УДК 65.011.12, 65.011.14
выявление, отбор и анализ факторов создания стейкхолдерской стоимости фирмы
Аннотация. Цель статьи - создание практико-ориентированной методологии выявления, отбора и анализа факторов создания стейкхолдерской стоимости компании. Для достижения поставленной цели ставятся задачи построения алгоритма выявления и отбора ключевых факторов, влияющих на стейкхолдерскую стоимость компании, построения и интерпретации модели анализа влияния данных факторов на стейкхолдерскую стоимость компании. Практическое применение статьи заключается в возможности экстраполяции описанной методологии на анализ факторов создания стейкхолдерской стоимости для любой выбранной компании.
Ключевые слова: стейкхолдерская стоимость; факторы создания стоимости.
Abstract. The purpose of the article is the creation of practice-oriented methodology for the identifying, selecting and analyzing the factors of stakeholder value creation. To achieve this purpose there is the task of constructing an algorithm for identification and selection of key factors influencing the stakeholder value of the company, and there is the task of constructing and interpreting the model which analyse the impact of these factors on the stakeholder value of the company. Practical application concerns the possibility of extrapolation described methodology for analyzing the factors of stakeholder value creation for any selected company.
Keywords: stakeholder value; value creation factors.
Самохина В. Г.,
J студентка магистратуры
Финансового университета ^Jbj Ы [email protected]
Создание стоимости - это основная и конечная цель работы компании [1]. Актуальность темы обусловлена значимостью управления ростом стоимости компании в качестве одной из основных целей существования бизнеса в современных условиях, с одной стороны, и недостаточностью разработанности методологического аппарата обоснования факторов создания стоимости, с другой. Более того, важность создания стоимости подчеркивается еще тем, что является одной из основных ролей компании как экономического института в обществе [2].
Несмотря на то что в научном сообществе тема анализа стоимости компании и факторов создания стоимости, безусловно, активно освещается, тем не менее до сих пор существует широкое «свободное» поле для дальнейших исследований. В уже существующей научной литературе глубоко проработаны
теоретические аспекты теории стейкхолдеров, также серьезное внимание сконцентрировано на описании стратегий менеджмента, направленного на выстраивание эффективных отношений со стейкхолдерами. Неполная разработанность данной темы в первую очередь касается методов и способов количественной оценки влияния различных факторов на создание стоимости компании. В связи с этим основной целью статьи является разработка практико-ориен-тированной методологии выявления, отбора и анализа факторов создания стейкхолдерской стоимости компании. Постановка данной цели определяет следующие задачи.
• Построение алгоритма выявления и отбора ключевых факторов, влияющих на стейкхолдерскую стоимость компании.
• Отбор критериев формирования информационной базы для дальнейшего исследования.
• Построение алгоритма создания исходной модели, включающей потенциальные факторы создания стейкхолдерской стоимости компании.
• Описание эконометрического аппарата, необходимого для анализа и повышения качества построенной модели.
• Интерпретация результирующей модели с точки зрения экономического смысла.
Научный руководитель: Ефимова О.В., доктор экономических наук, профессор.
Выявление, отбор и анализ факторов создания стейкхолдерской стоимости фирмы
Важно отметить, что статья имеет прямое практическое применение: разработка методологии выявления, отбора и анализа факторов создания стейкхолдерской стоимости компании позволит создать унифицированный, общий экономико-статистический аппарат, который впоследствии можно будет экстраполировать для анализа факторов создания стейкхолдерской стоимости любой выбранной компании.
Для начала анализа необходимо определиться с объектом и предметом дальнейшего исследования. В качестве объекта исследования будут выступать факторы создания стоимости компании, а в качестве предмета исследования - сама стейкхолдерская стоимость компании.
К основным причинам выбора в качестве предмета анализа стейкхолдерской, а не акционерной, стоимости компании можно отнести следующие.
Показатель стейкхолдерской стоимости компании в настоящий момент лучше соответствует существующей действительности, т.е. точнее и качественнее отражает современные тенденции внешней бизнес-среды, в которой компания ведет свою деятельность. В первую очередь такое заключение основывается на том, что сейчас сильно возрастает роль интеграции бизнеса в другие сферы жизни общества. Это означает, что бизнес начинает оказывать все большее влияние не только на своих собственников, но и на многие другие группы лиц, уже заинтересованных в его деятельности, например банки-кредиторы, страховые компании, работники, аудиторы, государство, средства массовой информации, локальная общественность, общество в целом и т.д. В связи с этим рассмотрение стоимости компании исходя исключительно из интересов акционеров (только одной из возможных групп стейкхолдеров) становится все более некорректным и не соответствующим реальности [3].
Ряд уже существующих исследований и научных статей в области анализа факторов создания стейкхолдерской стоимости компании показывает значительные кратко- и долгосрочные выгоды для бизнеса в случае, если он использует эффективную политику выстраивания отношений со стейкхолдерами, иными словами - в том случае, если бизнес учитывает интересы всех значимых групп стейкхолдеров и включает их в свою систему факторов создания стоимости компании [4, 5].
Акционерная стоимость компании и факторы создания акционерной стоимости компании имеют более долгую историю анализа, поэтому данная тема проработана в научной литературе гораздо более детально и серьезно. В связи с этим анализ факто-
ров создания стейкхолдерской стоимости компании предоставляет более широкое поле для исследования и более значимые возможности для привнесения нового в данной сфере научных исследований.
В качестве отправной точки необходимо использовать максимально широкую информационную базу, которая должна, как минимум, включать в себя: финансовые отчеты компаний; отчеты об устойчивом развитии; отраслевые данные и аналитику по компаниям.
Построение методологии выявления,отбора и анализа факторов создания стейкхолдерской стоимости компании следует начать с определения ключевых групп стейкхолдеров, интересы которых необходимо учитывать при построении модели создания стейкхолдерской стоимости. Ключевыми стейкхолдерами являются группы лиц, которые жизненно необходимы (критически важны) для выживания компании и успеха ее деятельности [6]. На данном этапе построения методологии необходимо понимать, что, с одной стороны, существует «единый» для подавляющего большинства компаний минимальный перечень ключевых групп стейкхолдеров, который включает в себя таких стейкхолдеров, как собственники бизнеса, государство, сотрудники компании и т.д. С другой стороны, при анализе конкретно взятой компании в данный список необходимо вносить корректировки на основании индивидуальных особенностей бизнес-модели рассматриваемой компании, а также отраслевых особенностей ее деятельности [7].
На следующем этапе разработки методологии выявления, отбора и анализа факторов создания стейкхолдерской стоимости компании необходимо выделить те показатели и факторы, которые наилучшим образом характеризуют отношения, выстроенные между компанией и ее стейкхолдерами, а также степень удовлетворенности стейкхолдеров от прямого или косвенного взаимодействия с компанией. Основная сложность данного этапа состоит в том, что некоторые из выделенных показателей являются качественными, т.е. не имеют явной экономической оценки в цифрах [8]. В этом случае стоит обратиться к рейтингованию, балльной шкале и индексным методам. Это позволит неявно получить экономическую оценку данных факторов в цифрах.
Принципиально важным этапом при разработке описанной выше методологии является применение инструментария эконометрического анализа, а именно построение и комплексный, полный анализ модели множественной регрессии. В общем виде данная модель линейной множественной регрессии будет выглядеть следующим образом:
V - a0 + a x x1 + a2 x x2 + ...+ ak x xk + u,
где V — стейкхолдерская стоимость компании. Это эндогенная переменная, которая зависит от нескольких регрессоров: x1, х2,...,xk;
x1, х2,...,xk — факторы создания стейкхолдерской стоимости компании. Это экзогенные переменные, объясняющие эндогенную переменную V.
Описанная выше модель имеет линейную функциональную форму, но на практике линейная функциональная форма далеко не всегда соответствует действительности. В связи с этим после построения модели линейной множественной регрессии в общем виде необходимо в первую очередь подобрать функциональную форму, которая наилучшим образом будет описывать связи между факторами создания стоимости и самой стейкхолдерской стоимостью компании. Для решения данной задачи используется метод перебора в сочетании с информационным критерием Акаике-Шварца.
Далее следует получить основные характеристики регрессии, коэффициент детерминации, оценки введенных параметров. Для этого в рамках эконо-метрического аппарата используется метод наименьших квадратов.
При построении эконометрической модели всегда существует риск, что построенная изначально модель не является значимой, т.е. не обладает объясняющей и предсказательной силой. Для того чтобы нивелировать данный риск, необходимо проверить модель на значимость. Для этого используется F-тест. Если построенная модель значима, то предварительно можно оценить ее качество, используя коэффициент детерминации. Чем ближе коэффициент детерминации к единице, тем выше качество аппроксимации облака наблюдений построенной регрессии.
На предыдущих этапах было получено заключение, что построенная модель является значимой и обладает объясняющей силой, но это не означает, что все из введенных регрессоров (потенциальных факторов создания стейкхолдерской стоимости компании) также являются значимыми и обладают объясняющей силой. Чтобы проверить значимость отдельно взятого регрессора, используется t-тест.
В результате получается значимая множественная модель регрессии, обладающая объясняющей и предсказательной силой. Более того, данная модель уже содержит только значимые для анализа факторы создания стейкхолдерской стоимости компании. Для того чтобы повысить качество результирующей модели, следует также провести исследование наличия мультиколлинеарности, гетероскедастичности и автокорреляции.
Инструментарием этой части исследования могут служить, к примеру, парные коэффициенты корреляции, тесты Голдвелда-Квандта и Дарбина-Уотсона соответственно.
При наличии мультиколлинеарности, гетероскеда-стичности или автокорреляции в целях повышения качества результирующей модели необходимо провести дополнительные процедуры по их устранению.
Описанная в рамках данной статьи методология представляет собой последовательный алгоритм выявления, отбора и анализа факторов создания стейкхолдерской стоимости компании. В результате применения описанной методологии возможно получить экономе-трическую модель, которая обосновывает ключевые, наиболее значимые факторы создания стейкхолдерской стоимости компании, выбранной для исследования. Результирующая модель четко демонстрирует зависимость стейкхолдерской стоимости компании от выбранных факторов. Более того, модель показывает количественные взаимосвязи величины стоимости компании с использованными показателями. Иначе говоря, при помощи построенной модели возможно проследить изменения величины стейкхолдерской стоимости компании при заданном количественном изменении одного или нескольких ключевых факторов создания стейкхолдерской стоимости. Основным практическим применением введенной методологии является возможность ее использования при анализе факторов создания стейкхолдерской стоимости любой выбранной компании без существенных корректировок.
литература
1. Beer M., Nohria N. Value maximization, stakeholder theory, and the corporate objective function, in: Breaking the Code Change, 2000.
2. Figge F., Shaltegger S. What is stakeholder value? Developing a catchphrase into a benchmarking tool, 2000.
3. Donaldson T. Making stakeholder theory whole response// Academy of Management Review. 1999.Vol. 24. № 2. P. 237-241.
4. Berman S.L., Wicks A. C., Koteha S., Jones T.M. Does stakeholder orientation matter? The relationship between stakeholder management models and firm financial performance. Academy of Management//Journal 42. 1999. P. 488-S06.
5. Perrini F., Tencati A. Sustainability and stakeholder management. The need for new corporate performance evaluation and reporting systems//Business Strategy and the Environment, 2006. № 1S (S). P. 296-308.
6. Freeman R. E. Stakeholder theory of the modern corporation. General Issues in Business Ethics, 1994.
7. Donaldson T., Preston L.E. The stakeholder theory of the corporation: concepts, evidence, and implications//Academy of Management Review. 199S.Vol. 20. № 1, P. 6S-91.
8. Friedman A.L., Miles S. Stakeholders: theory and practice. Oxford University Press, 2006.