Научная статья на тему 'Выявление уровня адекватного восприятия нанотехнологий у студентов гуманитарных специальностей'

Выявление уровня адекватного восприятия нанотехнологий у студентов гуманитарных специальностей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
477
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДЕКВАТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / НАНОТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / СТУДЕНТЫ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / ADEQUATE PERCEPTION / NANOTECHNOLOGICAL MODERNIZATION / TRAINING OF SPECIALISTS / STUDENTS OF HUMANITARIAN SPECIALTIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чванова Марина Сергеевна, Морев Дмитрий Евгеньевич

В статье представлены результаты исследования адекватного восприятия нанотехнологической модернизации у студентов гуманитарных специальностей. Обоснована необходимость подготовки специалистов с адекватным восприятием результатов нанотехнологической модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чванова Марина Сергеевна, Морев Дмитрий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION OF ADEQUATE PERCEPTION LEVEL OF NANOTECHNOLOGY OF HUMANITARIAN SPECIALTIES STUDENTS

In the article the results of research adequate perception of nanotechnological modernization humanities students are presented. The necessity of training with an adequate perception of nanotechnological modernization results is proved.

Текст научной работы на тему «Выявление уровня адекватного восприятия нанотехнологий у студентов гуманитарных специальностей»

УДК 378

ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ АДЕКВАТНОГО ВОСПРИЯТИЯ НАНОТЕХНОЛОГИЙ У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

© Марина Сергеевна ЧВАНОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, проректор по образовательной политике и инновациям, e-mail: ms@tsu.tmb.ru © Дмитрий Евгеньевич МОРЕВ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра информатики и информационных технологий, e-mail: dmitriy.morew@gmail.com

В статье представлены результаты исследования адекватного восприятия нанотехнологической модернизации у студентов гуманитарных специальностей. Обоснована необходимость подготовки специалистов с адекватным восприятием результатов нанотехнологической модернизации.

Ключевые слова: адекватное восприятие; нанотехнологическая модернизация; подготовка специалистов; студенты гуманитарных специальностей.

В целях выявления уровня знаний общества в области нанотехнологий и особенностей восприятия нанотехнологических процессов было проведено исследование среди студентов гуманитарных специальностей Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. Для более широкого изучения были отобраны 6 групп различных гуманитарных специальностей и направлений подготовки. Подробные сведения о группах приведены в табл. 1.

Таким образом, в исследовании приняли участие 148 студентов с первого по третий курсы гуманитарных специальностей в возрасте от 17 до 25 лет.

Среди задач исследования можно выделить следующие: выявить уровень адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации, выяснить, что знают студенты о нанотехнологиях, выявить уровень знаний и грамотности в области нанотехнологий, установить основные источники информации о нанотехнологиях, оценить восприятие рисков и выгод применения нанотехнологий, определить информацию о нанонауке для изучения студентами и узнать отношение современной молодежи к перспективным разработкам.

Первый вопрос анкеты: «Знаете ли Вы, что такое нанотехнологии?». Положительный ответ на этот вопрос дали 98 % студентов, и лишь 2 % указали на отсутствие знаний.

Целью вопроса «Если да, то каков Ваш уровень знаний?» было установить глубину знаний о нанотехнологиях. Варианты ответов: «Нет знаний»; «Очень мало знаний»; «Мало знаний»; «Некоторые знания»; «Хорошее знание»; «Очень хорошее знание». Наибольшее количество студентов (34 %) имеют некоторые знания, 30 % опрошенных мало проинформированы, а 25 % очень мало знают, что такое нанотехнологии. Хорошее знание указали только 6 % студентов. Отсутствие знаний, также как и высокий уровень знания указали по 2 % респондентов (рис. 1).

Для установления источников информации был сформулирован вопрос «Откуда Вы слышали о наноматериалах и нанотехнологиях?». Для ответа были предложены следующие варианты: «Никогда не слышал»; «Слышал в школе, в вузе, по месту работы»; «Слышал по телевидению»; «Рассказывали представители крупной фирмы или компании»; «Читал в газетах»; «Читал в книгах»; «Рассказали студенты или выпускники школы»; «Видел в Интернете»; «Другое». Лидирующие позиции среди источников занимают телевидение, Интернет и учебные заведения. Телевидение как источник информации указали 46 % опрошенных студентов, учебные заведения/место работы - 30 %, Интернет - 14 % (рис. 2). Хочется отметить, что 1 % студентов специально интересовались нанотехнологиями.

Таблица 1

Группы студентов, принявших участие в исследовании

№ Курс Специальность Количество студентов Возраст студентов

1 3 «Прикладная информатика в гуманитарной области» 24 19-20 лет

2 2 «Физическая культура и спорт» 30 18-20 лет

3 1-3 «Культурология» 18 17-20 лет

4 3 «Юриспруденция» 30 19-25 лет

5 3 «Социальная работа» 19 18-21 год

6 2 «Налоги и налогообложение» 26 18-20 лет

Рис. 1. Уровень знаний студентов о нанотехнологиях

Никогда не слышал Слышал в школе, в ВУЗе.

представители крупной фирмы или компании 1 %

Рис. 2. Источники информации о нанотехнологиях, указанные студентами

Можно сделать вывод, что основную часть сведений о нанотехнологиях общество получает из средств массовой информации, и следовательно, именно они оказывают наибольшее влияние на восприятие рисков и выгод использования нанотехнологий.

Чтобы установить, с какой стороны нанотехнологии рассматриваются в СМИ, участникам был предложен вопрос: «Как Вы думаете, нанотехнологии рассматриваются в СМИ с положительной или отрицательной точки зрения?». Варианты ответов: «Никогда не слышал о нанотехнологиях в СМИ»; «Положительное»; «Отрицательное»; «Равное»; «Я не знаю»; «Другое». Большинство опрошенных считает, что нанотехнологии рассматриваются в СМИ с положительной точки зрения (57 %), 23 % считают, что и плюсы и минусы рассмотрены одинаково, 1 % - с отрицательной, 3 % никогда не слышали о нанотехнологиях в СМИ. Однако 16 % респондентов не смогли дать ответ на этот вопрос (рис. 3).

На вопрос: «Отражает ли информация о нанотехнологиях в СМИ позиции научных экспертов?» 40 % опрошенных дали ответ: «Не знаю», 38 % считают, что в СМИ отражены мнения научных экспертов, 22 % - что нет (рис. 4).

Для ответа на вопрос: «Считаете ли Вы, что внедрение наноматериалов и нанотехнологий скажется на Вашей жизни?» были предложены следующие варианты: «Да, в недалеком будущем, практически через 1-5 лет»; «Да, в далеком будущем, в 20252035 годах»; «Нет, никогда»; «Не знаю». 33 % считают, что это произойдет в ближайшем будущем, т. е. через 1-5 лет. 41 % уверен, что это произойдет через 15-20 лет. И только 3 % отметили невозможность проникновения нанотехнологий в свою жизнь. Тем не менее, достаточно большой процент (23 % студентов) не смогли однозначно ответить на этот вопрос (рис. 5).

Рис. 3. Отношение СМИ к нанотехнологиям с точки зрения студентов

Нет

22%

Рис. 4. Ответы студентов на вопрос: «Отражает ли информация о нанотехнологиях в СМИ позиции научных экспертов?»

На вопрос: «Хотели бы Вы посвятить карьеру нанотехнологиям?» предлагались следующие варианты ответов: «Да, хочу заниматься наукой и преподаванием в вузе»; «Да, хочу заниматься исследованиями в институте РАН»; «Да, хочу пойти работать в высокотехнологичную компанию»; «Да, хочу заниматься этим за рубежом»; «Да, хочу организовать свою компанию»; «Нет, это модно, но не перспективно»; «Нет, это просто фантастика»; «Нет, это не имеет практиче-

ской выгоды»; «Нет, нанотехнологии опасны». Учитывая ответы на предыдущий вопрос, большинство студентов считает, что нанотехнологии войдут в повседневную жизнь в ближайшее время, но посвятить свою карьеру нанотехнологиям собираются только 31 % респондентов. 54 % не считают нанотехнологии безопасными и перспективными технологиями будущего. Подробные результаты представлены на рис. 6.

Рис. 5. Ответы студентов на вопрос: «Считаете ли Вы, что внедрение наноматериалов и нанотехнологий скажется на Вашей жизни?»

Рис. 6. Ответы студентов на вопрос: «Хотели бы Вы посвятить карьеру нанотехнологиям?»

Для определения восприятия плюсов и минусов применения нанотехнологий студентам были предложены шесть утверждений, выражающих основные риски и выгоды от применения нанотехнологий и наноматериалов: «Нанотехнологии могут помочь вылечить болезни»; «Нанотехнологии могут помочь улучшить производимые товары»; «Нанотехнологии могут помочь в решении экологических проблем»; «Нанотехнологии представляют угрозу для окружающей среды»; «Нанотехнологии представляют угрозу для моего здоровья»; «Нанотехнологии представляют угрозу для человечества из-за опасного нового оружия». Варианты ответов: «Согласен», «Не согласен», «Я не знаю» (рис. 7).

Следует отметить, что восприятие нанотехнологий в большей степени положительное и, несмотря на недостаточность информации, студенты считают, что нанотехнологии помогут решить многие нынешние проблемы. Опасение вызывают разработки нового перспективного вооружения с применением нанотехнологий и наноматериалов, т. к. это может привести к очередной гонке вооружений сверхдержав. Именно на это утверждение сильнее всего отреагировали 50 % опрошенных студентов. В то же время заметен довольно высокий уровень неопределенных ответов, особенно в случае с возможными минусами применения нанотехнологий. Если для выгод ответ «Я не знаю» составлял

порядка 7-9 %, то для утверждений, выражающих минусы - 18-25 %. Очевидно, это связано с нехваткой знаний в этой сфере и, исходя из того, что телевидение и СМИ являются основными источниками информации, можно сделать вывод, что плюсы и минусы применения нанотехнологий недостаточно освещены.

Также студентам предлагалось оценить по десятибалльной шкале (1 - «Полностью не согласен», 10 - «Полностью согласен») следующие заявления о нанотехнологиях: «Из-за нанотехнологий мы можем потерять рабочие места»; «Нанотехнологии могут

привести к гонке вооружений и холодной войне»; «Нанотехнологии могут привести к новым эффективным способам лечения болезней»; «Нанотехнологии могут увеличить национальную безопасность и обороноспособность»; «Нанотехнологии могут привести к разработке новых эффективных способов очистки отходов»; «Нанотехнологии могут привести к потере неприкосновенности личной жизни из-за появления микроустройств наблюдения»; «Нанотехнологии могут привести к неконтролируемому распространению самовоспроизводящихся нанороботов»; «Нанотехнологии могут дать ученым возможность улучшить физические и умственные способности человека». Результаты обработки ответов на эти заявления приведены в табл. 2.

Рис. 7. Ответы студентов на утверждения, выражающие плюсы и минусы применения нанотехнологий

Таблица 2

Ответы студентов на заявления о нанотехнологиях (десятибалльная шкала), %

Заявление 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Из-за нанотехнологий мы можем потерять рабочие места 15 5 9 9 22 6 9 9 7 7

Нанотехнологии могут привести к гонке вооружений и холодной войне 5 7 9 8 11 5 16 9 10 18

Нанотехнологии могут привести к новым эффективным способам лечения болезней 2 1 1 4 5 9 14 16 14 32

Нанотехнологии могут увеличить национальную безопасность и обороноспособность 5 2 3 3 10 14 13 14 11 24

Нанотехнологии могут привести к разработке новых эффективных способов очистки отходов 5 1 1 5 10 14 14 11 14 24

Нанотехнологии могут привести к потере неприкосновенности личной жизни из-за появления микроустройств наблюдения 7 5 9 4 14 7 11 14 7 21

Нанотехнологии могут привести к неконтролируемому распространению самовоспроизводя-щихся нанороботов 16 9 7 7 14 11 10 9 3 12

Нанотехнологии могут дать ученым возможность улучшить физические и умственные способности человека 9 3 6 8 11 9 16 11 11 15

Проанализировав восприятие рисков и выгод, можно сделать вывод, что большинство студентов не считает недостатки нанотехнологий опасными. Опасение вызывают нанотехнологии, используемые для разработки новых видов вооружения или в химической промышленности. В данной ситуации говорить об адекватном восприятии невозможно так же, как и о простом соотношении рисков и выгод. Для адекватного восприятия необходимо одинаковое понимание как плюсов, так и минусов применения нанотехнологий.

Кроме того, предлагалось оценить по десятибалльной шкале потенциальное влияние и значимость нанотехнологий (1 - «Полностью не согласен», 10 - «Полностью согласен»). Оценивались следующие утверждения: «Я поддерживаю использование нанотехнологий»; «Я поддерживаю федеральное финансирование нанотехнологий». Ответы студентов представлены в табл. 3.

Для выявления грамотности студентов в области нанотехнологий был предложен ряд утверждений, содержащих ложную или истинную информацию: «Нанометр примерно такого же размера, как атом» (верный ответ -«ЛОЖЬ»); «Нанотехнологии позволяют ученым создавать новые химические элементы» (верный ответ - «ИСТИНА»); «Нанометр равен одной миллиардной метра» (верный ответ - «ИСТИНА»); «Нанотехнология, по прогнозам, будет следующей промышленной

революцией в экономике России» (верный ответ - «ИСТИНА»); «Промышленность уже использует нанотехнологии для производства продуктов, продаваемых сегодня» (верный ответ - «ИСТИНА»); «При помощи нанотехнологий разрабатываются материалы, которые видны невооруженным глазом» (верный ответ - «ЛОЖЬ»).

На рис. 8 видно, что в большинстве высказываний количество верных и неверных ответов примерно одинаково. Процент не ответивших небольшой и составляет от 1 до 9 %. Отсюда можно сделать вывод, что информации, получаемой обществом из всех источников, недостаточно для грамотного знания простейших понятий о нанотехнологиях. Также об этом свидетельствует высокий процент неверных ответов на утверждение «Нанометр равен одной миллиардной метра» - 49 %.

Следовательно, информация, получаемая студентами о нанотехнологиях, не способствует увеличению знаний. К тому же в последнее время слово «нано» употребляется очень часто и не всегда правильно. Для увеличения продаж маркетологи демонстрируют чудеса фантазии. Например, детская игрушка «Наноробот», размером всего со спичечный коробок. Уже с детских лет у ребенка будет складываться представление, что «нано» -это очень маленькое, но это можно посмотреть и потрогать. Вот и получается, что

больше половины опрошенных студентов, зная, что такое нанотехнологии, не знают, чему равен нанометр. И если в дальнейшем не получить специальных знаний о нанотехнологиях, об адекватном восприятии результатов нанотехнологической модернизации можно забыть.

Чтобы определить, какую информацию о нанотехнологиях современная молодежь хотела бы получить в ходе обучения в вузе, студентам был задан вопрос: «Что бы Вы хотели узнать о нанотехнологиях и наноматериалах?». В качестве вариантов ответа было предложено следующее: «Только общие понятия»; «Что это даст для прогресса и обычным людям (обществу)?»; «Что они да-

ют науке?»; «Как исследуются наноматериалы?»; «Как они будут использоваться в электронике?»; «Как они будут использоваться в медицине?»; «Как они могут улучшить экологию?»; «Как они будут использоваться в ракетокосмической технике?»; «Как они могут использоваться в антитеррористической деятельности?». Подавляющее большинство, а это 51 % студентов, хотели бы узнать, что нанотехнологии дают для прогресса и развития общества и человека. Только общие понятия заинтересовали 20 % студентов. Остальными блоками информации заинтересовались порядка 1-10 %. Процентное соотношение показано на рис. 9 в виде диаграммы.

Таблица 3

Ответы студентов на утверждения о значимости нанотехнологий (десятибалльная шкала), %

Утверждение 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Я поддерживаю использование нанотехнологий 5 1 5 7 20 5 17 14 3 24

Я поддерживаю федеральное финансирование нанотехнологий 7 3 6 5 21 10 11 5 6 24

Рис. 8. Ответы студентов на истинные / ложные утверждения

Рис. 9. Ответы студентов на вопрос: «Что бы Вы хотели узнать о нанотехнологиях и наноматериалах?»

Кроме того, студентам были заданы вопросы, на которые нужно было дать свой ответ. На вопрос: «Как Вы думаете, какие нанотехнологии могут быть использованы в вашей профессии?» студенты ответили следующее: «Я не знаю»; «Внедренные в электронику»; «Сенсорные устройства, голо-

граммы и т. д.»; «Нанотехнологичные компьютеры»; «Замена студентов на роботов»; «Нанотехнологии в области компьютерной техники»; «Компьютерные»; «Нанокомпьютер»; «Улучшение компьютеров и уменьшение размеров»; «Внедрение микрочипов в мозг»; «Я не яркий сторонник прогресса, углубление в науку губит планету»; «Никакие»; «Электронные приборы»; «Изобретения для улучшения жизни инвалидов»; «Удобные вещи для занятия спортом»; «Различные спецодежды, которые будут удерживать тепло»; «Ускоряющие заживление ран и травм»; «Наномяч»; «Спортивный инвентарь»; «Спортивные»; «Нанотехнологии медицины»; «Применяемые для улучшения

здоровья»; «Повышающие физическую работоспособность»; «Нанотехнологии, связанные с увеличением работоспособности организма человека»; «В изготовлении спортивного инвентаря»; «Нанотехнологичные роботы, которые будут помогать в сборе точной информации»; «Реставрация, улучшение»;

«Восстановление, реставрация»; «Наноробот реставратор»; «Могут помочь в реставрационной деятельности»; «Для восстановления картин»; «Нано-разум»; «Нанокейс»; «Мо-

гут, но сейчас таких не знаю»; «Нанотехнологии в области медицины»; «Робот-налоговик который все знает»; «Различные усовершенствованные вычислительные наномашины»; «Нанороботы».

На вопрос: «Как Вы думаете, какие нанотехнологии могут быть использованы в быту?» были получены следующие ответы: «Я не знаю»; «Коммуникация»; «Роботы для уборки дома»; «Нанороботы»; «Пока не знаю»; «В домашней электронике»; «Киберглаза»; «Думаю у нас и так достаточно техники, не стоит ничего изобретать»; «Очистка стекла автомобиля»; «Очиститель туалета»; «Домашние электрические приборы»; «Роботы для работ»; «Бытовые»; «Супершвабра»; «Суперпылесос»; «Выполняющие хозяйственную деятельность»; «Очистка воды»;

«Технологии по переработке отходов и уборке»; «Любая техника»; «Вся электронная техника»; «Какие-либо телевизоры»; «Нанопища»; «Никакие»; «Нанотехнологии, связанные с пищевой промышленностью»; «Лекарственные нанотехнологии, роботы для уборки»; «Роботы-няни, роботы-уборщики, лекарства»; «Нанонагреватели, сапоги с подогревом»; «Очистка воды, бытовая техника»; «Нано-оружие»; «Могут, но сейчас таких не знаю»; «Нанотехнологии будут использоваться в производстве, в быту вряд ли»; «В химической промышленности»;

«Новая техника, материалы»; «Мега-тостер с супертеркой-саморезкой»; «Самопроизводя-щий наноробот»; «Медицина, техника»; «Те,

которые могут очищать загрязненные предметы».

На вопрос: «Как Вы думаете, какие нанотехнологии могут приносить наибольший вред для здоровья человека?» студенты ответили: «Я не знаю»; «Влияние на сердце и психику»; «Оружие»; «Мутации»; «Нанопроизводство компьютеров»; «Вмешательство в ДНК человека»; «Электроизлучение микроволновки»; «Я только знаю, что есть нанотехнологии помогающие в медицине, об остальных не знаю ничего конкретного»; «Затрудняюсь ответить»; «Всякие химические или ядерные разработки»; «Излучение»; «Химические»; «Пищевые добавки»; «Нанолекарства, еда»; «Связанные с оружием, которые могут выйти из под контроля»; «Пока нанотехнологии на стадии развития - они будут приносить вред»; «Входящие в состав продуктов жизнедеятельности»; «Косметика, телефоны, одежда»; «Еда»; «Ядерные, связанные с военной промышленностью»; «Из-пользующиеся в производстве продуктов»; «Связанные с атомным производством»; «Всякого рода излучения»; «Вооружение»; «Военная промышленность»; «Новое нанооружие»; «Сам процесс производства нанотехнологий»; «С радиактивностью»; «Наноалкоголь»; «Никакие»; «Оружие, новая техника»; «Техника»; «Нанокондиционер»;

«Нановодородная бомба»; «Могут, но сейчас таких не знаю»; «Все»; «Использование химических элементов»; «Связанные с химическим производством»; «Скорее пользу, чем вред»; «Связанные с вооружением и обороной государства»; «Связанные с производством оружия»; «Супер многофункциональная сверх-баллистическая ракета»; «Нанотехнологии, связанные со способами очистки отходов»; «Вредные»; «Новые химические

элементы, наноматериалы».

На вопрос: «Как Вы думаете, какие нанотехнологии могут приносить наибольший вред для окружающей среды?» были получены ответы: «Я не знаю»; «Эксперименты с ядерным оружием»; «Материал, из которых они состоят»; «Мутации»; «Производство самих нанотехнологий»; «Нанотехнологии в сфере вооружения»; «Микроволновка»; «Для окружающей нас среды прогресс в любом случае вреден, даже если сами нанотехнологии полезны, то их производство таковым не является. Цель не оправдывает средства»;

«Затрудняюсь ответить»; «Человек»; «Новые разработки в вооружении»; «Нанотехнологии, используемые в электронике»; «Отходы от производства»; «Нановыращивание растений (может быть побочный эффект)»; «Новые виды химического, биологического оружия»; «Большинство приносят тот или иной вред»; «Испытания ядерного оружия»;

«Твердые отходы из тяжело разлагающихся наноматериалов»; «Ядерные, связанные с военной промышленностью»; «Использующиеся в химическом производстве»; «Химическая, военная промышленность, генная нанотехнология»; «Связанные с атомным производством»; «Загрязнение»; «Вооружение»; «Новые технологии»; «Сам процесс производства нанотехнологий»; «Нанобомбы»;

«Нановыхлопы»; «Никакие»; «Оружие массового поражения, био»; «Наноатомные бомбы на наносамолете»; «Отходы от производства»; «Химическое и биологическое оружие»; «Нановодородная бомба»; «Могут, но сейчас таких не знаю»; «Все»; «Сверх-тер-моядерный супер многофункциональный завод»; «Различные ракеты с химическим оружием»; «Нанотехнологии с большой облу-чаемостью»; «Связанные с промышленностью».

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1. Для адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации недостаточно информации о нанотехнологиях, получаемой студентами из всех доступных источников.

2. Информация, поступающая через СМИ, носит новостной либо рекламный характер и не имеет научной составляющей, что не позволяет получить знания в области нанотехнологий и не способствует адекватному восприятию.

3. В системе высшего образования не существует образовательных программ, объясняющих особенности развития нанотехнологий студентам гуманитарных специальностей. Они изолированы от проблемы изучения влияния нанотехнологической модернизации на общество, что приводит к неадекватному восприятию.

4. Социальные последствия развития нанотехнологий имеют двойственный характер (конструктивный и деструктивный), по-

этому для адекватного восприятия результатов нанотехнологической модернизации необходима равная информация о рисках и выгодах применения нанотехнологий и наноматериалов.

5. Восприятие обществом результатов нанотехнологической модернизации должно быть адекватным, т. к. общественное мнение оказывает большое влияние на развитие нанотехнологий.

6. Нанотехнологическая модернизация, подобно информатизации, постепенно проникает во все сферы жизни общества, поэтому на современном этапе развития социума необходима подготовка специалистов с адекватным восприятием результатов нанотехнологической модернизации.

7. Для подготовки специалистов с адекватным восприятием результатов нанотехно-

логической модернизации необходима разработка образовательных курсов, которые будут содержать не только общую информацию, но и разделы нанонауки, необходимые для адекватного восприятия результатов применения нанотехнологий.

8. Высокая динамика развития нанотехнологий обязательно окажет свое влияние на динамику формирования самих образовательных курсов, что приведет к необходимости основываться не на традиционных учебных пособиях, а на сетевых разработках, которые дадут возможность постоянной актуализации содержания обучения.

Поступила в редакцию 6.04.2012 г.

UDC 378

IDENTIFICATION OF ADEQUATE PERCEPTION LEVEL OF NANOTECHNOLOGY OF HUMANITARIAN SPECIALTIES STUDENTS

Marina Sergeyevna CHVANOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Professor, Pro-rector for Educational Policy and Innovations, e-mail: ms@tsu.tmb.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Dmitriy Yevgenyevich MOREV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-Graduate Student, Informatics and Information Technologies Department, e-mail: dmitriy.morew@gmail.com

In the article the results of research adequate perception of nanotechnological modernization humanities students are presented. The necessity of training with an adequate perception of nanotechnological modernization results is proved.

Key words: adequate perception; nanotechnological modernization; training of specialists; students of humanitarian specialties.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.