Научная статья на тему 'Выявление отличительных особенностей управления предпринимательскими организациями'

Выявление отличительных особенностей управления предпринимательскими организациями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
230
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ОРГАНИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / НОВЫЙ КАПИТАЛ / ВИДЫ И ФОРМЫ КАПИТАЛА / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнов Владимир Петрович

В статье дана оценка подходам исследователей к предпринимательству и к управлению предпринимательскими организациями. Применен принцип методологического плюрализма. Выявлена сущность предпринимательства как его способность создавать новый капитал в различных видах и формах с целью получения предпринимательского дохода. Управление созданием и использованием нового капитала положено в основу управления предпринимательскими организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выявление отличительных особенностей управления предпринимательскими организациями»

В.П. СМИРНОВ

Выявление отличительных управления предпринимательскими организациями

В статье дана оценка подходам исследователей к предпринимательству и к управлению предпринимательскими организациями. Применен принцип методологического плюрализма. Выявлена сущность предпринимательства как его способность создавать новый капитал в различных видах и формах с целью получения предпринимательского дохода. Управление созданием и использованием нового капитала положено в основу управления предпринимательскими организациями.

Ключевые слова: предпринимательство, организация, управление, новый капитал, виды и формы капитала, методологический плюрализм.

Determination of entrepreneurial organizations management identifying features. V.P. SMIRNOV.

The researchers' approaches to entrepreneurship and to profit-oriented businesses management have been assessed in the article. The principle of methodological pluralism has been applied. The essence of entrepreneurship as its ability to create new capital in a variety of types and forms to obtain business income has been defined. New capital creation and application management is the basis for profit-oriented businesses management.

Key words: entrepreneurship, organization, management, new capital, types and forms of capital, methodological pluralism.

В современных условиях предпринимательство является главным стратегическим ресурсом и основным внутренним источником экономического развития.

О состоянии предпринимательства в России и перспективах его развития можно судить по результатам Глобального мониторинга предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitor, GEM), в котором наша страна участвует с 2006 г. В 2012 г. Россия заняла 67-е место среди 69 стран-участниц проекта по количеству людей, вовлеченных в создание и управление новыми компаниями. Лишь каждый 23-й трудоспособный гражданин России является ранним предпринимателем, в то вре-

особенностей

мя как в странах БРИКС - каждый 8-й, а в странах Восточной Европы каждый 11-й является таковым [4, с. 56].

Результативность использования предпринимательства как ресурса и источника экономического развития в значительной мере определяется организационными формами и методами управления, используемые предпринимательскими структурами. В свою очередь, сами эти формы и методы зависят от того, что понимается под предпринимательством в науке, в законотворчестве и хозяйственной практике.

Подходы к определению предпринимательства различаются, но при этом прослеживается определенная логика их изменения. Так, в одном случае уровень развития предпринимательства оценивается по количеству стартапов и численности владельцев компаний [10]. В другом случае масштабы предпринимательства предлагается измерять двумя способами: во-первых, использовать показатели самозанятости и создания новых фирм, во-вторых, учитывать число организаций на душу населения [14]. Масштабы предпринимательства оцениваются по показателям трансфера технологий, а также по данным о финансировании процессов коммерциализации новшеств [11]. Ряд авторов расширяют трактовку предпринимательства до создания новых видов экономической деятельности, приводящего к росту фирм [13]. Другие считают, что предпринимательство - это открытие и использование прибыльных благоприятных возможностей для создания частного и общественного богатства [17]. В одном из определений предпринимательской структуры отмечаются ее организационная целостность, подвижность и динамичность, ориентированность на процессную модель управления, сочетание таких компонентов, как предпринимательская активность и типы действий (взаимодействий) индивидов [1, с. 148]. Г.В. Широкова предлагает считать предпринимательством процесс создания ценности путем формирования уникального набора ресурсов через реализацию открывающейся возможности [9, с. 12].

По нашему мнению, использование принципа методологического плюрализма позволяет выявить в различных определениях и подходах к предпринимательству его экономическую основу - способность на основе открытой возможности и использования уникального набора ресурсов создавать новый капитал (в различных видах и формах) с целью получения предпринимательского дохода [16, р. 306]. Соответственно, в практической деятельности и в управлении предпринимательскими организациями необходимо учесть эту определяющую характеристику предпринимательства. Управление созданием и использованием нового капитала необходимо признать центральным элементом управления предпринимательскими организациями. При этом форма создаваемого капитала может быть любой - как традиционной (формой естественного, экономического, резервного, реального, финансового, фиктивного, спекулятивного капитала), так и новой (формой интеллектуального, информационного, виртуального, брендового, репу-тационного, венчурного капитала).

В управлении капиталом выделяются два взаимосвязанных процесса: управление формированием капитала и управление использованием (трансформацией, иными способами повышения продуктивности) капитала.

В процессе управления формированием капитала целесообразно разграничивать различные его виды и формы по источникам и способам привлечения и воздействовать на эти виды и формы капитала с учетом их особенностей.

В зависимости от источников привлечения новый капитал разграничивается:

- по титулу собственности (собственный и заемный капитал);

- по группам источников привлечения (из внутренних и внешних источников);

- по национальной принадлежности (национальный капитал и иностранный капитал);

- по формам собственности (частный, государственный, муниципальный капитал);

- по источникам различных элементов капитала (из нераспределенной прибыли, от эмиссии простых акций, от эмиссии привилегированных акций, от эмиссии облигаций, от банковского кредита, от коммерческого кредита, от финансового лизинга).

В зависимости от способов привлечения капитал классифицируется:

- по организационно-правовым формам (акционерный, паевой, индивидуальный капитал);

- по натурально-вещественной форме (капитал в денежной форме, в материальной форме, в нематериальной форме);

- по временному периоду (долгосрочный капитал, краткосрочный капитал);

- по форме авансирования в активы (основной капитал, оборотный капитал) [2].

В процессе управления ранее созданным капиталом необходимо также разграничивать его виды по различным основаниям:

- по организационно-правовым формам (акционерный, паевой, индивидуальный капитал);

- по временному периоду использования (долгосрочный и краткосрочный капитал);

- по степени вовлеченности в экономический процесс (капитал, используемый в экономическом процессе и не используемый в экономическом процессе);

- по сферам использования (капитал, используемый в реальном секторе экономики и используемый в финансовом секторе экономики);

- по особенностям функционирования в процессе кругооборота (капитал в денежной форме, в производительной форме, в товарной форме);

- по направлениям использования в хозяйственной деятельности (капитал, используемый в качестве инвестиционного ресурса, в качестве производственного ресурса, в качестве кредитного ресурса);

- по особенностям использования в инвестиционном процессе (первоначально инвестируемый капитал, реинвестируемый капитал, дезинвестируемый капитал);

- по особенностям использования в производственном процессе (основной капитал, оборотный капитал);

- по степени участия в производственном процессе (работающий капитал, неработающий капитал);

- по уровню риска использования (безрисковый капитал, средне-рисковый капитал, высокорисковый капитал);

- по соответствию правовым нормам использования (легальный капитал, «теневой» капитал) [1].

В процессе управления на каждый вид и форму используемого в предпринимательской организации капитала следует оказывать воздействие, учитывающее его специфику.

В условиях расширения сервисной деятельности, информатизации, глобализации, активизации инновационных процессов в управлении созданием и использованием различных форм капитала должны учитываться рассмотренные нами общие тенденции социально-экономического развития. Для этого необходимо выявить количественные и качественные изменения, происходящие в управлении созданием и использованием капитала.

Управление созданием и использованием различных видов и форм капитала представляет собой формирование их определенной структуры, поддержание нужного режима их функционирования с целью максимизации прибыли, а также увеличения текущей и будущей ценности организации для заинтересованных сторон.

Научные основы управления созданием и использованием производительного и финансового капитала обстоятельно разбираются в специальной литературе [8]. Сложнее обстоит дело с выявлением теоретических аспектов управления созданием и использованием интеллектуального капитала, в движении которого существует специфика.

Так, формы производительного и финансового капитала являются аддитивными по своей природе, т. е. при использовании их становится меньше, а при инвестировании - больше. При их использовании действует закон убывающей отдачи. Они находятся в собственности организации, отражаются в балансовом отчете. Они также являются конкурентными ресурсами, их нельзя одновременно использовать в разных направлениях. Они обладают полной исключаемостью (другие лица не могут ими пользоваться).

Формы же интеллектуального капитала не аддитивны по своей природе. Эффект используемого человеческого капитала изменяется по закону возрастающей отдачи, а отдача от потребительских и орга-

низационных форм капитала изменяется по законам сетевой экономики (сначала незначительно растет, далее достигает максимума, затем убывает). Ресурсы, формирующие интеллектуальный капитал, не являются конкурентными и могут одновременно использоваться в различных направлениях. Они обладают частичной исключаемостью. При их применении может возникать проблема «безбилетника».

Усложняются отношения собственности на ресурсы, превращающиеся в формы интеллектуального капитала. Только организационные ресурсы принадлежат организации и контролируются ею. Потребительские (отношенческие) ресурсы не находятся ни в собственности, ни под иным контролем организации. Человеческие ресурсы не принадлежат никому, но контролируются каждым человеком.

Специфической формой интеллектуального капитала, не всегда попадающей в поле зрения исследователей, является социальный капитал. Управлению социальным капиталом должно уделяться особое внимание.

В современных условиях, по мнению французского специалиста П. Бурдье, капитал выступает в трех обличьях. Как экономический капитал он непосредственно и напрямую конвертируется в деньги и институционализруется в форме прав собственности. Как культурный капитал он конвертируется в экономический капитал и институционализируется в виде образовательных квалификаций. Как социальный капитал он образуется социальными обязательствами, конвертируется в экономический капитал и институализируется в формах символического капитала [4, с. 60].

Социальный капитал является совокупностью актуальных или потенциальных ресурсов, которые используются надежной сетью участников более или менее институционализированных отношений взаимного знакомства и признания, дающих своим членам опору в виде коллективного капитала в его репутационной форме. Объем социального капитала, которым располагает каждый участник, определяется размером сети связей, которые он может эффективно мобилизовать, и объемом капитала, которым, в свою очередь, обладает каждый из вовлеченных в эту сеть [4, с. 66].

Дж.С. Коулман считает, что социальный капитал выполняет особые функции и включает в себя множество различных составляющих, которые характеризуются двумя общими свойствами: они, во-первых, состоят из ряда социальных структур, и, во-вторых, облегчают определенные действия акторов внутри структуры, будь то индивид или корпорация [7].

У Р. Патнэма социальный капитал связан с установлением и поддержанием контактов с другими хозяйственными агентами. Он представляет собой характеристики социальной жизни (сети, нормы и доверие), которые побуждают участников к более эффективному совместному действию по достижению общих целей [15].

Таким образом, социальный капитал выступает, с одной стороны, характеристикой институциональной среды, с другой - характе-

ристикой запаса ресурсов определенного хозяйствующего субъекта. Благоприятная институциональная среда общества позволяет хозяйствующим субъектам лучше интерпретировать действия друг друга, снижать неопределенность ситуации и риски от оппортунистического поведения партнеров по бизнесу, уменьшать трансакционные издержки, повышать экономическую эффективность взаимодействия хозяйствующих субъектов. Обладание устойчивым запасом социальных связей с контрагентами, конкурентами, представителями власти позволяет предпринимателям сокращать издержки на поиск информации и необходимых коммуникаций, соответственно, уменьшает трансакци-онные издержки.

Как и другие формы капитала, социальный капитал продуктивен, способствует достижению определенных целей, достичь которых без него невозможно. Социальный капитал сотрудников играет важную роль в функционировании организации, так как обеспечивает распространение знаний, снижение текучести кадров, повышение организованности действий сотрудников, достижение высокого уровня взаимного доверия и толерантности. Так же как и другие виды и формы капитала, социальный капитал требует затрат труда и времени на его создание и увеличение.

Среди задач управления созданием и использованием капитала (различных его видов и форм) одной из важнейших является задача мониторинга и анализа его текущего состояния. Процедура мониторинга усложняется, так как ее следует осуществлять комплексно, с охватом всех видов и форм капитала. При этом для определения величины различных форм капитала целесообразно использовать весь арсенал методов: методы прямой оценки; рыночной капитализации; определения доходности активов; балльных оценок; точных измерительных систем (иерархии совместных измерений ценности) [7]; избыточных прибылей; определения стоимости, добавленной капиталом; определения стоимости элементов интеллектуального капитала, коэффициента Тобина, модели Б. Лева [5].

В соответствии с принципом методологического плюрализма управление созданием и использованием нового капитала в предпринимательских организациях в условиях расширения сервисной деятельности, информатизации, перехода к инновационному экономическому развитию, глобализации должно основываться на научных положениях, относящихся к условиям доминирования производительного и финансового капитала, дополненных положениями, отражающими возрастание роли человеческого, организационного и потребительского капитала.

В процессе управления созданием и использованием различных видов и форм капитала необходимо использовать следующие группы показателей: 1) абсолютные показатели стоимости каждого вида и каждой формы капитала; 2) относительные показатели (доли стоимости каждой формы капитала в стоимости всего капитала и в стоимости

его соответствующих видов); 3) удельные показатели стоимости каждого вида и каждой формы капитала; 4) показатели влияния форм и видов капитала на рыночную стоимость организации; 5) показатели предельных продуктов каждого вида и каждой формы капитала; 6) коэффициенты рентабельности каждого вида и каждой формы капитала.

Следует учитывать, что усложнение процессов создания и использования различных видов и форм капитала вызывает качественные сдвиги во всех компонентах управления предпринимательской организацией. Изменяется схема управленческой деятельности. Эффективно используются и при этом оцениваются с позиций возможного их превращения в соответствующие формы капитала условия управления (мотивационные, кадровые, материально-технические, научно-методические, финансовые, организационные, нормативно-правовые, информационные). С учетом структуры капитала выдерживается оптимальное соотношение процессного и проектного управления. В качестве предметов управления выбираются изменяемые в процессе и в результате управления основные компоненты соответствующих процессов. Выбранными предметами управления определяются виды (методы) управления. Используются разнообразные формы управления. Подбираются средства управления созданием и использованием различных видов и форм капитала, соответствующие их характеристикам. Целенаправленно применяются принципы и механизмы управления различными видами и формами капитала. Все эти изменения нуждаются в дополнительном исследовании.

Литература

1. Белкин В.Г., Хлыстова О.В. Эволюция механизма и инструментов стратегического управления предпринимательской структурой // Известия ИГЭА. 2014. № 4 (96). С. 144 -152.

2. Бланк, И.А. Управление использованием капитала. Киев: Ника-Центр, 2000. 656 с.

3. Бланк, И.А. Управление формированием капитала. Киев: Ника-Центр, 2000. 512 с.

4. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. Т. 3, № 4. С. 60 -74.

5. Верховская O.P., Дорошина М.В. Национальный отчет. Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия, 2012. 56 с.

6. Ивлиева Н.Н. Оценка стоимости интеллектуального капитала предприятия: монография. М.: Маркет ДС, 2008. 144 с.

7. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3. С. 122-139.

8. Руус Й., Пайк С., Фернстрем Л. Интеллектуальный капитал: прак-

тика управления: пер. с англ. / под ред. В.К. Дерманова; Высшая школа менеджмента СПбГУ. 3-е изд. СПб.: Высшая школа менеджмента, 2010. 436 с.

9. Савицкая Г.В. Анализ эффективности и рисков предприниматель ской деятельности: методологические аспекты: монография. М.: ИНФРА-М, 2012. С. 5-64.

10. Широкова Г.В. Управление предпринимательской фирмой: учебник / Высшая школа менеджмента СПбГУ. СПб.: Высшая школа менеджмента, 2011. 384 с.

11. Aidis R., Estrin S. Institutions and entrepreneurship development in Russia: A comparative perspective // Journal of Business Venturing. 2008. 23 (6), November. P. 656-672.

12. Aldridge T.T., Audretsch D. The Bayh-Dole Act and scientist entrepreneurship // Research Policy. 2011. 40 (8), October. P. 1058-1067.

13. Davidson, P., F. Delmar and J. Wiklund. Entrepreneurship as growth; growth as entrepreneurship. In: Davidson P., Delmar F., Wiklund J. (eds.). Entrepreneurship and the Growth of the Firms. Edward Elgar Publishing: Cheltenham, UK; Northampton: MA, USA, 2006. pp. 21-35.

14. Gartner, W.B. and S. A. Shane. Measuring entrepreneurship over time. Journal of Business Venturing. 1995. 10 (4), July: 283-301.

15. Putnam, R. Who Killed Civic America? Prospect, March, 1996.

16. Smirnov, V.P. Using scientific reflection in the study of entrepreneur-ship. Life Science Journal. 2014. 11(9s): 303-306.

17. Venkataraman, S. The distinctive domain of entrepreneurship research: An editor"s perspective. Katz J., Brockhaus J. (eds.). Advances in En-trepreneurship, Firm Emergence, and Growth. 1997. Vol. 3. JAI Press: Greenwich, CT, p. 132.

References

1. Belkin V.G., Hlystova O.V. Evolyuciya mekhanizma i instrumentov strategicheskogo upravleniyapredprinimatel'skoj strukturoj [Evolution mechanism and tools of strategic business management structure]. Izvestiya IGEA, 2014, № 4 (96), pp. 144-152.

2. Blank I.A. Upravlenie ispol'zovaniem kapitala [The management of the use of capital]. Kiev: Nika-Centr Publ., 2000. 656 p.

3. Blank I.A. Upravlenie formirovaniem kapitala [Management of Capital Formation]. Kiev: Nika-Centr Publ., 2000. 512 p.

4. Burd'e P. Formy kapitala [Forms of capital]. Ekonomicheskaya soci-ologiya = Economic sociology, 2002, vol. 3, no. 4. pp. 60-74.

5. Verhovskaya O.R., Doroshina M.V. Nacional'nyj otchet. Global 'nyj monitoring predprinimatel 'stva [National Report. Global Entrepreneur-ship Monitor]. Rossiya, 2012. 56 p. (in Russia).

6. Ivlieva N.N. Ocenka stoimosti intellektual'nogo kapitalapredpriyatiya: monografiya [Valuation of intellectual capital of the enterprise: monograph]. Moscow, Market DS Publ., 2008. 144 p.

7. Koulman Dzh. Kapital socialnyj i chelovecheskij [Social and human capital]. Obshchestvennye nauki i sovremennost' = Social sciences and present, 2001, no. 3, pp. 122-139.

8. Ruus J., Pajk S., Fernstrem L. Intellektual'nyj kapital: praktika uprav-leniya [Intellectual capital: management practices]. 3d ed. (Russ. ed. V.K. Dermanova). Sunct-Petersburg, Vysshaya shkola menedzhmenta Publ., 2010. 436 p.

9. Savitsckaya G.V. Analiz ehffektivnosti i riskov predprinimatel'skoj deyatel'nosti: metodologicheskie aspekty: monografiya [Analysis of the effectiveness and risks of entrepreneurial activity: methodological aspects]. Moscow, INFRA-M Publ., 2012.

10. SHirokova G.V. Upravlenie predprinimatel'skoj firmoj: uchebnik [Management of entrepreneurial firms: a textbook]. Sunct-Petersburg, Vysshaya shkola menedzhmentaPubl., 2011. 384 p.

11. Aidis, R., Estrin S., and T. Mickiewicz. Institutions and entrepreneurship development in Russia: A comparative perspective. Journal of Business Venturing, 2008, vol. 23, no. 6, November, pp. 656-672.

12. Aldridge T.T., D. Audretsch. The Bayh-Dole Act and scientist entrepreneurship. Research Policy, 2011, vol. 40, no. 8, October, pp. 1058-1067.

13. Davidson, P., F. Delmar and J. Wiklund. Entrepreneurship as growth; growth as entrepreneurship. In: Davidson P., Delmar F., Wiklund J. (eds.). Entrepreneurship and the Growth of the Firms. Edward Elgar Publishing: Cheltenham, UK; Northampton: MA, USA, 2006, pp. 21-35.

14. Gartner, W.B. and S.A. Shane. Measuring entrepreneurship over time. Journal of Business Venturing. 1995. 10 (4), July, pp 283-301.

15. Putnam, R. Who Killed Civic America? Prospect, March, 1996.

16. Smirnov, V.P. Using scientific reflection in the study of entrepreneur-ship. Life Science Journal, 2014, 11(9s), pp. 303-306.

17. Venkataraman S. The distinctive domain of entrepreneurship research: An editor"s perspective. Katz J., Brockhaus J. (eds.). Advances in En-trepreneurship, Firm Emergence, and Growth. 1997, vol. 3. JAI Press: Greenwich, CT, 132 p.

© Cmhphob B.n., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.