Научная статья на тему '«Выздоровление и спасение жизни каждого ребенка — источник радости и счастья, придающий силы и энергию»'

«Выздоровление и спасение жизни каждого ребенка — источник радости и счастья, придающий силы и энергию» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Доктор.Ру
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы —

Интервью с профессором Ахмедовой Д.И.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"Recovery and survival of each child is a source of joy and happiness, a source of strength and energy"

An interview with Professor Dilorom Ilkhamovna Akhmedova

Текст научной работы на тему ««Выздоровление и спасение жизни каждого ребенка — источник радости и счастья, придающий силы и энергию»»

I INTERVIEW

I («PI

«Выздоровление и спасение жизни каждого ребенка — источник радости и счастья, придающий силы и энергию»

"Recovery and survival of each child is a source of joy and happiness, a source of strength and energy"

An interview with Professor Dilorom Ilkhamovna Akhmedova, Doctor of Medical Science, Head of the Chair of Hospital Pediatrics No. 2, Traditional Medicine at the Tashkent Pediatrics Medical Institute. Chief Pediatrician of the Republic of Uzbekistan. An author of over 550 scientific publications, possesses 5 certificates of authorship and 2 patents of invention. She supervised 18 successful candidate and 8 doctorate theses. Dilorom Ilkhamovna told us about her path in healthcare, about the influence of the outstanding scientists of the Republic of Uzbekistan on her professional development and rise. Also, she shared information about the design of the educational process in the present-day environment, about the new post-graduate and advanced training system, and about strategic objectives in medical education for 2024-2030.

Professor Akhmedova described her own scholarly traditions in top-priority areas in neonatology, emergency pediatrics, pediatric cardiorheumatology, nephrology and rare inherited genetic diseases. Besides, she talked about the management of the key infectious and non-infectious pediatric diseases and about conditions that still concern healthcare providers. To conclude, Dilorom Ilkhamovna shared the information on ongoing studies conducted by her chair and secrets about her stunning performance capabilities.

Ахмедова Дилором Ильхамовна — доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой госпитальной педиатрии № 2, народной медицины Ташкентского педиатрического медицинского института. Главный педиатр Республики Узбекистан.

Автор более 550 научных публикаций, имеет 5 авторских свидетельств и 2 патента на изобретения. Под ее руководством защищены 18 кандидатских и 8 докторских диссертаций.

Член Комитета по окружающей среде и изменению климата Международной ассоциации педиатров, член Европейской ассоциации педиатров. Вице-президент Федерации педиатров стран СНГ. Почетный профессор Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета.

Лауреат Государственной премии 1-й степени в области науки и техники Республики Узбекистан. Отличник здравоохранения и народного образования Республики Узбекистан.

ИНТЕРВЬЮ В НОМЕР |

— Уважаемая Дилором Ильха-мовна, почему Вы выбрали профессию врача-педиатра, кто были Ваши учителя?

— Я с самого детства мечтала стать детским врачом. Моя мама Санъат Саби-ровна Азизова — профессор, заслуженный деятель науки Республики Узбекистан, была фармакологом, ее хорошо знали не только в Узбекистане, но и за пределами нашей республики. И у нас дома, и на работе у мамы часто собирались известные ученые, которых я с большим интересом слушала и мечтала стать таким же преданным своей профессии специалистом.

Мне посчастливилось учиться у выдающегося ученого — профессора и академика Академии наук Республики Узбекистан Тургунпулата Абидовича Даминова, который был моим научным руководителем и консультантом кандидатской и докторской диссертаций. Под его руководством я участвовала в разработке методов диагностики внутриутробных инфекций и лечения новорожденных и детей с различными заболеваниями, перенимала его колоссальный клинический опыт в области диагностики, профилактики и лечения детей, училась искусству преподавания научных дисциплин, а также организации медицинской помощи детям в Узбекистане.

Огромную роль в моем становлении как врача сыграл замечательный педагог, профессор, академик Российской академии естествознания Орхан Сера-джетдинович Махмудов. Я училась по его книгам, посвященным самым различным аспектам заболеваний у детей, в том числе инфекционных.

— Вы очень давно в профессии, что изменилось сейчас в парадигме образования врачей-педиатров в Узбекистане?

— Подготовка дипломированных специалистов сейчас ведется в два этапа. На первом этапе в течение 6 лет мы готовим врачей-педиатров, которые оказывают медицинскую помощь детям только на амбулаторно-поликлиничес-ком уровне в семейных врачебных пунктах, семейных поликлиниках, районных центральных многопрофильных поликлиниках.

После прохождения второго трехлетнего этапа обучения в магистратуре, а также двухлетнего этапа обучения в клинической ординатуре педиатры, детские хирурги и другие узкие специалисты получают право на оказание детям стационарной медицинской помощи.

В настоящее время парадигмой подготовки будущих врачей-педиатров стало наполнение качественным смысловым контентом (теоретическим и практическим) всей учебной программы. Образовательный процесс строится в соответствии с запросами сегодняшнего дня. Внутри каждой из медицинских специальностей есть группа специалистов, отвечающих за обновление этого контента и за качество учебного процесса для студентов, образовательных мероприятий для работающих врачей-педиатров, если мы говорим о последипломном образовании.

«В сентябре 2022 года первые студенты Ташкентского педиатрического медицинского института начали обучение на международном

в Санкт-Петербургском государственном педиатрическом медицинском университете в рамках совместной образовательной программы»

Стратегическими целями в системе медицинского образования в 20242030 годах являются повышение инвестиционной привлекательности системы медицинского высшего образования, ее престижа и конкурентоспособности на международном уровне; внедрение передовых стандартов медицинского образования на основе опыта Всемирной федерации медицинского образования (World Federation of Medical Education, WFME), включая переход от образования, ориентированного на теоретические знания, к формированию практических навыков в программах обучения; международная аккредитация медицинских образовательных учреждений, согласно международным стандартам WFME.

В сентябре 2022 года первые студенты Ташкентского педиатрического медицинского института начали обучение на международном факультете в Санкт-Пе-

тербургском государственном педиатрическом медицинском университете в рамках совместной образовательной программы. Первые три года наши студенты учатся в Узбекистане, а завершают образование в России, после чего получают два диплома о высшем образовании. Такая же схема обучения действует и для ординаторов (первый год они обучаются в Ташкенте, а второй — в Санкт-Петербурге).

— Вы создали целую научную школу. Кто из молодого поколения врачей развивает Ваши идеи и какие достижения Вы бы выделили особо?

— Ученики под моим руководством развивают приоритетные направления в области неонатологии, неотложной педиатрии, детской кардиоревматоло-гии, нефрологии и др. Особенно хочется отметить работы по актуальным как для нашей республики, так и для многих других стран мира вопросам организации и развития медико-социальной помощи детям с орфанными наследственно-генетическими заболеваниями.

В феврале 2023 года в Санкт-Петербурге на научно-практической конференции «Педиатрия XXI века: новые парадигмы в современных реалиях» был представлен доклад об исследовании, посвященном распределению антигенов Н1.А у детей, страдающих ювенильными артритами. Эти антигены могут быть использованы как дополнительные критерии диагноза и прогноза заболевания. Благодаря другому проведенному недавно исследованию мы выяснили, что повышенный уровень антител к модифицированному цитрул-линированному виментину ассоциирован с появлением деструктивных изменений суставов и более быстрым развитием ювенильного артрита у детей. Полученные данные позволят улучшить диагностику и прогнозирование данного заболевания, повысить эффективность терапии.

В 2023 году в Ташкенте прошел второй Евразийский форум по диагностике и лечению орфанных болезней «Содружество без границ», собравший ведущих специалистов различных направлений в области оказания медико-социальной помощи детям с различными орфанными и наследственно-генетическими заболеваниями. На нем были представлены около 50 докладов ученых из Российской Федерации, Китая, Германии, Швейцарии, Финляндии, Турции, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, которые поделились

Том 23, № 3 (2024) | Doíokо(р. fy | 5

| INTERVIEW

своими данными научных исследований по скринингу, молекулярно-генетичес-кой диагностике, лечению, профилактике и реабилитации детей с генетическими заболеваниями, а также подготовки кадров в области медицинской генетики.

«Календарь иммунизации Узбекистана включает в себя 11 вакцин от 13 антигенов, также в календарь введена вакцинация против вируса папилломы человека. Прививки от коклюша, дифтерии, столбняка, гепатита В и НЬ-инфекции

в возрасте 2, 3 и 4 месяцев»

— Каких успехов удалось достичь в управлении основными инфекционными и неинфекционными заболеваниями у детей в последние годы? И какие заболевания и нарушения по-прежнему вызывают озабоченность у врачей?

— В нашей стране очень много внимания уделяется профилактике инфекционных заболеваний, благодаря чему охват вакцинированием и другими мероприятиями против наиболее частых инфекционных заболеваний у детей держится на уровне 96-98%. Календарь иммунизации Узбекистана включает в себя 11 вакцин от 13 антигенов, также в календарь введена вакцинация против вируса папилломы человека. Прививки от коклюша, дифтерии, столбняка, гепатита В и ЖЬ-инфекции делают ребенку в возрасте 2, 3 и 4 месяцев. Эти меры позволили добиться спокойной эпидемиологической обстановки в республике. Случаи заболеваний, которые выявляют, — завозные, болеют те немногие, кто не привит.

Вызывает обеспокоенность рост числа детей с избыточной массой тела и ожирением, что влечет за собой риск развития сердечно-сосудистых и хронических респираторных заболеваний, сахарного диабета 1 и 2 типов. Для предотвращения детской «эпидемии ожирения» необходимы срочные меры, среди которых коррекция массы, пропаганда здорового образа жизни и здорового питания, отказ от сахаросодержащих напитков являются наиболее важными. Задача педиатра — донести эту информацию до родителей ребенка, разъяснить серьезность последствий ожирения и важность изменения пищевого поведения и образа жизни в семье.

В нашей республике большое значение придается вопросам здорового питания, профилактике дефицита йода, железа и других жизненно важных микроэлементов. В Узбекистане принят ряд законов и государственных программ по всеобщему йодированию соли, обогащению муки железом, витамином В12 и другими микронутриента-ми, улучшению качества питания, введению в рацион большего количества фруктов и животного белка.

Особое внимание уделяется питанию ребенка в первые 1000 дней жизни, включая период беременности, так как в это время закладывается его здоровье, и здесь приоритетом является грудное вскармливание, особенно исключительно грудное вскармливание в первые 6 месяцев жизни ребенка, а также здоровое питание до двухлетнего возраста.

— Какие исследования сейчас ведутся на возглавляемой Вами кафедре?

— В декабре 2018 года был принят Указ Президента «О комплексных мерах по коренному совершенствованию системы здравоохранения Республики Узбекистан». В нем утверждены Концепция развития здравоохранения Республики Узбекистан на 2019-2025 годы и Программа мер по реализации этой концепции, что позволило начать формирование концептуально новой модели здравоохранения нашей страны. В рамках этой программы мы ведем научно-исследовательскую работу на кафедре.

Исследования касаются приоритетных направлений в области охраны здоровья детей. Мы изучаем роль экологических, социологических и биологических факторов в развитии наследственных и врожденных заболеваний у детей, методы их профилактики, лечения и реабилитации пациентов, различные аспекты нарушений сердечно-сосудистой системы у детей с избыточной массой и ожирением, кардиомиопатий и др. Еще одна тема касается орфан-ных заболеваний, а именно селективного скрининга, комплексного лечения и реабилитации детей с ювениль-ным артритом с системным началом, также разрабатывается лечение детей с муковисцидозом с использованием специальных лечебных смесей.

Наша кафедра при проведении научных исследований активно сотрудничает с Республиканским специализированным научно-практическим медицинским центром педиатрии Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, согласно Концепции развития науки до 2030 года в Узбекистане.

— Раскройте секрет Вашей потрясающей работоспособности. Чем Вы любите заниматься в свободное время?

— Надо сказать, что я очень люблю свою профессию и практически не устаю от работы. Для меня важно, что в снижении заболеваемости, инвалидности и смертности, укреплении здоровья наших детей, повышении их качества жизни есть и моя лепта. Выздоровление и спасение жизни каждого ребенка — источник радости и счастья, придающий силы и энергию. Еще один мой секрет заключается в том, что меня окружают преданные ученики — продолжатели моего дела. Их энтузиазм, постоянная работа над собой и стремление добиваться больших результатов внушают оптимизм и позволяют верить в здоровое будущее детей и развитие педиатрии в нашей республике.

Свободное время, которого, конечно, не так много, мне нравится проводить в кругу семьи с моими прелестными внуками и внучками.

Специально для йокнл-С^.Р^ Сергеева Е.Б.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.