УДК 343.9:004.9
ВЫЗОВЫ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ ДЛЯ СИСТЕМ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ И ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
О.В. Чесалина,
кандидат юридических наук, доцент, LL.M.,
научный референт Института социального права и социальной
политики Общества Макса Планка
80799, Германия, г. Мюнхен, Амалиенштрассе, 33
E-mail: [email protected]
Аннотация: в статье анализируются вызовы цифровой экономики для систем социального страхования и права социального обеспечения. К таким вызовам относятся: сокращение и ликвидация рабочих мест в результате роботизации и применения искусственного интеллекта; обесценивание полученной квалификации; риски для физического и психического здоровья, связанные с применением информационных технологий; трансформация форм занятости и появление новых форм занятости.
Ключевые слова: цифровая экономика, роботизация, право социального обеспечения, системы социального страхования, работа на основе интернет-платформ.
THE CHALLENGES OF THE DIGITAL ECONOMY FOR SOCIAL SECURITY SYSTEMS AND SOCIAL SECURITY LAW
O.V. Chesalina,
Max-Planck-Institut for social law and social policy 33, Amalienstr, Germany, Munich, 80799 E-mail: [email protected]
Annotation: the article analyzes the challenges of the digital economy for social security systems and social security law. These challenges are: jobs replacement due to robotization and use of artificial intelligence; devaluation of work qualification; physical and mental health risks connected with the use of information technologies; transformation of form of employment and emergence of new forms of employment.
Key worlds: digital economy, robotization, social security law, social security systems, platform work.
Прежде всего, необходимо различать термины цифровая экономика в широком смысле слова и цифровой сектор экономики. Цифровизация, т.е. переход с аналоговой формы передачи информации на цифровую, охватывает всю экономику. Часто этот процесс обозначается термином «цифровая экономика»1. Цифровой сектор экономики охватывает менее 10 процентов экономики2. Он базируется на цифровых технологиях и охватывает прежде всего область электронных товаров и услуг, деятельность на основе онлайн-платформ3.
С одной стороны, информационные технологии создают новые возможности для пациентов и врачей (например, телемедицина), работников (удаленный труд), безработных (создание новых рабочих мест). Применение киберфизических систем создает возможности для выполнения работы не выходя из дома, что имеет большое практическое значение для инвалидов, лиц с семейными обязанностями, длительно безработных. С другой стороны, развитие технологий и цифрового сектора экономики сопряжено с вызовами как для национальных систем социального обеспечения, так и для регулирования и реализации транснационального социального обеспечения.
При этом вызовы цифровой экономики необходимо рассматривать в контексте других глобальных проблем в сфере социального обеспечения: отсутствие доступа к социальному обеспечению по причине пробелов в охвате социальным обеспечением, бедность и неравенство, молодежная безработица, старение населения, охрана здоровья и долговременный уход, новые социальные риски, социальная защита мигрантов и т.д.4 Развитие технологий, рынки труда и цифровая экономика входят в десять глобальных проблем, стоящих перед национальными системами социального обеспечения5.
Рассмотрим наиболее важные вызовы цифровой экономики для систем социального страхования и права социального обеспечения.
1) Сокращение и ликвидация рабочих мест в результате роботизации и применения искусственного интеллекта.
1 IMF. Measuring the digital economy. Washington, 2018. URL: http://www.imf.org/extemal/ pp/ppindex.aspx (дата обращения - 30.09.2018).
2 Ibid.
3 Урманцева А. Цифровая экономика: как специалисты понимают этот термин // РИА новости, 16.06.2017. // URL: https://ria.ru/science/20170616/1496663946.html (дата обращения 30.09.2018).
4 ISSA. 10 Global challenges for social security. 2016. // URL: http://socialprotection.org/ discover/publications/ten-global-challenges-social-security (дата обращения - 30.09.2018).
5 Ibid.
Применение киберфизических систем, роботов, искусственного интеллекта ведет к сокращению числа рабочих мест. В настоящее время еще сложно оценить, сколько видов деятельности будет автоматизировано. Результаты проведенных исследований значительно варьируются: ученые исходят из того, что может быть сокращено от 12 до 41% рабочих мест1. Проблема сокращения рабочих мест в результате роботизации уже сейчас является актуальной в странах с высоким уровнем роботизации2. Например, показатели роботизации в Южной Корее в восемь раз превышают средний мировой уровень и за 2016 год составили 631 робота на 10 000 сотрудников3. В Балтиморе, в самом большом филиале компании Амазон, на 93 000 квадратных метрах работает более 3000 человек и еще больше роботов. В Европе на 80 000 сотрудников компании Амазон приходится 10 000 роботов4. Открываются супермаркеты самообслуживания, без касс и кассиров. Первый такой супермаркет компании Амазон - Amazon Go был открыт в Сиэтле в 2018 году, в течение следующих трех лет планируется открыть 300 таких магазинов5.
Сокращение рабочих мест будет происходить и в результате применения искусственного интеллекта вместо использования человеческого труда. Например, медицинские заключения на основе рентгеновских снимков будут давать не врачи, а самоуправляемые машины при помощи нового программного обеспечения6.
Такие изменения могут оказать существенное влияние на страхование по безработице и на стабильность систем социального страхования и социального обеспечения в целом: в результате уменьшения числа застрахованных в системе обязательного страхования существенно уменьшится количество уплачиваемых социальных страховых взносов и увеличится финансовая нагрузка на системы социального страхования, которая и так уже достаточно высока из-за старения населения.
1 Balkenhol C. Trendmonitor Arbeit 4.0 // Arbeitsrecht im Betrieb. 2016. №7-8. S. 10; Krzyw-dzinski M., Jürgens U., Pfeiffer S. Die vierte Revolution. Wandel der Produktionsarbeit im Digitali-sierungszeitalter // WZB Mitteilungen. Heft 149. September 2015. S. 6-9.
2 В 2016 году в России приходилось 3 робота на 10 000 сотрудников. См. Самойдюк А. Международная федерация робототехники представила список самых роботизированных стран мира, 04.05.2018. // URL: https://rb.ru/story/countries-with-greatest-density-of-robots/ (дата обращения 30.09.2018).
3 Эрмант Е. Южная Корея обошла другие страны по уровню роботизации производства. // URL: http://robotforum.ru/novosti-texnogologij/yuzhnaya-koreya-oboshla-drugie-stranyi-po-urovnyu-robotizaczii-proizvodstva.html. 16.04.2018 (дата обращения 30.09.2018).
4 Jansen J. Wenn der Roboter das Amazon-Paket fertig macht // F.A.Z., 19.10.2018.
5 Amazon plant 3000 Läden ohne Kassen // F.A.Z., 20.09.2018. // URL: http://www.faz.net/ aktuell/wirtschaft/diginomics/amazon-plant-3000-laeden-ohne-kassen-bis-2021-15797531.html (дата обращения 30.09.2018).
6 Poledna T., Gächter T. Artificial Intelligence, Gesundheitsversorgung und Krankenversicherung // Jusletter 29.01.2018. S. 2.
В связи с этим в некоторых странах осуждается введение налога на роботов1. В Южной Корее такой налог был введен в 2017 году2.
2) Обесценивание полученной квалификации.
В цифровом мире труда уже недостаточно иметь знания по специальности. Только вместе с техническими знаниями знания по специальности сохраняют свою ценность3. Речь идет не столько о переобучении, сколько о постоянном приобретении новых навыков в отношении новых технологий4.
Старение населения еще больше усложняет эту проблему. Хотя данная проблема касается всех занятых, но особенно для пожилых трудящихся является большим испытанием оказаться в ситуации, когда полученных во время учебы знаний и большого опыта по определенной специальности уже недостаточно. Исследования показывают, что пожилые работники, а также работники с низкой квалификацией, мигранты, заемные работники значительно реже, чем другие категории работников, принимают участие в мероприятиях по повышению квалификации и переобучению5.
В этой связи в последнее время все большее значение приобретает право на постоянное обучение и переобучение (right to on-going training). С юридической точки зрения, возникает вопрос, нормами какой отрасли права оно должно гарантироваться: трудового права или права социального обеспечения (в рамках обеспечения занятости и предупреждения безработицы).
3) Риски для физического и психического здоровья, связанные с применением информационных технологий.
Современные информационные технологии обеспечивают постоянную доступность. Отсутствие возможности разграничить рабочее время и время отдыха ведут к конфликту между между семьей и работой. Кроме того, цифровые технологии требуют более быстрого темпа работы, возникают новые формы психологического давления и производственного стресса6. Эти факторы ведут к эмоциональному выгоранию (burn out), возрастает количество психических заболеваний. Например, в Германии
1 Corujo B.S. The «gig» economy and its impact on social security: The Spanish example // EJSS. 2017. Vol. 19 (4). P. 308.
2 South Korea has the highest proportion of robot workers, 25.06.2018. // URL: https:// asiancorrespondent.com/2018/06/south-korea-has-the-highest-proportion-of-robot-workers/ (дата обращения 30.09.2018).
3 Zulieferung der Bundesagentur für Arbeit zum Weißbuch Arbeiten 4.0., 2015. S. 29 URL: https://www.arbeitenviernull.de/fileadmin/Futurale/Statements/PDFs/BA.pdf (дата обращения 30.09.2018).
4 Knop C. Unternehmen investieren zu wenig in Weiterbildung // F.A.Z., 18.01.2017.
5 Weißbuch Arbeiten 4.0. BMAS. 2016. // URL: http://www.bmas.de/SharedDocs/Down-loads/DE/PDF-Publikationen/a883-weissbuch.pdf;jsessionid=CB0E490043955E5CD0F4F-D4ADC2F0106?_blob=publicationFile&v=8 S.108. (дата обращения 30.09.2018).
6 Конколевски Х.-Х. Десять глобальных проблем // Пенсия. 2018. № 7. С. 45.
они являются вторым по степени частоты основанием временной нетрудоспособности1 .
4) Трансформация форм занятости, появление новых форм занятости.
В последние несколько десятилетий осуществляется отход от стандартного трудового правоотношения как классической модели трудовых правоотношений (и основания охвата системами социального страхования) и распространение нестандартных форм занятости, при этом постоянно появляются их новые (более прекарные) виды, как например, нулевой контракт (zero hours contracts). Кроме того, растет количество самозанятых, увеличивается фрагментация труда.
Благодаря развитию цифровых технологий появились такие нестандартные формы занятости, как краудворк (crowdwork) и работа по запросу посредством приложений (work-on-demand via apps)2. Для этих форм занятости характерно то, что они организуются с помощью интернет-платформ или мобильных приложений, которые позволяют установить контакт между неопределенным количеством организаций, фирм и физических лиц (лиц, работающих на основе интернет-платформ). При помощи интернет-платформы заказчик связывается с исполнителем работы, задания или услуги. Краудворк - это умственный труд различной степени сложности: от дизайнерских проектов до микрозаданий (microtasks), которые не требуют специальных знаний3. Цифровые технологии позволяют заказчику найти исполнителя задания из любой страны, вне зависимости от территориальной удаленности между ними4. Работа по запросу - это работа, которая предлагается посредством мобильных приложений и включает такие традиционные виды деятельности, как транспортные услуги, уборка, доставка еды, ремонтные работы в доме, выгул животных; это могут быть и услуги адвоката, аудитора. Примером работы по запросу являются услуги такси, предоставляемые компанией «Убер» (Uber). Работа по запросу ограничена территориальными рамками.
1 Psychische Erkrankungen zweithäufigste Ursache für Arbeitsunfähigkeit. 09.12.2016. // URL: https://www.bptk.de/aktuell/einzelseite/artikel/psychische-e-10.html (дата обращения 30.09.2018).
2 Такую классификацию ввел Валерио де Стефано. Подробнее сМ.: De Stefano V The rise of the «just-in-time workforce»: On-demand work, crowdwork and labour protection in the «gig-economy» // International Labour Office, Inclusive Labour Markets, Labour Relations and Working Conditions Branch. Conditions of work and employment series. Geneva, 2016. Ser. № 71. URL: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_protect/---protrav/---travail/documents/pub-lication/wcms_443267.pdf (дата обращения: 30.09.2018).
3 Чесалина O. Работа на основе интернет-платформ (crowdwork and work on-demand via apps) как вызов трудовому праву и праву социального обеспечения // Трудовое право в России и за рубежом. 2017. № 1. С. 52-55; Ее же. От нестандартных форм занятости до работы на основе интернет-платформ // Трудовое право в России и за рубежом. 2018. № 1. С. 22-24.
4 De Stefano V The rise of the «just-in-time workforce»: On-demand work, crowdwork and labour protection in the «gig-economy».
Количество платформ и работающих на основе них лиц растет и в России. Например, в 2018 году более 500 000 фрилансеров было зарегистрировано на платформе <^оиБо», в то время как в 2016 году было зарегистрировано примерно 70 000 фрилансеров1. Посредством данной платформы предлагаются различные услуги, как онлайн, так и офлайн: услуги курьера, ремонтные работы в доме, перевозки, дизайн, создание интернет-страниц, юридические услуги и т.д. Есть платформы, которые специализируются на одном виде услуг, как, например, курьерские услуги и доставка (Пеш-карики) или услуги по уборке (Qlean.ru)2. В сфере перевозок лидирующее положение занимает Yandex.Taxi3.
Практически во всех странах названные новые формы занятости относятся к самостоятельному труду. Несмотря на осуществление платформами на основе информационных технологий, мобильных приложений и рейтинговых систем «алгоритмического» контроля и мониторинга как процесса трудовой деятельности, так и ее результатов, интернет-платформы рассматривают себя исключительно в качестве посредника между заказчиком и исполнителем задания, но не в качестве работодателя. На сегодняшний день в некоторых европейских странах и США существует судебная практика по вопросу о юридической природе отношений, возникающих при работе по запросу (в отношении краудворкеров судебная практика пока отсутствует). В некоторых случаях лица, работающие по запросу, были переквалифицированы из самозанятых в работников4, в других случаях суды не подтвердили наличие трудового правоотношения5. Первые трудовые споры с лицами, работающими по запросу, были рассмотрены и в России. Водители, использующие приложения Яндекс Такси, Гетт, Убер предъявили иски о признании возникших отношений трудовыми6. В обоих случаях суд не признал наличия трудовых отношений, несмотря на то, что осуществлялось регулирование рабочего времени и времени отдыха водителей, предусматривались доплаты за выполнение дневной нормы рабочих часов.
1 Суворова Н. Время фрилансеров: как новые сервисы меняют рынок труда, РБК, 04.04.2016. // URL: https://www.rbc.ru/magazine/2016/04/56ead0539a79474e4031fc91 (дата обращения 30.09.2018).
2 Там же.
3 SeddonM. Russian ride hailing apps power up. Financial times 04.12.2017. // URL: https:// www.fft.com/content/52e4db96-d678-11e7-8c9a-d9c0a5c8d5c9 (дата обращения 30.09.2018).
4 В качестве примера можно назвать решение Парижского апелляционного суда (Cour d'appel de Paris) от 13 декабря 2017 г. в отношении водителей фирмы «La Cab».
5 Решение Центрального арбитражного комитета (Central Arbitration Committee) от 14 ноября 2017 г. по делу «Союз независимых рабочих Великобритании против компании Деливеро» (Independent Workers Union of Great Britain v RooFoods Ltd (t/a Deliveroo) № TUR1/985(2016).
6 Решение Московского районного суда г. Санкт-Петербурга от 14.01.2016 по делу №12250/2016; Апелляционное определение Московского городского суда от 12.04.2018 №3315213/2018.
Приведенные примеры показывают, что единообразная практика по делам данной категории пока не выработана. До тех пор, пока суды не пересмотрят критерии индивидуального трудового правоотношения, социальное обеспечение лиц, работающих посредством платформ, будут осуществляться по правилам социального обеспечения самозанятых.
Во-первых, уменьшение числа застрахованных в системах социального страхования (за счет трансформации отношений из трудовых в гражданско-правовые, неправильной юридической квалификации возникающих правоотношений), увеличение числа работающих неполное рабочее время представляет угрозу для стабильности систем социального страхования.
Во-вторых, такой подход ведет к недостаточному уровню социального обеспечения лиц, работающих посредством платформ. С одной стороны, несмотря на то, что деятельность лиц, работающих на основе платформ, постоянно контролируется со стороны платформ (а также клиентов), они относятся к самозанятым. С другой стороны, это известная проблема доступа самозанятых к социальной защите, достаточного уровня социального обеспечения самозанятых.
В России, в отличие от обязательного социального страхования работающих по найму, на самозанятых в обязательном порядке распространяются лишь медицинское и пенсионное страхование (ст.430, 431 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ в ред. от 27.11.2018.
Социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством может осуществляться лишь в случае их добровольного вступления в соответствующие правоотношения и уплаты страховых взносов (см. ст. 4.5 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»). Но размер пособий по безработице и в связи с материнством рассчитывается для самозанятых на основе минимальной заработной платы, а для работников на основе среднемесячной заработной платы.
Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний может быть распространено лишь на одну категорию самозанятых - лиц, выполняющих работу на основании гражданско-правового договора, и только при условии, что, в соответствии с указанным договором, страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы (ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).
Круг лиц, застрахованных от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, не может быть расширен путем их добровольного вступления в эти правоотношения.
Не только в Росси, но и во многих государствах-членах ЕС самозанятые не охвачены полностью системами социального страхования и социального обеспечения. Например, в 11 государствах-членах ЕС самозанятые не имеют доступа к защите от безработицы, в 10 - от несчастных случаев и в трех - к социальному обеспечению в случае болезни1. В тех странах, где есть возможность добровольно застраховаться в определенной системе социального обеспечения, лишь ничтожно малый процент самозанятых используют эту возможность. Кроме того, группа самозанятых не является однородной. Каждый пятый самозанятый выбрал эту форму занятости, поскольку не смог найти работу на основе трудового договора2.
На Саммите ЕС 17 ноября 2017 года был принят Европейский столп социальных прав, который содержит 20 принципов и прав для поддержки хорошо функционирующих и честных рынка труда и систем социального обеспечения. 12-й принцип сформулирован следующим образом: независимо от вида и продолжительности трудового правоотношения работники и на сопоставимых условиях самозанятые имеют право на соразмерную, надлежащую социальную защиту.
Для того чтобы дальше развить этот принцип, после двух фаз консультаций Европейская комиссия 13 марта 2018 года предложила проект Рекомендации о доступе к социальной защите для работников и самозанятых.3 Рекомендация направлена на обеспечение доступа к адекватной социальной защите всем работникам и самозанятым в государствах-членах и на установление минимальных стандартов в области социальной защиты для работников и самозанятых.
Рекомендация направлена, в частности, на обеспечение для всех работников и самозанятых:
(а) формальной социальной защиты, т.е. формального доступа к системам социального страхования, имеется в виду право быть застрахованным в определенной страховой схеме, в определенном виде обязательного социального страхования;
(б) эффективной (фактической) социальной защиты; ее соразмерности, пропорциональности и возможности переноса социальных требований независимо от смены трудо-правового статуса;
(в) прозрачности при реализации права на социальную защиту.
Поскольку в России существуют пробелы как в формальном доступе к
социальному обеспечению самозанятых (страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний), так и в их эффективном социаль-
1 См. обоснование проекта Рекомендации о доступе к социальной защите для работников и самозанятых - Europäische Kommission. Vorschlag für eine Empfehlung des Rates zum Zugang zum Sozialschutz für Arbeitnehmer und Selbstständige. Straßburg, den 13.3.2018, COM (2018) 132 final. S. 4.
2 См. Ibid., S. 19-20.
3 Ibid.
ном обеспечении (пенсионное страхование, страхование по материнству и временной нетрудоспособности), развитие законодательства в направлении, заданном в проекте Рекомендации о доступе к социальной защите для работников представляется актуальным и для России.
Библиографический список:
1. Конколевски Х.Х. Десять глобальных проблем // Пенсия. 2018. № 7. С. 41-63.
2. Чесалина О.В. Работа на основе интернет-платформ (crowdwork и work on demand via apps) как вызов трудовому и социальному праву // Трудовое право в России и за рубежом. 2017. № 1. С. 52-55.
3. Чесалина О.В. От нестандартных форм занятости до работы на основе интернет-платформ // Трудовое право в России и за рубежом. 2018. № 1. С. 22-25.
4. Balkenhol C. Trendmonitor Arbeit 4.0 // Arbeitsrecht im Betrieb. 2016. № 7-8. S. 10-12.
5. Corujo B.S. The «gig» economy and its impact on social security: The Spanish example // EJSS. 2017. Vol. 19 (4). Pp. 293-312.
6. De Stefano V. The rise of the «just-in-time workforce»: On-demand work, crowdwork and labour protection in the «gig-economy» // International Labour Office, Inclusive Labour Markets, Labour Relations and Working Conditions Branch. Conditions of work and employment series. Geneva, 2016. Ser. № 71. // URL: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_protect/---protrav/—travail/documents/publication/wcms_443267.pdf (дата обращения: 30.09.2018).
7. IMF. Measuring the digital economy. Washington, 2018. // URL: http:// www.imf.org/external/pp/ppindex.aspx (дата обращения 30.09.2018).
8. ISSA. 10 Global challenges for social security. 2016. // URL: http:// socialprotection.org/discover/publications/ten-global-challenges-social-security (дата обращения 30.09.2018).
9. Krzywdzinski M., Jürgens U., Pfeiffer S. Die vierte Revolution. Wandel der Produktionsarbeit im Digitalisierungszeitalter // WZB Mitteilungen. Heft 149. September 2015. S. 6-9.
10. Poledna T., Gächter T. Artificial Intelligence, Gesundheitsversorgung und Krankenversicherung // Jusletter 29.01.2018. S. 2-12.