Научная статья на тему 'Вызовы региональной безопасности Республики Дагестан и стратегические задачи по ее обеспечению'

Вызовы региональной безопасности Республики Дагестан и стратегические задачи по ее обеспечению Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
163
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ЭКСТРЕМИЗМ / РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Магомедова М.

В статье анализируются ключевые угрозы региональной безопасности Республики Дагестан. Особое внимание уделяется угрозам в информационной сфере, одной из которых является отсутствие четко сформулированной информационной политики, отвечающей национальным целям, ценностям и интересам. «Вестник Российской нации», М., 2015 г., № 4, с. 152-163.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Магомедова М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вызовы региональной безопасности Республики Дагестан и стратегические задачи по ее обеспечению»

стремления к участию в реализации высоких и благородных целей, вытекающих из созидательно-исторической миссии ислама.

«II Бигиевские чтения - 2015. Мусульманская мысль в XXI веке: Единство традиции и обновления: Материалы IIМеждународной науч.-образовательной конф., г. Санкт-Петербург, 17-20мая 2015 г.», М., 2016 г., с. 251-259.

М. Магомедова,

кандидат философских наук, старший научный сотрудник Регионального центра этнополитических исследований Дагестанского научного центра РАН ВЫЗОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ПО ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

Аннотация. В статье анализируются ключевые угрозы региональной безопасности Республики Дагестан. Особое внимание уделяется угрозам в информационной сфере, одной из которых является отсутствие четко сформулированной информационной политики, отвечающей национальным целям, ценностям и интересам.

Ключевые слова: безопасность, стратегия, информационные процессы, информационная политика, экстремизм, Республика Дагестан.

Обеспечение безопасности всегда являлось важнейшей задачей государства, поэтому широко рассматривалось в трудах как отечественных, так и зарубежных ученых.

Решение задач управления безопасностью регионов РФ в последнее десятилетие признается одним из важнейших приоритетов государственной региональной политики. Реализация данной задачи проявляется на общегосударственном уровне прежде всего концептуальным обоснованием управления национальной безопасностью России. Важными в этом направлении можно считать такие документы, как Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г., Доктрина информационной безопасности РФ, Доктрина внешней политики РФ, Концепция государственной информационной политики РФ, Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 г., Государственная программа Республики Дагестан «Реализация Стратегии государственной

национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».

Реализация Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. призвана стать мобилизующим фактором развития национальной экономики, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной безопасности и правопорядка, повышения конкурентоспособности и международного престижа РФ1. Существенным моментом в Стратегии является то, что большое место в документе отводится борьбе с экстремизмом, национализмом, сепаратизмом, ксенофобией, вопросам гуманитарной и информационной безопасности.

Эти проблемы составляют смысловое ядро исследований отечественных ученых. Наиболее остро указанные проблемы встают на Северном Кавказе.

Распад РФ как продолжение процесса, начавшегося распадом Советского Союза, является целью ряда политических сил в России и за рубежом. Помимо чеченских радикалов, ряд представителей контрэлит в Дагестане, других республиках Северного Кавказа выступают за отделение от России и формирование самостоятельных государств или федераций на этнической или религиозной основе. Эти круги пользуются поддержкой определенных сил в Турции, странах Ближнего и Среднего Востока, рассматривающих Россию как традиционного противника и «исторического угнетателя» мусульманских народов2.

В целях обеспечения национальной безопасности на территориях Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Республики Северная Осетия-Алания, Чеченской Республики и Ставропольского края, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), и обеспечения условий для опережающего развития реального сектора экономики разработана Стратегия социально-экономического развития СКФО до 2025 г.

В процессе обеспечения национальной и региональной безопасности России следует обратить внимание на то, какое влияние

1 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Вестник Российской нации. - 2009. - № 3. - С. 252.

2 Магомедова М.А. Угрозы национальной безопасности России на Северном Кавказе // Вестник Российской нации. - 2013. - № 6. - С. 213-224.

оказывают различные информационные процессы на общественно-политическую составляющую жизни социума.

В настоящее время все большее внимание научной общественностью уделяется исследованию проблем формирования государственной информационной политики в особых условиях -в условиях использования иностранными государствами и иными субъектами информационного противоборства новых средств и методов политической борьбы, к которым относятся операции информационно-психологической войны, представляющие в условиях информационного общества особую опасность.

Государственная информационная политика РФ в условиях информационно-психологической войны представляет собой деятельность системы федеральных органов государственной власти по противодействию акциям (мероприятиям) внешней информационно-психологической агрессии и операциям информационно-психологической войны, направленным против РФ1.

Поскольку объектом поражения информационной войны является сознание человека, то информационную войну можно определить как целенаправленное воздействие на сознание человека в целях обеспечения манипулирования им.

Актуальность данного исследования обусловлена событиями, которые происходят в современном мире. А именно: события на Украине, появление так называемого «Исламского государства», последствия «цветных революций», события в Арабском Востоке. Анализ влияния вышеуказанных событий требует особого внимания к разработке и продуманному проведению государственной информационной политики как в стране в целом, так и в Республике Дагестан.

В сети Интернет появляются видеоролики, в которых боевики так называемого «Исламского государства» выступали с заявлением о том, что скоро откроют фронт «джихада» на Северном Кавказе.

Подобные ролики в Интернете - явление частое. Однако это вовсе не уменьшает угрозы России, исходящей с Ближнего Востока. Создание халифата «Исламское государство Ирака и Леванта» на территории Ирака было очень значимым событием для радикальных мусульман. Об этом говорит реакция многих молодых

1 Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов Д.Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны. - М.: Горячая линия - Телеком, 2007. - С. 4.

людей СКФО на это событие, о чем они сообщают в социальных сетях. На страницах «БасеЬоок» распространяются лозунги «Теперь у нас есть Халифат!!!» и т.п.

Так называемое «Исламское государство» ведет пропаганду в основном через «Твиттер». «Имарат Кавказ» также с большим успехом использует Интернет для вербовки сторонников, в основном молодежи.

По данным директора ФСБ РФ А. Бортникова, на стороне так называемого «Исламского государства» воюют около 1700 россиян, причем число граждан России в рядах джихадистов за год практически удвоилось . Основную часть среди них составляет молодежь, которой движет понимание того, что она реально ведет борьбу с мировым злом, за ислам. На ежегодной «Прямой линии» в эфире российских телеканалов В.В. Путин заявил о том, что Россия озабочена участием россиян в террористической организации «Исламское государство», но при этом прямой угрозы для нашей страны нет2.

Многие ученые и общественные деятели констатируют, что причиной сохранения террористических угроз в РФ в целом и в СКФО в частности является активность террористического и религиозно-экстремистского бандподполья, подпитываемого из-за рубежа. Бандглавари ставят своей целью свержение светской власти в ряде регионов страны и создание теократического псевдогосударства с шариатской формой правления.

Для достижения указанной цели развернута широкомасштабная пропагандистская деятельность по распространению террористической идеологии, прежде всего в молодежной среде, направленная на обеспечение поддержки террористов среди части населения и рекрутирования в банды новых членов.

Основные идеи радикальных мусульман таковы:

1) создание исламского халифата на территории Кавказа, в будущем - по всему миру;

2) ислам будет распространен по всему миру, но в отличие от мирного ислама, предполагается его распространение в том числе с применением силы;

1 ФСБ РФ: В рядах боевиков в Ираке воюют почти 2 тыс. россиян // Российская газета. - 2015. - 20 февраля.

2 Путин заявил об отсутствии прямой угрозы для России со стороны ИГИЛ // РИА Новости. - 2015. - 16 апреля.

3) мировой джихад против неверных и лицемеров, в лице которых исламисты видят мусульман, выступающих против их идей. Данная идея свойственна молодежи, в том числе и кавказской, так как она делает их героями в лице друг друга, а других - предателями.

Неразрешенные территориальные конфликты, земельные споры, межэтнические столкновения, нереализованные притязания на автономию и равный доступ к власти порождают у населения Республики Дагестан ощущение несправедливости и создают благоприятную почву для радикальной исламистской пропаганды.

Кроме указанных выше, рассмотрим и иные причины экстремистской и террористической деятельности. В качестве примера можно привести данные социологического опроса, проходившего в г. Махачкала (опрошено 420 человек). Большая часть -60,6% - респондентов считают, что молодые люди становятся террористами под влиянием пропаганды и уговоров среди своего окружения. Почти половина - 47,5% - видят прежде всего корыстные мотивы террористической активности, люди «уходят в лес», чтобы заработать денег. Примерно одинаковое число людей считает, что на «уход в лес» толкают преступные связи (уходит тот, кто имеет проблемы с законом) или же религиозные мотивы (например, защита «истинного» ислама) - 21,7 и 21% соответственно. Заметна разница между взглядами мужчин и женщин: связь проблем с законом у потенциальных террористов замечают 27,4% мужчин и лишь 18% женщин. Религиозные причины терроризма видят 23,2% мужчин и 19,6% женщин. Среди наименее значимых причин - противоправные действия правоохранительных органов (16,2%) и протест против несправедливости в республике (15,8%). Причем, связь между противоправными действиями правоохранителей и терроризмом видят 19,5% молодых мужчин и лишь 14,1% женщин1.

Весной 2014 г. Региональным центром этнополитических исследований ДНЦ РАН было проведено социологическое исследование по изучению состояния межнациональных отношений и определению религиозной ситуации. Было разработано несколько типов анкет и опрошено около 800 респондентов. В одной из типов анкет был предложен следующий вопрос: «Как Вы считаете, в чем основные причины распространения так называемого

1 Радикальный ислам в молодежной среде на Северном Кавказе [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://www.kavkaz-uzel.ru/forum/topics/3281

"нетрадиционного ислама" в Дагестане?» Оцените следующие причины - по шкале от 1 до 5, где 1 - не имеет значение, 2 - незначительное влияние, 3 - может иметь значение в некоторых ситуациях, 4 - важно, 5 - имеет определенное значение. По этому типу анкеты было опрошено 339 человек, среди которых: до 18 лет -3 человека; 18-25 - 54 человека; 26-40 - 104 человека; 41 и более лет - 178 человек (табл. 1).

Таблица 1

Причины распространения «нетрадиционного ислама» в Дагестане

Причина До 18 лет 18-25 лет 26-40 лет 41 и более

Иностранное влияние 2,7 б. 3,8 б. 4,1 б. 4 б.

Криминальный фактор 2,7 б. 3,7 б. 3,4 б. 3,4 б

Коррупция и несправедливость власти 3 б. 3,6 б. 4,1 б. 4.1б.

Разница во взглядах между поколениями отцов и детей 2,7 б. 2,6 б. 1,9 б. 2,6 б.

Разочарование в традиционном исламе 1,7 б. 1,9 б. 1,6 б. 1,9 б.

В другом типе анкеты был предложен следующий вопрос: «Как Вы считаете, в чем основные причины распространения так называемого "нетрадиционного ислама" (салафизма) в Дагестане?»

По данному типу анкеты было опрошено 108 человек, среди которых: 18-25 лет - 39 человек; 26-40 лет - 46 человек; 40 и более - 23 человека (табл. 2).

Исходя из данных таблиц, можно утверждать, что доминирующими причинами распространения «нетрадиционного ислама» в республике являются иностранное влияние, коррупция и несправедливость власти.

По данным экспертного и массового опросов, проведенных В. В. Маркиным в Дагестане, распространению идей экстремизма и терроризма в республике способствуют: социальная поляризация и бедность части населения; коррупция и преступность. Далее следуют: спад производства и безработица, нарушение социальной справедливости и неравенство перед законом, неэффективность

управления, недовольство населения властью, борьба элит за власть, сложные религиозные отношения1.

Таблица 2

Степень важности факторов распространения «нетрадиционного ислама» в Дагестане

Причина 18-25 лет 26-40 лет Более 40 лет

не важно важно не важно важно не важно важно

Иностранное влияние 15 24 23 23 9 14

Разница во взглядах между поколениями отцов и детей 17 22 30 16 14 9

Коррупция и несправедливость власти 15 24 20 26 8 15

Сращивание традиционного ислама с властью 30 9 33 13 14 9

В ряду причин экстремистских проявлений можно отметить также расколотость дагестанского общества. В Дагестане насчитывается около 20 с лишним групп исламских сект. А если сюда прибавить еще около 30 дагестанских этносов, около десятка коррумпированных кланов, то можно представить, сколь расколотым является дагестанское общество.

В связи с вышеизложенным, с уверенностью можно констатировать, что в условиях высокого уровня коррупции в государственных структурах, отсутствия производства и рабочих мест, экономического роста и позитивного развития региона в целом, без гарантированного государством выполнения всех взятых на себя социальных обязательств, местное население с неохотой будет воспринимать и поддерживать позицию федеральной и республиканской власти по противодействию идеям экстремизма.

В идеологическом противодействии экстремизму важную роль играют СМИ. Следует отметить, что среди республик Север-

1 Маркин В.В. Общероссийская и региональная идентификация в дискурсе противодействия идеологии экстремизма и терроризма // Российский Кавказ: проблемы, поиски, решения. - М., 2015. - С. 496-514.

ного Кавказа наибольшее количество независимых СМИ находятся в Дагестане. В республике сложилась также действенная система религиозных СМИ. ДУМД имеет газету «Ас-салам», которая распространяется не только в Дагестане, но и в других регионах Северного Кавказа. Также это информационный сайт «Islam.ru», радиостанция «Ватан» и журнал «Ислам». Анализ публикаций в исламской прессе и выступлений мусульманского духовенства в электронных СМИ показывает усиленное внимание к проблемам идейного разоблачения религиозно-политического экстремизма. Дагестан также занимает первое место в России по числу убитых журналистов.

В настоящее время Республика Дагестан становится объектом пристального внимания со стороны некоторых зарубежных государств. По сути дела идет информационная война за сферу влияния на Кавказе. В связи с этим СМИ республики должны более обстоятельно оценить сложившуюся ситуацию и адекватно реагировать на нее. Но возможности СМИ и Интернета не используются полностью органами власти в информационно-идеологическом противодействии экстремизму. Информация должна стать важным фактором в борьбе с насилием в форме экстремизма и терроризма, выступая необходимым элементом единой системы государственных мер по обеспечению национальной безопасности. Осознание этого факта постепенно начинает проявляться и на уровне нормотворчества, и в правоприменительной практике. Однако, до выработки и целенаправленной, системной реализации антиэкстремистской идеологии пока еще далеко. Вместе с тем в республике многое делается для противодействия различным формам экстремизма. Постановлением Правительства РД от 11 декабря 2013 г. № 664 утверждена Государственная программа Республики Дагестан «Информационное противодействие идеологии экстремизма и терроризма в Республике Дагестан на 20142016 годы»1. Министерством печати и информации РД совместно с Министерством образования и науки РД, Министерством по делам молодежи РД, Комитетом по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями, создана межведомственная группа по противодействию идеологии терроризма для проведения

1 Об утверждении государственной программы Республики Дагестан «Информационное противодействие идеологии экстремизма и терроризма в Республике Дагестан на 2014-2016 годы». Постановление от 13 декабря 2013 г. № 664 [Электронный ресурс]. Режим доступа: / www.e-dag.ru

адресных профилактических мероприятий антитеррористической направленности с различными категориями населения, прежде всего с молодежью, вдовами и близкими родственниками членов незаконных вооруженных формирований, а также с лицами, отбывшими наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. В состав группы вошли также представители молодежных студенческих структур ДГТУ, ДГПУ, а также лидеры молодежных организаций.

Большую работу по идеологическому противодействию экстремизму и терроризму проводят представители различных конфессий Республики Дагестан. В настоящее время в Республике Дагестан действуют 2478 религиозных объединений, из которых 2423 - исламские (1262 Джума-мечети, 856 квартальных мечетей, 254 молитвенных дома, восемь исламских вузов, 39 медресе, четыре другие религиозные организации (ДУМД, Союз исламской молодежи, культурно-просветительские центры); 50 христианских и пять иудейских организаций1.

В настоящее время на Северном Кавказе для противодействия вооруженному подполью параллельно применяются два конкурирующих подхода. Один основывается на жестких силовых методах и нетерпимой религиозной политике и наиболее четко прослеживается в Чечне. В рамках другого активнее применяются «мягкие меры», и религиозная политика носит более либеральный характер. Эта модель с наибольшей очевидностью реализуется в Дагестане.

Проблемы идеологического противодействия различным формам проявления экстремизма рассматриваются также в публикациях К.М. Ханбабаева, М.А. Магомедовой, Е.В. Лукьянцева, И. В. Пащенко2.

1 Гаджиев Р.Г. Роль религиозных организаций в духовно-нравственном воспитании населения // Общедагестанское единство как фактор стабильности и безопасности: истоки и перспективы. Материалы Региональной научно-практической конференции. - Махачкала, 2014. - С. 94-98.

2 Ханбабаев К.М. Опыт органов государственной и муниципальной власти Республики Дагестан по идеологическому противодействию религиозному и политическому экстремизму, терроризму [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.ekstremizm.ru; Маркин В.В., Роговая А.В. Противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде // Власть. - 2012. -№ 11. - С. 142-146; Лукьянцев Е.В. Экстремизация молодежной среды: Возможность или реальность? // Научная мысль Кавказа. - 2014. - № 1. - С. 62-65; Пащенко И. В. Радикализация и терроризм на Северном Кавказе: Вызовы безо-

Противодействие идеологии экстремизма включает в себя комплекс организационных, социально-политических, информационно-пропагандистских мер по предупреждению распространения в обществе убеждений, идей, настроений, мотивов, установок, направленных на коренное изменение существующих социальных и политических институтов государства.

Предложения и рекомендации

1. Для эффективного противодействия экстремистским проявлениям необходимы выработка и реализация единой политики, направленной на минимизацию возможности распространения идеологии, ставящей своей целью ликвидацию институтов современного государства.

2. Учитывая то, что правоохранительная система в основном борется с уже свершившимися фактами экстремизма и их последствиями, полагаем необходимым активизировать работу по предотвращению экстремистских проявлений на стадии их приготовления.

3. Для этого, на наш взгляд, необходимо: принять специальные законодательные акты, направленные на пресечение не только самих насильственных действий экстремистского и террористического характера, но и идеологической подготовки к ним, позволяющие противодействовать любым, даже сравнительно слабым, по российским меркам, проявлениям экстремизма на ранних этапах его эскалации.

4. Принять меры по поднятию общего уровня массовой культуры, оказывающего огромное влияние на формирование ориентации на политическую корректность и негативное отношение к проявлениям экстремизма.

5. Необходимо более активно разъяснять несостоятельность, общественный вред и преступный характер идеологий, программ

пасности и стратегия противодействия // Научная мысль Кавказа. - 2014. - № 1. -С. 40-48; Магомедова М.А. Формирование толерантного сознания как условие этнополитической стабильности в Республике Дагестан // Актуальные проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Махачкала, 2007. - С. 369-372; Юсупова Г.И. Глобализация и трансформация этноконфессиональных отношений в Дагестане // Актуальные проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Махачкала, 2007. - С. 209-216.

и действий, которые заключают в себе ненависть и вражду к людям других рас, национальностей, вероисповеданий, социальных групп.

Надо излагать и доводить до сведения читателей и слушателей современные положения науки о роли и значении культурных традиций и межкультурного диалога.

6. Повысить уровень идеологического противодействия экстремизму и терроризму, активнее привлекая к этой работе представителей государственной власти, местного самоуправления, ученых, деятелей культуры, духовенства, педагогических коллективов.

7. В целях преодоления практики одностороннего освещения происходящих на Северном Кавказе событий и устранения предпосылок для формирования ложных стереотипов массового сознания, способствующих разжиганию межнациональной и межрелигиозной розни, органам государственной власти, правоохранительным органам необходимо направить в центральные СМИ публикации для объективного и всестороннего освещения жизни региона, ознакомления широкой дагестанской аудитории с культурой и лучшими представителями его народов.

8. Органам государственной власти и правоохранительным органам необходимо организовать через СМИ активную просветительскую работу, особенно среди молодежи, по разъяснению опасности экстремизма для государства и общества в целом, для каждого человека в отдельности, шире пропагандировать миролюбивую сущность и толерантность исламского вероучения, активно использовать его истинные ценности для нравственного воспитания верующих.

Литература

1. Гаджиев Р.Г. Роль религиозных организаций в духовно-нравственном воспитании населения // Общедагестанское единство как фактор стабильности и безопасности: истоки и перспективы. Материалы Региональной научно-практической конференции. - Махачкала, 2014. - С. 94-98.

2. Лукьянцев Е. В. Экстремизация молодежной среды: возможность или реальность? // Научная мысль Кавказа. - 2014. - № 1. - С. 62-65.

3. Магомедова М.А. Угрозы национальной безопасности России на Северном Кавказе // Вестник Российской нации. - 2013. - № 6. - С. 213-224.

4. Магомедова М.А. Формирование толерантного сознания как условие этнопо-литической стабильности в Республике Дагестан // Актуальные проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму: Материалы Все-

российской научно-практической конференции. - Махачкала, 2007. - С. 369372.

5. Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов Д.Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны. - М.: Горячая линия - Телеком, 2007.

6. Маркин В.В. Общероссийская и региональная идентификация в дискурсе противодействия идеологии экстремизма и терроризма // Российский Кавказ: Проблемы, поиски, решения. - М., 2015. - С. 496-514.

7. Об утверждении государственной программы Республики Дагестан «Информационное противодействие идеологии экстремизма и терроризма в Республике Дагестан на 2014-2016 годы». Постановление от 13 декабря 2013 г. № 664 [Электронный ресурс]. Режим доступа:// www.e-dag.ru

8. Пащенко И.В. Радикализация и терроризм на Северном Кавказе: Вызовы безопасности и стратегия противодействия // Научная мысль Кавказа. - 2014. -№ 1. - С. 40-48.

9. Путин заявил об отсутствии прямой угрозы для России со стороны ИГИЛ // РИА Новости. - 2015. - 16 апреля.

10. Радикальный ислам в молодежной среде на Северном Кавказе [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://www.kavkaz-uzel.ru/forum/topics/3281

«Вестник Российской нации», М., 2015 г., № 4, с. 152-163.

П. Паршин,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Центра глобальных проблем Института международных исследований МГИМО (У) МИД России

МЕСТО И РОЛЬ ГОРНО-БАДАХШАНСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ТАДЖИКИСТАНА

Аннотация. В статье даются характеристики того места, которое занимает в Республике Таджикистан самый большой по территории и самый малолюдный ее район, Горно-Бадахшанская автономная область, населенная в основном родственными таджикам, но имеющими свою особую этническую и конфессиональную идентичность, а также свои собственные языки памирскими народами, а также небольшим количеством киргизского кочевого населения. Описывается роль этого региона и его населения в составе республики и в ее новейшей постсоветской истории, а также ее потенциал в экономическом, в особенности транспортном, а также политическом развитии Таджикистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.