Научная статья на тему 'ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ В ОБУЧЕНИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ДОТ) ВЗРОСЛЫХ СТУДЕНТОВ'

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ В ОБУЧЕНИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ДОТ) ВЗРОСЛЫХ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
382
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
андрагогика / дистанционные образовательные технологии / обучение взрослых / проблемы взрослых студентов / andragogy / distance education technologies / adult education / problems of adult students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.В. Иршин, Е.Н. Есарева

Статья посвящена изучению особенностей обучения с применением дистанционных технологий взрослых студентов. Целью данного исследования, проведенного авторами данной статьи, является выявление круга проблем, с которыми обычно сталкиваются взрослые студенты; определение факторов, способных вызвать чувство неуверенности и даже напугать взрослых студентов и помешать их онлайн-обучению. В исследовании обобщается практический опыт Института открытого и дистанционного образования, который позволил определить основные виды проблем, с которыми сталкиваются студенты, обучающиеся с применением дистанционных технологий. Авторы пришли к выводу, что категория взрослых студентов еще не исследована в полной мере применительно к дистанционным технологиям обучения. В статье предлагаются основные пути решения выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION OF PROBLEMS IN TEACHING USING DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES FOR ADULT STUDENTS

The article is devoted to the study of features in teaching with the use of distance technologies for adult students. The purpose of this study, conducted by the authors of the article, is to identify the range of problems that adult students usually face; to identify factors that can cause feelings of insecurity and even frighten adult students and hinder their online learning. The study summarizes the practical experience of the Institute of Open and Distance Education, what allows to identify the main types of problems faced by students who study with the use of distance technologies. The authors conclude that the category of adult students has not yet been fully investigated in relation to distance learning technologies. The article offers the main ways to solve the identified problems.

Текст научной работы на тему «ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ В ОБУЧЕНИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ДОТ) ВЗРОСЛЫХ СТУДЕНТОВ»

созидательным потенциалом педагогические идеи, субъективное авторское видение педагогических задач и средств их решения, логики развертывания этих средств, педагогическая рефлексия и процесс самодвижения. Методические условия педагогической поддержки развития эстетической культуры сотрудников ОВД связаны с реализацией ситуационно-средового подхода, позитивным принятием педагогическим субъектом индивидуально-психологических особен-

Библиографический список

ностей личности сотрудников, поддержкой их личностного самоопределения, раскрытием творческих способностей, со свободным выбором на основе личностных интересов и потребностей, личностных смыслов индивидуальной траектории развития, с субъект-субъектным взаимодействием и доверительным общением участников образовательного процесса, акцентированием личных творческих достижений.

1. Сериков В.В. Субъективная реальность педагога. Педагогика. 2005; № 10: 53 - 61.

2. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход как технология модернизации образования. Методист. 2003; № 2: 2 - 6.

3. Педагогический поиск. Составитель И.Н. Баженова. Москва: Педагогика, 1989.

4. Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. Москва: МИРОС, 2002.

5. Бедерханова В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка. Классный руководитель. 2000; № 3: 39 - 50.

6. Бедерханова В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Краснодар, 2002.

7. Якиманская И.С. Основы личностно ориентированного образования. Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

8. Михайлова Н.Н. Свободоспособность как результат развития субъектности ребенка в процессе педагогической поддержки. Классный руководитель. 2000; № 3: 51 - 57.

9. Крылова Н.Б. Социокультурный контекст образования. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. 1995; № 2: 67 - 103.

10. Анохина Т. В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. Классный руководитель. 2000; № 3: 63 - 81.

11. Гордеева Е.Н. О педагогической поддержке личности сотрудников органов внутренних дел в ситуациях развития их эстетической культуры. Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. 2020; № 6-3: 106 - 112.

12. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009.

13. Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Очерки понимающей педагогики. Москва: Народное образование, 2003.

14. Ходякова Н.В. Ситуационно-средовой подход к проектированию личностно-развивающего образования: методологические предпосылки и концепция. Волгоград: Издательство ВГСПУ «Перемена», 2012.

References

1. Serikov V.V. Sub'ektivnaya real'nost' pedagoga. Pedagogika. 2005; № 10: 53 - 61.

2. Bondarevskaya E.V. Lichnostno-orientirovannyj podhod kak tehnologiya modernizacii obrazovaniya. Metodist. 2003; № 2: 2 - 6.

3. Pedagogicheskijpoisk. Sostavitel' I.N. Bazhenova. Moskva: Pedagogika, 1989.

4. Gazman O.S. Neklassicheskoe vospitanie: ot avtoritarnojpedagogiki kpedagogike svobody. Moskva: MIROS, 2002.

5. Bederhanova V.P. Pedagogicheskaya podderzhka individualizacii rebenka. Klassnyjrukovoditel'. 2000; № 3: 39 - 50.

6. Bederhanova V.P. Stanovlenie lichnostnoorientirovannojpoziciipedagoga. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Krasnodar, 2002.

7. Yakimanskaya I.S. Osnovy lichnostno orientirovannogoobrazovaniya. Moskva: BINOM. Laboratoriya znanij, 2011.

8. Mihajlova N.N. Svobodosposobnost' kak rezul'tat razvitiya sub'ektnosti rebenka v processe pedagogicheskoj podderzhki. Klassnyj rukovoditel'. 2000; № 3: 51 - 57.

9. Krylova N.B. Sociokul'turnyj kontekst obrazovaniya. Novye cennostiobrazovaniya: soderzhanie gumanisticheskogo obrazovaniya. 1995; № 2: 67 - 103.

10. Anohina T.V. Pedagogicheskaya podderzhka kak real'nost' sovremennogo obrazovaniya. Klassnyj rukovoditel'. 2000; № 3: 63 - 81.

11. Gordeeva E.N. O pedagogicheskoj podderzhke lichnosti sotrudnikov organov vnutrennih del v situaciyah razvitiya ih 'esteticheskoj kul'tury. Obschestvennaya bezopasnost', zakonnost' i pravoporyadok v III tysyacheletii. 2020; № 6-3: 106 - 112.

12. Slobodchikov V.I. Antropologicheskaya perspektiva otechestvennogo obrazovaniya. Ekaterinburg: Izdatel'skij otdel Ekaterinburgskoj eparhii, 2009.

13. Krylova N.B., Aleksandrova E.A. Ocherkiponimayuschejpedagogiki. Moskva: Narodnoe obrazovanie, 2003.

14. Hodyakova N.V. Situacionno-sredovoj podhod k proektirovaniyu lichnostno-razvivayuschego obrazovaniya: metodologicheskie predposylki i koncepciya. Volgograd: Izdatel'stvo VGSPU «Peremena», 2012.

Статья поступила в редакцию 10.03.21

УДК 37.018.43

Irshin A.V., senior lecturer, Institute of Open and Distance Education, South Ural State University (Chelyabinsk, Russia),

E-mail: irshinav@susu.ru

Esareva E.N., teacher, Institute of Open and Distance Education, South Ural State University (Chelyabinsk, Russia),

E-mail: esarevaen@susu.ru

IDENTIFICATION OF PROBLEMS IN TEACHING USING DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES FOR ADULT STUDENTS. The article is devoted to the study of features in teaching with the use of distance technologies for adult students. The purpose of this study, conducted by the authors of the article, is to identify the range of problems that adult students usually face; to identify factors that can cause feelings of insecurity and even frighten adult students and hinder their online learning. The study summarizes the practical experience of the Institute of Open and Distance Education, what allows to identify the main types of problems faced by students who study with the use of distance technologies. The authors conclude that the category of adult students has not yet been fully investigated in relation to distance learning technologies. The article offers the main ways to solve the identified problems.

Key words: andragogy, distance education technologies, adult education, problems of adult students.

А.В. Иршин, доц., Институт открытого и дистанционного образования Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск,

E-mail: irshinav@susu.ru

Е.Н. Есарева, преп., Институт открытого и дистанционного образования Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск,

E-mail: esarevaen@susu.ru

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ В ОБУЧЕНИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ДОТ) ВЗРОСЛЫХ СТУДЕНТОВ

Статья посвящена изучению особенностей обучения с применением дистанционных технологий взрослых студентов. Целью данного исследования, проведенного авторами данной статьи, является выявление круга проблем, с которыми обычно сталкиваются взрослые студенты; определение факторов, способных вызвать чувство неуверенности и даже напугать взрослых студентов и помешать их онлайн-обучению. В исследовании обобщается практический опыт Института открытого и дистанционного образования, который позволил определить основные виды проблем, с которыми сталкиваются студенты, обучающиеся с применением дистанционных технологий. Авторы пришли к выводу, что категория взрослых студентов еще не исследована в полной мере применительно к дистанционным технологиям обучения. В статье предлагаются основные пути решения выявленных проблем.

Ключевые слова: андрагогика, дистанционные образовательные технологии, обучение взрослых, проблемы взрослых студентов.

Тенденции современного образования заключаются в появлении новых возможностей в цифровой образовательной среде. Перемены в образовательном процессе влекут за собой трансформацию всей системы производства и предоставления услуг на основе использования информационно-коммуникационных технологий. Согласно Федеральному закону «Об образовании», под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [1].

Дистанционные технологии распространились в высшей образовательной среде, стали широко использоваться при обучении как на очной, так и заочной форме обучения. Со временем оказалось, что, преимущественно, основная масса обучающихся с применением дистанционных технологий - это взрослые люди.

Ориентируясь на особенности этого типа студентов многие высшие учебные заведения ведут поиск новых, более гибких и эффективных способов реализации и методов обучения.

Так, Институт открытого и дистанционного образования предлагает как гуманитарные, так и технические направления обучения с применением ДОТ. Опыт показал, что эта технология обучения имеет высокий спрос и дает возможность получить высшее образование людям, которые в силу определенных обстоятельств не могут посещать обычные очные или заочные курсы - это работающие студенты, с семьями и детьми.

Однако при всех преимуществах применение дистанционных технологий в обучении имеет свои проблемы, связанные как с особенностями самой технологии, так и с особенностями взрослой аудитории. Существует большое количество педагогической литературы, посвященной проблемам, преимуществам и недостаткам обучения взрослых людей. Эти принципы изучаются в андрагогике - это одно из названий отрасли педагогической науки, охватывающей теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых [2]. Тем не менее, категория взрослых студентов еще не исследована в полной мере применительно к дистанционным технологиям обучения. Целью данного исследования, проведенного авторами данной статьи, является выявление круга проблем, с которыми обычно сталкиваются взрослые студенты; определение факторов, способных вызвать чувство неуверенности и даже напугать взрослых студентов и помешать их онлайн-обучению; предложить пути преодоления этой неуверенности с целью оптимизации процесса обучения.

При выборе формата данного исследования предпочтение было отдано опросу как наиболее гибкому методу сбора информации. В ходе исследования были опрошены как мужчины, так и женщины первого и второго курсов бакалавриата в возрасте от 21 до 50 лет, работающие либо полный рабочий день, либо неполный рабочий день, а также как одинокие, так и состоящие в браке.

Стоит отметить, что данное исследование оперирует специфическим критерием возрастных ограничений. Несмотря на возраст, критерием для взрослых учащихся, опрошенных в возрастной группе 21 - 24 года, было два или три года после окончания школы. Они также имеют соответствующий опыт работы, поэтому они подпадают под определение взрослого обучающегося.

Важно отметить, что сообщество взрослых студентов довольно неоднородно. В целом они отличаются от традиционного студенческого сообщества следующими характеристиками:

• Высокий уровень мотивации. Взрослые студенты редко спонтанно принимают решение о продолжении обучения. Чаще всего человек понимает, что это серьезный выбор, и ему приходится жертвовать определенными выгодами с точки зрения временных и финансовых затрат. Поэтому, сознательно сделав такой выбор, взрослые студенты обычно мотивированы на достижение результата.

• Сосредоточенность на обучении. Получение высшего образования взрослыми студентами обычно связано с решением конкретных проблем и направлено на достижение целей, обусловленных конкретной жизненной ситуацией. Именно так реализуется практический подход взрослых студентов в отношении образования - в стремлении к приобретению знаний и умений, которые могли бы быть непосредственно применены в профессиональной или любой другой деятельности [4].

• Опыт. Взрослые студенты имеют жизненный и профессиональный опыт, а также знания, полученные на предыдущих этапах обучения. Взрослые могут внести большой вклад в своё образование и в образование других людей, участвуя в учебном процессе, используя собственный опыт и знания.

• Широкий круг обязанностей и нехватка времени. Как правило, у взрослого человека есть работа и семья, а также определенные общественные обязанности, которые, безусловно, влияют на процесс обучения. Все эти особенности взрослых студентов должны учитываться в процессе организации любой формы обучения, в том числе и обучения с применением дистанционных технологий [5].

• Предрасположенность и готовность к самостоятельности и критическому мышлению. Взрослые учащиеся более самостоятельны в своих мыслях и предпочитают самостоятельные формы учебной деятельности. Как стандартная заочная форма обучения, так и очная/заочная с применением дистанционных технологий действительно имеют много общего и прежде всего высокую долю самостоятельной работы студента в процессе обучения. И там, и там препода-

ватель или репетитор не является единственным источником знаний. Вместо этого он выступает в качестве посредника в процессе поддержки образования студента. В свою очередь, студенты активно вовлекаются в учебный процесс, определяя способ приобретения определенного вида знаний.

Но, как указывали студенты заочной формы обучения Института открытого и дистанционного образования, главное преимущество обучения с применением дистанционных технологий обучения по сравнению с заочным заключается в том, что его структура дает взрослым максимально возможный контроль над временем и темпом обучения.

Еще одно преимущество, отмеченное респондентами, связано с академической мобильностью. У взрослых студентов обычно много обязанностей, связанных с работой или семьей. Эти обязанности значительно уменьшают их возможность учиться как в другой стране, так и в другом городе. Применение дистанционных технологий позволяет им решать эти проблемы. Можно было бы также добавить, что студенты, находящиеся в других городах и странах, страдают в гораздо меньшей степени от культурных, психологических, социальных и экономических трудностей, связанных с обучением.

Тем не менее, процесс обучения с применением дистанционных технологий также имеет некоторые проблемы. Этот круг проблем, в первую очередь связан с отсутствием прямого контакта между студентом и преподавателем. Из-за отсутствия непосредственного контакта студенты могут чувствовать себя одинокими и беспомощными, что также создает огромные трудности для преподавателя в процессе адекватной оценки знаний студента, с которым он никогда не встречался лицом к лицу. Что касается взрослых студентов, то здесь также существуют специфические проблемы, связанные с социально-психологическими особенностями этой группы. Есть также определенные трудности, связанные с технической и технологической поддержкой интернет-обучения. На самом деле многие студенты не готовы к обучению с применением ДОТ, так как это требует своеобразных личных свойств, умений и навыков и подходит не всем.

Реальный опыт, а также результаты проведенных авторами исследований показывают, что проблемы и препятствия, с которыми сталкиваются студенты Института открытого и дистанционного образования, можно разделить на несколько различных видов:

• Во-первых, это проблема, связанная с организационным обеспечением образовательного процесса, которая зависит от доступности и удобства административной системы и персонала института. В основном это связано с точностью и своевременностью предоставляемой студенту информации.

• Во-вторых, это проблема того, насколько содержание курса соответствует ожиданиям студентов, ориентированных на получение возможности карьерного роста личностного и профессионального развития.

• Третий тип проблем связан с психологическим состоянием студентов и включает в себя проблемы, вызванные отсутствием прямого контакта между студентом и преподавателем; проблемы, связанные с чувством отчуждения и изоляции от студенческого сообщества; проблемы, связанные с беспокойством относительно учебного процесса и результатов обучения. Последнее отчетливо проявился в группе студентов зрелого возраста. Рассмотрим подробнее этот момент.

Результаты проведенного авторами исследования показывают, что тревожность (неуверенность в своих силах) может быть вызвана различными причинами. Оказалось, что даже на самом раннем этапе процесса оформления документов потенциальные студенты испытывают серьезные сомнения и страхи, основанные на их негативных представлениях о своей способности добиться успеха в образовательной среде, например, некоторые респонденты признались, что представляли себе университет как элитарное общество, к которому они не принадлежат. Один из студентов описал этот страх следующим образом: «Были серьезные сомнения, смогу ли я справиться со своим страхом учебы - как я буду учиться, и как я смогу выполнять задания и т.д.». Другой респондент, живущий в маленьком городке и являющийся первым студентом в своей семье, сделал акцент на том, насколько его жизненный опыт далек от студенческой жизни: «Я, мои родители и моя жена вовлечены в деятельность, которая сильно отличается от привычной. К счастью, моя жена и родители понимают, насколько трудна моя учеба и оказывают мне необходимую поддержку".

Отсутствие опыта обучения с применением дистанционных технологий также вызывает отсутствие уверенности и определенный страх и боязнь показать некомпетентность в новых условиях, особенно в технических вопросах. Часть студентов, особенно женщины, выразили свои опасения по поводу применения компьютерных технологий в обучении: «Мои компьютерные навыки были очень скромными, и я была в ужасе от мысли, что не пойму, как получить информацию, необходимую для моей учебы или не смогу правильно подать свои задания». Необходимо подчеркнуть, что одним из факторов, вызывающих беспокойство у зрелых студентов, является неправильное представление об университете как о сообществе молодых людей, а студенты из старшей возрастной группы не будут приняты одногруппниками или преподавателями. Конечно, студенты заочного обучения учатся самостоятельно и практически не имеют связи с одногруппниками, тем не менее этот фактор был упомянут среди других, которые могут вызвать некоторое психологическое расстройство.

"Сначала я думал, что с точки зрения возраста я действительно войду в мир моих детей, и я был очень обеспокоен насчет этого. Кроме того, даже некоторые преподаватели моложе меня. Мне было стыдно за свой возраст», - сказал один из студентов. Конечно, мы надеемся, что успех их обучения будет определяться мотивацией, а не страхами. Но ситуация обостряется тем, что в отличие от студентов очной и даже заочной форм обучения студенты, обучающиеся с применением ДОТ, не встречаются со своими преподавателями лицом к лицу, поскольку данный способ не предусматривает необходимости посещения ни лекций, ни экзаменов. В результате преподаватели и тьюторы не могут наблюдать за эмоциями студентов и улавливать моменты их работы.

В этом случае одним из возможных решений может выступать создание форумов для обмена мнениями и озабоченностями и обсуждения этих вопросов с однокурсниками.

Одним из самых сложных вопросов, как для студентов заочного обучения, так и для их семей является влияние учебы на их семейную жизнь (привычный образ жизни). Члены семьи обычно не отказывают друг другу в поддержке в учебе, тем не менее, все последствия этого решения неясны до тех пор, пока оно не будет проверено практикой. Опыт некоторых наших студентов является хорошим примером такой ситуации. По словам опрошенных, им довольно часто приходит в голову мысль, что вкладывать 50% времени и денег в собственное образование, имея семью и детей, - крайне эгоистичный поступок. Интересно, что респонденты мужского пола в большинстве своем заявляют, что их поддерживает семья не только на словах, но и на деле, и более того - они воспринимают это как должное. Что касается женщин, то поскольку у них традиционно больше семейных обязанностей, они обычно получают меньше понимания и поддержки от своей семьи, поэтому чаще думают о своем праве на получение высшего образования. Кроме того, по мнению респондентов, студенты-мужчины чаще женщин получают поддержку от своих сотрудников.

Эти вопросы должны обсуждаться заранее со студентами, которые собираются получать образование дистанционно, особенно с женщинами, поскольку этот вопрос должен быть обсужден с членами семьи до начала обучения. Многие зрелые студенты поступали в университет после долгого периода времени, потеряв необходимые навыки обучения. У взрослых студентов есть личный и профессиональный опыт, и их социальный статус может быть достаточно высоким; в процессе вовлечения в образовательную среду они, с одной стороны, надеются произвести хорошее впечатление, но в то же время боятся неудачи и насмешек. Взрослые студенты воспринимают свои ошибки более личностно и болезненно, так как эти ошибки снижают их самооценку.

Один из опрошенных студентов сказал: «Я взрослый респектабельный человек, который сделал хорошую карьеру, и теперь мне приходится начинать с

Библиографический список

нуля. И я очень боюсь действовать неуклюже. Любая неудача, будь то не самая высокая оценка или непонятное задание, раздражает и расстраивает меня больше, чем любые проблемы на работе". Возможно, было бы целесообразно предложить будущим студентам какие-то подготовительные курсы, хотя это может показаться неудобным, поскольку эта инициатива требует продления периода обучения. Результаты исследования показывают, что эти инвестиции в подготовку будут оправданы. И, конечно же, позитивное отношение к своим результатам очень ценно для взрослых студентов. Так, аккуратное и тактичное указание на какие-либо ошибки в своих заданиях не унизит ученика, а похвала от преподавателя поощрит чувство гордости и повысит его мотивацию [3]. Кроме того, будущим студентам зрелого возраста необходимо знать, какую психологическую помощь они могут получить в том случае, если почувствуют стресс в первые месяцы обучения. Также может быть полезно привлечь профессиональных психологов для работы со студентами, обучающимися с применением ДОТ, наряду с преподавателями и тьюторами, чтобы они могли дать им необходимую консультацию удаленно или по видеосвязи. Оказание психологической поддержки и безопасности поможет снизить уровень тревожности взрослых студентов и положительно скажется на их психоэмоциональном состоянии и эффективности обучения.

Стратегия развития современного образования предусматривает увеличение доли взрослых учащихся. Рост числа взрослых учащихся делает обучение с применением ДОТ все более популярным выбором способа обучения. Поэтому можно констатировать, что, несмотря на очевидные преимущества дистанционного обучения для взрослых людей, занятых семейными и карьерными делами, все же существуют проблемы, требующие определенного решения. Каждая из проблем оказывает влияние на общее качество образования как продукта. Результаты проведенного авторами исследования показывают, что тревога может быть вызвана различными причинами, среди которых можно упомянуть потерю обучаемости, навыков, отсутствие опыта работы в дистанционном формате, финансовые затраты на обучение, отсутствие поддержки со стороны семьи или работодателя, ощущение безысходности и нерелевантности своего образования и т.д.

По мнению авторов, уровень тревожности может быть снижен за счет:

• предоставления студентам своевременной и соответствующей информации;

• организации студенческих форумов для обмена мнениями и проблемами, а также обсуждении этих вопросов с другими студентами;

• предложения некоторых видов подготовительных курсов для студентов, обучающихся с применением ДОТ;

• привлечения профессиональных психологов к работе со студентами наряду с преподавателями и тьюторами.

1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 08.12.2020) (с изменениями и дополнениями, вступил в силу с 01.01.2021). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2. Педагогический энциклопедический словарь. Москва: Большая российская энциклопедия, 2003.

3. Аллен М. E-learning: Как сделать электронное обучение понятным, качественным и доступным. Перевод И. Окуньковой. Москва: Альпина Паблишер, 2016.

4. Лигачева А.С. Мотивация взрослых в образовательном процессе. Инновационные процессы и технологии в современном мире. 2015; № 1 (3): 46 - 47.

5. Низкодубов ГА. Социально-психологические и языковые трудности при изучении английского языка в контексте непрерывного образования. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014; № 8 (149): 62 - 65.

References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 08.12.2020) (s izmeneniyami i dopolneniyami, vstupil v silu s 01.01.2021). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskij slovar'. Moskva: Bol'shaya rossijskaya 'enciklopediya, 2003.

3. Allen M. E-learning: Kak sdelat' 'elektronnoe obuchenie ponyatnym, kachestvennym i dostupnym. Perevod I. Okun'kovoj. Moskva: Al'pina Pablisher, 2016.

4. Ligacheva A.S. Motivaciya vzroslyh v obrazovatel'nom processe. Innovacionnye processy i tehnologii v sovremennom mire. 2015; № 1 (3): 46 - 47.

5. Nizkodubov G.A. Social'no-psihologicheskie i yazykovye trudnosti pri izuchenii anglijskogo yazyka v kontekste nepreryvnogo obrazovaniya. Vestnik Tomskogogosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2014; № 8 (149): 62 - 65.

Статья поступила в редакцию 12.03.21

УДК 37.011.33

Zuev V.A., postgraduate, Department of Theory, History of Pedagogy and Educational Practice, Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia),

E-mail: zuevslava@mail.ru

FAMILY AND SOCIETY FROM DOMOSTROY TO THE PRESENT DAY: MENTALITY, TRANSFORMATION, PEDAGOGICAL PROBLEMS. The article analyzes the relationship between the family and society from the time of the formation of the Moscow state to the present day. In the XVI century, a set of everyday rules of Domostroy appeared. Domostroy became an integral part of the monarchical state in the class society. The traditional hierarchical structure and roles in the family, when the woman was engaged in the household, raised the children, and the husband was the owner and ensured the economic independence of the family, has changed. Now most women participate in the economic support of the family on an equal basis with men. The modern family is a social institution that should provide society with labor resources and performers of social roles. The school and the family form a significant part of society, united in the common good goals of forming the younger generation, provided that distance education does not replace the traditional one.

Key words: family, society, state, Domostroy, class society, family as social institution.

В.А. Зуев, аспирант, ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», г. Армавир, E-mail: zuevslava@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.