Научная статья на тему 'ВЫЯВЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ РЕСТАВРАЦИИ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗДАНИЙ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ'

ВЫЯВЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ РЕСТАВРАЦИИ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗДАНИЙ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСТАВРАЦИЯ / ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ТАГАНРОГСКАЯ МАРИИНСКАЯ ГИМНАЗИЯ / АНАЛИЗ АРХИТЕКТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Барагамян Б. О., Руснак А. А.

Рассматриваются вопросы реставрации исторических зданий, в которых размещаются учебные заведения. Цель работы - определить культурную, художественную и архитектурную ценность таганрогской Мариинской гимназии, а также возможность ее современного использования. Представлен анализ архитектурных особенностей здания. Аргументирована необходимость реставрации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION OF THE NEED FOR RESTORATION OF HISTORICAL BUILDINGS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article deals with the restoration of historical educational institutions. The purpose of this work is to identify the cultural, artistic and architectural value of the Mariinsky Gymnasium in Taganrog and to adapt it for modern use. An analysis of the architectural features of the building is presented. The necessity of restoration is argued.

Текст научной работы на тему «ВЫЯВЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ РЕСТАВРАЦИИ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗДАНИЙ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ»

УДК 72.035

L4QQ/J

ВЫЯВЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ РЕСТАВРАЦИИ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗДАНИИ

УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Б. О. Барагамян, А. А. Руснак

Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация)

Аннотация. Рассматриваются вопросы реставрации исторических зданий, в которых размещаются учебные заведения. Цель работы — определить культурную, художественную и архитектурную ценность таганрогской Мариинской гимназии, а также возможность ее современного использования. Представлен анализ архитектурных особенностей здания. Аргументирована необходимость реставрации.

Ключевые слова: реставрация, объект культурного наследия, таганрогская Мариинская гимназия, анализ архитектурных особенностей.

IDENTIFICATION OF THE NEED FOR RESTORATION OF HISTORICAL BUILDINGS OF

EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Baregam O. Baragamyan, Anastasiya A. Rusnak

Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russian Federation)

Abstract. The article deals with the restoration of historical educational institutions. The purpose of this work is to identify the cultural, artistic and architectural value of the Mariinsky Gymnasium in Taganrog and to adapt it for modern use. An analysis of the architectural features of the building is presented. The necessity of restoration is argued.

Keywords: restoration, object of cultural heritage, Taganrog Mariinsky Gymnasium, analysis of architectural features.

Введение. Реновация становится одним из основных методов обновления современных растущих городов. Отметим, что грамотно спланированное экономическое, социальное, культурное и эстетическое развитие среды предполагает бережное отношение к историческому (в том числе архитектурному) наследию. На практике такой идеальный сценарий реализуется крайне редко. Современная застройка вытесняет историческую. Архитектурные памятники исчезают или утрачивают ценные элементы облика.

При работе с объектом культурного наследия (не обязательно официально признанным) наилучшее решение — это реставрация. В отличие от реконструкции она возвращает сооружению исходный, задуманный автором облик.

Цель представленной работы — выявить культурную, художественную и архитектурную ценность здания школы, которое следует реставрировать и приспособить для современного использования.

Основная часть. Здание, в котором сегодня работает Мариинская гимназия, возвели в Таганроге в 1875 году. По архитектурно-планировочному решению это объект общественного назначения [1]. Основной принцип планировочной конструкции — коридорная система с односторонним расположением классов и служебных помещений. В эклектичном оформлении кирпичных фасадов выделяются элементы модерна.

Композицию главного северо-западного и юго-западного фасадов определяют ризалиты, расположение раскреповок, форма и ритм оконных проемов.

Парадный вход в здание расположен в центральной раскреповке симметричной трехчастной композиции северо-западного фасада. Раскреповка и ризалиты фланкированы рустованными пилястрами. Они оформлены полуколоннами:

— гладкими, круглыми на первом этаже,

— рустованными, квадратного сечения — на втором.

Ризалиты и раскреповка увенчаны парапетными стенками и аттиками сложной конфигурации. Они декорированы аркатурным фризовым поясом с филенчатыми нишами. Завершается раскреповка аттиком сложной конфигурации.

Асимметричный прямоугольный юго-западный фасад выходит на улицу Чехова. Здесь возвышается крайний ризалит. Над парадным входом — ажурный кованый козырек на кронштейнах. Ризалит украшен сложным фронтоном. Раскреповка фланкирована гладкими пилястрами, декорированными лопатками на кронштейнах в уровне второго этажа. Завершается раскреповка фронтоном дугообразной формы, украшенным зубчиками. В оформлении лопаток и фронтона использованы декоративные керамические вставки. На окнах раскреповки в уровне второго этажа — лучковые завершения и в виде коробовой арки.

Перечислим элементы архитектурно-декоративного убранства фасадов:

— профилированный венчающий карниз,

— керамические вставки в нишах фризового пояса на юго-западном фасаде объема здания,

— аркатурный фризовый пояс с филенчатыми нишами,

— профилированный междуэтажный пояс с зубчиками,

— профилированные надоконные и подоконные ниши,

— круглые и квадратные полуколонны в простенках по второму и первому этажам,

— простеночные рустованные пилястры,

— рустованные и гладкие наличники с декоративными замковыми камнями на юго-западном фасаде,

— прямоугольные оконные проемы по первому этажу,

— оконные проемы второго этажа с полуциркульным, лучковым и коробковым завершением,

— перспективные порталы в оформлении полуциркульных окон второго этажа,

— кирпичный декор.

За время эксплуатации здания внутренние помещения не претерпели существенной перепланировки. Частично заменены заполнения оконных и дверных проемов, выполнен ремонт некоторых помещений современными отделочными материалами.

Краснокирпичная эклектика главного корпуса и его первоначальное объемно-планировочное решение представляют историческую ценность. Это памятник гражданской архитектуры Х1Х века, важный элемент архитектурного облика квартала. Сооружение отражает стилистическое многообразие исторического центра города.

Сохранившиеся строения Мариинской гимназии неаварийные, пригодны для эксплуатации. Состояние несущих конструкций позволяет проводить строительные работы [2].

Заключение. Таким образом, представляется целесообразной реставрация фасадов Мариинской гимназии и приспособление здания для современного использования. Это улучшит визуальное восприятие квартала, создаст интересный акцент в локальной архитектуре. При этом здание будет эксплуатироваться как учебное заведение, в социальном плане важное для города.

Библиографический список

1. Есаулов, Г. В. Архитектура Юга России: от истории к современности / Г. В. Есаулов. — Москва : Архитектура-С, 2016. — 568 с.

2. СРП 2007. Свод реставрационных правил. Рекомендации по проведению научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, направленных на сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации / Технический совет по вопросам нормирования и научно-методического регулирования в сфере проведения работ на объектах культурного наследия народов Российской Федерации // docs.cntd.ru : [сайт]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200089666 (дата обращения: 01.04.2023).

Об авторах:

Барагамян Барегам Олегович, доцент кафедры «Архитектурная реставрация, реконструкция и история архитектуры» Донского государственного технического университета (344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), baregam2016@yandex.ru.

Руснак Анастасия Александровна, магистрант кафедры «Архитектурная реставрация, реконструкция и история архитектуры» Донского государственного технического университета (344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), rusnak.nastya@yandex.ru.

About the Authors:

Baregam O. Baragamyan, associate professor of the Architectural Restoration, Reconstruction and History of Architecture Department, Don State Technical University (1, Gagarina sq., Rostov-on-Don, RF, 344003), baregam2016@yandex.ru

Anastasiya A. Rusnak, Master's degree student of the Architectural Restoration, Reconstruction and History of Architecture Department, Don State Technical University (1, Gagarina sq., Rostov-on-Don, RF, 344003), rusnak.nastya@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.