Научная статья на тему 'Выявление ревности как мотива совершения убийств известных людей'

Выявление ревности как мотива совершения убийств известных людей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
465
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
убийство известных лиц / выявление мотива ревности / расследование преступлений против жизни. / murders of famous people / identification of jealousy motive / investigation of crimes against life.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Таалайбек Турсунович Шамурзаев, Анастасия Николаевна Архипова, Валентина Николаевна Туркова

В статье рассматриваются некоторые вопросы, относящиеся к выявлению такого мотива, как ревность, при расследовании убийств известных людей. На конкретных примерах показана спекулятивная сторона сокрытия истинного мотива совершенных преступлений. Отмечена необходимость своевременного выявления мотивационных устремлений убийц, что пресечет возможность для создания в СМИ различных конспирологических объяснений произошедшего деяния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Identifying jealousy as a motive for committing murders of famous people

The article addresses some issues concerning identification of such motive as jealousy in investigation of murders of famous people. Specific examples show speculative side of concealing true motives of committed crimes. The article points out the necessity of timely identification of motives of the murderers, which would help to prevent emergence of conspiracy explanations in mass media.

Текст научной работы на тему «Выявление ревности как мотива совершения убийств известных людей»

УДК 343.98 ББК 67.52

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10037

ВЫЯВЛЕНИЕ РЕВНОСТИ КАК МОТИВА СОВЕРШЕНИЯ УБИЙСТВ ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ

Таалайбек Турсунович ШАМУРЗАЕВ, заведующий кафедрой уголовного процесса и криминалистики юридического факультета Кыргызско-Российского Славянского университета, доктор юридических наук, профессор E-mail: taalha@mail.ru

Анастасия Николаевна АРХИПОВА, заместитель директора по учебной работе Института экономики, управления и права Иркутского национального исследовательского технического университета Е-mail: anastasia dekanat@mail.ru

Валентина Николаевна ТУРКОВА, заместитель директора по научной работе Института экономики, управления и права Иркутского национального исследовательского технического университета Е-mail: nikolaevna_ur@mail.ru

Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная

деятельность; оперативно-розыскная деятельность

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые вопросы, относящиеся к выявлению такого мотива, как ревность, при расследовании убийств известных людей. На конкретных примерах показана спекулятивная сторона сокрытия истинного мотива совершенных преступлений. Отмечена необходимость своевременного выявления мотивационных устремлений убийц, что пресечет возможность для создания в СМИ различных конспирологических объяснений произошедшего деяния.

Ключевые слова: убийство известных лиц, выявление мотива ревности, расследование преступлений против жизни.

Annotation. The article addresses some issues concerning identification of such motive as jealousy in investigation of murders of famous people. Specific examples show speculative side of concealing true motives of committed crimes. The article points out the necessity of timely identification of motives of the murderers, which would help to prevent emergence of conspiracy explanations in mass media.

Keywords: murders of famous people, identification of jealousy motive, investigation of crimes against life.

Известно, что формирование мотива, как и умысла совершения убийства, представляет собой сложную, многоэтапную психологическую структуру. Подобно мотивам совершения положительных действий, преступным мотивам присущи одни и те же этапы их формирования, с тем лишь отличием, что последние носят отрицательную направленность.

Детальное рассмотрение формирования мотива совершения убийства необходимо для по-

нимания всей сложности подготовки к преступлению, которая по своему содержанию является определяющей в планировании всех остальных этапов преступного действия.

Нужно отметить, что процесс подготовки к совершению преступления носит различный характер. Он может быть тщательно продуман или носить фрагментарный, даже случайный характер. Элементы подготовки содержатся в любом преступлении, в частности, в убийствах, несмотря на то, что последние могут носить импульсив-

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2020

ный характер. При импульсивных преступлениях убийцей не осознаются мотивы совершаемого им деяния. Главным образом это объясняется тем, что «...люди действуют, руководствуясь не одним, а несколькими мотивами. Человеческое поведение почти всегда полимотивно. Но в зависимости от особенностей личности и ситуации в сознании отражается не главный, а иной, наиболее приемлемый или понятный»1.

По данным криминологических исследований, «среди мотивов изученных преступлений первое место занимают интересы личности (материальные, служебные, родственные, жилищные и т.д.), за ними идут чувства (месть, ревность, зависть и др.), потребности, взгляды, убеждения, идеалы и привычки личности»2.

Мы разделяем мнение К.Е. Игошева: «Мотив преступления получает свою конкретную определенность, психологическую форму и правовую значимость только в связи с конкретными условиями жизнедеятельности личности преступника, с конкретными ситуациями»3.

В контексте изложенного представляется небезынтересным рассмотреть проблему установления мотива ревности при расследовании случаев убийств известных людей.

Как писал известный политический деятель П. Лафарг, «ревность — разновидность чувства собственности»4.

Ревность возникает на почве взаимоотношений между близкими людьми, чаще всего она носит лично интимный характер и всегда направлена на конкретно определенных лиц.

Как справедливо указывал А.В. Наумов, «.убийство из ревности есть частный вид проявления мести в преступлениях против жизни, имеющий свою специфику, которая заключается в поводе и характере отношений между виновным и потерпевшим (действительной или мнимой неверности ревнуемого лица), и потому сохраняющий свой самостоятельный характер»5.

Виновный в убийстве из ревности чаще всего мстит потерпевшему за действительную или мнимую измену. Поэтому объектом посягательства при убийстве из ревности может оказаться не только лицо, по отношению к которому существует чувство мести, а другое, близкое потерпевшему6.

По статистике, в России ежегодно совершается от 12 до 14% убийств по мотивам ревности (каждое восьмое убийство), и следственная практика показывает относительную доступность выявления преступного мотива содеянного7. Однако существуют ситуации, когда истинный

мотив убийства (ревность) камуфлируется в глазах общественного сознания иными причинами, и происходит это в тех случаях, когда жертва преступления занимала ответственное служебное положение, была широко известна населению.

К подобным случаям можно отнести убийство руководителя ленинградской партийной организации ВКП (б) С.М. Кирова, произошедшее 1 декабря 1934 г. в помещении Ленинградского горкома и обкома ВКП(б). Это преступление послужило в СССР поводом для начала массовых репрессий, известных как «Большой террор». Само уголовное дело сразу приобрело «политическую мотивацию», было засекречено, насчитывает 58 томов и хранится в особом архиве ФСБ России.

Дело об убийстве С.М. Кирова вызвало немало спекулятивных публикаций как в России, так и за рубежом8.

К подобным публикациям, полагаем, можно отнести книгу, написанную журналистом О.Ф. Громцевой и главой Следственного комитета РФ А.И. Бастрыкиным, содержащую не только анализ материалов архивного уголовного дела об убийстве С.М. Кирова, но и около 300 страниц документальных материалов, которые были малодоступны большинству исследователей. Несмотря на множество перечисленных сомнений, подозрений, старых и новых версий, изложенных в данной работе, ясности изучаемого предмета в этом исследовании нет9.

Достаточно четко ситуацию с убийством Кирова излагает в своей книге генерал-лейтенант НКВД П.А. Судоплатов: Киров был убит Николаевым, жена которого — Мильда Драуле — работала официанткой при секретариате Кирова и была его любовницей. Ревнивый муж застрелил «соперника» из револьвера.

П.А. Судоплатов, в частности, пишет: «Среди историков партии давно бытовало мнение, что роман Мильды Драуле с Кировым закончился смертельным исходом из-за ревности ее мужа... Если бы обнародовали это мнение, то на всеобщее обозрение была бы выставлена неприглядная картина личной жизни Кирова, и тем самым нарушено святое правило партии — никогда не приоткрывать завесы над личной жизнью членов Политбюро и не копаться в их грязном белье»10.

Подтверждение этих слов одного из руководителей разведки советских органов безопасности можно найти в газете «Правда» за 4 ноября 1990 г., где были опубликованы материалы КГБ

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2020

и Прокуратуры СССР относительно убийства С.М. Кирова, которое носило «личный характер».

В другом случае мотивация убийства известного героя Гражданской войны Г.И. Котовско-го тоже осталась малоизвестной для общественности.

Г.И. Котовский был убит несколькими выстрелами из короткоствольного огнестрельного оружия вечером 6 августа 1925 г. Вину в совершении преступления взял на себя старый знакомый Котовского — Майер Зайдер, осужденный к 10 годам лишения свободы.

Сам подсудимый свои действия объяснил «ревностью», уголовное дело было засекречено, а затем вообще утеряно.

В Большой Советской энциклопедии обстоятельств гибели Г.И. Котовского называть не стали11.

Подсудимый Зайдер по делу не проходил вообще судебно-психиатрическую экспертизу, а термин «синдром Отелло» был предложен британскими психиатрами Джоном Тоддом и Кеннетом Дьюхерстом только в 1950-х годах, изучавших симптомокомплекс патологической ревности, входящий в структуры ряда девиантных и болезненных психических состояний.

Громкое убийство по мотивам ревности совершил в России старший лейтенант Кочин. По мотивам ревности он убил летом 1994 г. очередью из автоматического огнестрельного оружия генерал-майора Архипенко, командира дивизии внутренних войск МВД в Кемеровской области.

Журналист Т. Думенко, писавшая об этом преступлении, отметила, что в эпоху СССР ранее генералов дважды убивали их подчиненные, и оба раза — по мотивам ревности12. Разумеется, по репутационным причинам эти деяния не стали достоянием СМИ.

Небезынтересно отметить, что в определенных кругах так называемого «светского общества» супружеская неверность издавна возводилась в ранг нормы поведения.

Так, классик русской литературы Л.Н. Толстой в своей «Исповеди» писал: «Добрейшая тетушка моя, чистейшее существо, с которой я жил, всегда говорила мне, что она ничего не желала бы так для меня, как того, чтобы я имел

связь с замужней женщиной: ничто так не образует молодого человека как связь с порядочной женщиной»13.

В то же время умышленные убийства по мотивам ревности, совершенные в ту эпоху, когда жил Л.Н. Толстой, могли реально повлечь такую меру наказания, как смертную казнь, что усматривается из «Поименного списка приговоренных к смертной казни русскими судами в период с 1826 по 1906 год»14.

1 Зелинский А.Ф. Криминальная психология. Киев. 1999. С. 74.

2 Механизм преступного поведения / Под ред. В.Н. Кудрявцева М.: Наука, 1981. С. 51.

3 Игошев К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. Горький, 1974. С. 68.

4 Лафарг П. Очерки по истории культуры. М.-Л., 1926. С. 237.

5 Наумов А.В. Мотивы убийств. Волгоград. 1969. С. 85.

6 Круглова Т.В. Ревность как мотив совершения преступления и ее уголовно-правовое и криминологическое значение: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 47.

7 См.: Китаев Н.Н. Психологическая экспертиза по делам об убийствах по сексуальным мотивам // Соц. законность. 1991. № 4. С. 30—31;

Китаева В.Н. О роли судебно-психологической экспертизы в реконструкции расследуемого события // Адвокатская практика. 2000. № 4. С. 57—58.

8 См.: Вильямс А. Подлинные дневники Берии. М., 2012; Жухрай В.М. Террор. Гении и жертвы. М., 2002; Кирилина А.А. Неизвестный Киров. Мифы и реальность. СПб., 2001;

Орлов А. Тайная история сталинских преступлений. СПб., 1991;

Ферр Г. Убийство Кирова: Новое расследование. М., 2013;

Баранец В. Интервью с В.В. Колкутиным: Киров был застрелен на любовнице // Комсомольская правда. 2010. 18 ноября.

9 Бастрыкин А.И., Громцева О.Ф. Идеальное преступление века, или крах уголовного дела. М., 2017.

10 Судоплатов П.А. Разведка и Кремль. М., 1997. С. 62.

11 Тхоров А. Чья пуля настигла комбрига? // Труд. 2001. 28 июля.

12 Думенко Т. Дуэль с контрольным выстрелом в висок / / Комсомольская правда. 1997. 3 июля.

13 Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. М., 1957. Т. 23. С. 4.

14 Смертная казнь: за и против / Под ред. С.Г. Келиной. М., 1989. С. 71—96.

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.