Научная статья на тему 'ВЫЯВЛЕНИЕ ПЕРВОПРИЧИНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ НА ОСНОВАНИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРИЕМНОЙ КАМПАНИИ ФИЛИАЛА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА'

ВЫЯВЛЕНИЕ ПЕРВОПРИЧИНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ НА ОСНОВАНИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРИЕМНОЙ КАМПАНИИ ФИЛИАЛА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ / МАГИСТРАТУРА / ОБУЧЕНИЕ / БАКАЛАВРИАТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волковский А.А., Сычкина М.Д.

В настоящее время наиболее перспективным направлением в системе образования является подготовка кадров высшей категории. Первостепенное звено в данной цепочке образования - поступление в магистратуру, по причине специализированной подготовки студентов в области научных исследований. В данной статье представлены результаты исследования, направленные на решения проблем, с которыми сталкивается приемная кампания высшего учебного заведения на примере филиала технического вуза. Исследование проводилось по принципу прямого опроса с объемом выборки 298 респондентов. Методика исследования заключает в себе два этапа: первый - определение причин, стимулирующих негативные последствия приемной кампании, второй - уточнение причин и определение первопричины и источников ее возникновения. Второй этап исследования был представлен в виде блоков вопросов, направленных на определение необходимости реализации данного направления в условиях филиала, определение уровня заинтересованности студенческого состава в продолжении цепочки обучения и определение причин и основополагающей первопричины, которая оказывает наибольшее влияние на приемную кампанию при наборе на программы магистратуры. Исследования проводились в рамках приемной кампании филиала технического вуза при наборе абитуриентов на программу магистратуры по направлению 44.04.04 «Инженерная педагогика». Результатом исследования является определение первопричины низкой эффективности приемной кампании, которая заключается в изначальном отсутствии желания обучаться, начиная с первого курса и на протяжении всего периода обучения. Также на основании теоретических исследований были выдвинуты предложения по организации дальнейших исследований и мероприятий для повышения эффективности процесса обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волковский А.А., Сычкина М.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFYING THE ROOT CAUSES OF PROFESSIONAL BURNOUT OF HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL ON THE BASIS OF EFFECTIVENESS OF ENROLLMENT CAMPAIGN IN A TECHNICAL UNIVERSITY BRANCH CAMPUS

At present, the most promising avenue in the education system is training personnel of the highest category. The primary link in this chain of education is admission to the master’s program, due to the specialized training of students in the field of scientific research. This article presents the results of a study aimed at solving the problems faced by the enrollment campaign in a higher educational institution, based on the case of a technical university branch. The study was conducted on the principle of direct survey with a sample size of 298 respondents. The research methodology included two stages, the first of which was aimed at determining the causes of the negative consequences of the admission campaign, while the second at clarifying the causes and determining the root cause and its origin. The second stage of the study was presented in the form of blocks of questions aimed at discovering the need to implement this direction in a branch, determining the level of interest of the student body in following the learning chain and determining the reasons and the underlying root cause that have the greatest impact on the master’s enrollment campaign. The research was carried out as part of the enrollment campaign of a branch of a technical university, when enrolling applicants for a master's program in engineering pedagogy. The result of the study is the root cause of the low efficiency of the enrollment campaign, which is an initial lack of desire to study, starting from the first year and throughout the entire period of education. Besides, on the basis of theoretical research, proposals were made for the organization of further research and activities to improve the efficiency of the learning process.

Текст научной работы на тему «ВЫЯВЛЕНИЕ ПЕРВОПРИЧИНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ НА ОСНОВАНИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРИЕМНОЙ КАМПАНИИ ФИЛИАЛА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА»

10.15593/2224-9354/2021.4.8 УДК 378.019.12:331.108.242

А.А. Волковский, М.Д. Сычкина

ВЫЯВЛЕНИЕ ПЕРВОПРИЧИНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ НА ОСНОВАНИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРИЕМНОЙ КАМПАНИИ ФИЛИАЛА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

В настоящее время наиболее перспективным направлением в системе образования является подготовка кадров высшей категории. Первостепенное звено в данной цепочке образования -поступление в магистратуру, по причине специализированной подготовки студентов в области научных исследований. В данной статье представлены результаты исследования, направленные на решения проблем, с которыми сталкивается приемная кампания высшего учебного заведения на примере филиала технического вуза. Исследование проводилось по принципу прямого опроса с объемом выборки 298 респондентов. Методика исследования заключает в себе два этапа: первый - определение причин, стимулирующих негативные последствия приемной кампании, второй -уточнение причин и определение первопричины и источников ее возникновения. Второй этап исследования был представлен в виде блоков вопросов, направленных на определение необходимости реализации данного направления в условиях филиала, определение уровня заинтересованности студенческого состава в продолжении цепочки обучения и определение причин и основополагающей первопричины, которая оказывает наибольшее влияние на приемную кампанию при наборе на программы магистратуры. Исследования проводились в рамках приемной кампании филиала технического вуза при наборе абитуриентов на программу магистратуры по направлению 44.04.04 «Инженерная педагогика». Результатом исследования является определение первопричины низкой эффективности приемной кампании, которая заключается в изначальном отсутствии желания обучаться, начиная с первого курса и на протяжении всего периода обучения. Также на основании теоретических исследований были выдвинуты предложения по организации дальнейших исследований и мероприятий для повышения эффективности процесса обучения.

Ключевые слова: приемная комиссия, магистратура, обучение, бакалавриат, профессиональное выгорание.

Развитие цивилизации и, как следствие, социума на протяжении всего периода жизнедеятельности зависело от технологий, которые в свою очередь имели тенденцию к развитию только с учетом уровня образованности и интеллектуальных способностей человека [1, с. 45]. За время существования системы образования как таковой, ее видоизменение проходило в определенных временных границах, так или иначе связанных с научно-техническим прогрессом [2, с. 80]. В настоящее время при активном интегрировании цифровизации

© Волковский А.А., Сычкина М.Д., 2021 Волковский Артем Александрович - аспирант, старший преподаватель Лысьвенского филиала ФГАОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: VolkovskiiWork@mail.ru.

Сычкина Мария Дмитриевна - студент, Лысьвенский филиал ФГАОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: mariasychkina@gmail.com.

в каждую из областей жизнедеятельности человека система образования вновь подвергается изменению устоявшейся формы. Если рассматривать систему образования как отдельно сформированные институты, то наибольшему вниманию подлежит ступень высшего образования, в частности бакалавриат, спе-циалитет и магистратура. Однако подготовка специалистов доступна не для каждого направления подготовки [3]. В наше время остается проблема недостатка высококвалифицированных специалистов. Большая часть студентов предпочитает останавливаться на ступени бакалавриата, в связи с этим возникает проблематика, связанная с обеспечением кадров высшей категории, т.е. ученых [4, с. 169]. В 2007 г. в Российской Федерации был принят закон о двухуровневой системе высшего образования, что заранее подразумевало некоторое разделение на категории студентов, которые при получении диплома бакалавра завершают процесс, и студентов, которые рассматривают научное направление как возможный вариант будущей деятельности [5].

На сегодняшний день степень магистра имеет ощутимые конкурентные преимущества по сравнению с бакалавриатом. Степень бакалавра - необходимое звено, но недостаточное для получения хорошей перспективной должности при трудоустройстве, так как количество бакалавров ежегодно возрастает. В связи с чем работодателю предоставляется возможность тщательного анализа для определения наиболее потенциальных сотрудников. Включение в штат сотрудника со степенью магистра повышает престижность организации и способствует улучшению работы [6, с. 54].

Исходя из вышесказанного, можно выделить ряд преимуществ получения степени магистра:

1) диплом магистра - свидетельство получения полного высшего образования [7, с. 91];

2) обучение в магистратуре рассматривается работодателем как стремление к развитию своего сотрудника [6, с. 55];

3) окончание магистратуры расширяет возможности для карьерного роста, что в свою очередь является основополагающим фактором, влияющим на оплату труда [8, с. 242].

Для решения задачи непрерывности образования целесообразно сохранять преемственность в подготовке кадров высшей квалификации: бакалавр ^ магистр ^ аспирант ^ кандидат наук [9, с. 91]. Но такая многоуровневая система все реже реализуется в полном объеме и чаще всего обрывается на ступени бакалавриата. Учебная программа бакалавриата, как правило, исключает углубленное изучение методологии научных исследований, что является негативным фактором для развития науки внутри государства [10, с. 23].

Методика исследования. Для определения проблематики разрыва непрерывной цепочки образования на ступени бакалавриата были проведены исследования в рамках приемной комиссии филиала технического вуза по набору на программу магистратуры 44.04.04 «Инженерная педагогика» с условиями обу-

чения по набору 2020/21 учебного года на контрактной, заочной форме обучения с годовым размером оплаты 57 тыс.руб.

В качестве объекта исследования приняты причины профессионального выгорания кадров высшей категории.

Предмет исследования - студенческий состав очной и очно-заочной форм обучения с объемом выборки 298 человек.

Цель исследования - анализ всевозможных проблем, влияющих на эффективность приемной кампании при формировании групп на программу магистратуры.

Задачами исследования являются:

1. Изучение всевозможных аспектов неготовности бакалавров к продолжению образования.

2. Проведение исследования профессионального «выгорания» магистрантов университетов на примере филиала технического вуза [11, с. 124].

3. Анализ полученных результатов, формулирование выводов и мероприятия, направленные на повышение эффективности приемной кампании вуза.

Результаты. Наиболее эффективным методом для получения достоверных результатов на основании литературного обзора был определен метод прямого опроса и анкетирования [12, 13]. Как указано ранее, в качестве респондентов выступали студенты бакалавриата, завершившие обучение в 2020 г., а также студенческий состав, еще находящийся в процессе обучения.

Методика анкетирования включала в себя два этапа. Первый - анкетирование студентов, завершивших процесс обучения, по результатам которого формируется перечень основных причин обрыва цепочки образования. Второй - анкетирование студентов, находящихся в процессе обучения, по результатам которого происходит отслеживание динамики возникновения причин того или иного рода, в частности установление первопричины.

При реализации первого этапа в опросе приняло участие 7 выпускных групп, из них:

• 2 группы, заканчивающие очную форму обучения,

• 3 группы, заканчивающие очно-заочную форму обучения и

• 2 группы, заканчивающие заочную форму обучения.

Также были опрошены еще 2 группы заочного отделения, которые еще не закончили обучение (рис. 1). Ранжирование по возрастному признаку было исключено ввиду охвата широкого диапазона возрастов, по причине анкетирования каждой формы обучения.

При анализе результатов был произведен отсев наименее важных причин, к которым относятся: высокая стоимость; не подходит направление и прочее, несмотря на высокий процент, в данную категорию вошли выпускники, не сформировавшие свое мнение окончательно, ввиду чего данный процент можно включить в графу «Нет желания». Отсюда следует, что в качестве основной проблемы необходимо рассмотреть утерю желания продолжать процесс обучения.

■ Нет желания Поступили

■ Прочее

Не подходит направление

■ Рассматривали вариант

■ Высокая стоимость

■ Нет возможности

Рис. 1. Результаты опроса выпускников бакалавриата

По окончании первого этапа исследования был сформирован опрос, состоявший из трех блоков вопросов. Первый блок заключал в себе вопросы, связанные с необходимостью реализации данного направления в филиале технического вуза, с учетом территориального расположения в проекции на студента как потенциального абитуриента. Второй блок вопросов был направлен на определение желания обучаться вне зависимости от направления подготовки. Ответы студентов позволят отследить динамику изменения отношения к процессу обучения на каждом курсе и вне зависимости от подготавливающей кафедры и направления. Вопросы третьего блока были направлены на уточнение причин, которые отягощают процесс обучения и формируют к нему негативное отношение.

Результаты опроса в сокращенном виде по первому блоку представлены в табл. 1. Числовые значения в таблице представлены в процентном измерении.

Таблица 1

Результаты опроса по первому блоку

Курс Необходима ли педагогическая магистратура в филиале технического вуза? Устраивает ли направление «Инженерная педагогика»? Устраивает ли заочная форма обучения? Устраивает ли стоимость обучения?

Да Нет Да Нет З.о Да Нет Да Нет

1 19 3 7 5 10 17 6 12 11

2 24 1 11 1 12 18 6 9 15

3 30 4 16 4 14 28 6 14 20

4-5 16 3 4 3 13 14 5 7 12

ИТОГО 89 11 38 13 49 77 23 42 58

По результатам анализа первого блока можно сделать вывод о том, что реализация педагогического направления в условиях филиала является верным

действием со стороны филиала, однако студенты технических направлений не готовы сменить род деятельности и по совокупности условий обучения предпочитают завершить цепочку образования.

Наиболее существенным недостатком платной формы обучения респонденты считают его высокую стоимость. Получение высшего образования на коммерческой основе широко распространено во многих странах мира, включая и российские государственные вузы [14]. Коммерческая форма предоставления образовательной услуги подвергается критике с двух сторон. Сторонники платного образования считают, что обучение на коммерческой основе стимулирует обучающихся ответственнее относиться к своей успеваемости, в противном случае расходы на образование окажутся неоправданными. Другая сторона считает обратно, что к студентам, которые учатся на платной основе, относятся более лояльно, тем самым стимулируют снижение качества предоставления образовательных услуг в учебном заведении [15, с. 116].

Стоит также отметить динамику ответов, сформированную по курсам обучения. В общей массе динамика имеет параболическую форму, где студенты первого и четвертого курса склонны к отрицательным ответам, но при этом студенты промежуточных курсов выражают явное положительное отношение к реализации педагогической магистратуры и всем условиям формы обучения.

При определении тенденции, сформированной по результатам первого блока опроса, был проведен переход ко второму блоку, направленному на отслеживание динамики утери желания или так называемого профессионального «выгорания». Проблемы нестабильного состояния приемной кампании катастрофически важны, так как отсутствие желания к обучению у студентов влияет на снижение численности кадров высшей категории [16, с. 133].

Выявление профессиональных намерений студентов вуза и оценка имеющихся перспектив продолжения их образования показали, что только 36 % на данный момент имеют желание продолжить свое обучение в магистратуре; 63 % отметили, что их мнение может измениться, а у 30 % мнение не изменится. Наука в современном мире является необходимой областью деятельности человечества. Из-за тенденции развития образовательных реформ большинство студентов не удовлетворены качеством образования и не видят перспективы получения степени магистра, так как ступень бакалавра считают достаточной для продвижения по карьерной лестнице.

Завершающим этапом исследования заключалось выявление проблем, связанных с утерей желания обучаться.

Доминирующими факторами по результатам исследования являются: ориентированность на работу, изначальное отсутствие желания - у юношей; разочарование в специальности и сильная загруженность учебным процессом -у девушек. Общее количество ответов в процентах представлено в табл. 2. Данный вопрос предусматривал несколько вариантов ответа.

Таблица 2

Причины, вызывающие утерю желания обучаться

Причина Доля от общего количества респондентов, % Причина Доля от общего количества респондентов, %

Проблема в преподавателях 14,7 Изначальное отсутствие желания 46,9

Разочарование в специальности 30,2 Проблемы в личной жизни 26,8

Ориентированность на работу 41,6 Проблема в высокой загруженности учебным процессом 30,8

При анализе результатов, полученных в каждом блоке индивидуально, был построен обобщенный график, линии тренда которого получены по совокупности всего блока вопросов (рис. 2.)

Курс обучения

^^—Необходимость педагогического данного направления ^^^ Имеется ли желание продолжать обучение в магистратуре ^^Отсутствие изначального желания обучаться

Рис. 2. Сводный график отношения студенческого состава к процессу обучения

Данный график позволяет отследить не только изменение факторов, указанных линией тренда, но и динамику изменения стиля мышления студентов. Таким образом, данный график показывает:

1. Студенты первого курса являются потенциально работоспособными, что говорит о намерениях продолжать цепочку обучения. Но в это время высокий процент отмечает изначальное отсутствие желания обучаться.

2. Динамика продолжения образовательной цепочки на ступени второго курса показывает отрицательный результат, что в совокупности с прочими факторами указывает на повышение стрессового состояния коллектива. Дан-

ное явление можно объяснить изучением на первом курсе дисциплин общего цикла, что большинству студентов дается крайне сложно. Таким образом, при поступлении на второй курс студент теряет осознанность действий, концентрацию и интерес к процессу обучения.

3. Однако при обучении на третьем курсе студенческий состав показывает положительную динамику в каждом из направлений, что говорит о завершении процесса адаптации, повышении осознанности и адекватной оценке собственных возможностей. Данное явление объясняется введением в учебный процесс специализированных дисциплин, которые являются более простыми, чем дисциплины общего цикла. Таким образом, по мере повышения уровня доступности знаний и качества освоения материала формируется положительная динамика, направленная на продолжение процесса обучения.

4. Ступень четвертого курса указывает на снижение каждого из факторов до минимальных значений, что потенциально является негативным явлением для будущего набора групп по направлениям магистратуры. Данный факт обусловлен высокой загруженностью студенческого состава учебным процессом, а также выполнением выпускных квалификационных работ, что приводит к переутомлению и фактической потере желания дальнейшего саморазвития.

С учетом отслеживания общей динамики можно сделать вывод, что на протяжении всего учебного процесса начиная с первого курса и до выпуска высокий процент студентов отмечает изначальное отсутствие желания. В связи с этим на данный момент нельзя говорить об определении первопричины низкой эффективности приемной кампании по набору на программы магистратуры. Также следует отметить, что исследования, проведенные среди выпускников бакалавриата и студентов, которые еще находятся в процессе обучения, необходимо продолжить на более ранней ступени, т.е. среди выпускных классов школ города. В случае неопределения первопричины с учетом учащихся школ следует включать в выборку наиболее ранние ступени вплоть до подготовительной группы детских садов.

В свою очередь теоретическое объяснение формирования изначального отсутствия желания обучаться у студентов может быть объяснено следующим образом: для того чтобы оставаться компетентным высококвалифицированным специалистом, необходимо непрерывно систематизировать свои знания на протяжении всей жизни. Одним из важнейших факторов влияния обучения на человека в процессе становления как специалиста является правильное мотивирование [17, с. 218]. Зачастую начиная со школьного возраста студентам дают некорректные установки, основанные непосредственно на получении диплома, а не на развитии студента как специалиста. Данный шаблон закрепляется в подсознании, тем самым получая диплом о высшем образовании, студент останавливается на достигнутом.

В качестве путей повышения результативности приемной кампании могут быть представлены следующие мероприятия:

1. Стимулировать тягу к учебной деятельности студентов необходимо с того момента, как только они поступили в вуз и изначально ориентировать на дальнейшее поступление в магистратуру [18, с. 10; 19, с. 81].

2. Провести переосмысление и корректировку учебных планов, которые позволят студентам испытывать удовлетворение от преодоления внутренних и внешних препятствий в учебной деятельности [20].

3. Применять современные технологии обучения, специализированные на определенном направлении.

4. Применять дифференцированную систему оценивания результатов учебной деятельности.

5. Ввиду низких показателей заинтересованности в учебном процессе студентов первого и четвертого курса, интегрировать в цикл общих дисциплин современные образовательные технологии, а также для студентов выпускных курсов обеспечить планомерное выполнение поставленных задач без достижения критической точки переутомления.

6. Использовать в процессе обучения студентов третьего курса результат, полученный от введения цикла специализированных дисциплин, на достижение высокопоставленных целей, чтобы обеспечить наибольший резерв работоспособного состояния для преодоления сложностей при обучении на выпускном курсе.

Заключение. В процессе исследования первопричин низкой эффективности приемной кампании, связанных с набором групп для обучения по программам магистратуры, было определено:

• условия обучения носят второстепенный характер и не оказывают сильного влияния на качество набора;

• в процессе обучения студенты в зависимости от курса обучения изменяют свое отношение к данному вопросу;

• основным фактором, влияющим на разрыв непрерывной цепочки обучения, является изначальное отсутствие желания, что говорит о недостатках современной системы образования и необходимости переосмысления подходов педагогического состава.

На сегодняшний день в каждой из областей деятельности человека все более частым явлением выступает низкое качество обучения и низкий уровень способностей рабочих при этом. Корреляция между документом об образовании и способностями, знаниями человека не может быть достоверной. Для определения источника формирования отсутствия желания подвергаться процессу обучения необходимо исследовать каждый из этапов системы образования, начиная от детского сада и заканчивая докторантурой.

Список литературы

1. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории / пер. с англ. И.Е. Киселевой, М.Ф. Носовой. - М.; СПб.: Прогресс-Культура, Ювента, 1996. - 480 с.

2. Узелевский Г.Я. Человек, научно-технический прогресс и образование в управленческой парадигме XXI века // Среднерусский вестник общественных наук. - 2013. - № 2. - С. 80-90.

3. Горюнова Е.С. Обучение в магистратуре, как конкурентное преимущество потенциала личности в современных условиях // Бенефициар. - 2017. -№ 6. - С. 35-37.

4. Котляров И. Д. Проблемы осуществления научного руководства соискателями ученой степени кандидата наук // Университетское управление: практика и анализ. - 2010. - № 4 (68). - С. 50-54.

5. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Фе-дер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 8.12.2020.). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

6. Горобец Л.Г., Захватова О.В., Камышова Е.В. К вопросу о мотивации поступления в магистратуру по направлению подготовки «Социальная работа» // Российский и зарубежный опыт реализации магистерских программ по направлению подготовки «Социальная работа»: материалы V заоч. науч.-практ. конф. - Саранск: Издатель Афанасьев В.С., 2015. - С. 54-58.

7. Кузнецова В.Н. Преимущества магистратуры - повышение индивидуальной образовательной мобильности // Вестник СибАДИ. - 2010. - №(1)15. -С.91-93.

8. Егорова Н.Н. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов-выпускников педагогического вуза в зависимости от жизненных смыслов // Инновации и современные технологии в системе образования: материалы III междунар. науч.-практ. конф. - Прага: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2013. - С. 240-242.

9. Брейтигам Э.К., Кисельников И.В. Предпосылки, специфика и становление подготовки педагогов-математиков в магистратуре по направлению «Педагогическое образование» // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 4. - С. 91-95.

10. Фиофанова О.А. Методология организации образования по программам исследовательской магистратуры и аспирантуры в условиях развития национальной рамки квалификаций в области «Наука» // Преподаватель XXI в. -2020. - № 2. - С. 20-34.

11. Матвеева Т.Н. Проблема профессионального выгорания преподавателей высших учебных заведений // Перспективы науки и образования. - 2013. -№ 6.- С. 124-127.

12. Шихов Ю.А., Юшкова В.В. Квалиметрическая технология анкетирования в системе непрерывного профессионального образования // Вестник ИжГТУ. - 2011. - № 1(49). - С. 167-170.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Пахтусова Н.А. Мониторинговое исследование профессиональных намерений выпускников в условиях профессионально-педагогического вуза // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 3. - С. 55.

14. Ургалкин Ю.А., Бондарев С.И., Чеджемов Г.А. Плюсы и минусы платной формы обучения в системе высшего образования России: взгляд со студенческой скамьи // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - № 7-2. - С. 170-171.

15. Демидова Н.И. Платное образование: аспект эффективности // Высшее образование в России. - 2009. - № 4. - С. 116-119.

16. Воронкина Т.В. Потребность в квалифицированных кадрах // Социально-экономическое управление: теория и практика. - 2011. - № 2(20). -С.133-135.

17. Арсентьева М.В. Психологические факторы успешного обучения студентов в вузе // Известия ТулГУ. Технические науки. - 2012. - № 11, ч. 2. -С.214-221.

18. Гусева И. А. Научная магистратура: мечта или реальность? // Высшее образование в России. - 2012. - № 2. - С. 9-17.

19. Деятельностный подход к изучению исследовательского потенциала студента / Н.В. Бордовская, С.Н.Костромина, С.И. Розум, Н.Л. Москвичева // Международный журнал экспериментального образования. - 2012. - № 1. -С.81-87.

20. Караханян К.Г. Влияние мотивации и воли на процесс успешного обучения студентов // Образование и воспитание. - 2016. - № 5 (10). - С. 154-156.

References

1. Toynbee A.J. A study of history (Russ. ed.: Toinbi A.Dzh. Tsivilizatsiia pered sudom istorii. Seriia: Istoricheskaia biblioteka. Moscow, St. Petersburg, Progress-Kul'tura, Iuventa 1996, 480 p.).

2. Uzelevskii G.Ia. Chelovek, nauchno-tekhnicheskii progress i obrazovanie v upravlencheskoi paradigme XXI veka [Person, scientific and technological progress and education in the management paradigm of the XXI century]. Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk, 2013, no. 2, pp. 80-90.

3. Goriunova E.S. Obuchenie v magistrature, kak konkurentnoe preimushchestvo potentsiala lichnosti v sovremennykh usloviiakh [Training in magistracy, as a competitive advantage of human potential in modern conditions]. Benefitsiar, 2017, no. 6, pp. 35-37.

4. Kotliarov I.D. Problemy osushchestvleniia nauchnogo rukovodstva soiskateliami uchenoi stepeni kandidata nauk [Scientific advising problems of applicants for the Candidate of Sciences degree]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz, 2010, no. 11 (79), pp. 169-178.

5. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii [On education in the Russian Federation]. Federal Law dated 29.12.2012, No. 273-FZ (rev. 8.12.2020), available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed 25.01.2021).

6. Gorobets L.G., Zakhvatova O.V., Kamyshova E.V. K voprosu o motivatsii postupleniia v magistraturu po napravleniiu podgotovki "Sotsial'naia rabota" [On motivation for admission to the master's program for the specialty "social work"]. Rossiiskii i zarubezhnyi opyt realizatsii magisterskikh programm po napravleniiu podgotovki "Sotsial'naia rabota". Proc. 5th Acad. Conf. Saransk, 2015, pp. 54-58.

7. Kuznetsova V.N. Preimushchestva magistratury - povyshenie individual'noi obrazovatel'noi mobil'nosti [The preference of magistracy is improvement of self-employment educational mobility]. VestnikSibADI, 2010, no. (1) 15, pp. 91-93.

8. Egorova N.N. Psikhologicheskie osobennosti professional'noi identichnosti studentov-vypusknikov pedagogicheskogo vuza v zavisimosti ot zhiznennykh smyslov [Psychological characteristics of graduates professional identity in pedagogical universities, depending on the life values]. Innovations and modern technologies in education. Proc. 3rd Acad. Conf. Praga, Vedecko vydavatelské centrum Sociosféra-CZ, 2013, pp. 240-242.

9. Breitigam E.K., Kisel'nikov I.V. Predposylki, spetsifika i stanovlenie podgotovki pedagogov-matematikov v magistrature po napravleniiu "pedagogi-cheskoe obrazovanie" [Prerequisites, specifics and formation of mathematics teachers' training in a MA course "teachers training"]. Teoriia i praktika obshchestvennogo razvitiia, 2014, no. 4, pp. 91-95.

10. Fiofanova O.A. Metodologiia organizatsii obrazovaniia po programmam issledovatel'skoi magistratury i aspirantury v usloviiakh razvitiia natsional'noi ramki kvalifikatsii v oblasti "nauka" [Methodology for organizing education on research master and postgraduate programs in the context of the development of the national framework of qualifications in the field of "science"]. Prepodavatel' XXI v., 2020, no. 2, pp. 20-34.

11. Matveeva T.N. Problema professional'nogo vygoraniia prepodavatelei vysshikh uchebnykh zavedenii [The problem of professional burnout of teachers of higher educational institutions]. Perspektivy nauki i obrazovaniia, 2013, no. 6, pp.124-127.

12. Shikhov Iu.A., Iushkova V.V. Kvalimetricheskaia tekhnologiia anketirovaniia v sisteme nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniia [Qualimetric technology of questioning in system of continuous vocational training]. Vestnik Izhevskogo gosudarstvennogo technicheskogo universiteta imeni M.T. Kalashnikova, 2011, no. 1 (49), pp. 167-170.

13. Pakhtusova N.A. Monitoringovoe issledovanie professional'nykh namere-nii vypusknikov v usloviiakh professional'no-pedagogicheskogo vuza [Monitoring study of professional intentions of graduates in the conditions of a professional-pedagogical higher education institution]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia, 2019, no. 3, pp. 55.

14. Urgalkin Iu.A., Bondarev S.I., Chedzhemov G.A. Pliusy i minusy platnoi formy obucheniia v sisteme vysshego obrazovaniia Rossii: vzgliad so studencheskoi skam'i [Pros and cons of paid form of education in Russian higher education system: Students perspective]. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk, 2014, no. 7-2, pp. 170-171.

15. Demidova N.I. Platnoe obrazovanie: aspekt effektivnosti [Chargeable higher education: Aspect of efficiency]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2009, no. 4, pp.116-119.

16. Voronkina T.V. Potrebnost' v kvalifitsirovannykh kadrakh [Demand for qualified personnel]. Sotsial'no-ekonomicheskoe upravlenie: teoriia ipraktika, 2011, no. 2 (20), pp. 133-135.

17. Arsent'eva M.V. Psikhologicheskie faktory uspeshnogo obucheniia studen-tov v vuze [Psychological factors of successful training of students in higher education institution]. Izvestiia Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Tekhnicheskie nauki, 2012, no. 11, pt. 2, pp. 214-221.

18. Guseva I.A. Nauchnaia magistratura: mechta ili real'nost'? [Mastership of science in economics: Is it a dream or reality?]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2012, no. 2, pp. 9-17.

19. Bordovskaia N.V., Kostromina S.N., Rozum S.I., Moskvicheva N.L. Deiatel'nostnyi podkhod k izucheniiu issledovatel'skogo potentsiala studenta [Activity approach to the study of the student's research potential]. Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniia, 2012, no. 1, pp. 81-87.

20. Karakhanian K.G. Vliianie motivatsii i voli na protsess uspeshnogo obucheniia studentov [Influence of motivation and will on the students successful training]. Obrazovanie i vospitanie, 2016, no. 5 (10), pp. 154-156, available at: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1370/ (accessed 25.01.2021).

Оригинальность 87 %

Получено 18.02.2021 Принято 15.03.2021 Опубликовано 28.12.2021

A.A. Volkovsky, M.D. Sychkina

IDENTIFYING THE ROOT CAUSES OF PROFESSIONAL BURNOUT OF HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL ON THE BASIS OF EFFECTIVENESS OF ENROLLMENT CAMPAIGN IN A TECHNICAL UNIVERSITY BRANCH CAMPUS

At present, the most promising avenue in the education system is training personnel of the highest category. The primary link in this chain of education is admission to the master's program, due to the specialized training of students in the field of scientific research. This article presents the results of a study aimed at solving the problems faced by the enrollment campaign in a higher educational institution, based on the case of a technical university branch. The study was conducted on the principle of direct survey with a sample size of 298 respondents. The research methodology included two stages, the first of which was aimed at determining the causes of the negative consequences of the admission campaign, while the second at clarifying the causes and determining the root cause and its origin. The second stage of the study was presented in the form of blocks of questions aimed at discovering the need to implement this direction in a branch, determining the level of interest of the student body in following the learning chain and determining the reasons and the underlying root cause that have the greatest impact on the master's enrollment campaign. The research was carried out as part of the enrollment campaign of a branch of a technical university, when enrolling applicants for a master's program in engineering pedagogy. The result of the study is the root cause of the low efficiency of the enrollment campaign, which is an initial lack of desire to study, starting from the first year and throughout the entire period of education. Besides, on the basis of theoretical research, proposals were made for the organization of further research and activities to improve the efficiency of the learning process.

Keywords: admission committee, master's degree, training, bachelor's degree, professional burnout.

Artyom A. Volkovsky - PhD Student, Senior Lecturer, Perm National Research Polytechnic University (Lysva Branch Campus), Lysva, e-mail: VolkovskiiWork@mail.ru.

Maria D. Sychkina - Bachelor's Student, Perm National Research Polytechnic University (Lysva Branch Campus), Lysva, e-mail: mariasychkina@gmail.com.

Received 18.02.2021 Accepted 15.03.2021 Published 28.12.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.