Литература: 1. Архипов И.А. // Ветеринария. - 1998, №11 - С. 29-31. 2. Лошкарев В.В. и др. // Труды ВИГИС. - 2006. - Т.41 - С. 234-238. 3. Муромцев А.Б. Г ельминтозы жвачных животных в Калининградской области: монография - Калининград, 2005. - С.91-93. 4.Мусаев М.Б. //Труды ВИГИС. -2006. - Т.41 - С. 239-246.
Novel anthelmintic agent alben-forte at control of the most important helminthoses of sheep. Kolesnikov V.I., Chetvertnov V.I., Lopteva M.S., Engashev S.V., Muromcev A.B. Stavropol Scientific Research Institute of Animal Husbandry and Forage Production. “Agrovetzashchita” Kaliningrad Technical University.
Summary. Alben-forte showed the high anthelmintic efficacy (EE = 75,0%; IE = 92,6%) against Dicrocoelium lanceatum in sheep.
ВЫЖИВАЕМОСТЬ ЛИЧИНОК ТРИХИНЕЛЛ В ТРУПЕ ШАКАЛА В ПРИРОДНОМ БИОЦЕНОЗЕ
Коцлов Т.Г.
Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова
Введение. Наличие природных очагов трихинеллеза на северных склонах Центрального Кавказа делает необходимым изучение сроков выживаемости личинок трихинелл в трупах спонтанно инвазированных диких животных, которые заражаются трихинеллами в природном биоценозе посредством хищничества, каннибализма и некрофагии. Некрофагия, как форма трофических связей, характерна практически всем плотоядным животными и мышевидным грызунам, особенно в зимний период. Исследования жизнеспособности личинок трихинелл в регионе раннее проводились в тушках беспородных белых крыс (1,2,3).
Материал и методы. С целью изучения выживаемости личинок трихинелл в природном биоценозе в трупах диких животных в условиях северных склонов Центрального Кавказа на территории Северной Осетии в период с 01.02.09 по 08.07.09 в предгорной зоне провели эксперимент, в эксперименте использовали труп спонтанно зараженного шакала, убитого в лесах Дигории. Вес трупа без шкуры и внутренних органов был 7.800 г, и интенсивность трихинеллезной инвазии в 1 г мышечной массы составляла 4 личинки. Туша шакала в проволочной сетке была размещена на земле на открытом воздухе в садовом участке за чертой города. Пробы мышц от зараженной туши шакала отбирали в начале эксперимента через 20, в середине - через 10, в конце эксперимента - через 5 дней и скармливали их каждый раз двум беспородным белым крысам. По мере разложения трупа в эксперименте использовали мясной фарш, в последнем равномерно размещали инвазированную мышечную пробу. В период проведения эксперимента
241
ежедневно отмечали погодные условия. Крыс вскрывали через 30-35 дней после заражения. Методом компрессорной трихинеллоскопии из каждой крысы обследовали 10 групп мышц (массетер, мышцы языка, межреберные, диафрагмы, передней и задней конечности, тазовые мышцы, мышцы спины, позвоночника, шеи). Эксперимент продолжался со времени размещения туши шакала в природном биоценозе, до полной его утилизации. За время проведения эксперимента отобрано 9 мышечных проб, заражено 18 беспородных белых крыс.
Результаты. Крысы, зараженные первыми пробами (20.02.09 и 13.03.09) содержали личинок трихинелл во всех обследованных мышцах. В среднем, в 1 г мышечной массы выявлено 20 личинок. В крысах, зараженных мышечными пробами в середине эксперимента (23.03.09; 03.04.09; 12.04.09) личинки трихинелл были также выявлены во всех обследованных мышцах в количестве до 14 личинок, на 1 г мышечной массы. В конце эксперимента (19.04.09 и 25.04.09) интенсивность трихинеллезной инвазии в крысах снизилась до 6-7 личинок на 1 г мышечной массы. Крысы, зараженные 01.05.09, содержали единичные личинки трихинелл в обследованной мускулатуре. В крысах, зараженных 06.05.09 пробой полученной в результате соскоба со скелета шакала, личинки трихинелл не обнаружены.
Заключение. Результаты наблюдений за выживаемостью личинок трихинелл в трупе спонтанно зараженного шакала в предгорной зоне в условиях северных склонов Центрального Кавказа в зимне-весенний период (01.02.09 - 06.05.09) позволили сделать вывод, что личинки трихинелл остаются жизнеспособными в трупе шакала практически до его полной утилизации. Количество жизнеспособных трихинелл зависит от состояния трупа; состояние последнего находится в прямой зависимости от
климатических факторов, которые непосредственно влияют на его утилизацию. В данном эксперименте личинки трихинелл при повышенной влажности и температуре от - 4° до + 17° оставались жизнеспособными в течение 89 дней, следовательно, данный микроочаг трихинеллезной инвазии существовал в течение трех месяцев в природном биоценозе.
Литература: 1. Кушнарева Ю.В., Успенский А.В.// Сб.мат.научн.конф. «Теория и практика борьбы с паразитарными болезнями». - М., 2006. - Вып.7.
- С.201-203; 2. Кушнарева Ю.В., Успенский А.В.// Там же, М., 2007. - Вып.8.
- С. 172-174; 3. Кушнарева Ю.В., Коцлов Т.Г. // В сб. «Проблемы сохранения и рационального использования биоразнообразия Прикаспия и сопредельных регионов». - Элиста, 2006. - С. 84-85.
Survival of Trichinella larvae in jackal cadaver in natural biocenosis.
Koclov T.G. North-Ossetian K.L. Hetagurov State University.
Summary. Trichinella larvae remained alive in jackal cadaver practically up to it’s complete utilization. The number of viable Trichinella was dependent on cadaver state as while the state of cadaver on climatic factors. In that experiment
242
Trichinella larvae remained vialable for 89 days at the increased humidity and temperature of -4oC to +17oC.
ВЛИЯНИЕ СОВМЕСТНОГО ПАРАЗИТИРОВАНИЯ ФАСЦИОЛ И ДИКРОЦЕЛИЙ В ПЕЧЕНИ НА ИХ РАЗМЕРЫ И ПЛОТНОСТЬ ПОПУЛЯЦИИ
Кошеваров Н.И., Архипов И.А.
ВНИИ гельминтологии им. К.И. Скрябина
Введение. В предыдущие годы установлено, что смешанная трематодозная инвазия у крупного рогатого скота встречается часто в Нижегородской области (3). При смешанной инвазии плотность популяций отдельных видов трематод снижается по сравнению с показателями при отдельных видах инвазии (1,2). Однако глубоких исследований по этому вопросу не проводилось. В связи с этим целью нашей работы явилось изучение межвидовых отношений Fasciola hepatica и Dicracoelium lanceatum в печени овец.
Материалы и методы. Исследования проводили на базе ветеринарных лабораторий рынков г. Нижний Новгород и других городов Нижегородской области в 2005-2008 гг. Материалом для исследований служила печень овец, пораженная фасциолами, дикроцелиями. При изучении влияния дикроцелиозной инвазии на развитие фасциол печень распределяли на группы. В контрольную группу относили печень животных, пораженную только F. hepatica (моноинвазия). В 1, 2 и 3-ю подопытные группы относили печень овец, одновременно пораженную фасциолами по 20-40 экз. и D. lanceatum соответственно по 1-100, 101-1000 и 1001-2000 экз. Затем измеряли длину, ширину имагинальных фасциол, а также определяли массу трематод при моно и смешанной инвазии. Всего из разных групп исследовали 1747 экз. F. hepatica. Аналогично изучали влияние фасциолезной инвазии на развитие D. lanceatum в печени овец. Полученные результаты обработали статистически с использованием компьютерной программы Microsoft Exell.
Результаты и обсуждение. Результаты изучения влияния дикроцелиозной инвазии на развитие фасциол в печени животных показали, что средняя длина и ширина F. hepatica, развившихся при отсутствии дикроцелий (моноинвазия) в печени контрольных животных, составила соответственно 23,8+0,32 и 9,6+0,15 мм. При слабой степени интенсивности дикроцелиозной инвазии (1-100 экз.) размеры фасциол практически не отличались по величине от фасциол контрольной группы. С повышением интенсивности дикроцелиозной инвазии до 1000 экз./гол. длина фасциол снизилась на 17,3% и составила 19,7+0,33 мм, а ширина уменьшилась до 8,2+0,23 мм. Существенно снизились размеры фасциол при одновременном
243