Научная статья на тему 'Вызовы современности, определяющие образовательную траекторию человека'

Вызовы современности, определяющие образовательную траекторию человека Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИТУАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белая Е.А.

В статье рассматриваются тенденции развития современного общества, определяющие требования к образованию как способу социально-культурного воспроизводства и средству личностного развития. Описываются изменения в социально-экономических отношениях, определившие новые требования к профессионализму и профессиональным качествам человека. Отмечается, что современный работник оценивается не только с позиции его профессиональных навыков, но и с позиции универсальных компетенций, определяющих его возможности адаптироваться, коммуницировать, решать нестандартные задачи. Подчеркивается, что в настоящее время образование на протяжении всей жизни становится непременным условием обеспечения устойчивой позиции профессионала на рынке труда. Выделяются противоречия, препятствующие развитию моделей непрерывного образования, которые связаны с особенностями функционирования традиционных образовательных систем.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article, the tendencies of development of modern society determining requirements for education as a way of so-cio-cultural reproduction and the means of personal development are considered. Changes in socio-economic attitudes which defined new requirements to high-qualification and professional qualities of the person are described. It is noted that modern worker is evaluated not only at the point of his professional (hard) skills but also at the point of soft-skills determining his opportunities to be adapted, to communicate, to solve non-standard tasks. It is emphasized that currently, the educational throughout all life becomes an indispensable condition for the stable position of the professional on the labor market. Contra-dictions that are impeding of development of the models of continuous education which are connected with modalities for the operation of traditional educational systems are allocated.

Текст научной работы на тему «Вызовы современности, определяющие образовательную траекторию человека»

УДК 316.3+37.014.53

Е. А. Белая

Сибирский независимый институт (Новосибирск, Россия)

ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ

ТРАЕКТОРИЮ ЧЕЛОВЕКА

Принята к публикации 07.09.2018

В статье рассматриваются тенденции развития современного общества, определяющие требования к образованию как способу социально-культурного воспроизводства и средству личностного развития. Описываются изменения в социально-экономических отношениях, определившие новые требования к профессионализму и профессиональным качествам человека. Отмечается, что современный работник оценивается не только с позиции его профессиональных навыков, но и с позиции универсальных компетенций, определяющих его возможности адаптироваться, коммуницировать, решать нестандартные задачи. Подчеркивается, что в настоящее время образование на протяжении всей жизни становится непременным условием обеспечения устойчивой позиции профессионала на рынке труда. Выделяются противоречия, препятствующие развитию моделей непрерывного образования, которые связаны с особенностями функционирования традиционных образовательных систем.

Ключевые слова: ситуация социальной нестабильности, экономика знаний, образовательные системы, непрерывное образование, профессиональные компетенции.

БО!: 10.32324/2412-8945-2018-2-33-37

Современный мир непрерывно меняется. Ситуация динамичных перемен затрагивает самые различные стороны общественной жизни, ломая привычный уклад, основанный на следовании традиции, и формируя множество потенциальных возможностей, развитие которых очень сложно предугадать. Для обозначения данного явления все чаще используется акроним из англоязычных слов VUCA-world (volatility, uncertainty, complexity, ambiguity) — неустойчивый, неопределенный, сложный, неоднозначный мир. Его противоположность SPOD-world (steady, predictable, ordinary, definite) — устойчивый, предсказуемый, простой, определенный мир, сегодня уже рассматривается как своего рода анахронизм, оставшийся за порогом XXI в.

Причиной отхода от стабильности называют все нарастающие темпы научно-технического прогресса, в результате которого произошли серьезные технологические изменения, оказавшие огромное влияние на способы взаимодействия людей, организационные процессы, экономические и политические явления. Особенностью сложившейся ситуации стало значительное расширение и уплотнение информационного пространства, благодаря чему сама информация приобрела статус основного социально-экономического ресурса, релевантность которого определяет возможность принятия отдельным человеком и це-

ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2018. № 2 (12). © Е. А. Белая, 2018

лыми группами наиболее оптимальных решений [8, с. 91].

За счет этого, как отмечают социологи, существенно изменились и экономические отношения, так как в современных реалиях основными конкурентными преимуществами выступают знания и человеческий капитал. Несмотря на то что далеко не все страны перешли на уровень постиндустриальной экономики, передовые мировые державы уверенно ориентируют свое развитие на «экономику знаний», подразумевая при этом такой тип экономических отношений, который стимулирует производителей и государство приобретать, создавать и распространять знания для ускорения экономического и социального роста. При этом знания являются и продуктом, и сырьем, и даже средством распределения полученного продукта [4].

Однако надо учитывать тот факт, что вместе с ростом востребованности информации растут и темпы ее устаревания, а значит, все большее значение приобретает образование как средство постоянного наращивания интеллектуального потенциала, который определяет профессиональную ценность человека на современном рынке труда. Современные исследователи подчеркивают: в «экономике знаний» образование становится частью среды, стимулирующей инновации, внутри которой формируются тенденции дальнейшего развития, а профессионал, обладающий навыками анализа и синтеза знаний, выступает основным субъектом этой среды, задача которого

в достаточно короткие сроки овладевать новшествами и на их основе разрабатывать уникальный продукт [2].

Есть и еще один нюанс — в прорывных проектах инновационного типа ставка чаще всего делается не на одиночку-интеллектуала, а на команду. Современные проекты обладают зачастую такими масштабами, которые невозможно охватить одному, даже самому эффективному профессионалу. Отсюда возникает востребованность навыков командной деятельности, так как потенциал команды, как правило, характеризуется си-нергийным эффектом, во много раз превосходящим сумму возможностей входящих в нее субъектов. Образование, как особый вид социальной деятельности, обладает необходимыми возможностями для формирования навыков совместной мыследеятельности, связанных с созданием общего видения, разделения представлений и идей других субъектов. Особое внимание именно к этой стороне образования также рассматривается в качестве одной из особенностей нового мира, где профессионалы могут и даже должны взаимодействовать друг с другом самыми разными способами — непосредственно в прямых переговорах или дистанционно с помощью технологий, в краткосрочных объединениях, созданных для решения конкретной задачи, или постоянных сообществах, разрабатывающих сложную проблему и т. д.

В целом можно отметить выраженную тенденцию оценки профессионала на рынке труда не только с позиции уровня владения им профессиональными компетенциями, но и с позиции уровня развития целого комплекса личностных свойств, описываемых понятием «soft-skills» («гибкие» навыки, или универсальные компетенции). Сегодня от работника ожидают не только качественного выполнения заданных трудовых функций — работодатели ждут от него успешного взаимодействия с другими людьми, эффективной мотивации других и самого себя, аргументированной позиции и продуктивности в разрешении проблемных ситуаций, т. е. всего того, что относится к области универсальных компетенций. Даже беглый обзор популярных сайтов по поиску работы позволяет увидеть в предлагаемых вакансиях высокий запрос на такого рода компетенции. Несмотря на тот факт, что «гибкие» навыки плохо измеряемы, а поэтому зачастую никак не оцениваются в ситуации получения профессионального образования, и в России, и за рубежом в системе рекрутинга постоянно появляются все новые методики, позволяющие проверить кандидата на соответствие его личностных возможностей запросам компании1.

При этом не отрицается и тот факт, что универсальные компетенции развиваются вместе с опытом, за счет расширения социально-ком-

1 Например, на сайте Mind Tools можно пройти Soft skills test для оценки навыков, «необходимых чтобы быть выдающимся лидером, ценным членом команды, незаменимым работником» (https://www.mindtools.com/pages/article/get-started.htm)

муникативных связей, собственной активности человека в смежных или досуговых видах деятельности (хобби, волонтерство и т. п.) [7]. Большую роль играет личностное развитие, которое, если носит целенаправленный характер и реализуется на основе продуманного плана, вполне способно решать проблему образовательных дефицитов, связанных с недостаточным развитием прежде всего именно социально-психологических навыков. Стимулировать развитие универсальных компетенций может и образование, особенно тогда, когда образовательная ситуация предполагает проблематизацию содержания, обеспечивает поисковую активность обучающихся, поощряет групповые формы работы.

Безусловно, неверно было бы рассматривать универсальные компетенции как единственно значимый элемент конкурентоспособности современного работника. Отмечается, что с позиции экономики знаниевый (или интеллектуальный) капитал человека включает в себя несколько аспектов: это и формализованное образование, которое получено в учреждениях института образования, и опыт, наработанный человеком в его непосредственной деятельности. Также это объекты авторского и иного права, которые являются результатом его интеллектуального труда. И даже деловая репутация — занимаемая человеком позиция в профессиональном сообществе. То есть в качестве предмета рыночных отношений индивида с обществом выступает довольно сложная совокупность различных характеристик, которая и определяет его производительность и конкурентоспособность, продолжительность профессионального пути и возможности карьерных изменений [5].

Однако наиболее тревожит в сложившейся ситуации тот факт, что наличие развитых профессиональных и универсальных компетенций, отвечающих актуальной сегодня профессиональной области, не гарантирует успешность на рынке труда даже в не очень отдаленной перспективе, так как множественные вероятности не позволяют дать точный прогноз того, насколько изменятся привычные профессии и какие именно навыки будут необходимы. Более того, часть профессий уже сегодня исчезают, и, по мнению абсолютного большинства исследователей, эта тенденция будет только усиливаться. Ее главные особенности отлично иллюстрирует разработанный Агентством стратегических инициатив «Атлас новых профессий»2. Хотя сам атлас, как и любой другой прогноз, тоже нельзя рассматривать в качестве однозначной вероятности, тем не менее он позволяет уже сейчас представить характерные признаки экономики будущего: преобладание сектора услуг, ориентация на индивидуализацию и эксклюзивность, технологизация рутинных процессов, повсеместное распространение искусственного интеллекта. Все эти изменения уже проис-

2 Подробно с ним можно ознакомится на сайте http://atlas100.ru/

ходят, и, скорее всего, людям надо сегодня готовиться к тому, чтобы достаточно оперативно на них реагировать, меняя при необходимости профессиональную траекторию или осваивая новые средства и технологии деятельности. Это также повышает востребованность образования как деятельности, обеспечивающей возможность адаптации человека к изменившимся условиям жизни и деятельности. Но для этого принятая государством и обществом система образования должна обладать соответствующей гибкостью, чтобы она на любых возрастных этапах могла предоставлять различные возможности для обучения, переподготовки, личностного и профессионального роста.

Пока что существующие системы образования в большинстве своем не соответствуют современным и тем более будущим социальным и экономическим требованиям. И прежде всего потому, что они ориентированы преимущественно на воспроизводство традиционных устоявшихся моделей и стандартизированных способов действий. По мнению исследователей образования, которые говорят о необходимости существенной перестройки сложившихся образовательных систем, их основной проблемой является построение всего процесса обучения вокруг так называемого «среднего» ученика, что изначально предполагает зависимую позицию обучающихся, их следование за предлагаемыми стандартами [6]. Это не способствует формированию умений и навыков, необходимых для решения нестандар-тизированных задач. Сам процесс получения образования достаточно жестко регламентирован и практически не дает ученикам свободы выбора содержания или способа его освоения. Единичные, пусть и вполне успешные эксперименты не меняют общего характера образования, а главное — не ориентированы на развитие основной массы обучающихся, которые и будут составлять большую часть рабочей силы на рынке труда. Возможности получения дополнительного профессионального образования или профессиональной переподготовки также пока достаточно ограничены и реализуются преимущественно в традиционных формах и методах, которые не меняются даже при использовании систем удаленного доступа. Все это приводит к очень заметному недовольству существующими возможностями образования как со стороны потребителей этой услуги, так и со стороны самих педагогов, и обостряет вопросы его дальнейшего развития.

Неудовлетворенность традиционной системой образования, которая не соответствовала ускоряющимся темпам научно-технического прогресса и значительным социальным изменениям, требовавшим от человека большей креативности в решении самых различных задач, в развитых странах нарастала уже с середины XX в. Тогда впервые особое внимание стало уделяться образованию взрослых, так как даже высшее образование уже не обеспечивало возможность желаемых темпов профессионального роста специалистов. К этому периоду относится начало форми-

рования концепции непрерывного образования, однако как практика деятельности и педагогическая модель она стала активно разрабатываться только в конце XX в. В. Л. Аношкина и С. В. Рез-ванов в совместной монографии, посвященной вопросам образования взрослых, выделяют несколько стадий в развитии концепции непрерывного образования:

1) констатационную;

2) феноменологическую, или идентификационную;

3) методологическую;

4) «теоретической экспансии и конкретизации»;

5) «практического применения» [1, с. 36—39].

На первых двух стадиях формировалось общее представление о том, что такое непрерывное образование и каким образом можно интегрировать школьное образование и образование взрослых. Начало третьей стадии авторы связывают с двумя знаменательными событиями: докладом Международной комиссии по образованию под руководством Э. Фора «Учиться, чтобы жить» и III Международной конференцией ЮНЕСКО по вопросам образования взрослых в контексте непрерывного образования. Оба эти события состоялись в 1973 г., и благодаря им были определены основные парадигмы дальнейшего развития образования, основанного на принципах непрерывности. Эта стадия также характеризовалась еще только теоретическими поисками наиболее актуальных и жизнеспособных концепций, обеспечивающих решение социально-экономических и социокультурных задач, стоящих перед постиндустриальными обществами.

И только на четвертой стадии абстрактные идеалы стали переводиться на язык конкретных действий, а от декларирования возможностей был сделан шаг к конкретным мероприятиям, направленным на изменение сложившихся образовательных систем. Собственно, именно на этой стадии на непрерывное образование обратили внимание в российском образовательном пространстве, и поэтому нашими отечественными специалистами она стала разрабатываться сразу же с позиции практического применения.

Начало пятой стадии «практического применения» авторы относят к концу ХХ в., отмечая, что в этот период наиболее активно формировались нормативные, содержательные и методические основы непрерывного образования. Так, в 1989 г. в нашей стране Государственным комитетом СССР и Всесоюзным советом по народному образованию была принята Концепция непрерывного образования, где был впервые сформулирован принцип «образование через всю жизнь» и предпринята попытка обосновать возможности интеграции общего и профессионального образования. Однако в начале XXI в. практика деятельности постепенно изменила само понимание роли и значения непрерывного образования. В 2015 г. в нашей стране был разработан проект Концепции развития непрерывного образования взрос-

лых в Российской Федерации на период до 2025 г., в котором непрерывное образование взрослых рассматривалось как приоритет государственной политики, направленной на реализации права взрослого населения на образование в течение всей жизни.

Тем не менее развитие модели непрерывного образования продолжается до сих пор, и пока что она не оформилась как целостная система ни в нашей стране, ни за рубежом. Однако благодаря этому поиску появилось большое количество разнообразных средств образования взрослых, в том числе обеспечивающих возможность восполнения образовательных дефицитов, негативно влияющих на качество профессиональной деятельности. Эти формы и методы развиваются преимущественно в неформальном образовании, которое сегодня выступает в качестве альтернативного образовательного пространства, обладающего своими выраженными особенностями. И одной из них является особенность самого контингента данного образовательного сектора: неформальное образование рассчитано на тех людей, которые готовы прикладывать усилия для достижения конкретной цели и могут эту цель перед собой поставить. В этом есть и свои плюсы, и свои минусы. С одной стороны, это обеспечивает действительно индивидуальный подход, связанный с ориентацией на конкретные запросы обучающихся. Но с другой стороны, это же является и ограничением, так как люди, не способные точно определить свои образовательные цели, либо совсем не используют возможности неформального образования, либо получают неудовлетворительный результат, который не позволяет им продвигаться в личном или профессиональном развитии.

Более того, ряд исследователей непрерывного образования отмечают, что на сегодняшний день существует значительный разрыв между преобладающим государственно-административным подходом к организации образования и реальными отношениями на рынке труда, что значительно снижает понимание целей и содержания непрерывного образования [3, с. 20—22]. Это, в свою очередь, становится препятствием для формирования внутри образовательной системы таких значимых свойств непрерывного образования, как индивидуализация образовательных маршрутов, возможность взаимосвязи программ с уже полученным ранее образованием, доступность образовательных программ, достигаемая в том числе и за счет учета особенностей обучения взрослых.

О том, что отсутствие административного подхода к организации образования повышает его гибкость и позволяет решать актуальные вопросы развития человека на любых этапах его жизни, говорят позитивные примеры развития корпоративного образования и наставничества, которое также представляет собой эффективную форму обмена опытом и повышения квалификации на рабочем месте. Различные методы и технологии обучения персонала в бизнес-среде приобретают

все большую популярность и становятся своего рода ориентирами для государственных образовательных организаций, деятельность которых направлена на решение задач непрерывного образования.

Однако, по мнению исследователей, для того чтобы непрерывное образование развивалось и охватывало собой как можно большее число взрослого населения, необходимо на начальных этапах образования формировать у детей, подростков и молодежи устойчивую мотивацию к постоянному личностному развитию, повышению собственного образовательного уровня [3, с. 23]. На сегодняшний день, несмотря на очевидно сложившиеся условия для образования в течение всей жизни, у большинства населения такая установка отсутствует. Пока что преобладает прерывистая модель повышения квалификации, устойчивость которой поддерживается требованиями со стороны государства. Чтобы ситуация изменилась, нужно стимулировать людей активнее участвовать в различных образовательных проектах, позволяющих им как можно дольше сохранять интеллектуальную и физическую активность, максимально эффективно использовать свой профессиональный и жизненный опыт, успешно действовать в современном быстро меняющемся мире.

Список литературы

1. Аношкина В. Л., Резванов С. В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). Ростов-н/Д. : Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001. 176 с.

2. Балашова М. А. Информационное общество: теоретическая база и Российская практика // Изв. Байкал. гос. ун-та. 2013. № 5. С. 5—11.

3. Башун О. В., Прошина И. И. Проблемы и перспективы непрерывного образования взрослых // Ярослав. пед. вестн. 2016. № 3. С. 20—24.

4. Збровский Г. Е., Шуклина Е. А. Образование как ресурс информационного общества [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru/ data/3 88/924/1219/012_zborovskij_Sotsiologiya_ obrazovaniya.pdf (дата обращения: 20.07.2018).

5. Казакова О., Исхакова Э., Кузьминых Н. Интеллектуальный капитал: понятие, сущность, структура [Электронный ресурс]. URL: http://www.bagsurb.ru/about/journal/svezhiy-nomer/ KAZAKOVA%20 %и%20другие^ (дата обращения: 26.07.2018).

6. Маслов В. И. Роль образования в современном мире // Век глобализации. 2013. № 2 (12). С. 83—92.

7. Современные детерминанты развития soft skills / С. Н. Бацунов и др. // Концепт : науч.-метод. электрон. журн. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/sovremennye-determinanty-razvitiya-soft-skills (дата обращения: 20.07.2018).

8. Яницкий О. Н. Информационное общество: проблемы и методы их решения // Власть. 2016. № 7. С. 90—96.

E. A. Belaya

CHALLENGES OF OUR TIME WHICH DETERMINING EDUCATIONAL PATH OF PERSON

In the article, the tendencies of development of modern society determining requirements for education as a way of socio-cultural reproduction and the means of personal development are considered. Changes in socio-economic attitudes which defined new requirements to high-qualification and professional qualities of the person are described. It is noted that modern worker is evaluated not only at the point of his professional (hard) skills but also at the point of soft-skills determining his opportunities to be adapted, to communicate, to solve non-standard tasks. It is emphasized that currently, the educational throughout all life becomes an indispensable condition for the stable position of the professional on the labor market. Contradictions that are impeding of development of the models of continuous education which are connected with modalities for the operation of traditional educational systems are allocated.

Keywords: a situation of social instability, knowledge economy, educational systems, continuous education, professional competencies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.