного обслуживания является «День кафедры», который проводится в ОмГТУ с 1970 года. Основная цель мероприятия - информирование преподавателей о ресурсах и услугах библиотеки, обсуждение планов дальнейшего взаимодействия. Как правило, преподаватели с интересом воспринимают представленную библиотекой информацию, выражают готовность к сотрудничеству. НБ ОмГТУ, осуществляя свою деятельность в рамках системы менеджмента качества, в течение 2007-2008 гг. изучала эффективность данного мероприятия, его влияние на развитие информационных интересов преподавателей, на востребованность ресурсов и услуг библиотеки в учебном процессе вуза.
За анализируемый период библиотекой было проведено шесть «Дней кафедр», на которых присутствовало свыше 100 преподавателей, научных сотрудников, аспирантов. На мероприятиях был представлен большой объем информации об услугах и ресурсах НБ ОмГТУ. Последующий анализ записей в «Тетради учета работы пользователей» не выявил зависимости между проведенным мероприятием и повышением спроса на информационные ресурсы библиотеки. Это позволило сделать вывод, что проведение информационного мероприятия «День кафедры» в прежнем формате неэффективно. Поэтому в последние годы большее внимание на данных мероприятиях уделяется электронным ресурсам по профилю кафедр, доступных по подписке и имеющихся в свободном доступе в Интернет, подготовке преподавателями собственных электронных учебников по необеспеченным и малообеспеченным литературой дисциплинам, использованию «личного кабинета» на сайте библиотеки, повышению индекса цитируемости публикаций ППС посредством печати статей в иностранных журналах, размещенных в базах данных, на которые библиотека имеет подписку.
Избирательное распространение информации (ИРИ) сотрудники НБ ОмГТУ используют для организации информационного обеспечения профессорско-преподавательского состава и подразделений университета. Абонентов ИРИ привлекают регулярное обновление
списков литературы, указание конкретного местонахождения документа, использование обширного круга источников для поиска информации, наличие обратной связи, позволяющей контролировать релевантность информации. В процессе функционирования ИРИ постоянные запросы могут корректироваться. Это происходит при изменении направления работы, либо при уточнении запросов в ходе информационного обслуживания.
Дифференцированное обслуживание руководителей (ДОР) - форма индивидуального информационного обслуживания руководства вуза. Состав абонентов ДОР ежегодно уточняется в зависимости от кадровых изменений в университете. Информация о новых публикациях предоставляется абонентам как в традиционном виде (копии статей), так и по корпоративной сети Lotus.
Обслуживание по межбиблиотечному абонементу в НБ ОмГТУ ведется в традиционном (пересылка бланков заказов и документов по почте), смешанном (направление запросов по электронной почте и отправка документов обычной почтой) и электронном (поиск, на-
193
правление заказа, его обработка и получение документов в электронном виде) режимах. Концепция развития вузовских библиотек на современном этапе открывает перед межбиблиотечным абонементом новые перспективы, возможности расширения функций данного сектора, в том числе посредством внедрения электронной доставки документов (ЭДД). ЭДД изменяет не только структуру, но и технологический процесс обслуживания.
При подготовке к аккредитационной экспертизе ОмГТУ, которая проходила в 2012 году, необходимо было в минимальные сроки привести в соответствие сведения о литературе и информационных ресурсах в картах учебно-методического и информационного обеспечения с составом библиотечного фонда. Информацию о наличии и экземплярности изданий преподаватели могли выявить самостоятельно, обратившись к электронному каталогу. Консультационную помощь и контроль правильности заполнения карт осуществляли сотрудники спра-вочно-библиографического отдела и сектора книгообеспеченности.
Автоматизированная картотека книгообеспеченности ведется в НБ ОмГТУ с 2003 года и используется всеми учебными подразделениями университета. К ней обращаются для оценки состояния книгообеспеченности на факультете или кафедре, при анализе литературы, закрепленной за той или иной дисциплиной, для рекомендации изданий студентам, подготовки документов к лицензированию специальностей. Обеспечив «прозрачность» информации из БД «Книгообеспеченность» для пользователей, библиотека упростила процедуру актуализации данных, когда преподаватели сами могут отслеживать состояние книгобеспечен-ности своей дисциплины и приходить в библиотеку уже с заявками на докомплектование.
Начало нового тысячелетия знаменуется качественными изменениями в деятельности библиотеки. На смену традиционным формам и методам работы пришли новые, связанные с развитием современных коммуникаций. Пользователь должен уметь адаптироваться к новым информационным услугам библиотек.
В целях обучения профессорско-преподавательского состава навыкам поиска информации и ее применения в учебном процессе и научных исследованиях сотрудниками НБ разработана дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации «Основы информационной культуры», которая поддержана Министерством образования и науки Российской Федерации.
Программа предназначена для профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений, осуществляющих свою профессиональную деятельность в:
1. учреждениях, реализующих профессиональные образовательные программы начального, среднего и высшего профессионального образования;
2. учреждениях дополнительного профессионального образования;
3. других организациях и предприятиях, деятельность которых связана с различными аспектами преподавательской деятельности, применяющих и желающих использовать современные информационные ресурсы в учебном процессе, их реализацию и внедрение в образовательный процесс.
Программа рассчитана на 72 часа, режим обучения - 12 часов в неделю, форма обучения - с частичным отрывом от работы.
По окончании обучения слушателям выдается удостоверение государственного образца
о повышении квалификации.
Целью обучения является формирование профессиональных компетенций (знаний, умений и навыков) по эффективному поиску и использованию информации в образовательном, учебно-методическом и научно-исследовательском процессах.
В целом можно отметить, что в ОмГТУ сложилась система взаимодействия библиотеки и профессорско-преподавательского состава. Чем лучше преподаватели знают библиотечные ресурсы и пользуются ими, тем целенаправленнее рекомендуют их студентам, а библиотека качественнее удовлетворяет их информационные запросы.
194
В дальнейшем предполагается системное обучение профессорско-преподавательского состава использованию информационных ресурсов.
Библиографический список
1. Матвеева, Е. А. Возможности библиотеки в информационном обеспечении управления образовательным процессом вуза / Е. А. Матвеева // Современное образование: технические университеты в модернизации экономики России : материалы Междунар. науч.-метод. конф., 27-28 января 2011 г. (Россия, Томск). - Томск, 2011. - С. 207 - 208.
2. Рочева, Н. Ю. Взаимодействие библиотеки со структурными подразделениями академии [Текст] / Н. Ю. Рочева // Роль библиотеки в формировании специалиста XXI века : материалы межвуз. науч.-практ. конф. / Ом. гос. ун-т путей сообщения. - Омск, 2011. -С. 23 - 29.
3. Сухорукова, Т. Н. Библиографическое обслуживание профессорско-преподавательского состава ВолГУ : по результатам социологического исследования / Т. Н. Сухорукова // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 6: Университетское образование. - 2010. - № 12. - С. 77 - 81.
4. Тропина, Н. Д. Использование традиционных и инновационных форм информационно-библиографического обслуживания в научной и образовательной деятельности КамчатГТУ / Н. Д. Тропина // Вестник Камчатского государственного технического университета. - 2009. - № 8. - С. 162 - 167.