Научная статья на тему 'ВЗАИМНОЕ ПРИЗНАНИЕ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК В КАЧЕСТВЕ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ: ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ'

ВЗАИМНОЕ ПРИЗНАНИЕ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК В КАЧЕСТВЕ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ: ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
371
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЗНАНИЕ ГОСУДАРСТВ / RECOGNITION OF STATES / ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ / LEGAL SUBJECT / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ / STATE SOVEREIGNTY / РАСПАД СОВЕТСКОГО СОЮЗА / BREAK OF THE USSR

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шинкарецкая Г.Г., Рыжов В.Б.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с признанием бывших республик СССР друг друга в качестве субъектов международного права. Проанализированы вопросы юридического статуса в контексте международной правосубъектности союзных республик в составе Союза ССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUTUAL RECOGNITION BY THE SOVIET REPUBLICS AS INDEPENDENT STATES: POINTS OF LEGAL HISTORY

Questions of mutual recognition by the Soviet republics as independent states are discussed in the article, particularly their legal status in the context of their status as subjects of the Union of Soviet Socialist Republics.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМНОЕ ПРИЗНАНИЕ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК В КАЧЕСТВЕ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ: ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ»

ШИНКАРЕЦКАЯ Г. Г.,

доктор юридических наук, главный научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук gshink@yandex.ru

РЫЖОВ В.Б.,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного и муниципального управления Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета, заместитель главного редактора журнала «Международное право и международные организации» valeriy_ryzhov@mail.ru

ВЗАИМНОЕ ПРИЗНАНИЕ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК В КАЧЕСТВЕ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ: ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, связанные с признанием бывших республик СССР друг друга в качестве субъектов международного права. Проанализированы вопросы юридического статуса в контексте международной правосубъектности союзных республик в составе Союза ССР.

Ключевые слова: признание государств, правосубъектность, государственный суверенитет, распад Советского Союза.

SHINKARETSKAIA G.G.,

Doctor of Law, principal research fellow at the Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences

RYZHOV V.B.,

Candidate of Law, associate Professor of the Chair of state and municipal management of the Institute of social-humanitarian education of the Moscow state pedagogical university, deputy chief editor of the journal «International Law and International Organizations»

MUTUAL RECOGNITION BY THE SOVIET REPUBLICS AS INDEPENDENT STATES: POINTS OF LEGAL HISTORY

Summary. Questions of mutual recognition by the Soviet republics as independent states are discussed in the article, particularly their legal status in the context of their status as subjects of the Union of Soviet Socialist Republics.

Keywords: recognition of states, legal subject, state sovereignty, break of the USSR.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2016

Хотя каждое государство создается волей населяющего его народа, полноценным субъектом международного права оно может стать только при условии признания его другими членами международного сообщества. Поэтому важной чередой событий в процессе образования новых независимых государств стали их взаимные признания. Вопрос о признании государства встает в случае выхода на международную арену нового государства. Признавая новое государство, члены международного сообщества соглашаются вступать с ним в международно-правовые отношения. Относительно юридического значения признания для нового государства существует две теории — конститутивная и декларативная. Согласно первой, признание конституирует, порождает международную правосубъектность государства, превращает фактическое состояние в юридическое. Декларативная теория исходит из того, что государство приобретает правосубъектность в силу самого факта своего образования, независимо от признания.

Формально-юридически в основе образования любого государства лежит исключительно воля народа; государство порождается суверенитетом этого народа. С другой стороны, в силу принципа суверенного равенства, все государства юридически равны, независимо от времени их образования. В ст. 9 Устава Организации американских государств читаем: «Политическое существование государства не зависит от признания его другими государствами. Даже до своего признания государство имеет право на защиту своей целостности и независимости, на обеспечение своей безопасности и процветания...». Нельзя вместе с тем не учитывать, что фактическое пользование правами зависит от признания нового государства субъектом международного права другими государствами.

События, связанные с образованием независимых государств из бывших республик СССР, показывают, что сами государства придают признанию большое значение. В первых договорах, заключенных Россией с бывшими союзными республиками, когда Советский Союз еще формально

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2016

существовал, в ст. 1 содержалось признание друг друга суверенными государствами (см. договоры между РСФСР и Украинской ССР от 19 ноября 1990 г., с Казахской ССР - от 21 ноября 1990 г., с Белорусской ССР - от 18 декабря 1990 г.).

Признание целиком зависит от воли признающего государства. В связи с распадом СССР в Брюсселе состоялось заседание Совета Европейских сообществ на уровне министров иностранных дел, на котором были приняты «Критерии ЕС для признания новых государств в Восточной Европе и на территории Советского Союза». Члены Европейского сообщества заявили о том, что они признают республики, составляющие СНГ, «как только получат гарантии от этих республик о готовности выполнить Требования». Ни одно из государств - членов СНГ не выразило протеста против этих действий Европейских сообществ.

Акты признания, как уже отмечалось выше, появились задолго до формального распада Советского Союза. В декларациях о суверенитете и независимости союзные республики заявляли о признании других союзных республик в качестве суверенных государств и выражали готовность строить отношения друг с другом на межгосударственной основе. В Декларации о суверенитете Азербайджанской ССР от 23 сентября 1989 г. [1] мы находим п. 3: «Взаимоотношения Азербайджанской ССР с союзными республиками строятся на принципах равноправия, сотрудничества, взаимного уважения суверенных прав и невмешательства во внутренние дела друг друга». В пункте 6 Декларации о независимости [2] Армения, объявив себя субъектом международного права, выражает намерение устанавливать «прямые отношения с другими государствами, национально-государственными образованиями СССР». Как видим, союзные республики не названы здесь прямо; очевидно, под формулировкой «национально-государственные образования СССР» могут подразумеваться и автономные республики. Во всяком случае, союзные республики явно относятся к тем единицам, которые можно назвать «национально-государственные образова-

ния СССР». Здесь нет полной ясности относительно того, каким правом республика Армения намерена руководствоваться в отношениях с союзными республиками; нормы международного права не названы, однако не названа и Конституция СССР. В Конституционном законе Республики Армения «Об основах независимой государственности» от 25 сентября 1991 г. [3] «национально-государственные образования СССР» уже не фигурируют. В статье 13 сказано четко, что Республика Армения в своей внешнеполитической деятельности руководствуется международными правовыми актами и регулирует свои взаимоотношениями с другими государствами на основе межгосударственных соглашений.

В Российской декларации о государственном суверенитете [4]говорится о том, что РСФСР признает и уважает суверенные права союзных республик и Союза ССР и объединяется с другими республиками в Союз на основе договора. Это значит, что отношения с другими республиками выделяются только в плане готовности установить с ними какие-то дополнительные связи, устанавливаемые договором; основа же этих отношений та же, что и с другими государствами. Очень ясно эта же мысль сформулирована в Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР, принятой 25 октября 1990 г. [5]: Казахская ССР объединяется с другими республиками в Союз Суверенных Республик и строит взаимоотношения с ними на договорной основе.

О добровольном вхождении в Союз суверенных республик на основе договора сказано в Декларации о государственном суверенитете Киргизии от 15 декабря 1990 г. [6]. Туркмения в Декларации о государственном суверенитете также выражает готовность объединиться с другими республиками в Союз на основе договора [7]. Белорусская ССР в своей Декларации о государственном суверенитете от 27 июля 1990 г. [8] предлагает безотлагательно приступить к разработке Договора о союзе суверенных социалистических государств.

Проследим также правовую основу, которую союзные республики считали необходимым положить в основу своих

взаимоотношений. В Конституционном законе о суверенитете Азербайджанской ССР нет упоминания договора как основы отношений с другими союзными республиками; в качестве такой основы выступают принципы международного права: «Взаимоотношения Азербайджанской ССР с союзными республиками строятся на принципах их равноправия, сотрудничества, взаимного уважения суверенных прав и невмешательства во внутренние дела друг друга» [9].

Обе основы — и договор, и принципы международного права - приводятся в Декларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 г. [10]: «Отношения Украинской ССР с другими советскими республиками строятся на основе договоров, заключенных на принципах равноправия, взаимоуважения и невмешательства во внутренние дела».

Нет упоминания союзных республик в Декларации о суверенитете Молдавской ССР от 23 июня 1990 г. [11]. Однако, исходя из положения Декларации о добровольной передаче части полномочий сообществу суверенных государств, можем утверждать, что Молдавия проявляла к союзным республикам тот же подход, что и другие.

В Постановлении Верховного Совета Грузинской ССР «О внесении дополнений в постановление Верховного Совета Грузинской ССР от 9 марта 1990 года» [12] упоминается только одна союзная республика - РСФСР, с которой Верховный Совет считает необходимым начать переговоры «с целью установления принципиально новых отношений, присущих суверенным государствам». Видимо, РСФСР выступает здесь не как одна из республик, входивших в Союз ССР в 1990 г., когда принималось Постановление, а имеется в виду РСФСР как правопреемник Советской России, заключившей договор 7 мая 1920 г. Никак не выделяются союзные республики и в Акте о восстановлении государственной независимости Грузии от 9 апреля 1991 г.: «Верховный Совет республики Грузия заявляет, что будет твердо соблюдать общепризнанные принципы политического, экономического и культурного сотрудничества с другими государствами» [13]. Таким обра-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2016

зом, каждая союзная республика, утверждая себя в качестве суверенного государства, проявляла готовность признать таковыми и другие союзные республики. Позиции их вполне ясны: отношения должны строиться на основе договора; сам же договор предполагается основать на нормах международного права. Во всяком случае, ни в одном акте нет упоминания Конституции СССР или какого-либо иного документа государственного характера. Некоторые республики допускали, очевидно, что Союз может существовать без их участия; в таком случае отношения данной республики с Союзом должны строиться на основе договора.

После августовского, 1991 г., путча, когда союзные республики окончательно заявили о своей независимости, начался процесс юридического оформления межгосударственных отношений, что выражалось, прежде всего, в актах одностороннего признания. Для примера приведем некоторые действия бывших союзных республик.

В Заявлении Верховного Совета Азербайджанской Республики после принятия Декларации о государственной независимости от 30 августа 1991 г. говорилось о том, что суверенные республики Союза ССР имеют права на самостоятельное, без вмешательства извне, определение собственной судьбы и государственного устройства. В Заявлении выражалась поддержка деклараций о независимости.

Армения предприняла шаги в области признания в сентябре 1991 г. 12 сентября тремя Постановлениями Верховного Совета Республики Армении [14] признана государственная независимость Латвии, Эстонии и Литвы. 25 сентября 1991 г. одновременно с Актом о независимой государственности Республики Армения Верховный Совет принял Обращение к Государственному совету СССР с предложением признать государственную независимость Республики Армении и содействовать приобретению Республикой Арменией статуса субъекта международного права.

Киргизия в Декларации о государственной независимости от 31 августа 1991 г. призвала парламенты союзных республик и стран мирового сообщества признать

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2016

независимость республики Кыргызстан. 21 сентября 1991 г. принято сразу несколько актов о признании государственной независимости «с последующим оформлением двусторонних отношений в соответствии с принципами международного права»: Украины [15], Узбекистана [15, ст. 572] и прибалтийских республик [15, ст. 573-575]. Кроме того, Верховный Совет принял Постановление «О перспективах дальнейшего сотрудничества Республики Кыргызстан с другими суверенными республиками» [15, ст. 570], в котором одобрил идею об учреждении и деятельности экономического сообщества суверенных государств Азии и Европы, а также предложил на основе Договора об основах межгосударственных отношений между Республикой Кыргызстан и РСФСР принять по согласованию с РСФСР меры по дальнейшему укреплению дружбы и сотрудничества между Кыргызстаном и Россией, в том числе, путем подписания дополнительных договоров и соглашений и считать целесообразным дальнейшее развитие прямых экономических и государственных связей между Республикой Кыргызстан с другими суверенными республиками на основе двусторонних и многосторонних договоров.

Республика Молдова в своей Декларации о независимости 27 августа 1991 г. [17] просила все государства и правительства мира признать ее независимость. Акты о признании других союзных республик последовали позднее, по мере объявления ими своей государственной независимости. Со стороны Туркменской Республики признание независимости республик, входивших ранее в Союз ССР, было частью Конституционного закона «О независимости и основах государственного устройства Туркменистана» [16].

Строительство бывшими республиками СССР новых независимых государств с декабря 1991 г. открыло новую страницу в развитии геополитических процессов на постсоветском пространстве. Взаимное признание новых государств содействовало укреплению их собственного суверенитета и национальных государственных институтов.

Список литературы:

[1] Ведомости Верховного Совета Азербайджанской ССР. 1989. № 18. Ст. 144.

[2] Ведомости Верховного Совета Армянской ССР. 1990. № 16. Ст. 256.

[3] Ведомости Верховного Совета Армянской ССР. 1991. № 18. Ст. 402.

[4] Ведомости Съезда Народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 2. Ст. 22.

[5] Ведомости Верховного Совета Казахской ССР. 1990. № 44. Ст. 408.

[6] Ведомости Верховного Совета Киргизской ССР. 1990. № 21. Ст. 318.

[7] Ведомости Верховного Совета Туркменской ССР. 1990. № 15, 16. Ст. 152.

[8] Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР. 1990. № 22. Ст. 432.

[9] Ведомости Верховного Совета Азербайджанской ССР. 1989. № 18. Ст. 144.

[10] Ведомости Верховного Совета Украинской ССР. 1990. № 31. Ст. 429.

[11] Ведомости Верховного Совета Молдавской ССР. 1990. № 8. Ст. 192.

[12] Ведомости Верховного Совета Грузинской ССР. 1990. № 6. Ст. 148.

[13] Ведомости Верховного Совета Республики Грузия. 1991.

[14] Ведомости Верховного Совета Республики Армения. 1991. № 17. Ст. 374, 375 и 376.

[15] Ведомости Верховного Совета Киргизской ССР. 1991. № 18. Ст. 571.

[16] Ведомости Верховного Совета Туркменской ССР. 1991. № 15. Ст. 152.

[17] Монитор. 1991. № 11, 12. Ст. 118.

Spisok literatury:

[1] Vedomosti Verxovnogo Soveta Azerbaj-dzhanskoj SSR. 1989. № 18. St. 144.

[2] Vedomosti Verxovnogo Soveta Armyan-skoj SSR. 1990. № 16. St. 256.

[3] Vedomosti Verxovnogo Soveta Armyan-skoj SSR. 1991. № 18. St. 402.

[4] Vedomosti S»ezda Narodny'x deputatov RSFSR i Verxovnogo Soveta RSFSR. 1990. № 2. St. 22.

[5] Vedomosti Verxovnogo Soveta Kazaxskoj SSR. 1990. № 44. St. 408.

[6] Vedomosti Verxovnogo Soveta Kirgizskoj SSR. 1990. № 21. St. 318.

[7] Vedomosti Verxovnogo Soveta Turkmen-skoj SSR. 1990. № 15, 16. St. 152.

[8] Vedomosti Verxovnogo Soveta Belorus-skoj SSR. 1990. № 22. St. 432.

[9] Vedomosti Verxovnogo Soveta Azerbaj-dzhanskoj SSR. 1989. № 18. St. 144.

[10] Vedomosti Verxovnogo Soveta Ukrain-skoj SSR. 1990. № 31. St. 429.

[11] Vedomosti Verxovnogo Soveta Moldav-skoj SSR. 1990. № 8. St. 192.

[12] Vedomosti Verxovnogo Soveta Gruzin-skoj SSR. 1990. № 6. St. 148.

[13] Vedomosti Verxovnogo Soveta Respub-liki Gruziya. 1991.

[14] Vedomosti Verxovnogo Soveta Respub-liki Armeniya. 1991. № 17. St. 374, 375 i 376.

[15] Vedomosti Verxovnogo Soveta Kirgizskoj SSR. 1991. № 18. St. 571.

[16] Vedomosti Verxovnogo Soveta Turkmen-skoj SSR. 1991. № 15. St. 152.

[17] Monitor. 1991. № 11, 12. St. 118.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.