Научная статья на тему 'ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ CHATGPT В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ CHATGPT В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Artium Magister
Область наук
Ключевые слова
чат-бот / ChatGPT / искусственный интеллект / изучение английского языка / современное образование / chatbot / ChatGPT / artificial intelligence / English language learning / modern education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ольга Валерьевна Донина, Владислава Александровна Рафаэльян

Статья посвящена исследованию преимуществ и недостатков чат-бота с искусственным интеллектом ChatGPT в процессе изучения английского языка школьниками, обучающимися в средних общеобразовательных заведениях. Мы анализировали качество выполнения ChatGPT заданий по грамматике, лексике, фонетике английского языка и умение выполнять тренировочные упражнение на «понимание информации в тексте». Всего было проведено 66 испытаний. Задания, ориентированные на уровни знаний начальной и старшей школы, были взяты из учебных пособий, сборников упражнений, сайта «Решу ЕГЭ» и интернет-ресурсов для учителей. В ходе исследования выяснилось, что чат-бот успешно справляется с грамматическими и лексическими упражнениями, чтением начального уровня. Кроме того, чат-бот отличает транскрипцию британского произношения от американского. Также стоит отметить, что одним из главных преимуществ ChatGPT является его доступность. Обучающиеся могут использовать чат-бот в любое время и в любом месте, где есть Интернет. Это делает изучение английского языка более гибким и удобным. Однако чат-бот ошибается в заданиях на группировку звуков и заданиях на чтение для учеников 9–11-го классов. Наше исследование показало, что чат-бот не может заменить наставника. Важно, чтобы ученики имели возможность задавать вопросы и получать индивидуальную обратную связь от учителя, чтобы убедиться в правильном понимании материала. Таким образом, ChatGPT является полезным инструментом для обучения английскому языку, который может помочь ученикам улучшить свою грамматику, лексику и навыки чтения, но требует перепроверки с другими источниками и не может заменить индивидуального подхода к каждому ученику и регулярной практики английской речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ольга Валерьевна Донина, Владислава Александровна Рафаэльян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHALLENGES AND PROSPECTS OF USING CHATGPT IN THE PROCESS OF LEARNING ENGLISH

The article is devoted to the study of the advantages and disadvantages of a ChatGPT in the process of studying English in secondary school. We tested ChatGPT to check English grammar, vocabulary, phonetics, and the ability to do exercises from reading comprehension information. There were 66 tests in the research process. The tests were taken from websites for teachers, collections of exercises in English for the 4th grade, and the textbook for the students of the additional professional retraining program for English language teachers in the Chelyabinsk region “English. Phonetics”. During the research, it was found that the chatbot is successfully doing grammar and vocabulary exercises at the primary and 9th – 11th grade levels and reading at the primary level. The chatbot also differentiates transcriptions of British and American pronunciation. It is also worth noting that one of the main advantages of ChatGPT is its accessibility. Learners can use the chatbot at any time and in any place where there is access to the Internet. This makes learning English more flexible and convenient. However, the chatbot makes mistakes in sound grouping tasks and reading tasks for students in grades 9–11. Our research shows that the chatbot cannot replace a tutor. It is important for students to be able to ask questions and receive individualized feedback from the teacher to make sure they understand the material correctly. So ChatGPT is a useful learning instrument that can help students improve their grammar, vocabulary, and reading skills, but it requires double-checking with other sources and cannot replace individualized attention to each student and regular practice of English speaking.

Текст научной работы на тему «ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ CHATGPT В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

www.volsu.ru

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

UDC 378.064 Submitted: 24.04.2023

LBC 74.02+81.1 Accepted: 30.05.2023

CHALLENGES AND PROSPECTS OF USING CHATGPT IN THE PROCESS OF LEARNING ENGLISH

Olga V. Donina

Voronezh State University, Voronezh, Russian Federation

Vladislava A. Rafael'yan

Voronezh State University, Voronezh, Russian Federation

Abstract. The article is devoted to the study of the advantages and disadvantages of a ChatGPT in the process of studying English in secondary school. We tested ChatGPT to check English grammar, vocabulary, phonetics, and the ability to do exercises from reading comprehension information. There were 66 tests in the research process. The tests were taken from websites for teachers, collections of exercises in English for the 4th grade, and the textbook for the students of the additional professional retraining program for English language teachers in the Chelyabinsk region "English. Phonetics". During the research, it was found that the chatbot is successfully doing grammar and vocabulary exercises at the primary and 9th - 11th grade levels and reading at the primary level. The chatbot also differentiates transcriptions of British and American pronunciation. It is also worth noting that one of the main advantages of ChatGPT is its accessibility. Learners can use the chatbot at any time and in any place where there is access to the Internet. This makes learning English more flexible and convenient. However, the chatbot makes mistakes in sound grouping tasks and reading tasks for students in grades 9-11. Our research shows that the chatbot cannot replace a tutor. It is important for students to be able to ask questions and receive individualized feedback from the teacher to make sure they understand the material correctly. So ChatGPT is a useful learning instrument that can help students improve their grammar, vocabulary, and reading skills, but it requires double-checking with other sources and cannot replace individualized attention to each student and regular practice of English speaking.

Key words: chatbot, ChatGPT, artificial intelligence, English language learning, modern education.

УДК 378.064 Дата поступления статьи: 24.04.2023

ББК 74.02+81.1 Дата принятия статьи: 30.05.2023

I ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ CHATGPT

4 В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

pq

§ Ольга Валерьевна Донина

g Воронежский государственный университет, г. Воронеж, Российская Федерация

■е

Владислава Александровна Рафаэльян

pq

О Воронежский государственный университет, г. Воронеж, Российская Федерация

л

5 Аннотация. Статья посвящена исследованию преимуществ и недостатков чат-бота с искусственным

Ч интеллектом ChatGPT в процессе изучения английского языка школьниками, обучающимися в средних об® щеобразовательных заведениях. Мы анализировали качество выполнения ChatGPT заданий по грамматике,

лексике, фонетике английского языка и умение выполнять тренировочные упражнение на «понимание информации в тексте». Всего было проведено 66 испытаний. Задания, ориентированные на уровни знаний начальной и старшей школы, были взяты из учебных пособий, сборников упражнений, сайта «Решу ЕГЭ» и интернет-ресурсов для учителей. В ходе исследования выяснилось, что чат-бот успешно справляется с грам-магическими и лексическими упражнениями, чтением начального уровня. Кроме того, чат-бот отличает транскрипцию британского произношения от американского. Также стоит отметить, что одним из главных преимуществ ChatGPT является его доступность. Обучающиеся могут использовать чат-бот в любое время и в любом месте, где есть Интернет. Это делает изучение английского языка более гибким и удобным. Однако чат-бот ошибается в заданиях на группировку звуков и заданиях на чтение для учеников 9-11-го классов. Наше исследование показало, что чат-бот не может заменить наставника. Важно, чтобы ученики имели возможность задавать вопросы и получать индивидуальную обратную связь от учителя, чтобы убедиться в правильном понимании материала. Таким образом, ChatGPT является полезным инструментом для обучения английскому языку, который может помочь ученикам улучшить свою грамматику, лексику и навыки чтения, но требует перепроверки с другими источниками и не может заменить индивидуального подхода к каждому ученику и регулярной практики английской речи.

Ключевые слова: чат-бот, ChatGPT, искусственный интеллект, изучение английского языка, современное образование.

Введение

Согласно американскому журналу «Forbes»

[8], количество пользователей чат-бота на основе языковой модели с генеративным искусственным интеллектом (ChatGPT) в начале февраля 2023 г. достигло 100 млн чел., среди которых, конечно, были школьники и студенты. Заинтересованность учащихся в применении чат-бота в целях облегчения процесса обучения вызвало в январе 2023 г. беспокойство у Департамента образования г. Нью-Йорка, который объявил о запрете доступа к ChatGPT на школьных устройствах, что впоследствии было распространено на Лос-Анджелес и Балтимор [19]. Однако М. Циммерман, директор инновационного преподавания и обучения в христианской школе «Renton Prep» и автор книги «Обучение ИИ: изучение новых границ обучения», призывает преподавателей развивать любопытство к новым инструментам, таким как ChatGPT

[9]. В целом преподаватели разделились по мнениям на тех, кто против использовать ChatGPT во время обучения [15], и тех, кто согласен с мнением М. Циммермана и хочет обучить школьников применять чат-боты разумно.

Анализ состояния: начало исследования ChatGPT в России

Исследование ChatGPT продолжается, и с каждой новой версией модели ее функциональность становится более продвинутой. На данный момент многие компании уже исполь-

зуют искусственный интеллект в своих продуктах и сервисах, от чат-ботов до систем автоматической обработки текста [14].

Однако в учебных заведениях продолжаются споры: стоит ли использовать чат-бот или нет. Те, кто отказываются применять чат-бот, утверждают, что главная причина - «галлюцинации искусственного интеллекта» [5]. По словам Прабхакара Рагхавана, старшего вице-президента компании Google и главы подразделения Google Search, галлюцинации чат-бота заключаются в том, что он генерирует полностью выдуманный ответ и выдает его за корректный [13].

Несмотря на проблему с галлюцинациями, ученики и студенты продолжают облегчать себе работу при помощи чат-бота. Так, Александр Жадан, студент РГГУ, написал и защитил дипломную работу, получив оценку «удовлетворительно», используя ChatGPT. РГГУ предложил ограничить доступ к ChatGPT в образовательных учреждениях, ссылаясь на его потенциальное негативное влияние на указанную область [11].

При проверке успешности решения чат-ботом заданий ЕГЭ было показано, что он справляется с экзаменом по биологии (результаты варьируются от 65 до 92 баллов [6]), с первой частью ЕГЭ по математике профильного уровня (9 правильных ответов из 11) [17] и др.

Поскольку чат-бот уже приносит пользу преподавателям и студентам, руководством ИТМО было принято решение продолжать

тестировать и внедрять такие чат-боты, как ChatGPT, чтобы лучше исследовать их преимущества и недостатки [16].

В рамках данной работы предлагается протестировать эффективность ChatGPT при изучении английского языка школьниками. При разработке испытаний мы обратились к сайтам для учителей, сайту «Решу ЕГЭ», учебникам начальных классов. Ответы проверялись при помощи «ключей». Поскольку чат-бот не работает в странах СНГ в связи с законодательными ограничениями, мы тестировали чат-бот в телеграмме (66 испытаний).

Методы

Для того, чтобы узнать, в чем ChatGPT действительно может помочь школьникам, в рамках данной работы был проведен ряд экспериментов, где чат-боту было предложено решить задания разделов фонетики, грамматики, лексики и чтения из следующих учебных ресурсов: сборник упражнений по английскому языку за 4-й класс Н.И. Быковой и М.Д. Поспеловой [4], сайт для учителей с проверочными заданиями [7; 10; 12], сайт «Решу ЕГЭ» [3], содержащий экзаменационные задания форматов ЕГЭ и ОГЭ, учебное пособие Т.А. Амосовой и B.C. Воропаевой [1].

Результаты и их обсуждение

Ниже приведена таблица, обобщающая результативность ChatGPT: в ней отражен процент правильных ответов чат-бота из разделов фонетики, грамматики, лексики, чтения за 1-4-й классы и 9-11-й классы.

В разделе фонетики ChatGPT решал задания для 1-4-го классов, где нужно было соотнести слова с транскрипцией, сгруппировать слова в зависимости от правил чтения и распределить их в колонки с соответствующим

звуком: 53 % заданий были взяты из сборника упражнений по английскому языку за 4-й класс Н.И. Быковой и М.Д. Поспеловой [4] и 47 % заданий из контрольных тестов на сайте [7]. Чат-бот верно выполнил 25 % заданий, корректно соотнеся слова с содержащимися в них звуками. ChatGPT не справился с заданиями на группировку слов в соответствии с содержащимися в них звуками; например, он отнес слова car, park, farm к группе, содержащей звук [о Г]. Также возникли проблемы с распределением слов на содержащие открытый и закрытый слог: так, слово plate было отнесено к группе, содержащей закрытый слог, а слова: cut, tide, mix, his, cat, clog, meet, he, sit, fond, plan, tram, ill, tent, fell, feel, we - к группе с открытым слогом.

Если задания по фонетике для 1-4-го классов были предложены ChatGPT в той же формулировке, как они представлены в учебных ресурсах, то задания для 9-11-го классов (из учебного пособия «Английский язык. Фонетика» [1]) было решено переформулировать с учетом промпт-инженеринга. Одним из представленных чат-боту заданий было транскрибирование британского произношения следующих слов: adidt, advertisement, after, agile, ask, ballet, bath, brochure, can't, chance, class, example, fertile, garage, hospitable, hostile, laugh, mobile, vaccine, versatile. Ответ ChatGPT был проверен при помощи кембриджского словаря [2], что показало, что чат-бот ошибся только в транскрипции слова garage, представив ее как ['дэггсисЩ вместо дэега : з]. При создании транскрипции американского произношения для идентичного списка слов также была совершена одна ошибка: транскрипция слова brochure была представлена как ['broujar] вместо [brou'Jbr]. В рамках еще одного задания необходимо было выделить признаки, по которым отличаются представленные звуки (например, звонкость /

Разделы Уровни

1^1-й классы 9-11-й классы

Фонетика 27% 93%

Грамматика 87% 100%

Лексика 87% 80%

Чтение 67% 80%

Всего 66 испытаний

Процентное соотношение правильных ответов чат-бота

глухость у согласных звуков). ChatGPT смог найти отличия всех парных звуков. Также было представлено задание на группировку гласных звуков по долготе. Так, к содержащим долгие звуки ChatGPT отнес такие слова, как team, court, learn, teacher, ball, bar, foot, present, snooker, turn, pool, sport, hurt, start, ошибившись со словом present, где ни один из гласных звуков не имеет долготы; при этом слова beat, beam, car были определены чат-ботом как содержащие краткие гласные звуки, что также ошибочно. Еще одним заданием было нахождение определенного звука в представленных словах. Здесь ChatGPT совершил 10 % ошибок, например неверно определив, что слово barn содержит звук [л]. В целом в разделе фонетики чат-бот лучше справился с заданиями для 9-11-го классов, так как вопросы были переформулированы, то есть упрощены для более эффективного восприятия их чат-ботом.

Что касается грамматики, то для испытания мы взяли 15 упражнений из сборника по английскому языку Н.И. Быковой и М.Д. Поспеловой [4]. 87 % этих заданий чат-бот выполнил правильно. ChatGPT допустил ошибку в задании, где нужно было дописать предложения, используя подсказки, например: this is a chair (вблизи), that is a tree (вдали), these are flowers (вблизи), those are flowers (вдали)». ChatGPT выполнил упражнения, но вместо this is a banana; these are burgers; these are biscuits, как указано в примере, он ответил: here is a banana; here are burgers; here are biscuits. Также чат-бот выполнил только одно предложение из семи, где нужно было написать, кому принадлежат вещи: Whose is that tree house? (Larry and Lulu) - It's Larry and Lulu s. Также было проверено 5 упражнений для 11-го класса в формате ЕГЭ. Чат-бот должен был преобразовать, если это необходимо, слова: be, see, become, man, invest так, чтобы они грамматически соответствовали содержанию текста. Ошибок не было, чат-бот справился с заданиями.

Также ChatGPT были предъявлены задания из раздела отработки лексических навыков для 1-4-го классов и для 9-11-го классов. Задания были взяты на сайте для учителей [10]. Количество правильно выполненных заданий составило 87 %. Рассмотрим подроб-

нее допущенные чат-ботом ошибки. В некоторых случаях чат-бот не смог убрать лишнее по смыслу слово. В словах: desks, dolls, board, book и play, read, count, translate чат-бот указал неверно слова board и translate. В то же время в словах: map, poster, picture, flower чат-бот указал правильное лишнее слово flower. В задании, где нужно выбрать правильный ответ в предложении: in Music we usually (learn by heart/write/sing songs), чат-бот допустил ошибку в предложении, выбрав фразу learn by heart. В остальных предложениях чат-бот ошибок не допускал. Для 911-го классов было проверено 5 упражнений. ChatGPT ошибся в одном задании в предложении Crossword puzzles are the most popular word puzzles in the world. However, their

history is__short, написав фразу reality

short. Чтобы понять, почему он допустил ошибку, нужно было узнать частотность двух фраз: reality short и really short. В корпусе английского языка NOW фраза reality short существует [18]. Однако перед фразой используется прилагательное virtual с частотностью 25, в то время как фраза really short встречается после глагола to be с частотностью 800.

Что касается тестирования задач из раздела Чтение для начальной школы и для среднего звена, то ChatGPT сначала предъявляли текст, а потом он решал задания, взятые из «Решу ЕГЭ» и сайта для учителей [12]. Чат-бот справился с каждым из них, но на вопрос: What's your daily routine? ответил, что он не может планировать свое расписание, но сможет рассказать о ежедневных планах людей. Для 9-11-го классов были подобраны такие виды заданий, как понимание основного содержания текста, структурно-смысловых видов текста и полное понимание информации в тексте. Метод преподнесения чат-боту задания был таким же: сначала чат-боту предъявляли текст, затем он выполнял задания. В тексте, где нужно понять основную информацию, чат-бот ошибся в двух абзацах, дав им некорректные заголовки. В задании на понимание структурно-смысловых видов текста ChatGPT допустил ошибку, написав dropped the food to look after the pet для текста, где пожарные искали хомяка и девочка решила кидать ему в отверстие еду, чтобы помочь.

По смыслу следующее предложение лучше описывает данную ситуацию: dropped the food through the hole for the hamster. Третье задание было на полное понимание информации, где нужно ответить на вопросы. Чат-бот не смог этого сделать, но написал, о чем текст и какова цель автора, что не входило в задание.

Заключение

В заключение можно сказать, что в рамках проведенных нами экспериментов чат-бот успешно справляется с грамматическими и лексическими упражнениями. Он может помочь школьникам начального уровня с чтением, но в заданиях для учеников старшей школы часто допускает ошибки. Что касается фонетики, то чат-бот может помочь с транскрипцией, но с более сложными заданиями, например на группировку звуков, он пока справляется менее эффективно.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Амосова, Т. А. Английский язык. Фонетика : учеб. пособие / Т. А. Амосова, В. С. Воропаева. - Челябинск : ГБУ ДПО ЧИППКРО, 2020. - 56 с.

2. Английский словарь, переводы и тезаурус // Кембриджский словарь. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://dictionary.cambridge.org

3. Английский язык : задания, ответы и решения // Решу ЕГЭ. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://en-ege.sdamgia.ru

4. Быкова, Н. И. Английский язык: 4-й класс: сборник упражнений : учеб. пособие / Н. И. Быкова, М. Д. Поспелова. - М. : Просвещение, 2022. -127 с.

5. За и против: стоит ли использовать ChatGPT для учебы // Тинькофф журнал. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://journal.tinkoff. ru/chatgpt-study-pros-cons/

6. Заставил нейросеть решать ЕГЭ по биологии. Результат удивил // Dzen.ru. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://dzen.ru/a/ZCAkU-Rmzyr8rbW-

7. Казакова, Е. В. Лексико-грамматические упражнения для 4 класса / Е. В. Казакова // Grammar-tei.com. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://grammar-tei. com/leksiko-grammaticheskie-uprazhneniya-dlya-4-klassa

8. Крец, К. Программисты, визионеры и гении бизнеса: кто придумал ChatGPT и куда они его ведут / К. Крец // Forbes. - Электрон. текстовые

дан. - Режим доступа: https://www.forbes.ru/ tekhnologii/486215-programmisty-vizionery-i-genii-biznesa-kto-pridumal-chatgpt-i-kuda-oni-ego-vedut 9. Крюгер, В. Н. Что преподаватели и студенты могут узнать из ChatGPT / В. Н. Крюгер // Международное общество технологий в образовании (ISTE). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://iste.org/ru/explore/artificial-intelligence/ what-educators-and-students-can-learn-chatgpt

10. Лущик, М. А. Подборка заданий для закрепления лексики по теме School is fun / М. А. Лущик // Педпортал.нет : библиотека материалов для работников школы. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: https://pedportal.net/nachalnye-klassy/inostrannyy-yazyk/podborka-zadaniy-dlya-zakrepleniya-leksiki-po-teme-school-is-fun-1266804

11. Написанный с помощью ChatGPT диплом студента проверит руководство ВУЗа. Сам чат-бот предложили запретить // DTF.ru. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://dtf.ru/life/ 1604086-napisannyy-s-pomoshchyu-chatgpt-diplom-studenta-proverit-rukovodstvo-vuza-sam-chat-bot-predlozhili-zapretit

12. Тест по чтению для 4 класса // Grammar-tei.com. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://grammar-tei.com/mikes-daily-routine-test-po-chteniyu-dlya-4-klassa/

13. Топ-менеджер Google предупредил о «галлюцинациях» у чат-ботов с ИИ // 3D News Daily Digital Digest. - Электрон текстовые дан. - Режим доступа: https://3dnews.ru/1081820/topmenedger-google-predupredil-o-gallyutsinatsiyah-u-chatbotov-s-ii

14. Чат-боты: действительно ли помогают в работе или это просто трата времени? // Vc.ru. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https:// vc.ru/u/1145272-myforce/460747-chat-boty-deystvitelno-li-pomogayut-v-rabote-ili-eto-prosto-trata-vremeni

15. Что такое ChatGPT - бот, с помощью которого школьники стали делать домашку // Мел. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https:// mel.fm/zhizn/razbor/6027349-chto-takoye-chatgpt-shkolniki-massovo-ispolzuyut-etot-servis-dlya-domashki-i-ne-tolko

16. ChatGPT для образования: как студенты используют нейросети с пользой // ITMO/NEWS. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https:// news. itmo. ru/ru/education/trend/news/13141/

17. ChatGPT против ЕГЭ по математике: кто выйдет победителем? // Vc.ru. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://vc.ru/education/ 645220-chatgpt-protiv-ege-po-matematike-kto-vyydet-pobeditelem

18. NOW Corpus (News on the Web). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://www. english-corpora. org/now

19. Schools Shouldn't Ban Access to ChatGPT // TIME: technology. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: https://time.com/6246574/schools-shouldnt-ban-access-to-chatgpt/

REFERENCES

1. Amosova T.A., Voropaeva V.S Anglijskij yazyk. Fonetika: ucheb. posobie [English Language. Phonetics: Textbook], Chelyabinsk, GBU DPO ChlPPKRO, 2020. 56 p.

2. Angliyskiy slovar', perevody i tezaurus [English Dictionary, Translations and Thesaurus]. Kembridzhskij slovar' [Cambridge Dictionary]. URL: http: //dictionary. Cambridge. org

3. Anglijskij yazyk: zadaniya, otvety i resheniya [English: Tasks, Answers and Solutions]. Reshu EGE. URL: https://en-ege.sdamgia.ru/

4. Bykova N.I., Pospelova M.D. Anglijskij yazyk: 4-j klass: sbornik uprazhnenij: ucheb. posobie [English: 4th Grade: A Collection of Exercises: ATextbook], Moscow, Prosveshchenie Publ., 2022. 127 p.

5. Za i protiv: stoit li ispol'zovat' ChatGPT dlya ucheby [Pros and Cons: Should You Use ChatGPT to Study]. Tin'koff zhurnal [Tinkoff Magazine]. URL: https://journal.tinkoff.ru/chatgpt-study-pros-cons/

6. Zastavil nejroset' reshat' EGE po biologii. Rezul'tat udivil [I Made a Neural Network to Solve the Biology USE. The Result Was Surprising]. Dzen.ru. URL: https://dzen.ru/a7ZCAkU-RmZyr8rbW-

7. Kazakova E.V. Leksiko-grammaticheskiye uprazhneniya dlya 4 klassa [Lexical and Grammatical Exercises for Grade 4]. Grammar-tei. com. URL: http:// grammar-tei.com/leksiko-grammaticheskie-uprazhneniya-dlya-4-klassa/

8. Kretz K. Programmisty, vizionery i genii biznesa: kto pridumal ChatGPT i kuda oni ego vedut [Programmers, Visionaries and Business Geniuses: Who Invented ChatGPT and Where They are Taking it]. Forbes. URL: https://www.forbes.ru/tekhnologii/ 486215-programmisty-vizionery-i-genii-biznesa-kto-pridumal-chatgpt-i-kuda-oni-ego-vedut

9. Kruger V.N. Chto prepodavateli i studenty mogut uznat' iz ChatGPT [What Teachers and Students Can Learn from ChatGPT]. Mezhdunarodnoye obshchestvo tekhnologiy v obrazovanii (ISTE) [International Society for Technology in Education (ISTE)]. URL: https://iste.org/ru/explore/artificial-intelligence/what-educators-and-students-can-learn-chatgpt

10. Lushchik M.A. Podborka zadanij dlya zakrepleniya leksiki po teme ' School is fun' [A Selection

of Exercises to Reinforce Vocabulary on 'School is Fun']. Pedportal.net: biblioteka materialov dlya rabotnikov shkoly [Pedportal.net: A Library of Materials for School Workers]. URL: https:// pedportal.net/nachalnye-klassy/inostrannyy-yazyk/ podborka-zadaniy-dlya-zakrepleniya-leksiki-po-teme-school-is-fun-1266804

11. Napisannyj s pomoshch'yu ChatGPT diplom studenta proverit rukovodstvo VUZa . Sam chat-bot predlozhili zapretit' [Written with the Help of ChatGPT Student's Diploma Will Check the Management of the University. The Chatbot Itself is Proposed to Be Banned]. DTF.ru. URL: https://dtf.ru/life/1604086-napisannyy-s-pomoshchyu-chatgpt-diplom-studenta-proverit-rukovodstvo-vuza-sam-chat-bot-predlozhili-zapretit

12. Test po chteniyu dlya 4 klassa: [Reading Test for 4th Grade]. Grammar-tei.com [Grammar-tei.com]. URL: http://grammar-tei.com/mikes-daily-routine-test-po-chteniyu-dlya-4-klassa/

13. Top-menedzher Google Predupredil o «gallyucinaciyah» u chat-botov s II [Top Google Executive Warns of "Hallucinations" in AI Chatbots]. 3D News Daily Digital Digest. URL: https://dtf.ru/ life/1604086-napisannyy-s-pomoshchyu-chatgpt-diplom-studenta-proverit-rukovodstvo-vuza-sam-chat-bot-predlozhili-zapretit

14. Chat-boty: dejstvitel'no li pomogayut v rabote ili eto prosto trata vremeni? [Chatbots: Do They Really Help with Work or are They Just a Waste of Time?]. Vc.ru. URL: https://vc.ru/u/1145272-myforce/460747-chat-boty-deystvitelno-li-pomogayut-v-rabote-ili-eto-prosto-trata-vremeni

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Chto takoe ChatGPT - bot, s pomoshch'yu kotorogo shkol'niki stali delat' domashku [What is ChatGPT - A Bot That Students Started Doing Homework with]. Mel [Chalk]. URL: https://mel.fm/zhizn/razbor/ 6027349-chto-takoye-chatgpt-shkolniki-massovo-ispolzuyut-etot-servis-dlya-domashki-i-ne-tolko

16. ChatGPT dlya obrazovaniya: kak studenty ispol'zuyut nejroseti s pol'zoj [ChatGPT for Education: How Students Use Neural Networks to Their Advantage]. ITMO/NEWS. URL: https://news.itmo.ru/ ru/education/trend/news/13141

17. ChatGPT protiv EGE po matematike: kto vyjdet pobeditelem? [ChatGPT vs. the Math USE: Who Will Emerge Victorious?]. Vc.ru. URL: https://vc.ru/ education/645220-chatgpt-protiv-ege-po-matematike-kto-vyydet-pobeditelem

18. NOW Corpus (News on the Web). 2010. URL: https: //www. english-corpora. org/now

19. Schools Shouldn't Ban Access to ChatGPT. TIME: Technology. URL: https://time.com/6246574/ schools-shouldnt-ban-access-to-chatgpt/

Information About the Authors

Olga V. Donina, Candidate of Sciences (Philology), Associate Professor, Department of Theoretical and Applied Linguistics, Voronezh State University, University Sq, 1, 394018 Voronezh, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1053-540X

Vladislava A. Rafael'yan, Student, Department of Theoretical and Applied Linguistics, Voronezh State University, University Sq, 1, 394018 Voronezh, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0009-0007-3540-9577

Информация об авторах

Ольга Валерьевна Донина, кандидат филологических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной лингвистики, Воронежский государственный университет, Университетская площадь, 1, 394018 г. Воронеж, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1053-540X Владислава Александровна Рафаэльян, студентка, кафедра теоретической и прикладной лингвистики, Воронежский государственный университет, Университетская площадь, 1, 394018 г. Воронеж, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0009-0007-3540-9577

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.