Научная статья на тему 'Выявление вирусов папилломы человека высокого канцерогенного риска методом ПЦР при различных патологиях шейки матки'

Выявление вирусов папилломы человека высокого канцерогенного риска методом ПЦР при различных патологиях шейки матки Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
166
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Никитина Е. Г., Видяева И. Г., Асадчикова О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выявление вирусов папилломы человека высокого канцерогенного риска методом ПЦР при различных патологиях шейки матки»

ВЫЯВЛЕНИЕ ВИРУСОВ ПАПИЛЛОМЫ ЧЕЛОВЕКА ВЫСОКОГО КАНЦЕРОГЕННОГО РИСКА МЕТОДОМ ПЦР ПРИ РАЗЛИЧНЫХ патологиях шейки МАТКИ

Е.Г НИКИТИНА, И.Г. ВИДЯЕВА, О.Н. АСАДЧИКОВА

ГУ «НИИ онкологии Томского научного центра СО РАМН»

Актуальность. Рак шейки матки (РШМ) -одно из наиболее распространенных онкологических заболеваний, занимающее второе место по частоте встречаемости среди женщин в мире. Ежегодно регистрируется около 600 тыс. новых случаев РШМ и более 250 тыс. смертельных исходов. Исследования Международного агентства по исследованию рака ВОЗ подтвердили, что свыше 95 % РШМ ассоциировано с вирусами папилломы человека (ВПЧ) высокого онко-генного риска. Следует особо подчеркнуть, что традиционное для России выявление всего двух высокоонкогенных типов 16 и 18 не обладает достаточно высокой диагностической чувствительностью, поскольку позволяет выявлять не более 72 % случаев РШМ. Эпидемиологические исследования показали, что РШМ могут вызывать 18 типов вируса, из которых наиболее часто (94 % случаев РШМ) встречаются двенадцать:^, 18, 31, 33, 35, 39, 45, 52, 56, 58, 59, 66. В связи с этим наиболее актуальным на сегодняшний день является использование методов, позволяющих выявлять широкий спектр генотипов ВПЧ, с целью улучшения ранней диагностики данного заболевания.

Цель исследования. Оценить общую ин-фицированность ВПЧ, частоту встречаемости ВПЧ высокого канцерогенного риска у женщин с патологией, в том числе и раком шейки матки с применением технологии Multiplex PCR.

Материал и методы. В исследование было включено 50 пациенток НИИ онкологии ТНЦ СО РАМН (средний возраст - 37,5 ± 1,8 года). Все обследованные были разделены на 3 группы: фоновые патологии шейки матки, n=25 (50 %); дисплазии шейки матки CIN I—III, n=13 (26 %); сапсег colli uteri I-IV, n=12 (24 %). В группу с фоновыми патологиями включены пациентки с хроническими, воспалительными заболеваниями шейки матки. Во всех трех груп-

пах диагноз верифицирован гистологически. Материалом для выделения ДНК и последующей амплификации послужили соскобы эпителия цервикального канала и шейки матки. Для выявления ДНК ВПЧ использованы коммерческие тест-системы «АмплиСенс FRT ВПЧ ВКР скрининг» и «АмплиСенс ВПЧ ВКР генотип» (ФГУН ГУ НИИ эпидемиологии, Москва) на основе мультипраймерной типоспецифической ПЦР, позволяющие дифференцировать 12 типов ВПЧ высокого онкогенного риска (16, 18, 31, 33, 35, 39, 45, 52, 56, 58, 59, 6) с последующей электрофоретической детекцией продуктов амплификации в агарозном геле.

Результаты. При исследовании общей инфицированности ВПЧ показано, что из 50 обследованных женщин вирус выявлен у 41 (82 ± 0,8 %). В группе больных с фоновыми патологиями количество ВПЧ(+) лиц - 21 человек (84 ± 7,4 %), с дисплазиями - 10 (76,9 ± 3 %) , с РШМ - 10 (83,3 ± 3 %). Результаты геноти-пирования показали, что первое место по частоте встречаемости занимает ВПЧ 16-го типа (36 %). Также достаточно высокую распространенность имеют 45-й и 58-й типы вируса (24 % для обоих). Распределение остальных типов ВПЧ следующее: 39-й тип - 14 %; 52-й, 56-й - по 12 %; 33-й - 10 %; 35-й, 59-й - по 8 %; 18-й, 31-й - по 4 %. Полученные данные не противоречат показателями инфицированности ВПЧ женского населения в других регионах России, главным образом в европейской части, где лидирующим вирусом также является 16-й тип. Обращает на себя внимание и тот факт, что спектр типов ВПЧ, выявленных у женщин, довольно разнообразен и не ограничивается только классическими 16-м или 18-м типами, довольно часто (в 52 % случаев) встречается микст-инфекция из 2, 3 и даже 4 типов вируса ВПЧ. Что касается распределения генотипов папилломы в группах пациентов, то тут на-

блюдается следующая картина: лидирующим вирусом во всех группах является ВПЧ 16-го типа. В группе женщин с фоновыми патологиями довольно часто встречаются и другие типы ВПЧ, причем в достаточно высоких, но сопоставимых соотношениях (12-30 %, за исключением 59-го типа, который обнаружен лишь в 4 % случаев). Но в группах женщин с дисплазиями и РШМ частота встречаемости других типов ВПЧ снижается, в то время как встречаемость 16-го типа возрастает до 70 % и 60 % соответственно. Видимо, происходит их

селективный отбор (как менее онкогенных) в пользу ВПЧ 16-го типа, который является самым агрессивным в своём семействе.

Заключение. Подводя итог проведенным исследованиям, следует отметить, что выявление онкогенных типов ВПЧ в сочетании с цитологическим и кольпоскопическим обследованием поможет более качественно и своевременно выявлять предраковую и раковую патологию шейки матки. Наиболее оптимальным является выявление ВПЧ до появления морфологических изменений эпителия шейки матки.

ВЛИЯНИЕ АНЕСТЕЗИИ КСЕНОНОМ И ЗАКИСЬЮ АЗОТА НА АДАПТАЦИОННЫЙ И ИММУННЫЙ СТАТУС БОЛЬНЫХ РАКОМ МОЛОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ

в.м. одышев

ГУ «НИИ онкологии Томского научного центра СО РАМН»

Цель исследования. Изучить влияние видов анестезии на структуру адаптационных реакций и динамику показателей общего иммунологического статуса при выполнении радикального хирургического вмешательства у больных раком молочной железы (РМЖ).

Материалы и методы. В исследование включены 59 пациенток РМЖ (T 4N 2M0) в возрасте 26-90 лет с морфологически верифицированным диагнозом. Учитывая степень местной распространенности опухолевого процесса, 60,7 % больных на первом этапе комбинированного лечения получили 2-4 курса неоадъювантной химиотерапии (НАХТ) по схемам FAC, CAF и CMF. Всем больным было выполнено радикальное хирургическое вмешательство в объеме радикальной мастэк-томии или радикальной резекции молочной железы. В зависимости от вида анестезиологического пособия все пациентки были распределены на две репрезентативные группы. Исследуемую составили 28 пациенток, которым анестезиологическое пособие проведено ксеноном (Хе), и контрольную - 31 больная, прооперированная в условиях комбинированной анестезии медицинской закисью азота (N2O) с препаратами для нейролептаналгезии.

Типы адаптационных реакций определяли по процентному содержанию лимфоцитов в лейкоцитарной формуле и по их отношению к процентному содержанию сегментоядерных нейтрофилов. Иммунологическое исследование включало изучение субпопуляционного состава лимфоцитов периферической крови, функциональной активности нейтрофилов, содержание основных классов иммуноглобулинов и циркулирующих иммунных комплексов. Исследования выполнялись в трех контрольных точках: I - до операции, II - 1-е сут после операции, III - 7-е сут после операции.

Результаты. Изучение адаптационного статуса у больных РМЖ до начала хирургического лечения показало, что процент пациенток с благоприятными типами адаптационных реакций - тренировки (РТ), спокойной (РСА) и повышенной активации (РПА), характеризующихся наличием функциональных и пластических ресурсов организма, - в обеих группах был практически одинаков и составлял 85,7 % в исследуемой и 80,6 % в контрольной группе. Реакции переактивации (ПА) и стресса (РС), соответствующие состоянию напряжения систем гомеостаза и истощения функциональных резервов, были представлены

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.