Научная статья на тему 'ВЫЯВЛЕНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК РАСШИРЕНИЯ ТЕНЕВОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК РАСШИРЕНИЯ ТЕНЕВОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
538
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Булатенко Мария Андреевна, Корюкина Анастасия Владимировна

Пандемия COVID-19 с момента возникновения наносит ущерб экономикам всех стран мира, влияя при этом не только на предпринимательские структуры, но и на граждан. Еще больше усугубляет экономические проблемы развивающийся теневой сектор, представляющий прямую угрозу экономической безопасности России. В статье выделяются основные причины существования такого сектора экономики: сложное экономическое положение и безработица стимулируют теневую деятельность. Авторы анализируют уровень безработицы в период распространения инфекции, а также рассматривают меры поддержки Правительства РФ в данное время. Устанавливаются косвенные признаки развития теневого сектора экономики на базе увеличения доли обращения наличных денежных средств, роста курса криптовалюты и деятельности незаконных предпринимательских структур в борьбе с пандемией COVID-19. Росстат и Федеральная служба по финансовому мониторингу приводят данные о динамике за 2009-2018 гг., демонстрирующие спад теневой экономики России с 2016 г. Выводы демонстрируют необходимость актуальной оценки регулирующими органами текущего размера теневой экономики страны в связи с предпосылками расширения этого сектора за 2019-2020 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVEALING OF PREREQUISITES OF THE ECONOMY SHADOW SECTOR EXPANSION TO PREVENT THREATS TO ECONOMIC SECURITY

The COVID-19 pandemic has been damaging the economies of all countries of the world, affecting not only business structures, but also citizens since its emergence. The developing shadow sector, which poses a direct threat to Russia's economic security, further exacerbates the economic problems. The article highlights the main reasons of existence of such a sector of economy: the difficult economic situation and unemployment encourages shadow activities. The authors analyze the unemployment rate during the spread of infection, and also consider measures to support the Government of the Russian Federation at this time. Indirect signs of the development of the shadow sector of economy are established on the basis of an increase in the share of cash circulation, the growth of the cryptocurrency exchange rate and activities of illegal business structures in the fight against the COVID-19 pandemic. Rosstat and the Federal Financial Monitoring Service provide data on the dynamics for 20092018, demonstrating the decline of the Russian shadow economy since 2016. The conclusions demonstrate the need for an up-to-date assessment by regulatory authorities of the current size of the country's shadow economy in connection with prerequisites of expansion of this sector in 2019-2020.

Текст научной работы на тему «ВЫЯВЛЕНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК РАСШИРЕНИЯ ТЕНЕВОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Теория и практика общественного развития. 2021. № 5. С. 67-73. Theory and Practice of Social Development. 2021. No. 5. P. 67-73.

Научная статья УДК 338.23

https://doi.org/10.24158/tipor.2021.5.11

Выявление предпосылок расширения теневого сектора экономики для предупреждения угрозы экономической безопасности

Мария Андреевна Булатенко1н, Анастасия Владимировна Корюкина2

12МИРЭА - Российский технологический университет, Москва, Россия [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0017-1753 2https://orcid.org/0000-0001-8590-6247

Аннотация. Пандемия COVID-19 с момента возникновения наносит ущерб экономикам всех стран мира, влияя при этом не только на предпринимательские структуры, но и на граждан. Еще больше усугубляет экономические проблемы развивающийся теневой сектор, представляющий прямую угрозу экономической безопасности России. В статье выделяются основные причины существования такого сектора экономики: сложное экономическое положение и безработица стимулируют теневую деятельность. Авторы анализируют уровень безработицы в период распространения инфекции, а также рассматривают меры поддержки Правительства РФ в данное время. Устанавливаются косвенные признаки развития теневого сектора экономики на базе увеличения доли обращения наличных денежных средств, роста курса криптова-люты и деятельности незаконных предпринимательских структур в борьбе с пандемией COVID-19. Росстат и Федеральная служба по финансовому мониторингу приводят данные о динамике за 2009-2018 гг., демонстрирующие спад теневой экономики России с 2016 г. Выводы демонстрируют необходимость актуальной оценки регулирующими органами текущего размера теневой экономики страны в связи с предпосылками расширения этого сектора за 2019-2020 гг.

Ключевые слова: пандемия, теневая экономика, экономическая безопасность, безработица Для цитирования: Булатенко М.А., Корюкина А.В. Выявление предпосылок расширения теневого сектора экономики для предупреждения угрозы экономической безопасности // Теория и практика общественного развития. 2021. № 5. С. 67-73. https://doi.org/10.24158/tipor.2021.5.11

Original article

Revealing of prerequisites of the economy shadow sector expansion to prevent threats to economic security

Maria A. Bulatenko1, Anastasiya V. Koryukina2

12MIREA - Russian Technological University, Moscow, Russia [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0017-1753 2https://orcid.org/0000-0001-8590-6247

Abstract. The COVID-19 pandemic has been damaging the economies of all countries of the world, affecting not only business structures, but also citizens since its emergence. The developing shadow sector, which poses a direct threat to Russia's economic security, further exacerbates the economic problems. The article highlights the main reasons of existence of such a sector of economy: the difficult economic situation and unemployment encourages shadow activities. The authors analyze the unemployment rate during the spread of infection, and also consider measures to support the Government of the Russian Federation at this time. Indirect signs of the development of the shadow sector of economy are established on the basis of an increase in the share of cash circulation, the growth of the cryptocurrency exchange rate and activities of illegal business structures in the fight against the COVID-19 pandemic. Rosstat and the Federal Financial Monitoring Service provide data on the dynamics for 20092018, demonstrating the decline of the Russian shadow economy since 2016. The conclusions demonstrate the need for an up-to-date assessment by regulatory authorities of the current size of the country's shadow economy in connection with prerequisites of expansion of this sector in 2019-2020.

Keywords: pandemic, shadow economy, economic security, unemployment

For citation: Bulatenko M.A., Koryukina A.V. Revealing of prerequisites of the economy shadow sector expansion to prevent threats to economic security // Theory and Practice of Social Development. 2021. No. 5. P. 67-73. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/tipor.2021.5.11

Результаты литературного обзора показали, что проблемы существования теневой экономики освещаются часто, в том числе в нормативной литературе. В статье А.С. Черепашкина и А.Д. Комлевой «Теневая экономика как угроза экономической безопасности» рассмотрены ее признаки, которые являются угрозой экономической безопасности России [1].

В работе О.М. Махалиной и В.Н. Махалина «Теневая экономика в России: содержание, состояние, влияние на государственную экономику» названы причины возникновения данного сектора, приведена статистика распространения в других странах. Также в статье представлена оценка теневого рынка и количества россиян, занятых в указанном сегменте [2].

В статье Т.А. Черкашиной и Д.И. Рамазанова поднимается тема несовершенства понятийного аппарата. Кроме того, рассматривается воздействие теневого сектора экономики на экономическую систему в целом [3].

В статье М.А. Комбарова «Теневая экономика в России: влияние на основные макроэкономические показатели и способы борьбы» проведен анализ официальных данных, который показывает, что из-за существования этого сегмента снижается объем ВВП [4].

В статье К.О. Котлярова и В.В. Кудревича приведены статистические данные теневой экономики. Также в работе раскрывается сущность транзитных организаций и их участия в легализации доходов, полученных преступным путем [5].

В современных условиях экономическая безопасность является основой сохранения целостности и национальной безопасности страны согласно п. 56 Указа Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации». По оценкам Росстата, экономика России за 2020 г. сократилась на 3,1 %, что стало максимумом за последние 11 лет. Это связано не только с пандемией и карантинными мерами, но и с мощным снижением цен на нефть. Стоит отметить, что спад отечественной экономики оказался меньше, чем в США и ЕС. Данный факт можно объяснить тем, что российские власти отказались от жестких карантинных мер во второй половине 2020 г. Номинальный объем ВВП в том году составил 106,6 трлн р. Согласно информации Федерального казначейства, в прошедшем году пандемия привела к дефициту бюджетов 58 из 85 регионов.

В сентябре 2020 г. Правительство РФ выделило 35 млрд р. на поддержку населения, в бюджеты регионов и на помощь безработным. В конце 2020-го глава Минтруда сообщил, что на фоне пандемии количество граждан, которые имели возможность обратиться в центры занятости за поддержкой, увеличилось с 20 до 80 % (таблица 1). Объем рабочей силы (численность людей в возрасте 15 лет и старше) в январе 2021 г. составил 75 млн чел. В январе 2021 г. уровень безработицы равнялся 5,8 %, занятости - 58,5 %.

Таблица 1 - Уровень безработицы населения в возрасте 15-72 лет

по субъектам РФ за 2020 г., % [6]

Федеральный округ Январь -март Апрель -июнь Июль -сентябрь Октябрь -декабрь Ноябрь -январь 2021

Центральный 2,9 3,9 4,4 4,4 4,3

Северо-Западный 3,7 5,0 5,9 5,6 5,3

Южный 5,3 6,6 6,4 6,2 6,0

Северо-Кавказский 11,4 14,3 15,0 14,8 14,9

Приволжский 4,3 5,5 5,6 5,2 5,1

Уральский 4,4 5,9 6,2 5,7 5,6

Сибирский 5,8 7,8 8,3 7,5 7,2

Дальневосточный 6,0 6,8 6,6 6,6 6,5

Российская Федерация в целом 4,6 6,0 6,4 6,1 5,9

За 2020 г. суды признали банкротами примерно 120 тыс. граждан и индивидуальных предпринимателей, это на 73 % больше, чем в 2019-м, а также в 6 раз больше, чем в 2016-м. С 1 сентября по 31 декабря 2020 г. выразили желание воспользоваться механизмом внесудебного личного банкротства 6 413 чел. Неопределенное экономическое положение в России и мире могло спровоцировать увеличение числа заявлений кредиторов о признании их банкротами [7].

Пандемия коронавируса привела не только к ограничениям на передвижения по городам и странам, дистанционному формату работы и обучения, но также к массовым закрытиям рабочих мест из-за вынужденного отсутствия потребительского спроса, что особенно заметно по количеству предприятий, объявивших себя банкротами, и увеличивающемуся числу официально зарегистрированных безработных. Представители гостиничного и в целом туристического сегмента, розничной торговли, в частности сектора частных услуг, в большинстве своем имеют возможности уйти в теневую экономику для того, чтобы спасти свой бизнес.

Исходя из официальных данных о безработице и банкротствах, можно сделать предположение, что реальная безработица выше официальных цифр, поскольку занятые и потерявшие место работники теневого сектора экономики не учитываются в общей статистике. Необходимо также учитывать, что в официальном секторе экономике нередки случаи, когда сотрудники находились в неоплачиваемых отпусках и переходили на полставки, что не гарантировало им ста-

бильный уровень доходов. Резкое сокращение числа официальных рабочих мест и выплачиваемой заработной платы вынуждает людей искать дополнительные источники доходов без официального оформления, следовательно, расширяется теневой сектор экономики.

Помимо этого, в условиях пандемии правонарушители стали маскировать новые схемы теневых преступлений под борьбу с ООУЮ-19, поддержку общества и бизнеса. Так, в СМИ все чаще освещаются объявления о продаже вакцины на черном рынке. Текущие действия законодателей на фоне постепенного открытия границ и возвращения к нормальной жизни части населения с подтвержденным иммунитетом от коронавируса порождают развитие дополнительного сектора теневой экономики по продаже поддельных отрицательных тестов на коронавирус, а также поддельных справок о вакцинации. Таким образом, законодатели сами подготавливают благодатную почву для расширения теневого сегмента.

Специалисты статистического отдела Банка России также обращают пристальное внимание на возрастающий объем наличных денежных средств на руках у населения и в кассах организаций (рисунок 1). Данная ситуация возвращает законодателя на позиции начала активной борьбы с наличными неконтролируемыми расчетами и требований обязательного перехода на безналичные расчеты, что позволяло регулирующим органам в той или иной степени контролировать денежные потоки.

700,9

208,1 ш А 19 _ ■09,; 1 3 ■ 1 1 1 591,6 1 $ ^ 86,6

1 г 102,6 ~60'5 1 385, 8 -41,9

-529,2

Янв. Март Май Июль Сен. Нояб. Янв. Март Май Июль Сент. Нояб.

2019 | 2020

Рисунок 1 - Изменение наличных денег в обращении вне Банка России, млрд р. [8]

По сообщениям ведущего государственного информационного агентства ТАСС, «европейский опыт свидетельствует, что увеличение доли безналичных платежей в 2 раза приводит к снижению уровня теневой экономики на 0,6-3,7 % от ВВП, а доходы государства увеличиваются на 0,1-0,8 % от ВВП» [9]. В свою очередь, Центральный банк России относит операцию обналичивания денежных средств (куда входит и снятие наличных со счетов физическими лицами) к сомнительным [10]. Мы не оспариваем экспертное мнение Федеральной службы государственной статистики [11], что монетарные макромодели непригодны для точной оценки теневой экономики именно в связи с тем, что они не могут быть проверены. Однако, исходя из аксиомы, что «оплата товаров и услуг наличными не может быть должным образом отслежена властями», и того, что «теневую экономику также иногда называют экономикой наличных расчетов» [12], можно с достаточной степенью обоснованности предположить, что возрастающий объем наличных денег в обращении вне Банка России является предпосылкой для расширения теневого сектора экономики и теневых неотслеживаемых транзакций, осуществляемых наличными деньгами.

Также стоит отметить и следующую предпосылку для расширения теневого сектора экономика - повышение курса ведущих криптовалют мира, графики котировок которых представлены на рисунках 2-4.

¿ап 1,2017 иап 1,2018 ^1,2019 иап 1,2020 Заг\ 1,2021

Рисунок 2 - Курс биткоина к доллару США за последние 5 лет [13]

2017 2018 2019 2020 2021

Рисунок 3 - Курс эфириума к доллару США за последние 5 лет [14]

450,0)

400,0 D

350,СО

_3QQJ 1

250,00

[Г ¡00,00

150,00

100,00

Invpstina п 50,00

----^- 0,00

01 48 07 48 01 49 07 49 01 '20 07 '20 01'21

Рисунок 4 - Курс Binance Coin к доллару США за последние 5 лет [15]

В связи с тем что использование криптовалюты в качестве инструмента платежа создает в экономических системах независимые каналы транзакций, которые на данный момент технически слабо поддаются контролю со стороны государства, а сами «криптовалюты можно считать элементом новой теневой экономики» [16], нужно с достаточной степенью уверенности предположить следующее. Возрастающий курс ведущих криптовалют мира привлекает незаконных предпринимателей к увеличению его доли в своих активах для сохранности накоплений, а также в целях совершения неконтролируемых расчетных операций и расширения сектора теневой экономики.

Правительством Российской Федерации были введены следующие меры по поддержке экономики на фоне борьбы с коронавирусной инфекцией [17]:

- предусмотрены налоговые каникулы для пострадавших отраслей - продление сроков уплаты налогов до 6 мес., отсрочки по уплате до 1 года, рассрочка до 3 лет;

- продлены сроки предоставления отчетности в ФСН до 3 мес.;

- для малого и среднего бизнеса страховые взносы с части зарплат, превышающие МРОТ, были снижены до 15 %;

- моратории на выездные проверки и налоговые санкции за непредставление документов;

- ИП, МСП и НКО из пострадавших отраслей освобождены от налогов за II квартал 2020 г.

Отдельно нужно отметить, что задача обеспечения экономической безопасности и преодоления рассматриваемой проблемы возникла одновременно с формированием новых национальных интересов, в частности экономических.

Теневая экономика представляет собой нерегулируемое государством воспроизводство, распределение и потребление товарно-материальных ценностей и услуг, которые не регламентируются необходимыми нормативными документами и порядками хозяйствования. В исследуе-

мой области основными выступают понятия нелегальных экономических отношений в производственной сфере, сегменте потребления и услуг, а также уклонения от уплаты налогов и операций с «грязными» наличными деньгами. Теневому сектору в первую очередь требуются наличные средства. Они нужны для выплаты зарплаты в конвертах и покрытия других расходов.

Субъектами теневых финансовых отношений можно считать население, государственных служащих, представителей бизнеса, организованную преступность. Их объектом является ВНП, при его распределении и перераспределении образуются теневые финансовые ресурсы - централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, которые обеспечивают воспроизводство теневого продукта.

Можно выделить две главные причины, которые характеризуют теневую экономику.

1. Государство вмешивается в экономическую деятельность. Предпринимателям выгодно уходить в теневой сектор из-за высокого уровня налогообложения, чрезмерных административных барьеров, коррупции и несовершенства законодательства.

2. Угнетенное состояние национальной экономики. При кризисном положении снижается уровень жизни населения, повышается уровень безработицы, что приводит к стремлению граждан открывать собственный бизнес. Однако предприниматели стараются обходить жесткие административные барьеры, что обусловливает расширение теневого сегмента.

Стоит отметить, что разделение экономики на нелегальный и легальный секторы негативно сказывается на обществе. Это проявляется в уменьшении производительности труда и доходов, а также снижении уровня жизни населения, нерезультативности налоговой системы. Теневая экономика способствует замедлению научного и технического прогресса, развития производства. Все это представляет прямую угрозу экономической безопасности России, подавляет малый и средний бизнес. Уклонение от налогов, отмывание денег лишают федеральный бюджет значительной части доходов, что усугубляет экономические проблемы страны.

Большинство предпринимателей, уводящих свою деятельность в тень, причиной этого называют чрезмерные ограничительные меры, которые, по их мнению, оказывают сильное давление на тех, кто работает официально и платит налоги. Уклонение от их уплаты относится к финансово-экономическим операциям, направленным на получение необоснованных налоговых льгот. Уклонение предполагает построение соответствующих моделей финансово-хозяйственной деятельности, бухгалтерского и налогового учета, документирования хозяйственного оборота. Необоснованная налоговая выгода может быть получена за счет налогового вычета, неуплаты налогов и незаконного их возмещения из бюджета.

Однако главной причиной ухода в тень нельзя считать лишь высокие налоги. Причинами существования теневого сектора также можно назвать коррупционное поведение чиновников. Взяточничество стало настолько распространенным в экономических отношениях, что практически ни одно решение в предпринимательской деятельности не обходится без подкупа. Коррупция возрастает при ужесточении государственного регулирования, а предприниматели, в свою очередь, уходят в теневой сегмент, чтобы уклониться от государственной регламентации и вымогательства со стороны чиновников.

Финансовые отношения в сфере организованной преступности базируются на образовании теневых доходов от неправомерных экономических операций (производство и реализация запрещенных товаров, работ, услуг, финансовое мошенничество, криминальная деятельность и др.) и создании централизованных теневых фондов денежных средств.

Главной задачей государства является стимулирование региональных властей к активным действиям и реализации комплекса мер и программ по противодействию распространению теневой экономики. Нужно объединять базу знаний практиков и ученых для разработки действенных инструментов ограничения масштабов теневого сектора, изучая и используя опыт зарубежных стран в данной области. Кроме того, значительным фактором снижения уровня теневой экономики является исключение пробелов в законодательстве, которые заключаются в отсутствии четких трактовок и определений в понятийном аппарате.

Росстат и Федеральная служба по финансовому мониторингу приводят данные о динамике теневой экономики России лишь за 2009-2018 гг., демонстрирующие спад с 2016 г., при этом актуальные сведения за 2019-2020 гг. не публикуются. В связи с этим в период распространения коронавирусной инфекции можно отметить не только объективный рост безработицы из-за карантинных мер, усугубляющих сложное экономическое положение в стране, но и другие предпосылки расширения теневого сектора. Прямую угрозу экономической безопасности государства с точки зрения невозможности реализации контроля за законностью транзакций на рынке представляют возрастающий объем наличной денежной массы, укрепление курса ведущих криптова-лют мира, а также участившиеся случаи проявления деятельности незаконных предпринимательских структур в лжеборьбе с пандемией ООУЮ-19, что является косвенными признаками расширения теневого сегмента экономики.

Исходя из международного опыта принятия превентивных мер по нейтрализации указанных угроз экономической безопасности страны, можно выделить следующие общие рекомендации:

- сокращение безработицы за счет широкого размещения горящих вакансий сезонных сельскохозяйственных рабочих, курьеров, операторов, так называемых «коронавирусных» волонтеров и других востребованных специальностей;

- дальнейшая более глубокая проработка легализации самозанятых (особенно в сфере репетиторства, деятельности нянь и помощников по хозяйству), а также контроль за сотрудниками, работающими вне офиса (удаленно);

- расширение списка транзакций, которые можно осуществить только посредством безналичной оплаты (например, в части стран даже на рынках вводятся запреты на оплату наличными деньгами с заменой на операции посредством оплаты через QR-коды), и возрастающий контроль за безналичными переводами между физическими лицами;

- введение в оборот собственных национальных криптовалют и легализация транзакций, совершаемых в ведущих криптовалютах мира.

Список источников:

1. Черепашкин А.С., Комлева А.Д. Теневая экономика как угроза экономической безопасности // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2017. № 1 (38). С. 13-17.

2. Махалина О.М., Махалин В.Н. Теневая экономика в России: содержание, состояние, влияние на государственную экономику // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы современной науки, достижения и инновации : сборник статей XLII Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 138-140.

3. Рамазанов Д.И., Черкашина Т.А. Теневая экономика: причины и влияние на экономическую систему // Аспирант. 2021. № 1 (58). С. 193-196.

4. Комбаров М.А. Теневая экономика в России: влияние на основные макроэкономические показатели и способы борьбы // Фундаментальные и прикладные научные исследования ... С. 51-57.

5. Котляров К.О., Кудревич В.В. Транзитные организации - посредники «отмывания» денег // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 2-1. С. 184-187. https://doi.org/10.24412/2500-1000-2021-2-1-184-187.

6. Трудовые ресурсы [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/labour_force (дата обращения: 23.04.2021).

7. Фактические данные о банкротстве [Электронный ресурс] // Единый Федеральный реестр сведений о банкротстве. URL: https://bankrot.fedresurs.ru (дата обращения: 23.04.2021).

8. Кошкина Ю. В России впервые с начала кризиса сократился оборот наличных [Электронный ресурс] // РБК. 2020. 2 дек. URL: https://www.rbc.ru/finances/02/12/2020/5fc608809a794705902517c6 (дата обращения: 23.04.2021).

9. Исследование: почти четверть ВВП Украины составляют теневые операции [Электронный ресурс] // ТАСС. 2020. 17 февр. URL: https://tass.ru/ekonomika/7781577 (дата обращения: 23.04.2021).

10. Структура сомнительных операций и секторы экономики, формировавшие спрос на теневые финансовые услуги [Электронный ресурс] // Официальный сайт Центрального банка России. 2020. 31 марта. URL: http://www.cbr.ru/to-day/resist/resist_sub/2019 (дата обращения: 23.04.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Измерение ненаблюдаемой экономики [Электронный ресурс] : руководство // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/metod/izmer.pdf (дата обращения: 23.04.2021).

12. Боташева Л.Х., Саркисян К.С. Выявление и оценка теневой экономики: методологический аспект // Экономика. Налоги. Право. 2018. Т. 11, № 5. С. 28-37. https://doi.org/10.26794/1999-849X-2018-11-5-28-37.

13. Криптовалюты [Электронный ресурс] // Investing.com. URL: https://ru.investing.com/crypto (дата обращения: 23.04.2021).

14. Там же.

15. Там же.

16. Шунаев А.М., Шунаев В.М. Теневая экономическая деятельность как угроза экономической безопасности коммерческих организаций // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2019. № 2 (28). С. 63-68.

17. Меры Правительства РФ по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства России. URL: http://government.ru/support_measures/category/taxes (дата обращения: 23.04.2021).

Информация об авторах

М.А. Булатенко - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового учета и контроля Института комплексной безопасности и специального приборостроения, МИРЭА - Российский технологический университет, Москва, Россия.

А. В. Корюкина - студент кафедры финансового учета и контроля Института комплексной безопасности и специального приборостроения, МИРЭА - Российский технологический университет, Москва, Россия.

Information about the authors

M.A. Bulatenko - PhD in Economics, Associate Professor, Chair of Financial Accounting and Control of the Institute of Integrated Security and Special Instrument Engineering, MIREA - Russian Technological University, Moscow, Russia.

A.V. Koryukina - Student, Department of Financial Accounting and Control, Institute of Integrated Safety and Special Instrumentation, MIREA - Russian Technological University, Moscow, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 07.04.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 22.04.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 06.05.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.