Научная статья на тему 'Выявление резервов снижения издержек на основе выбора варианта реструктуризации предприятия городского пассажирского транспорта'

Выявление резервов снижения издержек на основе выбора варианта реструктуризации предприятия городского пассажирского транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗДЕРЖКИ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / РЕОРГАНИЗАЦИЯ / ТОЧКА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ФИНАНСОВЫЙ ПОТОК / ЧИСТЫЙ ПОТОК РЕАЛЬНЫХ ДЕНЕГ / ВНУТРЕННИЕ РЕЗЕРВЫ РАЗВИТИЯ / АМОРТИЗАЦИЯ / АМОРТИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ / ПЕРЕОЦЕНКА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ / СOSTS / RE-STRUCTURING / REORGANISATION / A BREAK-EVEN POINT / FINANCIAL STABILITY / A FINANCIAL STREAM / A PURE CURRENT OF REAL MONEY / INTERNAL RESERVES OF DEVELOPMENT / AMORTISATION / THE AMORTISATION POLICY / A FIXED CAPITAL / REVALUATION OF THE BASIC MEANS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саксин А. Г., Саксина Е. Г.

Изучение практической деятельности отечественных предприятий показало, что в качестве одного из эффективных механизмов мобилизации их внутренних резервов может выступать амортизационная политика. Важным инструментом амортизационной политики является переоценка основных средств. Мобилизация внутренних инвестиционных ресурсов с использованием инструмента переоценки, становится возможной на основе моделирования финансовых потоков. В статье предложены пути использования инструментария амортизационной политики, направленные на снижение издержек, повышение степени финансовой устойчивости структурных единиц городского пассажирского транспорта в процессе их реструктуризации (реорганизации). Предлагаемые механизмы и подходы могут использоваться при решении насущных практических задач по выявлению резервов снижения издержек, которые приобрели особую актуальность в условиях острого и затяжного финансового кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVEALING OF RESERVES OF DECREASE IN COSTS ON THE BASIS OF A CHOICE OF A VARIANT OF RE-STRUCTURING OF THE ENTERPRISE OF CITY PASSENGER TRANSPORT

Studying of practical activities of the domestic enterprises has shown, that as one of effective mechanisms of mobilization of their internal reserves the amortisation policy can act. The important tool of amortisation policy is reassessment of the basic means. Mobilization of internal investment resources with use of the tool of reassessment, becomes possible on the basis of modelling financial streams. In clause ways of use of toolkit of the amortisation policy, directed on decrease in costs, increase of a degree of financial stability of structural producing units of city passenger transport in the course of their re-structuring (reorganisation). Offered mechanisms and approaches can be used at the decision of essential practical problems on revealing reserves of decrease in costs which have got a special urgency in conditions of sharp and long financial crisis.

Текст научной работы на тему «Выявление резервов снижения издержек на основе выбора варианта реструктуризации предприятия городского пассажирского транспорта»

ВЫЯВЛЕНИЕ РЕЗЕРВОВ СНИЖЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК НА ОСНОВЕ ВЫБОРА ВАРИАНТА РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА

Саксин А.Г., к.э.н., доцент, Саксина Е.Г., к.э.н., доцент,

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (ННГАСУ)

Изучение практической деятельности отечественных предприятий показало, что в качестве одного из эффективных механизмов мобилизации их внутренних резервов может выступать амортизационная политика. Важным инструментом амортизационной политики является переоценка основных средств. Мобилизация внутренних инвестиционных ресурсов с использованием инструмента переоценки, становится возможной на основе моделирования финансовых потоков.

В статье предложены пути использования инструментария амортизационной политики, направленные на снижение издержек, повышение степени финансовой устойчивости структурных единиц городского пассажирского транспорта в процессе их реструктуризации (реорганизации).

Предлагаемые механизмы и подходы могут использоваться при решении насущных практических задач по выявлению резервов снижения издержек, которые приобрели особую актуальность в условиях острого и затяжного финансового кризиса.

Ключевые слова: издержки, реструктуризация, реорганизация, точка безубыточности, финансовая устойчивость, финансовый поток, чистый поток реальных денег, внутренние резервы развития, амортизация, амортизационная политика, основные фонды, переоценка основных средств.

REVEALING OF RESERVES OF DECREASE IN COSTS ON THE BASIS OF A CHOICE OF A VARIANT OF RE-STRUCTURING OF THE ENTERPRISE OF CITY PASSENGER TRANSPORT

Saksin A., Dr. rer. pol., the senior lecturer of the Nizhniy Novgorod state university of architectural and civil engineering (NNGASU) Saksina E., Dr. rer. pol., the senior lecturer of the Nizhniy Novgorod state university of architectural and civil engineering (NNGASU)

Studying of practical activities of the domestic enterprises has shown, that as one of effective mechanisms of mobilization of their internal reserves the amortisation policy can act. The important tool of amortisation policy is reassessment of the basic means. Mobilization of internal investment resources with use of the tool of reassessment, becomes possible on the basis of modelling financial streams.

In clause ways of use of toolkit of the amortisation policy directed on decrease in costs, increase of a degree offinancial stability of structural producing units of city passenger transport in the course of their re-structuring (reorganisation).

Offered mechanisms and approaches can be used at the decision of essential practical problems on revealing reserves of decrease in costs which have got a special urgency in conditions of sharp and long financial crisis.

Keywords: costs, re-structuring, reorganisation, a break-even point, financial stability, a financial stream, a pure current of real money, internal reserves of development, amortisation, the amortisation policy, a fixed capital, revaluation of the basic means.

Предприятия городского пассажирского транспорта исходя из своей социально-экономической значимости для населения относятся к планово-убыточным предприятиям, часть затрат которых покрываются за счет местного бюджета. Исходя из этого значительное место в деятельности предприятий занимают проблемы повышения рентабельности.

При рассмотрении возможных вариантов реорганизации юридического лица степень финансовой устойчивости транспортных предприятий и, соответственно реализации резервов может быть оценена на основе точки безубыточности.

Точка безубыточности характеризует объем пассажироперево-зок, при котором выручка от реализации транспортной услуги совпадает с издержками на ее производство. В условиях кризиса, когда основным резервом развития выступает рост потенциала транспортного предприятия за счет повышения эффективности управления основными фондами в результате переоценки и эффективной амортизационной политики, использование при анализе точки безубыточности соответствует требованиям к управлению резервами.

При определении данного показателя считается, что издержки на производство транспортного обслуживания населения могут быть разделены на условно-постоянные (не изменяющиеся при изменении объема перевозок) затраты Р и - условно-переменные Рпер, меняющиеся пропорционально объему перевозимых пассажиров.

В этом случае точка безубыточности N6 определяется по формуле:

N = Рпост / (Цф - Рпер) (1)

где Цф - цена перевозки одного пассажира;

Р - условно-постоянные издержки транспортного предприятия;

Рдер - условно переменные издержки в составе цены перевозки одного пассажира.

В то же время, учитывая, что цена пассажироперевозок, согласно основному принципу ценообразования, формулируется в виде суммы издержек на их обеспечение и планируемой прибыли от реализации транспортной услуги, формулу (1) можно представить в виде:

N = Р / (Р + Р + П ) - р ; или (2)

б пост 4 пост пер пер' ^пер’ 4 !

N6 = Рпост / Рпост + Пб; (3)

где Рпост - условно-постоянные издержки в цене перевозки од-

ного пассажира;

Пб - прибыль в цене реализации транспортной услуги для одного пассажира.

Из формулы (3) очевидно, что чем больше прибыль от реализации транспортной услуги, тем ниже находится точка безубыточного функционирования транспортного предприятия (тем меньше необходимый для этого минимальный объем пассажироперевозок).

Однако в процессе реструктурирования транспортных предприятий в соответствии с поставленной стратегической целью оказывается, что не всегда рассматриваемые структурные бизнес-единицы имеют безубыточное производство.

В связи с этим возникает задача вывода этих и вновь создаваемых бизнес-единиц за счет реорганизации предприятий на безубыточное и рентабельное функционирование. Данная задача может решаться в рамках корректирования ценовой политики транспортного предприятия и снижения его производственных издержек. Выбор ценовой стратегии субъектом хозяйствования с целью достижения безубыточной производственно-хозяйственной деятельности должен осуществляться с учетом конъюнктуры рынка транспортных услуг.

Так, если точка безубыточности производства характеризуется объемом пассажироперевозок N6, а фактическая реализация транспортной услуги по установленным ценам Цф (тарифу) составляет меньший размер ^, который не обеспечивает рентабельное функционирование транспортного предприятия, корректировка цен ре-

ализации должна осуществляться в сторону их уменьшения на величину:

D Ц = (Цф - Цб) = (^ - ^) Цф / Nф * Е , (4)

т.е. новая цена реализации транспортной услуги с целью выхода на безубыточную деятельность оценивается в размере:

Цб = Цф - (^ - Nф) * Цф / Nф * Е , (5)

где Цб - цена реализации транспортной услуги для достижения точки безубыточности производства;

Ец - коэффициент ценовой эластичности спроса, оцениваемый по результатам маркетинговой деятельности предприятия, как:

Ец = Процентное изменение количества перевезенных пассажиров / Процентное изменение цены, (6)

В то же время выход на точку безубыточности при неизменных ценах реализации продукции может быть обеспечен за счет снижения издержек производства и, в частности, амортизации в составе себестоимости.

Второй этап разработки технологии проведения реструктуризации базируется на оценке возможных улучшений финансового состояния предприятия за счет выявления внутренних резервов развития на базе применения амортизационного инструментария и переоценки основных средств. В этой связи необходимо очертить круг основных приемов моделирования амортизационной политики во взаимосвязи с разработкой реструктуризационной программы.

Регулирование размеров амортизационных отчислений и прибыли, а также их оптимального соотношения в составе денежного потока предприятия возможно на базе адекватного инструментария амортизационной политики. Изучение практической деятельности отечественных предприятий показало, что в качестве одного из эффективных механизмов мобилизации их внутренних резервов и снижения издержек может выступать амортизационная политика, направленная на повышение роли амортизации в финансировании инвестиций.

К современному амортизационному инструментарию относятся:

• методы ускоренной амортизации, регламентируемые Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 (кумулятивный способ и метод уменьшаемого остатка);

• переоценка и оценка основных средств.

Использование данных инструментов в амортизационной политике приводит к изменению величины формируемого амортизационного фонда предприятия, себестоимости продукции, прибыли, стоимости основных средств, налога на имущество.

В связи с этим эффективность того или иного амортизационного метода должна оцениваться на базе комплексного критерия, учитывающего основные экономические результаты применения этого инструмента.

В качестве такого критерия можно использовать чистый поток реальных денег (ЧПД), складывающийся из амортизации и чистой прибыли предприятия. На базе этого критерия наиболее эффективная амортизационная политика оценивается максимальной величиной денежного потока.

Математическое моделирование зависимостей формирования и изменения собственных финансовых потоков предприятия (амортизации, прибыли, совокупного налога на прибыль и имущество, а также ЧПД) до и после использования амортизационного инструментария позволит создать методологическую базу для целевого планирования и оптимизации экономических показателей при разработке амортизационной политики.

Для формирования бюджета амортизационных отчислений в составе внутренних ресурсов предприятия можно применять различные методы начисления амортизации. При наличии балансовой прибыли и достаточной конкурентоспособности продукции по ценам создаются экономические предпосылки к применению методов ускоренной амортизации, а в случае убыточности производства возможно использование понижающих коэффициентов к действующим амортизационным нормам.

Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 6/01) позволяет определить амортизацию высокотехнологичных и эффективных объектов основных средств методами уменьшаемого остатка и списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования (кумулятивным методом), которые относятся к современным ускоренным амортизационным способам.

Применение ускоренной амортизации фондов в амортизационной политике предприятий позволяет увеличивать их бюджеты

амортизационных отчислений.

Прирост же чистого потока реальных денег предприятия при этом оценивается в размере:

D ЧПД = (ка - 1) X [1 - (1 - п) X (1 - п)] X И, X Ф., (7)

где п - ставка налога на имущество;

Пп - ставка налога на прибыль;

к - коэффициент ускорения к линейным нормам амортизации

Ф. - первоначальная стоимость 1-го объекта фондов.

Выполненные сравнительные расчеты показывают, что наибольшую чистую эквивалентную текущую стоимость ОТУ имеет амортизационный фонд, образуемый кумулятивным методом начисления амортизации, и наименьшую - линейным методом. В связи с этим следует говорить и об экономической эффективности способов ускоренной амортизации по сравнению с линейным методом.

Однако свобода выбора метода амортизации ограничена ценовыми пределами, обусловленными факторами конкурентоспособности продукции и рентабельности предприятия. Поэтому принятие решения о возможной ускоренной амортизации основных средств для мобилизации внутренних резервов снижения издержек должно основываться на оценке предельных значений коэффициентов ускорения линейных амортизационных отчислений в рамках выбранной предприятием ценовой стратегии.

Важным инструментом амортизационной политики, применяемым с целью противодействия обесцениванию амортизационных отчислений при ценовой либерализации, является переоценка основных средств.

Полная восстановительная стоимость основных фондов определяется при переоценке либо методом прямой оценки на основании документально подтвержденных цен на аналогичные объекты, либо путем индексации первоначальной стоимости отдельных фондов с применением коэффициентов пересчета в восстановительную стоимость, публикуемых

Госкомстатом РФ или устанавливаемых на основе экспертных заключений.

При повышении стоимости фондов не только возрастает амортизация и себестоимость продукции, но и увеличивается налог на имущество, уменьшается прибыль и налоговые платежи с нее.

Анализ результатов переоценок основных средств на предприятиях, проведенных методом индексации первоначальной стоимости, указывает на наличие значительных расхождений между индексами Госкомстата РФ и коэффициентами экспертов. Следовательно, в рамках узаконенных процедур появляется возможность оптимизации экономических результатов переоценки основных средств на базе индивидуальных индексов для каждого объекта фондов.

Решение оптимизационных задач, связанных с мобилизацией внутренних инвестиционных ресурсов с использованием инструмента переоценки, становится возможным на основе моделирования финансовых потоков, формирующих экономические показатели деятельности транспортного предприятия до и после переоценки основных средств, сравнения показателей и принятия итоговых решений о целесообразности изменения стоимости объектов основных фондов в рамках принятой ценовой стратегии. При этом в качестве основного критерия эффективности переоценки также может быть использован показатель роста чистого потока реальных денег ф ЧПД) по предприятию.

Так, прирост чистого потока реальных денег после переоценки 1-го объекта основных средств определяется по формуле:

D ЧПД. = (к. - 1) х [пп х па, х Ф. - пи х (1 - пп) х Фосг1], (8)

где к. - индекс переоценки 1-го объекта фондов;

Ф . - остаточная стоимость 1-го объекта фондов до переоценки.

Данная модель показывает, что для получения положительного прироста возможных инвестиционных ресурсов предприятия за счет переоценки объекта основных фондов с использованием индекса больше единицы (к>1) необходимо соблюдение условия п . >

0,047 х Фост. /Ф. .

Приведенные зависимости позволили разработать методику дифференцированного индексного подхода к переоценке отдельных объектов основных фондов на базе индивидуальных коэффициентов (индексов), обеспечивающих при ее проведении максимальный прирост чистого денежного потока предприятия.

На этапе создания программы реструктуризации на основе дан-

ных о финансово-экономическом состоянии предприятия и результатах моделирования оптимальной амортизационной стратегии может быть произведена оценка варианта реорганизации предприятия по фактору изменения притока финансовых ресурсов.

Резервы развития при слиянии бизнес-единиц формируются из суммы амортизационных отчислений по этим предприятиям и прибыли вновь образованного предприятия. В результате заключения договора о слиянии образуется общий баланс, и те фонды, которые были на балансе у каждого предприятия в отдельности, сливаются в общий объем основных средств. Такой подход может быть использован при объединении функционирующих в городе различных видов общественного транспорта.

Амортизация вновь образованного предприятия будет равна сумме начисляемой амортизации по этим фондам. Анализ показывает, что реструктуризация по этому варианту может быть реализована с большей эффективностью в случае проведения дифференцированной переоценки основных средств сливаемых предприятий и применения современных методов амортизации.

Размеры фондов каждого присоединяемого предприятия известны, и амортизация, начисляемая по этим фондам, известна. ЧД предприятия после слияния состоит из амортизации основного предприятия и суммарной амортизации по предприятиям, которые присоединяются к основному.

Критерий ЧД является универсальным показателем, применение которого возможно для оценки любого варианта реорганизации. Однако наибольших практических результатов моделирование достигает в случае оценки вариантов разделения, выделения и преобразования предприятий.

При разделении предприятий готовятся разделительные балансы.

После разделения предприятия на структурные бизнес-единицы, согласно этим разделительным балансам, моделируется объем амортизационных отчислений на каждом предприятии в отдельности. ЧД этого предприятия будет равна амортизации по тем фондам, которые поставлены на их баланс, и прибыли выделившегося предприятия.

В случае выделения бизнес-единицы реорганизуемое предприятие сохраняется. Если реорганизация проводится с передачей на баланс выделившегося предприятия основных средств реорганизуемого, то ЧД основного предприятия становится равным разности амортизационных отчислений и прибыли, получаемой головным предприятием после выделения.

Моделирование ЧД проводится в зависимости от целей реструктуризации. Если реструктуризация осуществляется по инициативе основного предприятия, то целесообразно подробно анализи-

Таблица 1. План мероприятий по реструктуризации предприятий и пути реализации резервов

№№ п/п Наименование мероприятий Направления выявления резервов

1 2 3

1. Организация рынка транспортных услуг и формирование кооперационных связей Приведение в динамичное соответствие параметров работы предприятия и внешней среды

2. Проведение реструктуризации задолженности предприятия Анализ текущего состояния предприятия в качестве основы для разработки стратегии по выявлению резервов развития

О J. Проведение реструктуризации задолженности предприятия Использование специфики переходного периода для адаптации предприятия к новой системе взаимоотношений с властью различного уровня

4. Реструктуризация производственной деятельности Высвобождение резервов снижения издержек за счет оптимизации производственного и кадрового потенциала предприятия

5. Проведение реструктуризации активов предприятия Активизация резервов снижения издержек и развития за счет использования амортизационного инструментария и управления ЧД

6. Привлечение оборотных средств Использование специфики переходного периода для адаптации предприятий к новой системе взаимоотношений с финансовой системой страны

7. Привлечение инвестиционных ресурсов Получение резервов за счет повышения эффективности управления инвестиционным потенциалом предприятия. Активизация резервов снижения издержек за счет оптимизации выбора варианта реструктуризации

ровать изменение именно его ЧД. Вновь образованные предприятия будут иметь собственный ЧД в виде амортизации по тем фондам, которые были переданы на баланс этого предприятия, и прибыль, которая прогнозируется после выделения.

Существует несколько подходов к проведению реорганизации. Если целью выделения

ставится создание жизнеспособного предприятия, то моделирование ЧД целесообразно проводить по расчету амортизации и прибыли выделившего предприятия. С другой стороны, в отдельных случаях может проводиться выделение бизнес-единицы для реализации в дальнейшем процедуры банкротства и спасения всего предприятия ценой разорения отдельной заведомо неэффективной его части.

Преобразование предприятия предусматривает ликвидацию выделившейся организации и создание на ее базе нового акционерного общества. Эта юридическая операция не влияет на изменение объемов фондов, а, следовательно, амортизации, изменяется лишь прибыль после преобразования под влиянием проведенных оздоровительных процедур.

Учреждение дочерних обществ реализуется в основном в двух вариантах: с передачей основных средств на баланс дочерних предприятий и без передачи. В случае передачи основных фондов на баланс дочерних обществ ЧД рассчитывается по формуле, соответствующей варианту выделения. Если основные средства не передаются и остаются на балансе основного предприятия, то ЧД равно сумме амортизации основного предприятия и суммарной прибыли основного и дочерних предприятий.

Общая аналитическая схема оценки эффективности выявления резервов развития за счет выбора варианта реорганизации выглядит следующим образом. При заданных объемах производства в ходе разработки бизнес-плана, плана финансового оздоровления при проведении маркетинговых исследований прогнозируется объем прибыли и амортизации в течение расчетного периода с учетом фактора времени. Расчет ЧД по каждому из вариантов реорганизации позволяет выбрать оптимальный вариант для его дальнейшего рассмотрения на экспертном совете при подготовке плана реструктуризации предприятия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С учетом рассмотренной методики анализа примерный план мероприятий по реструктуризации предприятия должен содержать следующие основные разделы (табл. 1).

Комплексный подход, основанный на диагностике, выборе вариантов реструктуризации и оценке инвестиционного потенциала,

открывает возможности для эффективного управления резервами снижения издержек, развития транспортных предприятий и снижения финансовой нагрузки на местный бюджет города.

Литература:

1. Баканов М.И., Теория экономического анализа / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 416 с.

2. Беляев С.Г., Теория и практика антикризисного управления / С.Г. Беляев, Г.З. Базаров, Л.П. Белых. - М.: Закон и право, 2006. -469 с.

3. Градов А.П., Экономическая стратегия фирмы / А.П. Градов. - СПб.: Специальная литература, 2007. - 589 с.

4. Иванов Ю.В., Слияние, поглощение и разделение компании: стратегия и тактика трансформации бизнеса / Ю.В. Иванов. - М.: Альпина Паблишер, 2001. - 244 с.

5. Минаев Э.С., Антикризисное управление / Э.С. Минаев, В.Г Крыжановский, В.И. Лапенков. - М.: ПРИОР, 1998. - 430 с.

6. Савицкая Г.В., Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г.В. Савицкая. - М.: ИП «Экоперспектива», 2008. - 498 с.

7. Шеремет А.Д., Методика финансового анализа / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин. - М.: ИНФРА - М, 2005. - 172 с.

ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСКОРПОРАЦИЙ И СУЩЕСТВУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ

Митюшкин А.И., аспирант, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

В статье обозначены основные проблемы в инновационной сфере России и идентифицированы ключевые элементы современной

модели организации и поддержки инновационной деятельности, соответствующие социально-экономическим и политическим задачам развития страны. Среди важнейших государственных инициатив акцент сделан на поддержке госкорпораций. Также в статье рассмотрены альтернативные методы развития инновационной сферы.

Ключевые слова: инновации; госкорпорации; развитие.

FUNCTIONING ASSESSMENT OF STATE CORPORATIONS AND THE PRESENT SITUATION IN THE INNOVATION AREA

Mityushkin A., The post graduate student, Moscow state university of economics, statistics and informatics (MESI)

This article emphasizes the main problems and key elements of the present organizational model for supporting of innovation activity in the Russian innovation area. All of them answer the purposes of country’s development. The most important government purpose marked as a support of state corporations. Also this article outlines some alternative methods for developing of the innovation area.

Key words: innovations, state corporations, development

Что важно в реализации инновационного продукта? Разработка, производство, а также скорость распространения. Все это связано с грамотным управлением проектом, финансированием, различной степенью государственной поддержки. К сожалению, практически во всех компонентах Россия имеет огромные ограничения, а степень понимания этих проблем чиновниками, принимающими решения по данным вопросам, не позволяет прогнозировать более-менее массовый инновационный прорыв на мировые рынки, по крайней мере, в ближайшие пять лет.

Важнейшей проблемой для нашей страны станет подготовка кадров для инновационного прорыва. Если посмотреть, как была организована подготовка технических кадров в советское время, то все начиналось с детского технического творчества, выявления талантов и привыкания к конструированию и технике, затем накачка теоретическими данными в технических вузах, техникумах. Параллельно с теоретическим практическое обучение на производствах и в конструкторских бюро создавало целую технологическую цепочку по производству высококвалифицированных технических кадров. Сейчас данная цепочка разрушена, причем и за счет гораздо более низкой мотивации у молодежи к технической сфере. По-сути, страна до сих пор продолжает эксплуатировать тот технологический задел, который был сделан старшим поколением — вот у кого можно поучиться конструкторской мысли и производительности. Возникает вопрос, на сколько лет хватит советского потенциала? В каких организациях будут рождаться инновации и решения, которые должны обеспечивать оборонный потенциал, переводить почти полностью сырьевую экономику на производство высокотехнологичной продукции, да еще и с претензией на мировую конкурентоспособность?

В настоящее время госаппарат предлагает ориентироваться на госкорпорации - такие как Роснано, Ростехнологии, Росатом. Но к сожалению максимум, что можно оставить госкорпорациям в сегодняшнем мире, — это формирование заказа отечественным предпринимательским структурам, обеспечение его финансирования и последующей приемки. Невозможно представить, что госкорпорация на равных будет соревноваться с Siemens, General Electric, Mitsubishi Electric, Toshiba, Schneider, Microsoft. Для нача-

ла у нее просто в разы слабее мотивация по сравнению с транснациональными частными корпорациями на мировом рынке. А разработка и внедрение или вход на внешний рынок со своей продукцией (произведенной в России) — это конкуренция, требующая нестандартного подхода, стратегического видения, смелых управленческих решений. Это высшая лига мирового бизнеса, в котором нас не ждут, а формат госкорпорации на этом поле, что подтверждает мировой опыт, всегда будет даже не на втором, а на третьем плане. К сожалению не правильный выбор в пользу госкорпораций начинает подтверждаться даже в тех отраслях, в которых наша страна раннее доминировали или имела более-менее сильные позиции (авиастроение, энергетическое машиностроение). В условиях отсутствия полноценной мотивации у госкорпорации к поиску свободных рыночных ниш и менеджерскими проблемами в освоении высокотехнологичных продуктов, потока инновационных разработок оттуда ждать не приходится.

Выходом из данной плачевной ситуации может стать частное предпринимательство с масштабной государственной поддержкой. Только помогая вырасти и окрепнуть собственным частным компаниям, занимающимся разработкой и внедрением высокотехнологичных продуктов, можно осуществить инновационный прорыв на внутреннем и внешнем рынках. По сути, речь идет о совместной большой работе госаппарата и предпринимателей по организации и развитию нового витка научно-технического прогресса в -нашей стране. Однако подобная частная инициатива в этой области сейчас практически неосуществима в связи с полным отсутствием взаимного доверия у предпринимателей и государственного аппарата. Не всем понятная экономическая политика, почти полное отсутствие господдержки малого бизнеса и главное — существующие коррупционные ограничения — не позволяют предпринимателям планировать проекты даже со сроками реализации более двух-трех лет. А что же тогда говорить о инновациях со сроками планирования 5, 10, 20, 30, 50 лет!

Безусловно, без поддержки государства, самостоятельно новая технологическая инновационная волна не появится. Но надо признать, что в развитии инноваций государство ни в коем случае недолжно подменять собой реальные рыночные процессы. Оно дол-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.