Научная статья на тему 'Выявление рисков использования аудиторских услуг для отмывания преступных доходов'

Выявление рисков использования аудиторских услуг для отмывания преступных доходов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
203
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ / ВЫЯВЛЕНИЕ РИСКОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СУЖДЕНИЕ / AUDITING SERVICES / RISK IDENTIFICATION / PROFESSIONAL JUDGMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хашимова А.Т.

Dynamically developing processes of economic liberalization caused the need for further development of the audit. It is on how the audit procedure is structured and formalized, the result of their reliability and reliability depends. In this regard, the issues of increasing the internal quality control of audit services, including preventive measures to identify the unfair actions of customers of audit services, are relevant.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выявление рисков использования аудиторских услуг для отмывания преступных доходов»

ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

Хашимова А.Т.,

к.э.н., заместитель начальника Управления методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов Республики Узбекистан E-mail: asalhashimova@gmail.com

ВЫЯВЛЕНИЕ РИСКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУДИТОРСКИХ УСЛУГ ДЛЯ ОТМЫВАНИЯ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ

Динамично развивающиеся процессы либерализации экономики обусловили необходимость дальнейшего развития аудита. Именно от того, как спланирован и оформлен порядок оказания аудиторских услуг, зависит результат их надежности и достоверности. В связи с этим актуальными являются вопросы повышения внутреннего контроля качества аудиторских услуг, включающие превентивные меры по выявлению недобросовестных действий заказчиков аудиторских услуг.

Ключевые слова: аудиторские услуги, выявление рисков, профессиональное суждение.

A.T. Khashimova

IDENTIFYING FACTORS IN THE USE OF AUDIT SERVICES FOR THE

PURPOSE OF LAUNDERING PROCEEDS FROM CRIME AND FINANCING TERRORISM

Dynamically developing processes of economic liberalization caused the need for further development of the audit. It is on how the audit procedure is structured and formalized, the result of their reliability and reliability depends. In this regard, the issues of increasing the internal quality control of audit services, including preventive measures to identify the unfair actions of customers of audit services, are relevant.

Keywords: auditing services, risk identification, professional judgment

Проблема повышения эффективности мероприятий, направленных на борьбу с экономическими преступлениями, становится все более актуальной в условиях интеграционных процессов экономики страны. Являясь глобальной проблемой современности, когда применяются все более сложные финансовые операции с привлечением юридических лиц, для сокрытия реальных владельцев, которые контролируют преступные доходы, проблема борьбы с отмыванием преступных доходов требует особого и постоянного внимания со стороны государства.

Современная экономическая ситуация и необходимость защиты добросовестных субъектов предпринимательства требуют кардинального пересмотра методов борьбы с экономическими преступлениями, своевременного выявления механизмов формирования «теневой экономики», каналов неконтролируемого оттока денежных средств.

В Узбекистане осуществлена целенаправленная и широкомасштабная работа по формированию организационно-правовой и методологической базы в сфере ПОД/ФТ - приняты нормативно-правовые акты по борьбе с отмыванием денег1, совершенствованию порядка представления информации, связанной с ПОД/ФТ. Все эти меры позволили определить приоритетные направления правового регулирования по предотвращению осуществления незаконных финансовых операций, и оценки эффективности борьбы с ОД/ФТ.

В республике основные задачи по осуществлению комплексного анализа деятельности по борьбе с экономическими преступлениями возложены на Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан2.

Закон Республики Узбекистан «О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма», http://lex.uz/docs/284542#284898;

2 Указ Президента Республики Узбекистан от 23 мая 2018 года № УП-5446, http://lex.uz/docs/3743203;

К числу мероприятий по укреплению институтов финансового контроля можно отнести - активизацию участия аудиторских организаций в борьбе с ОД/ФТ, усилению их ответственности за качество услуг и достоверность представляемых ими заключений. Наиболее актуальны действия аудиторов в выявлении и понимании рисков ОД/ФТ, при осуществлении функций бухгалтерского учета на предприятиях, когда имеется непосредственный доступ к подготовке и проведению финансовых операций. В этом случае аудитор постоянно вовлечен в текущую деятельность предприятия, соответственно имеется понимание его системы управления, исполнения функциональных обязанностей, документооборота, информационно-программного обеспечения, что позволяет аудитору выявлять проблемные ситуации. Конечно, бывают случаи, когда подход аудитора к проверке ПОД/ФТ оказывается формальным, по причине некомпетентности аудитора.

Важно отметить, что Законом Республики Узбекистан «Об аудиторской деятельности» и стандартами аудиторской деятельности также предусмотрены отдельные нормы, способствующие предотвращению нарушений аудиторской организацией законодательства в сфере ПОД/ФТ, такие как:

- аудиторская деятельность осуществляется только от имени аудиторской организации, то есть аудиторы не вправе заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью при оказании аудиторских услуг;

- осуществление исключительно аудиторской деятельности;

- применение Международных стандартов аудита;

- необходимость обеспечения контроля качества работы аудиторов;

- в аудиторском отчете должны отражаться факты нарушения законности финансово-хозяйственных операций;

- обеспечение хранения в аудиторской организации экземпляров аудиторских заключений и отчетов не менее пяти лет;

- составление рабочей документации и оформление результатов оказанных профессиональных услуг соответствующим отчетом.

Анализ области применения нормативных правовых актов в сфере ПОД/ФТ показывает, что аудиторские организации при оказании услуг по ведению бухгалтерского учета руководствуются Национальными и Международными стандартами аудита, законодательством в сфере ПОД/ФТ,1 типологическими исследованиями международных экспертов и т.п.

Все эти меры способствуют минимизации рисков использования услуг аудиторских организаций в целях ОД/ФТ и направлены на поддержание доверия делового сообщества к результатам оказания аудиторских услуг.

В то же время участие аудиторов в ПОД/ФТ нельзя переоценить, ведь оказывая широкий спектр услуг, прежде всего проведение аудиторской проверки, аудиторы имеют доступ к информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия и, исходя из своего профессионального суждения и опыта, могут указывать на существование возможностей для ОД/ФТ. Однако следует отметить, что усилий одних только аудиторских организаций для минимизации данных рисков недостаточно. Надеюсь, что к этому процессу также присоединятся и другие представители частного сектора, заинтересованные в борьбе с ОД/ФТ.

Аудиторская деятельность как особая сфера предпринимательства успешно развивается в Узбекистане: по состоянию на 1 сентября 2018 года осуществляют деятельность 100 аудиторских организаций, из них порядка 70% занимаются аудиторской деятельностью десять и более лет, 18 отечественных аудиторских организаций являются членами крупных международных

1 Правила внутреннего контроля для аудиторских организаций по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма [Зарегистрировано Министерством юстиции Республики Узбекистан 3 ноября 2009 года Регистрационный № 2035], http://lex.uz/docs/1540148.

сетей и ассоциаций. Также в республике осуществляют деятельность и дочерние предприятия международных аудиторских компаний «Большой четверки - Big-4»: «ERNST & YOUNG», «Praysvoterxaus Kupers», «Deloitte va Touche», «KPMG»1.

Для многих аудиторских организаций, несмотря на накопленный опыт работы на рынке аудиторских услуг, практические аспекты ПОД/ФТ по-прежнему являются непростой задачей, требующей определенных интеллектуальных и материальных ресурсов. Вопросы качества работы каждого сотрудника аудиторской организации в данном направлении являются как никогда актуальными, так как количественные показатели не всегда дают полную картину эффективности системы внутреннего контроля по ПОД/ФТ.

В связи с этим в целях недопущения преднамеренного участия аудиторских организаций в сокрытии незаконных финансовых операций в ходе выполнения функций бухгалтерского учета, руководитель аудиторской организации должен принимать меры по обеспечению внутреннего контроля, надлежащей проверки клиентов, выявлению риска в целях установления мониторинга для их минимизации. Ведь качественная составляющая системы внутреннего контроля ПОД/ФТ позволяет увеличивать ее эффективность и надежность на всех этапах оказания аудиторских услуг, том числе услуг по ведению бухгалтерского учета. Поэтому организационная система контроля должна обеспечивать независимость и объективность по каждому из следующих элементов:

• принятие и продолжение деловых отношений с клиентом;

• ответственность руководства за качество работы аудиторов;

• соблюдение этических требований;

• кадровые ресурсы;

• выполнение аудиторских процедур;

• мониторинг.

Безусловно, аудиторская организация документально оформляет политику и процедуры контроля качества и доводит их

1 http://mf.uz

до сведения своего персонала, в целях обеспечения уверенности в том, что сотрудники аудиторской организации применяют и соблюдают:

- соответствующие этические требования;

- принципы независимости;

- требования законодательства по ПОД/ФТ.

Аудиторская организация принимает решение о заключении или продолжении деловых отношений с клиентом, когда она обладает достаточной численностью специалистов и необходимым уровнем компетентности, а также соблюдающие этические нормы и принципы, необходимые для оказания аудиторских услуг.

Одной из процедур, направленных на ПОД/ФТ в аудиторской организации, является установление порядка уведомления ее руководителя о фактах склонения аудитора к совершению правонарушений, а также порядка рассмотрения сведений, содержащихся в таком уведомлении. Именно руководитель аудиторской организации обеспечивает оценку объективности работы аудиторов путем мониторинга, проведения служебных расследований относительно несоблюдения этических норм сотрудниками аудиторской организации.

Процедуры контроля качества работы аудиторов для минимизации рисков использования аудиторских услуг в целях ОД/ФТ должно обеспечиваться путем:

- предоставления руководителю аудиторской организации (ответственному лицу) сведения об исполненных заданиях;

- своевременного извещения аудиторами о ситуациях, способствующих уязвимости независимости, для принятия соразмерных мер;

- накопления релевантной информации, поддержание в актуальном состоянии документов для минимизации угроз недобросовестных действий сотрудников;

- разработки и применения внутренних документов, регламентирующих процедуры внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;

- наличия перечня лиц, связанных с отмыванием денег и перечня стран, имею-

щих стратегические недостатки в системе ПОД/ФТ. Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан1 формирует Перечень на основании сведений, представляемых государственными органами, осуществляющими борьбу с терроризмом, распространением оружия массового уничтожения, и другими компетентными органами Республики Узбекистан, а также сведений, полученных по официальным каналам от компетентных органов иностранных государств и международных организаций2;

- взаимодействия специально уполномоченных государственных органов с субъектами предпринимательской деятельности;

- проведения регулярной подготовки сотрудников аудиторской организации с целью обеспечения их информированности об изменениях законодательства по ПОД/ФТ, о последних тенденциях, современных технологиях легализации доходов, полученных от ОД/ФТ, а также понимания рисков ОД/ФТ.

Профессия аудитора отличается принятием ответственности по отношению к заказчику аудиторских услуг и к обществу в целом, исходя из чего, вопросы соблюдения этических норм и принципов аудита, повышения качества аудиторских услуг и минимизация рисков ОД/ФТ остаются весьма актуальными.

Поэтому для выявления рисков в аудиторской организации необходимо определить ответственного сотрудника, знающего законодательство в сфере ПОД/ФТ. Согласно правилам внутреннего контроля в аудиторской организации

1 Положение о порядке приостановления операций, замораживания денежных средств или иного имущества, предоставления доступа к замороженному имуществу и возобновления операций лиц, включенных в перечень лиц, участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения [Зарегистрирован Министерством юстиции Республики Узбекистан 11 октября 2016 г. Регистрационный № 2833]

2 http://lex.uz/docs/3042462

назначается ответственный сотрудник, который должен занимать руководящую должность и являться штатным аудитором данной аудиторской организации.

Меры по ПОД/ФТ являются неотъемлемой частью системы внутреннего контроля и текущей деятельности предприятия, поэтому аудитор должен понимать организационную структуру предприятия его систему органов управления, объемах операций и масштабов деятельности, систему внутреннего контроля и программного обеспечения.

Конечно, выявление и оценка рисков являются экспертным мнением ответственного сотрудника, сформированного в процессе анализа доступной информации в отношении профессиональной услуги по ведению бухгалтерского учета, включая о выявленных фактах использования данной услуги в целях ОД/ФТ.

Оценка рисков условно включает три этапа:

- сбор информации для выявления рисков;

- анализ рисков;

- оценка рисков и выявления мер, направленных на снижение рисков.

По результатам обработки информации для оценки рисков осуществляется их анализ для понимания вероятности угрозы риска.

На практике в зависимости от видов финансовых операций, совершаемых аудиторской организацией от имени клиента и результатов надлежащей проверки клиента, можно определить следующие уровни риска:

- «высокий»;

- «средний»;

- «низкий».

В первую очередь, руководителем аудиторской организации по представлению ответственного сотрудника утверждается список финансовых операций, отнесенных к уровню риска «высокий».

Внутренними правилами аудиторской организации определяются критерии высо-

кого уровня риска в разрезе клиентов, включающие вероятность1:

- участия в отмывании денег и преступлениях в сфере экономики;

- проживания в государстве, включенного в Перечень, либо в оффшорной зоне.

При отнесении клиента или операции к категории высокого уровня риска аудиторской организацией принимаются усиленные меры надлежащей проверки клиента, уделяется внимание сложным и нестандартным сделкам, не имеющим экономической цели. Немаловажным является изучение продолжительности (непрерывности) деятельности клиента, соответствие его фактического местонахождения сведениям, указанным в регистрационных документах.

Низкий уровень риска присваивается в случае отсутствия угрозы использования в незаконных целях профессиональной услуги аудиторской организации по бухгалтерскому учету.

Уровни риска целесообразно пересматривать в следующих случаях:

если в ходе проведения внутреннего контроля установлены случаи неоднократного использования аудиторских услуг в незаконных целях;

если при осуществлении внутреннего контроля возникли достаточные основания для уменьшения уровня риска (например, изменились условия предоставления услуги, способствующие минимизировать угрозы по ОД/ФТ).

Отметим, что анализ финансовых операций, осуществляемых аудиторской организацией в целях возможного пересмотра уровня риска, проводится ответственным сотрудником в течение всего периода осуществления функций по ведению бухгалтерского учета. При этом ответственный сотрудник проводит оценку рис-

1 Правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов,

полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма для аудиторских организаций [Зарегистрировано Министерством юстиции Республики Узбекистан 3 ноября 2009 г. Регистрационный № 2035],

http://lex.uz/docs/1540148.

ков по трем основным факторам: угроза, уязвимость, последствия.

При введении аудиторской организацией новой формы оказания профессиональной услуги по ведению бухгалтерского учета (к примеру, дистанционно с применением информационных технологий) ответственный сотрудник анализирует уровень риска данной услуги и вероятность использования клиентами новой формы оказания услуги в целях отмывания денег.

Результаты оценки уровня риска использования клиентом профессиональной услуги по ведению бухгалтерского учета в незаконных целях фиксируются раздельно по каждому клиенту в документе (например таблица выявления рисков), подписанным ответственным сотрудником и позволяющим сделать однозначный вывод о присвоенном уровне риска. В случае пересмотра указанного уровня риска ответственным сотрудником составляется новый аналогичный документ с приложением заключения о принятых мерах, направленных на снижение рисков.

Предлагаемая структура таблицы 1 позволит, прежде всего, повысить информационную полезность документа и систематизировать результаты оценки рисков.

Как правило, выявление рисков осуществляется посредством понимания факторов угроз, уязвимости и последствия незаконных финансовых операций. Руководитель организации с целью минимизации уровня риска принимает соответствующие меры финансового мониторинга, включающие определенные меры по управлению риском, такие как:

При высоком риске

1. Строгое документирование всех операций клиента.

2. Отказ в проведении операций без представления документов, подтверждающих правомерность операции, законность источников средств.

3. Отказ от продолжения или вступления в деловые отношения с юридическим лицом.

4. Усиленные меры надлежащей проверки клиента.

5. Направление информации о подозрительных операциях в государственный уполномоченный орган в порядке, установленном законодательством.

При среднем риске:

1. Проведение надлежащей проверки клиента в порядке, установленном законодательством.

2. Мониторинг и наблюдение за операциями клиента.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1 - выявления рисков ОД/ФТ

Услуга Вид операций Процедуры ( акторы риска Выявление риска Уровень риска

аудиторской организации оказания услуги Угроза Уязвимость Последствия

Ведение бух- Подготовка Разработка

галтерского и проведе- учетной по- Нет Нет Нет ОР Низкий

учета ние финан- литики

сово- Составление

хозяйствен- финансовой

ных опера- отчетности и Нет Нет Нет ОР Низкий

ций расчетов по налогам

Снятие

наличных

денежных средств с банковского Есть Есть Нет ВР Средний

счета

Консультации

по проведе-

нию сделок с недвижимым Есть Есть Есть Р Высокий

имуществом, финансовых

операций

и т.п.

3. При необходимости, сообщение о подозрительных операциях в государственный уполномоченный орган в порядке, установленном законодательством.

При низком риске:

1. Упрощенные меры надлежащей проверки клиента.

2. Пониженный уровень наблюдения за операциями клиента.

Разъяснение по заполнению таблицы:

а) в графе 3 «Процедуры оказания услуги» - указывается перечень операций (действий), совершаемых аудиторской организацией или клиентом;

б) в графах 4-6 - заполняются отметками «есть» или «нет» в зависимости от выявления фактора риска;

в) в графе 7 «Выявление риска» - указывается отметка «Р» (Риск) при наличии в графах 4-6 трех отметок «есть»; указывается отметка «ВР» (Вероятный Риск) при наличии в графах 4-6 двух отметок «есть»; указывается отметка «ОР» (Отсутствует Риск) при наличии в графах 4-6 не более одной отметки «есть».

г) в графе 8 «Уровень риска» - указывается соответствующий уровень «высокий» или «средний», либо «низкий».

Безусловно, каждая аудиторская организация исходя из основных направлений деятельности с учетом особенностей клиентской базы, раскрывает во внутрен-

них документах особенности системы контроля, применяемые методы мониторинга, достаточные для понимания и выявления рисков ПОД/ФТ.

В заключение отметим, что надежная система внутреннего контроля по ПОД/ФТ, способствует достижению желаемого уровня безопасности, объективности управленческих решений, минимизации угроз и рисков ОД/ФТ, и как следствие повышению имиджа аудиторской организации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Закон Республики Узбекистан «О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма».

2. Правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма для аудиторских организаций [Зарегистрировано Министерством юстиции Республики Узбекистан 3 ноября 2009 г. Регистрационный № 2035].

3. Рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ, http://www.fatf-gafi.org).

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. The Law of the Republic of Uzbekistan «On Counteracting the Legalization of Incomes Derived from Criminal Activity and the Financing of Terrorism».

2. Internal Control Rules for Counteracting the Legalization of Incomes Derived from Criminal Activity and the Financing of Terrorism for Audit Organizations [Registered by the Ministry of Justice of the Republic of Uzbekistan on November 3, 2009, Registration No. 2035].

3. Recommendations of the Financial Action Task Force on Money Laundering (FATF, http://www.fatf-gafi.org).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.