Научная статья на тему 'Вызовы социокультурной глобализации и ответы цивилизации'

Вызовы социокультурной глобализации и ответы цивилизации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
351
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ГЛОБАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ALIEN CULTURE / ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ МАТРИЦА / CIVILIZATION MATRIX / ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ АЛГОРИТМЫ / CIVILIZATION ALGORITHMS / ГЕНЕТИЧЕСКИЕ КОДЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ / GENETIC CODE OF CIVILIZATION / ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ФИЛЬТРЫ И БАРЬЕРЫ. / CIVILIZATION FILTERS AND BARRIERS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Леонова Ольга Георгиевна

В статье рассматриваются вызовы глобального мира, возникающие в ходе социокультурной глобализации и ответная реакция на них со стороны цивилизационной системы традиционного общества. Механизм взаимодействия глобальной культуры и цивилизации рассматривается через категории цивилизационной матрицы, цивилизационных алгоритмов, генетического кода цивилизации, цивилизационных фильтров и барьеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with challenges of the global world in the process of cultural globalization and the reaction of the civilization system of a traditional society. The mechanism of interaction of the global culture and civilization is analyzed through the following concepts: civilization matrix, civilization algorithms, genetic code of civilization, civilization filters and barriers.

Текст научной работы на тему «Вызовы социокультурной глобализации и ответы цивилизации»

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ =================--========

О.Г.ЛЕОНОВА доктор политических наук, профессор кафедры социологии и политологии ИППК МГУ им. М.В.Ломоносова*

ВЫЗОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ОТВЕТЫ

ЦИВИЛИЗАЦИИ

Глобальная информационная революция способствует трансграничному движению достижений и результатов культуры Запада, его духовных ценностей и идеалов, порождая при этом их неэквивалентный обмен на демонтаж национальной культуры и реализуется как навязывание универсального цивилизационного проекта. Традиционная культура и национальное сознание подвергаются цензуре новых стандартов, в ходе которой их основные элементы подвергаются диффузии и, в конечном итоге, могут быть аннигилированы.

В стране с четко выраженной цивилизационной идентичностью принятие одного универсального цивилизационного проекта и единых цивилизационных стандартов будет означать отказ от самостоятельности в выборе собственного самобытного способа бытия и развития. Результатом вызова глобализации в социокультурной сфере является угроза потери цивилизационной идентичности страны, потери собственной культуры и исторического наследия. Данные вызовы социокультурной глобализации диктуют для России необходимость актуализации собственной цивилизационной самобытности и сохранения цивилизационных стандартов и поддержания социокультурной стабильности.

Проблему сохранения цивилизационных стандартов и обеспечения социокультурной стабильности общества можно рассматривать через призму категории цивилизационной матрицы.

* Леонова Ольга Георгиевна, e-mail: politolga@gmail.com

Цивилизационая матрица представляет собой базовые, наиболее древние основы или ядро существования современных цивилизаций, которые запечатлены в сознании людей на уровне их генетической памяти, архетипов и стереотипов сознания. На практике они проявляются как этнопсихологические и этнокультурные специфические черты, присущие только этому народу и оказывают существенное влияние на его историческое развитие. Как характер человека может влиять на его судьбу, так и цивилизационная матрица во многом определяет судьбу цивилизации.

Цивилизационную матрицу можно определить как совокупность генетических кодов этноса, определяемых ими архетипов национального сознания, которые задают содержание и направление цивилизационных алгоритмов. В целом цивилизационная матрица есть доминантный интеграл социальной, экономической и культурной сферы Бытия. Структурными элементами цивилизационной матрицы являются цивилизационные алгоритмы. Поэтому матрицу можно представить также как систему взаимосвязанных элементов (алгоритмов), которые формируют структуру любой цивилизации.

Данные алгоритмы матрицы локальных цивилизаций взаимосвязаны, но в разные периоды развития цивилизации некоторые из них могут быть определяющими. Принято выделять следующие группы алгоритмов: экономические, политические, социокультурные, коммуникативно -информационные, технологические, этнопсихологические, религиозные, эстетические, экологические и другие, более узкие системы алгоритмов.

Наиболее важными из них, от которых зависит стабильность общества и его поступательное развитие, являются: политические, экономические и социокультурные алгоритмы.

Социокультурная стабильность общества во многом зависит от устойчивого функционирования цивилизационных алгоритмов, а это, в свою очередь, определяется степенью сохранности (степенью консервации) генетических кодов нации.

Генетический код проявляет себя как совокупность стереотипов и архетипов данного этноса (народа, нации), сложившихся и закрепившихся в сознании и поведении людей на протяжении истории и существования данной цивилизации. Именно генетический код определяет сущность цивилизации и направление её развития. Генетический код отражает истоки цивилизации и её исторические корни. Так, западноевропейская цивилизация была во многом рождена западноримской матрицей культуры античной цивилизации, в своем историческом развитии опиралась на западно-римскую культуру, римское право, строилась на религиозных ценностях и постулатах вселенской церкви, развивалась на основе универсального информационного кода - латыни и имела единый культурный центр в Ватикане.

Российская цивилизация несет в себе культурные коды античной, византийской цивилизаций и восточнославянских племен, объединившихся в государственное образование - Киевскую Русь. Большую роль в формировании цивилизационной матрицы России сыграло Православие, поскольку на протяжении 1000 лет народ жил в сфере духовно-нравственных ценностей, ориентиров и целей, определяемых православной верой.

Генетические коды обеспечивают устойчивое функционирование цивилизационных алгоритмов.

Представим цивилизационную матрицу как некое зеркало, в котором отражаются все сущностные черты Бытия (жизнедеятельности) данной цивилизации. Сбой генетических кодов цивилизационной матрицы влечет за собой «эффект разбитого зеркала», который чреват: сбоем цивилизационных алгоритмов, потерей цивилизационной идентичности, потерей аутентичных стратегических целей развития, забвением миссии страны (государства, народа) в глобальном мире. (Каждый народ призван сыграть может быть лишь единственную ноту в глобальной симфонии мира, но без этой ноты не получится целостного музыкального произведения (шедевра), а весь музыкальный строй будет напоминать какофонию звуков и хаос нот, звучащих невпопад.)

Сбой генетических кодов происходит в условиях столкновения культуры данной цивилизации с так называемой the alien culture. (В данном случае иностранный термин вполне уместен для обозначения данного понятия, так как слово «alien» обладает полисемантикой, а термином the aliens называют еще и инопланетян.)

Для традиционных обществ, восточных стран и государств евразийского пространства такой the alien culture выступает так называемая «глобалистская культура».

Для западных стран такой the alien culture выступает культура мусульманских стран, экспансия которой усиливается по мере возрастания миграционных потоков с Востока в европейские страны.

The alien culture основана на единой системе принципов и координат, неаутентичных цивилизационным алгоритмам и генетическим кодам большинства цивилизаций современного мира. Она стремится упразднить то историко-культурное своеобразие, которое народы мира формировали тысячелетиями и исчезновение которых означало бы утрату материальных, культурных, социально-психологических и духовных оснований их существования на земле.

Мы наблюдаем всевозрастающее сопротивление экспансии the alien culture в разных странах мира (Запада и Востока), которое является зримым воплощением функционирования цивилизационных фильтров и барьеров.

Цивилизационные барьеры производят отбор, «отбраковку» экономических, политических и социокультрных феноменов, наиболее неаутентичных для цивилизационной матрицы данной страны. Действуют они на уровне архетипов национального сознания и решительно отвергают (или не принимают) те или иные явления экономической, политической или культурной жизни, которые осуществляют экспансию извне.

Примерами действия таких цивилизационных барьеров является неприятие российским обществом навязываемого ему культа «сильной личности» и «героя-одиночки», «сексуальной революции» (в мусульманских

республиках), насаждаемых ориентиров «карьера, деньги, успех» (как показывают данные социологических исследований, молодежь предпочитает семью). Негативную реакцию вызывают доктрины «свободного рынка», «монетаристские походы», позиционирование таких сфер, как образование, здравоохранение, услуги и др.

Цивилизационные фильтры - это механизмы интерпретации и адаптации экспортируемых извне экономических, политических и социокультурных феноменов, которые, хотя и являются неаутентичными для данной цивилизационной матрицы, но отдельные элементы могут входить в резонанс с цивилизационными алгоритмами, а, значит, могут быть адаптированы к ним. Примерами действия таких цивилизационных фильтров является специфическая российская интерпретация теории и практики западного парламентаризма, демократии, института президентства, системы выборов, партийной системы, банковской системы и др.

Как работают такие фильтры? Рассмотрим это на примере политической сферы жизнедеятельности общества.

Цивилизационные основы современной политической системы России в концептуальном виде заложены в содержании политического алгоритма матрицы Российской цивилизации.

Анализ политического алгоритма российской цивилизационной матрицы показывает, что дореволюционной, советской и современной России присущ один и тот же тип политической власти и политической организации общества. По своей историко-генетической обусловленности она представляет собой сильную централизованную власть, олицетворением которой выступает верховный правитель-самодержец (царь, Генеральный секретарь или Президент - название не суть важно). Для нее характерна жесткая вертикаль власти, четкая ее иерархия и приоритет исполнительной власти над властью законодательной. В свое время революции (февральская и октябрьская) 1917 г., затем перестройка 90-х гг. затронули лишь символы

политической системы и государственной власти, однако, сохранили её базовые формы.

Наиболее активно цивилизационные фильтры и барьеры проявляют себя в социокультурной сфере жизнедеятельности общества.

Для традиционных обществ, восточных стран и государств евразийского пространства такой the alien culture выступает так называемая глобалистская культура. Основной чертой глобалистской культуры является транснациональность. Но при этом она лишена исторической памяти, мифов, символов, ценностей и идентичности, которые присущи данной цивилизации.

В социокультурном аспекте глобализация предполагает стремление к некоей общей идее, согласно которой в современном, взаимозависимом мире должны главенствовать единые, общемировые ценности, что означает на деле обязательность для национальных государств воплощения этих ценностей в своей внутренней и внешней политике.

Внедрение глобальной идеологии и культуры происходит методами экономического и политического давления, а также методами soft power. Данная культура может быть привлекательна для многих граждан данной страны, особенно для молодого поколения. Однако она остается неаутентичной для большинства стран, особенно вне культурного поля цивилизации Древнего Рима, ведет к социокультурной дестабилизации общества и влияет на устойчивое развитие его экономической и политической сфер, так как нарушает функционирование цивилизационных алгоритмов.

При этом многие традиции и духовные ценности незападных стран разрушаются в ходе вестернизации без замещения их западной культурой. Социокультурная глобализация разрушает традиционность этих обществ, но не делает их «западными». И наоборот. Для западных стран такой the alien culture выступает культура мусульманских стран, экспансия которой усиливается по мере возрастания миграционных потоков с Востока в

европейские страны. Такая культура является неаутентичной для стран, развивающихся на базе западноримской матрицы культуры античной цивилизации. The alien culture для таких стран является искусственным образованием, поскольку не имеет исторической памяти, и, как показывает практика, может вступать в конфликт с национальными и религиозными культурами данной страны.

Её экспансия в социокультурную (и не только) сферу западного демократического общества ведет к сбою цивилизационных алгоритмов и порождает условия для социокультрного кризиса. Результатом данного вызова the alien culture является угроза потери национальной идентичности страны, а также потеря собственной культуры и цивилизационного наследия.

Таким образом, условием социокультурной стабильности общества и поддержания его цивилизационных алгоритмов является не имплантация, а адаптация и интерпретация важнейших элементов (апробированных практикой и доказавших свою эффективность) the alien culture в её экономической, политической и социокультурной сферах.

Дальнейшее развитие государства, общества в условиях «тесной встречи» в тесном пространстве глобального мира с the alien culture может происходить на основе интерпретации ключевых её достижений и адаптации к цивилизационным параметрам данной страны научно-технических, административно-организационных, социокультурных заимствований на условиях устойчивого функционирования цивилизационных алгоритмов.

Интерпретация означает умение творчески использовать чужое интеллектуальное наследие в аутентичном (собственном) культурном пространстве и социальном времени, что способствует минимизации последствий культурной глобализации.

Поэтому сегодня важной проблемой становится «соотнесение общецивилизационных универсалий современного мира с российскими цивилизационными стандартами, которые должны выступать не в качестве

побочного и изживаемого в ходе эволюции «фона», а как важнейший источник творческой энергии развития. «Творческое прочтение западного опыта, использование его с учетом социокультурной специфики -продуктивнее пассивного эпигонства. Поэтому важнейшей парадигмой современного развития России является культурологическая: оценка цивилизационных, социальных, политических перемен посредством обращения к собственному социокультурному опыту»1.

Другой актуальной задачей является попытка адаптировать те элементы западной системы, которые не противоречат цивилизационным стандартам и мировоззрению и могут сочетаться с отечественным историческим опытом. Эти задачи согласуется с курсом России на создание многополярного мира, в котором она может быть одним из цивилизационных полюсов. Действительно, можно наблюдать, как в мире идет интенсивный процесс адаптации и приспособления новой для стран с традиционным обществом западной (преимущественно американской) культуры к местным социокультурным традициям, обычаям, укладу жизни.

Осуществление синтеза между западными ценностями либерализма, а также ценностями и традициями Русской цивилизации, соотнесение общецивилизационных универсалий современного мира с российскими цивилизационными стандартами также является важной проблемой, решение которой может стать важнейшим источником творческой энергии развития нашей страны.

В целом стратегической целью является поиск резервов эндогенного развития России, который был бы основан на собственном опыте, собственных силах, с интерпретацией и адаптацией зарубежного экономического, научно-технического, управленческого опыта, но не имплантацией на национальную почву готовых моделей социально-экономического и культурного развития.

1 Митрошенков О.А. Культура и цивилизации.// Личность. Культура. Общество. М., 2003, Вып.2 (3), т.2, с.219.

Таким образом, во всем мире цивилизационные стандарты и национальные культуры остаются весьма мощным фактором, более актуальными и влиятельными, чем прогнозировалось ранее, а их значение имеет тенденцию усиливаться. На фоне глобальных социокультурных процессов они не стали маргинальными культурами, а находятся с ними в сложном диалектическом взаимодействии.

В процессе социокультурной глобализации мировая культура никак не складывается в единый универсум, а остается фрагментарной, составленной из мозаик национальных культур. Будущие мировые глобализационные процессы будут во все возрастающей степени определяться возможностью творческой интеграции национальной и глобальной культур, сопряжением собственных цивилизационных алгоритмов с универсальными алгоритмами глобального мира.

Чтобы выжить в качестве цивилизации стране необходимо адекватно отвечать на вызовы культурной глобализации, формируя собственные векторы развития в многомерном пространстве глобального мира, интерпретируя, адаптируя и интегрируя западное и национальное, современное и традиционное начала.

У России в глобальном мире будет значимое место только в том случае, если Россия будет действовать в ней как суверенный цивилизационный полюс, как государство с ярко выраженными и устойчивыми цивилизационными стандартами.

ЛЕОНОВА О.Г. Вызовы социокультурной глобализации и ответы цивилизации. В статье рассматриваются вызовы глобального мира, возникающие в ходе социокультурной глобализации и ответная реакция на них со стороны цивилизационной системы традиционного общества. Механизм взаимодействия глобальной культуры и цивилизации рассматривается через категории цивилизационной матрицы, цивилизационных алгоритмов, генетического кода цивилизации, цивилизационных фильтров и барьеров.

Ключевые слова: глобализация, глобальная культура, цивилизационная матрица, цивилизационные алгоритмы, генетические коды цивилизации, цивилизационные фильтры и барьеры.

LEONOVA O.G. Challenges of cultural globalization and answers of a civilization. The article deals with challenges of the global world in the process of cultural globalization and the reaction of the civilization system of a traditional society. The mechanism of interaction of the global culture and civilization is analyzed through the

following concepts: civilization matrix, civilization algorithms, genetic code of civilization, civilization filters and barriers.

Key words: globalization, alien culture, civilization matrix, civilization algorithms, genetic code of civilization, civilization filters and barriers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.