Научная статья на тему 'ВЫЗОВЫ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДЛЯ ГАСТРОНОМИИ'

ВЫЗОВЫ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДЛЯ ГАСТРОНОМИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
119
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАСТ-ФУД / СЛОУФУД / ГАСТРОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / УНИФИЦИРОВАННОЕ ПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ермолаев Владимир Александрович

В статье автором исследуется такая проблема современного человечества, как фастфуд в рамках глобализации. В частности, приведены аргументы в пользу того, что фастфуд позволяет пище существовать вне рамок индивидуального и семейного. Это становится современной глобальной проблемой, поскольку утрачивается смысл пищи, ее функции, которые, помимо утоления естественной потребности, заключаются в гастрономической коммуникации. Выявлено, что подобная практика потребления пищи приводит к тому, что размываются не только индивидуальные границы, но и в некотором смысле антропологические. Кроме того, измененная таким образом гастрономическая культура уводит человечество в сторону символизма пищи, что само по себе неплохо, но становится проблемой, если гастрономический смысл пищи подменяется ее унифицированным значением, то есть становится важнее статус. Особенно это заметно среди молодежи, у которой потребление в пищу фастфуда считается не просто нормальным, а обыденным, предпочитаемым домашней пище и связанным с ней атрибутивным качествам - ее составляющие, место приема пищи и др. Указанные и иные проблемы, возникающие в связи с тотальным распространением фастфуда, можно решить, используя гастрономические резервы. Например, гастрономический туризм, предполагающий сохранение, пусть не массовое, особенностей приготовления и приема пищи в конкретном регионе или стране, а также различные движения. Одним из таких движений является слоуфуд (в противовес фастфуду), в рамках которого развиваются различные направления, позволяющие сохранять гастрономические традиции. В заключении автором сделаны выводы относительно современной ситуации развития гастрономической культуры, предложено направления развития движения слоуфуд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHALLENGES OF THE THIRD MILLENNIUM FOR GASTRONOMY

In the article, the author explores such a problem of modern humanity as fast food in the framework of globalization. In particular, arguments are given in favor of the fact that fast food allows food to exist outside the framework of individual and family. This is becoming a modern global problem, since the meaning of food, its functions, which, in addition to satisfying natural needs, consist in gastronomic communication, are lost. It is revealed that such a practice of consuming writing leads to the fact that not only individual boundaries are blurred, but also, in a sense, anthropological ones. In addition, the gastronomic culture changed in this way leads humanity towards the symbolism of food, which, in itself, is not bad, but it becomes a problem if the gastronomic meaning of food is replaced by its unified meaning, that is, status becomes more important, this is especially noticeable among young people, whose consumption of fast food is considered not just normal but everyday, preferred home-cooked food and related attribute qualities: its components, the place of eating, etc. These and other problems that have arisen and are arising in connection with total fast food can be solved using gastronomic reserves. So, it can be gastronomic tourism, assuming the preservation, even if not mass, of the peculiarities of cooking and eating in a particular region or country, as well as various movements. One of these movements is Slow Food (as opposed to fast food), within which various directions are developing that allow preserving gastronomic traditions. In conclusion, the author draws conclusions about the current situation of the development of gastronomic culture, suggests the direction of development of the Slow Food movement.

Текст научной работы на тему «ВЫЗОВЫ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДЛЯ ГАСТРОНОМИИ»

9. Maystrov L.E. Pribory i instrumenty istoricheskogo znacheniya [Scientific instruments of historical meaning]. Moscow, Nauka Publ., 1966. 160 p. (In Russ.)

10. Parallaks ili Made in China? [Parallax or Made in China?]. (In Russ.). Available at: https://pikabu.ru/story/ parallaks_ili_made_in_china_3840424?view=amp (accessed 21.05.2022).

11. Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy Imperii [Full assembly of Russian laws]. St. Petersburg, 1833. (In Russ.).

12. Razdorskiy A.I. Mernye i tarnye edinitsy v tamozhennykh i kabatskikh knigakh russkikh gorodov XVII - pervoy poloviny XVIII veka (na primere kurskikh, belgorodskikh, vyazemskikh i mozhayskikh istochnikov) [Measuring and weighting units of custom- and barrelhouse-books of Russian cities of the17 - first half of 18th century]. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki [Scientific essays of Orel State University. Series: Humanities and social sciences], 2011, no. 4 (42), pp. 74-83. (In Russ.).

13. Rachinskiy S.A. 1001 zadacha dlya umstvennogo scheta: posobie dlya uchiteley sel'skikh shkol [1001 exercises for mental coltulations. Book for village schools]. St. Petersburg, Sinodal'naya tipografiya Publ., 1899. 107 p. (In Russ.).

14. Shostyin N.A. Ocherki istorii russkoy metrologii XI - nachala XX veka [Essays on the history of Russian metrology of the 11 - early 20th century]. Moscow, Izd-vo standartov Publ., 1990. 280 p. (In Russ.).

УДК 316.74

Doi: 10.31773/2078-1768-2022-60-90-97

ВЫЗОВЫ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДЛЯ ГАСТРОНОМИИ

Ермолаев Владимир Александрович, доктор технических наук, доцент, профессор кафедры биотехнологии и производства продуктов питания, Кузбасская государственная сельскохозяйственная академия (г. Кемерово, РФ). E-mail: ermolaevvla@rambler.ru

В статье автором исследуется такая проблема современного человечества, как фастфуд в рамках глобализации. В частности, приведены аргументы в пользу того, что фастфуд позволяет пище существовать вне рамок индивидуального и семейного. Это становится современной глобальной проблемой, поскольку утрачивается смысл пищи, ее функции, которые, помимо утоления естественной потребности, заключаются в гастрономической коммуникации. Выявлено, что подобная практика потребления пищи приводит к тому, что размываются не только индивидуальные границы, но и в некотором смысле антропологические.

Кроме того, измененная таким образом гастрономическая культура уводит человечество в сторону символизма пищи, что само по себе неплохо, но становится проблемой, если гастрономический смысл пищи подменяется ее унифицированным значением, то есть становится важнее статус. Особенно это заметно среди молодежи, у которой потребление в пищу фастфуда считается не просто нормальным, а обыденным, предпочитаемым домашней пище и связанным с ней атрибутивным качествам - ее составляющие, место приема пищи и др.

Указанные и иные проблемы, возникающие в связи с тотальным распространением фастфуда, можно решить, используя гастрономические резервы. Например, гастрономический туризм, предполагающий сохранение, пусть не массовое, особенностей приготовления и приема пищи в конкретном регионе или стране, а также различные движения. Одним из таких движений является слоуфуд (в противовес фастфуду), в рамках которого развиваются различные направления, позволяющие сохранять гастрономические традиции.

В заключении автором сделаны выводы относительно современной ситуации развития гастрономической культуры, предложено направления развития движения слоуфуд.

Ключевые слова: фастфуд, слоуфуд, гастрономическая культура, унифицированное питание.

CHALLENGES OF THE THIRD MILLENNIUM FOR GASTRONOMY

Ermolaev Vladimir Aleksandrovich, Dr of Technical Sciences, Associate Professor, Professor of Department of Biotechnology and Food Production, Kuzbass State Agricultural Academy (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: ermolaevvla@rambler.ru

In the article, the author explores such a problem of modern humanity as fast food in the framework of globalization. In particular, arguments are given in favor of the fact that fast food allows food to exist outside the framework of individual and family. This is becoming a modern global problem, since the meaning of food, its functions, which, in addition to satisfying natural needs, consist in gastronomic communication, are lost. It is revealed that such a practice of consuming writing leads to the fact that not only individual boundaries are blurred, but also, in a sense, anthropological ones.

In addition, the gastronomic culture changed in this way leads humanity towards the symbolism of food, which, in itself, is not bad, but it becomes a problem if the gastronomic meaning of food is replaced by its unified meaning, that is, status becomes more important, this is especially noticeable among young people, whose consumption of fast food is considered not just normal but everyday, preferred home-cooked food and related attribute qualities: its components, the place of eating, etc.

These and other problems that have arisen and are arising in connection with total fast food can be solved using gastronomic reserves. So, it can be gastronomic tourism, assuming the preservation, even if not mass, of the peculiarities of cooking and eating in a particular region or country, as well as various movements. One of these movements is Slow Food (as opposed to fast food), within which various directions are developing that allow preserving gastronomic traditions.

In conclusion, the author draws conclusions about the current situation of the development of gastronomic culture, suggests the direction of development of the Slow Food movement.

Keywords: fast food, slow food, gastronomic culture, unified nutrition

Введение

Происходящие сегодня в обществе процессы, имеющие отношение к культуре, исследуются как с культурологической точки зрения, так и философской. Однако остается за пределами поля научного зрения такая проблема, как изменение культуры еды, рассматриваемой в качестве элемента гастрономической культуры. Под гастрономической культурой мы понимаем следующую совокупность: кулинарная составляющая, принятие пищи и рефлексивная составляющая. При этом в них реализуются определенные ценности, принципы, правила и нормы, присущие конкретному культурному пласту, этносу, сообществу. Это определяет наличие различной гастрономической культуры у разных наций, у которых существует свой набор традиций, касающихся пищи: от бытового до философского значения.

Между тем лишенные научного и общественного внимания процессы в значительной степени оказывают влияние не только на современное общество, но и не позволяют формироваться кол-

лективному бессознательному, а также оказывают губительное влияние на ресурсную базу, из которой будущие поколения должны черпать свои знания и представления о культуре и, в частности, гастрономической культуре.

Таким образом, общую современную культурологическую проблему трансформации культуры еды можно обозначить следующим образом: гомогенизация культурного пространства [4], обусловившая появление фастфуда («быстрой еды»), - унифицированной формы питания, не имеющей никаких национальных особенностей, кроме, может быть, четко выраженного «американизма» в питании.

Несмотря на то, что фастфуд представляется естественным процессом развития гомогенизации общества и взаимопроникновения культур, полагаем, что эта «культура», подразумевающая чрезмерную символизацию пищи и снижение семиотического (знакового) статуса пищи, требует внимания и корректировки.

Результаты исследований

Говоря о гастрономической культуре в целом и ее вариациях в частности, следует обратить внимание на то, что гастрономия как культура традиционно мало рассматривалась учеными, поскольку еда как средство утоления естественной человеческой потребности, как правило, не подлежала анализу. При этом внимание ученых было обращено на пищу и гастрономический режим в качестве составляющей духовной жизни человека. Так, например, в III веке н. э. Порфирий, указавший на негативную роль пищи (особенно, мяса - «одушевленных существ»), также говорит о том, что при умеренном потреблении еда поддерживает телесный минимализм (см. [8]). Исходя из этого философ делает выводы, что присутствие аппетита приводит к чрезмерному употреблению пищи и удовлетворению плотского, а не духовного. Подобные строгие суждения содержатся и в других трудах ученых на протяжении всего процесса развития гастрономической культуры, однако понимание пищи в качестве необходимого для жизни средства, которое целесообразно употреблять в минимальных количествах, с отсутствием аппетита (если опираться на выводы Порфирия), не остановило становление гастрономии как культуры - появлялись новые практики, развивалось кулинарное искусство и т. д. Все это показывает, что для общества большое значение имеют гастрономические составляющие, которые не могут быть сведены к минимализму, а развиваются и изменяются в рамках гастрономической культуры. Это, в частности, обусловлено тем, что пища является культурным кодом, который позволяет выразить символическое значение через материальную структуру бытия. Например, интересное сравнение приводит К. Леви-Строс, который обозначает процесс приготовления пищи как процесс сотворения мира, а также определяет действия с пищей как действия по отношению к внешнему миру. Например, выплескивающаяся вода при варке продукта может символизировать и инициировать дождь [16]. Таким образом, все, что относится к гастрономии, оказывает влияние не только на тех, кто готовит пищу и принимает ее, но и на материальную реальность, в рамках которой существуют эти люди.

Между тем глобализация на сегодняшний день обусловила современное состояние гастрономической культуры: существенно изменилась

культура потребления пищи - появляются унифицированная форма питания фастфуд, которая с позиции гомогенизации культурного пространства понимается как пища индустриального характера, и гастрономические стандарты, обусловленные этим характером [5]. В частности, к таким стандартам можно отнести полную утрату культуры приема пищи, поскольку превалирующей стала культура «быстрого перекуса», а также утрату национального самосознания и смыслового значения пищи как элемента гастрономической культуры. В настоящее время рекламная деятельность по поводу пищи чересчур символизирована, представляя не сущность еды, а ее символы -ощущения, чувства, связанные с потреблением того или иного продукта, что, с одной стороны, нивелирует значимость гастрономической культуры в обществе, а с другой - способствует продажам этого продукта [1].

В силу глобализации, проникновения иных гастрономических культур в национальную, проповедования различных практик использования инноваций (что само по себе неплохо) формирование национальной идентичности осуществляется в слегка усеченном состоянии. Это проявляется в повсеместном, иногда избыточном, использовании технических средств, которые становятся посредниками между человеком и бытовыми привычками. В результате могут быть утрачены национальные особенности, касающиеся подбора продуктов, приготовления пищи, ее потребления и, самое главное, ее смысловой наполненности [17].

Безусловно, в процессе развития общество пополняется различными видами инноваций, которые усложняют и приращивают код статуса индивида, обусловливая и усложнение коммуникации с внешним миром. Однако активное развитие технологий, в том числе и пищевых, приводит к тому, что видоизменяется не только внешнее, но и внутреннее. Иными словами, проникновение, например, чужеродной гастрономической культуры в национальную, посредством встраивания другого кода в текущий, перекодирует структуру, делая ее существенно иной. Происходит модификация, трансформация гастрономической культуры человечества. Такие изменение не просто поверхностные, а сущностные, что в корне меняет принадлежность индивида к той или иной культуре. Эта глубинная трансформация затрагивает не только отдельную нацию, а весь мир, и, что самое

важное, малоконтролируема. Следовательно, необходимо прилагать усилия, в том числе научно-теоретические, для сохранения культурного наследия.

Таким образом, процессы трансформации общества меняют гастрономическую культуру. Ее традиционные формы, видоизменяясь, забываются, и в результате появляются новые. Так, например, в рамках глобального города большое значение имеют публичные места приема пищи. В гастрономическом смысле у человека, принимающего определенную пищу в месте публичной трапезы, создается при помощи еды определенный статус, который имеет место только в подобных местах. При этом если этот человек осуществляет коммуникацию с другим индивидом, у которого точно также создается статус только в местах публичной трапезы, он осуществляет презентацию своего особого, отличного от повседневного, статуса оппоненту. А так как в местах публичного приема пищи формируется коллективная трапеза, то здесь создается и коллективная телесность. В свою очередь, последнее - это не что иное, как способы, при помощи которых индивид существует в конкретном социуме. Таким образом, места публичного приема пищи формируют знаковые системы гастрономической культуры.

Тем не менее очевидно, что современная гастрономическая культура обретает проблемный смысл. То есть сегодня мы видим, что СМИ, пропагандирующие фастфуд, а также книжные кулинарные издания [13] пытаются наполнить (добавить) смысловыми значениями ту пищу, которая играет в повседневности главную роль. Вероятно, эта стало тенденцией только потому, что быстрая пища бессмысленна, универсальна, необременительна и, следовательно, незначительна. Утрачивается гастрономический смысл одного из важных элементов бытия человека. Между тем из этого можно сделать вывод, что обществу не безразлична гастрономическая культура.

Кроме массовых проблем, возникающих в рамках гастрономической культуры, можно также отметить и частные. Например, пищевые расстройства, которые носят, кроме медицинского, общественно-цивилизационный характер. Это означает, что подобные расстройства характерны только в том обществе, где развита гастрономическая культура, поскольку булимия, анорексия, обжорство и психогенное переедание указывают на

попытки в той или иной степени контролировать индивидуальное гастрономическое поведение. Идея такого контроля, как представляется, лежит не в плоскости популяризации форм потребления продуктов, а форм контроля тела. Безусловно, чем больший интерес вызывают способы и виды приема пищи, знаковые системы, с этим связанные, тем в большей степени активной становится пропаганда возможностей человека в плане контроля этого интереса. Таким образом, если, например, обжорство можно не считать собственно проблемой, а только ее предпосылкой (скажем, как у К. С. Пигрова - он отмечает нравственное измерение обжорства как асоциальной трапезы: «Обжорство по своей сути - это асоциальная еда, еда "не поделясь", еда "под одеялом". Обжорство - это еда, когда другие голодают» [6, с. 12], а ожирение можно считать признаком низкого уровня гастрономической культуры), то анорек-сию, булемию и психогенное переедание следует рассматривать с точки зрения попытки соответствовать навязываемым стандартам. При этом как анорексия, так и булимия являются неудачными чрезмерными попытками, и если в случае с ано-рексией понятно, что это искаженное представление об идеальном теле, то булимия, по нашему мнению, представляет собой ответ на стресс или депрессию, вызванные значительным (по мнению человека) несоответствием некоему стандарту телесности и неспособностью ограничить себя в объеме пищи (заставить заниматься спортом и др.), что, в дополнение ко всему, вызывает еще и чувство вины.

Указанные пищевые расстройства есть не что иное, как нарушенная коммуникация телесного (внутреннего) и внешнего, искажается телесная идентичность личности. Из этого следует, что одна из указанных составляющих гастрономической культуры - рефлексия - имеет место только тогда, когда смысловое содержание пищи приращивается, по словам И. В. Сохань, цивилизацион-ным [7, с. 140]. То есть имеется в виду, что именно в данном случае человек начинает задумываться о том, что пища является не только средством удовлетворения базовых потребностей, но и выступает гастрономическим кодом, обеспечивающим разнообразие гастрономических культур, выступает в качестве норматива телесности. Следствием рефлексии должна стать идея о сохранении традиционной гастрономической культуры.

Анализируя современное состояние гастрономической культуры, можно увидеть, что, несмотря на современные идеалы телесности, пищевые практики еще не утрачены, однако некоторые из них теряют актуальность. Например, аскетические практики, обусловленные религиозным мировоззрением (особенности принятия пищи или отказа от нее), верованиями, принадлежностью к определенной религиозной группе людей, соблюдающих, например, пост, или другие события, связанные непосредственно с пищей.

Дисциплинарные практики в большей степени связаны с атрибутикой, но на сегодняшний день они утрачивают свою актуальность в связи с появлением института утоления голода «между делом» или «на ходу», когда привычные и столь необходимые ранее атрибуты перестают быть значимыми, а пища перестает нести в себе смысл, обретая чисто функциональную характеристику.

Если говорить о самоограничительных практиках, то здесь, как и в двух других, можно отметить существование некоего идеального представления о том, как «должно быть», расходящегося с реальностью.

Таким образом, гастрономическая культура является совокупностью пищевых стратегий (практик). При этом некоторые практики становятся менее актуальными, а некоторые - более актуальными, но безусловным является тот факт, что жесткие ограничительные практики могут быть действенными только на коротком промежутке времени [9].

Гастрономическая культура, известная по сталинским временам, подразумевала регламентацию со стороны государства частного гастрономического пространства. Однако пищевые обычаи, гастрономическая культура индивидуального характера, как представляется, не может регулироваться кем-либо, кроме самого человека. «Книга о вкусной и здоровой пище», вышедшая 1939 году, подразумевает, по нашему мнению, попытку возврата гастрономических практик в семью [7]. Тем не менее изложенные в книге рецепты, предлагавшие новое (а чаще утверждающие, что именно такие продукты и блюда, связанные с определенным образом жизни, должны быть в каждой семье), не соответствовали реальным возможностям советского человека. Таким же образом происходит и с другими сферами культуры,

где обычно возвышенное и изысканное оказывается вне массы.

На сегодняшний день пищевая промышленность, создавая условия для развития «быстрой еды», изменяя структуру гастрономической культуры [3], внедряет мягкие контролирующее-огра-ничительные практики (в противовес жестким). Надо сказать, что именно фастфуд является такой практикой, следование которой ненавязчиво подменило сущность пищи [2], то есть перепрофилировало ее из традиционной семейной ценности в общественную унифицированную. В итоге человек, так яростно сопротивлявшийся контролю со стороны государства в отношении того, что несет в себе индивидуальное и семейное гастрономическое (первое и главное - это сохранение личных границ), превращается в кидалта - взрослого ребенка, инфантильную личность [10], поскольку современные практики быстрого питания привели к тому, что человека современного «кормят», а не он сам готовит и ест. И преимущественно кидалтами становятся представители среднего класса, пока еще значительная по численности прослойка населения [11], имеющая тенденцию к сокращению.

Согласимся с приведенными здесь авторами, высказавшими мнения относительно фастфуда, что подобные практики разрушают ценности семьи, заключающиеся в совместном потреблении пищи, с характерными этому процессу традициями. Кроме того, фастфуд неизменно влечет нарушение антропологических границ, изменение базовых культурных кодов, разрушает привычные постулаты относительно пищи (свое - чужое и т. д.). При этом нормирующая функция гастрономической культуры, которая выражена в определенных правилах приготовления еды и ее потребления, перестает быть актуальной, а вместо нее ведущей становится своеобразная реальность - отсутствие правил, определяющих гастрономическую культуру.

На сегодняшний день в качестве метода сохранения традиционной гастрономической культуры можно назвать не только собственно гастрономический туризм, который требует, как минимум, сохранения гастрономических особенностей региона, страны (пусть не массовых) [12], но и в целом движение слоуфуд (в противовес фастфуду). Движение реализует проекты, направленные не только на сохранение традиционной

гастрономической культуры, но и сельскохозяйственного разнообразия. Особенно это важно в развивающихся странах, где речь идет буквально о выживании конкретных сообществ производителей.

Поддержка Фонда дает возможность реализации таким проектам слоуфуд, как «Ковчег Вкуса» (Ark of Taste), «Президиа» (Presidia), «Рынки Земли» (Earth Markets) [15], «Альянс Поваров» (Chefs' Alliance), «10 000 Садов в Африке» [19].

«Ковчег Вкуса» - это онлайн-каталог традиционных продуктов из самых разных уголков нашей планеты, находящихся под угрозой исчезновения.

Сейчас в нем зарегистрировано 3804 продукта, среди них 37 российских. Например, черная соль из Костромы, башкирский мед, корюшка, муромские огурцы. И еще 26 продуктов находятся на рассмотрении [14].

Охранные проекты «Президиа» - прямое продолжение «Ковчега Вкуса» [20]. Они помогают производителям расширить рынок сбыта, стабилизовать технологию производства, а также проводить законодательные инициативы, гарантирующее будущее для тех продуктов, которым грозит исчезновение. В Италии, например, почти 300 проектов «Президиа». Они объединяют здесь около 1600 мелких производителей: рыбаков, мясников, пастухов, сыроделов, пекарей и кондитеров.

Всего в мире действуют уже более 500 «Пре-зидиа», позволяя сохранить богатство планеты для будущих поколений.

При поддержке Евросоюза реализуются проекты в Хорватии, Австрии, Македонии, Болгарии и других странах Восточной и Западной Европы.

Благодаря проекту «Президиа» улучшилась инфраструктура в окрестностях перуанского городка Тайлин (Tailin), который еще недавно «славился» плантациями коки.

Теперь там вновь производят панелу (Panela) - натуральный подсластитель, сделанный из сахарного тростника, выращенного на больших высотах (более 1500 метров над уровнем моря).

Активно развиваются проекты «Президиа» в Индонезии. Они помогают сохранению таких продуктов, как дикий мед из района Цингаго-лер, известный как Madu Cingagoler, и бананы из Джокьякарта (Yogyakarta) - растут в вулканической области провинции Ява, без них немыслима традиционная кухня.

Если говорить о ближнем зарубежье, то проект «Президиа» есть в Беларуси. Он объединяет бывшие колхозные хозяйства Витебской области, которые производят традиционные травяные чаи.

В Грузии с помощью «Президиа» возродили традиционные вина в глиняных кувшинах - кве-ри, в Узбекистане - бостанлыкские миндалевые сады, а «Президиа» памирской шелковицы успешно развивается в Таджикистане.

В России пока не действует ни одного проекта «Президиа», хотя у нас тоже ведется работа по сохранению традиционных продуктов, местных пород животных и растений.

Большую роль в сохранении гастрономического биоразнообразия движение слоуфуд отводит шеф-поварам. Именно они лучше всех осведомлены о продуктах местного производства и могут повысить их популярность, используя в своих блюдах.

В 2006 году на встрече «Терра Мадре» собралось более 1000 шеф-поваров из 150 стран мира. Это послужило толчком к запуску проекта «Альянс Поваров» [18]. Вступившие в Альянс повара используют на своей кухне местные продукты, включенные в проекты «Президиа», «Ковчег Вкуса» или поставляемые местными фермерами.

Это дает возможность посетителям ресторанов попробовать их в самых различных блюдах, а производителям - обратить на себя внимание и даже найти рынки сбыта.

Сегодня в Альянсе 530 поваров из Италии, Нидерландов, Марокко, Мексики, Албании, Бельгии и Канады. Правила адаптируются для каждой страны.

Таким образом, в настоящее время предпринимаются попытки сохранить гастрономическую культуру именно в традиционном виде, с учетом национальных особенностей той или иной страны.

Заключение

В ходе исследования нами была выявлена проблема, заключающаяся в унификации пищи и, как следствие, лишении ее всякого смысла (например, как семейной традиции), при наделении ее статусом (потребление определенной пищи считается модным), что разрушает гастрономические культурные основы.

Для решения данной проблемы предлагается на практике в поддержку движения слоуфуд организовать рестораны Slow Food, предлагающие

людям, посетителям данного заведения, нетрадиционные для фастфуда правила потребления пищи. Тем более в рамках развития здорового питания, пропаганды спорта, отказа от вредных привычек, подобные рестораны могут стать попу-

лярными, а задействуя СМИ, можно «склонить» часть населения, во-первых, к здоровому питанию, а, во-вторых, вернуть традиционную гастрономическую культуру и практики в границы семьи и индивидуальности.

Литература

1. Барзеева А. Ю. Макдональдизация общества через призму гастрономического дискурса: культурные тренды и потребительские практики // Евразийский Союз Ученых. - 2020. - № 6 (75). - С. 4-5.

2. Иванова Ж. С. Фаст-фуд как социальная проблема современности // Здоровая семья - здоровые дети: сборник материалов республиканского семинара для родителей, Якутск, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, 20 декабря 2013 года. - Киров: Международный центр научно-исследовательских проектов, 2014. - С. 48-50.

3. Казиева М. А., Байранбекова М. А. «Фаст-фуд» как актуальная проблема питания // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2017. - Т. 7, № 6. - С. 1100-1101.

4. Касаткин П. И. Глобализация культуры: проблемы и перспективы // Власть. 2017. - Т. 25, № 8. - С. 40-48.

5. Нестерова О. А. «Фаст-фуд» как актуальная проблема питания современного студента // Неделя молодежной науки - 2021: материалы Всероссийского научного форума с международным участием, посвященного медицинским работникам, оказывающим помощь в борьбе с коронавирусной инфекцией. - Тюмень, 2021. - С. 70.

6. Пигров К. С., Секацкий А. К. Социальная философия тайны (метафизика эзотерического): курс лекций. -СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2010. - 200 с.

7. Сохань И. В. «Книга о вкусной и здоровой пище»: гастрономические образы сталинской эпохи // Человек. -2012. - № 6. - С. 139-153.

8. Сохань И. В. Гастрономическая культура глобализирующегося общества - проблемы и перспективы // Дефиниции культуры. - Томск, 2011. - Вып. 9. - С. 110-123.

9. Сохань И. В. Эволюция гастрономической культуры. Опыт философского анализа // Философские науки. -2012. - № 7. - С. 97-109.

10. Темнова Л. В., Тезина Е. И. Кидалтинг как социальный феномен // Теория и практика общественного развития. - 2018. - № 12 (130). - С. 30-34.

11. Хриптович В. А. Поколение инфантильных: обзор проблемы // Научные труды Республиканского института высшей школы. - Минск, 2015. - С. 206-213.

12. Яковлева Е. Л. Культурный туризм как фактор сохранения национального наследия народа (на примере Республики Татарстан) // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество: ежегодник. - М., 2022. -С. 1177-1179.

13. Яхно О. Н. Кулинарные книги как источник реконструкции гастрономической культуры // Уральский исторический вестник. - 2019. - № 1 (62). - С. 113-120.

14. Ark of Taste [Электронный ресурс]. - URL: https://www.fondazioneslowfood.com/en/what-we-do/the-ark-of-taste (дата обращения: 09.05.2022).

15. Earth Markets [Электронный ресурс]. - URL: https://www.fondazioneslowfood.com/en/what-we-do/earth-markets (дата обращения: 09.05.2022).

16. Levi-Strauss C. Histoire et ethnologie // Revue de Metaphysique et de Morale. - 1949. - Vol 54, № 3-4.

17. Monteiro CA, Moubarac JC, Cannon G, Ng SW, Popkin B. Ultra-processed products are becoming dominant in the global food syste // Obes Rev. - 2013. - № 8. - С. 14-21.

18. Slow Food Cooks' Alliance [Электронный ресурс]. - URL: https://www.fondazioneslowfood.com/en/what-we-do/ slow-food-chefs-alliance (дата обращения: 09.05.2022).

19. Slow Food Gardens in Africa [Электронный ресурс]. - URL: https://www.fondazioneslowfood.com/en/what-we-do/10-000-gardens-in-africa-2 (дата обращения: 09.05.2022).

20. Slow Food Presidia [Электронный ресурс]. - URL: https://www.fondazioneslowfood.com/en/what-we-do/slow-food-presidia (дата обращения: 09.05.2022).

References

1. Barzeeva A. Yu. Makdonal'dizatsiya obshchestva cherez prizmu gastronomicheskogo diskursa: kul'turnye trendy i potrebitel'skie praktiki [McDonaldization of society through the prism of gastronomic discourse: cultural trends and consumer practices]. Evraziyskiy Soyuz Uchenykh [Eurasian Union of Scientists], 2020, no. 6 (75), pp. 4-5. (In Russ.).

2. Ivanova Zh. S. Fast-fud kak sotsial'naya problema sovremennosti [Fast food as a social problem of our time]. Zdorovaya sem'ya - zdorovye deti: sbornik materialov respublikanskogo seminara dlya roditeley, Yakutsk, Severo-Vostochnyy federal'nyy universitet imeni M. K. Ammosova, 20 dekabrya 2013 goda [Healthy family - healthy children. Collection of materials of the republican seminar for parents. Yakutsk, North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosova, December 20, 2013]. Kirov, Mezhdunarodnyy tsentr nauchno-issledovatel'skikh proektov Publ., 2014, pp. 48-50. (In Russ.).

3. Kazieva M.A., Bayranbekova M.A. «Fast-fud» kak aktual'naya problema pitaniya ["Fast food" as an actual nutrition problem]. Byulleten' meditsinskikh internet-konferentsiy [Bulletin of Medical Internet Conferences], 2017, vol. 7, no. 6, pp. 1100-1101. (In Russ.).

4. Kasatkin P.I. Globalizatsiya kul'tury: problemy i perspektivy [Globalization of Culture: Problems and Prospects]. Vlast'[Power], 2017, vol. 25, no. 8, pp. 40-48. (In Russ.).

5. Nesterova O.A. «Fast-fud» kak aktual'naya problema pitaniya sovremennogo studenta ["Fast food" as an actual problem of nutrition of a modern student]. Nedelya molodezhnoy nauki - 2021: materialy Vserossiyskogo nauchnogo foruma s mezhdunarodnym uchastiem, posvyashchennogo meditsinskim rabotnikam, okazyvayushchim pomoshch' v bor'be s koronavirusnoy infektsiey [Week of Youth Science - 2021. Materials of the All-Russian Scientific Forum with International Participation, dedicated to medical workers assisting in the fight against coronavirus infection], Tyumen, 2021, p. 70. (In Russ.).

6. Pigrov K.S., Sekatskiy A.K. Sotsial'naya filosofiya tayny (metafizika ezotericheskogo): kurs lektsiy [Social philosophy of mystery (metaphysics of the esoteric): a course of lectures]. St. Petersburg, St. Petersburg Universitity Publ., 2010. 200 p. (In Russ.).

7. Sokhan I.V. «Kniga o vkusnoy i zdorovoy pishche»: gastronomicheskie obrazy stalinskoy epokhi ["The Book of Tasty and Healthy Food" gastronomic images of the Stalin era]. Chelovek [Man], 2012, no. 6, pp. 139-153. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Sokhan I.V. Gastronomicheskaya kul'tura globaliziruyushchegosya obshchestva - problemy i perspektivy [Gastronomic culture of a globalizing society - problems and prospects]. Definitsii kul'tury [Definitions of culture]. Tomsk, 2011, iss. 9, pp. 110-123. (In Russ.).

9. Sokhan I.V. Evolyutsiya gastronomicheskoy kul'tury. Opyt filosofskogo analiza [The evolution of gastronomic culture. Experience of philosophical analysis]. Filosofskie nauki [Philosophical sciences], 2012, no. 7, pp. 97-109. (In Russ.).

10. Temnova L.V., Tezina E.I. Kidalting kak sotsial'nyy fenomen [Kidalting as a social phenomenon]. Teoriya ipraktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development], 2018, no. 12 (130), pp. 30-34. (In Russ.).

11. Khriptovich V. A. Pokolenie infantil'nykh: obzor problem [Generation of infantiles: a review of the problem]. Nauchnye trudy Respublikanskogo instituta vysshey shkoly [Scientific works of the Republican Institute of Higher Education]. Minsk, 2015, pp. 206-213. (In Russ.).

12. Yakovleva E.L. Kul'turnyy turizm kak faktor sokhraneniya natsional'nogo naslediya naroda (na primere Respubliki Tatarstan) [Cultural tourism as a factor in the preservation of the national heritage of the people (on the example of the Republic of Tatarstan)]. Bol'shaya Evraziya: razvitie, bezopasnost', sotrudnichestvo: ezhegodnik [Greater Eurasia: development, security, cooperation. yearbook]. Moscow, 2022, pp. 1177-1179. (In Russ.).

13. Yakhno O.N. Kulinarnye knigi kak istochnik rekonstruktsii gastronomicheskoy kul'tury [Culinary books as a source of reconstruction of gastronomic culture]. Ural'skiy istoricheskiy vestnik [Ural Historical Bulletin], 2019, no. 1 (62), pp. 113-120. (In Russ.).

14. Ark of Taste. (In Engl.). Available at: https://www.fondazioneslowfood.com/en/what-we-do/the-ark-of-taste (accessed 09.05.2022).

15. Earth Markets. (In Engl.). Available at: https://www.fondazioneslowfood.com/en/what-we-do/earth-markets (accessed 09.05.2022).

16. Levi-Strauss C. Histoire et ethnologie. Revue deMetaphysique et deMorale, 1949, vol 54, no. 3-4. (In Engl.).

17. Monteiro C.A, Moubarac J.C, Cannon G, Ng SW, Popkin B. Ultra-processed products are becoming dominant in the global food syste. Obes Rev, 2013, no. 8, pp. 14-21. (In Engl.).

18. Slow Food Cooks' Alliance (In Engl.). Available at: https://www.fondazioneslowfood.com/en/what-we-do/slow-food-chefs-alliance (accessed 09.05.2022).

19. Slow Food Gardens in Africa (In Engl.). Available at: https://www.fondazioneslowfood.com/en/what-we-do/ 10-000-gardens-in-africa-2 (accessed 09. 05.2022).

20. Slow Food Presidia (In Engl.). Available at: https://www.fondazioneslowfood.com/en/what-we-do/slow-food-presidia (accessed 09.05.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.