высших учебных заведений. Машиностроение. -2013. - № 10. - С. 36-41. doi:10.18698/0536-1044-2013-10-36-41.
9. Sharkov O.V., Koryagin S.I. Operational reliability of free-wheel mechanisms in a pulsed variable-speed drive // Russian Engineering Research. - 2017. - V.37. - No1.
- P. 9-12.
10. Xue W., Pyle R. Optimal design of roller one way clutch for starter drives // SAE Technical Paper. - 2004.
- 2004-01-1151. https://doi.org/10.4271/2004-01-1151.
11. Шарков О.В., Корягин С.И., Патрикеев М.В. Оценка механизмов свободного хода как объектов сервиса // Технико-технологические проблемы сервиса. - 2020. - №1(51). - С. 7-10.
12. Серегин А.А., Кравцов А.Г. Диагностика состояния элементов муфт свободного хода // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Машиностроение. - 2017. - Т.17. - №3. - С. 41-47. doi: 10.14529/engin170305.
13. Кузнецов Е.В., Хадкевич И.Ю. Влияние технического состояния муфт свободного хода реакторных
колес на характеристики гидродинамического трансформатора // Вестник Белорусско-Российского университета. - 2019. - №4(65). - С. 26-33. doi: 10.53078/20778481_2019_4_26.
14. Durkopp K., Bohnke H.-J., Jorden W. Specific friction and wear mechanisms in clamping-roller free-wheel clutches // Wear. - 1993. - V.162-164. - Part B. - P. 985-989. https://doi.org/10.1016/0043-1648(93)90108-X.
15. Авиационные зубчатые передачи и редукторы: справочник / под ред. Э.Б. Вулгакова. - Москва: Машиностроение, 1981. - 374 с.
16. Берикашвили В.Ш., Оськин С.П. Статистическая обработка данных, планирование эксперимента и случайные процессы. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. -164 с.
17. Львовский Е.Н. Статистические методы построения эмпирических формул. - Москва: Высшая школа, 1988. - 224 с.
УДК 62-758.1
ВЫЯВЛЕНИЕ НАИБОЛЕЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЗАРЯДНОЙ
СТАНЦИИ
Ф.О. Трегубов1, И.М. Трегубова2, А.С. Гаваев3
Тюменский индустриальный университет, Россия, 625000, г.Тюмень, ул. Володарскго , 38.
В статье проанализированы группы факторов(требований), предъявляемых потребителями к электрозарядным станциям для электромобилей и других нужд автовладельцев, внедряемым в инфраструктуру городской среды и выявлены наиболее существенные.
Ключевые слова: потребитель, электрические зарядные станции, метод попарного сопоставления.
IDENTIFICATION OF THE MOST SIGNIFICANT REQUIREMENTS FORTHE DESIGN OF
AN URBAN ELECTRIC CHARGING STATION
F.O. Tregubov, I.M. Tregubova, A.S. Gavaev
Tyumen Industrial University, Russia, 625000, Tyumen, st. Volodarsky, 38. The article analyzes the groups of factors (requirements) imposed by consumers on electric charging stations for electric vehicles and other needs of car owners introduced into the infrastructure of the urban environment and identified the most significant ones.
Keywords: consumer, electric charging station, pairwise matching method.
Введение
Совершенствование городской инфраструктуры требует тщательного изучения потребностей всех слоев населения, не только для улучшения качества жизни, но и для обеспече-
ния экологической, промышленной и безопасности жизнедеятельности населенного пункта.
Актуальность темы обусловлена активным ростом производства электромобилей, а также постоянным увеличением спроса населения на данный тип автотранспортных средств.
1 Трегубов Фёдор Олегович студент кафедры технологии машиностроения института промышленных технологий и инжиниринга, +7(929)264-96-18, e-mail: [email protected];
2Трегубова Ирина Михайловна - кандидат технических наук, доцент кафедры сервиса автомобилей и технологических машин института транспорта, e-mail: [email protected];
3Гаваев Александр Сергеевич - кандидат технических наук, доцент кафедры технологии машиностроения института промышленных технологий и инжиниринга, e-mail: [email protected]
Определение потребительских требований (ПТ) к новой конкурентоспособной продукции (городской электрической зарядной станции) основано на использовании методики Структурирования функций качества (СФК) [1]. В соответствии с методикой на первом этапе было создано два списка для опроса. Первый -передавался людям, владеющим электромобилями, с целью выявить - что для них является более приоритетным и комфортным при использовании зарядной станции (ЗС), учитывая их опыт использования аналогов. Второй - заинтересованным в приобретении электромобиля людям.
Благодаря разнородности состава групп, получена объективная оценка важности каждого из критериев для разработки новой городской зарядной станции (ЗС).
В опросе учувствовало 40 человек (30 -владельцы электромобилей, и 10 - желающие их приобрести).
В ходе проведения опроса потенциальных потребителей электрических зарядных
станций на первом этапе, были выявлены основные группы (типы) потребительских требова-ний(ПТ) и их состав (рис. 1).
На следующем этапе проведено ранжирование потребительских требований для того, что определить наиболее востребованы. характеристики. Для этой цели был использован метод попарного сопоставления [2]. Участвующим в опросе было дано задание попарно сравнить каждый из критериев и определить наиболее значимые ПТ. Результаты были внесены в специальную таблицу и проанализированы 7 экспертами с помощью метода попарного сопоставления табл. 1 - табл. 7.
В результате проведенного опроса был составлен список потребительских требований, справа от каждого пункта которого выставлен рейтинг, показывающий степень важности каждого критерия (рис. 2).
На следующем этапе после определения наиболее важные потребительские требования путем опроса, планируется проанализировать результаты.
Рисунок 1 - Потребительские требования: 1-Доступная цена; 2-Развитая инфраструктура (оптимальное количество зарядок); З-Защита от самовозгорания зарядной станции; 4-Изоляция токопроводящих компонентов/ использование предохранителей от короткого замыкания; 5-Влагостойкость/термоизоляция зарядной станции; 6-Отсутствие вреда для заряжаемой машины; 7-Наличие инструкции по использованию зарядной станции; 8-Простое мобильное приложение для зарядной станции; 9- Мощность зарядки до 150 КВт; 10-
Мощность зарядки до 6 КВт; 11-Бесперебойность зарядки; 12-Приятное цветовое оформление зарядной станции; 13-Звукоизоляция зарядной станции; 14-Качественная сборка/ качественные детали зарядной станции; 15-Красивый вид зарядной станции
15 10 5 0
1
2
3
4 5 6
8 9
1111111...
14
Рисунок 2 - Рейтинг потребительских требований: 1- Надежность конструкции зарядной станции; 2-От-сутствие вреда для заряжаемой машины; З-Защита от самовозгорания зарядной станции; 4-Развитая инфраструктура (оптимальное количество зарядок); 5-Качественная сборка/качественные детали; 6-Доступная цена; 7-Бесперебойность зарядки; 8-Простое использование зарядной станцией; 9-Мощность зарядки до 6 КВт (расположение возле дома); 10-Низкий уровень шума; 11-Мощность зарядки до 150 КВт (в общественных местах); 12-Простое мобильное приложение для зарядной станции; 13-Красивый вид зарядной станции;
14-Приятное цветовое оформление зарядной станции
Выявление наиболее существенных требований для проектирования ... Таблица 1- Эксперт №1
Потребительские требования А Б В Г Д Е Ж З И К Л М О П Пред почтение
А Отсутствие вреда для заряжаемой машины А А А А А А А А А А А А А 13
Б Простое мобильное приложение для зарядной станции А В Г Д Е Ж З И Б Л Б Б Б 4
В Качественная сборка/качественные детали А В В Д В В В И В Л В В В 9
Г Развитая инфраструктура А Г В Д Е Г Г И Г Л Г Г Г 7
Д Бесперебойность зарядки А Д Д Д Д Д Д И Д Л Д Д Д 10
Е Доступная цена зарядки А Е В Е Д 1 Е З И Е Л Е Е Е 7
Ж Простое использование зарядной станцией А Ж В Г Д Е Ж И Ж Л Ж Ж Ж 6
З Мощность зарядки до 6 КВт А З В Г Д З Ж И З Л З З З 6
И Надежность конструкции А И И И И И И И И И И И И 12
К Мощность зарядки до 150 КВт А Б В Г Д Е Ж З И Л К К К 3
Л Защита от самовозгорания зарядной станции А Л Л Л Л Л Л Л И Л Л Л Л 11
М Красивый вид зарядной станции А Б В Г Д Е Ж З И К Л М П 1
О Приятное цветовое оформление зарядной станции А Б В Г Д Е Ж З И К Л М П 0
П Низкий уровень шума А Б В Г Д Е Ж З И К Л П П 2
Таблица 2 - Эксперт №2
Потребительские требования А Б В Г Д Е Ж З И К Л М О П Пред почтение
А Отсутствие вреда для заряжаемой машины А А А А А А А А А А А А А 13
Б Простое мобильное приложение для зарядной станции А В Г Д Е Ж Б И Б Л Б Б Б 5
В Качественная сборка/качественные детали А В В В В В В И В Л В В В 10
Г Развитая инфраструктура (оптимальное количество зарядок) А Г В Д Г Г З И К Л Г Г Г 6
Д Бесперебойность зарядки А Д В Д 1 Д Д Д И Д Л Д Д Д 9
Е Доступная цена зарядки А Е В Г Д Е З И К Л Е Е Е 5
Ж Простое использование зарядной станцией А Ж В Г Д Е З И К Л Ж Ж Ж 4
З Мощность зарядки до 6 КВт (расположение возле дома) А Б В З Д З З И З Л З З П 6
И Надежность конструкции зарядной станции А И И И И И И И И И И И И 12
К Мощность зарядки до 150 КВт (в общественных местах) А Б В К Д К К З И Л Л Л П 3
Л Защита от самовозгорания зарядной станции А Л Л Л Л Л Л Л И Л Л Л Л 11
М Красивый вид зарядной станции А Б В Г Д Е Ж З И Л Л М П 1
О Приятное цветовое оформление зарядной станции А Б В Г Д Е Ж З И Л Л М П 0
П Низкий уровень шума А Б В Г Д Е Ж П И П Л П П 4
Таблица 3 - Эксперт №3
Потребительские требования А Б В Г Д Е Ж З И К Л М О П Пред почтение
А Отсутствие вреда для заряжаемой машины А А А А А А А А А А А А А 13
Б Простое мобильное приложение для зарядной станции А В Г Д Е Ж З И К Л Б Б Б 3
В Качественная сборка/качественные детали А В В Д В В В И В Л В В В 9
Г Развитая инфраструктура (оптимальное количество зарядок) А Г В Д Г Ж З И Д Л Г Г Г 5
Д Бесперебойность зарядки А Д Д Д Е Е З И Е Д Е Е Е 4
Е Доступная цена зарядки А Е В Г Е Е Е И К Л Е Е Е 7
Ж Простое использование зарядной станцией А Ж В Ж Е Е З И К Л Ж Ж Ж 5
З Мощность зарядки до 6 КВт (расположение возле дома) А З В З З Е З И З Л З З З 8
И Надежность конструкции зарядной станции А И И И И И И И И К И И И 11
К Мощность зарядки до 150 КВт (в общественных местах) А К В Д Е К К З И Л К К К 6
Л Защита от самовозгорания зарядной станции А Л Л Л Д Л Л Л К Л Л Л Л 10
М Красивый вид зарядной станции А Б В Г Е Е Ж З И К Л М П 1
О Приятное цветовое оформление зарядной станции А Б В Г Е Е Ж З И К Л М П 0
П Низкий уровень шума А Б В Г Е Е Ж З И К Л П П 2
Таблица 4 - Эксперт №4
Потребительские требования А Б В Г Д Е Ж З И К Л М О П Пред почтение
А Отсутствие вреда для заряжаемой машины А А А А А А А А А А А А А 13
Б Простое мобильное приложение для зарядной станции А Б Г Д Е Ж З И Б Л М О Б 3
В Качественная сборка/качественные детали А Б Г Д Е Ж З И В Л В В П 3
Г Развитая инфраструктура (оптимальное количество зарядок) А Г Г Г Г Г Г И Г Л Г Г П 9
Д Бесперебойность зарядки А Д Д Г Е Д З Д Д Л Д Д Д 8
Е Доступная цена зарядки А Е Е Г Е Е З И Е Л Е Е П 7
Ж Простое использование зарядной станцией А Ж Ж Г Д Е З И Ж Л Ж Ж П 5
З Мощность зарядки до 6 КВт (расположение возле дома) А З З Г З З З З З Л З З З 10
И Надежность конструкции зарядной станции А И И И Д И И З И Л И И П 8
К Мощность зарядки до 150 КВт (в общественных местах) А Б В Г Д Е Ж З И Л К К П 2
Л Защита от самовозгорания зарядной станции А Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л 12
М Красивый вид зарядной станции А М В Г Д Е Ж З И К Л М П 2
О Приятное цветовое оформление зарядной станции А О В Г Д Е Ж З И К Л М П 1
П Низкий уровень шума А Б П П Д П П З П П Л П П 8
Выявление наиболее существенных требований для проектирования ...
Таблица 5 - Эксперт №5
Потребительские требования А Б В Г Д Е Ж З И К Л М О П Пред почтение
А Отсутствие вреда для заряжаемой машины Б В Г А Е А А И А Л А А А 7
Б Простое мобильное приложение для зарядной станции Б В Г Д Е Ж З И К Л Б Б П 3
В Качественная сборка/качественные детали В В В В В В В И В В В В В 12
Г Развитая инфраструктура (оптимальное количество зарядок) Г Г В Г Е Г Г И Г Г Г Г Г 10
Д Бесперебойность зарядки А Д В Г Е Ж Д И Д Л Д Д П 5
Е Доступная цена зарядки Е Е В Е Е Е Е И Е Е Е Е Е 11
Ж Простое использование зарядной станцией А Ж В Г Ж Е Ж И Ж Л Ж Ж Ж 7
З Мощность зарядки до 6 КВт (расположение возле дома) А З В Г Д Е Ж И З Л З З П 4
И Надежность конструкции зарядной станции И И И И И И И И И И И И И 13
К Мощность зарядки до 150 КВт (в общественных местах) А К В Г Д Е Ж З И Л К К П 3
Л Защита от самовозгорания зарядной станции Л Л В Г Л Е Л Л И Л Л Л Л 9
М Красивый вид зарядной станции А Б В Г Д Е Ж З И К Л М П 1
О Приятное цветовое оформление зарядной станции А Б В Г Д Е Ж З И К Л М П 0
П Низкий уровень шума А П В Г П Е Ж П И П Л П П 6
Таблица 6- Эксперт №6
Потребительские требования А Б В Г Д Е Ж З И К Л М О П Пре дпо-чтение
А Отсутствие вреда для заряжаемой машины А В Г Д А Ж А И К Л А А А 6
Б Простое мобильное приложение для зарядной станции А В Г Д Е Ж З И К Л Б Б П 2
В Качественная сборка/качественные детали В В Г Д В Ж В И В Л В В П 7
Г Развитая инфраструктура (оптимальное количество зарядок) Г Г В Д Г Ж Г Л Г Л Г Г Г 8
Д Бесперебойность зарядки А Д В Г Е Ж Д И Д Л Д Д Д 6
Е Доступная цена зарядки А Е В Е Е Е Е И Е Л Е Е Е 10
Ж Простое использование зарядной станцией А Ж Ж Ж Ж Ж Ж И Ж Л Ж Ж Ж 10
З Мощность зарядки до 6 КВт (расположение возле дома) А Б З Г Д Е Ж И З Л З З З 5
И Надежность конструкции зарядной станции И И И И И И И И И Л И И И 12
К Мощность зарядки до 150 КВт (в общественных местах) А Б В Г Д Е Ж З И Л К К К 3
Л Защита от самовозгорания зарядной станции Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л 13
М Красивый вид зарядной станции А Б В Г Д Е Ж З И К Л М П 1
О Приятное цветовое оформление зарядной станции А Б В Г Д Е Ж З И К Л М П 0
П Низкий уровень шума А П В Г Д Е Ж П И К Л П П 4
Таблица 7 - Эксперт №7
Потребительские требования А Б В Г Д Е Ж З И К Л М О П Пред почтение
А Отсутствие вреда для заряжаемой машины А А А А А А А А А А А А А 13
Б Простое мобильное приложение для зарядной станции А В Г Д Е Ж З И К Л Б Б П 2
В Качественная сборка/качественные детали А В Г Д Е Ж В И В Л В В П 5
Г Развитая инфраструктура (оптимальное количество зарядок) А Г Г Г Г Г Г И Г Л Г Г Г 10
Д Бесперебойность зарядки А Д Д Г Д Д Д И Д Л Д Д Д 9
Е Доступная цена зарядки А Е Е Г Д Е Е И Е Л Е Е П 7
Ж Простое использование зарядной станцией А Ж Ж Г Д Е Ж И Ж Л Ж Ж П 6
З Мощность зарядки до 6 КВт (расположение возле дома) А З В Г Д Е Ж И З Л З З П 4
И Надежность конструкции зарядной станции А И И И И И И И И Л И И И 11
К Мощность зарядки до 150 КВт (в общественных местах) А К В Г Д Е Ж З И Л К К П 3
Л Защита от самовозгорания зарядной станции А Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л 12
М Красивый вид зарядной станции А Б В Г Д Е Ж З И К Л М П 1
О Приятное цветовое оформление зарядной станции А Б В Г Д Е Ж З И К Л М П 0
П Низкий уровень шума А П П Г Д П П П И П Л П П 8
Заключение
В результате опроса потенциальных потребителей была выявлено, что наиболее важным для потребителей оказался пункт «Надежность конструкции зарядной станции»; последующее место по важности заняли: «Отсутствие вреда для заряжаемой машины» и «Защита от самовозгорания зарядной станции».
Также был проведен опрос, в котором было определено, какую цену готовы заплатить потребители за 1 кВт/ч медленной зарядки (6 кВт) (рис.3) и за 1 кВт/ч быстрой зарядки (150кВт) (рис.4).
После анализа результатов опроса были сделаны следующие выводы, показывающие, сколько готов заплатить потребитель:
а) За 1 КВт/ч быстрой зарядки (до 150КВт) « 10 рублей;
б) За 1 КВт/ч медленной зарядки (до 6 КВт) « 4 рубля.
Литература
о Э
со со
си о
о ^
о |_
о
CL
15
10
5 5
23 10 56789 Цена, руб.
Рисунок 3 - Цена за 1 кВт/ч медленной зарядки
Рисунок 4 - Цена за 1кВт/ч быстрой зарядки
1. Борисова Т.А., Дмитриев В. Я.; под ред. Е. В. Ушаковой Системы менеджмента качества С.-Пе-терб. ун-т технол. упр. и экон. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2017. — 168 с.
2. Топышева Л.Л., Лавров Г.И. Экономика машиностроительного предприятия - Тюмень: Изд-во «Нефтегазовый университет», 2007. - 424 с.
0
3. Прусова В.И., Рахматулин Л., Пчелина М.В., Оси-пова Д.А. Современные тенденции и перспективы развития легкового транспорта в Москве // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. №1-1 (83). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/sovremennye -tendentsii-i-perspektivy-razvitiya-legkovogo-transporta-v-moskve (дата обращения: 17.03.2022).
4. Цыпулев Денис Юрьевич Электротранспорт и его интеграция в интеллектуальные сети будущего // Транспорт на альтернативном топливе. 2013. №1 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektrotransport-i-ego-integratsiya-v-intellektualnye-seti-buduschego (дата обращения: 12.04.2022).
УДК 004.05:504.064:656.13
5. В России насчитывается 16,5 тысячи электромобилей [Электронный ресурс]. - URL: https://www.autostat.ru/infographics/51535/ (Дата обращения: 07.05.2022).
6. Транспортные приложения Москвы [Электронный ресурс]. - URL: https://tmos.ru/mostrans/aU_news/3905 (Дата обращения: 08.05.2022).
7. Растущее число электромобилей [Электронный ресурс]. - URL: https://ruslom.com/rastuschee-chislo-elektromobiley-tait-v-sebe-sereznuyu-problemu-utilizatsii-po-okonchanii-sroka-ih-ekspluatatsii/ (Дата обращения: 17.03.2022).
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ МАШИН СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
В.Н. Ложкин1
Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 196105, Россия, Санкт-Петербург, Московский проспект, д. 149.
На основе анализа технического состояния двигателей пожарных автомобилей предлагается стратегия обеспечения санитарно-гигиенической безопасности их применения в местах эксплуатации. Концепция основана на использовании новых знаний о природе образования проблемных N0 и РМ25 непосредственно в цилиндрах, а также внедрения оригинальных методов и оборудования для технического диагностирования отказов топливной аппаратуры, эмульгирования водой топлива и замены штатного глушителя шума устройством, совмещающим функции нейтрализации и глушения шума отработавших газов на выпуске. Применение на двигателе оригинальных методов в комплексе позволило по 13 режимному нагрузочному циклу повысить его безопасность на 2 экологических класса.
Ключевые слова: пожарный автомобиль, двигатель, поллютанты, диагностика, эмульгирование топлива, нейтрализация отработавших газов.
SCIENTIFIC AND TECHNICAL STRATEGY FOR ENSURING THE SAFE USE OF SPECIALPURPOSE MACHINES IN EMERGENCY SITUATIONS
V.N. Lozhkin
Saint-Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia, 149 Moskovsky Prospekt, St. Petersburg, Russia, 196105 Based on the analysis of the technical condition of fire engine engines, a strategy is proposed to ensure the sanitary and hygienic safety of their use in the field of operation. The concept is based on the use of new knowledge about the nature of the formation of problematic NO and PM2.5 directly in cylinders, as well as the introduction of original methods and equipment for the technical diagnosis of fuel equipment failures, emulsification of fuel with water and replacement of the standard noise suppressor with a device that combines the functions of neutralization and noise suppression of spent exhaust gases. The use of original methods on the engine in a complex made it possible to increase its safety by 2 environmental classes for 13 regime load cycles.
Key words: fire truck, engine, pollutants, diagnostics, fuel emulsification, exhaust gas neutralization.
Введение. Состояние проблемы.
Пожарные автомобили (ПА), являясь в Российской Федерации основной техникой реагирования на чрезвычайные ситуации природного и
техногенного характера, непрерывно конструктивно совершенствовались в полифункциональном направлении [1] (рис. 1).
1Ложкин Владимир Николаевич, доктор технических наук, профессор, профессор кафедры пожарной, аварийно-спасательной техники и автомобильного хозяйства ФГБОУ ВО, тел. +7 (812) 369-55-18, е-mail: vnlojkin@yan■ dex.ru.