УДК 656
Пономаренко Е.В. магистрант
Алтайский государственный университет
Россия, г. Барнаул Печатнова Е.В. аспирант
Алтайский государственный университет
Россия, г. Барнаул ВЫЯВЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ТЕМПЕРАТУРНОГО РЕЖИМА НА
АВАРИЙНОСТЬ
В статье приведен анализ одного из факторов аварийности. Сделано предположение о влиянии перепада температур на аварийность. Гипотеза проверена на основе анализа данных о погодных условиях и количестве ДТП с пострадавшими на территории г.Барнаула. Анализ проводился с помощью расчета коэффициента корреляции.
Ключевые слова: коэффициент корреляции, уровень аварийность, влияние погодных условий, ДТП, безопасность дорожного движения. UDC 656
Ponomarenko, Ekaterina Viktorovna
Undergraduate Altai State University Russia, Barnaul Pechatnova Elena Graduate Altai State University Russia, Barnaul
THE EFFECT OF TEMPERATURE ON THE RATE OF ROAD
ACCIDENTS
The article presents the analysis of one of the factors of accidents. The assumption is made about the influence of temperature difference on accident rate. The hypothesis is tested on the basis of data analysis about the weather conditions and the number of road accident victims in the city of Barnaul. The analysis was conducted by calculation of the correlation coefficient.
Key words: correlation coefficient, level of accidents, the influence of weather conditions, accidents, road safety.
Быстрый рост количества автомобильного транспорта в стране во много раз опережает темпы дорожного строительства, поэтому дорожная сеть работает с перенапряжением. На многих участках дорожная сеть плохо приспособлена к требованиям современных автомобилей.Главными проблемами, влияющими на безопасность движения, являются: бурная
автомобилизация страны; стремительное повышение интенсивности дорожного движения; интенсивный рост плотности дорожного движения; увеличение количества молодых, неопытных водителей; психофизиологические возможности человека как родителя, управляющего техническим средством; экономические причины, такие как стремительный рост цен на автомобили и запасные части к ним, что приводит к увеличению доли старых и неисправных автомобилей [1].
ВРоссии и за рубежом принято считать, что причины и проблемы дорожно-транспортных происшествий в наиболее обобщенном виде определяются элементами системы: «человек - автомобиль - дорога - окружающая среда» [1].
При расследовании ДТП в большинстве случаев считается, что основными их причинами являются небрежность или ошибки водителя, а также неисправность автомобилей. Однако статистические данные показывают, что из-за неудовлетворительных дорожных условий совершается от 8 до 15 % всех ДТП. По оценке специалистов реальное влияние дорожных условий на совершение ДТП значительно выше и составляет от 60 до 80 %. Такая разница в учетных показателях связана с недооценкой влияния дорожных факторов и заведомо неправильным подходом многих работников ГИБДД к рассмотрению обстоятельств совершения ДТП. Очень часто механизм возникновения ДТП рассматривается упрощенно, исходя только из трактовки требований Правил дорожного движения (ПДД), обязывающего водителя выбирать скорость движения в зависимости от складывающейся на дороге ситуации. Водитель рассматривается как единственный виновник происшествия [1].
На состояние дороги большое влияние оказывают погодные условия. Кроме того, погода оказывает влияние на автомобиль и на человека, его психологическое состояние, хотя последнее изучено мало и почти не учитывается при оценке влияния факторов аварийности.
В работе сделано предположение о влиянии перепада температуры воздуха на число ДТП. Для проверки гипотезы были использованы данные о температурном режиме в г.Барнауле за 2014 год и сведения о ДТП с пострадавшими за тот же период. Для анализа был произведен расчет коэффициента корреляции. Результаты оценки влияния перепада температур на число ДТП показано в таблице 1
Таблица 1 - Корреляционный анализ влияния перепада температур на число ДТП_
Номер месяца 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Коэффициент корреляции -0,04 0,08 0,19 -0,10 -0,45 -0,18 0,02 0,39 -0,09 0,15 0,13 -0,04
Из таблицы 1 сделан вывод о том, что в ряде месяцев перепад температуры оказывает влияние на аварийности. К таким относятся: май, август. Стоит отметить, что в зимние месяцы (декабрь, январь и февраль)
анализируемый показатель не связан с числом ДТП (коэффициент корреляции близок к 0).
Далее рассчитан коэффициент корреляции между перепадом температур и числом раненых (Таблица 2)
Таблица 2 - Корреляционный анализ влияния перепада температур на число пострадавших в ДТП
Номер месяца 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Коэффициент корреляции -0,10 0,32 0,10 -0,10 -0,28 -0,05 -0,09 0,28 -0,09 0,04 0,14 0,19
Как и согласно выводам из таблицы 1, зависимость отмечается в мае и августе. Однако наибольшего значения коэффициент корреляции принимает в феврале.
Также производился расчет коэффициента корреляции между числом погибших и величиной перепада температур (Таблица 3).
Таблица 3 - Корреляционный анализ влияния перепада температур на число погибших в ДТП
Номер месяца 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Коэффициент корреляции 0,34 0,35 -0,02 -0,28 -0,07 0,12 -0,27 -0,25 -0,24 -0,17 -0,17 -0,01
Из таблицы 3 отмечаем довольно высокую зависимость в январе, феврале, апреле, июле, августе, сентябре.
Из трех приведенных таблиц сделан вывод о том, что перепад температур оказывает влияние на аварийность, однако в различные месяцы влияние отличается. В зимние месяцы перепад температур не оказывает воздействие на количество происшествий, однако заметно влияет на число погибших. Это говорит о том, что зимой перепад температур повышает тяжесть последствий ДТП. В теплое время перепад температур наоборот ее снижает, о чем свидетельствует данные в таблице 3.
В заключении стоит отметить, что безусловно погодные явления оказывают значительное влияние на уровень аварийности. Зная особенности и степень влияния каждого из погодных вялений можно более качественно организовывать профилактические мероприятия, что особенно важно в сложившейся ситуации в области безопасности дорожного движения.
Использованные источники: 1.Домке Э.Р.Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий. Учебное пособие - Пенза: ПГУАС, 2005. - 260 с.