Научная статья на тему 'ВЫЗОВЫ КЛИМАТИЧЕСКОЙ ПОВЕСТКИ ДЛЯ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ВЫЗОВЫ КЛИМАТИЧЕСКОЙ ПОВЕСТКИ ДЛЯ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
661
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
климатическая политика / энергетический переход / экология / конфликт элит / экологические протесты / climate policy / energy transition / ecology / elite conflict / environmental protests

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Андрианов Валерий Валентинович

Принятое 12 декабря 2015 г. Парижское соглашение в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата формирует новые вызовы для российской внешней и внутренней политики. Возникает необходимость четкого обозначения и классификации данных вызовов с целью дальнейшей выработки мер для минимизации возникающих рисков. Наиболее опасные риски связаны с нарастающим внешнеполитическим давлением на российский нефтегазовый комплекс, являющийся основным источником пополнения бюджета. Необходимо отстаивание на государственно-политическом уровне интересов российских компаний с целью недопущения «экологического шантажа». Необходимым условием укрепления позиций РФ в процессе энергоперехода является консолидация российской элиты и общества по вопросам климатической повестки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHALLENGES OF THE CLIMATE AGENDA FOR FOREIGN AND DOMESTIC POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The Paris Agreement under the United Nations Framework Convention on Climate Change, which was adopted on December 12, 2015, creates new challenges for Russian foreign and domestic policy. It is necessary to clearly identify and classify these challenges in order to develop measures to minimize emerging risks. The most dangerous risks are associated with growing foreign political pressure on the Russian oil and gas complex, which is the main source of budget replenishment. It is necessary to defend the interests of Russian companies at the state-political level in order to prevent "environmental blackmail". A necessary condition for strengthening the positions of the Russian Federation in the process of energy transition is the consolidation of the Russian elite and society on the climate agenda.

Текст научной работы на тему «ВЫЗОВЫ КЛИМАТИЧЕСКОЙ ПОВЕСТКИ ДЛЯ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ

УДК 323 001: 10.24412/2071-6141-2022-1- 3-22

ВЫЗОВЫ КЛИМАТИЧЕСКОЙ ПОВЕСТКИ ДЛЯ ВНЕШНЕЙ

И ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В.В. Андрианов

Принятое 12 декабря 2015 г. Парижское соглашение в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата формирует новые вызовы для российской внешней и внутренней политики. Возникает необходимость четкого обозначения и классификации данных вызовов с целью дальнейшей выработки мер для минимизации возникающих рисков. Наиболее опасные риски связаны с нарастающим внешнеполитическим давлением на российский нефтегазовый комплекс, являющийся основным источником пополнения бюджета. Необходимо отстаивание на государственно-политическом уровне интересов российских компаний с целью недопущения «экологического шантажа». Необходимым условием укрепления позиций РФ в процессе энергоперехода является консолидация российской элиты и общества по вопросам климатической повестки.

Ключевые слова: климатическая политика, энергетический переход, экология, конфликт элит, экологические протесты

Происходящие на глобальном уровне экономические и политические процессы, направленные на сокращение негативного воздействия антропогенного фактора на окружающую среду, оказывают существенное влияние на внешнюю и внутреннюю политику Российской Федерации и могут служить как основой для укрепления международного политического влияния и глобальной конкурентоспособности страны, так и источником серьезных конфликтов на международной арене и внутри российской политической элиты.

В качестве поворотного момента, ознаменовавшего начало нового этапа глобальной климатической политики, можно рассматривать так называемое Парижское соглашение в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата, подготовленное взамен Киотского протокола в ходе Конференции по климату в Париже, принятое консенсусом 12 декабря 2015 года и подписанное 22 апреля 2016 года.

Данное соглашение предусматривает принятие всеми странами на себя обязательств по сокращению своих выбросов и осуществление совместной работы по адаптации к последствиям изменения климата, а также призывает страны укреплять свои обязательства с течением времени [1].

Целью Парижского соглашения является сдерживание роста средней температуры на планете «намного ниже» 2 °С. Страны-участницы согла-

шения намерены также «приложить усилия» для ограничения повышения температуры величиной 1,5 °С.

Не ставя под сомнение чрезвычайную актуальность задачи, поставленной Парижским соглашением перед государствами-участниками, необходимо отметить высочайший уровень экономических издержек, связанных с ее реализацией. Так, для выхода к 2050 году на нулевой глобальный уровень выброса парниковых газов требуется увеличить долю расходов на энергию в глобальном ВВП с 8 до 25 % к 2035 году [2].

Анализ показывает, что даже ведущие экономики мира на сегодняшний день не готовы к достижению целей Парижского соглашения. В частности, текущая климатическая политика Китая, России и Канады ведет к потеплению на 5 °С к концу столетия, США и Австралия - более чем на 4 °С, Евросоюза - 3-3,5 °С [3]. Декларируя приверженность целям климатической политики и провозглашая ставку на развитие альтернативной энергетики (так называемый энергетический переход), индустриальные державы вместе с тем не стремятся к форсированному отказу от ископаемых видов топлива. Согласно данным ЮНЕП, страны-участники Парижского соглашения планируют увеличивать добычу ископаемого топлива вплоть до 2040 года [4]. Ряд ученых полагает, что при нынешних темпах снижения парниковых выбросов цели Парижского соглашения выполнить невозможно [5].

Развитию принципов климатической политики была посвящена Конференция ООН по изменению климата (СОР26), прошедшая в Глазго (Великобритания) с 31 октября по 12 ноября 2021 года. В саммите приняли участие 25 тыс. делегатов из 200 стран и около 120 глав государств. В ходе конференции был принят ряд важных решений. Во-первых, более 40 стран приняли на себя обязательства отказаться от использования угля (в 2030-х годах для крупных экономик и в 2040-х годах для более бедных стран). Несколько крупных банков объявили о прекращении финансирования угольной промышленности. Однако ведущие страны, экономика которых зависит от использования угля, включая Австралию, Индию, Китай и США, отказались от принятия подобных обязательств. Во-вторых, лидеры более 100 стран, в которых сосредоточено около 85 % мировых лесов, согласились положить конец их вырубке к 2030 году. В-третьих, более 80 стран подписали глобальное соглашение по метану, договорившись сократить выбросы на 30 % к концу десятилетия. Лидеры США и Европы заявили, что борьба с парниковым эффектом имеет решающее значение для поддержания потепления на уровне 1,5 °С. Австралия, Китай, Россия, Индия и Иран не подписали соглашение. Таким образом, итоги конференции в Глазго также свидетельствуют о наличии конфликта между «умозрительными благородными намерениями» государств по защите климата и прагматичной экономической политикой, учи-

тывающей неизбежное использование в мировой энергетике угля, нефти и природного газа на протяжении еще как минимум нескольких десятилетий. В этой борьбе благих намерений и прагматизма ряд ведущих держав стремится не только к защите своих национальных экономик в процессе грядущего энергоперехода, но и к ослаблению экономик стран-конкурентов с целью повышения собственной экономической конкурентоспособности и усиления своих геополитических позиций.

В этой связи необходимо провести всесторонний анализ экономических и политических вызовов, возникающих для России в контексте глобальной климатической политики и энергоперехода (рис. 1).

Рис. 1. Внешние и внутренние вызовы климатической повестки

Среди внешних вызовов наиболее тяжелые последствия для России может иметь падение доходов от экспортов энергоресурсов. Как отмечает С.В. Расторгуев, «нефтегазовый сектор можно рассматривать как бюджетообразующий, доходы от экспорта углеводородов позволяют осуществлять социальные программы, инвестиционные проекты, финансировать ВПК, науку, государственное управление, национальную безопасность, предоставлять трансферты дотационным регионам. Российское общество, государство и политическая элита являются коллективными выгодоприобретателями доходов сырьевой ренты. Как страна - экспортер углеводородов Россия заинтересована в высокой конъюнктуре мировых цен на энергоносители» [6].

Данный риск вполне осознан и оценен политическим руководством страны. В опубликованных Министерством финансов Российской Федерации 30.09.2021 «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 и на плановый период 2023 и 2024 годов» отмечается: «Долгосрочные перспективы спроса на нефть становятся все более негативными. Если объявленные намерения ряда стран по достижению углеродной нейтральности к 2050 году (в Китае - к 2060 году)

обретут законодательный статус и этому примеру последуют другие страны, то спрос на нефть снизится катастрофически» [7].

В документе указывается, что спрос на нефть в 2050 году (в сценариях нулевых нетто-выбросов парниковых газов) составит 17-24 % от уровня спроса в 2019 году, то есть упадет в четыре-шесть раз. Со ссылкой на данные Международного энергетического агентства (МЭА) отмечается, что падение спроса на нефть приведет к тому, что стоимость этого вида топлива будут определять эксплуатационные расходы на его добычу. В результате к 2030 году цены на нефть упадут до $35 за баррель, а к 2050 году - до $25 за баррель (оценки даны в ценах 2020 года).

Руководство России предпринимает действия, направленные на минимизацию рисков, связанных с падением доли нефтегазовых доходов в ВВП и доходной части бюджета страны. Разрабатывается и реализуется широкий комплекс мер, нацеленных на диверсификацию российской экономики и развитие несырьевых секторов. Так, по данным Счетной палаты РФ, доля нефтегазовых доходов бюджета России сократилась с 39,3 % в 2019 году до 28 % в 2020 году [8]. «Мы не увеличиваем зависимость российской экономики от нефтегазовой сферы, а, наоборот, сокращаем ее. Об этом говорят реальные цифры, в том числе дохода российского бюджета. Они в нефтегазовой части сокращаются, а в ненефтегазовой части увеличиваются. Да, она пока еще очень значительна, но, тем не менее, нашей целью является... перенастроить экономику таким образом, чтобы она стала более диверсифицированной», - отметил Президент РФ В.В. Путин, выступая на заседании инвестиционного форума «ВТБ Капитала» «Россия зовет!» 29 октября 2020 года [9]. «70 % российского бюджета уже формируется не за счет нефтегазовых доходов. Это значит, что мы не в полной мере, но все-таки начинаем «слезать» с так называемой нефтегазовой иглы. И если кому-то хочется представлять нас до сих пор бензоколонкой, то это уже не имеет под собой реальных оснований. Хотя зависимость еще очень большая, и мы это должны иметь с вами в виду», - подчеркнул также глава государства, отвечая на вопрос ГТРК «Магадан» в ходе большой-пресс-конференции 17 декабря 2020 года [10].

Однако риски снижения нефтегазовых доходов России могут обостриться не только и не столько вследствие глобального энергоперехода и сокращения потребления ископаемого сырья в мировом ТЭК, сколько в результате целенаправленного выдавливания России с международных рынков энергоресурсов под лозунгами климатической политики. Иными словами, данные риски носят не только объективный экономический характер, но и являются следствием геополитической борьбы за передел сфер влияния в энергетике и шире - в экономике и мировой политике.

В качестве примеров политического давления на Россию с использованием «климатической риторики» можно привести попытки США вы-

теснить российский трубопроводный газ с европейского рынка, заменив его американским сжиженным природным газом (СПГ), а также введение Евросоюзом трансграничного углеродного налога.

В США благодаря так называемой сланцевой революции добыча

-5

природного газа возросла с 575,2 в 2010 году до 914,6 млрд м в 2020 году [11]. В результате страна не только вышла на уровень самообеспечения газовым топливом, но и активно наращивает экспорт сжиженного природного газа. Как отмечается в докладе Управления энергетической информации (Е1А) Министерства энергетики США, его объемы могут вырасти

3 3

с 6,5 млрд кубических футов (184 млрд м ) в 2020 году до 12,1 млрд ф

-5

(342,6 млрд м ) в 2023 году [12]. Стремясь расширить рынки сбыта для своего СПГ, Соединенные Штаты активно используют рычаги политического давления на потенциальных покупателей, прежде всего - на Европейских Союз. Именно желанием обеспечить продвижение собственного газа на европейский рынок обусловлено противодействие официального Вашингтона проекту «Северный поток-2», предусматривающему прямые бестранзитные поставки российского природного газа в Западную и Восточную Европу.

В данной борьбе за рынки, помимо традиционных санкционных инструментов, активно используется и псевдо-экологическая риторика, цель которой - представить российские энергоресурсы как априори «грязные» и не соответствующие параметрам энергоперехода и климатической политики. Аналогичная риторика уже использовалась ранее, когда российский газ объявлялся «недемократичным» и «несвободным». «Увеличение экспортных мощностей в рамках проекта Freeport LNG имеет решающее значение для распространения газа свободы (курсив В.А.) по всему миру, предоставляя союзникам Америки разнообразный и доступный источник чистой энергии», - заявлял заместитель министра энергетики США Марк Менезес [13]. «Министерство энергетики делает все возможное, чтобы продвигать эффективную систему регулирования, которая позволяет молекулам американской свободы (курсив В.А.) экспортироваться по миру», - отмечал, в свою очередь, помощник министра энергетики США по ископаемым видам топлива Стивен Уинберг [13].

Теперь же, в контексте повышения актуальности климатической повестки, американские политики начали обвинять российские энергоресурсы в неэкологичности. Так, новый министр энергетики США Дженнифер Грэнхолм, выступая в мае 2021 года на слушаниях в комитете Палаты представителей американского Конгресса по науке, космосу и технологиям, высказалась резко против проекта «Северный поток - 2», обосновав это следующим образом: «Он транспортирует самый грязный на земле природный газ (курсив В.А.) без какого-либо соблюдения безопасности по выбросам метана. Это плохо для нашего климата». [14] Подобное утвер-

ждение не просто научно не обосновано, а является открытой и циничной ложью. На самом деле ситуация прямо противоположная. «Углеродный след, оставляемый поставками американского СПГ, более чем в три раза превышает экологическую нагрузку от «Северного потока» и «Турецкого потока». Для наглядности углеродный след от поставок трубопроводного газа из России можно сравнить с длиной следа человека, след от поставок СПГ из Катара и Алжира - слона, а из США - со следом не дошедшего до наших дней динозавра», - отметил в своем выступлении на Дне инвестора в апреле 2021 года заместитель председатель правления ПАО «Газпром» Олег Аксютин [15].

Европейский Союз, в значительной мере зависящий от экспорта российских углеводородов, тем не менее также предпринимает шаги, направленные на создание препятствий поставкам российского сырья. 14 июля 2021 года Европейская комиссия представила проект пакета климатического законодательства, включающий как новые предложения, так и поправки в существующие законы. В частности, среди предлагаемых инициатив планируется внедрение механизма трансграничного углеродного регулирования (ТУР или Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM). Данный механизм предусматривает продажу специально созданным уполномоченным органом сертификатов на импортируемые в ЕС товары углеро-доемкого производства по установленному перечню. CBAM будет вводиться постепенно: с 2023 года - действовать по упрощенной схеме, а начало полной реализации действия механизма планируется с 2026 года. Так, с 2023 года производителям необходимо будет отчитываться о размере углеродного следа своей продукции, а с 2026 - платить сбор [16].

Объем российского экспорта, подпадающего под действие европейской системы торговли квотами на выбросы парниковых газов (European Union Emission Trading System, EU ETS) составляет, согласно расчетам ИПЕМ, 76 млрд долларов, что соответствует 40 % российского экспорта в ЕС или 18 % совокупного российского экспорта (17). Согласно исследованиям, которые провела компания BCG, введение ТУР может привести к падению прибыли от экспорта российских сырьевых товаров на 10-65 % [18]. Согласно негативному сценарию компании KPMG, налог может обойтись поставщикам из России в €50,6 млрд до 2030 года [19].

В нынешней конфигурации СВАМ пока не затрагивает непосредственно экспорт российских нефти и газа, но может негативно отразиться на объемах поставок в Европу продукции более высоких переделов, произведенной на территории РФ из якобы «грязных» российских углеводородов. Рассматривается также возможность включения в список товаров, облагаемых трансграничным налогом, нефтепродуктов. В случае дальнейшего обострения политических отношений между Москвой и Брюсселем может быть приведен в действие данный механизм «наказания» России под

благовидными лозунгами борьбы с потеплением климата. Иными словами, «околоклиматическая» риторика сегодня превращается в оружие борьбы на энергетических рынках (и шире - в инструмент соперничества за лидирующие позиции в мировой экономике и политике), что требует от России выработки мер реагирования на международном уровне с целью сохранения и расширения своих рыночных ниш. По мере развития процессов энергоперехода данная борьба будет лишь обостряться. Западные государства будут использовать «принуждение к экологичности» как способ избавиться от нежелательных конкурентов в сфере традиционной энергетики, при этом сохраняя в своем национальном энергобалансе значительную долю традиционных ископаемых источников (произведенных в своей юрисдикции либо приобретенных у объявленных «экологически чистыми» политических союзников и сателлитов).

Реакция России на возникающие риски может и должна осуществляться по двум направлениям. С одной стороны, требуется полное и четкое выполнение Россией взятых на себя обязательств в рамках Парижского соглашения и, в том числе, реализация климатических инициатив, позволяющих кардинально снизить углеродный след российской экспортной продукции. Вопреки настойчиво формируемому коллективным Западом имиджу России как «экологически грязной страны», власти РФ в последние годы выдвинули ряд инициатив в области климатической политики, по ряду параметров превосходящих экологические обязательства ведущих индустриально развитых государств. «Нередко приходилось слышать разговоры о том, что Россия, мол, не очень-то заинтересована в решении глобальных экологических проблем. Это чушь, это миф, а то и откровенные передергивания. Следующие 30 лет накопленный объем чистой эмиссии парниковых газов должен быть ниже, чем в Европе», - подчеркнул Президент России В.В. Путин в своем выступлении на Петербургском международном экономическом форуме в июне 2021 года [20]. В ходе расширенного заседания коллегии МИД РФ 18 ноября 2021 года глава государства также заявил, что перед Россией стоит задача выхода на углеродную нейтральность не позднее 2060 года, но это может произойти и раньше [21]. Предпринимаются также конкретные шаги по осуществлению энергоперехода в российской экономике. Согласно заявлению директора Департамента развития электроэнергетики Минэнерго Андрея Максимова, сделанному на Конференции ООН по изменению климата в Глазго, цель России - увеличить к 2050 году долю безуглеродных источников в энергобалансе до уровня не менее 56,5 %, из них 19 % придется на гидроэлектростанции, 25 % - на атомные электростанции и 12,5 % - на возобновляемые источники энергии [22].

Еще в начале 2009 года было принято Распоряжение Правительства РФ «Об основных направлениях государственной политики в сфере повы-

шения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии». Изначально меры поддержки были рассчитаны на период до 2020 года, но их продлили сначала до 2024, а затем и до 2035 года. На оптовом и розничном рынках электроэнергии предусмотрен конкурентный отбор, по итогам которого инвестор получает право на строительство объектов ВИЭ любого вида гарантированным возвратом вложений. Доля ВИЭ в единой энергетической системе России пока остается достаточно скромной и не превышает 1 %, а установленная мощность солнечных и ветряных электростанций составляет 1354,88 и 172,43 МВт - 0,55 % и 0,07 % от общей мощности, соответственно [23]. Однако в сфере развития альтернативной энергетики в 2021 году обозначился серьезный перелом: по итогам очередного конкурентного отбора себестоимость генерации в рамках нескольких «ветровых» проектов оказалась ниже, чем в углеродной энергетике [24]. Это яркое доказательство эффективности проводимой государственной политики по развитию ВИЭ. 12 октября 2020 года Правительством утвержден план мероприятий («дорожная карта») по развитию водородной энергетики до 2024 года [25]. 5 августа 2021 года утверждена Концепция развития водородной энергетики в РФ [26].

Распоряжением от 29 октября 2021 года №3052-р Правительство утвердило Стратегию социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года [27]. В стратегии заложены два сценария - инерционный и целевой (интенсивный). В целевом сценарии в качестве ключевой задачи обозначено обеспечение конкурентоспособности и устойчивого экономического роста России в условиях глобального энергоперехода.1 сентября 2021 года принято Постановление Правительства №1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в РФ и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в РФ» (система «зеленой таксономии») [28]. Таким образом, в России создаются предпосылки для того, чтобы стать глобальным лидером в сфере энергоперехода. При этом предполагается использовать широкий набор механизмов международного сотрудничества. Достижение целей климатической политики возможно, в том числе, путем расширения и углубления энергетического диалога по линии Россия-ЕС [29].

С другой стороны, необходимо отстаивание на государственно-политическом уровне интересов российских компаний с целью недопущения «экологического шантажа» и применения против России надуманных и не имеющих реальной основы «зеленых санкций», обусловленных политическими, а не природоохранными мотивами. Здесь можно выделить три основных направления внешней климатической политики.

Во-первых, признание поглотительной способности лесного фонда РФ. Проблему поглощения СО2 можно решить путем увеличения глобального лесного фонда примерно на четверть, или на 900 млн га (500 млрд деревьев) [30]. Россия с ее огромной территорией может внести ключевой вклад в увеличение площади лесонасаждений. Но для монетизации соответствующих проектов в области лесного хозяйства необходимо признание другими странами российских оценок поглощающей способности лесов.

Во-вторых, необходимо признание на мировой арене российской системы таксономии. Таксономия - это перечень направлений деятельности, которые могут считаться «экологически дружественными» и привлекать «зеленые» кредиты. Принятая в России в 2021 году система таксономии на 90 % повторяет западные стандарты, ее главное отличие - признание атомной энергетики «зеленой», тогда как в Европе она таковой не считается. Но и в ЕС наметились подвижки на этот счет. Десять стран ЕС выступили за включение атомной энергетики в разработанный Еврокомисси-ей список «зеленых» отраслей [31].

В-третьих, следует лоббировать принятие механизма взаимного признания углеродных единиц, эмитированных в разных странах. Это необходимо, чтобы обеспечить более полный зачет углеродных единиц при определении углеродного следа продукции. В преддверии введения Европой трансграничного углеводородного регулирования - это крайне важная задача для России, без решения которой наша страна может потерять огромную часть своих экспортных доходов.

Таким образом, руководство страны проводит масштабную работу по поиску ответов на вызовы, порожденные новой глобальной климатической политикой и процессом энергоперехода. Однако для реализации обозначенных направлений необходимы четкое понимание российской деловой и политической элитой проблематики климатической повестки и энергетического перехода, консолидация отечественной элиты по данным вопросам и популяризация новых ценностных установок среди всех слоев населения страны. Но можно утверждать, что и такое понимание, и база для консолидации элит, и каналы эффективной популяризации новой климатической повестки в стране практически отсутствуют.

Еще относительно недавно вопросы изменения климата вообще не рассматривались российской элитой как существенная угроза. Согласно опросу, проведенному в 2013 году при составлении Аналитического доклада грантополучателей Международного дискуссионного клуба «Валдай» «Российская элита - 2020», одной из главных угроз для страны была названа зависимость от экспорта энергоносителей («Снижение цен на нефть»). При этом экологическая проблематика, как раз и являющаяся в долгосрочной перспективе основным драйвером снижения цен на ископаемые виды энергоресурсов, вообще не воспринималась российской элитой

как источник серьезных угроз; более того, постепенно она теряла свою актуальность (рис. 2) [32].

Рис. 2. Загрязнение окружающей среды как угроза для страны [32]

В последние годы в России наметился серьезный раскол политической элиты по критерию восприятия целей и темпов энергоперехода. В целом не отрицая неизбежность данного процесса и учитывая необходимость участия России в нем, представители элит расходятся в вопросах динамики и инструментов такого перехода. Симптоматично, что такое разделение происходит по уже существующей «линии разлома» между двумя группами элит, условно обозначаемыми как «либералы» и «государственники» (или «силовики»), по классификации профессора Финансового университета при Правительстве РФ К.В. Симонова [33].

Представители первой из этих элитных групп, условные «либералы», рассматривают климатическую тематику как часть общей системы «ценностей западного мира» и активно критикуют действующую власть за якобы противодействие процессам энергоперехода и нежелание встраиваться в глобальную природоохранную повестку. В частности, глава гос-

корпорации «Роснано» Анатолий Чубайс в интервью журналу Forbes отметил: «Есть известная ковбойская поговорка: если лошадь сдохла, с нее надо слезать. Это не значит, что надо закрывать Западно-Сибирское нефтяное месторождение. Но <...> чем раньше мы начнем сворачивать с этого пути, тем в большей степени мы снимем со страны стратегические риски государственного масштаба. Все, ребята! Хорош рассказывать про слезание с нефтяной иглы. Мы уже 15 лет слышим, как вы слезаете. Если не слезете, то в тупик заедете <..> в долгую» [34]. Само упоминание о каком-то мифическом «Западно-Сибирском месторождении» свидетельствует о глубокой некомпетентности А.Б. Чубайса в вопросах нефтегазового комплекса. А фактические призывы отказаться от развития отрасли, являющейся локомотивом экономики страны, и «бежать впереди паровоза» в процессе глобального энергоперехода вполне вписываются в концепцию пропагандисткой кампании, развернутой коллективным Западом, и направленной на дискредитацию России как «экологически грязной» страны.

Уже занимая должность специального представителя Президента РФ по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития (то есть де-факто лица, курирующего механизмы вовлечения России в мировые процессы энергоперехода) Анатолий Чубайс заявил в своем выступление на Петербургском международном экономическом форуме в июне 2021 года: «Распространена точка зрения о том, что все это (энергопереход - В.А.) придумал Запад. Она полностью, на 100 % неадекватна, устарела и искажает реальность. Те, кто с этой точкой зрения выступают, не понимают, что происходит... Глобальные вызовы очень сложные, острые для всех, а для российского бизнеса будет еще более острым и тяжелым, просто в силу структуры нашей экономики... С углеводородами все понятно, даже не хочу обсуждать (мир откажется от них).» [35]. В этой фразе А.Б. Чубайс, приписывая своим оппонентам маргинальную точку зрения о «теории заговора», делает ничем не обоснованный вывод о необходимости ускоренного отказа от углеводородного сырья, тем временем как те же США наращивают сланцевую добычу нефти и газа и ведут активную борьбу за вытеснение России с глобального энергетического рынка. Таким образом, прозападно-ориентированная часть российской элиты выступает за ускоренное осуществление энергоперехода, даже в ущерб базовым отраслям российской экономики, ссылаясь на возможные еще более серьезные потери для экономики страны в случае отказа от «зеленой повестки».

Другая часть элиты - «государственники» - выступает против неоправданного ускоренного энергоперехода, который может привести не только к краткосрочным потерям нефтегазовых доходов РФ, но и к долгосрочной утрате конкурентоспособности России на мировых рынках и ослаблению ее геополитических позиций. Как отметил в своем выступлении на XIV Евразийском экономическом форуме в Вероне в октябре 2021 года главный исполнительный директор ПАО «НК «Роснефть» И.И. Се-

чин, «процесс энергетического перехода должен быть взвешенным, экономически обусловленным и социально ответственным». «Мировое сообщество должно выработать единый подход к глобальной климатической проблеме и стимулированию развития и обмена технологиями снижения выбросов, а не искать виновных, и не использовать односторонние протекционистские меры, которые увеличивают и без того значительный разрыв в энергетической обеспеченности между развитыми и развивающимися странами... Несмотря на безусловную важность решения экологических вопросов, ответственность за парниковые выбросы часто (и ошибочно!) возлагается не на загрязняющие отрасли, а на производителей первичных энергоресурсов. Важно, чтобы продолжающееся стимулирование «зеленой» энергетики не подменяло ее реальную экономическую эффективность и учитывало выбросы по всей цепочке, от производства металлов до утилизации оборудования ветровых и солнечных станций, аккумуляторов и электромобилей... Лишь разумный баланс между традиционной и возобновляемой энергетикой способен обеспечить устойчивый долгосрочный рост мировой экономики», - подчеркнул глава российской компании [36].

Иными словами, представители части элиты, обозначаемые как «государственники», не отрицают необходимости проведения климатической политики и осуществления энергоперехода и, вопреки критике А.Б. Чубайса, не приписывают эти объективные процессы «козням Запада». Но они видят вполне реальные угрозы данных процессов, обусловленные попытками коллективного Запада использовать трудности, с которыми столкнулось человечество, для реализации своих экономических и политических интересов в ущерб интересам других стран, в том числе России. Поэтому они призывают не к быстрому и безоглядному отказу от традиционной энергетики и к переходу к «зеленым» технологиям (экологическая «безупречность» которых находится под вопросом), а к взвешенному и научно обоснованному развитию как новых, так и традиционных отраслей ТЭК при условии интенсивного снижения углеродного следа.

Помимо конфликта внутри политической элиты по поводу климатической повестки определенные внутриполитические угрозы возникают и в связи с недостаточным пониманием представителями научной, образовательной, экономической элиты и широкими слоями населения целей и задач энергоперехода. Негативным фактором также служит низкий уровень информированности о действиях, предпринимаемых руководством Российской Федерации в целях выполнения своих обязательства в рамках Парижского соглашения.

В этом плане весьма симптоматичны результаты исследования, осуществленного весной 2021 года «Левада-центром» (организация является иностранным агентом). Были проведены глубинные интервью с 40 представителями российской интеллектуальной элиты, в результате которых были выявленные следующие трендовые мнения:

1. Тематика глобального потепления если не придумана Западом, то по меньшей мере активно используется им в геополитических целях, для оказания давления на Россию и вытеснения ее с рынков энергоносителей.

2. Глобальное потепление пойдет на пользу России. Таяние льдов затопит нелюбимую Европу и откроет «наш» Севморпуть.

3. Россиян пока больше беспокоит местная экология, чем климат на планете. В частности, таяние грунта в зоне вечной мерзлоты, которая занимает около 60 % территории РФ. В то же время в южных районах РФ, например, в Ставрополье или в Калмыкии, нарастает угроза засушливости и даже опустынивания.

4. Переход России к зеленой экономике начнется только при новой власти (курсив - В.А.). «У нас не частная энергетика, она государственная, и строить новые зеленые станции на данный момент может только государство. Но для этого, скажем так, нужна уже новая власть» [37].

Если с первым мнением можно согласиться, то остальные три выявленные тренда вызывают некоторое недоумение. Они свидетельствуют о том, что даже представители интеллектуальной элиты не в полной мере осознают климатические угрозы, стоящие перед планетой, и очень смутно представляют себе цели и задачи климатической политики и энергоперехода. Более того, как свидетельствует четвертый выявленный тренд, представители интеллектуальной элиты рассматривают российскую власть как противника идей энергоперехода и считают смену власти в стране непременным условием начала соответствующих трансформаций в области климатической повестки. Хотя, как было показано выше, именно руководство РФ сегодня предпринимает активные шаги по снижению негативного влияния на окружающую среду, зачастую ставя при этом даже более амбициозные задачи, чем страны Запада. Данная парадоксальная ситуация, по мнению автора, является следствием недостаточной информированности как интеллектуальная элиты, так и общества в целом о текущей климатической политике России. Навязываемые коллективным Западом идеологические штампы об «экологически грязной России», к сожалению, нашли распространение не только на международной арене, но и внутри РФ. И это свидетельствует о недостаточных усилиях российских властей, научной элиты, СМИ, общественных организаций по информированию общества о целях и достижениях российский климатической политики, об открываемых ею возможностях и существующих рисках.

В условиях разделения политической элиты по вопросам климатической повестки и относительной пассивности научно-интеллектуальной элиты, в обществе также возникает раскол по данной проблематике. Можно говорить о том, что на глобальном уровне сложился общественный консенсус по вопросам климатической повестки. Так, 64 % участников опроса ООН, проведенного в начале 2021 года в 50 странах мира специалистами Оксфордского университета, считают изменение климата чрезвычайной ситуацией глобального значения. Во всех странах, включая госу-

дарства с низким уровнем дохода (например, Бутан), подавляющее большинство людей с высшим образованием (более 80 %) убеждены в необходимости срочных мер по борьбе с изменением климата. Среди молодых людей это мнение более распространено, чем среди представителей более старшего поколения [38].

В России же наблюдается гораздо более высокая поляризация мнений по данному вопросу. Согласно опросу ВЦИОМ от сентября 2020 года, 52 % россиян признают глобальное потепление как значимую проблему, но 40 % считают, что она надумана и раздута. При этом большинство опрошенных (от 62 % до 76 %) пока не готовы платить больше за климатически нейтральные решения, такие как повышение энергоэффективности или внедрение альтернативных возобновляемых источников энергии [39].

Такая поляризация мнений может служить благоприятной почвой для использования климатической повестки в качестве фактора расшатывания внутриполитической стабильности в Российской Федерации. В последнее время наблюдается активизация общественных протестов, связанных с экологической тематикой. В частности, активисты экологического движения «Нам здесь жить» объявили о «Всероссийском экологическом референдуме». Они пытаются провести сразу 11 плебисцитов в восьми регионах, для чего координируют местный протест и помогают ему юридически. Экологический протест «разогрет» во многих субъектах РФ [40].

Риск радикализации экологического протеста возрастает в связи с тем, что в России до сих пор не появилось сильных экологически-ориентированных (так называемых «зеленых») партий, представленных в парламентских структурах и способных проводить ответственную политику, учитывающую требования климатической повестки и энергоперехода, но при этом органично вписанную в общую стратегию экономического развития РФ и отвечающую геополитическим интересам страны. Существующие в России «зеленые» партии пока не имеют существенного политического веса. Так, к выборам в Государственную Думу в 2021 году Российская экологическая партия «Зеленые» провела два альтернативных съезда, фактически в партии произошел раскол. По заявлению сопредседателя партии Сергея Шахматова, при успешном исходе выборов в Госдуму «Зеленые» были намерены провести «ревизию» законодательства в сфере экологии и здравоохранения» [41]. Партия получила по итогам выборов всего 512 418 голосов (0,91 %).

Вторая российская экологическая партия - «Зеленая альтернатива» - по результатам выборов 11-13 сентября 2020 года преодолела 5-процентный барьер на выборах в Государственный Совет Республики Коми и Челябинское законодательное собрание, обеспечив себе право на участие в выборах в Государственную думу в 2021 году без сбора подписей. По словам лидера партии Руслана Хвостова, «Зеленая альтернатива» сильно отличается от старейшей экологической партии России «Зеленые», которую он считает больше экспертным сообществом, чем политической си-

лой, которая решает вопросы людей [42]. Однако и она потерпела фиаско на выборах в Государственную Думу, получив 357 870 голосов (0,64 %)

Данные печальные результаты российских экологических партий контрастируют с относительным успехом зеленых партий на парламентских выборах в ряде европейских стран. В частности, на выборах в Германии в 2021 году партия «Сою90/Зеленые» получила 6 469 081 голосов (14 %) по одномандатным округам и 6 852 206 голосов (14,8 %) по партийным спискам, завоевав в общей сложности 118 мест в Бундестаге [43].

Отсутствие ответственной политической силы, транслирующей интересы общественных слоев, уделяющих особое внимание климатической повестке, создает определенную «политическую лакуну», которые могут занять деструктивные силы, использующие экологический фактор для расшатывания внутриполитической стабильности в стране.

Таким образом, залогом обеспечения консенсуса элит и общества по вопросам климатической повестки является широкая информационная кампания, позволяющая довести до широких масс населения цели и задачи энергоперехода, информирующая о действиях российских властей в данной сфере и вместе с тем предупреждающая о политических угрозах, инспирируемых коллективным Западом под прикрытием псевдоэкологических лозунгов в целях ослабления экономических и геополитических позиций России.

Из вышеприведенного анализа можно сделать следующие выводы:

1. Использование климатической повестки как оружия нечестной конкурентной борьбы на мировых рынках способно нанести существенный экономический урон России.

2. Российская власть предпринимает адекватные и полномасштабные меры, направленные на участие в России в международной климатической повестке на равных условиях и на минимизацию возникающих экологических и экономических рисков.

3. Попытки искусственного форсирования энергетического перехода под знаменем климатической повестки, поддерживаемые частью российской элиты, способны нанести серьезный удар как по экономике России, так и по глобальной энергетической безопасности.

4. Непонимание большей частью российской политической и интеллектуальной элиты целей, задач и направлений климатической политики способствует расколу элит «по климатическому признаку» и может стать источником возникновения серьезных внутриполитических конфликтов.

5. Отсутствие крупных институализированных политических структур, сконцентрированных на экологической повестке (влиятельных зеленых партий), способствует росту несистемного «зеленого протеста», который может быть использован в своих интересах частью российской политической элиты, а также иностранными политическими оппонентами и экономическими конкурентами.

6. Необходима активизация просветительской деятельности, направленная на разъяснение (в первую очередь - молодому поколению) целей, задач и направлений российской климатической политики.

Список литературы

1. Парижское соглашение [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/climatechange/paris-agreement (дата обращения: 14.01.2022).

2. Порфирьев Б., Широв А., Колпаков А. Климат для людей, а не люди для климата // Эксперт. 2020 № 31-34. С. 44-47.

3. Yann Robiou du Pont, Malte Meinshausen Warming assessment of the bottom-up Paris Agreement emissions pledges. Nature Communications 9, Article number: 4810 (2018) [Электронный ресурс] URL: https://www.nature.com/articles/s41467-018-07223-9 (дата обращения: 14.01.2022).

4. The Production Gap: 2019 Report [Электронный ресурс] URL: https://productiongap.org/2019report/ (дата обращения: 14.01.2022).

5. Климатолог: при нынешних темпах снижения парниковых выбросов Цели Парижского соглашения недостижимы // Рамблер-ньюс 18.10.2021 [Электронный ресурс] URL: https: // news.rambler.ru/weather/47407707-Mimatolog-pri-nyneshnih-tempah-snizheniya-pamikowh-vybrosov-tseli-parizhskogo-soglasheniya-nedostizhimy-novosti-1-18-10-2021/ (дата обращения: 14.01.2022).

6. Расторгуев С.В. Внешнеполитические гибридные возможности и угрозы современной России: вызов обществу, государству и элите // Власть. 2016. т. 24. № 9. с. 15-24.

7. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 и на плановый период 2023 и 2024 годов [Электронный ресурс] URL: https://minfín. gov.ru/ru/document/?id_4=134362-osnovnye_napravlehiya_byudzhetnoi_nalogovoi_i_tamozhehho-tarifhoi _ politiki

na 2022 god i na planovyi period 2023 i 2024 godov (дата обращения: 14.01.2022).

8. СП рассказала о падении доли нефтегазовых доходов бюджета России // РИА Новости 24.02.2021 [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/20210224/dokhody-1598699925.html (дата обращения: 14.01.2022).

9. Инвестиционный форум «Россия зовёт!» 29 октября 2020 года [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/64296 (дата обращения: 14.01.2022).

10. Ежегодная пресс-конференция Владимира Путина 17 декабря 2020 года [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/events / president/news/6467 1 (дата обращения: 14.01.2022).

11. BP Statistical Review of World Energy 2021 p.38 [Электронный ресурс] URL: https://www.bp.com/content/dam/bp/business-sites / en / global/ corpo-rate/pdfs/energy-economics/statistical-review/bp-stats-review-2021-full-report.pdf (дата обращения: 14.01.2022).

12. Экспорт газа из США может вырасти вдвое // Агентство экономической информации «Прайм» 11.01.2022 [Электронный ресурс] URL: https://1prime.ru/energy/20220111/835745054.html (дата обращения: 14.01.2022).

13. Ellie Kaufman US energy officials hail "freedom gas," "molecules of freedom" CNN 29.05.2019. [Электронный ресурс] URL: https://edition.cnn.com/2019/05/29/politics/doe-freedom-gas-natural-gas/index.html (дата обращения: 14.01.2022).

14. Цит. по: Министр энергетики США назвала российский газ "самым грязным" в мире // РИА Новости 28.05.2021 [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/20210528/gaz-1734515825.html (дата обращения: 14.01.2022).

15. Цит. по: В «Газпроме» сравнили углеродный след от поставок СПГ из США с динозаврами // РБК 30.04.2021 [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/business/30/04/2021/608b20689a7947847685f056 (дата обращения: 14.01.2022).

16. Вызовы углеродного регулирования. / Энергетический бюллетень Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации. 2021. №94, март. С. 21 [Электронный ресурс] URL: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/energo/2021/бюллетень № 94.pdf\ (дата обращения: 14.01.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Оценка рисков для российской экономики от ввода трансграничного углеродного регулирования в Европейском Союзе: аналитический доклад / Ю.З. Саакян [и др.] М.: ИПЕМ, 2020. С. 10. [Электронный ресурс] URL: http://www.ipem.ru/files/files/research/20201023 russia and border car bon adjustments.pdf (дата обращения: 14.01.2022).

18. BCG Углеродный вызов российским экспортерам 29.07.2020 [Электронный ресурс] URL: https://www.bcg.com/ru-ru/press/29july2020-carbon-challenge-to-russian-exporters (дата обращения: 14.01.2022).

19. Фадеева А. KPMG оценила ущерб для России от введения углеродного налога в ЕС // РБК, 07.07.2020 [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/business/07/07/2020/5f0339a39a79470b2fdb51be (дата обращения: 14.01.2022).

20. Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума [Электронный ресурс] URL: http:// www.kremlin.ru / events / president/news/65746 (дата обращения: 14.01.2022).

21. Расширенное заседание коллегии МИД [Электронный ресурс] URL: http : //www.kremlin.ru/events/president/news/67123 (дата обращения: 14.01.2022).

22. Андрей Максимов: «Установленная мощность возобновляемых источников энергии в России к 2050 году может достичь 97,4 ГВт» // Официальный сайт Министерства энергетики РФ 10.11.2021 [Электронный ресурс] URL: https://minenergo.gov.ru/node/21980 (дата обращения: 14.01.2022).

23. Основные характеристики российской электроэнергетики // Официальный сайт Министерства энергетики РФ [Электронный ресурс] URL: https://minenergo.gov.ru/node/532 (дата обращения: 14.01.2022).

24. Подведены итоги отбора проектов ВИЭ в 2021 году // Официальный сайт НП Совет рынка 21.09.2021 [Электронный ресурс] URL: https://www.np-sr.ru/ru/press/news/52120-podvedeny-itogi-otbora-proektov-vie-v-2021-godu (дата обращения: 14.01.2022)

25. Правительство Российской Федерации утвердило план мероприятий по развитию водородной энергетики [Электронный ресурс] URL: https://minenergo.gov.ru/node/19194 (дата обращения: 14.01.2022).

26. Концепция развития водородной энергетики в Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://static.government.ru/media/files/5JFns1C DAKqYKzZ0mnRADAw2NqcVsexl.pdf (дата обращения: 14.01.2022).

27. Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года [Электронный ресурс] URL: http: //static. government.ru/media/files/ADKkCzp3fW 032e2yA0BhtIpyzWfHaiUa.pdf (дата обращения: 14.01.2022).

28. Критерии проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://static.government.ru/media/files/3hAvrl8rMjp19BApLG2cchmt35YBPH8 z.pdf (дата обращения: 14.01.2022).

29. Конопляник А.А. Перспективы взаимодействия РФ и ЕС в сфере декарбонизации. Есть ли возможности для расширения рынка для российского газа в Европе? //«Нефтегазовая вертикаль». 2019. № 13. С. 101-105.

30. Bastin JF, Finegold Y, Garcia C, Mollicone D, Rezende M, Routh D, Zohner CM, Crowther TW: The global tree restoration potential // Science, 5 July 2019. [Электронный ресурс] URL: https://www.science.org/doi/10.1126/science.aa x0848 (дата обращения: 14.01.2022).

31. Ворошилов Д. Еврокомиссия предложит присвоить ядерной энергетике «зеленый» статус [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/economics/01/01/2022/61d076059a79479bc2463e3e (дата обращения: 14.01.2022).

32. Российская элита - 2020 Аналитический доклад грантополучателей Международного дискуссионного клуба «Валдай», Москва, июль 2013 [Электронный ресурс] URL: https: // publications.hse.ru / mirror / pubs / share / folder/fvctzlmuhq/direct/117034469 (дата обращения: 14.01.2022).

33. Симонов К.В. Русская нефть. Последний передел / Москва, 2005. Сер. Текущий момент. 318 с.

34. «Если лошадь сдохла, надо с нее слезть»: Анатолий Чубайс о «тяжелом плато» для России, появлении совсем бедных и уникальном приборе от COVID-19 // Forbes 18.05.2000 [Электронный ресурс] URL: https://www.forbes.ru/biznes/400747-esli-loshad-sdohla-nado-s-nee-slezt-anatoliy-chubays-o-tyazhelom-plato-dlya-rossii (дата обращения: 14.01.2022).

35. Чубайс призвал реструктурировать экономику из-за изменения климата // РИА Новости 03.06.2021 [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/20210603/klimat-1735378427.html (дата обращения: 14.01.2022).

36. Официальный сайт ПАО «НК «Роснефть» [Электронный ресурс] URL: https://www.rosneft.ru/press/news/item/208243/ (дата обращения: 14.01.2022).

37. Гурков А. Что думает интеллектуальная элита России об изменении климата? // DW 20.05.2021 [Электронный ресурс] URL: https://www.dw.com/ru/chto-dumaet-intellektualnaja-jelita-rossii-o-zashhite-klimata/a-57556146 (дата обращения: 14.01.2022).

38. Миклашевская А. 64% людей в мире считают изменение климата глобальной ЧС // «Коммерсантъ» 27.01.2021 [Электронный ресурс] URL: https://www.kommersant.ru/doc/4663061 (дата обращения: 14.01.2022).

39. ВЦИОМ: около 40 % опрошенных россиян назвали глобальное потепление надуманной проблемой // ТАСС 20.02.2020 [Электронный ресурс] URL: https://tass.ru/obschestvo/7846251 (дата обращения: 14.01.2022).

40. Прах А., Васильева А. Всеприродное волеизъявление // «Коммерсантъ» 30.08.2021 [Электронный ресурс] URL: https: //www.kommersant.ru/d oc/4965361 (дата обращения: 14.01.2022).

41. «Зеленые» выдвинут на выборы в Госдуму 341 кандидата // ТАСС 7.07.2021 [Электронный ресурс] URL: https://tass.ru/politika/11843523 (дата обращения: 14.01.2022).

42. Слабада О. Влияние Греты Тунберг? В России появится «Зеленая альтернатива» // «Свободная Пресса» 4.02.2020 [Электронный ресурс] URL: https://svpressa.ru/society/article/256268/ (дата обращения: 14.01.2022).

43. Bundestag election 2021 [Электронный ресурс] URL:https://www.bundeswahlleiter.de/en/bundestagswahlen/2021/ergebnisse/bu nd-99.html (дата обращения: 14.01.2022).

Андрианов Валерий Валентинович, канд. полит. наук, доц., vvandrianov@fa.ru, Россия, Москва, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

CHALLENGES OF THE CLIMATE AGENDA FOR FOREIGN AND DOMESTIC POLICY

OF THE RUSSIAN FEDERATION

V.V. Andrianov

The Paris Agreement under the United Nations Framework Convention on Climate Change, which was adopted on December 12, 2015, creates new challenges for Russian foreign and domestic policy. It is necessary to clearly identify and classify these challenges in

order to develop measures to minimize emerging risks. The most dangerous risks are associated with growing foreign political pressure on the Russian oil and gas complex, which is the main source of budget replenishment. It is necessary to defend the interests of Russian companies at the state-political level in order to prevent "environmental blackmail". A necessary condition for strengthening the positions of the Russian Federation in the process of energy transition is the consolidation of the Russian elite and society on the climate agenda.

Key words: climate policy, energy transition, ecology, elite conflict, environmental protests.

Andrianov Valery Valentinovich, candidate of political sciences, docent, vvandri-anov@fa.ru, Russia, Moscow, Financial University under the Government of the Russian Federation

УДК 327 001: 10.24412/2071-6141-2022-1-22-34

ЛИЧНОСТНЫЙ И СТРАНОВОЙ ФАКТОРЫ ЛИДЕРСТВА В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

М.А. Майорова, Е.И. Лебедева

Понятие политического лидерства имеет ключевое значение для понимания происходящих политических процессов как внутри страны, так и на международной арене. В статье приводятся теоретические подходы к понятию лидерства и обозначается проблема недостаточной степени научной разработанности феномена лидерства. Авторы приходят к выводу, что личностные и страновые факторы лидерства неразрывно связаны друг с другом. От понимания степени этого соотношения зависит определение траектории развития системы международных отношений и политических процессов внутри страны.

Ключевые слова: политическое лидерство, система международных отношений, теории политического лидерства, политическая власть и влияние.

Глобальные вызовы XXI в. — возрастающее социальное неравенство, фундаментализм, локальные войны, кризис демократий и либерализма — неизмеримо повышают в международных отношениях роль личностных качеств политических деятелей в целом и глав государств в особенности. Представляется возможным отметить, что сложившаяся в мире

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.