Научная статья на тему 'Вызовы множественной этничности Размышления о XV конгрессе антропологов и этнологов России'

Вызовы множественной этничности Размышления о XV конгрессе антропологов и этнологов России Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
российская многонародная общность / российская нация / национальный вопрос / множественная российская этничность / Russian multinational community / Russian nation / national question / multiple Russian ethnicity

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Беркович Н. А.

В научном сообщении положительно характеризуется работа XV Всероссийского международного конгресса антропологов и этнологов. Предлагаются конструктивные пожелания для работы следующего аналогичного конгресса, включая заседания по множественной этничности Крыма и новых российских регионов. Выражается серьезная озабоченность заметным ухудшением антропологического и этнологического образования в России и малоэффективной стратегией этнографического просвещения. Подчеркивается важность исследования российской многонародной общности, раскрытия потенциала её множественной этничности, поскольку на пленарном заседании конгресса эта важная тема вообще не была упомянута.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Challenges of multiple ethnicity. Reflections on the XV Congress of anthropologists and ethnologists of Russia

The scientific report positively characterizes the work of the XV All-Russian International Congress of Anthropologists and Ethnologists. Constructive suggestions are offered for the work of the next similar congress, including sessions on the multiple ethnicities of Crimea and new Russian regions. Serious concern is expressed about the noticeable deterioration of anthropological and ethnological education in Russia and the ineffective strategy of ethnographic education. The importance of studying the Russian multinational community and revealing the potential of its multiple ethnicities is emphasized, since this important topic was not mentioned at all at the plenary session of the congress.

Текст научной работы на тему «Вызовы множественной этничности Размышления о XV конгрессе антропологов и этнологов России»

Беркович Н.А.

Доктор философских наук, Российский Государственный Педагогический Университет имени А.И. Герцена.

Вызовы множественной этничности Размышления о XV конгрессе антропологов и этнологов России

XV конгресс российских антропологов и этнологов запомнится характерной для него информационной насыщенностью и эмоционально переполняющими впечатлениями от радости общения как с давними коллегами, так и обоюдной эмпатией в знакомствах с новым поколением исследователей российской и зарубежной множественной этничности. Хотелось успеть участвовать одновременно в работе нескольких секций. Казалось, что конгресс завершился раньше времени. В то же время его работа вызвала неоднозначные размышления.

Пленарное заседание в величественном Таврическом дворце, столь памятном для судеб многонациональной России, откровенно разочаровало. Пленарное заседание, если вообще разобраться в его предназначении, есть интеллектуальная увертюра, призванная предметно-концептуально определить направленность последующей работы. На XV конгрессе этого не произошло. Выступившие члены-корреспонденты РАН А.В. Голов-нёв (доклад «Проекции североведения») и Н.М. Кропачев («Этнография и антропология в Санкт-Петербургском государственном университете. История и современность») предложили собравшимся прослушать пространные повествовательные доклады по исторической тематике просветительского характера. Зарубежные докладчики с энтузиазмом прочли дежурные тексты. Действительно научный интерес вызвал располагающий к междисциплинарным размышлениям обстоятельный доклад академика РАН Н.Н. Крадина о перспективах изучения тунгусо-маньчжурской проблемы во взаимосвязи с палеоазиатскими исследованиями. И только один докладчик - Т.Б. Смирнова, представляющая Омский государственный университет им. Достоевского, непосредственно обратилась к современным этническим реалиям многонародной России, к вызывающему серьёзную озабоченность заметному ухудшению антропологического и этнологического образования. Речь идёт, как очевидно, о болезнен-

ном сокращении университетских кафедр этнографии, о понижении их профессионального статуса, исключающем выпуск столь необходимых специалистов до обычных учебных подразделений с сокращением преподавательского состава и учебных программ. Недостаточно продумана и малоэффективна стратегия этнографического просвещения, включая широко рекламируемые этнографические диктанты, фактически охватывающие мизерную часть населения. Как здесь не вспомнить грустную фразу поэта В.А. Жуковского, наставника своего подопечного, будущего императора Александра II «прикоснуться к России», высказанную во время их совместного довольно кратковременного путешествия.

Этногеографический туризм в России, имеющий большую перспективу, фактически ограничен, а посещение национальных деревень носит скорее не научно-познавательный, а рекламный и развлекательный характер.

Разочарованием в работе конгресса стало равнодушное умолчание о трагических демографических, геополитических и этнокультурных метаморфозах украинского этноса. Они не были озвучены ни словом, но они необходимы хотя бы из славянского и общероссийского сочувствия к остающемуся для нас братским народу. Вызывает недоумение отсутствие на конгрессе специально приглашённых по этому случаю участников из новых регионов России. Остаётся сожалеть и о том, что не было проведено столь востребованное в контексте интеграционных этнических процессов заседание круглого стола (секции) по исследованиям чрезвычайно многообразной множественной этничности Крыма. К разочарованию многих участников конгресса, включая начинающих свой карьерный рост молодых исследователей, так и не появился анонсированный столь престижный и привычный сборник публикаций, предполагая его возможную электронную версию. Вразумительного объяснения происшедшего не последовало. Хотелось, чтобы на пленарном заседании помимо официальных приветствий прозвучало бы доброжелательное и мудрое напутствие собравшимся, столь нужное для мобилизации творческих установок собравшихся, сделанное одном или несколькими авторитетными учёными. Это мог бы сделать выдающийся отечественный этнограф и культуролог Сергей Александрович Арутюнов.

Работа XV конгресса российских антропологов и этнологов в отличие от предыдущих не была предопределена рамками заранее предложенной главной темы, призванной объединить и мобилизовать исследовательские устремления. Однако, представляется, что тематика докладов

в контексте изучения постсоветского этнокультурного пространства призвана в той или иной мере, но так или иначе быть взаимосвязанной с исследованиями российской многонародной общности. На пленарном заседании такая тема вообще не была упомянута. Уместно в этой связи привести два авторитетных суждения непосредственных организаторов и модераторов конгресса. «После распада СССР в России самоопределился российский народ как многоэтничная гражданская нация, и это есть свершившийся факт», - утверждает В.А. Тишков1. Но позвольте, разве до образования СССР и вообще с созданием русской государственности российский народ не был многоэтничным, проявляя в суровые исторические времена завидный гражданский патриотизм? И далее, «российский народ - это нация наций»2. Приведенное определение не аргументировано и некорректно терминологически в плане этно-типологической систематизации. «Российская нация уже существует», убеждает А. Головнёв3. Уже существует?... Возможно, она существует в массовом сознании, поскольку в повседневной лексике культивируется расхожая фраза «все мы россияне», обосновываемая тем, что формально общероссийская принадлежность (но не принадлежность к российской нации) определяется по гражданским паспортам. Примечательно, что в вышеприведённой фразе А.В. Головнёва констатируется, что россияне колеблются в осознании и признании факта существования российской нации... Колеблются? Может быть просто стесняются идентифицировать себя с российским народом, называемом как нация наций? Чтобы преодолеть колебания и стеснительность, В.А. Тишков предлагает, что «.самое важное это попытаться убедить сограждан, что мы один народ: многообразный и целостный, с общим языком, ценностями, песнями.»4 Итак, надо убедить, но каким образом? В рассуждениях мэтров отечественной антропологии и этнологии обезличивается собственно гражданская идентичность и присущая каждому россиянину как этно-фору индивидуальная и групповая этничность как предпосылка культивирования исторической памяти и межпоколенческого диалога.

В недавнем советском прошлом в красноречивой доктринации массового сознания постоянно внушалось об окончательном решении национального вопроса, об ускоренном и успешном этнокультурном

1 Антропология и этнология: современный взгляд. - М.: Изд-во «Политическая энциклопедия», 2021. С. 19.

2 Там же. С. 19.

3 Там же. С. 19.

4 Там же. С. 19.

сближении народов. В действительности для полиэтничной мульти-культурной России непреходяще актуальна фактическая, отнюдь не беспроблемная реальность межнациональных отношений. Именно об этом свидетельствуют следующие знаменательные слова: «Для России с её многообразием языков, традиций, этносов и культур национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер..»5. В его разрешении видится доминанта длительного многовекторного интерсубъективного (без песен и словесной патетики) процесса раскрытия потенциала множественной этничности многонародной российской общности. Процесса, «в котором представитель каждого этноса ощущал бы себя наследником противоречивой, трагической, но великой России»6. Именно каждого этноса: от наиболее многочисленной русской нации с её решающей в межнациональном общении коммуникативной функцией в культивировании лексического потенциала русского языка до малочисленных и крохотных автохтонных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока и других регионов вне зависимости от уровня их самодостаточности, степени межнациональной репутации и авторитетности.

XV конгресс в сравнении с предшествующими запомнится с грустью расставания уже тем, что он прошёл в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу державной и мятежной Невы под светлоголубыми переливами июньского неба в благостное время белых ночей в классическом здании Санкт-Петербургского университета в канун его трехсотлетия. Следующий конгресс пройдёт на берегу полноводной и могучей Камы в столице Пермского края и, будем надеяться, станет лучше. Для этого в его программу следует включить круглые столы (секции) по Крыму и новым регионам, включить секцию философии этноса, учитывая возрастание междисциплинарных и трансдисциплинарных исследований, вызываемых процессами глобализации этничности, и секцию эпигенетических исследований. Востребовано создание информационно-коммуникативного центра, позволяющего в режиме онлайн непосредственно участвовать в работе конгресса. Также следует возобновить издание сборника публикаций, возможно в нескольких томах, однако, не в пресловутых двухстах словах от каждого участника, а не менее трёх-пяти страниц.

Вероятно появятся иные, чем ставшие традиционными сценарии про-

5 Путин В.В. Россия: Национальный вопрос // Независимая газета. 23.1. 2012. № 7.

6 Там же.

ведения и изменится архитектоника презентации последующих конгрессов. Установившаяся практика президентства Ассоциации российских антропологов и этнологов на два срока подряд неуместна и неубедительно мотивирована. Предпочтительнее как и прежде осуществлять ротацию через каждые два года. К организационному и научному руководству Ассоциации надо привлекать успешно зарекомендовавших себя умелых организаторов из регионов, креативно мыслящих и в меру амбициозных классных специалистов. Их перечень достаточно внушителен.

Однако, что не менее, а более важно, учитывая исключительное пространственное этнокультурное российское многообразие, так это проводить последующие конгрессы, продвигаясь вглубь страны, - в Западную и Восточную (енисейскую) Сибирь, на Дальний Восток, осваивая неисчерпаемую в своём познании актуальную исследовательскую программу: российская многонародная общность, вызовы множественной этничности.

Список литературы:

1. Антропология и этнология: современный взгляд. - М.: Изд-во «Политическая энциклопедия», 2021. С. 19.

2. Путин В.В. Россия: Национальный вопрос // Независимая газета. 23.I. 2012. № 7.

Bibliography

1. Anthropology and ethnology: a modern view. - M.: Publishing house "Political Encyclopedia", 2021. P. 19.

2. Putin V.V. Russia: National Question // Nezavisimaya Gazeta. 23.I. 2012. № 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.