ГОСУДАРСТВЕННОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ
Вызовы государственной молодежной политики Российской Федерации и возможные пути их преодоления
Самохвалов
Николай Александрович
Старший преподаватель кафедры гражданского права Балаковского филиала РАНХиГС, аспирант кафедры политических исследований России и постсоветского политического пространства Московского педагогического государственного университета
Nikolay A. Samohvalov
Senior Lecturer at the Department of Civil Law of the Balakovo Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Postgraduate at the Department of Political Science of Russia and Post-Soviet Political Area of the Moscow State Pedagogical University
e-mail: [email protected]
УДК 323
Challenges of the State Youth Policy of the Russian Federation and possible ways of their overcoming
В представленной статье исследуется современное состояние института государственной молодежной политики в Российской Федерации. Особое внимание уделяется вызовам, проблемным аспектам, стоящим в настоящее время перед молодежной политикой России, а также основным направлениям деятельности органов государственного управления, которые, по мнению автора, представляют собой эффективные механизмы по устранению вызовов и угроз в сфере эффективной практической реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.
Ключевые слова и словосочетания: вызовы, угрозы, молодежь, государственная молодежная политика, основные направления деятельности, органы государственного управления.
The paper examines the current state of the institution of the state youth policy in the Russian Federation. The author highlights challenges, issues and main orientations of the public authorities as the mechanism of overcoming challenges and threats in effective implementation of the youth policy of the Russian Federation.
Key words and word combinations: challenges, threats, youth, state youth policy, main orientations, public authorities.
Активно продолжающийся процесс современной глобализации открывает новые возможности и риски, стоящие перед большинством государств мирового сообщества. Глобализация создает новые возможности и угрозы в развитии человеческой цивилизации и отдельных стран. Глобализация открывает доступ к знаниям, к международным рынкам капиталов, современных технологий, инновационных продуктов, стимулирует конкурентоспособность. В тоже время глобализация ведет к изменению миропорядка, ограничению государственного суверенитета и национальных интересов в проведении экономической и социальной политики, размыванию национально государственной идентичности и самобытности, затяжным мировым экономическим кризисам. Выгоды от глобализации получают наиболее конкурентоспособные страны, издержки терпят в большей части развивающиеся страны. В современном мире конкуренция происходит, прежде всего, на экономико- технологическом и идейно-информационном полях.
Опыт последних десятилетий убедительно доказывает, что в стремительно меняющемся мире стратегические преимущества будут у тех стран, которые смогут интенсивно развивать, эффективно аккумулировать и продуктивно реализовывать человеческий капитал и инновационный потенциал, основным
носителем которых является молодежь.
В предстоящие годы положение молодежи в российском обществе претерпит кардинальные изменения, что продиктовано целым рядом внутренних вызовов. Следствием демографического спада 90-х годов станет резкое снижение населения России молодежного возраста (14-30 лет). Динамика численности молодежи такова: 1995 г. - 35,2 млн. человек, 2000 г. - 38,3 млн. человек, 2005 г. - 39,5 млн. человек, 2010 г. - 36,6 млн. человек. Согласно прогнозируемым данным к 2025 г. общая численность молодежи сократится до 25 млн. человек, что окажет крайне негативное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации[4].
Снижение численности молодежи ставит перед органами государственного управления вопрос о необходимости ставки на кардинальное повышение качества имеющегося молодежного человеческого ресурса, минимизацию физических и социальных потерь, максимально глубокую и эффективную социализацию молодых людей, формирование у них установок на самостоятельность и лидерских качеств, сохранение и развитие духовно-нравственных и традиционных семейных ценностей.
Важнейшими вызовами для молодежной политики, определяющими состояние российской молодежи, перспективы ее развития в средне- и долгосрочной перспективе являются:
- снижение человеческого капитала молодежи по количественным и качественным критериям, усиление его дифференциации на территории страны, отток талантливой и инициативной молодежи в более развитые страны, приток на российский рынок труда низко квалифицированных трудовых ресурсов;
- отсутствие сформированного мировоззрения, основанного на позитивных ценностях инноваций, патриотизма, нравственности, правосознания, а также востребованных развитых компетенций, позволяющих адаптироваться к изменению условий жизнедеятельности и преобразовывать мир к лучшему;
- снижение общего уровня здоровья молодого поколения, отсутствие сформированной культуры здорового образа жизни, сохранение на высоком уровне заболеваемости молодежи, потребления наркотиков и алкоголя, табакокурения, высокое число искусственных прерываний беременности и низкие репродуктивные установки;
- рост националистических, ксенофобских настроений, экстремистских проявлений, маргинализация и криминализация молодежной среды в регионах с выраженной молодежной безработицей.
В этих условиях среднесрочная и долгосрочная молодежная политика должны обеспечить переход от преимущественно количественных целей и задач (рост охвата, включенности, обеспечение доступности и т. п.) к качественным - рост величины человеческого капитала молодежи, повышение продуктивности молодежи как социального субъекта, координация и объединение ресурсов ведомств, направленных на развитие молодежи, формирование системы институтов и создание современной инфраструктуры государственной молодежной политики.
В контексте сказанного, считаем, что к приоритетным направлениям деятельности органов государственной власти по преодолению вызовов, стоящих перед молодежной политикой относятся следующие:
1. Повышение качества профессионального образования путем развития неформального и информального (самостоятельного) образования, программ социального образования (эта деятельность компенсирует дефицит профессиональных и социальных компетенций молодежи, недополученных в процессе формального образования, а также способствует повышению у молодежи ответственности, дисциплины и культуры труда):
- обеспечение доступности качественного образования для молодежи на всех его уровнях; создание условий широкого вовлечения молодежи 14-30 лет в неформальное и внеформальное образование, стимулирование молодежи к получению информального образования;
- обеспечение возможности выбора образовательной траектории из множества образовательных траекторий и гибкой ее смены (создание консультационных служб для молодежи по выстраиванию образовательной карьеры и ее корректировке);
- обеспечение условий для самообразования молодежи, стимулирование образовательной активности молодых, организация доступа к лучшим лекциям, семинарам, проведение мастер-классов в режиме удаленного доступа;
- вовлечение молодежи в непрерывное профессиональное образование, позволяющее гибко реагировать на изменение потребностей национального и глобального рынка труда;
- создание условий для повышения образовательной и трудовой миграции молодежи.
2. Поддержка талантливой молодежи, молодежных стартапов и инициатив (эта деятельность направлена на развитие качественных характеристик молодежи и повышает человеческий капитал молодежи за счет
прихода талантливой молодежи в науку и искусство, в бизнес, обеспечивает развитие у молодежи самостоятельности и инициативности, способствует самореализации молодежи):
- обеспечение мотивации молодежи к инновационной деятельности, изобретательству и техническому творчеству, создание условий для раскрытия творческого и научного потенциала, самореализации молодежи;
- формирование системы управления талантами как приоритет и технология в развитии способностей и одаренностей молодежи, обеспечивающих эффективную интеграцию талантливой молодежи в российскую науку, экономику и управление;
- сопровождение деятельности советов молодых ученых и специалистов субъектов Российской Федерации;
- поддержка молодых ученых, в том числе, их участия в научных обменах, научных семинарах, конференциях, симпозиумах в России и за рубежом;
- подключение к системе сопровождения и поиска талантливой молодежи негосударственных, частных и коммерческих организаций, заинтересованных в формировании базы данных изобретений.
3. Организация профессиональной ориентации молодежи 14-16 лет и помощь в построении образовательной траектории (эта деятельность позволит обеспечить более эффективный выбор молодежью будущей специальности, что приводит к росту человеческого капитала молодежи):
- восстановление профориентационной работы среди старших школьников, разработка инструментов молодежной политики, обеспечивающих поддержку молодежи 14-16 лет в выборе профессии;
- разработка и реализация программ профориентационной работы, организация специализированных интенсивных тренингов в профильных школах и лагерях, повышение квалификации сотрудников органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в сфере молодежной политики, профильных организаций по вопросам профориентационной работы;
- создание системы профессиональной ориентации молодежи, поддержка организаций, занимающихся профессиональной ориентацией молодежи [1, с. 59].
4. Трудоустройство молодежи (создание системы молодежных рекрутинговых агентств, осуществляющих помощь в поиске работы и консультирование молодежи преимущественно 18-24 лет, в том числе, поиск первой работы после окончания учебного заведения, после прохождения службы в армии, после отпуска по уходу за ребенком):
- развитие трудовой, проектной и предпринимательской активности молодежи путем совмещения учебной и трудовой деятельности при помощи практик дуального образования и труда, в том числе, путем развития профильных студенческих отрядов;
- создание системы трудоустройства молодежи в соответствии с ее интересами, полученным образованием, возможностями самореализации;
- стимулирование трудовой мобильности молодежи, миграции молодежи из трудоизбыточных или депрессивных регионов в трудонедостаточные регионы;
- создание в регионах России систем информирования молодежи о возможностях трудоустройства в других субъектах Российской Федерации и программах поддержки открытия собственного бизнеса.
5. Пропаганда здорового образа жизни, жизни без наркотиков, алкоголя и курения (эта деятельность обеспечивает увеличение человеческого капитала молодежи, предотвращая, с одной стороны, еще большее снижение численности экономически активной молодежи в силу роста смертности в молодом возрасте, травматизма и инвалидизации, а с другой, - сокращая потери в производительности труда, которые при потреблении наркотиков или алкоголя связаны со снижением мотивации к труду, ответственности и дисциплины труда):
- создание системы пропаганды (разработка программ и проектов) здорового образа жизни для молодежи, учитывающей особенности поведения и восприятия молодежью разных возрастов информации (юношеский негативизм, отторжение ценностей взрослых и одновременно подражание взрослым привычкам, стремление выделяться из толпы и одновременно слиться с референтной группой;
- разработка программ психологической поддержки взросления для 14-16-летних), в том числе, с активным использованием интернет - ресурсов (социальные сети);
- широкое вовлечение молодежи в практики здорового образа жизни с учетом возрастных особенностей различных групп молодежи (здоровое питание; отказ от курения, наркотиков, алкоголя; занятия физкультурой и спортом и т. п.) [2, с. 6].
6. Профилактика правонарушений среди молодежи:
- обеспечение комплексного подхода к профилактике правонарушений
молодежи (учет положения в семье молодого человека, его состояния здоровья, потребления наркотиков или психотропных средств, курения, показателей учебной деятельности (если учится), работы (если работает) и т. п.);
- обеспечение юридической поддержки молодым людям, совершившим правонарушения (создание юридических клиник для молодежи и привлечение к работе в них молодых юристов);
- поддержка волонтерской деятельности молодежи по работе с правонарушениями несовершеннолетних;
- организация мониторинга молодежных правонарушений для разработки эффективных мер профилактики;
- преодоление правого нигилизма.
7. Формирование духовно-нравственных ценностей и гражданской культуры молодежи:
- разработка и внедрение комплекса учебных и специальных программ и инновационных методик гражданского и патриотического воспитания;
- изучение правовой и государственной систем Российской Федерации, истории Отечества, государственной символики, биографий выдающихся граждан России, широкое внедрение процедур и церемоний патриотической направленности (поднятие флага, исполнение гимна);
- разработка и внедрение интерактивных образовательных программ, посвященных пропаганде современных достижений России, героям и значимым событиям в «новейшей истории» страны для формирования образа позитивного восприятия современной ситуации развития страны;
- содействие включению молодежи в программы патриотического воспитания, подготовки к службе в Вооруженных Силах, проведение работы по увековечению памяти защитников Отечества, расширение сотрудничества с организациями ветеранов войны и труда по вопросам организации воспитательной работы среди молодежи, содействие деятельности поисковых отрядов, археологических и военно-исторических клубов, объединений краеведческой направленности, патриотических молодёжных проектов и программ, патриотических клубов, объединений казачьей молодёжи и иных молодёжных объединений патриотической направленности;
- сотрудничество со средствами массовой информации в области программ, направленных на формирование и развитие у молодёжи чувства патриотизма, любви к Родине и родному краю, гордости за историю Отечества, ответственности за собственную судьбу, содействие героизации и пропаганде позитивных молодёжных образов и примеров для подражания; создание общефедеральной социальной компании молодежной направленности, предусматривающей пропаганду социально значимых молодежных программ и проектов, выдающихся успешных представителей молодёжной среды, а также разрабатывающей и внедряющей современные технологии социальной рекламы и пропаганды, доступные и популярные в молодёжной среде.
8. Укрепление института семьи, поддержка молодых семей:
- формирование позитивного отношения в молодежной среде к семье и браку, воспитание культуры чувств и умения жить в семье, формирование образа молодой семьи - благополучная российская молодая семья, которая осуществляет свою жизнедеятельность в зарегистрированном браке, ориентирована на рождение и воспитание нескольких детей, занимается их воспитанием и развитием на основе традиционной для России системы ценностей и взаимодействия пространств семейного, общественного и государственного образования;
- создание условий для выполнения молодой семьей социальных функций, стимулирования рождения вторых и последующих детей, развития семейных форм воспитания; выработка механизма информирования по вопросам поддержки семьи и брака, развитие системы психологической помощи молодым девушкам в ситуации репродуктивного выбора; пропаганда традиционных семейных ценностей, стабильного зарегистрированного брака, рождения и воспитания детей в семье, разработка программ и организация переподготовки сотрудников органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в сфере молодежной политики, профильных организаций, учителей (преподавателей) и «наставников» в области семейно-демографической политики;
- развитие разнообразных практик и совершенствование системы поддержки молодежи в решении жилищных проблем, обеспечивающих максимальную трудовую и территориальную мобильность молодежи, возможность изменения размеров занимаемого жилья при рождении детей или увеличении доходов семьи, в том числе, при аренде или приобретении жилья (поддержка аренды жилья, возрождение практики молодежных жилищных кооперативов, развитие системы льгот и субсидий при получении ипотечных кредитов для молодых семей, развитие системы социального найма жилья - аренда недорогих меблированных квартир, в том числе,
при аренде или приобретении жилья (поддержка аренды жилья, возрождение практики молодежных жилищных кооперативов, развитие системы льгот и субсидий при получении ипотечных кредитов для молодых семей, развитие системы социального найма жилья - аренда недорогих меблированных квартир, в том числе, в доходных домах для молодежи, социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья, выделение земельных участков для индивидуального строительства на льготных условиях).
9. Взаимодействие с молодежными общественными организациями и развитие государственно-частного партнерства в сфере молодежной политики (привлечение дополнительных ресурсов и повышение качества и целенаправленности деятельности по развитию трудового потенциала молодежи, рост качества управления совместными проектами):
- поддержка молодежных движений, объединений и молодежных лидеров; обеспечение развития гражданственности, ответственности за свою страну, семью, свое дело;
- взаимодействие с представителями органов государственной власти и местного самоуправления, молодежных совещательных организаций (молодежных правительств, парламентов, общественных палат);
- организация системного взаимодействия государства с молодежными общественными объединениями (обратной связи) в процессе формирования и реализации государственной молодежной политики, а также выработки и реализации управленческих решений, затрагивающих интересы молодежи;
- создание и поддержка деятельности молодежных общественно- государственных организаций; модернизация действующей сети учреждений органов по делам молодежи.
Резюмируя сказанное, можно сделать вывод о том, что государственная молодежная политика в Российской Федерации на сегодняшний день подвержена ряду вызовов и угроз, которые несут в себе однозначно негативные тенденции для развития института молодежной политики в российском государстве, однако, указанные нами в рамках настоящей статьи приоритетные направления деятельности органов государственного управления представляют собой реальные механизмы по устранению указанных вызовов и угроз и способствуют позитивному курсу развития молодежной политики в России. Кроме того, государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности. В условиях глобализации молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований [3, с. 12].
Библиографический список
1. Вирченко Ю.А. Философско-правовые аспекты категории «моральный вред»// Человек. Общество. Инклюзия.- 2012.- № 1 (9).- С. 59.
2. Вирченко Ю.А. Нормативно-правовая характеристика государственного контроля и особенности его осуществления в Российской Федерации// Молодые ученые.- 2012.- № 3.- С. 6.
3. Самохвалов Н.А. Практики реализации государственной молодежной политики в Краснодарском крае // Актуальные проблемы современности: наука и общество.- 2015.- № 3 (8).- С. 12
4. Численность и состав населения: официальные данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат) [Электронный ресурс] URL: http: // www.gks.ru rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ demography/.