Научная статья на тему 'Вызовы и угрозы для европейской системы высшего образования'

Вызовы и угрозы для европейской системы высшего образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТИНЕНТАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ / CONTINENTAL THREATS / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / HIGHER EDUCATION SYSTEM / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / EUROPEAN UNION / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / ПОЛИТИКА ЖЕСТКОЙ ЭКОНОМИИ / AUSTERITY POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозова И.А., Гущина Ю.И., Литвинова Т.Н.

Статья посвящена национальной системе высшего образования, развитие которой не только тесно связано с демографическими тенденциями в государстве, но и напрямую зависит от внешней и внутренней экономической стабильности. Рассмотрены тенденции в развитии образовательных услуг в европейских странах, а также кризисные явления в самых разных сферах экономики. Проанализировано снижение уровня основных показателей социально-экономического развития в странах Евросоюза, затрагивающее важнейшие области жизни общества. Изучены последствия экономического кризиса в странах Евросоюза в 2008-2013 гг., оказавшие влияние на систему высшего образования Европы. Обозначены ключевые вызовы и континентальные угрозы, с которыми предстоит столкнуться системе европейского высшего образования в ближайшем будущем (поиск альтернативных источников финансирования, сокращение платежеспособного спроса и его географическая реструктуризация). Проанализированы наиболее перспективные сегменты рынка образовательных услуг в системе высшего образования с учетом сложных социально-экономических трендов в странах Евросоюза. Выделены основные направления деятельности, которые позволят современным университетам трансформировать обозначенные вызовы в дополнительные возможности. Изучен большой объем зарубежного аналитического материала, включая официальные данные статистической службы Евросоюза и Национального центра статистики образования США. Сделан прогноз будущих тенденций развития европейского высшего образования. Для прогнозирования были использованы методы систематизации, обобщения и компаративного анализа эмпирических данных. Сделан вывод о том, что в целях нейтрализации негативных последствий экономического кризиса для европейской системы высшего образования необходимы разработка и реализация масштабных проектов в рамках государственно-частного партнерства между вузами, национальными правительственными структурами и крупнейшими отраслевыми корпорациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Threats and challenges for European higher education system

Importance The article deals with the issues of the national higher education system, which development is not only closely related to the State demographic trends, but also depends on the internal and external economic stability. We consider the development of the trends of educational services in the European countries, as well as the crisis phenomena in the various spheres of economy. The paper analyses the reduction of the level of key indicators of socio-economic development in the European Union countries, affecting the key areas of life of society. Objectives We examine the consequences of the EU economic crisis within the period of 2008 2013, which impacted the European higher education system. The paper describes the key challenges and continental threats, which face the system of the European higher education in the near future (the search for alternative sources of funding, the reduction of effective demand and its geographical restructuring). We have analyzed the most promising segments of the market of educational services in higher education system, taking into account the complex socio-economic trends in the countries of the European Union. Methods We have researched the large volume of foreign analytical materials, including the official data of the statistical services of the European Union and National Center for Education Statistics (USA). We have predicted the future trends in the development of the European higher education. For forecasting, we have used the methods of systematization, synthesis and comparative analysis of empirical data. Results We conclude that in order to neutralize the negative consequences of the economic crisis for the European system of higher education it is necessary to develop and implement large-scale projects within the framework of public-private partnership between universities, national government agencies and leading industry corporations. Conclusion and Relevance The paper places the special emphasis on the main directions of activities that allow the modern universities to transform the identified challenges in additional capabilities.

Текст научной работы на тему «Вызовы и угрозы для европейской системы высшего образования»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 338.46

ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ ДЛЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

И.А. МОРОЗОВА, доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики и экономической теории E-mail: morozovaira@4st.ru Волгоградский государственный технический университет

Ю.И. ГУЩИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента E-mail: juHa25.30@mail.ru Волжский политехнический институт

Т.Н. ЛИТВИНОВА, старший преподаватель кафедры менеджмента E-mail: litvinova1358@yandex.com Волгоградский государственный аграрный университет

Статья посвящена национальной системе высшего образования, развитие которой не только тесно связано с демографическими тенденциями в государстве, но и напрямую зависит от внешней и внутренней экономической стабильности. Рассмотрены тенденции в развитии образовательных услуг в европейских странах, а также кризисные явления в самых разных сферах экономики. Проанализировано снижение уровня основных показателей социально-экономического развития в странах Евросоюза, затрагивающее важнейшие области жизни общества.

Изучены последствия экономического кризиса в странах Евросоюза в 2008-2013 гг., оказавшие влияние на систему высшего образования Европы. Обозначены ключевые вызовы и континентальные угрозы, с которыми предстоит столкнуться сис-

теме европейского высшего образования в ближайшем будущем (поиск альтернативных источников финансирования, сокращение платежеспособного спроса и его географическая реструктуризация). Проанализированы наиболее перспективные сегменты рынка образовательных услуг в системе высшего образования с учетом сложных социально-экономических трендов в странах Евросоюза. Выделены основные направления деятельности, которые позволят современным университетам трансформировать обозначенные вызовы в дополнительные возможности.

Изучен большой объем зарубежного аналитического материала, включая официальные данные статистической службы Евросоюза и Национального центра статистики образования США. Сделан прогноз будущих тенденций развития европейского

высшего образования. Для прогнозирования были использованы методы систематизации, обобщения и компаративного анализа эмпирических данных.

Сделан вывод о том, что в целях нейтрализации негативных последствий экономического кризиса для европейской системы высшего образования необходимы разработка и реализация масштабных проектов в рамках государственно-частного партнерства между вузами, национальными правительственными структурами и крупнейшими отраслевыми корпорациями.

Ключевые слова: континентальные угрозы, система высшего образования, Европейский союз, государственно-частное партнерство, политика жесткой экономии

Введение

В настоящее время экономическая ситуация во многих европейских странах, в частности на юге и востоке Европы, позволяет говорить о наличии кризисных тенденций. Проявления социально-экономического кризиса в Европе довольно разнообразны [6]. В статье рассматриваются основные тенденции, которые могут повлиять на функционирование учреждений высшего образования. По мнению авторов, эти тенденции служат источниками тех угроз и вызовов, с которыми столкнется европейская образовательная система в ближайшем будущем. Данные угрозы способны в значительной мере изменить базовые принципы функционирования европейского высшего образования [13].

Цели исследования - анализ воздействия и последствий экономического кризиса в Евросоюзе на систему высшего профессионального образования Европы и поиск эффективных инструментов финансирования и развития современных университетов. На основе анализа макроэкономических показателей развития европейских стран, статистических данных в области демографической ситуации и миграционных тенденций в Евросоюзе авторами предложен возможный сценарий развития системы европейского высшего образования, а также выделены и подробно исследованы три важнейших вызова, с которыми столкнутся европейские университеты в среднесрочной перспективе. К числу этих вызовов относятся поиск альтернативных источников финансирования, сокращение платежеспособного спроса и географическая реструктуризация спроса. Результатом исследования стало выявление наиболее перспективного направления нейтрализации возможных негативных последствий экономического кризиса

для европейской системы высшего образования. Это направление предусматривает разработку и реализацию масштабных регулярных проектов в рамках государственно-частного партнерства между вузами, национальными правительственными структурами и крупнейшими отраслевыми корпорациями. Авторы полагают, что европейские университеты, которые в ближайшем будущем сумеют обеспечить себя необходимым количеством надежных финансовых партнеров из коммерческого сектора и наряду с тем добьются поддержки государственных структур, не только переживут тяжелые времена, но и получат возможность занять новые рыночные ниши, освободившиеся за счет менее расторопных конкурентов. В статье обосновано, какие именно сегменты образовательного рынка станут наиболее перспективными в посткризисный период и каким образом высшие образовательные учреждения смогут переориентироваться на данные сегменты с минимальными финансовыми затратами.

Социально-экономическая ситуация в Европе: проблема или шанс?

Современный кризис, разразившийся на территории Евросоюза, уже нельзя назвать только экономическим. Глубина и продолжительность его проявлений в самых разных сферах жизни европейского общества позволяют охарактеризовать его как кризис социальный и политический [11]. Некоторые аналитики пытаются объяснить наличие такого долговременного спада в рамках еврозоны наследием финансовых сложностей 2008 г. [8]. Но тщательное рассмотрение анатомии текущего кризиса практически полностью опровергает данную теорию. Финансовый кризис 2008 г. носил глобальный характер и затронул многие страны мира. Некоторые из них уже достаточно «пришли в себя» и демонстрируют пусть небольшую, но положительную динамику ВВП [9].

Проявления социально-экономического кризиса в Европе довольно разнообразны [16]. Рассмотрим основные из них, в ближайший период они будут формировать среду, в которой придется функционировать учреждениям высшего образования. Именно в проявлениях европейского кризиса следует искать источники тех угроз и вызовов, с которыми столкнется европейская образовательная система в ближайшем будущем. Эти угрозы способны в значительной мере изменить базовые

принципы функционирования европейского высшего образования.

Для текущего кризиса в Европе характерны следующие черты:

- политика жесткой экономии;

- ограничение межбанковских трансфертных операций и платежей;

- отсутствие понятной и обоснованной стратегии стимулирования национальных рынков;

- растущий дисбаланс в экономическом положении центра (например, в Германии и Швеции) и на периферии (страны Южной Европы);

- растущая безработица и негативные миграционные тенденции;

- дестабилизирующая роль евро как единой европейской валюты;

- рост недоверия граждан к национальным правительствам, центробежные тенденции в рамках Евросоюза [13, 14].

Политика жесткой экономии как метод выхода из сложившегося кризиса была предложена Германией. Национальные правительства вынуждены проводить сокращение бюджетных расходов в условиях неуклонного ежегодного падения уровня ВВП:

- в Греции - на 5,3%,

- в Португалии - на 3,9%,

- на Кипре - на 4,1%,

- в Италии - на 2,3%,

- в Испании - на 2%1.

В настоящее время в группу стагнирующих экономик вступает Франция, показавшая в 2013 г. близкий к нулю прирост ВВП и вынужденная резко сократить расходы на социальную сферу, чтобы избавиться от дефицита бюджета. В 2014 г. во Франции сокращение расходов на здравоохранение составило 6 млрд евро.

В настоящее время основным финансовым донором Евросоюза является Германия, рост ВВП которой в 2013 г. превысил 6%. Это выделяет Германию на фоне прочих европейских государств и создает для нее дополнительные конкурентные преимущества2. Последствия кризиса 2008-2013 гг. представлены на рис. 1.

1 Bouras S. Greece: Extremism and Austerity // The Wall Street Journal. 2013. URL: http://blogs.wsj.com/eurocrisis/2013/09/19/ greece-extremism-and-austerity/.

2 CoiffaitL. The five big trends shaping higher education-2012. URL: http://louismmcoiffait.wordpress.com/2012/10/31/the-five-big-trends-shaping-higher-education-background-for-mooc-

cfhe12/.

Стратегия сокращения внутренних расходов в странах Южной Европы кажется недостаточно перспективной ввиду отсутствия продуманной и работоспособной стратегии стимулирования национальных рынков. Если не искать дополнительные резервы и источники оживления экономики3 [19], не оказывать всестороннюю поддержку предпринимательству на уровне государства и общественных организаций, в долгосрочной перспективе страны Евросоюза столкнутся с полным исчерпанием внутренних резервов не только в пределах своей страны, но и всей еврозоны. Когда экономить будет нечего, существующие в Евросоюзе центробежные тенденции многократно усилятся. Работающее население развитых стран-доноров наподобие Германии в настоящее время выражает недовольство по поводу постоянной финансовой поддержки бедствующих стран ЕС за счет налогоплательщиков. Несмотря на недавнюю победу партии христианско-демокра-тического союза на выборах в Германии, которую поддержало немецкое население, наблюдается растущий тренд недовольства в стране. К тому же проведенный в 2013 г. университетом Хоэнхайм и банком ING-DiBa социальный опрос показал, что население Германии не доверяет правительству в освещении текущего положения и дальнейших перспектив развития европейского кризиса. Из 1 000 опрошенных только 11% респондентов считают, что правительство объективно, полно и достоверно информирует население [17].

Влияние евро и евроскептицизм

Ситуацию в еврозоне усугубляет, как ни странно, единая европейская валюта. Необходимость осуществлять все расчеты в евро лишает страны, оказавшиеся в состоянии острого бюджетного дефицита, возможности снизить курс национальной валюты и тем самым сократить издержки производителей и оживить собственные рынки, по крайней мере в краткосрочной перспективе [2]. Именно поэтому Франция находится в более сложном положении, чем Великобритания, которая может воспользоваться частичной девальвацией фунта для обеспечения конкурентоспособности экспортным товарам [10].

Современный экономический кризис выявляет очевидную неоднородность еврозоны и делает

3 Employment Situation Summary. URL: http://www.bls.gov/ news.release/empsit.nr0.htm.

10,0

5,0

0,0

-5,0

-10,0

-15,0

-20,0

-25,0

-30,0

-35,0

2007

2008

2009

2010

-Великобритания

—В— Финляндия - • - Португалия О Люксембург —■—Кипр

-----Испания

--Греция

-Ирландия

—а—Германия

.....Сбалансированный бюджет

О Допустимый дефицит по Маастрихтскому соглашению

Источник: General government deficit/surplus. URL: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/ product_details/dataset?p_product_code=TEC00127.

Рис. 1. Дефицит или профицит бюджета европейских стран, рост, %

более контрастным разрыв в уровнях развития ее центра и периферии [4]. В то же время Германия производит высокотехнологичные экспортные товары, сбывая их на рынки Южной Европы и развиваю-

щихся стран, проводит масштабную инвестиционную политику и субсидирует бюджет еврозоны. Прочие страны вынуждены возвращаться снова и снова к помощи Международного валютного фонда и Евросоюза, не имея пока шансов на погашение внешнего государственного долга.

Социальная напряженность и безработица

Гнетущая атмосфера экономической рецессии обостряет социальные проблемы европейского общества. Наиболее значимыми среди них являются безработица и миграция населения [3]. Меры жесткой экономии, принятые Португалией в 2011 г., привели к тому, что за 2012-2013 гг. уровень внутренней безработицы вырос на 5,3%. При этом дефицит бюджета вырос на 1,1%. Внешний долг в 2013 г. превысил ВВ П н а 123%. За 2012-2013 гг. 2,5% работоспособного населения Португалии покинуло ее пределы, предпочитая искать работу в Анголе, Бразилии и т.д.4. Социальная сфера Португалии, функционирую-

2011

2012

4 Higher education in 2012: a global perspective. URL: http:// www.theguardian.com/higher-education-network/blog/2012/jan/23/ internationalisation-in-2012.

щая в рамках «иберийской социальной» модели, исторически очень сильно зависела от внешних источников финансирования, не соответствовала возможностям национального бюджета. Однако до введения антикризисных мер безработица в стране росла медленнее. В 2009 г. она составляла 10,6%, в 2010 г. - 12,0%, в 2011 г. - 12,7% [9]. Высокая безработица наблюдается также в Греции и Испании [12]. На рис. 2 представлена негативная динамика, характерная для рынка труда южно-европейских стран в последние годы. И в рамках курса, проводимого

30,0

25,0

20,0

15,0

10,0

5,0

0,0

2007

2008

2009

г ■ Великобритания —Испания '—Австрия

2010

-Греция -Германия

Источник: Unemployment rates for the Eurozone and the UK. URL: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/ statistics_explamed/mdex.php/Unemployment_statistics.

Рис. 2. Уровень безработицы в ЕС в первом квартале каждого года, %

Брюсселем, данным странам сложно будет быстро провести какие-либо существенные изменения на своем рынке труда.

Во многих странах, проводящих непопулярный в народной среде курс экономических реформ, начинает складываться и обретать мощь несистемная оппозиция, меняется сама модель общественного поведения граждан, возникают массовые протестные выступления. Несмотря на заявления высшего руководства Евросоюза о стремлении и поступательном движении к окончательному формированию политического союза на территории Европы, сама долгосрочная целостность еврозо-ны вызывает некоторые сомнения.

Ключевые вызовы для системы

высшего образования в Европе

Итак, европейская система высшего образования вынуждена бороться за сохранение своих принципиальных основ и общую стабильность рынка образовательных услуг. Европейские университеты должны быть готовы принять своевременные меры, чтобы ответить на новые вызовы, которые ставит перед ними затяжной экономический кризис еврозоны [7]. Таких вызовов довольно много, но самыми вероятными и потому наиболее опасными можно считать три.

2011

2012

-в- Португалия >< Люксембург

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2013

1. Поиск альтернативных источников финансирования. В условиях рецессии эндаумент-фонды многих европейских университетов сократились или находятся в состоянии выжидания будущих поступлений. При условии сохранения существующей тенденции, а также на фоне сокращения расходов на социальную сферу, в том числе образование, высшие учебные заведения рискуют оказаться в сложной финансовой ситуации. Правительство Великобритании в 2010 г. на законодательном уровне повысило плату за обучение в британских университетах в 3 раза, значительно сократив при этом потенциальный платежеспособный спрос на образовательные услуги своей страны. В 2012 г. там же были сокращены государственные расходы на образование на 20%. Ситуацию усугубляет общий тренд экономической стагнации, который приводит к относительному снижению предпринимательской активности национальных предприятий и сокращению спроса на коммерческие исследования и проекты, реализуемые вузами. Универ-

ситетам все больше приходится рассчитывать на финансирование студентами своего обучения, однако кризисные явления затрагивают и этот источник финансирования. В то же время инвестиции в высшее образование являются мощным инструментом социального развития. Высшее образование увеличивает производительность и экономический рост, сокращает социальное неравенство и вносит огромный вклад в личностное развитие человека [1]. Качественное высшее образование увеличивает уровень интеллектуального капитала в стране. Расходы правительств на образование в процентах от ВВП в 2010 г. представлены на рис. 3. Сокращение платежеспособного спроса. Для оплаты обучения студенты в Европе часто прибегают к использованию образовательных кредитов или работают, стремясь накопить достаточную сумму средств для оплаты следующего семестра. В условиях системной безработицы и сокращения уровня заработной платы в среднем в Европе возможности для получения дорогосто-

10

9 -

g

<N В

w а q «

w

ьг

к S

u в

©

Й s

s a

« Ю

К О

3

3 s

ft H

S u

^ m

«WW g S S

^ Ü §

" tä EH

5 Л Я < © О

£ о

с

л =

X -

о

с

* Ü из

к S ft

к и

и ft

W W

s S

& ^

сз (U

О W

к S

ü -с

S

^

См

ft

ю

а « о 5 ° к га

w w

g s & «

Й о

§ к

й K s «

Источник: Eurostat Public expenditure on education. URL: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/tgm/table.do?tab=table&init=1&plugin=1 &language=en&pcode=tsdsc510.

Примечание. ЕС-27 - средняя величина государственных расходов на образование в странах Евросоюза в 2010 г., % от ВВП. Рис. 3. Государственные расходы на образование в странах Евросоюза в 2010 г, % от ВВП

2

8

5

2

1

0

Российская Федерация (6,570)

Вьетнам (6,589)_

Египет (7,310) Мексика (10,302)

Филиппины (10,559)

Великобритания (3,679) Ирак (3 Франция (4,031),

Колумбия (4,271), Таиланд (4,745) ЮАР (4,826) Кения (5,007) Иран (5,523) Япония (5,832) Турция (6,312)

Остальные страны (50,736)

Индия (118,864)

Эфиопия (10,816)

Бангладеш (15,490)

Китай (91,177)

Бразилия (16,725).

Нигерия (19,406).

Пакистан (19,482).

Индонезия (20,336)

США (21,658)

Источник: Coiffait L. The five big trends shaping higher education-2012. URL: http://louismmcoiffait.wordpress.com/2012/10/31/the-five-big-trends-shaping-higher-education-background-for-mooc-cfhe12/.

Рис. 4. Численность населения в возрасте 18-22 лет (прогноз к 2020 г), млн чел.

ящих образовательных услуг населением резко сокращаются. С одной стороны, безработный гражданин имеет достаточное количество времени и мотивацию для получения новых знаний, с другой - испытывает серьезный недостаток денежных средств. Во Франции в июне 2013 г. насчитывалось более 3,27 млн безработных (на 11,2% больше, чем в аналогичном периоде 2012 г.) [17]. В Великобритании к апрелю 2013 г. число безработных достигло 2,56 млн чел., реальные зарплаты были сокращены у 70% сотрудников, средняя зарплата по стране в период с 2008 по 2013 г. снизилась на 6%. Данные кризисные явления негативным образом сказываются на совокупном объеме рынка образовательных услуг Европы, вызывая существенное падение платежеспособного спроса со стороны населения.

3. Географическая реструктуризация спроса. Спрос на услуги высшего образования тесно связан с двумя ключевыми факторами - рождаемостью и мобильностью населения. В настоящее время наиболее высокие темпы роста рождаемости наблюдаются в развивающихся и беднейших странах мира. Европа, напротив, переживает сложные времена демографического кризиса и старения населения [5]. Это значит,

что буквально через пару десятилетий основная масса молодого населения будет сосредоточена не в европейских странах, а в Индии, Китае, Индонезии, США, Бразилии, Пакистане, Нигерии и т.д. (рис. 4). Активное развитие большинства данных стран уже в настоящее время приводит к тому, что многие студенты предпочитают получать высшее образование у себя на родине. Дистанционные технологии обучения дают возможность получения качественных образовательных услуг не хуже европейских. В связи с представленной мировой демографической ситуацией для сохранения рыночной позиции европейским университетам предстоит сосредоточить серьезные усилия на привлечении иностранных студентов. В настоящее время основное пополнение университетов Великобритании составляют студенты из Индии (16%), Нигерии (42%), Малайзии (22%), Пакистана (26%), Саудовской Аравии (15%) и Шри-Ланки (18%). Совокупный вклад в экономику Великобритании, внесенный иностранными студентами в 2010 г., составил 8,25 млрд фунтов стерлингов5. Однако

5 Coiffait L. The five big trends shaping higher education-2012. URL: http://louismmcoiffait.wordpress. com/2012/10/31 /the-five-big-trends-shaping-higher-education-background-for-mooc-cfhe12/.

Количество студентов в США в 2012 г.

Студенты Количество, чел. Процент

Зачисленные на курсы дистанционного обучения 2 642 158 12,5

Зачисленные на очное и дистанционное обучение 2 809 942 13,3

Не зачисленные и не обучавшиеся на курсах дистанционного обучения 15 694 955 74,2

Всего... 21147 055 100

Источник: Enrollment in Distance Education Courses, by State: Fall 2012. URL: http://fliphtml5.com/kenn/mesq/basic.

попытки британского правительства ограничить приток нежелательных мигрантов, обостряющих во время кризиса проблемы безработицы и социального обеспечения, привели к ужесточению визового режима для студентов и повышению требований к начальной образовательной подготовке иммигрантов. Сильнейшая конкуренция со стороны вузов США и Австралии в подобных условиях может привести к значительному сокращению европейского рынка образовательных услуг. В США, например, в 2012 г. более 25% студентов выбрали программы дистанционного обучения (см. таблицу).

Заключение

Во время кризиса платежеспособный спрос резко снижается. Два ценовых сегмента становятся особенно популярными у потребителей: недорогие образовательные услуги и образование премиум-класса. Рынок высшего образования не является исключением. Во время экономических «бурь» в Европе наиболее перспективным сегментом рынка высшего образования будут недорогие короткие комплексные образовательные программы, использующие технологии дистанционного обучения. Они позволяют студентам значительно сэкономить. Кроме этого, эти образовательные программы являются хорошим вариантом для профессиональной переподготовки специалистов, которые потеряли работу в связи с кризисом.

Во времена кризиса другим перспективным сегментом рынка образования в Европе являются высококачественные образовательные программы самых престижных и дорогих европейских университетов. Инвестируя в образование в Кембридже, Оксфорде, в Имперском колледже Лондона (Великобритания), Швейцарском федеральном технологическом институте (Швейцария), Университете Эдинбурга

(Шотландия), Мюнхенском университете (Германия), люди считают, что они делают надежные инвестиции, которые обеспечат их будущую карьеру и профессиональное процветание. Во время кризиса современные европейские университеты должны воспользоваться такими особенностями спроса на рынке образовательных услуг.

Кроме того, антикризисная политика университета должна сочетаться с ранее наработанным имиджем и репутацией учреждения и осуществляться в пределах уже сложившейся ценовой политики. Таким образом, средние университеты второго эшелона, которые еще не заслужили звание «образовательного гиганта» и не могут предложить эксклюзивные образовательные программы и всемирно признаваемые дипломы, могут частично пересмотреть некоторые существующие учебные планы, чтобы сократить время обучения, оптимизировать и минимизировать затраты на них [18]. Таким образом, они смогут привлечь больше потенциальных абитуриентов. Крупные престижные университеты могут также воспользоваться предлагаемой стратегией. При этом не следует широко использовать демпинг, даже если в краткосрочной перспективе будет небольшое снижение спроса на образовательные программы. Дело в том, что, спускаясь в низкий ценовой сегмент и повышая доступность элитного образования, университеты снижают уникальность и высокий статус своих дипломов. Элитное образование - такая же роскошь, как бриллианты. И ценовая стратегия должна быть такой же. Во время кризиса, чтобы не потерять потенциальных студентов, престижные европейские университеты должны сосредоточиться на создании действенной системы связи с целевой аудиторией и на работе с партнерами и благотворителями, которые способны поддерживать финансами университеты в трудные времена.

В качестве универсального инструмента для университетов в Европе может рассматриваться государственно-частное партнерство. Главным перспективным направлением нейтрализации последствий экономического кризиса для европейской системы высшего образования является разработка и реализация масштабных проектов в рамках государственно-частного партнерства между вузами, национальными правительственными структурами и крупнейшими отраслевыми корпорациями. Ставка должна быть сделана на поддержание эндаумент-фондов и коммерческих исследований наиболее

перспективных вузов Европы со стороны крупных владельцев капитала, поскольку малые предприятия в периоды глубокой рецессии могут заботиться только о собственном выживании на рынке [15, 20]. Те европейские университеты, которые в ближайшем будущем сумеют обеспечить себя необходимым количеством надежных финансовых партнеров из коммерческого сектора и наряду с тем добьются поддержки государственных структур, не только переживут тяжелые времена, но и получат возможность занять новые рыночные ниши, освободившиеся за счет менее расторопных конкурентов.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Арбатова Н.К. Посткризисные модели европейской интеграции // Мировая экономика и международные отношения. 2014. № 11. С. 21-26.

2. Багдасарян В.Э. Гуманитарные основания экономического кризиса // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование.

2009. Т.2. № 3. С. 39-47.

3. Быков А. Евразийская интеграция, ее перспективы и возможности // Российский экономический журнал. 2014. № 1. С. 24-39.

4. Вайнштейн Г.И. Популизм в современной Европе: новые тенденции // Мировая экономика и международные отношения. 2013. № 12. С. 24-33.

5. Воронов К.В. Евросоюз в контркризисной конкуренции «центров силы»: потенциал, реалии, надежды // Мировая экономика и международные отношения. 2013. № 3. С. 68-77.

6. Гаджиева В. Глобальный кризис: причины, направления, пути решения // Век глобализации.

2010. № 1. С. 106-110.

7. Глазьев С., Ткачук С. Перспективы развития евразийской экономической интеграции: от ТС-ЕЭП к ЕЭС (концептуальный аспект) // Российский экономический журнал. 2013. № 1. С. 3-12.

8. Гонтмахер Е.Ш. Мировые миграционные процессы: необходимость глобального регулирования // Вопросы экономики. 2013. № 10. С. 136-146.

9. ЕршовМ.В. Пять лет после масштабной фазы кризиса: насколько стабильна ситуация? // Вопросы экономики. 2013. № 12. С. 29-47.

10. Кислицын К.Н. Перспективы развития современного высшего образования в Европе // Знание, понимание, умение. 2010. № 2. С. 36-41.

11. Лицарева Е.Ю. Позиции стран ЕС в отношении выхода из экономического кризиса 2008 г. // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 365. С. 69-76.

12. Олевский Г. Знаниеемкое предпринимательство в экономике Европейского союза // Мировая экономика и международные отношения. 2014. № 6. С. 43-52.

13. Понеделко Г. Испания: слабые перспективы роста // Мировая экономика и международные отношения. 2011. № 4. С. 60-69.

14. Хасбулатов Р.И. Глобальный финансовый кризис: причины и последствия // Век глобализации. 2008. № 2. С. 30-45.

15. Черкасов В., Шарова C. Кризис в Еврозоне: вызовы и ответы // Мировая экономика и международные отношения. 2013. № 9. С. 12-24.

16. Черкасова Е.Г. Испания и кризис: политические аспекты // Мировая экономика и международные отношения. 2013. № 9. С. 33-41.

17. Dimmock S. G. Background risk and university endowment funds // Review of Economics and Statistics. 2012. 94 (3). P. 789-799.

18. Hoxby C. Endowment management based on a positive model of the university // NBER Working Paper. 2012. № 18626. URL: http://econpapers.repec. org/paper/nbrnberwo/18626.htm

19. Lerner J., SchoarA., Wan W. Smart Institutions, Foolish Choices? The Limited Partner Performance Puzzle // Journal of Finance. 2007. № 62. P. 731764.

20. VughtF. The EU Innovation Agenda: Challenges for European Higher Education and Research // Higher Education Management and Policy. 2009. Vol. 21. № 12. P. 1-22.

Regional economics: theory and practice Vocational education

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

THREATS AND CHALLENGES FOR EUROPEAN HIGHER EDUCATION SYSTEM

Irina A. MOROZOVA, Yuliya I. GUSHCHINA, Tat'yana N. LITVINOVA

Abstract

Importance The article deals with the issues of the national higher education system, which development is not only closely related to the State demographic trends, but also depends on the internal and external economic stability. We consider the development of trends of educational services in the European countries, as well as the crisis phenomena in various spheres of economy. The paper analyses the reduction of the level of key indicators of socio-economic development in the European Union countries affecting the key areas of life of the society. Objectives We examine the consequences of the EU economic crisis within the period of 2008 - 2013, which impacted the European higher education system. The paper describes the key challenges and continental threats, which the system of the European higher education will face in the near future (the search for alternative sources of funding, the reduction of effective demand and its geographical restructuring). We have analyzed the most promising segments of the educational services market in higher education system taking into account the complex socio-economic trends in the European Union countries. Methods We have researched a large volume of foreign analytical materials, including the official data of the statistical services of the European Union and National Center for Education Statistics (USA). We have predicted future trends in the development of the European higher education. For forecasting, we have used the methods of systematization, synthesis and comparative analysis of empirical data. Results We conclude that in order to neutralize negative consequences of the economic crisis for the European system of higher education, it is necessary to develop and implement large-scale projects within the framework of public-private partnership between universities, national government agencies and leading industry corporations.

Conclusion and Relevance The paper places special emphasis on the main areas of activities that allow

modern universities to transform the identified challenges into additional opportunities.

Keywords: continental threats, higher education system, European Union, public-private partnership, austerity policy

References

1. Arbatova N.K. Postkrizisnye modeli evropeiskoi integratsii [Post-crisis models of the European integration]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosh-eniya - World Economy and International Relations, 2014, no. 11, pp. 21-26.

2. Bagdasaryan V.E. Gumanitarnye osnovaniya ekonomicheskogo krizisa [Humanitarian foundations for economic crisis]. Problemnyi analiz i gosudarst-venno-upravlencheskoe proektirovanie - Problem analysis and public and administrative design, 2009, vol. 2, no. 3, pp. 39-47.

3. Bykov A. Evraziiskaya integratsiya, ee per-spektivy i vozmozhnosti [Eurasian integration: its prospects and capabilities]. Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal - Russian Economic Journal, 2014, no. 1, pp. 24-39.

4. Vainshtein G.I. Populizm v sovremennoi Ev-rope: novye tendentsii [Populism in today's Europe: new trends]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya - World Economy and International Relations, 2013, no. 12, pp. 24-33.

5. Voronov K.V. Evrosoyuz v kontrkrizisnoi konkurentsii "tsentrov sily": potentsial, realii, nadezhdy [European Union in counter-crisis competition of centers of power: potential, realities, hopes]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya - World Economy and International Relations, 2013, no. 3, pp.68-77.

6. Gadzhieva V. Global'nyi krizis: prichiny, napravleniya, puti resheniya [Global crisis: causes, directions, solutions]. Vek globalizatsii - Century of globalization, 2010, no. 1, pp. 106-110.

7. Glaz'ev S., Tkachuk S. Perspektivy razvitiya evraziiskoi ekonomicheskoi integratsii: ot TS-EEP k EES (kontseptual'nyi aspekt) [The growth prospects of the Eurasian economic integration: from the CU -CFMZ to the EEC (Conceptual aspects)]. Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal - Russian Economic Journal, 2013, no. 1, pp. 3-12.

8. Gontmakher E.Sh. Mirovye migratsionnye protsessy: neobkhodimost' global'nogo regulirovaniya [Global migration processes: the need for global regulation]. Voprosy Economiki, 2013, no. 10, pp. 136-146.

9. Ershov M.V. Pyat' let posle masshtabnoi fazy krizisa: naskol'ko stabil'na situatsiya? [Five years after the intensive phase of crisis: to what extent the situation is stable?]. Voprosy Economiki, 2013, no. 12, pp. 29-47.

10. Kislitsyn K.N. Perspektivy razvitiya sovremen-nogo vysshego obrazovaniya v Evrope [The growth prospects of today's higher education in Europe]. Znanie, ponimanie, umenie - Knowledge, understanding, skill, 2010, no. 2, pp. 36-41.

11. Litsareva E.Yu. Pozitsii stran ES v otnoshenii vykhoda iz ekonomicheskogo krizisa 2008 g. [Positions ofthe countries of European Community with respect to recovery after 2008 economic crisis]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of Tomsk State University, 2012, no. 365, pp. 69-76.

12. Olevskii G. Znanieemkoe predprinimatel'stvo v ekonomike Evropeiskogo soyuza [Knowledge-intensive entrepreneurship in the economy of the European Union]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye ot-nosheniya - World Economy and International Relations, 2014, no. 6, pp. 43-52.

13. Ponedelko G. Ispaniya: slabye perspektivy rosta [Spain: weak growth prospects]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya - World Economy and International Relations, 2011, no. 4, pp. 60-69.

14. Khasbulatov R.I. Global'nyi finansovyi krizis: prichiny i posledstviya [Global financial crisis: causes and consequences]. Vekglobalizatsii - Century of globalization, 2008, no. 2, pp. 30-45.

15. Cherkasov V., Sharova C. Krizis v Evrozone: vyzovy i otvety [The Euro zone crisis: challenges and responses]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya - World Economy and International Relations, 2013, no. 9, pp.12-24.

16. Cherkasova E.G. Ispaniya i krizis: politicheskie aspekty [Spain and crisis: political aspects]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya - World Economy and International Relations, 2013, no. 9, pp. 33-41.

17. Dimmock S.G. Background Risk and University Endowment Funds. Review of Economics and Statistics, 2012, no. 94, pp. 789-799.

18. Hoxby C. Endowment management based on a positive model ofthe university. NBER Working Paper, 2012, no. 18626. Available at: http://econpapers.repec. org/paper/nbrnberwo/18626.htm.

19. Lerner J., Schoar A., Wan W. Smart Institutions, Foolish Choices? The Limited Partner Performance Puzzle. Journal of Finance, 2007, no. 62, pp. 731-764.

20. Vught F. The EU Innovation Agenda: Challenges for European Higher Education and Research. Higher Education Management and Policy, 2009, vol. 21, no. 12, pp. 1-22.

Irina A. MOROZOVA

Volgograd State Technical University, Volgograd,

Russian Federation

morozovaira@list.ru

Yuliya I. GUSHCHINA

Volzhsky Polytechnical Institute (branch) of Volgograd State Technical University, Volzhsky, Volgograd region, Russian Federation julia25.30@mail.ru

Tat'yana N. LITVINOVA

Volgograd State Agricultural University, Volgograd, Russian Federation litvinova1358@yandex.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.