Научная статья на тему 'Выявление проблем детей «Группы риска» дошкольного возраста как основа построения индивидуального образовательного маршрута'

Выявление проблем детей «Группы риска» дошкольного возраста как основа построения индивидуального образовательного маршрута Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1453
334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / ФАКТОРЫ РИСКА / ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА / РИСК / КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА / RISK FACTORS / RISK / INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE / CHILDREN RISK GROUP / CATEGORIES OF CHILDREN RISK GROUP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыпкина Ирина Михайловна

Статья посвящена выявлению проблем детей «группы риска» дошкольного возраста как основы построения индивидуального образовательного маршрута. Автор рассматривает теоретические аспекты данной проблемы и представляет результаты исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цыпкина Ирина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выявление проблем детей «Группы риска» дошкольного возраста как основа построения индивидуального образовательного маршрута»

Цыпкина И. М. Выявление проблем детей «группы риска» дошкольного возраста как основа построения индивидуального образовательного маршрута // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. -№ 11 (ноябрь).- 0,4 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2016/16252.htm.

ДРТ 16252 УДК 373.2

Цыпкина Ирина Михайловна,

магистрант факультета дошкольного, начального и специального об разования ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный ис следовательский университет», г. Белгород Ameli5333@mail.ru

Выявление проблем детей «группы риска» дошкольного возраста

как основа построения индивидуального образовательного маршрута

Аннотация. Статья посвящена выявлению проблем детей «группы риска» дошкольного возраста как основы построения индивидуального образовательного маршрута. Автор рассматривает теоретические аспекты данной проблемы и представляет результаты исследования.

Ключевые слова: дети «группы риска», риск, факторы риска, категории детей «группы риска», индивидуальный образовательный маршрут. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Сегодня рост нашей страны зависит от правильного подхода к воспитанию и развитию будущего поколения. Дети, которые воспитываются в семьях, где основой положительного воспитания является любовь, забота, доверие, эмоциональная связь и взаимопонимание между родителями и их детьми, растут успешными и всесторонне развитыми. Однако существуют семьи, в которых родители уходят от ответственности, пренебрегают своими детьми, не уделяют им должного внимания. Воспитываясь в такой семье, дети остаются наедине со своими проблемами, мыслями и переживаниями. В научной литературе такие дети относятся к «группе риска».

Понятие «дети "группы риска"» считается общепринятым, но трактовать его можно по-разному. Прежде всего, мы рассмотрим связь между понятиями «риск» и «дети "группы риска"». Понятие «риск» означает вероятность чего-либо нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях «группы риска», подразумевают, что эти дети находятся под воздействием нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

В настоящее время категория детей «группы риска» предполагает наличие риска потери жизни, здоровья, отсутствие обеспечения благоприятных условий для полноценного воспитания и развития.

Ученые говорят о различных группах факторов, позволяющих отнести детей к «группе риска». Среди этих факторов выделяют следующие группы: медико-биологические, социально-экономические, психологические и педагогические [1].

В связи с перечисленными факторами риска выделяют следующие категории детей:

- дети с проблемами в развитии, не имеющие резко выраженной клинико-па-тологической характеристики;

- дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных не имеющих юридической силы обстоятельств;

- дети из неблагополучных, асоциальных семей;

- дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке [2].

По нашему мнению, дети «группы риска» испытывают негативное воздействие социальной среды, имеют трудности в усвоении программы, во взаимоотношениях со

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ББГ»! 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный >курнал

Цыпкина И. М. Выявление проблем детей «группы риска» дошкольного возраста как основа построения индивидуального образовательного маршрута // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. -№ 11 (ноябрь).- 0,4 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2016/16252.htm.

сверстниками и взрослыми. К проблемам данной категории детей можно отнести низкий уровень развития познавательных процессов, нарушения речевой функции, эмоционально-волевой сферы, отсутствие навыков общения с окружающими.

Наличие таких проблем в развитии детей «группы риска» говорит о том, что они нуждаются в своевременной, профессионально организованной помощи педагогов и психологов дошкольной образовательной организации (ДОО).

В связи с этим дошкольное образование направлено на поиск новых, современных подходов в образовательной деятельности, которые в процессе воспитания и развития детей обеспечивали бы более индивидуальный подход к каждому ребенку, имеющему определенные проблемы и трудности.

Одним из таких подходов является разработка индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).

Индивидуальный образовательный маршрут - это документ, который отражает различные формы и методы работы с детьми «группы риска» и направлен на коррекцию проблем в их физическом, интеллектуальном, эмоционально-волевом, личностном развитии.

Создание индивидуальных образовательных маршрутов для детей «группы риска» предполагает последовательное соблюдение определенных этапов:

1-й этап - наблюдение за детьми в условиях дошкольного учреждения в процессе режимных моментов.

2-й этап - проведение педагогического и психологического мониторинга, который направлен на выявление проблем у детей в интеллектуальном, эмоциональном, личностном развитии.

3-й этап - принятие психолого-педагогического решения для разработки индивидуального образовательного маршрута (постановка цели, определение задач, форм и методов работы с детьми).

4-й этап - взаимодействие с родителями (законными представителями) детей «группы риска» (проведение совместных мероприятий, организация консультаций, размещение информации в родительском уголке).

Тем не менее разработка индивидуального образовательного маршрута для детей «группы риска» является существенной и глубокой проблемой.

Сегодня ДОО недостаточно обеспечена методическими пособиями, организация предметно-развивающей среды не соответствует требованиям стандарта, педагоги не обладают необходимыми компетенциями и навыками работы с детьми «группы риска».

Мы предполагаем, что если создать в дошкольном учреждении определенные условия, то можно преодолеть данные проблемы. К таким условиям мы относим:

- внедрение в практику работы детских садов методических рекомендаций;

- обобщение педагогических опытов на муниципальном и региональном уровнях;

- публикация статей в научно-методических журналах;

- применение в детском саду инновационных технологий;

- внедрение в систему дошкольного образования тьюторов;

- повышение образовательного уровня педагогов;

- обеспечение детских садов материально-техническими средствами.

Наше исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад присмотра и оздоровления № 13 "Солнышко"» города Губкина Белгородской области, где воспитываются дети с малыми и затихающими формами туберкулеза. В данном детском саду многие дети находятся круглосуточно, свыше 40% детей из неполных и неблагополучных семей. На базе представленного дошкольного учреждения мы организовали работу с детьми в возрасте 5-6 лет (старшая группа детского сада).

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Цыпкина И. М. Выявление проблем детей «группы риска» дошкольного возраста как основа построения индивидуального образовательного маршрута // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. -№ 11 (ноябрь).- 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16252.htm.

На первом этапе работы мы провели наблюдение за данной группой детей в условиях ДОО (режимный момент: самостоятельное общение, игры детей) и выявили, что из 13 (100%) воспитанников двое (15,3%) детей не умеют общаться со сверстниками, не считаются с мнением окружающих, не соблюдают правила игры. Результаты наблюдения зафиксированы в листе наблюдений.

На втором этапе с детьми старшей группы детского сада проводился мониторинг с использованием методики О. А. Сафоновой «Экспресс-анализ и оценка детской деятельности». Цель мониторинга заключалась в изучении усвоения детьми основной образовательной программы дошкольного учреждения к 7 годам.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дети данной возрастной категории должны обладать следующими умениями и навыками:

- свободно ориентироваться в пространстве;

- знать основные цвета и формы предметов, выделять их существенные признаки;

- считать в пределах 10 (прямой и обратный счет);

- составлять небольшой рассказ по картинке;

- уметь описывать растения, отмечать их особенности;

- знать личные данные (фамилию, имя и отчество родителей, свой домашний адрес и т. д.);

- уметь применять творческие навыки в практике.

Результаты исследования оценивались по по 4-балльной шкале: оптимальный уровень - 4 балла; высокий уровень - 3 балла; средний уровень - 2 балла; низкий уровень - 1 балл.

Данные мониторинга показали, что двое (15,3%) детей из группы имеют низкие результаты по следующим образовательным областям:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие.

Причинами низких показателей являются:

- педагогическая запущенность;

- несформированность познавательных навыков,

- несформированность навыков самообслуживания и коммуникации.

Выявленные в ходе мониторинга дети были отнесены к «группе риска».

Кроме того, с целью выявления усвоения детьми 5-6 лет программы регионального компонента в ДОО проводился мониторинг по духовно-нравственному воспитанию. Анализ результатов показал:

- критический (низкий) уровень - 4 (30,8%) детей;

- допустимый (средний) - 7 (53,9%) воспитанников;

- оптимальный (высокий) - 2 (15,3%) детей.

Также в рамках нашего исследования мы изучили документацию дошкольного образовательного учреждения и определили образовательный уровень родителей (законных представителей) воспитанников. Образовательный уровень составил:

- с начальным образованием - 4,6%;

- со средним образованием - 13,7%;

- со средним специальным - 68,2%;

- с высшим образованием - 13,7%.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Цыпкина И. М. Выявление проблем детей «группы риска» дошкольного возраста как основа построения индивидуального образовательного маршрута // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. -№ 11 (ноябрь).- 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16252.htm.

На основе полученных результатов мы провели социологический опрос родителей по выявлению у них знаний норм и правил воспитания детей. Опрос показал:

- 77,8% родителей воспитывают своих детей в любви, заботе, ласке, поддерживают и понимают их;

- 18,2% ответили, что стараются уделять внимание детям по мере возможности;

- 9,1% признались, что воспитывают своих детей в строгости и послушании.

Второй этап предполагал разработку индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) для детей «группы риска», определение его целей, задач и направлений (форм и методов) работы.

К целям и задачам разрабатываемого индивидуального образовательного маршрута для детей «группы риска» в исследовании относится развитие навыков самообслуживания, коммуникации, развитие речевой функции, мыслительных навыков, памяти, внимания, мелкой моторики и координации в пространстве.

Основные направления работы с данной категорией детей:

1. Образовательная деятельность (ОД): развитие математических представлений, обучение грамоте через письмо и чтение художественной литературы, разучивание стихотворений.

2. Игровая деятельность: дидактические, театрализованные, сюжетно-ролевые игры.

3. Работа специалистов ДОО с детьми: развитие речи, психических процессов, музыкальных способностей.

Индивидуальный образовательный маршрут может включать в себя разделы:

1. Порядковый номер.

2. Направленность.

3. Виды.

4. Сроки проведения.

Примером служит разработанный нами проект ИОМ для ребенка «группы риска» (см. таблицу).

Третий этап предусматривает целенаправленную работу с семьями воспитанников. В соответствии с имеющимися в семьях проблемами педагогом-психологом дошкольной образовательной организации проводятся специальные тренинги общения и клубы для родителей. Данные тренинги направлены на раскрытие у родителей чувства ответственности и долга перед своими детьми.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Регулярно с родителями проводятся беседы, индивидуальные и групповые консультации, такие как:

- «Для полного счастья»;

- «Семейный очаг»;

- «Счастливы без папы»;

- «Родители разводятся»;

- «Дети - главная ценность» и т. д.

Ежемесячно обновляются уголки для родителей. В них нашли отражение такие рубрики, как «Как любить своего ребенка?»; «Домашний праздник»; «Заповеди о воспитании детей»; «Понимаем ли мы друг друга».

Традиционными в детском саду стали совместные праздники, которые позволили родителям лучше понять своих детей и установить с ними эмоциональную связь. К таким праздникам и совместным мероприятиям мы относим:

- «Папы и дочки, мамы и сыночки»;

- «Мама - солнце и покой»;

- «День семьи и радости».

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Цыпкина И. М. Выявление проблем детей «группы риска» дошкольного возраста как основа построения индивидуального образовательного маршрута // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. -№ 11 (ноябрь).- 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16252.htm.

Проект индивидуального образовательного маршрута для ребенка «группы риска» (сроки проведения - с ноября по февраль)

№ п/п Направ лен- Виды

ность

1 Развитие восприятия Игры и упражнения: «Узнай предмет»; «Сделай так»; «Найди игрушку»; «Составь картинку»; «Белый лист»; «Круг, треугольник, квадрат»; «Зашиваем ковер»; «Найди такой же предмет»; «Цвета»; «Кто наблюдательнее?»; «Сравни предмет»; «Подбери подходящий лепесток»; «Какого цвета не стало?»; «Составь узор»; «Узнай по цвету»; «Чьи платья висят?»; «Найди в вазе эти фрукты» - обучать ребенка различать цвета, формы и величины. Задания: «Разложи на «кучки»; «Подбери подходящий по форме»; «Назови изображения, которые видишь»; «Выложи фигуры из трех палочек»; «Какая рука?»; «Что где находится?»; «Лабиринт» - совершенствовать восприятие пространства

2 Разви- Игры: «Купите лук»; «Репка»; «Мишка»; «Зайка»; «Самолет»; «Вот какая мама»;

тие па- «Коза» - учить ребенка запоминать стихотворения, пересказывать русские народ-

мяти ные сказки. Игры: «Где спрятана игрушка?»; «Запомни картинки»; «Какой игрушки не хватает?»; «Прогулка в картинках» - развивать у ребенка зрительную память. Игра «Рисуем по памяти узоры» - развивать слуховую память. Задания: «Что изменилось?»; «Слушай и повторяй»; «Назови слова, которые запомнил» - обучать ребенка приемам и способам запоминания и воспроизведения информации

3 Разви- Игры: «Найди одинаковые предметы»; «Найди игрушку» - обучать ребенка мысли-

тие вни- тельной операции - сравнению.

мания Игра «Что это?» - учить овладевать категориями «вперед», «сзади», «справа», «слева». Игры: «Что появилось?»; «Что потерялось?» «Найди отличия» - развивать у ребенка процесс восприятия. Игры: «Добавь слово»; «Какого предмета в ряду не хватает?» - развивать произвольную память

4 Разви- Игры: «Сделай целое»; «Нарисуй целое»; «Найди свою игрушку»; «Сделай

тие елочку» - развивать у ребенка представления о целом образе.

мышления «Звени, колокольчик» - развивать наглядно-действенное мышление. Задачи-головоломки (комплекс задач), игры: «Забавная геометрия»; «Большой красный круг»; «Убираем игрушки»; «Что за птичка-невеличка?»; «Волшебник-карандаш»; «Игрушка-путешественник»; «Справа, слева, вверх и вниз»; «Чудесный квадрат» - обучать логическому мышлению

5 Разви- Игры: «Помоги животным»; «Покорми животных»; «Угадай, кто у меня»; «Посмотри

тие и назови»; «Лови и назови»; «Куда пойдешь, что найдешь»; «Подарки детям»; «Мой

речи веселый звонкий мяч» - развивать у ребенка познавательную функцию речи. Задания: «Назови одним словом»; «Угадай, что это?»; «Кто что любит?»; «Отгадай загадки»; «Придумай загадку»; «Составь из букв слова»; «Назови слова, противоположные по значению»; «Закончи предложения и подбери к нему картинку»; «Закончи предложения»; «Назови предмет, который я не назвала»; «Кто больше сочинит»; «Расскажи, что ты видишь на картинке» «Разложи по порядку и составь рассказ»; «Скажи, что не верно» - развивать функции речи

6 Разви- Пальчиковая гимнастика: «Переложи игрушки»; «Посадим грибки»; «Зайчики»;

тие «Гуси»; «Бусы для куклы»; «Дождь идет»; «Коврик для мамы» - развивать мелкую

мелкои мото- моторику. Психомышечная тренировка: «Тряпичная кукла»; «Скульптура»; «Кляксы» - снятие

рики и мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии

снятие

мышеч-

ного

напря-

жения

Цыпкина И. М. Выявление проблем детей «группы риска» дошкольного возраста как основа построения индивидуального образовательного маршрута // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. -№ 11 (ноябрь).- 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16252.htm.

Полученные нами исследования привели нас к выводу, что какими бы современными и функциональными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «воспитателями» для ребенка остаются его родители.

Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается с учетом проблем детей «группы риска», выявленных в результате исследования, и позволяет реализовать индивидуальный подход к каждому ребенку дошкольного возраста.

Ссылки на источники

1. Цыпкина И. М., Шаталова Е. В. Особенности проектирования индивидуального образовательного маршрута с детьми группы риска дошкольного возраста // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5-3. - С. 345-346.

2. Алмазов Б. Н., Беляева М. А., Бессонова Н. Н. и др. Методика и технологии работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. -М.: Изд. центр «Академия», 2002. - С. 191.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Irina Tsypkina,

Master student, department of Preschool, Primary and Special Education, Belgorod State National Research

University, Belgorod

Ameli5333@mail.ru

Identification of problems of "risk group" preschoolers as a basis for individual educational route construction Abstract. The paper is devoted to problems of "risk group" preschoolers as a basis for developing individual educational route. The author considers the theoretical aspects of the problem and presents the results of the study. Key words: children of risk group, risk, risk factors, categories of risk group children, individual educational route. References

1. Cypkina, I. M. & Shatalova, E. V. (2015). "Osobennosti proektirovanija individual'nogo obrazovatel'nogo marshruta s det'mi gruppy riska doshkol'nogo vozrasta", Mezhdunarodnyj studencheskij nauchnyj vestnik, № 5-3, pp. 345-346 (in Russian).

2. Almazov, B. N., Beljaeva, M. A., Bessonova, N. N. et al. (2002). Metodika i tehnologii raboty social'nogo pedagoga: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zaved., Izd. centr "Akademija", Moscow, p. 191 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 05.11.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 14.11.16

Принята к публикации Accepted for publication 14.11.16 Опубликована Published 30.11.16

ISSN 2304-120Х

www.e-koncept.ru

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Цыпкина И. М., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.