Научная статья на тему 'Выявление перспективных направлений развития инфраструктуры агропродовольственного рынка'

Выявление перспективных направлений развития инфраструктуры агропродовольственного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / INFRASTRUCTURE / АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / AGROFOOD MARKET / ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ / ENTERPRISES AND INFRASTRUCTURE ORGANIZATIONS / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT DIRECTIONS / ТОВАРОДВИЖЕНИЕ ПРОДУКЦИИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЗОНЫ / REGIONAL ZONES / COMMODITY CIRCULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полунина Наталья Юрьевна, Попова Елена Александровна

В статье обоснована необходимость развития инфраструктуры агропродовольственного рынка, раскрыты ее содержание, особенности формирования. Выделены мероприятия по преобразованию инфраструктурного обеспечения по региональным зонам России (внешняя периферия, лесная зона, лесоаграрная зона, южные регионы, южные горные районы). Предложен комплекс мероприятий эффективного развития, а также выявлены перспективные направления развития инфраструктуры агропродовольственного рынка (оптимизация структуры торговых предприятий; совершенствование информационной инфраструктуры, включающей маркетинговые центры, рекламные агентства; постоянно действующие оптовые ярмарки и выставки; средства информатизации и связи). Результативность функционирования рынка агропродовольствия во многом зависит от состояния его инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Полунина Наталья Юрьевна, Попова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Identification of promising development directions of the agro-food market infrastructure

The article proves the need to develop agro-food market infrastructure, describes its content and the features of its formation. We outline measures for transformation of the infrastructure support by the regional zones of Russia (the outer periphery, the forest zone, the forest zone, southern regions, and southern mountain regions). We suggest a set of measures for effective development, and identify promising areas for the development of the agro-food market infrastructure (optimization of the structure of trade enterprises, improvement of the information infrastructure, including marketing centers, advertising agencies, permanent wholesale fairs and exhibitions, information and communication facilities). The agro-food market performance largely depends on the state of its infrastructure.

Текст научной работы на тему «Выявление перспективных направлений развития инфраструктуры агропродовольственного рынка»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 19 • Номер 4 • апрель 2018

ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

издательство

Креативная экономика

выявление перспективных направлений развития инфраструктуры агропродовольственного рынка

Полунина Н.Ю.1, Попова Е.А.1

1 Научно-исследовательский институт экономики и организации агропромышленного комплекса Центрально-Черноземного района РФ, Воронеж, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье обоснована необходимость развития инфраструктуры агропродовольственного рынка, раскрыты ее содержание, особенности формирования. Выделены мероприятия по преобразованию инфраструктурного обеспечения по региональным зонам России (внешняя периферия, лесная зона, лесоаграрная зона, южные регионы, южные горные районы). Предложен комплекс мероприятий эффективного развития, а также выявлены перспективные направления развития инфраструктуры агропродовольственного рынка (оптимизация структуры торговых предприятий; совершенствование информационной инфраструктуры, включающей маркетинговые центры, рекламные агентства; постоянно действующие оптовые ярмарки и выставки; средства информатизации и связи). Результативность функционирования рынка агропродовольствия во многом зависит от состояния его инфраструктуры.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инфраструктура, агропродовольственный рынок, предприятия и организации инфраструктуры, направления развития, товародвижение продукции, региональные зоны.

Identification of promising development directions of the agro-food market infrastructure

Polunina N.Yu.1, Popova E.A.1

1 Cientific-Research Institute of Economics and Organization of Agroindustrial Complex of Central Black Earth Region of the Russian Federation, Russia

введение

Проблемы функционирования агропродовольственного рынка всегда были и остаются своевременными. На качество жизни населения определенной местности и социально-экономическое развитие в целом оказывает влияние уровень развития данного рынка. Вследствие этого оптимизация формирования агропродовольственного рынка является одной из первостепенных задач на федеральном и региональном уровнях. Одним из решений проблемы повышения результативности функционирования агропродовольственного рынка может выступить совершенствование его инфраструктурного обеспечения.

Эффективное функционирование агропродовольственного рынка невозможно без наличия развитой инфраструктуры, представляющей собой в самом общем виде совокупность (систему, комплекс) отраслей, организаций, сопровождающих и обеспечивающих процесс купли-продажи на рынке.

Научная новизна исследования заключается в обосновании научных положений и разработке авторами статьи перспективных направлений развития инфраструктуры агропродовольственного рынка, а именно:

• выделение пяти региональных зон с различными условиями развития инфраструктуры и соответствующих каждой из зон необходимых преобразований инфраструктурного обеспечения;

• разработка комплекса действенных мероприятий по развитию инфраструктуры агропродовольственного рынка;

• усовершенствование информационной составляющей инфраструктуры агро-продовольственного рынка, содержащей маркетинговые центры, рекламные агентства, стабильно действующие средства связи, оптовые ярмарки и выставки.

Вопросы становления и развития инфраструктуры агропродовольственного рынка изложены в работах Н. Д. Аварского [1] (Avarsky, Prolygina, 2015), А. И. Алтухова [2] (Altukhov, 2016), Е. В. Васильевой [3] (Vasilyeva, Gorbunov, Tkachyov, Petrova, Barkovskaya., Kazakova, Pshentsova, Mineeva, 2016), В. И. Гайдука [4, 5] (Gayduk, Bagmut, 2015; Gayduk, Kondrashova, 2016), С. И. Горбунова [6] (Gorbunov, Vasilyeva, Pshentsova, Mineeva, 2015), С. В. Дохоляна [7] (Dokholyan, Vartanova, 2017), Е. В. Закшевской [8, 9] (Zakshevskaya, 2016; Zakshevskaya, Tyutyunikov, Zakshevskaya,

ABSTRACT:_

The article proves the need to develop agro-food market infrastructure, describes its content and the features of its formation. We outline measures for transformation of the infrastructure support by the regional zones of Russia (the outer periphery, the forest zone, the forest zone, southern regions, and southern mountain regions). We suggest a set of measures for effective development, and identify promising areas for the development of the agro-food market infrastructure (optimization of the structure of trade enterprises, improvement of the information infrastructure, including marketing centers, advertising agencies, permanent wholesale fairs and exhibitions, information and communication facilities). The agro-food market performance largely depends on the state of its infrastructure.

KEYWORDS: infrastructure, agro-food market, enterprises and infrastructure organizations, development directions, commodity circulation, regional zones

JEL Classification: 013, Q13, Q16 Received: 09.04.2018 / Published: 30.04.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Polunina N.Yu. (nata-polO8O10yandex.ru)

CITATION:_

Polunina N.Yu., Popova E.A. (2018) Vyyavlenie perspektivnyh napravleniy razvitiya infrastruktury agroprodovolstvennogo rynka [Identification of promising development directions of the agro-food market infrastructure]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 19. (4). - 1035-1048. doi: 10.18334/rp.19.4.39013

2015), В. А. Клюкача [12] (Magomedov, Belan, Bekchanov and others, 2012), Е. И. Паниной [13] (Panina, 2009), А. Г. Папцова [14] (Papzov, Glotova, 2017), Н. Ю. Полуниной [15] (Polunina, 2018), Е. А. Поповой [16 (Popova, Salnikova, Gusev, 2017), В. Ф. Стукача [11] (Stukach, 2015), Г. В. Тимофеевой [17] (Timofeeva, 2010), А. И. Трубилина [18] (Trubilin, 2015), И. Г. Ушачева [19] (Ushachev, Avarsky, Prolygina, 2015), О. Г. Чарыковой [20, 21] (Charykova, Latynin, 2015; Charykova, Chernysheva, 2015).

Целью данной научной статьи является выявление перспективных направлений развития инфраструктуры агропродовольственного рынка.

Результативность развития агропродовольственного рынка во многом определяется уровнем развития сельского хозяйства и пищевой промышленности, обусловливающих вклад территории в создание внутритерриториальных и межтерриториальных связей по агропродовольственной продукции. При этом в нашей стране на фоне стабильного уменьшения количества предприятий аграрного сектора довольно большим остается удельный вес нерентабельных хозяйствующих субъектов, который составляет на сегодняшний день около 49% от общей численности предприятий отрасли. Пищевая промышленность также характеризуются значительным количеством убыточных предприятий и высокой степенью изношенности основных фондов (около 30%), что сокращает потенциал высокоэффективной переработки сельскохозяйственной продукции.

В ходе работы над статьей были проанализированы определения понятия «инфраструктура» и посредством метода синтеза обобщены субъекты инфраструктуры агро-продовольственного рынка. В результате метода экспертной оценки были выделены 5 региональных зон с различными условиями развития инфраструктуры, предложен комплекс мероприятий развития инфраструктуры агропродовольственного рынка.

Методологической основой проводимого исследования являются системный подход и метод диалектического познания, позволяющие рассмотреть закономерности и процессы развития инфраструктуры агропродовольственного рынка во взаимосвязи и взаимообусловленности.

строение и его составные части

Одним из основных сдерживающих факторов развития российской экономики является продолжающийся износ существующей инфраструктуры. Потенциал инфра-

ОБ АВТОРАХ:_

Полунина Наталья Юрьевна, научный сотрудник отдела маркетинга и рыночных отношений (nata-po[O8O10yandex.ru)

Попова Елена Александровна, научный сотрудник отдела маркетинга и рыночных отношений (m1n20060 mail.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Полунина Н.Ю., Попова Е.А. Выявление перспективных направлений развития инфраструктуры агропродовольственного рынка // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 4. - С. 10351048. doi: 10.18334/rp.19.4.39013

структурного рынка в стране такого масштаба, как Россия, огромен. По различным оценкам международных организаций, общая потребность в модернизации и наращивании инфраструктуры в РФ (без учета естественных монополий) в наиболее перспективных сферах превышает 500 млрд долларов до 2020 года.

«Инфраструктура» (англ. infrastructure) - совокупность отраслей, предприятий и организаций, входящих в эти отрасли, видов их деятельности, призванных снабжать, организовывать нормальные условия для функционирования производства и обращения товаров, а также жизнедеятельности людей. «Инфраструктура» (от лат. infra - «основание, фундамент» и struktura - «строение, взаиморасположение») означает комплекс соответствующих составляющих применительно к товарному рынку [17] (Timofeeva, 2010).

Инфраструктура во многом обусловливает темпы роста производительных сил региона. Для нашей страны с ее огромной территорией, на которой неравномерно размещены природные, трудовые, финансовые и материальные ресурсы развитие инфраструктуры имеет исключительно важное значение.

Инфраструктура является неотъемлемой частью агропродовольственного рынка, посредством которой продукция доводится до конечного потребителя. Предприятия и организации, составляющие инфраструктуру агропродовольственного рынка, представлены на рисунке 1.

Специфичность формирования и функционирования инфраструктуры агропро-довольственного рынка состоит в учете таких особенностей сельского хозяйства, как сезонность; территориальная сплоченность производства свежей продукции при круглогодовом потреблении готового продовольствия в местах жительства населения; необходимость поддержания пропорциональности и унификации сопряженных звеньев товародвижения в силу специфики сельхозпродукции (живой скот, замороженная, скоропортящаяся продукция) [1] (Avarsky, Prolygina, 2015).

Уровень развития инфраструктуры агропродовольственного рынка составляет платформу неизменного продвижения сырья и продовольствия. Данный уровень стоит рассматривать как систему с характерными для подобных объектов свойствами сложности, собранности, неделимости, рискованности. Перемещение продукции от производителя к потребителю максимально быстро и с наименьшими затратами представляет собой цель функционирования данной системы.

Причинами роста действенности развития системы являются поддержание баланса и стандартизация ее сопряженных звеньев, снижение трансакционных издержек, конкурентоспособность определенного звена.

Низкая степень развития инфраструктуры является существенным препятствием для формирования некоторых производственных процессов (например, международная торговля сильно зависит от плотности транспортной и коммуникационной инфраструктуры) [3] (Gayduk, Bagmut, 2015).

Так, несбалансированность инфраструктурного обеспечения становится одним из факторов неприемлемо большого разрыва между наиболее и наименее экономически

Рисунок 1. Предприятия и организации инфраструктуры агропродовольственного рынка Источник: составлено авторами по [6]

развитыми регионами страны. По оценке Института географии РАН, в России выделяется 5 региональных зон с различными условиями развития инфраструктуры (табл.).

Существеннея значимость ин фраструктуры на агропродово льственном рынке определяется большимчислом ега участников, разнообразием видав производимой продукции!, необходимостью перемещения ае значительных тбъемов на большие расстояния, обязательностью хране ния запасов сельскохозяйственной продукции, готового продовольствия [21] (Charykova, Chemysheva, 2015). Совместное и одновременное развитие ее отдельных элементов является решающим фактором устойчивого функционирования всей системы агропродовольственного обеспечения населения страны.

Инфраструктура розничной торговли должна обладать социальной направленностью, обеспечиветь покупателям комфортные условия для совершения повседневных покупок продуктов пиаания. При этом важно брать во внимание тот факт, что чем ближе к месту жительства или работы потребителя располагается конкретный торговый объект, тем выше уровень потребления свежих скоропортящихся продуктов питания в данном торговом объекте. Особенно это касается сельскохозяйственной продукции, что крайне важно как для сбалансированного питания, так и для увеличения спроса на данную продукцию и, соответственно, роста ее производства. Возникновение существенных диспропорций в структуре потребления населением пищевых продуктов, отрицательно сказывающихся на здоровье граждан, сопровождается недостаточной экономической и физической доступностью продовольствия [15] (Polunina, 2018).

Таблица

совокупность мероприятий преобразования инфраструктурного обеспечения по

региональным зонам

зона

мероприятие

СС !

^ £ 1 о. ^ I

!

~ !

^ : ^ <

о 1 н '

^ I

^ : р

ш

т

Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» предусмотрено:

строительство и модернизация судов для навигационно-гидрографического обеспечения судоходства в акватории Северного морского пути и многофункциональных аварийно-спасательных судов;

создание эффективной системы авиационного обслуживания арктических районов, являющейся важнейшей составляющей формирования единой Арктической транспортной системы; обновление авиапарка;

достижение максимальной удовлетворенности спроса населения на воздушные перевозки и обеспечение его доступности

яс ао

5 ^

еи ^ 5

принятие в целях обеспечения благоприятной среды городских жителей необходимых мер по сохранению и расширению площади лесов вокруг крупных городов, обеспечение их своевременной и эффективной охраны, защиты и воспроизводства;

создание и применение эффективных механизмов постоянного многостороннего диалога, учета мнений и прав граждан и заинтересованных сторон на основе открытой, своевременной и объективной информации о состоянии и использовании лесов;

разработка и внедрение практических мер, повышающих устойчивость имеющихся и создаваемых насаждений к более жарким и засушливым условиям, участившимся и масштабным пожарам, вспышкам численности насекомых-вредителей и распространению болезней леса;

обеспечение службой управления лесами активного поглощения углерода лесами и предотвращение его эмиссии с лесных территорий в целях сдерживания глобального изменения климата;

обеспечение государством упрощенного доступа сельского населения к древесине и недревесным продуктам леса, создание дополнительных источников дохода в сфере лесного сектора для местного и коренного населения, а также развитие лесного фермерства;

сохранение угасающих поселений на базе повышения их транспортной и коммуникационной доступности.

рс аа рн

создание предприятий по переработке органических отходов промышленного животноводства;

создание современных логистических центров, позволяющих региональным предприятиям снизить издержки на перевозку и хранение продукции до уровня 7-10%, что соответствует европейским стандартам;

осуществление эффективной инновационной и информационно-консультационной деятельности в сфере сельскохозяйственного производства.

ы (он

создание туристских комплексов;

оказание государственной поддержки при проведении мероприятий по берего-укреплению, увеличению пляжной полосы, строительству искусственных насыпных сооружений, повышению качества услуг и экологической безопасности; обеспечение эффективной мелиорации засушливых земель;

Окончание табл.

Зона

Мероприятие

X 2

развитие системы биологизации земледелия на основе обязательного использования соломы, расширения площадей сидератов, повышения объемов и качества посевов бобовых трав;

ведение отрасли растениеводства с учетом принципов и рекомендаций адаптивной ландшафтно-мелиоративной системы земледелия (АЛМСЗ); поддержка развития в хозяйствах биологизированного экологического сельского хозяйства;

обеспечение потребности земледелия в удобрениях, наращивание эффективной работы с органическими удобрениями и мелиорантами, особенно на территориях с высокой степенью загрязнения угодий

ж

2

Сохранение и приумножение имеющихся потенциальных конкурентных преимуществ, реализация которых обеспечит возможность перехода к устойчивому социально-экономическому развитию муниципальных районов горных территорий:

выгодное геополитическое положение, обусловливающее возможность развития эффективного приграничного сотрудничества;

сохранившееся традиционное природопользование и экологическое мировоззрение местного населения, способствующее экологизации производственных процессов, с обеспечением сохранения биоразнообразия; многообразие национально-этнических культур со своеобразными многовековыми традициями, демонстрирующими образцы адаптации человека к суровым и сложным условиям горной среды;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

большие возможности вовлечения в оборот туристско-рекреационных, бальнеологических и энергетических ресурсов;

богатый природно-ресурсный потенциал, обусловливающий развитие хозяйственной деятельности;

большие запасы пресной и минеральной воды;

трудовые ресурсы и земельные ресурсы, пригодные для ведения сельскохозяйственного производства.

Источник: составлено авторами по [17] (Timofeeva, 2010)

Одна из основных задач инфраструктуры - поэтапное избавление предприятий от выполнения функций сервиса производства с целью концентрации их усилий на главной деятельности. Значимой характеристикой инфраструктуры, обусловливающей ее место внутри агропромышленного комплекса, служит способность выступать в роли координатора деятельности отдельных отраслей и предприятий. Являясь вещественной основой связей между разнообразными отраслями АПК, инфраструктура санкционирует их деятельность по единой программе, ориентированной на достижение более высоких конечных результатов.

Развитие инфраструктуры содействует также росту уровня кооперации производства [16] (Popova, Salnikova, Gusev, 2017). Стоит отметить, что расходы на мероприятия по улучшению производственной инфраструктуры окупаются в среднем за 3-4 года. Необходимо подчеркнуть, что отрасли и отделы инфраструктуры не производят

конечной продукции, а лишь создают предпосылки для ее производства и материализации [5] (Gayduk, Kondrashova, 2016). Такие составляющие инфраструктуры, как дороги, транспорт, ремонтные службы, материально-техническое снабжение, организуют подготовку процесса производства. Бесперебойность этого процесса обеспечивают входящие в инфраструктуру агросервис, ветеринарное и техническое обслуживание и т.д. Результативное завершение производства гарантируется подразделениями по организации хранения, первичной обработки и сбыта произведенной продукции.

условия формирует информация

Особенностью современного этапа развития страны является повышение роли и совершенствование инфраструктуры. Современное формирование общероссийского агропродовольственного рынка способствует приобретению инфраструктурным, рыночным потенциалом все большего значения в качестве важного экономического ресурса, мощного «двигателя» хозяйственного прогресса [3] (Vasilyeva, Gorbunov, Tkachyov, Petrova, Barkovskaya, Kazakova, Pshentsova, Mineeva, 2016). Развитие инфраструктуры рынка оказывает непосредственное влияние на эффективность деятельности как хозяйствующих субъектов, так и района, в котором они функционируют.

На наш взгляд, эффективному развитию инфраструктуры агропродовольственного рынка будет способствовать комплекс действенных мероприятий (рис. 2).

Следовательно, организация оптимальных экономических условий на агропродо-вольственном рынке и территории в целом, нуждается в активном финансировании мероприятий совершенствования инфраструктуры [2] (Altukhov, 2016).

Существенные направления развития инфраструктуры агропродовольственного рынка должны включать оптимизацию структуры торговых предприятий, полагающую повышение количества и доли крупных продуктовых магазинов, способствующую механизации торгово-складских операций, модернизации торгового оборудования, холодильных установок и кассового обслуживания. Вместе с тем осуществление этого требует улучшенной технической политики в организации инфраструктуры агропродовольственного рынка.

Важно подчеркнуть, что агропродовольственный рынок России характеризуется существенной региональной дифференциацией, что определяет необходимость основательного исследования именно территориальных особенностей и факторов, воздействующих на его развитие, а также на формирование рыночной инфраструктуры [19] (Ushachev, Avarsky, Prolygina, 2015).

Согласно накопленному опыту, основой «всплесков» в экономическом развитии являются новации. Важно заметить, что по мере внедрения инноваций возрастают и изменяются потребности населения, полноценное удовлетворение которых во многом зависит не только от появления качественно новых товаров, но и от новых способов их сбыта, методов мотивации спроса и т.д. [8, 9] (Zakshevskaya, 2016; Zakshevskaya,

Рисунок 2. Комплекс мероприятий развития инфраструктуры агропродовольственного рынка Источник: составлено авторами по [4]

Tyutyunikov, Zakshevskaya, 2015). Таким образом, эффективное развитие инфраструктуры агропродовольственного рынка неосуществимо без надлежащих нововведений.

Немаловажным направлением развития инфраструктуры агропродовольственного рынка является усовершенствование ее информационной составляющей, содержащей маркетинговые центры, рекламные агентства, стабильно действующие средства связи, оптовые ярмарки и выставки. Сегодня хозяйствующие субъекты, действующие на агропродовольственном рынке, большинство из которых относится к числу средних и малых предприятий, не имеют возможности автономно проводить полноценные исследования рынка [20] (Charykova, Latynin, 2015). Рост конкурентоспособности субъектов рынка затрудняет отсутствие полезной и верной информации о его состоянии. В целях выхода из сложившейся ситуации необходимой является модернизация информационной инфраструктуры агропродовольственного рынка, прежде всего, его статистической составляющей [10] (Zinchuk, 2006).

Необходимы введение новых методов динамических исследований, улучшение управления статистической системой, подготовка кадров и переоборудование вычислительной техники, результативное хранение, обмен и распространение информации в интересах потребителей. Существенное разрастание круга пользователей информации, появление новых форм хозяйствования, разнообразие форм собственности определяют необходимость существенной трансформации используемых методологий и разработки новых с применением нынешних методологий [13] (Panina, 2009).

Приоритетные направления модернизации информационной системы: усовершенствование существующего программного обеспечения для внесения бумажных форм

статистической отчетности; внедрение методов и средств сбора данных в электронной форме прямо с предприятий; применение средств автоматизированного ввода данных посредством сканирования; разработка специализированных средств ввода данных при исследовании рынка.

Для улучшения системы обмена и распределения информации также имеется последовательность процедур: улучшение технологии использования обменных массивов данных; совершенствование промышленных средств обмена сообщениями (messages) и т.д.

заключение

Таким образом, гармоничное развитие агропродовольственного рынка, повышение конкурентоспособности деятельности его субъектов и продовольственная безопасность страны во многом зависят от эффективного функционирования всех инфраструктурных составляющих.

Динамичное развитие России влечет за собой рост ее потребностей в инфраструктуре, охватывающей транспортную, социальную, информационную, энергетическую и другие сферы. Проведенное исследование инфраструктуры современного агропродовольствен-ного рынка позволило выделить перспективные направления развития, в частности:

• обозначение региональных зон с неодинаковыми факторами формирования и соответствующих каждой из зон необходимых преобразований инфраструктурного обеспечения, способствующих стабилизации ситуации и улучшению условий функционирования агропродовольственного рынка;

• предложение комплекса результативных мероприятий, содействующих эффективному развитию агропродовольственного рынка;

• модернизация информационных элементов инфраструктуры агропродоволь-ственного рынка, включающих маркетинговые центры, рекламные агентства, постоянно работающие средства связи, оптовые ярмарки и выставки, обусловливающие всестороннее совершенствование объектов инфраструктуры пропорционально меняющимся условиям внешней среды.

В дополнение к вышесказанному следует отметить, что инфраструктура агропро-довольственного рынка заслуживает самого пристального внимания со стороны государства.

Представленные в данной статье научные выводы и рекомендации могут быть использованы в процессе разработки целевых программ развития инфраструктуры агропродовольственных рынков.

ИСТОЧНИКИ:

1. Аварский Н.Д., Пролыгина Н.А. Теория и методология инфраструктуры товародвижения на агропродовольственном рынке // АПК: Экономика, управление, 2015.

- № 1.

2. Алтухов А.И. Инвестиции как фактор ускоренного импортозамещения на агропро-

довольственном рынке страны // Хлебопродукты, 2016. - № 6.

3. Васильева Е.В., Горбунов С.И., Ткачев С.И., Петрова И.В., Барковская Н.А., Казакова

Л.В., Пшенцова А.И., Минеева Л.Н. Тенденции развития инфраструктуры агропродовольственного рынка в условиях импортозамещения. - Саратов: ООО «Амирит», 2016.

4. Гайдук В.И., Багмут С.В. Перспективы развития производственно-технологиче-

ской инфраструктуры агропродовольственного рынка Республики Адыгея // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета, 2015. - № 106.

5. Гайдук В.И., Кондрашова А.В. Производственно-технологическая инфраструкту-

ра агропродовольственного рынка: сущность, особенности функционирования // Аграрный вопрос в политической экономии: проблемы теории и практики: Сборник статей, подготовленный по материалам научной конференции, посвященной 150-летию кафедры политической экономии Российского государственного аграрного университета - МСХА имени К.А. Тимирязева. Под общей редакцией Р.С. Гайсина. 2016.

6. Горбунов С.И., Васильева Е.В., Пшенцова А.И., Минеева Л.Н. Инфраструктурные ас-

пекты развития агропродовольственного рынка в условиях импортозамещения // Аграрный научный журнал, 2015. - № 11.

7. Дохолян С.В., Вартанова М.Л. Концептуальные основы эффек-тивного функциони-

рования инфраструктуры продовольственного рынка региона // Российское предпринимательство, 2017. - № 10. - doi: 10.18334/rp.18.10.37942.

8. Закшевская Е.В. Основные направления аграрной политики и государственного ре-

гулирования агропродовольственного рынка // Научное и кадровое обеспечение развития агропродовольственного комплекса: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 65-летию подготовки экономических и управленческих кадров для АПК в Воронежском ГАУ. Ответственные за выпуск: Закшевская Е.В., Широбоков В.Г., Загвозкин М.В., Лубков В.А. Воронеж, 2016.

9. Закшевская Е.В., Тютюников А.А., Закшевская Т.В. Теоретические и практиче-

ские аспекты государственного регулирования агропродовольственного рынка // Вестник Воронежского государственного аграрного университета, 2015. -№ 4-2(77)..

10. Зинчук Г.М. Развитие инфраструктуры продовольственного рынка // Современные проблемы науки и образования, 2006. - № 3.

11. Стукач В.Ф., Гришаева Л.В., Асташова Е.А., Пецевич В.С. и др. Инфраструктура: рыночные институты, социальная сфера села, производство. - Омск: Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, 2015.

12. Магомедов А.Н.Д., Белан А.И., Бехчанова О.В. и др. Научные основы развития инфраструктуры товаропроводящей сети агропродовольственного рынка. / Коллективная монография. - М.: ИП Насирддинова В.В., 2012.

13. Панина Е.И. Проблемы становления и развития рыночной инфраструктуры в условиях переходного периода. - М.: Грааль, 2009.

14. Папцов А.Г., Глотова И.С. Трансатлантическое торгово-инвестиционное партнерство: последствия создания для мирового агропродовольственного рынка // Никоновские чтения, 2017. - № 22.

15. Полунина Н.Ю. Современные проблемы развития инфраструктуры агропродовольственного рынка // Инновационная экономика в условиях глобальных вызовов: материалы Всерос. науч. конф. (Омск, 8 февр. 2018 г.) / Минобрнауки России, ФГБОУ ВО «ОмГУ им. Ф. М. Достоевского»; [ред.кол.: Т.Ю. Стукен, А.Е. Миллер (отв. ред.) и др.]. Омск, 2018. - с. 23-29.

16. Попова Е.А., Сальникова Е.В., Гусев Д.В. Развитие аграрного сектора как важный фактор улучшения продовольственного обеспечения // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия, 2017. - № 4.

17. Тимофеева Г.В. Развитие инфраструктуры АПК как фактор подъема отечественного сельского хозяйства. Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-infrastruktury-apk-kak-faktor-podema-otechestvennogo-selskogo-hozyaystva (дата обращения: 17.02.2018).

18. Трубилин А.И., Гайдук С.В., Багмут С.В. Развитие производственно-технологической инфраструктуры регионального агропродовольственного рынка // АПК: Экономика, управление, 2015. - № 5.

19. Ушачев И.Г., Аварский Н.Д., Пролыгина Н.А. Научные аспекты развития инфраструктуры на агропродовольственном рынке России // Развитие торговли -важнейший фактор импортозамещения и обеспечения продовольственной безопасности страны: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2015.

20. Чарыкова О.Г., Латынин Д.С. Развитие инфраструктуры зернового рынка - важное условие реализации экспортного потенциала России // Современная экономика: проблемы и решения, 2015. - № 4(64). - doi: 10.17308/meps.2015.4/1229.

21. Чарыкова О.Г., Чернышева И.И. Развитие инфраструктуры агропродовольствен-ного рынка - важное условие импортозамещения // В сборнике: Формирование инфраструктуры развития регионального АПК: теория и практика: теория и практика. Материалы научно-практической конференции. Барнаул, 2015.

REFERENCES:

Altukhov A.I. (2016). Investitsii kak faktor uskorennogo importozamescheniya na agroprodovolstvennom rynke strany [Investments as a factor of accelerated import substitution in the country's agro-food market].Khleboprodukty. (6). (in Russian).

Avarskiy N.D., Prolygina N.A. (2015). Teoriya i metodologiya infrastruktury tovarodvizheniya na agroprodovolstvennom rynke [Theory and methodology of the commodity circulation infrastructure in the agro-food market]. Agro-industrial complex: economics, management. (1). (in Russian).

Charykova O.G., Chernysheva I.I. (2015). Razvitie infrastruktury agroprodovolstvennogo rynka - vazhnoe uslovie importozamescheniya [The development of the infrastructure of the agro-food market is an important condition for import substitution] In the collection: Formation of infrastructure for the development of regional agroindustrial complex: theory and practice. (in Russian).

Charykova O.G., Latynin D.S. (2015). Razvitie infrastruktury zernovogo rynka - vazhnoe uslovie realizatsii eksportnogo potentsiala Rossii [Grain market infrastructure development is the indispensable condition of russian export potential realization]. Sovremennaya ekonomika: problemy i resheniya. (4(64)). (in Russian). doi: 10.17308/meps.2015.4/1229.

Dokholyan S.V., Vartanova M.L. (2017). Kontseptualnye osnovy effek-tivnogo funktsionirovaniya infrastruktury prodovolstvennogo rynka regiona [Conceptual basics of effective functioning of infrastructure of the regional food market]. Russian Journal of Entrepreneurship. 18 (10). (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.10.37942.

Gayduk V.I., Bagmut S.V. (2015). Perspektivy razvitiya proizvodstvenno-tekhnologicheskoy infrastruktury agroprodovolstvennogo rynka Respubliki Adygeya [Prospects for the development of the industrial and technological infrastructure of the agro-food market of the Republic of Adygea]. Scientific Journal of KubSAU. (106). (in Russian).

Gayduk V.I., Kondrashova A.V. (2016). Proizvodstvenno-tekhnologicheskaya infrastruktura agroprodovolstvennogo rynka: suschnost, osobennosti funktsionirovaniya [Industrial and technological infrastructure of the agro-food market: essence, features of functioning] The Agrarian issue in political economy: issues of theory and practice. (in Russian).

Gorbunov S.I., Vasileva E.V., Pshentsova A.I., Mineeva L.N. (2015). Infrastrukturnye aspekty razvitiya agroprodovolstvennogo rynka v usloviyakh importozamesc heniya [Infrastructure aspects of agri-food market development under import substitution]. Journal of agricultural science. (11). (in Russian).

Magomedov A.N.D., Belan A.I., Bekhchanova O.V. i dr. (2012). Nauchnye osnovy razvitiya infrastruktury tovaroprovodyaschey seti agroprodovolstvennogo rynka [Scientific basics of infrastructure development of the agro-food market distribution network] Moscow: IP Nasirddinova V.V. (in Russian).

Panina E.I. (2009). Problemy stanovleniya i razvitiya rynochnoy infrastruktury v usloviyakh perekhodnogo perioda [Problems of the formation and development of market infrastructure in a transition period] M.: «Graal». (in Russian).

Paptsov A.G., Glotova I.S. (2017). Transatlanticheskoe torgovo-investitsionnoe partnerstvo: posledstviya sozdaniya dlya mirovogo agroprodovolstvennogo rynka [Transatlantic Trade and Investment Partnership: consequences of creation for the world agro-food market]. Nikon readings. (22). (in Russian).

Polunina N.Yu. (2018). Sovremennye problemy razvitiya infrastruktury agroprodovolstvennogo rynka [Modern problems of infrastructure development in the agro-food market] Innovation economy in the face of global challenges. (in Russian).

Popova E.A., Salnikova E.V., Gusev D.V. (2017). Razvitie agrarnogo sektora kak vazhnyy faktor uluchsheniya prodovolstvennogo obespecheniya [The development of the agricultural sector as an important factor in improving food security]. «FES: Finance. Economy. Strategy ». (4). (in Russian).

Stukach V.F., Grishaeva L.V., Astashova E.A., Petsevich V.S. i dr. (2015). Infrastruktura: rynochnye instituty, sotsialnaya sfera sela, proizvodstvo [Infrastructure: market institutions, social sphere of the village, production] Omsk: Omskiy gosudarstvennyy agrarnyy universitet imeni P.A. Stolypina. (in Russian).

Trubilin A.I., Gayduk S.V., Bagmut S.V. (2015). Razvitie proizvodstvenno-tekhnologicheskoy infrastruktury regionalnogo agroprodovolstvennogo rynka [Development of industrial and technological infrastructure of the regional agro-food market]. Agro-industrial complex: economics, management. (5). (in Russian).

Ushachev I.G., Avarskiy N.D., Prolygina N.A. (2015). Nauchnye aspekty razvitiya infrastruktury na agroprodovolstvennom rynke Rossii [Scientific aspects of infrastructure development in the Russian agro-food market] The development of trade is the most important factor of import substitution and ensuring the country's food security. (in Russian).

Vasileva E.V., Gorbunov S.I., Tkachev S.I., Petrova I.V., Barkovskaya N.A., Kazakova L.V., Pshentsova A.I., Mineeva L.N. (2016). Tendentsii razvitiya infrastruktury agroprodovolstvennogo rynka v usloviyakh importozamescheniya [Trends in the development of the agro-food market infrastructure under import substitution] Saratov: OOO «Amirit». (in Russian).

Zakshevskaya E.V. (2016). Osnovnye napravleniya agrarnoy politiki i gosudarstvennogo regulirovaniya agroprodovolstvennogo rynka [The main directions of agrarian policy and state regulation of the agro-food market] Scientific and personnel support for the development of the agro-food complex. (in Russian).

Zakshevskaya E.V., Tyutyunikov A.A., Zakshevskaya T.V. (2015). Teoreticheskie i prakticheskie aspekty gosudarstvennogo regulirovaniya agroprodovolstvennogo rynka [Theoretical and practical aspects of state regulation of the agrifood market]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. (4-2(77)). (in Russian).

Zinchuk G.M. (2006). Razvitie infrastruktury prodovolstvennogo rynka [Development of food market infrastructure]. Modern problems of science and education. (3). (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.