Научная статья на тему 'Выявление территориальных пищевых агрокластеров: методологические подходы'

Выявление территориальных пищевых агрокластеров: методологические подходы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / КЛАСТЕР / ПРОТОКЛАСТЕР / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПИЩЕВАЯ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / FOOD & PROCESSING^ INDUSTRY / GLOBALIZATION / COMPETITION / CLUSTER / PROTOCLUSTER / AGROINDUSTRIAL COMPLEX / AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малыш Е. В.

В статье рассматривается проблема формирования кластеров в сельском хозяйстве и в пищевой и перерабатывающей промышленности в условиях глобализации. Проблематика сетевых взаимоотношений предприятий имеет особое значение и для России, особенно в контексте вступления нашей страны в ВТО. Кластерная политика расширяет пространство взаимодействия между группами отраслей, предприятий, государства, науки и общества. В статье выявлены три необходимых условия, три существенных предпосылки для формирования территориальных продуктовых агрокластеров, определены элементы и структура. Формирование кластера основано на всевозможных видах взаимоотношений между участниками кластера, которые решают для себя проблемы, определяющие условия агрегации кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The detection of the territorial food agro clusters: methodological approaches

The article considers problem of the formation of the clusters in the agriculture and food and processing industries under the condition of the world globalization. Problems of the net relationships of the enterprises have the special meaning for the Russian Federation, as well, especially in the context of joining WTO. The cluster’s policy enlarges the space of the cooperation among the groups of sectors, enterprises, the state, science and society. The three necessary conditions, the three significant prerequisites for formation of the territorial food agro clusters were detected in the article, their elements and structure were determined. The formation of the cluster is based on the different kinds of relationships among members of the cluster, which solve their problems, determining conditions of the cluster aggregation.

Текст научной работы на тему «Выявление территориальных пищевых агрокластеров: методологические подходы»

Аграрный вестник Урала № 3 (109), 2013 г. _

Экономика

ВЫЯВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПИЩЕВЫХ АГРОКЛАСТЕРОВ:

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

sV

Е. В. МАЛЫШ, 62°0;5. г Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42; кандидат экономических наук, доцент, 'ел 890244959б2;

Уральская государственная сельскохозяйственная академия e-mail: [email protected]

Положительная рецензия представлена Ю. Г. Лавриковой, доктором экономических наук, профессором, заместителем директора по научным вопросам Института экономики Уральского отделения Российской академии наук.

Процессы глобализации, нарастающие с конца XX века, принесли новое понимание конкурентоспособности предприятий, которая стала зависеть от факторов, лежащих вне предприятия, оптимизация внутренних ресурсов перестала влиять на конкурентоспособность. Оптимизация деятельности предприятий стала лежать в плоскости инновационной деятельности, которая возможна в инновационном окружении, создаваемом сотрудничающими и конкурирующими предприятиями.

Проблематика сетевых взаимоотношений предприятий имеет особое значение и для России, особенно в контексте вступления нашей страны в ВТО. В этих условиях для российских предприятий еще более обострились вопросы поиска источников конкурентных преимуществ, которые были бы устойчивы и трудновоспроизводимы. Причем поиск источников конкурентоспособности важен не только для крупных компаний, но и для малого и среднего бизнеса, оказавшегося после вступления России в ВТО перед лицом необходимости конкурировать в глобальной экономической среде. А как показывает мировая практика, именно сетевые межорганиза-ционные взаимодействия предприятий обеспечивает им возможность успешной работы на современных рынках и служит основой успешного долговременного развития, особое значение отдается процессу кластеризации.

Начинающиеся формироваться общественные отношения, связанные с созданием и развитием кластеров, нашли законодательное определение понятия «кластер» на уровне федерального законодательства Российской Федерации в Федеральном законе от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Статья 2 указанного документа содержит в себе следующее определение: «Кластер — совокупность особых экономических зон одного типа или нескольких типов, которая определяется Правительством Российской Федерации, и управление которой осуществляется одной управляющей компанией». При этом под особой экономической зоной понимается особая «часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны».

Данное определение отражает понимание кластера только в институциональном смысле и не соответствует всему спектру этих общественных отношений. На наш взгляд, более точную формулировку законодатель дал при обсуждении производствен-

ных кластеров в Постановлении Правительства РФ от 23.04.2010 г. № 282 «О национальной нанотехнологической сети»: «Научно-производственный кластер — договорная форма кооперации организаций, обеспечивающих и осуществляющих целенаправленную деятельность по разработке, производству и продвижению продукции наноиндустрии на внутренние и внешние рынки высокотехнологичной продукции».

Министерство экономического развития России выпустило Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (утв. Минэкономразвития РФ от 26.12.2008 г. № 20615-ак/д19), которые направлены на содействие развитию кластерных инициатив в регионах России. Приведенный документ содержит в себе следующее определение: «Территориальные кластеры — объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научноисследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. При этом кластеры могут размещаться на территории как одного, так и нескольких субъектов Российской Федерации».

Инновационное и социальное направления долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, определенные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.1 основаны на формировании кластеров:

— территориально-производственных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики, с концентрацией таких кластеров в урбанизированных регионах;

— территориально-производственных кластеров на слабоосвоенных территориях, ориентированных на глубокую переработку сырья и производство энергии с использованием современных технологий.

Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.2 предусматривается создание в Российской Федерации сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, а также фор-

1 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р (ред. от 08.08.2009 г.) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.»).

2 Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.».

мирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров.

Данный термин стал активно применяться в отраслевых подзаконных актах федерального и регионального уровней3.

Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.4 в институциональной сфере сельского хозяйства предусмотрено развитие интеграционных связей в агропромышленном комплексе и формирование продуктовых подкомплексов, а также территориальных кластеров.

Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г. установлено, что при планировании территориального развития необходимо ориентироваться на создание «в сельских поселениях социальных кластеров, обеспечивающих в полном объеме удовлетворение минимальных потребностей населения в социальных услугах с учетом нормативных радиусов их пешеходно-транспортной доступности и развития мобильных форм сервиса»5.

Стратегией развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 г.6 предусмотрено развитие конкуренции, кооперации, интеграционных связей и формирование продуктовых подкомплексов, территориальных кластеров, связывающих между собой поставщиков и переработчиков сельскохозяйственной продукции, внедрение новых технических регламентов и стандартов.

Таким образом, государство одновременно определяет кластер и ставит задачу развития процессов кластеризации в регионах и отраслях.

Уральский федеральный округ в настоящее время характеризует наличием признаков кластеризации, основанных на конкурентных преимуществах региона. Стратегия социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 г.7 определяет, что лидирующие позиции и первостепенное

3 Например: Постановление Правительства РФ от 14.10.2010 г. № 833 (ред. от 26.09.2012 г.) «О создании туристического кластера в СевероКавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея». Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 г. № 1195 (ред. от 26.09.2012 г.) «Об особых экономических зонах в Северо-Кавказском федеральном округе». Распоряжение Правительства РФ от 06.09.2011 г. № 1540-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 г.». Распоряжение Правительства РФ от 05.09.2011 г. № 1538-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 г.». Закон Московской области от 16.07.2010 г. № 96/2010-ОЗ (ред. от 23.07.2012 г.) «Об инвестиционной политике органов государственной власти Московской области» (принят постановлением Мособлдумы от 08.07.2010 г. № 8/126-П). Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.06.2011 г. № 835 (ред. от 30.08.2012 г.) «О Комплексной программе «Наука. Промышленность. Инновации» в Санкт-Петербурге на 2012-2015 гг.». Постановление Правительства РФ от 24.12.2009 г. № 1087 (ред. от 31.10.2012 г.) «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 гг.».

4 Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 г. № 717

«О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.».

5 Распоряжение Правительства РФ от 30.11.2010 г. № 2136-р «Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г.».

6 Распоряжение Правительства РФ от 17.04.2012 г. № 559-р «Об утверждении Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 г.».

7 Распоряжение Правительства РФ от 06.10.2011 г. № 1757-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 г.».

значение Уральского федерального округа в общероссийской экономике обеспечивается относительно высокой конкурентоспособностью его хозяйственного комплекса. Выявляются основные конкурентные преимущества Уральского федерального округа: ключевая геополитическая и геоэкономическая роль округа, занимающего срединное положение в Российской Федерации и имеющего первостепенное значение в системе транспортных коммуникаций страны, соединяющих ее европейскую и азиатскую части, страны Евросоюза с Азиатско-Тихоокеанским регионом; богатейшая природно-ресурсная база; мощный экономический потенциал; значительные объемы собственных доходов бюджетов большинства субъектов Российской Федерации; присутствие на территории округа конкурентоспособных на глобальном уровне бизнес-структур; сравнительно высокий уровень обеспеченности квалифицированными трудовыми ресурсами; высокий научный и образовательный потенциал; наличие в регионе динамично развивающейся системы электронных коммуникаций; значительный потенциал роста регионального потребительского рынка; наличие на территории округа крупных полифункциональных агломераций; устойчиво высокая инвестиционная привлекательность экономики округа.

Агропромышленный комплекс Уральского федерального округа занимает важное место в экономике России. Эффективное производство сельскохозяйственной продукции должно обеспечивать экономический рост в агропромышленном комплексе. Целью социально-экономического развития агропромышленного комплекса до 2020 г. должно стать улучшение показателей качества жизни сельского населения, достижение продовольственной безопасности, повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции. Особое место в развитии агропромышленного комплекса Уральского федерального округа отведено развитию производства пищевых продуктов.

На современном этапе развития производства пищевых продуктов и агропромышленного комплекса в целом возрастает значение конкурентной среды и конкурентоспособности российских товаропроизводителей. Продовольственная сфера экономики Уральского федерального округа за прошедшие годы подверглась значительному давлению импорта. Это ставит на повестку дня в качестве важнейшей задачи обеспечение продовольственной безопасности и независимости региона и страны. Развитие сельского хозяйства Уральского федерального округа в рамках инновационного сценария основывается на значительном усилении инновационных факторов, которые должны охватить в системном виде все сферы агропромышленного комплекса, включая нововведения селекционно-генетического, производственнотехнологического, организационно-управленческого и экологического характера, должны формировать принципиально новый технологический уклад в агропромышленном комплексе Урала.

Одним из ключевых направлений институциональной и пространственной трансформации агропромышленного производства в экономике Урала и Свердловской области с целью увеличения объемов добавленной стоимости, производимой на сельских

территориях и равномерного рассредоточения ее получения в течение всего календарного года, может стать создание агрокластеров с учетом территориальной организации сельскохозяйственного производства и на основе адаптации опыта создания кластеров и территориально (регионально) производственных продуктовых подкомплексов.

На необходимость выделения региональных продуктовых подкомплексов указывали многие отечественные экономисты. Тем не менее, единого мнения по таким основным вопросам, как количество, состав сфер, принципы формирования, методология их оптимального функционирования до сих пор не сформировалось. Принципы, положенные в основу выделения региональных продуктовых подкомплексов: 1) производство сравнительно однородной конечной продукции, связанной с использованием определенного вида сельскохозяйственного сырья;

2) наличие интеграционных вертикальных связей;

3) единое экономическое поведение — производство продукции для конкретного потребителя.

Традиционный способ выделения продуктовых подкомплексов — рассмотрение относительно замкнутых производственных систем, которые обеспечиваются всеми необходимыми ресурсами, чтобы достигнуть требуемого уровня производства качественной продукции при минимальных издержках. Продуктовый подкомплекс представляется в виде взаимосвязанных систем: производство, переработка. реализация и потребление продукции подкомплекса. Виды связей продуктовых подкомплексов: технологические; производственные; экономические; организационные; управленческие; социальные.

Эффективность функционирования продуктовых подкомплексов: технологическая — появление новой техники, технологий, изобретений; экономическая — повышение производительности труда и снижение трудоемкости, материалоемкости и себестоимости продукции, рост прибыли, рентабельности и ликвидации; социальная — укрепление материального уровня жизни населения, более полное удовлетворение человеческих потребностей, координирование процессов миграции, улучшение условий и безопасности труда; организационная — высвобождение ресурсов предприятия, рациональное их использование, рост капитализации; экологическая

— обеспечение благоприятной окружающей среды, сохранение природно-ресурсного потенциала, сбалансированное природопользование.

Факторы, влияющие на эффективность функционирования продуктовых подкомплексов:

1. факторы универсальные для всех видов производств в России, в том числе сельскохозяйственного производства;

2. специфические факторы:

— факторы системы производства;

— факторы системы переработки;

— факторы системы реализации;

— факторы системы потребления;

3. факторы благополучия потребителей;

4. факторы состояния регионального продуктового рынка.

Таким образом, результаты проведенных исследований показали, что только комплексный подход к организации производства, переработки, реализации

и потребления поможет региональному продуктовому подкомплексу увеличить свою эффективность.

Традиционная агропромышленная политика направлена на создание и развитие приоритетных хозяйственных агломераций — территориально (регионально) производственных продуктовых подкомплексов, а кластерная — на развитие всех существующих хозяйственных агломераций (протокластеры) до уровня кластеров, раскрытие потенциала региона. Промышленная политика использует протекционистские меры для избирательной защиты выбранных предприятий и подотраслей, затрудняет сотрудничество, стимулирует взаимодействие предприятий по линии отраслевого лоббирования. Кластерная политика расширяет пространство взаимодействия между группами отраслей, предприятий, государства, науки и общества.

Свободно ориентированные предприятия могут не вступить в инновационную конкуренцию, а формировать сетевое поведение, которое часто характеризуется рентоориентированным поведением, нарастанием монополизацией. Опыт формирования кластеров и хозяйственных агломераций показывает, что процесс их создания не может быть естественным или искусственным. Государство в процессе оптимизации развития кластеров выступает как одна из трех равноправных сторон, как активный посредник, в соответствии с концепцией «тройной спирали» (Triple Helix) — совместная деятельность государства, бизнеса, научного сообщества. Государство, в соответствии с ролью активного посредника, помогает уменьшить информационную асимметрию и тем самым снизить трансакционные издержки. Деятельность государства проявляется через формирование площадок для взаимодействия, быть гарантом исполнения обязательств, принимать на себя часть рисков, участвовать в проектах, формулировать и уточнять правила игры и прочее.

Автор статьи подчеркивает, что кластеризация, как область практической деятельности получила развитие в последние десятилетия как за рубежом, так и в нашей стране. В настоящее время в разных регионах России уже приступают к практической реализации кластерных проектов, но, по нашему мнению, без достаточного теоретико-методологиче-

Рисунок 1

Схема позиционирования существенных предпосылок для формирования территориальных продуктовых агрокластеров

Органы государственной власти и местные органы власти

I

I-

го

с

.0

о

о

т

■О

П>

ОЇ

т

П>

ь

п

■О

о

1=1

<

т:

Местное население

Рисунок 2

Элементы структуры территориальных пищевых агрокластеров

ского обоснования. Таким образом, ставится задача научного обоснования идентификации и анализа процесса кластеризации. Недостаток аналитического обеспечения этого процесса создает возможности для принятия не всегда обоснованных решений органов власти, это приводит к низкой эффективности мероприятий государственной поддержки кластеров в регионах.

Сдерживающие факторы реализации процесса кластеризации в России:

— слабый уровень доверия между всеми субъектами экономической деятельности;

— отсутствие культуры информационной открытости;

— низкое качество бизнес-климата;

— низкий уровень ассоциативных структур;

— необходимость выявления и последовательного преодоления лимитирующих факторов;

— социальная мотивация и защита субъектов кластера;

— краткосрочный горизонт планирования.

Целью проводимого исследования является выявление научно-методологических предпосылок оптимизации процесса развития потенциальных продуктовых протоагрокластеров на территории Свердловской области, как формы пространственной организации хозяйственного комплекса региона в рамках трансформации национальной экономики. Под протоагрокластером будем понимать некое объединение предприятий сельского хозяйства и предприятий пи-

щевой и перерабатывающей промышленности, обладающих рядом признаков кластера и способное при реализации мероприятий государственной поддержки стать полноценным кластером.

Проведя исследование существующих или начинающих формирование агрокластеров в России, на Украине, в Белоруссии, автор статьи выявил три необходимых условия, три существенных предпосылки для формирования территориальных продуктовых агрокластеров (рис. 1):

— географическая концентрация;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— гибкая специализация;

— сетевое межорганизационное устойчивое взаимодействие — кооперация.

Поле 1 — в регионе наблюдается значительная географическая концентрация предприятий одной сферы деятельности.

Поле 2 — в регионе предприятия гибко специализированы, ведется инновационная деятельность, которая пока еще не стала «точкой роста».

Поле 3 — наблюдается ассоциативная активность предприятий, формируются сетевое межорганизаци-онное устойчивое взаимодействие.

Поле 6 — объем инновационно активных предприятий начинает нарастать большими темпами.

Поле 5 — инновационно активные предприятия начинают формировать агрегационные отношения.

Поле 4 — предприятия активно формируют агре-гационные кооперации.

Поле 7 — формируется территориальный продуктовый агрокластер.

Структура территориальных продуктовых агрокластеров, опираясь на методологию М. Портера, должна содержать следующие элементы:

1. «ядро» — объекты, вокруг которых группируется кластер, выполняющие деятельность, позиционирующие кластер — предприятия сельского хозяйства, предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, заготовительные предприятия;

2. «дополняющие объекты» — объекты, деятельность которых напрямую обеспечивает функционирование объектов «ядра» — научно-исследовательские организации, образовательные учреждения, технопарки, бизнес-инкубаторы и др.;

3. «обслуживающие объекты» — объекты, наличие которых обязательно, но деятельность которых напрямую не связана с функционированием обЪектов «ядра» — сервисные центры, центры сбыта, дис-трибъютерские фирмы, строительные, транспортные и логистические структуры, финансовые структуры;

4. «вспомогательные объекты» — объекты кластера, наличие которых желательно, но не обязательно для функционирования других объектов кластера — консультационные, рекламные, аудиторские, юридические, консалтинговые, лизинговые, факторинговые, страховые, инвестиционные, венчурные предприятия в составе кластера.

Координатором всех процессов структуры агрокластера должна являться управляющая компания. Она контролирует всю технологическую цепочку, что позволяет получить высокий доход, позволяющий обеспечивать социальную составляющую проекта.

По нашему мнению, при идентификации территориальных продуктовых агрокластеров следует опираться на следующую структуру кластера (рис. 2).

Формирование кластера основано на всевозможных видах взаимоотношений между участниками кластера, которые решают для себя следующие основополагающие проблемы, определяющие условия агрегации кластера:

1. компетенции внутри кластера;

2. форма распределения добавочной стоимости между всеми участниками кластера;

3. гарантии технологической, экономической, социальной, организационной результативности пред-приятий-участников кластера;

4. эффективное развитие всех участников кластера.

5. гарантии социально-эколого-экономического развития региона.

По нашему мнению, что требуется разработка целевой программы Свердловской области развития агрокластеров, которая основывалась бы на симбиозе науки и бизнеса. Достичь результатов можно только при тесном взаимодействии государства, науки и бизнеса.

При разработке целевой программы особое внимание нужно уделять подготовительному этапу. Основная идея — повышение занятости сельского населения и интеграции его в экономику страны. Необходима программа, направленная на сохранение исторической самобытности сельского населения, малого агробизнеса. Связи, которые возникнут между всеми участниками агрокластера, создадут условия для развития как всего агропромышленного комплекса, так и малого предпринимательства.

Статья выполнена при поддержке программы интеграционных фундаментальных исследований УрО РАН, проект № 12-И-7-2010 «Приоритетные направления модернизации региональных продовольственных систем в условиях присоединения России к ВТО».

Литература

1. Воронин Б. А. Госпрограмма на 2013-2020 гг. — основа для развития российской аграрной науки // Аграрный вестник Урала. 2012. № 11 (103). С. 4-7.

2. Малыш Е. В. Система инструментов регулирования земельно-рентных отношений // Аграрный вестник Урала. 2012. № 10 (102). С. 74-78.

3. Чупина И. П. Многоукладная экономика как перспективная форма хозяйствования в системе продовольственного самообеспечения индустриальных регионов // Аграрный вестник Урала. 2012. № 6 (98). С. 116-121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.