ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2009. № 6
Захарова М.В., соискатель кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, e-mail: [email protected]
ВЫЖИВЕТ ЛИ ФРАНЦУЗСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ЕЖЕДНЕВНАЯ ГАЗЕТА?
Проблемы национальной ежедневной прессы во Франции не первый год обсуждаются в профессиональной среде. В книге П. Эвено "Ежедневная национальная пресса. Конец эпохи или обновление?" представлена панорама французской ежедневной парижской прессы, основные причины ее кризиса. Известный историк рассматривает специфику отношений государства и прессы, историю национальных ежедневных газет, особенности экономики газетного предприятия и др., а также пути выхода из обострившегося кризиса. Данная работа будет интересна не только исследователям СМИ Франции, но и других зарубежных стран.
Ключевые слова: национальная ежедневная газета, кризис прессы, культура бесплатного потребления информации, клиент, рентабельность газеты.
In France national daily press problems have been discussed by professionals for many years. The book of P. Eveno National daily press. The end of the game or renewal? gives a panorama of French national daily press. The well-known historian analyses the pecularities of State-press relations, national daily newspapers history, newspapers economy key features, etc; the reasons and ways out of the growing crisis. This book will be helpfull for wide range of media researchers not only for those interested in French media system.
Key words: national daily newspaper, press crisis, gratuity culture, client, profitability of newspaper.
В книге Патрика Эвено "Ежедневная национальная пресса. Конец эпохи или обновление?"1 представлена панорама французской ежедневной парижской прессы, основные причины ее кризиса. Прекрасное знание предмета и, что не менее важно, форма подачи материала заставляют увлеченно следовать за автором, рассматривая вместе с ним последние шестьдесят лет из жизни столичных газет. П. Эвено пишет в предисловии: "...кризис французской прессы более серьезный, чем в других странах, так как он имеет гораздо более глубокие корни; ...чтобы правильно решить проблему выживания (ежедневных национальных газет. — М.З.), газеты, журналисты и управляющие должны знать, как они пришли к этой ситуации" (с. 9).
1 Eveno P. La presse quotidienne nationale. Fin de partie ou renouveau? Paris: Vuibert, 2008.
Патрик Эвено — доктор истории, специалист в области медиа, преподает в Университете Париж 1 Пантеон-Сорбонна (Université Paris 1 Panthéon-Sorbonne), а также в Высшей школе журналистики в Лилле (École supérieure de journalisme de Lille). Он является автором ряда книг о политической истории Франции и об истории прессы. Среди них "Деньги французской прессы от 1820 г. до наших дней"2 и «История газеты "Монд"» 1944—2004"3.
Проблему современного кризисного состояния национальной прессы известный историк рассматривает исходя из нескольких ключевых предпосылок. Во-первых, ежедневная газета как составная и неотъемлемая часть демократии выполняет в обществе роль "четвертой власти", "сторожевого пса демократии"; отсюда вытекает не теряющий на протяжении столетий остроты вопрос взаимоотношений прессы, власти и бизнеса. Во-вторых, дуалистичный характер прессы, которая, с одной стороны, выполняет важнейшую гражданскую миссию, а с другой — является коммерческим предприятием, что порождает противоречия (с. 12—13). Полагая, что "необходимым условием редакционной и политической независимости является рентабельность предприятия прессы, — только рентабельность дает право на свободу", автор признает, что такой подход (рассматривать газету как экономическое предприятие, прессу как рынок. — М.З.) к анализу прессы все еще остается на французской почве "интеллектуальной авантюрой" (с. 15). Следующим важным элементом, согласно П. Эвено, является редакционная идентичность, позволяющая газетам быть живыми организмами, благодаря чему у них появляются читатели и вслед за ними — рекламодатели. Именно поэтому, по его глубокому убеждению, особенно важна личность создателя газеты. От того, кто будет его преемником и сможет ли он сохранить "редакционное и финансовое равновесие", уважая "генетическое наследие" газеты, зависит дальнейшая судьба издания (с. 14—15). И, наконец, исследование газет будет неполным, отмечает П. Эвено, без изучения окружения (фр. l'environnement des quotidiens), вне условий, в которых они осуществляют свою деятельность: газеты зависят от своих читателей, от экономических показателей рынка, социальных, финансовых и др. изменений.
Книга состоит из 16 глав, которые можно условно разделить на три части: взаимоотношения прессы и государства во Франции; история основных национальных ежедневных газет, а также новые условия их существования в связи с появлением бесплатных информационных газет и Интернета; специфика организации и эко-
2 Eveno P. L'Argent de la presse française des annés 1820 à nos jours. Paris: Éditions du CHTS, 2003.
3 Eveno P. Histoire du journal Le Monde 1944—2004. Paris: Éditions Albin Michel, 2004.
номики газетного предприятия (в том числе особенности государственной помощи и концентрации по-французски).
В первой части автор касается ситуации, сложившейся во Франции после освобождения страны от фашистской оккупации, когда в прессе, запятнавшей себя сотрудничеством с режимом, была произведена тотальная чистка. Ответственность за поражение и коллаборационизм была перенесена на газеты, радио и "Гавас" ("... довоенная пресса думала только о прибыли... и забыла о своей благородной роли стража демократии и воспитателя народа"). Изданиям были навязаны "антикапиталистические" (по выражению П. Эвено. — С. 21) условия деятельности, газеты в некотором роде перестают считаться экономическими предприятиями, живущими по законам рыночной системы. Появляется целая сеть вспомогательных структур, в значительной степени финансируемых государством, и пр. Параллельно создается одна из самых значительных в мире на сегодняшний день система государственной помощи прессе. Так складывается уникальная ситуация, когда с целью гарантировать плюрализм и независимость прессы, газеты — коммерческие предприятия — попадают в зависимость от политической власти.
В настоящее время во Франции остается 11 национальных ежедневных газет, положение которых за редким исключением нестабильно. Разумеется, современный кризис французской прессы вызван совокупностью разных факторов, отмечает П. Эвено, но его истоки находятся в послевоенном законодательстве и сложившейся в те годы системе существования печати — отрицание объективных рыночных механизмов привело к слабости рынка национальной ежедневной прессы.
В книге рассматриваются качественные информационные газеты "Монд", "Фигаро", "Либерасьон"; финансово-экономические "Эко" и "Трибюн" и спортивная "Экип"; как газеты мнений автор подает "Юманите" и "Круа". Среди основных причин кризиса П. Эвено выделяет, к примеру, незаинтересованность газет в собственной публике — они не сумели последовать за социальной и культурной эволюцией своих читателей. "Главная задача, — пишет автор, — заниматься своими читателями и особенно читательницами. В действительности, дефицит женщин среди читателей информационной прессы является французской спецификой... информационная пресса, гарант демократии, была создана во Франции эксклюзивно для мужской части населения" (с. 139). Винит исследователь в проблемах и редакции, и администрации газет, которые часто не способны сохранять и развивать "редакционное и финансовое равновесие". За редким исключением эти газеты в настоящее время являются экономически слабыми, что
вынуждает их прибегать к внешним источникам финансирования и государственной помощи. Растущее недоверие граждан к СМИ в развитых демократических странах только усугубляет ситуацию.
Кроме того, у прессы появляются два новых серьезных конкурента — бесплатные информационные газеты и интернет, благодаря которым получает свое развитие культура бесплатного потребления информации (фр. culture de la gratuité). Путь к выживанию платных газет, по П. Эвено, как и ранее, при появлении новых СМИ (радио, телевидения) — "культивировать свои особенности" (с. 213), встраиваясь в новую систему. Следует адаптировать содержание к новым требованиям информационного рынка, увеличивать предложение и редакционную добавленную стоимость, то есть использовать преимущества сильной марки, гаранта качества. Более того, интернет-сайт позволяет завоевать новых читателей, например молодежь.
Особое внимание П. Эвено уделяет массовым газетам, исследуя расцвет и крах "Франс-суар", "Пари-жур" и "Паризьен либере". Сегодня во Франции, в отличие от других стран, нет массовой ежедневной газеты, хотя на протяжении более чем 100 лет французская массовая печать была одной из самых сильных в мире4. Описывая триумф и упадок "Франс-суар", единственной газеты, которая все еще считается массовой (скорее по традиции, после смерти легендарного Пьера Лазареффа газета часто меняла хозяев и теряла тиражи, достигнув в 2006 г. отметки в 30 тыс. экз. — М.З.), П. Эвено с сожалением отмечает: «Вместе с "Франс-суар" полтора столетия французской массовой культуры лишается наследства» (с. 106). Не сумев эволюционировать вслед за своими читателями, "Франс-суар" медленно умирает, а ее потенциальная аудитория переключается на телевидение. Одной из основных причин грандиозного успеха бесплатных информационных изданий во Франции ученый считает отсутствие дешевой массовой газеты (с. 208). В Англии и Германии сохранились и процветают крупные массовые газеты "Сан" и "Бильд", но многим "парижским интеллектуалам" формула таблоидов (три "с" — секс, спорт, скандал) кажется слишком вульгарной. "Но не лучше ли читать "Сан" или "Бильд", чем не читать вообще ничего?" — задается вопросом исследователь.
В третьей части работы, подвергая тщательному анализу специфику организации и экономики газеты, прослеживая всю цепочку от производства до распространения, отдельно останавливаясь на лоббистской деятельности профессиональных объединений (в том
4 Накануне Первой мировой войны совокупный тираж "большой четверки" французских массовых газет "Пти журналь", "Пти паризьен", "Матен", "Жур-наль" превышал 4 млн экз. (тираж всей национальной прессы составлял 5,5 млн экз.).
числе и ее негативных сторонах для экономики предприятия), П. Эвено подробно описывает недостатки системы. Отдельная глава посвящена рекламе и слабости современного французского рынка рекламы в прессе. В результате многочисленных препятствий при производстве газеты, часто полностью противоречащих логике рынка, в настоящее время французская пресса является самой дорогой в Европе, стоимость 1 экз. составляет от 0,80 до 1,30 евро (в Англии — 0,40—0,70 евро, в Германии — 0,40—1,30 евро, в Испании и Италии — 0,70—1 евро), а сам рынок плохо развит по сравнению с европейскими соседями (с. 139). Однако во Франции существует сильная региональная печать, которая, используя стратегию максимальной близости к читателю, умело развивает свои преимущества, в качестве примера автор приводит группу "Уэст-Франс". Останавливаясь на вопросе концентрации в печати, исследователь с сожалением констатирует, что на французском рынке ежедневной прессы мало сильных игроков. "Газеты не приносят доходы, поэтому они не интересуют тех, кто ищет прибыль", их стоимость уменьшается, и их покупают промышленники и финансисты (Арно Лагардер входит в состав акционеров "Монд", Серж Дассо — "Фигаро", а Эдуард Ротшильд — "Либерасьон", Бернар Арно — "Эко"), заинтересованные прежде всего "во влиянии, которое они могут извлечь из приобретения одного или нескольких изданий". Создатель "Монд" Ю. Бев-Мари, напоминает автор, предупреждал об опасности такого положения еще в 1956 г.: "Пресса должна суметь индустриализироваться и остаться здоровой. Она не должна стать прессой индустрии" (с. 194—195). Тем самым исследователь возвращается к вечному вопросу зависимости прессы от политической власти и власти капитала. Он является убежденным сторонником подхода, согласно которому лучший способ функционирования и необходимое условие независимости от политики и промышленного капитала — самостоятельные, рентабельные группы прессы, ориентированные на получение прибыли.
Заканчивая исследование вопросом "Конец эпохи или обновление?", П. Эвено делает главный вывод, который он последовательно отстаивает на страницах своей работы: необходимо покончить с идеологией и признать, наконец, что пресса является индустрией и только потом священнодействием. И это, по твердому убеждению автора, единственно возможный выход: "если журналистика не научится себя продавать, она исчезнет и ее место займет коммуникация" (с. 218). В богатой истории французской печати много примеров успехов и неудач, и этим опытом вполне могут воспользоваться современники. Когда-то Эмиль де Жирарден, "Пти жур-наль" и "Пари-суар" сумели добиться успеха, создав новую модель и новый продукт. Жан Пруво справился с конкуренцией со стороны
радио, развивая на страницах "Пари-суар" репортаж и фотографию. Эмильен Амори и П. Лазарефф не смогли противостоять телевидению, в то время как Аксель Шпрингер с "Бильд" и лорд Ротер-мир с "Дейли миррор", создав массовый таблоид, не только не потеряли, но и увеличили количество читателей. Рецепт выживания, согласно П. Эвено, остается тем же: "необходимо культивировать различия и специфические особенности прессы" (с. 218). Падение тиражей и снижение доходов от рекламы говорит о несостоятельности современной экономической модели газет, на смену которой должна прийти новая модель, где будет учтено присутствие газет на двух носителях; оба продукта, бумажный и цифровой, должны дополнять друг друга, а не конкурировать между собой. Необходимо отправиться на поиски читателя, чтобы он смог "найти" свою газету. Для этого важно прежде всего реформировать всю систему производства и распространения газет, какие бы негативные социальные и экономические последствия не вызвали подобные действия. Будущее (если национальные газеты хотят, чтобы оно было) за бизнес-терминологией: клиент, продукт, маркетинг.
Актуальность книги П. Эвено "Ежедневная национальная пресса. Конец эпохи или обновление?" подтверждают состоявшиеся во Франции в конце 2008 г. "Генеральные штаты прессы", разработавшие систему мер по борьбе с кризисом ежедневных газет. Как отмечает сам автор в заключение своей работы, "Изучение истории не несет готовых рецептов для будущего, но может дать хорошую пищу для размышлений. В течение двух столетий ежедневная французская пресса, сталкиваясь с изменениями внешней среды, умело изобретала себя заново... Сегодня речь идет о такой же битве" (с. 218).
Поступила в редакцию 30.10.2009