26 (164)-2004
ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
ВЗАИМНОЕ ПРОНИКНОВЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК В ПЕРИОД ГЛОБАЛИЗАЦИИ
В. Г. КЕЩЯН, кандидат экономических наук, президент ОАО «Центральная РоссийскаяУниверсалъная биржа», член-корреспондент Российской инженерной академии, член правления Московской ассоциации предпринимателей
В развитии процессов глобализации, охватывающих все сферы общественных отношений, нет оснований считать, что мировая экономика движется к рынку свободной конкуренции. При этом автор в очередной раз подчеркивает, что путь создания полноценной глобальной экономической системы через стадию доминирования одной сильнейшей национальной экономики, соответственно одной валюты, не продуктивен. В настоящее время системная конкуренция порождает новые, помимо американского доллара, сильные мировые валюты, на основе которых формируются новые региональные центры мировой экономики. Таким образом, системная конкуренция осуществляется на общем фоне относительного равновесия курсов мировых валют. Отсюда возникает возможность развития различных специфических конкурентных компонентов внутри зон мировой экономики, что делает данные зоны достаточно устойчивыми. Эта устойчивость позволяет мировому рынку преодолеть монополизм отдельных развитых стран, формируя олигопольные структуры.
В ходе указанного процесса страны Центральной и Восточной Европы ориентируются преимущественно на европейскую интеграцию. Здесь помимо чисто политических и правовых мероприятий происходит реальная переориентация этих стран с рынков бывшего СЭВ на европейские рынки при одновременном наращивании объемов экспорта, импорта и финансовых потоков.
Значительным шагом в том же направлении должно стать формирование Единого экономического пространства в составе Российской Федерации, Украины, Белоруссии и Казахстана, которое естественно способно стать ядром более широкой
мощной Евразийской экономической зоны. В перспективе в таком объединении может появиться и достаточно сильная валюта. В этом свете можно сказать, что участие России в процессах глобализации и ее включение в обороты мирового финансового капитала и торговли, по-видимому, должно следовать логике формирования регионального центра на базе развитой экономики, в которой глобализация является атрибутом внутреннего рынка, имеющего конструкцию макроэкономики. Это вытекает из анализа рыночного трансформационного потенциала российской экономики, так называемой общественной потребности в трансформации, а также актуального и потенциального объема ресурсов нашей страны и других членов процесса создания единого экономического пространства.
К рыночному реформированию в России и в других странах-участниках единого экономического пространства с позиций глобализации следует предъявить два требования. Первое: экономика должна быть трансформирована в макроструктуру по Д. Кейнсу, когда макроуровень представлен не суммарными величинами микроуровня (ВВП, совокупный капитал и резервы труда в обществе), а денежными оборотами разных функциональных капиталов — финансового, производительного, капитализированного (точнее, капитализируемого или включающего в свои обороты капитализацию) дохода. Второе: экономика должна в определенной мере противостоять государству как целостная система структур и институтов указанных функциональных капиталов, что предполагает формирование единой инвестиционной и денежной системы на базе и во главе с финансовым капиталом. При этом институциональный подход к реформам дол-
жен проявиться во всей своей полноте и привести к созданию конвергентных механизмов реформирования, охватывающих систему экономических и социально-политических институтов.
Во-первых, следует в принципе изменить отношение к роли крупных вертикальных структур капитала в становлении товарных рынков. Они структурируют рынок в том плане, что формируют своих контрагентов, кредитуют их, осуществляют крупные текущие и стратегические инвестиции, привлекают иностранные капиталы, цементируют внутренний товарный рынок и раздвигают его региональные границы. Другими словами — стимулируют формирование единых экономических зон. Разумеется, здесь есть и негатив — угроза государственного капитализма, состоящая, с одной стороны, в коррупции и подрыве механизмов демократии (вполне возможно подчинение экономической политики государства интересам той или иной группы монополий) и в перенесении части экономических рисков на бюджет — с другой. Однако минусы преодолеваются открытостью товарного рынка и участием экономики в процессах глобализации. Глобализация поддерживает обязательность мировых стандартов и уровней эффективности и цен на внутренних товарных рынках. Тем самым открытая экономика объективно стремится к трансформации монопольных рынков в олигопольные, по отношению к которым государству легче держать дистанцию и отстаивать свои приоритеты.
Во-вторых, программа реформирования должна исходить из сбалансированного сочетания типов монополии. Монополия товарно-финансового капитала обусловливает меру допустимости всех других видов монополии, исходя из потребностей процесса формирования единой инвестиционной системы страны. Тем самым можно говорить о системной природе монополии товарно-финансового капитала, которая сочетается с денежными механизмами структуроформирования: спецификацией товарных оборотов и полной национальной товарной конвертируемостью. Благодаря этому монополия товарно-финансового капитала характеризует макроэкономику с очень высоким потенциалом либерализации экономики.
В-третьих, необходимо развивать механизмы формирования и контроля финансовых потоков, обеспечивающие поддержку национальных валют, а в перспективе — единой валюты объединенного Евразийского экономического сообщества. Объективно такой курс должен содействовать повышению устойчивости мировой валютной системы.
В настоящее время стоит задача сведения в один узел следующих трех проблем развития товарного рынка: дефицита инвестиций в товарное производство; рыночной адаптации комплекса товаропроизводящих отраслей, включая ВПК; предельно больших размеров теневой экономики. Следует подчеркнуть, что эти проблемы являются ключевыми для всех стран формирующегося Единого экономического пространства.
Глобализация применительно к рыночдюй трансформации в России должна быть органи -пюй для внутренней логики системной эволюции. Более того, она должна стать, скорее, следствием процессов рыночной трансформации, нежели продуктом «внешней диктатуры». Так, важно, чтобы формирование товарно-финансового капитала и его товарных, валютных и фондовых рынков сопровождалось открытием экономики именно и этой области, становление финансовой системы производительного капитала — открытием массовых рынков корпоративных акций. Развитие региональных товарных рынков должно включать в себя также условия и предпосылки привлечения иностранного капитала. В этом случае становление внутреннего товарного рынка будет означать становление системы регулирования национальной экономики во главе с финансовым капиталом. Алгоритм данного процесса одновременно станет и алгоритмом преобразования внутреннего национального рынка в открытую экономику.
Сказанное поднимает вопрос о сочетании примата мировой экономики, выражающего ее целостность, с совокупностью национальных, в том числе и товарных, рынков, обладающих собственной автономией. Поставленный вопрос побуждает более внимательно отнестись к проблеме противоречий и механизмов глобализации, так или иначе связанных с базисной ролью финансового капитала в мировой экономике.
Первое противоречие экономики и политики возникает на верхнем уровне глобализации, т. е. на уровне мировой экономики как системы региональных центров. Системная конкуренция, включая в свою сферу государственную политику, порождает экономико-политический маятник выравнивания интересов участников и стабилизирует товарно-денежную систему мира в формах, переплетающих экономику и политику. Это активизирует тенденцию к политизации мировой экономики, хотя о политизации как о негативном явлении можно говорить только применительно к избыточности данного процесса.
Второе противоречие охватывает противопоставление и единство национальной и мировой экономики. Тем самым оно относится к более низкому уровню мировой экономики. С ним связано формирование финансового инвестиционного единства мировых рынков. В своей актуальной, тем более политизированной форме — столкновения национальных и мировых приоритетов — данное противоречие способно выйти за рациональные границы взаимодействия международных финансовых организаций и национальных государств.
На конкретном уровне, там, где происходят процессы кластеризации мировой экономики, являющейся базой для выравнивания уровней эффективности производства мирового продукта и мировых факторов производства, мы попадаем в поле нетрадиционных рыночных конкурентных отношений. Это мир межнациональных корпораций, пря-
мых инвестиций, формирования экономических стратегий, условий хозяйствования, технологий и т. п. Нетрадиционный характер рыночной конкуренции выражается в том, что хозяйственные связи имеют не только горизонтальные, но и вертикальные составляющие.
Благодаря системным связям разных уровней мировой экономики (вертикали мировой экономики) практика хозяйствования приобретает черты целостности мирового рынка. Абсолютная открытость национальных экономик, если таковую можно себе представить, преодолевается — это открытость по отношению к мировой экономике, но не хаос самой мировой экономики. Целостность мирохозяйственных связей совершенно необходима для формирования стратегических тенденций развития мировой экономики на принципах самоорганизации.
Ф.СП-1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
X X X X X X
Куда
АБОНЕМЕНТ
71222
(ИНДЕКС ИЗДАНИЯ)
Финансы и кредит
(НАИМЕНОВАНИЕ ИЗДАНИЯ)
Количество
комплектов i
На 2005 год по месяцам:
Кому
(ФАМИЛИЯ, ИНИЦИАЛЫ)
Куда
ЛИТЕР
пв МЕСТО
ДОСТАВОЧНАЯ КАРТОЧКА
71222
(ИНДЕКС ИЗДАНИЯ)
Финансы и кредит
(НАИМЕНОВАНИЕ ИЗДАНИЯ)
Стои- подписки | Руб. коп. Количество 1
мость ПЕРЕАДРЕСОВКИ | Руб. коп. комплектов
На 2005 год по месяцам:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
X X X X X X
Кому
(ФАМИЛИЯ. ИНИЦИАЛЫ)