Научная статья на тему 'Выявленные памятники археологии: теория и практика'

Выявленные памятники археологии: теория и практика Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
679
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА И СОХРАНЕНИЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ / ВЫЯВЛЕННЫЕ ПАМЯТНИКИ / ПОСТАНОВКА НА УЧЕТ / ПЕРМСКИЙ КРАЙ / PROTECTION AND PRESERVATION OF ARCHAEOLOGICAL HERITAGE / REVEALED SITES / REGISTRATION / PERM KRAI

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чуйкина Екатерина Владимировна, Жуковский Александр Сергеевич

Роль специалистов-археологов в системе охраны выявленных объектов археологического наследия исключительно важна. Они имеют и право, и необходимые знания для инициации процессов постановки обнаруженных памятников на государственный учет и ограничения хозяйственной деятельности на их территориях. От грамотных действий научного археологического сообщества во многом зависит эффективность действий органов государственной власти в сфере охраны объектов археологического наследия. В статье разъясняется содержание «Инструкции о порядке учета выявленных объектов археологического наследия на территории Пермского края», нацеленной на конкретизацию процедуры постановки на учет выявленных памятников археологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVEALED ARCHAEOLOGICAL SITES: THEORY AND PRACTICE

The role of archaeologists in the system of protection of the revealed objects of archaeological heritage is of immense importance. They have rights and knowledge to initiate the process of state registration of the revealed sites and restriction of their usage. Competent actions of the archaeological community determine the efficiency of the authorities in the sphere of archaeological heritage protection. The paper interprets “The Guidelines for Registration of the Revealed Objects of Archaeological Heritage on the Territory of Perm Krai”, which are aimed at making the registration procedure of the discovered sites more concrete.

Текст научной работы на тему «Выявленные памятники археологии: теория и практика»

Е.В. Чуйкина, А.С. Жуковский ВЫЯВЛЕННЫЕ ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ: ТЕОРИЯ И

ПРАКТИКА

Роль специалистов-археологов в системе охраны выявленных объектов археологического наследия исключительно важна. Они имеют и право, и необходимые знания для инициации процессов постановки обнаруженных памятников на государственный учет и ограничения хозяйственной деятельности на их территориях. От грамотных действий научного археологического сообщества во многом зависит эффективность действий органов государственной власти в сфере охраны объектов археологического наследия. В статье разъясняется содержание «Инструкции о порядке учета выявленных объектов археологического наследия на территории Пермского края», нацеленной на конкретизацию процедуры постановки на учет выявленных памятников археологии.

Ключевые слова: охрана и сохранение археологического наследия, выявленные памятники, постановка на учет, Пермский край

E.V. Chuikina, A.S. Zhukovskiy REVEALED ARCHAEOLOGICAL SITES: THEORY AND PRACTICE

The role of archaeologists in the system of protection ofthe revealed objects of archaeological heritage is of immense importance. They have rights and knowledge to initiate the process of state registration of the revealed sites and restriction oftheir usage. Competent actions ofthe archaeological community determine the efficiency of the authorities in the sphere of archaeological heritage protection. The paper interprets “The Guidelinesfor Registration ofthe Revealed Objects of Archaeological Heritage on the Territory ofPerm Krai ”, which are aimed at making the registration procedure of the discovered sites more concrete.

Key-words: protection and preservation of archaeological heritage, revealed sites, registration, Perm

Krai

Вопросы охраны и сохранения археологического наследия России являются одними из наиболее обсуждаемых в научном сообществе страны уже не одно десятилетие. Максимальное внимание в рамках таких обсуждений уделяется проблемам так называемой «черной археологии» и осуществления строительных работ без предварительных археологических исследований.

Актуальность данных проблем настолько высока, что иные вопросы в сфере охраны и сохранения объектов археологического наследия оказываются на периферии внимания, и не получают необходимого рассмотрения и решения. Настоящая статья посвящена одной из подобных проблематик - выявленным объектам археологического наследия.

Почвой для возникновения указанной проблемы стал известный каждому археологу и специалисту органа охраны памятников п. 6 ст. 18 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон), в силу которого памятник археологии считается выявленным объектом культурного наследия со дня его обнаружения.

Обнаружение объектов археологического наследия всегда осуществляется на местности, нередко удаленной не только от центров административно-территориальных образований, но и мелких населенных пунктов. В момент фиксации признаков, свидетельствующих о наличии на данной территории памятника археологии, специалист порой не может даже связаться с органом охраны памятников для передачи устной информа-

© Чуйкина Е.В., Жуковский А.С., 2012

ции о выявленном памятнике. Между тем, в силу Закона орган охраны объектов культурного наследия должен в течение 10 дней уведомить правообладателей земельных участков, в пределах которых обнаружен памятник археологии.

Ситуация в сфере учета выявленных памятников археологии усугубляется тем, что археологи, после завершения полевых работ на местности, считают необходимым оформить надлежащим образом документацию (планы, чертежи, текстовое описание). В большинстве случаев, только после этого сведения о выявлении памятника поступают в государственные органы преимущественно в виде научных отчетов. Таким образом, период между фактическим выявлением памятника может возрасти до нескольких месяцев. Кроме того, предоставление археологами копий научных отчетов в органы охраны памятников не является нормативно закрепленным требованием, поэтому осуществляется фактически не в полном объеме.

Практика показывает, что после сдачи копии научного отчета в органы охраны памятников или передачи кратких сведений, археологи считают свою миссию по уведомлению об обнаруженном памятнике выполненной.

В такой ситуации проблема учета обнаруженных памятников археологии очевидна. Сведения, содержащиеся в научных отчетах, а также в кратких сообщениях, не всегда могут позволить сотрудникам органов охраны памятников выполнить необходимый объем действий, определенных законом при обнаружении памятника археологии. Прежде всего, это касается упомянутого выше уведомления правообладателей земельных участков.

Стоит признать, что указанные выше аспекты проблемы выявленных памятников археологии исходят не столько из п. 6 ст. 18 Закона, сколько из ее метафизического прочтения вне связи с другими пунктами той же самой статьи. Между тем, Закон позволяет выстроить вполне рабочую конструкцию по учету обнаруженных памятников археологии, лишенную множества указанных здесь и оставшихся за рамками настоящей статьи, противоречий и недостатков.

Обратим внимание на само понятие «выявленный объект культурного наследия». В соответствии с п. 2 ст. 18 Закона объект считается выявленным со дня поступления в органы охраны памятников документов, предусмотренных ст. 17 Закона, в том числе, заключения государственной историко-культурной экспертизы объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия. Обращаем внимание, что моментом выявления объекта культурного наследия является день поступления в органы охраны памятников документов, обозначенных ст. 17 Закона. Это относится ко всем выявленным объектам культурного наследия, в том числе, и к памятникам археологии.

Положения п. 6 ст. 18 Закона корректируют момент выявления объекта археологического наследия на случай, когда обнаруженный «только что» памятник находится под непосредственной угрозой быстрого повреждения, разрушения или уничтожения. Таким образом, данный пункт вместе со статьями 37, 49 Закона усиливает юридическую защиту обнаруженного объекта археологического наследия.

Пункт 6 статьи 18 Закона, признавая день обнаружения памятника археологии днем его выявления, фактически отменяет необходимость проведения в отношении него государственной историко-культурной экспертизы, осуществляемой в отношении объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия. Логичность такой отмены может быть обоснованна тем, что археологи действуют на основании специальных имен-

ных разрешений (Открытых листов), выдаваемых специалистам, квалификация и уровень подготовки которых подтверждены в установленном порядке.

Таким образом, археолог, действующий на основании разрешения (Открытого листа) и обнаруживший памятник, выступает в отношении него и как специалист-эксперт, подтверждающий возможность включения памятника в списки выявленных объектов культурного наследия. Пункт 6 ст. 18 Закона дает археологу теоретическую возможность остановить либо предотвратить негативное воздействие на памятник непосредственно на местности в случае, когда техника уже ведет работы на памятнике либо вблизи него.

При этом п. 6 ст. 18 Закона не отменяет необходимости предоставления в органы охраны памятников документов, предусмотренных ст. 17 Закона (за вычетом заключения государственной историко-культурной экспертизы). Именно с момента поступления такой информации может быть организована полноценная государственная охрана выявленных памятников археологии.

В силу того, что федеральным законом механизм постановки на государственный учет выявленных памятников археологии однозначно не определен, Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края в 2011 году была разработана «Инструкция о порядке учета выявленных объектов археологического наследия на территории Пермского края» (далее - Инструкция). Основной задачей Инструкции является конкретизация процедуры постановки на учет выявленных памятников археологии.

Разработанная Инструкция была принята приказом Инспекции №СЭД-16-01-03-322 от 29.11.2011, размещена на официальной странице Инспекции на портале Правительства Пермского края по адресу http://www.permkrai.ru/files/file/proekty/instrukcia.doc, а также была разослана руководителям основных научных организаций, проводящих археологические исследования на территории Пермского края.

Согласно Инструкции, действия органа по охране объектов культурного наследия в отношении выявленного памятника носят заявительный характер: исходным моментом является прием заявления с предложением включить обнаруженный памятник в списки выявленных объектов культурного наследия. При поступлении в Инспекцию подобного заявления сотрудники Инспекции проверяют содержащиеся в нем сведения на соответствие ст. 17 Закона. В Список выявленных объектов могут быть включены объекты, на которые имеются следующие данные:

- сведения о наименовании объекта;

- сведения о времени возникновения объекта (хронологическая принадлежность, с указанием обоснования отнесения объекта к конкретной археологической культуре, эпохе, периоду);

- сведения о местонахождении объекта (полный адрес с привязками к существующим населенным пунктам и современным водоемам);

- сведения о типе объекта (с обоснованием отнесения объекта к конкретному типу объекта археологического наследия - поселение, селище, городище, могильник и т.п.);

- сведения об особенностях объекта, могущие послужить основаниями для включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению (сведения о характере, составе и мощности культурных напластований; описание выявленных на объекте следов древних сооружений, ям, очагов, жилищ, следов фортификационных или иных сооружений; описание выявленных предметов материальной культуры и т.п.);

- текстовое описание границ территории объекта и его GPS-координаты;

- фотографическое изображение объекта;

- сведения о виде и состоянии объекта (географическое описание памятника, характеристика рельефа и топографических особенностей, привязка к характерным ориентирам на местности, сведения о форме и размерах объекта; наличие построек, деревьев, ям и других повреждений, осыпей и т.п., в т.ч. несуществующих, но о которых имеются достоверные сведения на территории объекта);

- схема / карта / план расположения объекта (с указанием местонахождения и номеров точек GPS-съемки);

- сведения об обстоятельствах обнаружения объекта (дата обнаружения, сведения о находчике и обстоятельствах выявления);

- сведения о собственнике (пользователе) земельных участков в границах территории объекта, а также правовом режиме использования земельного участка, в пределах которого располагается объект (при наличии сведений).

Подготовка сведений по данным пунктам, на наш взгляд, вряд ли обременит специалистов-археологов. Подробное описание каждого обнаруженного и обследованного памятника квалифицированные археологи должны составлять по «Положению о порядке проведения археологических полевых работ (археологических раскопок и разведок) и составлению научной отчетной документации», утвержденному ИА РАН в 2007 г.

Определенную проблему для археологов может составлять сбор сведений о собственнике (пользователе) земельных участков в границах территории объекта, а также правовом режиме использования земельного участка, в пределах которого обнаружен памятник археологии. В связи с этим, согласно Инструкции, приложение данной информации к заявлению о выявлении памятника археологии носит необязательный характер.

Получение органами охраны памятников максимально полной и научно обоснованной информации о выявленных объектах археологического наследия позволит оперативно организовать мероприятия по включению выявленного объекта в реестр (по Закону, органы охраны памятников обязаны это выполнить в течение 1 года), и организовать полноценную охрану памятника.

При проверке сведений, содержащихся в заявлении, о включении обнаруженного памятника в списки выявленных объектов культурного наследия, органом охраны памятников может быть выявлено отсутствие либо неполнота обязательной информации, указанной выше. В данном случае, заявителю будет направлен отказ во включении обнаруженного памятника в списки выявленных объектов культурного наследия. До сбора всей необходимой информации, позволяющей включить памятник в списки выявленных объектов культурного наследия, он будет учитываться Инспекцией как «объект, обладающий признаками объекта археологического наследия».

В органы охраны памятников довольно часто поступают сведения о местонахождениях предполагаемых объектов археологического наследия, которых недостаточно для учета данного объекта как выявленного памятника археологии, либо сведения об отдельных находках, обнаруженных гражданами, не имеющими специальной археологической подготовки. Такие объекты Инструкцией также предполагается учитывать как «объекты, обладающие признаками объекта археологического наследия».

Сведения об «объектах, обладающих признаками объекта археологического наследия» могут быть использованы в дальнейшем для планирования и проведения

археологических разведок научными организациями. После дополнительных исследований и подготовки сведений в объеме, определенном Инструкцией, такие объекты могут быть включены в списки выявленных памятников археологии.

Стоит отметить, что предлагаемый нами механизм организации учета выявленных памятников археологии на территории Пермского края, в той или иной мере нашел подтверждение в положениях законопроекта о внесении изменений в действующий Закон (проект № 163864-5).

Законопроектом предлагаются изменения в ст. 18 Закона: «Объекты археологического наследия считаются выявленными объектами археологического наследия со дня их обнаружения и включаются в перечень выявленных объектов культурного наследия решением регионального органа охраны объектов культурного наследия в течение трех рабочих дней со дня поступления сведений об объекте...». Кроме того, указанным законопроектом планируется дополнить Закон статьей, которая устанавливает порядок действий археолога - держателя Открытого листа - при выявлении неизвестного ранее объекта археологического наследия, а также состав (текстовое и графическое описания местоположения границ объекта, перечень географических координат характерных точек этих границ) и срок предоставления необходимой информации в органы охраны памятников (10 дней со дня выявления). На момент подготовки настоящей статьи данный законопроект принят Государственной думой Российской Федерации для рассмотрения во втором чтении.

Таким образом, роль специалистов-археологов в системе охраны выявленных объектов археологического наследия исключительно важна. Именно они имеют и право, и необходимые знания для инициации процессов постановки обнаруженных памятников на государственный учет и ограничения хозяйственной деятельности на их территориях. От грамотных действий научного археологического сообщества во многом зависит эффективность действий органов государственной власти в сфере охраны объектов археологического наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.