____________УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Том 155, кн. 3, ч. 2 Гуманитарные науки
2013
УДК 297.17
ВЫЗОВ МОДЕРНУ ИЗ ЦЕНТРА СТАМБУЛА: ДЖАМААТ «ИСМАИЛ АГА»
В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ТУРЦИИ
И. Г. Саетов
Аннотация
В статье ставится задача выявить религиозные, политические и институциональные характеристики одной из самых консервативных мусульманских общин Турции - джа-маата «Исмаил ага». Эта община, несмотря на свою суфийскую идентичность, отличается рядом черт, присущих современным джамаатам: работа через Интернет, учреждение общественных организаций и т. д. Отвечая на вызовы модерна в условиях сохранения спроса на традиционную суфийскую форму самоорганизации, «Исмаил ага» являет собой феномен адаптированного к обществу модерна тариката.
Ключевые слова: джамаат, Исмаил ага, суфизм, суфийские тарикаты в Турции, Махмут Устаосманоглу, ислам и модерн.
Исламские институты играют важную роль в общественно-политической жизни Турции, что особенно заметно в последние десять лет, после прихода к власти «постисламистов» (см. (Т, В)). В условиях модернизации производства и общественных отношений способы самоорганизации мусульман претерпели изменения. Тарикаты как традиционный институт уступают свои позиции так называемым джамаатам. Имеется множество факторов, способствующих развитию данного процесса: адаптация мусульман к новым условиям, то есть необходимость жить в секулярном обществе, национальная специфика государства, современное понятие религии, отличающееся от понимания ислама как «дина» [1, р. 11; 2, р. 25; 3, р. 41-60]. Кроме того, «джамаатизации» способствовали также урбанизация, развитие промышленного производства и другие социальноэкономические факторы. В рамках социологического подхода к изучению джа-маатов выделяются их качественные отличия от тарикатов (см. [4, 8. 21-34]). При этом в настоящее время количество джамаатов превосходит количество тарикатов. Например, по данным исследований центра ‘Ко^ешш’, джамаат учеников Сулеймана Хильми Танухана и движение «Хизмет» (сторонники Фет-хуллаха Гюлена) составляют примерно 78.1% всех мусульман, принадлежащих к тем или иным движениям или общинам Турции (ТСТ).
Само использование термина «джамаат» связано в первую очередь с тем, что тарикаты из-за запрета суфийских орденов вынуждены были называться иначе. «Исмаил ага» принято называть джамаатом именно по этой причине,
он гораздо ближе к классическому тарикату1, однако у этого «ортодоксального» сообщества есть и признаки «джамаатизации», в связи с чем оно представляется интересным объектом для изучения. Мы будем называть его и тарикатом, и джамаатом, в полном соответствии с его восприятием в самой Турции.
Шейх и мюриды «Исмаил ага»
Штаб-квартира и организационный центр «Исмаил ага» располагаются в квартале Чаршамба района Фатих в Стамбуле. Из-за специфического внешнего вида мюридов этот тарикат часто становится объектом внимания СМИ, особенно так называемых светских СМИ, которые считают исламизацию тревожным знаком. Условием вступления в тарикат является ношение бороды, чалмы и длинных одежд наподобие халата, женщины же носят чёрную чадру, закрывающую подбородок. (Во время первого же посещения мечети «Исмаил ага» автор услышал, как сотрудник ресепшен (!) выразил сожаление по поводу того, что «татары раньше чалму носили», а сейчас перестали.)
Этот джамаат неразрывно связан с именем его первого, бессменного, шейха -Махмуда Устаосманоглу, который родился в 1929 г. в районе Трабзона, Турция. После учёбы в религиозных медресе и прохождения службы в армии переехал в Стамбул и служил до 1996 года имамом одноимённой джамаату мечети «Исмаил ага» [5, 8. 57-59].
Махмуд-эфенди, как его с уважением называют многие мусульмане Турции, в 1960 г., после смерти своего мюршида Али Хайдара, турка-месхетинца, стал шейхом накшибандийского тариката (ветвь Халидия-Муджаддидия). Некоторое время Махмуд Устаосманоглу находился в тени, выказывая уважение шейху обители Гюмюшханеви Мехмеду Захиду Котку, который, как считается, дал «иджазу» (право) на политическую активность Неджмеддину Эрбакану [6, 8. 441] (движение «Милли Гёрюш», партии «Милли селамет» - «Рефах» - «Фа-зилет» - «Саадет») и кружок которого, как утверждают, посещал, например, нынешний премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган [1, р. 103].
Только после смерти Захида Котку Махмуд-эфенди начинает придерживаться собственной линии, сочетая твёрдую приверженность классическому хана-фитскому фикху и суфийские практики.
Известность «Исмаил ага» получил в связи со строительством большого комплекса для организации курсов обучения Корану на 1330 учеников в районе Фатих в центре Стамбула. В это время Махмуда Ходжу арестовали по подозрению в издании фетвы на убийство муфтия Ускюдара Хасан Али Унала, противодействовавшего джамаату, затем отпустили в связи с отсутствием доказательств. Отметим, что под следствием Махмуд Ходжа находился ещё несколько раз, однако дело ни разу не было доведено до суда. Среди учеников распространилось мнение о его сверхъестественной защищённости.
1 Один из мюридов джамаата «Исмаил ага» на одном из турецких интернет-форумов пишет: «Это настоящий накшибандийский тарикат, не продолжение практик Сулеймана Танухана, Бедиуззамана Саида Нурси или Али Хайдар Эфенди» (ИЯЬ: http://www.guncelyorum.com/2006/10/02/ismailaga-cemaati-ne-yapar/, свободный).
Принципы и миссия джамаата «Исмаил ага»
Во время интервью автора с координатором «Федерации некоммерческих организаций, ценящих человека», действующей при «Исмаил ага», Мехметом Тураном, были сформулированы следующие принципы деятельности джамаата (слова Турана выделены курсивом):
1. Модернизация. «Религия и наука - это два крыла, человек должен заниматься и тем, и другим. Занятия наукой, конечно, должны быть в рамках шариата». Мюриды «Исмаил ага» придерживаются строгого ханафизма, раскрывают веру через «знание/деяние/искренность». Руководство джамаата в основном придерживается антимодернистских воззрений. Кроме того, «Исмаил ага» отличается жёсткой позицией по многим религиозным вопросам. Например, греховной (на уровне макрух) объявляется, в соответствии с положениями мусульманского права, игра в шахматы (БУИ). Не приемлют многие виды современной одежды (пальто, галстук), в то же время активно пользуются социальными сетями, например сетью Фейсбук.
2. Отношения с государством. «Мы занимаемся очищением нафса, с государством же надо сосуществовать. Не надо быть прогосударственным, как и нельзя существовать вне государства, быть против него». Отметим, что рядовые члены джамаата, в отличие от официальных лиц, нередко критикуют правительство, в том числе в социальных сетях.
3. Уединение. «Нельзя быть вне социума, но в социуме надо быть с Богом» (известное суфийское выражение с игрой слов “Иа1к фпёе Иакк1а ЬегаЬег”, в нашем дословном переводе - «Вместе с Истиной в гуще народа»).
4. Цель джамаата «Исмаил ага»: «Открыть в каждом квартале мира одно мужское и одно женское медресе... Построить такой мир, где и верующие, и неверующие могут жить в спокойствии. Большое желание воспитать человека, который богобоязненен, ответственен за свои поступки, который может сосуществовать со всеми. В то же время нельзя смягчать ислам, нельзя рассматривать рай как собственный сад, куда можно пускать кого угодно»2.
Очевидна критика лидерами джамаата сторонников диалога, а также модернистов. Ахмет Махмут Унлю, более известный как Джюббели Ахмет, самая популярная в медиа фигура джамаата, например, не раз критиковал профессора Хайреддина Карамана за его попытки обосновать с точки зрения ислама позитивность диалога с христианами и другими религиями (САЯ). В одном из своих писем Джюббели также критикует Мехмета Акифа Эрсоя и «масона» Мухаммеда Абдо как «тех, кто, претендуя на обновление религии, её разрушают» (Уаа2).
Общественная и просветительская работа
Одной из составляющих «джамаатизации» тарикатов, на наш взгляд, является переход от внутрикорпоративной деятельности и замкнутости на себе к активности в общественно-правовой сфере, то есть появление черт, присущих западному гражданскому обществу. Отвечая запросам времени и закона, тари-кат «Исмаил ага» создал целую сеть общественных организаций (более 30),
Из архива автора: «Исмаил ага»-«МТ»-«1».
объединённых в «Федерацию некоммерческих организаций, ценящих человека» (WDD). Цель ФНОЦЧ - «подготовить почву для жизни, достойной человека, обеспечить создание общества, которое любит свою родину и нацию, сохраняет, защищает и развивает национальные, нравственные, религиозные и культурные ценности» (ТИ2).
Под контролем этих общественных организаций «Исмаил ага» открывает также медресе, от Эрзинджана и Эфиопии до Пакистана, Гвинеи и Буркина-Фасо (ТЯ, 8. 9-75), а также мечети и молельные комнаты.
Формализация работы с населением и спонсорами также носит современный характер. Инструкции по методикам общения и миссионерской работы Федерации размещены на сайте, что позволяет любому её члену, а также всем интересующимся, воспользоваться информацией без обращения непосредственно к своему шейху или его халифам. Кибернетизация некоторых форм коммуникации традиционных мусульманских общин - явный признак трансформации привычных институтов [7].
Приведём отрывок из подобной инструкции: «Три человека, которые обладают необходимым багажом в области богослужения, морали, жизненным опытом, а также умеют выстраивать отношения с людьми, будут посещать бизнесменов, наносить визиты в кафе, таверны, больницы и заводы по заранее составленной ежедневной программе. Результаты этих встреч ежедневно будут записываться, обязательства по посещениям и отдельным встречам с людьми будут отслеживаться. Посещения тех, с кем выстраиваются отношения, имеют четыре уровня:
1) визиты знакомства: знакомиться, создавать узы взаимного расположения;
2) визиты интенсификации отношений: усиливать образовавшуюся симпатию;
3) визиты взаимопонимания: пользуясь образовавшейся связью, усиливать в их глазах ценность духовных благ нашей религии;
4) визиты с целью делиться: добиться того, чтобы достигшие в результате общения этого уровня сознательности знакомые делились духовными ценностями нашей религии с окружающими и тем самым учились ценить людей.
Сначала составляется недельная программа. В этой программе учесть: ежедневное посещение бизнесменов и рабочих, три дня в неделю по вечерам - посещение кофеен, один день в неделю - больниц, один день - таверн и баров. Каждый день во время перерывов - посещение заводов. Это расписание необходимо составить по часам.
Каждый день по утрам ответственные люди, направленные от Федерации, будут обсуждать как результаты предыдущего дня, так и планы на текущий день.
Посещения бизнесменов будут осуществляться для того, чтобы возродить их духовную сознательность или повысить её уровень; во время посещения больниц обеспечить духовное возрождение больных, обращаясь к их обострённым молитвенным чувствам. Визиты в кофейни должны дать результат в виде пополнения библиотек3: необходимо направлять постоянных посетителей к
3 Традиционные кофейни - ‘клгааШапе’ - ранее часто служили читальным залом или местом встреч с писателями и журналистами.
книгам и способствовать их духовному возрождению. Во время посещения таверн и баров нужно способствовать духовному возрождению владельцев через получение халяльного заработка, а посетителей - через отказ от вредных привычек. Духовно возрождать рабочих во время посещения фабрик нужно по предварительной договорённости с работодателем, устраивая 10-15-минутные проповеди религиозного содержания»5 ’ (ГОЩ
Некоторые особенности богослужения
В целом в области мусульманского права последователи тариката, как уже было сказано, придерживаются ханафитского варианта суннизма. Поскольку духовную сильсилю Махмуда Устаосманоглу ведут от Бахауддина Накшибанда, через Ахмада Сирхинди и Халида Багдади, одной из основных книг, которые штудируют мюриды «Исмаил ага», является «Рисалеи-Халидие» Багдади. Приведём выдержку из неё о зикре, поминовении и деятельном созерцании Всевышнего: «Сначала мюрид совершит омовение, уединится в укромном месте. Сядет на правую сторону, ноги расположит слева. Избавившись от всех своих эмоций и мыслей в состоянии убогости, признания своей вины, он должен молиться для того, чтобы его приняли в его зикре, приверженности к сунне и для хорошего окончания земного пути. Затем он читает одну Фатиху (1-я сура Корана. - С.И.) и три Ихласа (112-я сура Корана. - С.И.) в качестве подарка душе нашего великого шейха Бахауддина Накшибанда (да будет свята его сокровенность). Затем закрывает глаза, представляет себя лежащим в кровати. И думает, что это его последний отдых, в страхе просит помощи у Бога, и говорит: “Е§Ие^ еп 1а ПаЬе Ша11аЬ, уе е§Ие^ еппе muhammeden аЬ^Ии уе га8и1иМ” («Я свидетельствую, что нет богов кроме Бога, и я свидетельствую, что Мухаммад - его раб и пророк». - С.И.), - представляет, что ангел Азраил (да будет свята его сокровенность) забирает его душу, показывает ей места в загробной жизни и оставляет её у его изголовья» [8, 8. 35].
Из книги «Наставление мюридов» шейха Махмуда Устаосманоглу: «Мюрид должен быть трудолюбивым (работягой) и выполнять свои обязанности в полной мере. <...> Сердце должно думать над тем, что произносится языком. <...> Нельзя оставлять надежду и впадать в сомнения. Нужно быть хладнокровным и обязательно продолжать. <...> Когда вы приступаете к выполнению заданий, ваше эго (ан-нафс) начинает внушать, что ноги отекли, руки устали, голова болит, и прочее. Если, не поддаваясь этим наущениям, будете продолжать свой урок, надежда нафса угаснет, и он вынужденно повинуется» (НМ, с. 5-17).
Политические предпочтения «Исмаил ага» и перспективы развития джамаата
Несмотря на то что джамаат не имеет собственной партии, многие мюриды Махмуд-эфенди настроены достаточно агрессивно. Например, вот одно из высказываний в группе «Махмуд Эфенди Хазретлери» в социальной сети Фейсбук (количество подписчиков - около 110 тыс. человек): «Нет усталости, нет
4 Разрешённого шариатом.
5 Перевод наш.
безразличию, джихад - это самое большое религиозное обязательство, братья». Во время мирового скандала по поводу фильма «Невинность мусульман» в этой группе постоянно звучали призывы выйти на митинги, одобрялись случаи сжигания американских флагов и т. д. Впрочем, сам Махмуд-эфенди и его ближайшие соратники в целом не отличаются радикализмом. На выборах 2011 года джамаат голосовал за правящую Партию справедливости и развития, но, по некоторым данным, отдал голоса за исламистскую партию «Саадет» (COY).
«Исмаил ага» сотрудничает с турецким управлением по делам религий в составе правительства республики. Если раньше, когда «диянет» сторонился различных орденов и тарикатов, отношения Махмуда-эфенди с этой структурой были прохладными (несмотря на то что он сам являлся официальным имамом мечети «Исмаил ага», назначенным государственной властью), в данный момент многие мюриды джамаата являются имамами в мечетях Турции. Курсы Корана в районе Фатих также являются официальными.
К джамаату «Исмаил ага», согласно социологическим исследованиям, принадлежит чуть более 300 тыс. человек. Помимо Турции, джамаат работает в Грузии, Буркина-Фасо, Эфиопии, Пакистане, России и других странах. Это ещё одно доказательство того, что тарикат начинает использовать инструменты джамаа-тов - интернационализироваться и даже работать в немусульманских обществах.
Возможно, в условиях сосуществования традиционного («архаичного») и современного («модернового») общества так называемые архаичные элементы периодически проявляются как реакция на внешнее (чужеродное) воздействие. Чем настойчивее попытки модернизации, тем сильнее реакция. Вероятно, агрессивная кемалистская вестернизация и секуляризация в условиях относительной демократии способствовали появлению и активизации деятельности турецкого джамаата «Исмаил ага». С одной стороны, для турецкого общества всегда был характерен интерес к духовной составляющей национальной культуры, с которой традиционно ассоциировались именно тарикаты. С другой стороны, политический режим вытеснял ислам из публичного пространства. Эти факторы, на наш взгляд, явились основными причинами появления и активизации «Исмаил ага». Члены джамаата создали своеобразное гетто - и материальное, и духовное - в котором изолируются от внешнего мира. Однако (выражаясь фигурально) перейдя из квартала Чаршамба через залив Золотой Рог и оказавшись на улице Истикляль, известном центре светской жизни, мюриды Махмуда-эфенди попадают в явно не выигрышные для себя условия. Несомненно, что предлагаемое тарикатом существование в контексте модерна является специфическими и не может стать универсальным решением ни для всех мусульман, ни даже для значительной их части. По мнению Али Булача, члены джамаата могут легко ассимилироваться при потере идентичности. Он считает их аутентичной турецкой общиной, которая может выжить только в резервации. Рушен Чакыр полагает, что эта «фольклорная» группа мусульман не способна на долгосрочное существование из-за неумения решать многие современные проблемы, например женский вопрос [5, s. 69-70].
Представляется, что главной проблемой джамаата в течение ближайших лет будет вопрос смены лидера - Махмуд-эфенди уже стар и немощен, после его смерти община может распасться на несколько течений. Человека с авторитетом -
уровня самого шейха - в данный момент нет, что грозит джамаату внутренними распрями. При условии решения этой проблемы «Исмаил ага» имеет все шансы выжить и развиваться. Однако это развитие, несомненно, означает отказ от «тари-катской», замкнутой на себе, составляющей и «джамаатизацию» общины. Если этого не произойдёт, количественное и качественное развитие «Исмаил ага», по всей видимости, будут невозможны, и тарикат останется на обочине истории модернизации Турции.
Summary
I.G. Saetov. A Challenge to Modem Reality from the Center of Istanbul: Jamaat “Ismail Agha” in the Social Life of Turkey.
The article seeks to identify religious, political and institutional features of the jamaat “Ismail Agha”, one of the most conservative Muslim communities in Turkey. Despite its Sufi identity, this community is characterized by a number of features, typical of modern jamaats: work via the Internet, establishment of public organizations, etc. In response to modern reality, while maintaining the demand for the traditional Sufi form of self-organization, “Ismail Agha” appears as a phenomenon of a tariqah adapted to modern society.
Keywords: jamaat, “Ismail Agha”, Sufism, Sufi tariqahs in Turkey, Mahmut Ustaosma-noglu, Islam and modern reality.
Источники
B - BulagA. islamcilarin soylemleri // Zaman. - 2012. - 13 Adu. - URL:
http://www.zaman.com.tr/ali-bulac/islamcilarin-soylemleri_1332316.html, свободный. CAR - Видео проповеди Ахмета Махмута Унлю. Cubbeli Ahmet Hoca Hayrettin
Karaman’a Reddiye. Загружено 8 мая 2011 г. - URL: http://www.youtube.com/
watch?v=1cyxSzhYeHA, свободный.
TCT - Turkiye’nin cemaat tablosu // Vatan. - 2011. - 22 Haz. - URL:
http://haber.gazetevatan.com/turkiyenin-cemaat-tablosu/384883/1/gundem, свободный.
EYH - Yan§ma ve eglence hususunda. - URL: http://www.ihvanlar.net/2012/08/04/yarisma-ve-eglence-hususunda/, свободный.
COY - Hangi cemaat kime oy verecek? // Aktif haber. - 2011. - 4 Haz. - URL: http://www.aktifhaber.com/hangi-cemaat-kime-oy-verecek-451397h.htm, свободный. IDD - idd Nedir. - URL: https://iddef.org/kurumsal/idd-nedir, свободный.
T - Turkone Mislamciligin defin ruhsati // Zaman. - 2012. - 14 Adu. - URL: http://www.zaman.com.tr/full-name/islamciligin-defin-ruhsati_1332843.html, свободный.
WDD - insana Deger Veren Dernekler Federasyonu (IDDEF). - URL: https://www.iddef.org/, свободный.
TUZ - insana deger veren dernekler federasyonu. ig tuzuk. 2012. - Istanbul: IDDEF, 2011. -56 s.
Vaaz - Видео проповеди Ахмета Махмуда Унлю, загружена 8 сент. 2013 г. - URL: http://www.youtube.com/watch?v=bIRRcl1Wtbg, свободный.
TR - Корпоративный ежемесячный бюллетень ФНОЦЧ ‘Teblig Ruhu’ от Шабана 1433 г. х.
(= 2012 г.). - Istanbul: IDDEF, 2012. - 81 s.
НМ - Шейх Махмуд Устаосманоглу. Избранное из книги «Наставление мюридов» («Иршад-уль-Муридин»). - Стамбул: IDDEF, 2012. - 25 c.
Литература
1. Silverstein B. Islam and Modernity in Turkey. - N. Y.: Palgrave Macmillan, 2011. -278 p.
2. Asad T. Formations of the Secular: Christianity, Islam, Modernity. - Stanford: Stanford Univ. Press, 2003. - 269 p.
3. Naquib al-Attas S.M. Prolegomena to the Metaphysics of Islam: An Exposition of the Fundamental Elements of the Worldview of Islam. - Kuala Lumpur: Int. Inst. of Islamic Thought and Civilization, 1995. - 358 p.
4. Bulag A. Din, Kent ve Cemaat: Fethullah Gulen Ornegi. - Istanbul: Ufuk Kitap, 2008. -344 s.
5. Ru§en Q. Ayet ve Slogan: Turkiye’de islami Olu§umlar. - Istanbul: Metis Yayinlari, 2012. - 302 s.
6. islamcilik: Modern Turkiye’de Siyasi Du§unce. Cilt 6. - Istanbul: ileti§im Yayinlari, 2004. - 1112 s.
7. Саетов И.Г. Кибермусульмане, гипермахалли и медиамечети: исламские общины в информационном обществе // Информ.-аналит. портал «Ислам в РФ». - URL: http://www.islamrf.ru/news/analytics/expert/23367, свободный.
8. Mevlana Halid-i Bag dadi. Risale-i Halidiyye Tercumesi (Nak§ i Tarikatindaki Edepler). -Istanbul: Yasin Yayinevi, 1997. - 205 s.
Поступила в редакцию 31.05.12
Саетов Ильшат Габитович - кандидат политических наук, директор Центра исследований исламской цивилизации, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия; доцент кафедры политологии и международных отношений, университет Canik Ba§an, г. Самсун, Турция.
E-mail: [email protected]